'Былые времена', 'Другие времена' - это более точное название картины. особенно если учесть, что в 1954 году режиссер Блазетти снял продолжение - 'Наши времена' (Tempi nostri).
Нестандартная сюжетная фабула у этого фильма. Букинист (Альдо Фабрици) выкатывает на бойкое место телегу с книгами.
Место это - рядом с газетным киоском. В газетах - драмы, трагедии, злоба дня. Бегают мальчишки, рекламируют газеты. Бабка в киоске орет во все горло. Но букинист не сдается.
Он раскрывает подержанные книги и читает. Читает сам и дает другим. Последовательно перед зрителем разворачиваются сцены по драматизму и накалу не уступающие газетным сенсациям, а также лирические и любовные.
Книги, к чести авторов фильма, все итальянские. Молодцы - любят, ценят и продвигают свое национальное искусство!
Первая сцена - отрывки из балета-шоу 'Excelsior'. Началась после того, как букинист развернул старую афишу. Смешное представление, где в главной роли прогресс, наука, индустриализация и т.п..
Во второй части по рассказу Камилла Бойто 'Меньше чем за сутки' показано свидание за городом двух буржуазных любовников, живущих в бурном ритме и выкроивших на него менее суток. Естественно, они ничего не успели. И едва не опоздали посадить женщину на поезд. Сцена насыщена клятвами, бурными выяснениями, фальшью отношений.
Третья часть - историческая, батальная. Австрийцы атакуют итальянский отряд во главе с капитаном, засевший в доме. Пальба, крики, смерть. За подмогой посылают маленького барабанщика. Он успевает, но при этом получает ранение. Последние кадры: госпиталь, капитан разговаривает с мальчиком. Тот откидывает одеяло - ноги нет. Капитан снимает фуражку.
Мальчик протестует - 'Что вы? Вы же капитан!'. 'Я не капитан - а ты герой!' По рассказу Эдмондо де Амичиса 'Сардинский барабанщик'. Снято с преувеличенным чувством патриотизма, где-то даже напыщенным, бравурным (как мне показалось, немного в ироническом ключе).
Четвертый эпизод - о стычке двух крестьян за несколько кучек ослиного навоза. По рассказу Ренато Фучини 'Интересный вопрос'.
'Идиллия' - так называется пятая часть по одноменному рассказу Гуидо Нобили. О летних днях маленького мальчика, которого поцеловала соседская девочка. Короткие штанишки, служанки, красивые палаццо.
И опять супружеская измена. Но уже с трагическим концом. Роковой треугольник по пьесе Луджи Пиранделло 'Тиски'. Жена, изменив, решает застрелиться.
Но так же как и в жизни - все перемешано. Не стоит забывать и о развлечениях. Поднимая рассыпанную стопку нот, букинист приглашает нас послушать несколько замечательных музыкальных номеров.
Последняя часть, 'Процесс над Фриной', посвящена великолепной фигуре Джины Лоллобриджиды. Этот эпизод вынесен и на постер к фильму. В нем Эдуардо Скарфоглио обыгрывает античный сюжет, когда последним доводом для судей становится обнажение красоты подсудимой. Совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу - говорили древние греки.
Немного затянутый фильм, но познавательный и увлекательный. Очень понравился Альдо Фабрици. Настоящий гуманист.
8 из 10