всё о любом фильме:

Способный ученик

Apt Pupil
год
страна
слоган«Под пеплом прошлого дремлет зловещее пламя...»
режиссерБрайан Сингер
сценарийБрэндон Бойс, Стивен Кинг
продюсерДжейн Хэмшер, Дон Мерфи, Брайан Сингер, ...
операторНьютон Томас Сигел
композиторДжон Оттмен
художникРичард Хувер, Кэтлин М. МакКернин, Луиз Мингенбах, ...
монтажДжон Оттмен
жанр триллер, драма, мелодрама, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  1.88 млн,    Италия  109.5 тыс.,    Испания  41.8 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время111 мин. / 01:51
История — любимый предмет американского школьника Тодда Боудена. Со страхом и трепетом он листает летопись кровавого прошлого, вглядываясь в лица безымянных жертв. Неожиданно мальчик выясняет, что его сосед — жестокий нацистский преступник, сумевший избежать правосудия. В обмен на свое молчание подросток требует, чтобы старик открыл ему зловещие тайны самой мрачной страницы в истории человечества.

Пока его сверстники штудируют физику и математику, Тодд изучает страшную науку, которую не проходят в школе — науку зла. Его сосед оказывается хорошим учителем. В тихом запуганном старике снова просыпается кровавый надзиратель концлагеря Курт Дюссандер. И для способного ученика наступает время решающего экзамена…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
53%
29 + 26 = 55
6.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Экранизация одноимённой повести Стивена Кинга.
    • Незадолго до премьеры Брэд Ренфро был арестован полицией по подозрению в хранении марихуаны и кокаина. 15 января 2008 года Брэд Ренфро умер от передозировки героина. Ему было всего 25 лет.
    • В фильме есть несколько отсылок к прошлому режиссёра Брайана Сингера. Например, он задействовал в фильме имена реальных людей — учителей, преподававших в его родной школе в Нью-Джерси. Талисман баскетбольной команды Тодда Боудена и её цвета (зелёный и жёлтый) — ровно те же, что были в школе Сингера. Кроме того, номер на футболке Тодда (85) совпадает с годом, когда режиссёр получил диплом о среднем образовании.
    • Впервые планы по экранизации одноимённой повести Стивена Кинга появились ещё в далёком 1984 году. Джеймс Мейсон должен был сыграть роль Курта, но, ещё до того как начались съёмки, он скончался от сердечного приступа. Ричард Бёртон, который рассматривался в качестве его замены, также умер, так и не успев получить официальное приглашение на участие в проекте. Третья попытка создания фильма состоялась в 1987 году, и на этот раз дело дошло до съёмок. Однако после шести недель работы были прерваны из-за значительного перерасхода бюджета, когда до завершения съёмочного процесса оставалось всего 10 дней. В главных ролях снимались Рик Шродер и Никол Уильямсон, а режиссёром был Алан Бриджес. Через год источники дополнительного финансирования были найдены, но от продолжения съёмок пришлось отказаться, поскольку Рик Шродер слишком сильно вырос за прошедшее время, и проект был окончательно заброшен. По словам самого Стивена Кинга, который получил возможность увидеть отснятый материал, экранизация должна была получиться очень качественной.
    • Съёмки фильма должны были начаться в июне 1996 года, но из-за значительных разногласий между режиссёром Брайаном Сингером и продюсером Скоттом Рудином и студией Spelling Films были отложены почти на полгода.
    • Закадровый голос одного из учителей в самом начале картины принадлежит писателю Кристоферу МакКуорри, близкому друга детства режиссёра Брайана Сингера и сценариста Брэндона Бойса.
    • Автор музыки к фильму Джон Оттмен должен был появиться в двух камео, которые так и не вошли в финальную версию картины. Он должен был прочитать закадровый текст от лица учителя в самом начале фильма, но в самый последний момент уже готовая запись с его голосом была заменена на запись с голосом Кристофера МакКуорри. Также он должен был стать учителем музыки, который дирижировал школьным оркестром на выпускной церемонии, но все кадры с его участием были вырезаны при монтаже.
    • По своему собственному признанию, 57-летний на тот момент актёр Иэн МакКеллен был порядком удивлен предложением сыграть роль по сценарию 75-летнего Курта Дюссандера.
    • После того, как Стивен Кинг узнал, что его повесть собирается экранизировать Брайан Сингер, он продал права всего за 1 $. Кроме того, писатель исполнил роль одного из гостей на выпускной церемонии.
    • В качестве одной из фотографий Курта Дюссандера времён Второй мировой войны был использован снимок рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, лицо которого заменили с помощью цифровых технологий на лицо актёра Иэна МакКеллена.
    • Премьера фильма была отложена на некоторое время, так как у Американской киноассоциации (MPAA) возникли вопросы в связи со сценой в школьном душе, в которой фигурирует обнажённый Брэд Ренфро (актёру не было и шестнадцати лет на момент съёмок). В итоге картина получила от MPAA прокатный рейтинг R.
    • еще 8 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Признаюсь честно, я не очень люблю читать Кинга. Нет, он хороший писатель, но чаще всего оказывается, что гораздо проще посмотреть экранизацию его книг. В разы интереснее читать Лавкрафта, поскольку его фантасмагории перенести на экран тяжело, и ни у кого толком не получается. А Кинг, словно специально, пишет сценарии, выдавая их в книгах. Универсальный боец. Интеллект его поражает, и если бы не работа по шаблонам, предположение о раздвоении личности Шекспира можно было бы распространить и на Кинга.

    Стивен вообще признанный мастер своего дела. И спорить с этим, как спорить с престарелыми тетками в очереди — так же бессмысленно. Его экранизировали, экранизировали, да все ни как не выэкранизировали. Кинг все еще не исписался, хоть в «Гриффинах» и шутили по этому поводу, мол «в новом романе Кинга будет убийцей… вот эта настольная лампа». Что важно для его экранизаций — простое повествование, с нарастающей интригой. Как в книгах. Не нужно интерпретировать, переделывать, нужно тупо перенести текст в цифру. «Способному ученику» это удалось. Сейчас кажется, что это кино одно из лучших экранизаций Кинга. А еще я в восторге от нацистов — они модно одевались и слушали хорошую музыку. Меня изредка обижают словом «фашист» и производными от него. Со временем это начинает нравиться. Прямо как старику из фильма.

    Экранизация получилась, даже не смотря на голливудский финал. Единственное, что разнится — в повести Кинг все же пытается придать образу мальчика сверхчеловечности, божественной крови. Поэтому, в конце и звучат слова «Я властелин мира!». Это не холодное безумие из фильма, это четкий итог общения с черным солнцем.

    Возможно, вы слышали о таких случаях, когда, в большинстве своем, подростки, заканчивали жизнь самоубийством, оставив предсмертную записку с лаконичными фразами о невыносимости бытия и о собственном сверх-понимании. «Я бог» и подобные оповещения толкают нас к познаниям буддизма. Этакие бродяги дхармы нашего времени. Осознание окружающей пустоты не вынесли их мозги. В то же время, враг буддизма — философия, заставляет жить. И здесь главное сравнение фильма (философии) и повести (буддизма). Кино придает человеческий лик главному герою, оно объясняет итог действий, осмысляет все произошедшее. Последняя сцена ясно дает понять, что способный ученик оправдал возложенные на него, им же, ожидания. А вот повесть, вроде медитации, ведет разум к завершению всего сущего, избавив душу от материальных оков. Литература более субъективна, она может заигрывать с читателем без особых последствий, нарушать же кинематографическую целостность опасно. Поэтому, такая интерпретация никоим образом не вредит экранизации, а скорее даже наоборот — заставляет взглянуть на другую сторону монеты. На этой стороне диаметрально-противоположная идея, которая так же ценна, ведь не будь двух сторон у монеты — книгу Кинга нам не продали.

    Кинг создал секту. Думаю, всем известна его модель продажи прав на произведения — 1$ в казну, при условии, что финальный вариант картины нужно согласовывать с самим автором. Таким образом, Кинг контролирует не процесс, но результат. Он контролирует зрителя, скармливая ему то, что нужно. Я шутил по поводу секты Кайни Веста, но сейчас кажется, что Стивен собрал больше прихожан. Кинг мастер, Кинг божество, я бы отдал свою дочь лишиться девственности с Кингом. Но Кинг при всем при этом человек, с маленькими глазами и большим ртом. Человек, чье творчество настолько мейнстрим, что, кажется, не прочитать хотя бы один его рассказ, или не посмотреть фильм по его сценарию то же самое, что пукнуть в слух на званом ужине. Моветон, yo! Кинг творец! Помнится, какой-то восточный писатель за свою жизнь создал около 10 миллионов литературных персонажей. Кингу 67 лет. Он еще успеет, он сможет — он гений!

    В остальном же: звук — goood, игра актеров — goood, татуировки — goood, приломление света — goood, режиссер — goood, саундтрек — goood, усы Швимера — very goood.

    17 июня 2015 | 00:50

    В своё время мой приятель, характеризуя одного нашего общего знакомого сказал, что внутри него живет «маленькое темное существо», этакий «монстр», который подталкивает его на плохие поступки. А я подумал, что именно эта темная сторона натуры отлично замаскирована и распознать её на первый взгляд не так уж просто.

    Исходя из названия фильма можно спокойно ждать того, что мы увидим учебный процесс, который многим из нас знаком не понаслышке. Да, мы его увидим, но предмет изучения в Учителя и Ученика будет своеобразен, поскольку он отсутствует в любой учебной программе.

    Лекция. Тема лекции посвящена жизни в немецком концлагере, где мы будем изучать не трагизм ситуации людей, что туда попали, а.. . обратную сторону медали. Ту, которую не расскажет ни один школьный преподаватель, и не потому, что он там, возможно, не был, а потому, что он этого … не делал. За счёт этого лекция становится необычайно интересной и насыщенной. Прочитана она была настолько живо и ярко, что воображение Ученика еще долго и не раз будет играть с ним злую шутку.

    Семинар. Любой теоретический материал необходимо закрепить на собственном опыте, иначе ценность и полезность знаний теряется. Учитывая специфичность предмета изучения проводить практические занятия чрезвычайно сложно, но жизнь подкидывает нам шанс в виде бездомного алкаша, которым не преминул воспользоваться Ученик. Вы скажете, что не он это начал. Но разве Вы забыли, что на семинаре Учитель и Ученик работают вместе?

    Экзамен. Почти год подготовки, в течении которого изучался необычный предмет, дал блестящие результаты. Когда перед Учеником возникла необходимость обезопасить себя от школьного советника он с этим превосходно справился. Полученные знания дали ему возможность увидеть людей такими как они есть на самом деле и использовать это в своих интересах. Вот почему выпускной экзамен был сдан на отлично. Ученик понял — предметом изучения весь этот час был он сам, а Учителем, исходя из взаимодействия учебного процесса, был не только старый сбежавший фриц.

    В фильме «Способный ученик» есть только два главных персонажа — Тодд Боуден (актер Бред Ренфро) и Артур Денкер, он же бывший немецкий надзиратель-медик Курт Дюссандер (актер Иэн МакКеллен). Кроме них, есть два второстепенных персонажа — бомж и школьный советник, которые отлично помогли Ученику раскрыть себя и понять свою натуру. Все другие персонажи эпизодичны, вот почему практически весь фильм на своих плечах вынесли только два главных героя. С этим заданием они справились просто превосходно!

    Игра Бреда Ренфро была невероятно реалистична: в течении всего фильма мы видим как постепенно меняется характер Ученика. От пытливого и самоуверенного юноши, который рад что решил очередную головоломку мы приходим к растерянному подростку, который сначала не в силах справиться с полученной информацией и не готов поверить в то, кто он на самом деле. В последствии он превращается в озлобленного и агрессивного юношу. Правда, следует отметить, что эти изменения по фильму не всегда идут ровно (лично у меня, был некий дискомфорт от таких резких прыжков), но в конечном итоге мы получили необходимый результат — молодой человек, который осознал и принял своё второе я (этакий вариант Hitlerjugend).

    Блестяще справился со своим амплуа актер Иэн МакКеллен. Сначала мы видим старого и шаркающего пенсионера, в котором трудно угадать бывшего нациста. Но по мере проведения занятий у Курта Дюссандера оживают не только старые воспоминания и навыки, но и желания (в данном случае замечательным штрихом является эпизод с кошкой). Марширующий по дому в немецкой форме с отсутствующим взглядом Иэн МакКеллен производит жуткое впечатление — действительно веришь в возрождение нациста. Нациста, который очень тонко подметил -»… дверь открыли и её уже не закрыть» (бесноватые неонацисты у здании больницы лишний раз тому подтверждение).

    У многих людей создается предубеждение, что фильмы ХХ века неинтересны, поскольку они стары. Но только не данная психологическая драма. Она актуальна как никогда и по сей день. Ведь подчас мы лично не знаем на что способны и кто мы есть на самом деле. Если отголоски чего-то плохого, отвратительного мы в себе нашли, то даже себе боимся признаться в этом и стыдливо отталкиваем полученное знание куда подальше, успокаивая себя, что я не такой, а другой (и это в лучшем случае). Но этот самообман не может длиться вечно — рано или поздно личность человека себя проявит и тогда мы услышим страшные истории. Такие истории, как история про Бабий Яр, которую рассказал Учитель своему Ученику.

    8 из 10

    21 июня 2013 | 20:47

    Признанным мастером по червивым душонкам в литературе является Стивен Кинг, и такая яркая проблема, как зарождение жестокости в молодом человеке, не могла не взволновать писателя. «Способный ученик» во многом уступает более цельному и богатому произведению «короля ужасов» на подобную тему — роману «Ярость», который в своё время был изъят из продажи, а впоследствии так и не был экранизирован. Но, пожалуй, жаловаться не стоит, так как режиссер Брайан Сингер в своей киноадаптации повести «Способный ученик» не только не поглумился над литературным первоисточником, как это неоднократно было с Кингом, но и сумел передать зрителю «слова и мысли» по данному вопросу самого писателя. Так что, я полагаю, Сингер и за «Ярость» немного отработал.

    Заложенное в человеке природой в определенный момент «вылезает» наружу. Необходим лишь внешний возбудитель и сопутствующая ему стрессовая ситуация, которые и откроют потаённые дверцы души. И молодой гений Тодд Боуден сам себе нашёл такой «возбудитель» в лице бывшего (бывшего?) нациста Курта Дюссандера. С нездоровой маниакальной настойчивостью мальчик вытягивает из нового знакомого подробности его тёмного прошлого, причём рассказы «слуги фюрера» действительно настолько подробны, что Тодд аж в холодном поту ночью просыпается. Однако «прикрывать лавочку» всё же не собирается, воспринимая происходящее как захватывающую игру.

    Затяжные встречи малого и старого приводят к тому, что в обоих просыпается одно чувство, как оказалось, общее для них — жестокость. И если до определенного момента фильм представлял собой какую-то пустую несуразицу с непонятными и даже неуместными сценами и с ощущением того, что актёры не доигрывают, то после маршировки Дюссандера в новенькой нацистской форме картина начинает изобиловать колоритными сценами проявления злобы и лжи, как уже учёного, так и ещё не вполне научившегося. И, конечно же, пик картины — это эпизод с бездомным, в котором и Боуден, и Дюссандер проявляют себя просто «отлично», что и не сомневаешься в том, что зло — их родная стихия, а Тодд — действительно способный ученик, не лишенный таланта в данной «области знаний», в чём в последствии зритель и будет убеждаться не единожды. Также стоит отметить, что все важные сцены подкрепляются соответствующей музыкой, характерной для психологических триллеров.

    В ходе развития событий раскрываются характеры двух центральных персонажей Тодда Боудена и Курта Дюссандера, которых играют Брэд Ренфро и Йен МакКеллен соответственно. Оба актёра справились с поставленной задачей достойно: всю гамму негативных чувств они передали через слова, через мимику и конечно же через глаза, наполнявшиеся периодически злобой. Особенно хорошо заметны метаморфозы героя Ренфро. А речь, произнесенная им на выпускном, убеждает, что Тодд уже готов: он уверен в себе и безбоязненно идёт навстречу злу.

    Финал фильма отличается от концовки книги. В повести Кинга на безоблачном существовании Тодда Боудена можно поставить крест. Последняя сцена в кинокартине даёт понять, что у молодого и одаренного злодея впереди ещё долгая жизнь, к которой он приготовился особенным способом. И также понятно, что жестокость бессмертна: Тодд Боуден — приемник Курта Дюссандера. Именно в момент смерти старого нациста, Тодд произносит: «Вы даже не представляете, на что я способен». Да нет же, представляем…

    27 июля 2013 | 20:43

    К любому фильму, который ставиться по книге всегда стоит относиться с опаской. И на это есть две причины: первая — фильм окажется хуже книги (как правило), вторая — фильм окажется лучше книги (из личных примеров могу привести Девять врат Полански с Деппом и книгу Клуб Дюма, или Тень Ришелье Артура Переса-Реверте). Правда, стоит отметить, что как первый, так и второй случай совершенно не могут браться в расчет как нечто объективное или поддаваться какой-либо оценке, потому что это как сравнивать круглое со сладким. Все зависит от конкретного человека. Тут же с удовольствием стоит признать, что соотносить, практически, не приходиться.

    И этот фильм и одноименная повесть Стивена Кинга — произведения искусства одинаковые по своей силе, смыслу и воплощению. И пусть существуют разночтения с первоисточником. Это совсем не мешает просмотру, потому что та линия, которая была добавлена, в книге показалась бы высосанной из пальца, а концовка, которую сменили, тут бы смотрелась бы как что-то незавершённое и уж чересчур фантастичное.

    А теперь собственно о фильме. Он хороший. Честно. Не прибавить, не отнять. Это одна из тех картин, которые хочется пересматривать вечерами, когда тянет над чем-то подумать. Фильм совсем не годиться для просмотра «с друзьями, под пиво». Тут нет динамики или экшена. Весь сюжет строиться на диалогах и взаимоотношениях подростка (Брэд Ренфро), который как и все в его возрасте имеет тягу к познанию мира, но еще не осознает, что есть настоящая жестокость и зло, и старого фашистского преступника (Иэн Маккеллен). Такие фильмы стоит смотреть в одиночестве и с серьезным настроем. Тут есть и смысл, есть противостояние героев, чувствуется внутреннее напряжение, и под конец ты вживаешься в их шкуры окончательно, и действительно начинаешь сопереживать даже фашистскому «упырю из Патэна», который показан обычным человеком. К слову — был несказанно удивлен, что Дюссандер изображён именно человеком, без всякой мишуры, которая часто сопровождает американские фильмы такой тематики — если нацист, то или больной идиот, или жалкий самовлюбленный трус с потугами на мировое господство. Правда, скорее это все же заслуга Кинга.

    О режиссере. Кроме того, что Брайана Сингера знают, в основном, по фильмам, поставленным по комиксам, не стоит забывать, что он еще снял «Операция «Валькирия»». А кто видел ту картину, и помнит стильность ей присущую (тематики, кстати, схожи), тот сразу поймет о чем я. Мастерски снято, хотя и есть небольшие недочеты.

    Об актерах. Иэн Маккеллен — лучший. Это без разговоров. В его роли, мне на какой-то момент показалось, даже нет игры — он проживает ее. Я бы совсем не удивился, если открыв его биографию, узнал бы, что он действительно когда-то воевал в рядах Вермахта, настолько он убедителен. Его желтые зубы, усы в никотине, пьяненькие глаза. Все сверх похвал. Брэд Ренфро — мне он показался не очень интересным. Может быть потому что еще молод, а требовать идеальной игры в таком возрасте нельзя, а может быть потому, что недостаточно тверд и иногда переигрывал с этим. Точно сказать не могу, но могло быть и лучше.

    В общем и целом я поставил бы 10 из 10, но за мелкие огрехи — 1 балл.

    9 из 10

    23 июля 2011 | 00:28

    Посмотрев еще один фильм, сценарий к которому готовил Стивен Кинг, не могу не оставить отзыв о сюжете и о постановке. Действительно способный, по крайней мере, так кажется по фильму, ученик американской школы, начинает проявлять глубокий интерес к истории нацизма. Для этого он обращатся к книгам, пытается заводить беседы со своим учителем, а также задает вопросы своим одногруппникам. Хочу сразу оговориться, что интерес к нацизму времен Второй мировой войны, просто так у людей не возникает, даже у профессинальных историков. И у Тодда он возник, поскольку он начал задаваться вопросами, ответы на которые можно найти в идеологии нацизма (почему люди поступают иногда именно так, и не как-то иначе: потому что это необузданная жестокость, приказ свыше, крик души?).

    Тодду удалось узнать, что по соседству с ним живет нацистский преступник, которого до сих пор разыскивают. Конечно, ему, как служившему в черных рядах германской армии, известно о своем лидере, идеологии и концлагерях больше, чем написано в книгах. Вопрос, знает ли сам Курт Дюссандер то, что составляли его поступки на самом деле? В них кроется не просто история тысячей загубленных душ, в них кроется подноготная человеческой психики, психики податливой и очень примитивной. Через годы, иногда человек забывает, что он совершал лет тридцать назад. Способный же ученик Тодд разбудил Курта и заставил его показать кто он. Зачем он это делал? Хотел увидеть исторический момент? Или посмотреть на безупречную осанку старого нацисткого преступника? Или потешить себя тем, что мог заставить старика сыграть перед ним? Как бы то ни было, думаю Тодд, тем хуже сделал. Он впитал в себя не только историю, но и беспрекословную способность подчинять себе людей, проявлять жестокость.

    Полагаю, что сюжет фильма самым наилучшим образом отобразил идею как книги, так и самого фильма. В моей интерпретации идея заключается в том, что человек, познав тайну человеческой жестокости, очень просто её начинает воспроизводить, его просто «обуревает» страсть беспрекословного подчинения себе.

    В постановке были и моменты сложные для описания, слишком напряженные моменты, но в целом, же оставил какое-то впечатление, мысли, над которыми еще можно работать.

    9 из 10

    11 августа 2009 | 12:44

    До 2013 года русскоязычные читатели Кинга в массе своей и не знали его «Способного ученика», так как без всяких предупреждений о том, что это сокращенный пересказ, публиковался только «Способный ученик» в изложении Таска — сокращенный более чем вдвое текст, довольно-таки сильно изменивший образы Тодда и Дюссандера в сторону смягчения.

    Хорошая даже вышла вещь, но от оригинала Кинга она отличалась так же существенно, как детский пересказ «Гаргантюа и Пантагрюэля» от изобилующего непристойностями и злой сатирой оригинала. Впрочем, теперь у нас есть полный перевод Антонова, не сказать, чтобы очень хороший, но вполне читабельный. На мой взгляд, оригинал — из «средних» произведений Кинга, добротная вещь, но бывало у него и лучше. Мне, видимо, по первому впечатлению, пересказ Таска нравится даже больше.

    Фильм — что-то среднее. Он полнее и более жесток, чем пересказ Таска, но в сравнении с оригиналом тоже подсокращен и смягчен. Как экранизация повести он весьма и весьма неплох, как фильм сам по себе тоже хорош.

    Во-первых, Маккеллен отлично вжился в роль старого нацистского преступника, успешно скрывшегося от правосудия, но ни в коем разе не раскаявшегося, а лишь затаившегося. К концу фильма мне даже захотелось, чтобы ад существовал, и люди типа Дюссандера попадали туда после смерти, и торчали там, пока не переживут все то, что пережила каждая их жертва. На что-то в этом роде в книге намекалось, но, на мой взгляд, образ Дюссандера там не вызывает столь сильных эмоций. Так что сэр Маккеллен горазд играть не только положительных Гэндальфов.

    Рэнфро ему явно проигрывает в уровне игры. Он старается, но ему чего-то не хватает. Но пойди найди подростка, который гениально сыграет постепенное обращение ко злу. И так герою «подтянули» возраст с книжных тринадцати до шестнадцати… в общем, что мог, он сделал.

    Их дуэт получился интересным — внешне «дружеский», по сути «вражеский», с легким оттенком архаичной чувственной подоплеки отношений «посвящающий-посвящаемый». Его суть не переврали, не упростили.

    Во-вторых, в фильме интересно переделали финал. Что-то вроде ситуации с «Мглой», где финал фильма в три раза страшнее финала повести, тут тоже. В повести зло пожрало само себя, тут все оказалось иначе… и страшнее.

    В-третьих, в фильме много удачных моментов. Эпизод с бродягой, который до последнего считал, что старик, пригласивший его выпить, желает от него лишь небольшой сексуальной услуги. Падение Тодда с велосипеда. Эпизод с голубем и баскетбольным мячом. Эпизод с соседом по палате, особенно его отчаянные рыдания на груди у ничего пока не понимающей медсестры. Кадры остановившихся глаз Дюссандера в кульминационной сцене.

    Есть и некоторые недостатки.

    Несколько раздражает поначалу очень прямолинейная «нарезка» сюжета по времени. «Прошел один месяц», «спустя три месяца». Но ко второй половине фильма повествование становится более плавным и цельным.

    Эпизод с рыжим котом кажется каким-то «от балды», он слишком рано появляется в фильме, мотивация Дюссандера не очень понятна, похожа на какую-то ситуационную «пьяную жестокость», а не на пробуждение уснувшего чудовища. Опять же, котика сценаристы решили пожалеть, что выглядит какой-то странной уступкой чувствительности зрителей при творящейся в фильме жути.

    Не так уж впечатляет очень яркий в книге эпизод визита Дюссандера к Калоше Эду. Дюссандер в оригинале мог при желании носить маску обаятельного, достойного джентльмена, очень харизматичного. Тут вышло как-то пресно, ну пришел, ну поговорили… где военная выправка, зонт-как-стек? Сидел в кресле скособочившись, что-то там говорил…

    Впрочем, не стоит придираться. При куче откровенно плохих, тупых и халтурных, экранизаций Кинга, эта вполне относится к немногим хорошим.

    27 сентября 2014 | 00:02

    Случайно увидев на полке магазина фильм «Способный ученик», я сразу им заинтересовалась, однако не купила. Это было примерно полгода назад. И вот вчера вечером я наткнулась на профиль этого фильма. И прочитала, что это экранизация. И не простая экранизация, а оригинальный рассказ принадлежит перу великого и «ужасного» Стивена Кинга. Уже давно усвоив, что неплохо бы перед просмотром очередной экранизации ознакомиться с оригиналом (в крайнем случае, после), я решила сейчас же начать читать произведение. А узнав, что оно не такое уж и большое, очень обрадовалась, что мне не придется надолго прекращать чтение «Войны и мира» в пользу кинговского триллера. Так и произошло: где-то в третьем часу я закончила читать.

    Сейчас я закончила смотреть.

    Тодд Боуден, «тринадцать лет, нормальный рост, здоровый вес, волосы цвета спелой пшеницы, голубые глаза, ровные белые зубы, загорелое лицо, не испорченное даже намеком на возрастные прыщики». Правда, в исполнении Брэда Ренфро, светлая ему память, Тодду на вид лет шестнадцать. Впрочем, это неважно, потому что с ролью Брэд справился блестяще. Амбициозный, целеустремленный, хитрый мальчишка. Мечтает стать детективом, и можно с уверенностью сказать, что у него это получится. Слишком просто он нашел объект исследования. Увлекаясь историей, он получает некое наслаждение от фашистской тематики, а именно ему нравится копаться в военной литературе, читать про нацистов и про то, какие жестокости они вытворяли. И тринадцатилетний мальчик Тодд узнал в своем стареньком соседе одного из самых жестоких нацистов, о котором он и прочитал в старых газетах. Начал его преследовать, фотографировать, даже снял отпечатки пальцев и убедился, что они «совпадают по четырнадцати позициям». До чего смышленый малыш, он оказался способным разглядеть в человеке немецкого нациста без проявления тем каких-либо признаков этого. Но он оказался способен не только на это.

    Улыбка не сходила с его лица — открытая и обворожительная, она как бы предвосхищала приятную встречу. Справа звонок, под ним две аккуратно привинченные дощечки, закрытые от дождя пластмассовыми накладками. Немецкая предусмотрительность, подумал Тодд и еще шире улыбнулся. Такое могло прийти в голову только взрослому, и Тодд мысленно похвалил себя. Не в первый раз.

    Курт Дюссандер, выдающий себя за Артура Денкера, в исполнении Иэна Маккеллена получился именно таким, каким я себе его и представляла. Тодд подумал, что старик похож на Альберта Эйнштейна и, одновременно, на киноактера Бориса Карлоффа. Длинные седые волосы, отдававшие в желтизну, которая вызывала ассоциацию, увы, не со слоновой костью, а с никотином. Лицо морщинистое, помятое после сна. Не без неприязни Тодд про себя отметил, что у старика двухдневная щетина. «Выбритое лицо — это солнышко в пасмурный день», — любил говорить отец, брившийся и в будни, и по выходным. Вынужденный подчиниться мальчику, он выполняет его поначалу единственную просьбу — рассказывает ужасные подробности издевательства и жестокости над пленными мальчику, которому, по его собственному выражению, нужно «побольше чернухи». Старик загнан в угол, но он не глуп. И потому находит лазейку взять контроль над мальчиком, запугать его, как тот запугал его самого. Они становятся союзниками в этом странном деле, они совершенно разные, но их объединяет одно: Тодд только постигает «прелести» германского фашизма и нацизма, а давно забывший об этих вещах старый немец испытывает странную ностальгию по жестокости, которой занимался тридцать (по фильму — сорок) лет назад (и за что и страдает теперь в страхе перед разоблачением полицией). В этом плане в фильме сделали более жесткий акцент (сцена, где Курт хочет сжечь кошку, но слава Богу, у него не получается, и Тодд, добивающий баскетбольным мечом раненого голубя).

    Ученик впитывает все познания и приобретает немалый опыт: и шантажировать научился, и человека убил, и выдумщиком оказался хорошим. Ничего не скажешь, хороший ученик. Но Тодд заигрался с огнем и перестал распознавать границу, где заканчивался его контроль над Дюссандером, а где начиналось ограничение его собственной свободы. И теперь они неразрывно связаны и оба зависят друг от друга. Естественно, такие дела не могут кончиться хорошо. И рано или поздно вся правда о мальчике, имеющем задатки фашизма, и о мужчине, старом нацисте, вскроется.

    А мораль такова: детское любопытство и амбиции, дерзкое желание доказать себе и всем, что ты уже взрослый часто приводят не к самому утешительному результату. Фашизму — нет. Учебе — да. И спички детям, да и взрослым, не игрушка.

    9 из 10

    16 июня 2009 | 12:44

    После просмотра данной картины, судорожное сердцебиение унять сразу, было достаточно сложно…

    Был очень приятно удивлён, что режиссёр фантастических Людей-Х и Супермена-Возвращенца, умеет такое делать!

    Брэд Ренфро — на редкость хороший актер из молодых (на момент съёмок, конечно же). Он выдаёт именно те эмоции, которые возникают у тебя, когда сам сталкиваешься с теми или иными обстоятельствами. Ему веришь. И от того, как развивается сюжет становиться страшно, очень страшно!, от того, что буквально видишь, в какого монстра превращается обычный парень…

    Йен МакКеллен — бесспорно мэтр! Это актёр уровня наших Янковских и Евстигнеевых!

    Много моих знакомых, любит смотреть ужасы или ужастики… Но «Способный ученик» напугал меня больше, чем, какие-нибудь «28 дней спустя» или «Чужой»! Нагнетание ужасов холокоста не с чем сравнить. Это фильм о том, что монстры, живут среди нас. Они скрывают свою личину от посторонних и иногда даже сами начинают верить в свою «легенду». Но стоит только дать повод. Весомый повод. И они раскроются перед вами во всей красе, как павлины свой хвост. И вы покроетесь мурашками, волоски на теле встанут дыбом, а сами вы не сможете пошевелиться, загипнотизированные взглядом этих чудовищ! У них нет огромных зубастых пастей. Нет у них и лап и щупалец. Но есть это непреодолимое чувства превосходства и власти над вами… Всё это я пережил при просмотре данного фильма.

    Не идеальное кино. Но великолепное в своей сути.

    8 из 10

    16 февраля 2010 | 01:01

    Для некоторых насилие имеет неодолимую притягательность, оно как магнит привлекает к себе, заставляя изучать, рассматривать, анатомировать по частям процесс насилия. Существует множество способов для того, что бы дать пищу неистовому желанию познать насилие: начиная от просмотра медицинских справочников по строению человека или жесткого секса с садистскими элементами, вплоть до убийства.

    Американский школьник удовлетворял свою тягу к насилию посредством изучения трудов про систему уничтожения людей созданную в Третьем Рейхе. Его интересовали не только сами концлагеря, но и люди, которые ими управляли. С любовью, и тщательностью достойной лучшего применения им были собранны досье, благодаря которым он, нашел человека, который смог ему рассказать, каково это — применять неограниченное насилие. Так начинается сотрудничество пожилого нациста и ученика средней американской школы.

    В фильме, на суд зрителя представлена великолепная психологическая работа: поединок двух людей длящийся почти два часа экранного времени вобравший в себя как теорию, так и практику насилия. В начале было требования подростка, рассказать ему обо всем, и вот мы смотрим на старика, который во всех подробностях рассказывает о массовых убийствах, и видим, как восторженно, с неподдельной радостью молодой парнишка впитывает это уникальное знание.

    Крики, вопли, стоны умирающих, пепел от сожженных детей, пули разрывающие головы… насилия так много, что оно начало вторгаться в его сны, оно окружает его и подчиняет себе, воспитывая в нем необходимую жестокость. Как гвозди в доски гроба, слова входят в сознание, зарождая где-то глубоко внутри чувство удовлетворения и понимания, понимания того факта, что миром управляет насилие, и любая тварь готова прыгать и бегать по твоему приказу, лишь бы ей не причинили вреда.

    Он полностью отдается этому перерождению, которое дает ему неограниченную власть над обычными смертными, ведь они бояться насилия, и готовы подчиняться любому, кто сможет защитить их. Это великолепная лента, где нет ни единого лишнего кадра, она насквозь пронизана эмоциями больного сознания, полностью захваченного лишь одним стремлением — уничтожить… врага или друга не важно, главное это реализовать страсть.

    10 из 10

    27 июля 2008 | 00:35

    В последнее время сильно начал интересоваться творчеством «его величества» Стивена Кинга. Под руку попался малоизвестный фильм по его произведению «Способный ученик».

    Начну с того что, фильм меня поразил глубиной мысли… и почему о таком интересном фильме я узнал только что?

    Тодд Боуден — одаренный студент, у которого на столько в жизни все гладко и ровно, что его начинают интересовать совсем не юношеские вещи. К одним из таких вещей была страсть к истории, а именно вторая мировая война со своей кровавой жестокостью. Копаясь в «темном прошлом» наших отцов, он узнает в своем соседе жестокого нациста, служившего во время войны унтер офицером в самом страшном концлагере тех лет. Детское любопытство и «американская самоуверенность» берут над ним вверх, и он направляется узнать правду от человека, который для всего мира чудовище. На наших глазах Тодд, потеряв чувство реальности, пробуждает из запуганного старика Артура Денкера в Курта Дюссандера, того самого немецкого нациста. И главный герой сам того не подозревая получает те уроки зла, которые наше общество уже давно пытается забыть.

    Фильм заставил улыбнуться некоторыми моментами, а именно где ещё увидишь того самого гендальфа в нацисткой форме, и конечно концовкой, как парень ловко справился с ученическим советником, а сцена плачущего бывшего узника концлагеря затронула все уголки сердца. В кого превратиться главный герой после такой школы неизвестно, но наивно считать, что он будет всегда идти честным путем.

    От картины я в восторге, к игре актеров нареканий нет. Брайану Сингеру в руки попал блестящий материал, он же в свою очередь справился с работой и смог грамотно перенести его на экран.

    P. S. Смотреть всем кто любит сложные фильмы, где можно «по работать» мозгами.

    17 сентября 2009 | 17:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>