К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Детектив Шерлок Холмс и его верный друг доктор Ватсон вступают в противостояние с профессором Мориарти. Мориарти – криминальный гений, который незаметно режиссировал множество преступлений, расследованных Шерлоком Холмсом. В противостоянии с Мориарти даже гениальный детектив не может быть уверенным в собственной победе.

Не читал рассказы про Шерлока, но экранизация Игоря Масленникова выглядит очень книжно-театральной. Она получается такой, что порой при просмотре думаешь о том, что не надо было и экранизировать тогда. Такое я бы хотел видеть в театре, где ярчайшая актёрская игра при тонких образах необходима, чтобы все в зале видели, что ты там изображаешь. К сожалению, на экране это выглядит уже комично. Прежде всего, я говорю это про образ Мориарти.

Играют роль в моём недовольстве сцены, которые поставлены слишком просто и миниатюрно. Думаю, что для технологий советского кино в 1980 году просто не являлось возможным сделать эпичную масштабную сцену у Рейхенбахского водопада.

За противостоянием Шерлока и Мориарти в каждой знакомой мне экранизации наблюдать интересно. Пожаловаться на то, что мне было не интересно смотреть этот фильм, я не смогу. Я, вообще-то, не очень люблю «Шерлока Холмса». Но я наслаждаюсь химией между Мориарти и Шерлоком, а в сериальной экранизации 2010 года были и другие колоритные антагонисты. В фильмах Масленникова за этим противостоянием мне тоже было интересно наблюдать, но в меньшей степени, чем где-либо ещё.

Из достоинств фильма всё ещё подчёркиваю атмосферу Англии из детективной литературы. Также обозначу, что мне нравятся актёры. Несмотря на то, что образы в этом фильме, в сравнении с другими известными образами тех же персонажей, не впечатляют лично меня.

6 из 10

09 декабря 2024 | 11:43
  • тип рецензии:

1-го апреля 1981-го года американский астроном Эдвард Боуэлл открыл новый астероид, которому дал название '(5048) Мориарти'. И, конечно же, весь цивилизованный мир сразу же понял в честь какого персонажа астероид был удостоен такого названия. Это канонический враг гениального сыщика Шерлока Холмса, появившегося на страницах детективных рассказов сэра Артура Конан Дойла, которые должен прочесть любой человек, считающий себя образованным. Мориарти был полным противопоставлением Шерлоку Холмсу, хотя умён он был не меньше, чем прославленный популизатор дедуктивного метода в расследованиях. Но вот только Мориарти, который слыл гением математики и имел профессорское звание, нашёл ещё одно своё признание в обратной стороне закона - он стал негласным руководителем всего лондонского преступного мира. Благодаря своему интеллекту профессор Мориарти оплёл невидимыми нитями всю столицу Великобритании и ни одного серьёзного преступления не совершалось без его ведома. И только другой гений - Шерлок Холмс - смог увидеть этот клубок и потихоньку начал его разматывать...

Конечно же, ни один герой не обходится без архиврага, схватка с которым так или иначе неминуема. Для кого-то это - шаблон, для кого-то - стандарт, для кого-то - неотъемлемая часть большой истории. И в случае приключений Шерлока Холмса это именно последнее. Благодаря появлению на арене действий зловещего гения преступного мира профессора Мориарти перед нами открываются новые стороны Шерлока Холмса. Он не только частный сыщик, зачастую действующий за определённое вознаграждение (хотя мы знаем его ещё и как благородного человека, не берущего плату за свои труды), но и ещё тот, кто готов чуть ли не в одиночку бросить вызов самым опасным силам Лондона, дабы очистить его улицы от преступности. И когда отечественные кинематографисты готовились к съёмкам цикла адаптаций рассказов и романов сэра Артура Конан Дойла для телевидения, то обойти вниманием очерки, где Шерлок Холмс вот-вот подберётся к организации профессора, никак не могли. Впервые это стало понятно в серии 'Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа', а уже в следующей - 'Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка' - два заклятых соперника наконец-то схлестнутся лицом к лицу...

Литературным подспорьем данной серии художественного детективного телецикла от режиссёра Игоря Масленникова стал рассказа 'Последнее дело Холмса'. Сам сэр Артур Конан Дойл внёс данный рассказ в список лучших по собственному мнению, но при этом читатели были опечалены таким исходом, который был поведан в финале, что пиком возмущения стало письмо британской Королевы. И под давлением общественности сэр Артур Конан Дойл вернулся к персонажу лучшего сыщика всех времён и народов, чему пытался противиться. В нашей киноверсии 'Последнего дела Холмса' образ зловещего и смертельно опасного профессора Мориарти исполняет актёр, каскадёр и педагог Виктор Евграфов, от одного взгляда которого пробегали мурашки по телу. А озвучивание от Олега Даля превратило персонаж в очень реалистичного врага Шерлока Холмса. Честно говоря, их схватка на краю Райхенбахского водопада, который благодаря его описанию в книге сэра Артура Конан Дойла стал туристической 'меккой', одна из самых динамичных и напряжённых сцен всего цикла. К тому же эта сцена очень близка к жанру боевика, который в советские времена очень не приветствовался.

Теперь стоит посмотреть на Шерлока Холмса в '...Смертельной схватке' несколько с иной стороны. За всё время наблюдений за этим великим человеком его никогда нельзя было назвать трусоватым, он всегда был олицетворением отваги и мужества с непревзойдёнными джентльменскими манерами. Но здесь ему приходится бежать прочь от соглядатаев мстительного профессора, который неминуемо хочет поквитаться с сыщиком, разрушившим его преступную организацию. Но Василий Ливанов, непревзойдённо воплотившим персонаж Шерлока Холмса, так удачно передал свой образ в '...Смертельной схватке', что и здесь великий сыщик может считаться образцом для подражания. А насколько были искренние эмоции у Виталия Соломина, сыгравшего доктора Ватсона! Он так изобразил искреннюю горечь у Райхенбахского водопада, что ненароком ком подступал к горлу. Конечно, в данной серии мы опять, как и в предыдущей, не сможем целиком и полностью насладиться детективными способностями любимого героя, но зато прочувствуем его как обычного человека, который тоже может чего-то опасаться, но при этом всегда оставаться защитником своих принципов.

И с одной стороны 'Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка' - это весьма брутальная серия, пронизанная атмосферой противостояния двух гениальных личностей; с другой же стороны - это грустная история, такая же грустная как композиция, написанная великолепным Владимиром Дашкевичем для финала. Василий Ливанов, Виталий Соломин и Виктор Евграфов блистательны в своих образах. Но всё-таки лично мне, даже несмотря на все красоты, которые так ярко передал операторы картины Анатолий Лапшов и Юрий Векслер, не хватило остроты, детективного действия. Это, конечно же, очень субъективно, и исходит только из-за того, что серии, снятые по рассказам 'Пёстрая лента' и 'Этюд в багровых тонах' меня восхитили чуть больше.

9 из 10


P.S.: И, кстати, тот же астроном Эдвард Боуэлл открыл новые астероиды и назвал их '(5049) Шерлок' и '(5050) Докторватсон'.

13 августа 2022 | 15:19
  • тип рецензии:

Детектив. Экранизация рассказов всемирно известного английского писателя Артура Конан Дойла о невероятных похождениях знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его небезызвестного спутника доктора Ватсона. Как я уже и писал ранее, я считаю данные экранизации, поставленные талантливым советским режиссером Игорем Масленниковым лучшими. Их никто и никогда не сможет переплюнуть. И вот вам мое краткое мнение - Лучший Шерлок Холмс. У меня нет никакого желания разбирать некоторые косяки данной картины, но упомяну их отдельно. Но в основном сосредоточусь на выразительных достоинствах этого шедевра советского кинематографа.

Итак, вот они:

1. Атмосфера - как и в первой картине, здесь у нас Викторианская Англия в полном расцвете сил. Знакомые костюмы, декорации, предметы обстановки, все передает дух этой знаменитой эпохи, и погружает в нее зрителя. Атмосфера присутствует здесь с первого и до последнего кадра. Следует сказать, что во всей серии с атмосферой - полный порядок!

2. Детективные истории - в первой серии (Король Шантажа) нашим героям предстоит столкнуться с отъявленным мерзавцем и негодяем, и провернуть одно дельце. Во второй (Смертельная схватка) они нападут на след профессора Мориарти - 'Наполеона' преступного мира, и наконец в третьей (Охота на тигра) доведут это дело до логического конца. И если расследования в первой картине были занятными и интересными, то здешние полны драматизма и трогательных моментов, пожалуй они - самые эмоциональные во всей серии, да простят меня поклонники и фанаты. Я в некоторых моментах даже едва не пустил слезу. Конечно сценарные повороты мне были известны, ведь я читал книги, а сценарий максимально близок к первоисточнику, за что спасибо создателям.

3. Музыка - здесь композитор Владимир Дашкевич решил поэкспериментировать с композициями, что во-первых -усилило атмосферу, а во-вторых - усилило эмоциональную связь со зрителем, заставив последнего переживать за героев. Этот эксперимент так же усилил драматические моменты до высочайшей степени.

4. Юмор - его больше, чем первой части, и он гораздо смешнее, особенно в первой серии, где наши герои совершают один поступок, выливающийся целым ворохом комичных ситуаций. Во второй и третьей серии юмора практически нет, и это правильно.

5. Знаменитые актерский состав - в данную экранизацию Игорь Масленников позвал целую плеяду замечательных советских актеров, которые отлично знают свое дело, поэтому за актерскую игру можно не переживать.

Ну да, советский Мориарти не очень вписывается в книжный образ, ну да, на крыше одного из домов четко видна антенна, ведь съемки происходили в Риге, но это действительно мелочи, которые вот никак не портят общую картину.

Немного о главных героях:

1. Холмс, Ватсон, миссис Хадсон в исполнении Василия Ливанова, Виталия Соломина и Рины Зеленой - знаменитые жильцы дома 221 б на Бейкер стрит. Неутомимый Шерлок Холмс, неунывающий доктор Ватсон и незабвенная миссис Хадсон участвуют в новых делах, где ставки возросли, и сама жизнь висит на волоске. Замечательные актеры вновь вернулись к своим ролям - и исполнили их просто великолепно! Браво!

2. Майкрофт Холмс в исполнении Бориса Клюева - старший брат Шерлока, работающий в высоких правительственных структурах. Обладает не менее пытливым мозгом, чем младший брат. Статен, одет с иголочки, да и Борис отлично подходит на эту роль по внешности и характеру. Браво!

3. Профессор Мориарти в исполнении Виктора Евграфова - лидер преступной банды и очень опасный противник Шерлока, обладающий не менее острым умом. Несдержанный, скрытный, смертельно-опасный. Как я уже и писал, актера подобрали не совсем удачно, но на это я не обращаю внимание.

А в следующей части Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону предстоит раскрыть мрачный секрет древнего рода Баскервиллей, но об этом в следующий раз.

В итоге имеем отличный детектив о противостоянии Шерлока Холмса и профессора Мориарти, с отличной атмосферой, музыкой и юмором, и особенно - замечательными актерскими работами.

10 августа 2020 | 19:54
  • тип рецензии:

- Не только вы обладаете чувством собственного достоинства и сострадания к несчастным.

- Хорошо. Мы долго жили под одной крышей. Теперь, если не повезёт, будем делить одну камеру.


Еще одна серия знаменитого сериала о Шеркоке Холмсе и его друга и соратника доктора Ватсона. Холмс и Ватсон идут по следу шифровки и набредают на главу мощной криминальной организации, известной всей Европе - профессора Мориарти...

Сюжет, без долгой раскачки, продолжает историю, начатую еще в предыдущей серии. А также подводит зрителя к основной мысли нового сюжета. Далее идет по нарастающей, постепенно подбрасывая подробности, и остается на этом уровне до конца. Кончается эта серия весьма неожиданно, и практически обрубает все концы истории.

Ну а теперь к минусам. Главный минус фильма, который не дает этой рецензии стать положительной — типичность. К концу этой серии фильмов уже приедаться некая однообразность всех частей. Хотелось бы мне сказать что данная картина чем то отличается от остальных, но не могу.

Думаю по актерке бессмысленно что то уже говорить - все сказано до меня. Да и наверно нет такого человека, который бы не видел Василия Ливанова и Виталия Соломина в образе величайших детективов. Но если вдруг такой найдется, то бегом смотреть! Классика.

6 из 10

27 мая 2017 | 19:21
  • тип рецензии:

Чуть ли не со времен Ричарда I Львиное сердце в Британии даже злодействовать принято, не теряя горделивой осанки. Реальный размах преступлений династии Плантагенетов за прошедшие века теперь не оценить, но он и не так важен в сравнении с духом смертельной опасности. Без сомнения, Конан Дойль тщательно подбирал соперника, достойного противостоять Шерлоку Холмсу, и, когда его создал, то мог лишь предполагать, что личность Мориарти однажды сама обретет культовый статус. По воле писателя главный английский преступник предстает таким, как его описывает сыщик, и в подобной интерпретации профессора без труда прочитывается уважение к столь знаковой фигуре. Иначе быть и не могло – сэр Артур на полном серьезе хотел избавиться от надоевшего героя, обретшего непозволительно высокую популярность. Антагонист должен быть не просто таким же умным и сообразительным, как сам Холмс. Демонический магнетизм облика более значим, ибо слова имеют свойства стираться из памяти, а прожигающие глаза на мертвенно-бледном лице – нет. Игорь Масленников до того впечатлился книжным портретом, что его Мориарти обрел узнаваемые черты графа Орлока из немого «Носферату» и Клода Фролло из «Собора Парижской Богоматери». Думается, многострадальный Лондон и не заслуживал более жуткого злодея.

«Смертельная схватка» своим содержанием заставляет крепко задуматься над тем, что двигало Холмсом, когда он решил посвятить себя сыску. Мог бы, как Майкрофт, благочинно сидеть, раскуривая сигары в важных клубах рядом с еще более важными джентльменами. Вместо этого – опасность. На смену унылой чопорности – вечный поиск увлекательного дела. Противостояние с Мориарти – венец карьеры детектива. Так диктует жизнь, что по-настоящему великим в своем деле человек не может стать без ожесточенного противостояния, которое стоит всех радостей и удовольствий невинной в своем благородном прозябании жизни. Неслучайно в этой серии Холмс так настойчиво пытается отослать верного Ватсона по его делам – не в каждой дуэли требуются секунданты. Любому человеку знакомо чувство, когда бешено бьющееся сердце твердит о желанной цели. Она совсем близко – уже можно рукой достать, а что будет потом – неважно. Бесподобному Ливанову удалось пережить это состояние вместе со своим героем, для него самого это своеобразный пик исполнения. У подножия Рейхенбахского водопада теряют смысл любые, прежде такие важные, вещи. Дедукцию самое время усилить крепким кулаком. Конечно, где-то за кулисами еще остаются махинации Мориарти, куча загадок, связанных с истинным масштабом его деятельности. Да, все это есть, но только свите нечего делать без своего короля. А их здесь двое.

Педантичность англичан в соблюдении традиций выглядела бы странно без мастерства проведения церемоний. Вот и поединок сыщика с преступником превращен в полноценный ритуал. Дуэлянты достойны друг друга, а испытываемая ими ненависть с лихвой уравновешивается уважением. Где еще можно увидеть, как непримиримые соперники не доверяют револьверам, а отдают предпочтение рукопашному бою? Удивительно, как этот издревле считавшийся плебейским стиль так пришелся по вкусу Конан Дойлю. Но стоит копнуть поглубже, и разгадка не заставляет себя долго ждать. В цикле детективного романа нет наносной высокомерности, и даже закоренелые злодеи не лишены понятий о благородстве. Шантажист Милвертон верил в почетность своего разоблачительного ремесла. Что уж говорить о Мориарти, который вопреки инфернальности облика не какое-то эфемерное зло, терзающее английскую столицу, а прежде всего человек, имеющий свои слабости. Грандиозность логических размышлений, на самом деле, мало что значит, если сам теоретик не способен ошибаться и принимать свои ошибки. А как убеждает «Смертельная схватка», никто здесь не безгрешен, и перенос событий в нейтральную Швейцарию нисколько не меняет сути.

18 февраля 2017 | 15:37
  • тип рецензии:

Очень жаль, что с прошлой серии сериал продолжает разочаровывать. Эта серия по идее должна давать огромный накал страстей, ведь речь идёт о жизни и смерти нашего любимого Шерлока, однако на деле я не прочувствовала весь трагизм и серьёзность ситуации. Единственное, что спасает ситуацию, - музыка. Вот она великолепна, 10 из 10! Просто до мельчайших подробностей передаёт то, что по идее должен чувствовать зритель, не только слыша, но и видя то, что происходит на экране.

Мне очень жаль, что Смертельная Схватка на деле вызывает только смех и зевоту. Но самый главный минус даже не в этом... он, на мой взгляд, в кастинге на роль Мориарти. Если вспомнить недавнюю английскую экранизацию, то там Мориарти - именно то, что нужно! Внешность скользкая, в глазах безуминка, но чувствуется порода и интеллект, равный интеллекту Холмса. Помнится, Мориарти не раз обставлял Шерлока, и там в это верилось с лёгкостью. Здесь же на такого гениального Шерлока приходится откровенно умалишённый, без царя в голове Мориарти. Где Наполеон всея Лондона? Перед нами скорее пациент Палаты №6, но никак не блестящий математик.

Музыка, юмор, уже полюбившиеся персонажи, художники-постановщики и художники по костюмам всё же пока держат мой интерес на плаву. Надеюсь, следующая серия порадует. Надеюсь, я привыкну к такому вот Мориарти.

5 из 10

25 октября 2016 | 19:44
  • тип рецензии:

После удачных первых трёх серий в мини-сериале о двух самых знаменитых сыщиках, можно было не сомневаться, что приключения Холмса и Ватсона продолжатся, и в четвёртом эпизоде советские кинематографисты решили удивить телезрителей по-новому. Если все остальные серии были сняты в бедных декорациях, и там нужно скорее слушать, чем смотреть, то здесь присутствует довольно нешуточный визуал, даром что фильм телевизионный! Может, эта серия уступает 'Знакомству' и 'Кровавой надписи' по качеству и количеству отличных диалогов, но здесь есть, на что полюбоваться - конечно, нет дорогущего экшна, как в новейшем блокбастере Гая Ричи, да и неоткуда ему тогда было взяться, но присутствуют очень красивые пейзажи, на фоне которых сам Шерлок Холмс вступит в бой с коварным противником.

В фактическом продолжении третьей серии показано противостояние Холмса с криминальным авторитетом Мориарти, который не уступает ему в смекалке, и так же владеет дедуктивным методом мышления. При встрече с этим злодеем, Шерлоку впервые приходится применить силу, чтобы избежать смерти. Этот человек из хорошей семьи, с блестящим образованием, наделён феноменальными математическими способностями. Красивые виды скал и водопадов - места, где Холмс и Ватсон скрывались от Мориарти. Но этот тип достанет везде, и это приведёт к захватывающей экшн-сцене, что и вовсе невероятно для ТВ-фильма советского производства.

Как видите, особо значимых событий здесь не так уж и много, в основном активные действия, которые держат в напряжении, пожалуй, даже больше, чем напичканные бюджетной графикой голливудские блокбастеры. Первые две серии остались наилучшими в мини-сериале, они наиболее интересные и доступные к восприятию даже для молодого зрителя, даже для тех, кто не читал Конан-Дойля. 'Смертельную схватку' можно выделить как самую красочную и зрелищную серию, а все остальные серии малообразованному зрителю лучше пропустить, и сразу перейти к 'десерту' от Гая Ричи, где не нужно напрягать мозги. Данный же фильм тоже можно назвать отдыхающим кино для зрителей всех возрастов.

8 из 10

22 августа 2016 | 16:45
  • тип рецензии:

Смотрю этот фильм во второй раз. В первый раз незаслуженно поставила этой ленте низкую оценку 4 из 10, сделаю себе скидку на нежный возраст - я смотрела его в 15 лет, не все прочувствовала, наверно, теперь воспринимаю фильм иначе. Хотя даже сейчас вызывают снисходительную улыбку ортодоксально-книжный змееподобный антигерой, поезд, двигающийся со скоростью черепахи, с которого спрыгивают сыщики, совсем не европейская, а, наша, русская природа и финальная смешная, нереалистичная, постановочная драка Холмса и Мориарти.

Откровенно не понравился Мориарти. В этой экранизации его показали слабым, недостойным противником и в физическом, и в моральном плане, недостаточно умным, хитрым, способным - это основной минус фильма. Категорически не нравится, что злодеи одеты в тотал-блек. Слишком прямолинейно.

И все-таки, несмотря на казусы и недостатки, смотреть интересно, приятно, фильм заслуживает внимания - он по-своему прекрасен:

-А зачем, простите за любопытство, Вам понадобилась голова Купидона?
-Всю жизнь меня тянуло к прекрасному, не смог устоять.

Многие яркие фразы хочется вырвать из контекста.

Пунктики, которые я не увидела в первый раз, но которые с большим удовольствием отметила сейчас: стильные симпатичные костюмы (шляпы и кепи, клетчатая ткань, костюмы-тройки), величественная природа, джентльмены(в 15 лет я, конечно, не верила в существование таких людей).

А джентльмены это отдельная, очень интересная, история. Внутри что-то замирает, когда видишь на экране Мориарти, который уступает Шерлоку время на написание письма, или Джона Ватсона, который спешит на помощь больной незнакомке-англичанке в швейцарскую гостиницу, или то, как в предыдущей серии сыщики спасали честь посторонней им леди Брекуэлл.

7 из 10

06 января 2016 | 06:29
  • тип рецензии:

Еще один прекрасный фильм о Шерлоке Холмсе. На этот раз ему предстоит встретиться с самым опасным преступником - профессором Мориарти. Эта схватка может стать смертельной для них обоих, но Холмс готов пожертвовать собой ради спасения мира от преступника такого масштаба.

- Если бы я мог избавить мир от Мориарти, то я считал бы это венцом своей карьеры. И с чистой совестью ушел бы на покой.

Василий Ливанов и Виталий Соломин вновь прекрасно воплотили образы Шерлока Холмса доктора Ватсона. Не зря их считают эталонами этих персонажей, хотя мне нравятся и другие экранизации.

10 из 10

28 декабря 2015 | 10:34
  • тип рецензии:

Учитывая просто немыслимое количество киноадаптаций произведений Конан Дойля, имя Шерлока Холмса известно сегодня каждому ребенку. По этой же причине, судьба великого сыщика, когда речь заходит об экранизациях, нераздельно связана с его мрачным противником — профессором Мориарти. Именно с этим таинственным человеком зрителя знакомят в четвертой по счету части культового советского сериала.

События этой части разительным образом отличаются от ранее рассказанной истории. На этот раз знаменитому лондонскому сыщику и его верному другу, доктору Ватсона приходится иметь дело с целой преступной организацией, которая опутала своим влиянием всю страну. К сожалению, нам не раскрывают особенности организации и деятельности этого преступного общества, но необходимость покончить с этой опухолью на теле Лондона диктует знакомство с главарем. Первая же встреча с профессором Мориарти производит очень сильное и одновременно пугающее впечатление. Этот человек словно вышел из другой эпохи и обладает совершенно отталкивающей внешностью. Именно такие личности по обыкновению стоят за великими и ужасными деяниями. Во всяком случае, в рамках рассказанной истории, в это хочется верить. Также впервые место действия переносится за пределы не только Лондона, но и Англии — друзьям предстоит дорога в Швейцарию. Конечно, все это противостояние личностей и интересов в рамках истории рассказанной в Советском союзе для домашнего просмотра, выглядит иронично, но это даже к лучшему. Помогает создать добрую, несмотря на серьезные события, атмосферу уюта у камина.

Здесь не столь значимое внимание уделено успешному применению принципов дедукции, за исключением, пожалуй, сцены в местном клубе для игры в карты. Больший упор сделан на психологическую и эмоциональную составляющие в рамках соперничества между двумя блестящими умами — Холмса и Мориарти. Глаз радуют сцены на свежем воздухе, а среди них легендарная схватка у Рейхенбахского водопада, поэтому ностальгические чувства ввиду любви к литературному оригиналу просто бурлят.

8 из 10

17 октября 2013 | 20:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: