(Примечание - в скобках указаны таймкоды, относящиеся к описываемым фрагментам видео).
Казалось бы, фильм должен быть посвящен коралловому рифу, его подводному миру с небольшими вставками о работе исследователей, биологов, дайверов. Но из этого фильма я не почерпнул никакой фактической значимой информации. Подводная съемка ограничивается кораллами, других обитателях рифа почти не показывают.
Фильм перегружен моментами, призванными создать у зрителя ощущение, будто Фиджи - чудесное местечко, где можно приятно провести время в качестве туриста. Особенно раздражает желание режиссера демонстрировать зрителю местного биолога, с лица которого не сходит широкая улыбка, в любом кадре. Зачем-то показывают его родственников и близких. Надоедает и съемка залитых солцем пляжей, пальм, катеров. Всё в кадре говорит - мы счастливы, у нас вечный праздник и мухи не кусают. Показывают местных аборигенов (на 14:50) в накидках из пальмовых листьев, и какой-то их обряд, явно рассчитанный на туристов.
Большое раздражение также вызывает то, что фильм сопровождает неподходящая музыка. Музыка в стиле The Beatles 60-70-х годов (9:30-11:50, 41:30), фламенко, фьюжн (4:05, 15:20), кантри-рок (5:28), bluegrass (7:56), afro-funk (18:05). Всё это слишком далеко от медитативного наблюдения за живой природой и погружения в тайны океана. Фестивально, шумно, навязчиво-радостно.
В заключение перечислю моменты, оставившие приятное впечатление либо немного разбавившими эту приторную скукоту тревожным реализмом. Пролет на дельтаплане (5:28). Подводная съемка с демонстрацией примера симбиоза бычков и креветок-бульдозеров (9:40 - 10:40). Фрагмент про воздушную эмболию у одного из дайверов - об опасности для здоровья в связи с погружениями (25:20). Есть момент, где говорится о плохом самочувствии коралловой экосистемы, но съемка этой экосистемы длилась что-то около минуты.
— Скажите, как попасть на Восточно-Австралийское течение?
— Чу-у-увак, протри глаза, да ты по нему катишь!
Большой Барьерный Риф разбросал коралловые острова вдоль северо-восточного побережья Австралии протяженностью в 2500 км. Там всегда тепло и мелко, при отливах царство коралловых полипов массово показывается над поверхностью схлынувшей воды. И, конечно, природа, скрупулезно оживляющая арктические пустоши и африканские пустыни, просто не могла не расплескать всю палитру доступных человечьему глазу цветов. Экосистема, создаваемая на протяжении тысяч лет грибовидными кораллами, кораллами-мозговиками и «оленьими рогами», стала раем для морских звезд и морских черепах, рыб-попугаев и рыб-бабочек, китовых акул и малых полосатиков, буревестников и крачек. А также еще для нескольких тысяч видов морской живности и всего лишь около 40 видов растений. Такой природный парадокс.
«Приключения на Коралловом Рифе» - это маленький незаметный кирпичик в пирамиде людского интереса к гигантскому и легкодоступному природному океанариуму. Многочисленные туристы строго упорядочены шестью зонами доступа и строгими правилами «смотреть можно – трогать нельзя», непонятливым – драконовские штрафы. Ведь именно люди – главная опасность существования уникального объекта, образованного живыми организма, который отчетливо виден даже из ближнего космоса. А очередной всплеск географического интереса вызвал ровесник данной документалки – полнометражный мультфильм «В поисках Немо», в котором несколько симпатичных обитателей Большого Барьерного Рифа доплыли до самого края – города Сидней.
Разумеется, у операторов, дайверов и остальных членов съемочной команды не было никаких трудностей с выбором натуры. Даже испытываешь сожаление, что общий хронометраж картины составил сорок с небольшим минут. Да и основной акцент был на компьютерно-красочном симбиозе природной и цифровой картинки. Эффект стереоприсутствия с модной 3D-насадкой, возможно, и играл некую роль, но, гораздо любопытней было бы понаблюдать за подсмотренными историями из жизни жителей Рифа. А тратить достаточно приличную сумму в 10 миллионов на аквариумную съемку особого таланта не нужно. Впрочем, допускаю, что значительная сумма ушла на гонорары голосу за кадром Лиаму Нисону. Или команде Кусто, Жан-Мишеля Кусто, позировавшей с той или другой лениво проплывающей рыбой поэкзотичнее. И запомнившейся трюком с рыбой – чистильщиком зубов, допущенной для полировки зубных коронок оригинального ныряльщика.
Режиссер Грег МакГилври – известная личность в мире натуралистической документалистики. Дважды номинант на «Оскара» за картины «Дельфины» и «Живой океан». 24 проекта, начиная с семидесятых и продолжающихся по настоящее время. Эверест и Аравия, Арктика и Дикая Калифорния, тайны древней Греции и загадки скорости. Неудивительно, что при таком разбросе интересов, произведения лепятся как на современном промышленном конвейере. Яркая упаковка, блестящие детали, безупречная работы в пределах гарантийного срока – покупайте (смотрите) очередную новинку! «Приключения на Коралловом Рифе» полностью соответствуют этой характеристике. Красиво – да! Интересно – да! Через неделю забыто – да! Какие претензии можно предъявить к создателям? Все согласно купленным билетам. А то, что фильм не станет любимым и пересматриваемым, затерявшись в водопаде похожих проектов National Geographic или ВВС, таково судьба большинства современной продукции.
А в Коралловом море всегда тепло и солнечно. Голубой хирург увлекает в бесшабашное путешествие рыбу-клоуна, белуха заглядывается на рогатого занкла, стайка серебряных рыб-ласточек лавирует между чернохвостыми дасцилами, морскими львами и зелеными черепахами. Большой Барьерный Риф своей необычностью всегда будет привлекать внимание неравнодушных к красоте природы людей. И ещё не один десяток кинематографистов откроет нам куда больше тайн, нежели было показано в работе начала двадцать первого века конгломерата студий во главе с MacGillivray Freeman Films.