Кодзи Шираиши, удивительно что я впервые слышу это имя, ведь я люблю фильмы ужасы японские и тайские и т.д., и я раньше не видела его фильмы, хотя в числе его фильмов Женщина с разрезанным ртом, Гротеск и Цок-цок.
И еще одно честно я посмотрела этот фильм потому что его сравнивали с Проклятьем Такаши Шимицу, но они разные. Теперь мысли относительно фильма, честно фильм не плох, любители азиатских фильмов ужасов не найдут ничего нового, все те же призраки с белыми лицами и черными волосами, правда они теперь не скрывают лицо. Просто интересно смотреть, хотя напряженная атмосфера и саспенс присутствуют и выдерживается картинка в серо-темных тонах. Особенным этот фильм не назовешь, но!всегда есть но, снова любовь к японским юреям затмила все минусы малобюджетности, грима призраков, и прочее.
Многие вполне оправданно сравнивают фильм с 'Проклятием' Шимицу, которому, естественно фильм проигрывает во многих отношениях. Но я бы не стала этого делать. Мне не до конца понятны мотивы создания Дзю-рея, так как Шираиши вполне самодостаточный режиссер, проявивший себя в последствии. Но я заметила, что во всех его фильмах присутствует налет какой-то самодеятельности, домашней киносъемки. Что в Дзю-рей, что в Гуляющей мертвой девочке (отличный, кстати, фильм!), что в Женщине с разрезанным ртом и, особенно, в 'Цок-цок'. И на фоне всего этого выбивается ироничный gore 'Гротеск'. В общем, Шираиши такой профессиональный любитель, и не скажу, что это плохо. Фильмы у него получаются приятными, оригинальными, миленькими.
Вот и 'Дзю-рей' такой. Во-первых, по мрачности он выдерживает уровень крепких j-хорроров, так что один раз точно можно посмотреть. Ну, и сюжет интересный. Простая, почти минималистическая, манера съемки, коротенькие истории (почему с проклятием и сравнивают), классические призраки, волосы из мусорных пакетов. В общем, все по стандарту, но очень андерграундно.
И всё-таки японские фильмы ужасов - это вещь. Взять хотя бы тот же 'Звонок'. Не понимаю, как при таком низком бюджете можно было снять такой фильм? Это же классика.
А всё потому, что японцы до сих пор пренебрегают как таковыми компьютерными технологиями, предпочитая пугать нас страшной музыкой, напряжённой атмосферой и хорошо загримированными актёрами. И, как показывает практика, это действительно нас пугает.
Перед нами ещё одно творение жанра J-хоррор - фильм Коши Шираиши 'Джу-рей: Злобный дух'. Стоит упомянуть, что этот фильм, как и большинство японских ужастиков, имеют очень низкий бюджет. Соответственно, ожидать от него стоит немногого. Тем, кому азиатские ужасы уже 'приелись' вообще не советую.
Что касается меня, мне фильм очень понравился. Многие моменты до сих пор заставляют меня трястись от страха. Возможно, я тоже уже 'привыкла' к ужасам, но сказать по правде, напугать меня непросто. Теперь хочу пройтись по отдельным местам, чтобы охарактеризовать фильм.
Сюжет. Он меня изрядно удивил. Даже в азиатских творениях, где можно встретить всё что угодно, я не видела ни одного фильма, который шёл бы 'задом наперёд'. Сначала меня это очень раздражало, я смотрела фильм на оригинальном языке с английскими субтитрами (кстати, данный фильм с переводом найти невозможно). Но потом втянулась, и мне даже понравилась такая задумка.
Испуг. Это действительно страшный фильм ужасов! Я впервые увидела призрака с аккуратной стрижкой, которая не закрывает лицо, и меня это очень порадовало. Помимо убитой женщины, здесь есть и мальчик-призрак, наподобие Тошио из 'Проклятия'. 'Живые' волосы, скрипы призраков, страшные истории, которые школьницы рассказывают друг другу, лица в мусорных мешках и зеркалах - всё это и многое другое можно увидеть в данной картине.
Музыка. Обычно я не акцентирую внимание на музыкальном сопровождении, но по отношению к 'Джу-рею' решила сделать исключение. Жутковатая, очень напряжённая музыка сразу проникает в твой мозг и рождает страх. А в титрах, характерно для J-хоррора, звучит красивая песенка, помогающая нам расслабиться после скрипучих тёток.
Конечно, сюжет высосан из пальца. Ничего необычного и захватывающего. Многие моменты почти полностью скопированы из 'Проклятия' Шимицу. Собственно, разделение фильма на главы со смертью героя в конце каждой главы - изначально его идея. Но тем не менее, несмотря на эти минусы, фильм достойный. Он страшный, он запоминается - а разве для ужастика этого мало?
Не сказала бы, что он лучше 'Проклятия', но и не хуже. Поэтому такая оценка.
Коши Шираиши успел меня порадовать своим восхитительным 'Гротеском'. Остальные его работы вызвали чуть менее бурную реакцию. Тем не менее, думаю, что он достаточно интересный японский режиссер, работающий в жанре ужасов. Поэтому считаю своим долгом ознакомиться с его дебютной работой.
Для начала стоит сказать о технике исполнения. Мы имеем перед собой некую нарезку убийств, проводимых загадочными существами, которые немного напоминают чудика из 'Проклятия'. Каждая трагическая смерть - отдельная глава. Всего десять, причем идут в обратном порядке. Сначала десятая глава, потом девятая, ну, и так далее. Сначала они воспринимаются как разрозненные кусочки, но постепенно понимаешь, что это одна история. В конце нам покажут «Пролог», который раскроет зрителю, с чего все началось.
Подобное повествование задом-наперед нередко используется в мировой практике, но для жанрового кино вполне ново. Шираиши, как мне кажется, любитель нестандартных сюжетных переплетений, что конечно отличает его от подобных андерграундных режиссеров Японии.
Сам фильм смотреть интересно, местами немного жутковато, но, полагаю, найдутся люди, которые будут дрожать от страха. Сюжет поначалу трудноуловимый, но к концу все выстраивается в единую цепочку событий. Отдельно хочется отметить стремление режиссера пугать зрителя именно атмосферой, а не резкими моментами с громкими звуками. Из минусов же можно отметить явно любительский формат (все-таки дебютная картина), а также невнятность самих убийств. Но это не главное.
Главное то, что находятся еще режиссеры, которые при минимуме средств делают хорошее кино. А хорошее кино состоит в первую очередь из интересной истории, которую необходимо оригинально подать зрителю. У Шираиши эта история была, и, по-моему, он ее грамотно воплотил в этом видеофильме. И пусть кусают локти себе унылые американцы, которые бесконечно мусолят один и тот же сюжет, нашпиговывая все большим количеством спецэффектов в надежде, что от этого от результата будет слабее пахнуть. Для Японии байки про проклятия – тема тоже далеко не новая, но смотрится «Дзю-Рей» более гладко, нежели «Проклятие» Такаши Шимицу. Впрочем, это мое личное мнение.
Фильм рекомендуется к обязательному просмотру любителям японских фильмов ужасов, но зрителю, воспитанному на дорогих блокбастерах, он придется не по вкусу. Но кто знает, кто знает…