После выхода 'На север через северо-запад' получил массу положительных отзывов и он заслуженно занимает приличные позиции в списке лучших фильмов. Благодаря ему Альфред Хичкок в очередной раз подтвердил статус хорошего востребованного режиссёра 20 века. А знаменитая сцена, где главный персонаж убегает от пикирующего самолёта на кукурузном поле, знакома многим и стала своего рода культовой.
История фильма заключается в следующем: рекламный агент по имени Роджер Торнхилл ввязывается в неприятности, когда его ошибочно принимают за несуществующего агента Каплана. Роджер никак не связан ни с какими разведками и шпионами, однако люди, убеждённые в обратном, пытаются его убить. И тут начинаются приключения Роджера, который пытается бежать и спасти себе жизнь. К тому же ему нужно разобраться в деле и как-то доказать, что он не является никаким агентом.
Захватывающий сюжет, фильм динамичный и за действием нескучно наблюдать. Роджер привлекательная фигура в фильме, он быстрый смекалистый, его многие сравнивают с Джеймсом Бондом, хотя они похожи лишь отчасти и преследуют совершенно разные цели. Так что с уверенностью можно заверить, что актёр Кэри Грант на отлично справился со своей ролью.
Есть и свои недостатки у фильма, например нелогичные действия, когда в одной из сцен Роджера хотели подставить в убийстве и это получилось, при том, что произошло у всех на виду в месте большого скопления людей. Такие неразумные детали сильно бросаются в глаза и оставляют зрителя в недоумении. Подобного рода ляпы характерны для фильмов тех времён и в частности для Хичкока. Впрочем, это не портит впечатление о картины, потому что сюжет сам по себе интересный, события проходят активно, всё это держит в напряжении, потому не зацикливаешься на таких моментах.
Фильм нельзя назвать великим творением, по сути это очень хороший приключенческий триллер, ставший классикой американского кинематографа.
Картина совершенно не похожа стилю режиссёра, шпионский боевик, который изначально казался мистическим приключением. Смена жанров будто имела основание дать мотивацию для персонажей, лишить интриги, а из хорошей истории «батя» саспенса раздул оперу в стиле «бондианы».
Интрига на начальном этапе знакомит нас с заложником случайных обстоятельств, объектом обмана и жестокой игры с судьбой. Выступает в роли мальчика для битья Кэри Грант (внезапно, не Джеймс Стюарт). Жертвенность и толика драматизма задают тон великолепной афере, которая поражает своим исполнением. Подобные обманы главного героя мы уже видели, но всё равно приятная интрига и щепотка саспенса рождают ложные обвинения персонажа.
Переживать за Кэри Гранта – основная задача зрителя. Только ты знаешь, как обстоят дела, а весь мир обвиняет невиновного человека. Что же, это было приятно. Попытки добиться правосудия, привезти аргументы и дать наконец-таки логичное объяснение своему поведению – первая часть хронометража. Заблуждение составляют квестовый сюжет, нашему вниманию представляют хитрую игру плохих парней, которые всё расставляют по своему усмотрению. Фильм справляется с задачей путаницы, беспрекословно метая героя из стороны в сторону, пока на пути не попадается женщина.
На этом картина теряет свою грациозность, превращается в нудное повествование, пока на смежных порах идёт сюжет с кражей личности. Нужно было больше внимания уделить переживаниям героя, а то романтический интерес, конечно, хорошо, но он приводит к длинной паузе между важным знакомством и развязкой. Интригующей в свою очередь выступает героиня Ева Мари Сэйнт – мы ничего не знаем об этом человеке, а тайные (хотя банальные) движения незаметно от Кэри Гранта рождают опасения.
Персонаж проработан хорошо, вот только с путаницами сторон происходит конфуз. Не знаешь, кому верить, а специальные поступки дамы рождают совершенно противоположные мысли. К сожалению, теряется основная нить антагониста в прекрасном исполнении Джеймса Мейсона, с которым я недавно познакомился в «Лолите» Стэнли Кубрика. От шпионских преследований ни осталось и следа, а сюжет рождает очередных важных (пусть и косвенных) героев, чтобы раскрыть почти все карты перед зрителями.
Проблема в том, что «сталкинг», преследование (не Нолана!) теряется, нет ажиотажа от лже-объекта, ты про него забываешь до финального эпизода, весь этот промежуток уделён романтизму. Не спорю, что связь была с главным противником, но только устная, когда мы могли наслаждаться в меру путаницей и борьбой с самим собой, как в триллере «Неизвестный» Жауме Кольет-Серра. Но Хичкок реабилитируется под финал, даря развязку в стиле агента 007 британской разведки.
В итоге, фильм мечется от разных жанров, противопоставляя детективу мелодраму, но в итоге жонглирует этими жанрами под финал. Местами нудно и растянуто.
Респектабельного рекламного агента Роджера О. Торнхилла неизвестные похищают прямо в ресторане и завозят в шикарный особняк, где ему делают непонятное предложение, а именно «раскрыть все шпионские тайны» и «работать на нас». Оказывается, похитители уверены, что перед ними находится хитро сделанный шпион Каплан, и если его не удалось перекупить, тогда придется убить. Но уже первая попытка подстроить автомобильную катастрофу с «мертвецки пьяным клиентом» терпит крах. Впрочем, на этом большие неприятности Торнхилла только начинаются. Уже на следующий день его будет разыскивать полиция Штатов за убийство человека в главном здании ООН, а сам подозреваемый в это же время начнет выяснять, кто такой этот Каплан, из-за которого у него столько смертельно опасных проблем.
Старина Хичкок поставил достаточно стебный приключенческо-шпионский триллер, угадав в первую очередь с формой подачи материала. Шпионские фильмы существовали, понятно, и до этой картины, да и сам Хичкок когда-то начинал свою славную режиссерскую карьеру в далекие 30-е именно с этой тематики. Но до этой работы шпионский триллер был практически синонимичен жанру нуар – мрачные подворотни, фетровые шляпы, черно-белая тягучая картинка… Хичкок же в 1959-м все эти каноны просто перемалывает, добавляя экшна, гламура и эротизма. В результате именно с «На север через северо-запад» можно вести отсчет шпионских триллеров новой формации, в которых достоверность происходящего отходит на второй план, а в качестве компенсации зритель получает увлекательное эксцентричное приключение. По сути Хичкок своей работой зародил первый прототип бондианы со всеми сопутствующими атрибутами, включая «красивую девушку главного героя».
И, тем не менее, я далек от утверждения, что Альфред Хичкок снял безоговорочный шедевр. Поступки героев в фильме далеки от рационализма, а в некоторых случаях отдают откровенным кретинизмом. Главный герой здесь достанет своими руками нож перед десятками телекамер из тела убитого собеседника, а супер-пупер шпионка может позволить оставить в своей сумочке пистолет с холостыми патронами, тем самым дебильнейшим образом поставив под угрозу срыв всей «какой-то важной» операции. Точно также нелепы с точки зрения эффективности попытки злодеев устранить главного героя – его могут как поить виски и попытаться вместе с ним ухайдохать спортивный «мерседес», так и заманить в поле и попытаться расстрелять… из самолета. Простых путей здесь никто не ищет. Если убивать, то только в главной штаб-квартире ООН. А если бодаться с негодяями, то исключительно на легендарной «горе президентов» Рашмор.
Однако именно эффектность (которая вступает здесь в жесточайший клинч с логичностью) и делает этот фильм особо зрелищным. Хичкок в некотором роде продолжил свои «гламурно-приключенческие» визуальные наработки, которые он заложил еще в 1954 году в фильме «Поймать вора» (в главной роли там, к слову, тоже гарцевал Кэри Грант), добавив в данную работу еще больше движения. По сути, это сплошной фильм-погоня, а чтобы сгладить критические восприятие, Хичкок свой материал подает в исключительно стебной форме. Главный герой – это домосед и маменькин сынок, который во все авантюры попадает как бы не хотя, но постоянное стечение обстоятельств плюс мужской стержень, непременно посрамляют всех противников. Именно к такому роду героям массовый зритель созрел в конце 50-х и именно такого героя Хичкок и преподнес покупателям билетов в кинотеатры на блюдечке.
Пару слов об исполнителях. 55-летний Кэри Грант выглядел отменно, в чем можно убедиться, посмотрев на его голый торс в этом фильме. Но все же мне кажется, Хичоку следовало подбирать актера на эту роль помоложе. Впрочем, чудаковатый Грант, который меньше всего похож на шпиона, со своим амплуа удачливого самодура, справился отлично. Понравилась также и Ева Мари Сэйнт в роли роковой блондинки, хотя эротичной сочности ей все же не хватало. Но не забываем, что Хичкок стоял у истоков жанра будущей бондианы, а потому нормативы на грудастых и жопастых окончательно сложатся только в 60-е. И, наконец, Джеймс Мейсон со своей фирменной физиономией негодяя исключительно соответствовал роли главзлодея.
Вердикт – Точно не назову этот фильм безоговорочным шедевром, однако то, что это кино увлекательное, а также новаторское в жанре шпионского триллера – это бесспорно.
P.S. Сцена атак «кукурузника» на Кэри Гранта стала давно уже культово-хрестоматийной в кинематографе.
Про фильм «На север через северо-запад» узнал благодаря одной книге о написании сценариев. В книге часто рассматривали сценарные приемы фильма Альфреда Хичкок и дабы понять то, о чем писалось в книге решил посмотреть данный фильм и внимательно изучить его сценарий. От фильма я остался в полном восторге.
Сюжет ленты повествует нам о публицисте Роджере Торнхилле, которого по ошибке принимают за секретного агента по имени Кэплан, которого никто не знает в лицо, и хотят убить его. Пытаясь убежать от преследователей, в вагоне-ресторане Торнхилл знакомится с девушкой Ив, которая решает помочь ему…
Сценарий фильма и впрямь является самой сильной его частью. Грамотно структурированный, с прописанными и раскрытыми персонажами, интересным сюжетом и харизматичным главным героем. Роджеру Торнхиллу просто невозможно сопереживать. Герой получился эдакой смесью Джеймса Бонда и других харизматичных героев боевиков про секретных агентов. В сценарии больше всего понравилась повествовательная линия. В фильме нет ни одной лишней сцены, о событиях повествуется неспешно и увлекательно.
Как и во всех фильмах Альфреда Хичкока в «На север через северо-запад» играет шикарный актерский состав. Кэри Грант и Ева Мари Сэйнт составили отличную экранную пару. Все проделали хорошие актерские работы. Даже придраться не к чему.
В итоге мы имеем самый нетипичный фильм Хичкока. Здесь нет напряженного саспенса, как это обычно бывает в его фильмах. Получился мощный детективный боевик с замечательными актерами потрясающим сценарием и отличной режиссурой. Всем поклонниками творчества Альфреда Хичкока и поклонникам Бондианы крайне рекомендую посмотреть.
Одна из лучших лент Альфреда Хичкока рассказывает об ошибочно принятом за тайного правительственного агента персонаже нестареющего Кэри Гранта, умело старающегося выйти из весьма затруднительного положения.
Глава одной из многочисленных преступных организаций в исполнении таинственного Джеймса Мейсона принимает героя Кэри Гранта по имени Роджер за выдуманного правительственной тайной организацией агента разведки Кэплана, якобы являющийся искусным и опытным шпионом. Пытаясь собственноручно (а также с помощью требовательной и слегка высокомерной матери) доказать недавние намерения криминальной организации отправить на тот свет неудобного псевдо-шпиона в своём лице, главный герой попадает впросак, когда один из подручных главного злодея искусно 'убивая' высокопоставленную политическую 'шишку', подставляет его, заставляя уверить всех, что убийство совершил именно непутёвый тайный агент.
Убегая от преследующих по пятам тайных убийц и вездесущей полиции, герой знакомится с очаровательной блондинкой Ив, которая неожиданно для него самого помогает ему избежать преждевременного попадания в лапы правосудия. Однако Ив в исполнении обворожительной Евы Мари Сэйнт явно ведёт двойную игру...
Стоит упомянуть великолепную (и самую знаменитую) сцену данного фильма, в которой герой Гранта пытается спастись от расстрела вражеским самолётом, замаскировавшимся под 'кукурузник' и призванного завершить бесконечную игру в 'кошки-мышки'.
Альфреду Хичкоку в очередной раз удалось создать незабываемую шпионскую историю, вобравшую в себя всё самое лучшее от предыдущих работ мэтра.
Кэри Грант, не в первый раз исполнивший главную роль в фильме 'мастера ужасов', вновь поражает своей природной статью, аристократичной выносливостью и джентльменским отношением к женщинам, полюбивших его после просмотра данной картины ещё сильнее. И правда, трудно поверить, что актеру на момент выхода ленты в прокат было уже 55 лет, глядя на его прыгучий настрой, огонь в глазах и остроту ума.
'На север через северо-запад' достоин особого внимания со стороны любителей творчества великого Альфреда Хичкока, так как демонстрирует поразительную интригу, неожиданные переходы от лжи к правде и изобретательность спецэффектной составляющей кинофильма.
Роджер Торнхилл, служащий рекламной компании, ошибочно принимается шпионской организацией за некоего двойного агента Каплана. В то же время, будучи преследуемым полицией по подозрению в убийстве, которое он, конечно, не совершал, Торнхилл влюбляется в девушку по имени Ева, оказывающуюся вовсе не той, за кого она себя выдает. Даже по сюжету ясно, что эта лента — «квинтэссенция хичкоковского жанра комедии-триллера» (по точному определению американского критика Леонарда Молтина). Почему-то упорно считающийся у нас мастером «фильмов ужаса», Альфред Хичкок умел посмешить публику ироническим воспроизведением несуразных ситуаций, в которые попадают невинные герои, вынужденные на свой страх и риск самостоятельно выпутываться из затруднительного положения, оправдываясь перед законом. Третья (после «Психоза» и «Окна во двор») по полученным доходам картина этого режиссёра позволяет убедиться, что генеалогия первых серий «бондианы» ведётся, в том числе, и от «шпионских лент» Хичкока, в которых агенты-любители, желая выжить или же спасти близких людей, мимоходом расстраивают злонамеренные козни преступных группировок, рвут тщательно сплетённые сети шпионажа.
Этот фильм, снятый пол века назад сейчас смотрится как антология кинематографических сюжетов — на протяжении всего фильма у меня в голове всё время появлялись кадры из более поздних, да и совсем современных фильмов — где весь сюжет построен на произвольном пересказе какой-нибудь из сцен фильма «К северу Через северо-запад».
Это не классический хоррор, но потрясающе лёгкая и весёлая детективная история, не без штрихов триллера и драмы, конечно. Всё повествование составлено из горстки мелочей — забавные сцены и реплики главных героев, мимолётные сюжеты, до сих пор являющиеся актуальным подспорьем для пародий и новых фильмов — всё это создаёт одну единую историю из сотни маленьких рассказов.
Сюжет динамичный и далеко не всегда предсказуемый, плюс хватает стрельбы и любви.
Посмотреть это кино сподвигло в первую очередь упоминание названия в картине «Счастливое число Слевина». А так как фильм с Джошем Хартнеттом и Брюсом Уиллисом очень хорош, то появилось желание глянуть и творение Альфреда Хичкока.
Изюминка фильма «На Север через Северо-запад» заключается в том, что здесь человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Казалось бы, ну ошибочка вышла и что тут такого! Однако, если ты кому-то насолил, или тебя спутали с преступником, или уж если ты тем более не являешься шпионом другого государства, но все вокруг убеждены в обратном, подобная досадная случайность может дорогого стоить. Когда рекламного агента Джона О. Торнхилла (Кэри Грант) принимают за Джорджа Каплана – агента разведки, Торнхиллу придется весьма несладко, ведь на него будет объявлена настоящая охота.
Вся беда для героя Кэри Гранта заключается в том, что ему будет крайне затруднительно доказать, что он Торнхилл, а не Джордж Каплан, которого в природе и вовсе не существует. Этот же прием использовал и Пол МакГиган в «Слевине».
Несмотря на то, что этому фильму почти 60 лет, смотрится он с необычайным интересом и на одном дыхании. Альфред Хичкок создал потрясающий шпионский триллер для своего времени, который и сегодня найдет своего зрителя. Пусть это кино может в некоторых эпизодах смотреться несколько наивным (подобный оттенок свойственен всем старым кинолентам, и отечественным, и зарубежным), но оно является одним из лучших в своем жанре и рассказывает о временах, когда шпионская угроза, быть может, была более явственна чем сейчас. Все же спустя несколько лет после Второй Мировой войны агенты разных стран действовали по всему миру. Пытаясь выведать секреты врагов или бывших союзников.
Злодейские замыслы, погони, перестрелки, очаровательные и роковые красавицы, джентльменские манеры, эталонные обращения, учтивость и блеск высших слоев общества – всем этим богат фильм «На Север через Северо-запад». Исполнители главных ролей – Кэри Грант и Ева Мари Сэйнт на «5+» сыграли свои роли и достоверно передали натуру своих персонажей в кадре. Он – типичный рекламный агент, который привык совать свой нос везде по причине своей профессиональной прозорливости, местами нахален, местами лаконичен, слегка труслив, но при этом мужественен. Она – типичная роковая красотка. Из-за таких как она обычно начинаются неприятности у мужчин, глаз на них положивших.
Для своего времени (1959 год) фильм содержит в себе немало зрелищных и напряженных сцен. Чего только стоит легендарный эпизод с кукурузником посреди поля, взрыв машины на шоссе и драматичная развязка на горе Рашмор…
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
За год до фундаментального «Психоза» режиссер Альфред Хичкок решил поэкспериментировать, сняв один из своих самых нетипичных фильмов. «На север через северо-запад» имеет иную манеру повествования, если сравнить, к примеру, с «Головокружением» или «Окном во двор». Практически никакого саспиенса, мистицизма, трагедийности, вместе этого перед взором оказываются отчасти нелепые приключения рекламного агента Роджера (Хью Грант), ошибочно принятого спецслужбами за агента разведки, который вынужден бежать и скрываться от преследователей, постоянно висящих у него на хвосте.
Музыкальные «зарисовки» от постоянного композитора Альфреда Хичкока Бернарда Херрманна как всегда прекрасны, тревожны и в какой-то мере загадочны. Но в этом плане есть небольшой просчет: привычные тревожные композиции, создающие атмосферу в более серьезных фильмах маэстро, не работают в приключенческом фарсе должным образом, скорее раздражая, чем принося удовольствие. Да и разнообразие звуковых дорожек на самом деле отсутствует: на протяжении всего фильма звучит одна и та же композиция, которая надоедает уже к ближе середине. Но не подумайте, это ни в коем случае не вина Бернарда Херрманна, это вина либо звукорежиссера, либо продюсеров, заставивших заполнять бытое, скучные сцены хоть чем-то, либо самого Хичкока, который единожды потерял меру по количеству повторов одного и того же.
Главный же плюс фильма «На север через северо-запад» заключается в том, что он кинематографически изобретателен, идеален в плане технической части (операторской работы, монтажа, цветокоррекции), переполнен разнообразными техническими изысками: будь то качественный даже по нынешним меркам хромакей (если сравнить, к примеру, с не самыми лучшим по качеству, но, тем не менее, дорогостоящими блакбастерами), прекрасно поставленные для того времени (фильм вышел в 1959-м году) сцены погонь или знаменитая сцена с «кукурузником-преследователем», от которого по пустынному полю убегал герой Хью Гранта.
Сама же история нарочито проста и незамысловата, без серьезных сюжетных поворотов, без психоанализа и сложных типажей и характеров, свойственных привычному творчеству режиссера. Во всем этом прослеживается очевидное желание Хичкока доказать публике, что подача материала, его форма — и есть основа, главное в кинематографе. К слову, именно Хичкоку принадлежит изречение о том, что предмет, вокруг которого строится повествование — макгаффин — по сути-то и не так уж и важен, важны лишь приключения, сама история, разворачивающаяся вокруг героев, а не то, к чему они так рьяно тянутся, стараясь во что бы то ни стало заполучить.
«Галопом за Хичкоком». Эпоха шедевральности, заезд восьмой: «ПротоБонд или тропами классического шпионского триллера»
«На север через северо-запад» - фильм периода творческого апофеоза маэстро, пришедшегося на пятидесятые-шестидесятые годы, являющийся «перепрочтением» британского шедевра «39 ступеней», но кардинально отличный от прототипа.
Сюжет фильма чрезвычайно сложен и подвижен, обрисовать его можно только вкратце. Американской контрразведкой был создан фиктивный, несуществующий «агент» Джордж Каплан (факт, действительно имевший место во вторую мировую). Вражеские шпионы ошибочно принимают за него безобидного рекламного «агента» Роджера О. Торнхилла. Попытки объясниться ни к чему не приводят и Торнхиллу приходится бежать. Под видом помощи к нему втирается в доверие сексапильная блондинка мисс Кенделл. Однако вскоре Торнхилл выясняет, что она всего лишь играет роль «подставного тела», приманки, призванной заманить его в смертельную ловушку. В самый неожиданный и отчаянный момент на помощь герою приходят американские спецслужбы и просят еще немного побыть Капланом, дабы спасти от верной смерти двойного агента под прикрытием, которым и является мисс Кенделл.
«Север» является результирующей всех трудов маэстро на ниве приключенческого шпионского триллера, который в далеком 1934 году принес ему мировое признание. За несколько лет до первой официальной картины об агенте 007, Хичкок уже явил миру абсолютную формулу знаменитой франшизы, успешно преодолевшей 65-летний рубеж существования. В «Севере» присутствуют все основополагающие атрибуты шпионского боевика: динамичные погони, романтическая линия, уживающаяся с высочайшим градусом сексуальности, харизматичный злодей, очень тонкий и своеобразный юмор, потрясающие экшн-сцены, замешанные на саспенсе, сверхсекретные правительственные агенты с безграничной властью, беспрестанно сменяющийся антураж и т.д. Величие Хичкока в том, что все ингредиенты у него подобраны в абсолютно идеальной пропорции, которую не первое десятилетие отчаянно пытаются отыскать создатели «бондианы.» Только в одном отношении «Север» кардинально отличается от франшизы о Бонде, а именно – «персоной» протагониста.
Дело не в том, что Торнхилл лишен брутальности и полон самоиронии (словно Хичкок за несколько десятилетий предвосхитил проблему характера Бонда, за разрешение которой принялись совсем недавно), а в самом его существовании. Анализируя образ главного героя нетрудно обнаружить его «полиморфную субъективность». В профессиональном отношении это рекламный агент, производящий симулякры потребительных стоимостей, наделяющий товар зачастую несуществующими, но привлекательными функциями. В социальном смысле, Торнхилл – типичнейший «яппи», житель мегаполиса, привыкший играть на людях как на фортепиано. В личном аспекте он скользит по жизни и взаимоотношениям, дважды разведен, имеет много друзей, еще больше знакомых, не сближаясь ни с кем в глубоком экзистенциальном смысле. Единственный человек, который имеет доступ к ядру его существования – мать, которая, к сожалению, не способна понять саму его персону. Внутренняя полость героя подчеркнута даже в этимологическом отношении его имени («-А что значит О? – Ничего.») В целом, перефразируя название другого известного фильма Хичкока, Роджер О (ноль?) Торнхилл – «универсальный» человек с наивысшей степенью приспособляемости.
Тот факт, что его, казалось бы, случайно принимают за Джорджа Каплана не должен вводить в заблуждение. У Хичкока в принципе не существует случайности, а есть только строгая закономерность рока и судьбы, невидимыми и необъяснимыми путями ведущая героев к скрытой цели. Так, например, интерпретаторы данного фильма сходятся во мнении, что генеральной линией фильма является развитие любовной связи Торнхилла и мисс Кэнделл, посредством которой герой избавляется от тирании своей матери (или становится мужчиной преодолевая «эдипов комплекс» посредством героического освобождения подруги из логова ее любовника-злодея – архетипический сказочный мотив) и наполняет свою «полую субъективность». Правота идеи бесспорна, ибо в контексте творчества маэстро подавляющая фигура матери (вспомним миссис Бэйтс), а также любовь, прошедшая через ряд смертельных испытаний и, достигшая таким образом истинности, являются одними из ключевых мотивов. Но чем же является Каплан для самого Торнхилла? Это своеобразный двойник, выражающий саму отсутствующую экзистенцию героя. Человек-симулякр, чье существование не преодолевает барьера видимости, чистой функции – гражданина, имеющего паспорт, постояльца в отеле, абстрактного шпиона и т.д. Нетрудно заметить, что Торнхилл просто зачарован его призрачной фигурой, зеркально отражающей истину его собственного бытия. В конечном счете он, по собственной инициативе, влезает в шкуру Каплана и случается неожиданное – два 0 дают в сумме единицу. Торнхилл/Каплан становится настоящим субъектом, способным к любви, жертвенности и героическим поступкам.
Конечно, тема текучей субъективности не является в фильме единственной. Хичкок затрагивает и суммирует также и другие идеологические элементы своей почти сорокалетней творческой деятельности – моральную проблему недоверия в современном обществе, тлетворное влияние масс-медиа, доминацию социальной роли над личностью, а общественного мнения над индивидуальным, двусмысленность сексуальных/любовных отношений и т.д. Следует обратить особое внимание, что каждая тема получает филигранную и полноценную разработку, в связи с чем хронометраж картины составляет без малого 135 минут.
С художественной точки зрения фильм можно разбирать бесконечно. По манере съемки, смене планов, обилию субъективных ракурсов и т.д. это чистейший образец творчества маэстро. Известный философ современности Фредерик Джеймисон решил предложить свою интерпретацию картины и проанализировал взаимоотношения пространств фильма с точки зрения топологии. Результаты исследований заслуживаю того, чтобы быть упомянутыми. Выяснилось, что в основе ленты лежит матричная структура, базирующаяся на двоичном коде, который представляет из себя ни что иное как оппозицию таких атрибутов пространства как открытое/закрытое, приватное/публичное. На протяжении фильма эти пары вступают друг с другом в различные комбинации. Например, путь героя таков: поместье (приватное+закрытое) – здание ООН (публичное+закрытое) – вокзал (открытое+публичное) – купе (закрытое+приватное) и т.д.) Однако две центральные локации оказались не вписываемы в общий ряд. Первое, конечно же, знаменитое кукурузное поле (публичное+открытое, но, в то же время, являющееся частной собственностью), второе – место кульминации, дом злодея на горе Рашмор (и публичное, и приватное, и открытое (для обзора) и закрытое (для доступа). Не менее интересны исследования Джеймисона в визуальном аспекте. Оказывается, само движение план-эпизодов имеет ту же структуру, что обрисована в начальных титрах и представляет из себя бесконечное пересечение вертикальных (падение с горы, пикирование самолета, карабканье по стене особняка) и горизонтальных (движение поезда, автомобильная погоня и т.д.) линий. Заметим, что каждый кадр выверен с геометрической точностью, что, конечно, предрасполагает к подобным прочтениям.
В техническом плане фильм попросту идеален. Композиция трижды переделываемого сценария Эрнеста Лемана, филигранные длинные планы Роберта Беркса, полноразмерная партитура Бернарда Херманна и гениальная работа художников, достигших абсолютной натуральности антуража (особо отметим Сола Басса – создателя титров) превращаются под мудрым руководством Хичкока в некий синтетический организм, функционирующий как одно целое. На самом деле, именно эта блестящая команда абсолютных профессионалов и создала когорту шедевров («Окно во двор», «Головокружение» и т.д.), повлиявших на историю кинематографа. Без сомнения, такие фильмы подытоживают целый этап развития киноискусства, подготавливая плацдарм для следующей эпохи, черпающей вдохновение из нетленной классики.
«На север через северо-запад» фильм, снятый по всем канонам бондианы или пожалуй наоборот, учитывая время выхода картин. Главный герой Роджер Торнхилл, бежит от преследующих его неизвестных личностей и блюстителей закона. По дороге ему попадается красивая девушка, которая покоряет его своей красотой и взглядами на жизнь, а так же влюбляется сама. Вся лирическая линия взаимоотношения главных героев очень похожа на то, что происходило между Бондом и Веспер Линд в 'Казино Рояль', что наводит на мысль о первоистоках бондианы.
Как мы и привыкли, что локации бондианы, отличаются своей экзотичностью, так и в этом фильме Хичкок показал Роджера во всей красе и на встрече в здании ООН и на обеде в первом классе скоростного поезда. Все это венчает смертельная схватка за любимую женщину и безопасность Родины на горе Рашмор.
Хотелось бы отметить сцену с самолетом. Снята она так, что и сейчас переживания за главного героя заставляют вжиматься в кресло.
Легкий шпионский триллер с элементами мелодрамы. Фильм смотрится легко и непренужденно. Обязательно к просмотру всем любителям бондианы.