«Крылья» — особенный проект. Картина 1927 года стала первым победителем Оскара как лучший фильм. Отличный блокбастер по тем временам с внушительным бюджетом в 2 миллиона долларов подарил зрителям 2,5-часовую историю. Историю войны, историю любви, историю дружбы.
Сюжетом картины становится знаковое событие — Первая Мировая война, в которую вступают США в 1917 году. На этом фоне зритель сможет проследить чувственную историю молодых друзей Джека и Дэвида, и любовь, которую каждый из них испытывает к девушке по имени Сильвия. Она же свой выбор сделала в пользу Дэвида. Также не менее интересной становится историю еще одной девушки — Мэри, которая влюблена в Джека. Водоворот событий закручивает каждого из них, а жизнь показывает, какой драмой может быть насыщена история квартета. Чарльз «Бадди» Роджерс, Клара Боу, Ричард Арлен и Джобина Ралстон справились со своими ролями отлично.
Фильм для современного зрителя специфический. Ему почти сотня лет. Однако постановка и сегодня выглядит вполне достойно. Демонстрацией этого стала премия Оскар за лучшие специальные эффекты. Внушительны бюджет картины (2 млн долларов тогда были огромными деньгами) демонстрирует себя на экране. Это эдакий мастодонт своего времени, сравнимый, наверное, с каким-нибудь современными «Аватаром» или «Перл-Харбором». Последний кстати чем-то схож по сюжету с «Крыльями». Батальные сцены, масса взрывов, перестрелки — все на высоком уровне. Съемки воздушных сцен сделаны отлично, практически каждая такая сцена вызывала у меня вопрос о том, как это делали в те далекие годы. Однако история, которую нам показывают создатели, вскоре возобладает над техническим интересом, и я, как зритель, полностью погружаюсь в повествование.
Актерская игра достойная. Конечно же здесь присутствуют все особенности кинематографа тех лет, когда актеры слишком выразительно смотрят друг на друга, играют именно выражением лица на фоне немого повествования, но в кадре это все выглядит хорошо.
«Крылья» — без сомнения знаковое кино для своего времени. Нечто новое, масштабное и запоминающееся. Фильм не без огрехов. Среди таковых некоторые вопросы к сюжетной линии, где герои иногда чрезмерно пафосны и даже нелогичны. Среди таковых и слишком явно бросающаяся в глаза фальш от демонстрации героями их героизма. Однако я все это списываю на еще молодой кинематограф, который еще только учиться преподносить миру лучшие картины. Фильм же в любом случае остается знаковой вехой своего времени, который остается в истории, как первая картина, что взяла Оскар в номинации Лучший фильм.
1917 г. США вступает в Первую Мировую войну. Двое парней из небольшого американского городка Джек и Дэвид становятся лучшими воздушными асами. Оба любят девушку из того же городка Сильвию, а та давно своё сердце отдала Джеку. В Дэвида же влюблена соседка Мэри, но он этого совершенно не замечает. И тогда девушка отправляется в Европу вслед за возлюбленным.
Лента Уильяма Уэллмана стала первым фильмом, удостоенным 'Оскара' как лучший фильм года. Картина имеет очень нехилый по тем временам бюджет в 2 миллиона долларов и это позволило снять весьма эпичный военный блокбастер. Съёмки боевых действий с участием большого количества массовки и техники, особенно воздушных боёв и сейчас впечатляют, а в те времена я думаю и вовсе был отвал балки у зрителей. Тем более режиссёр Уильям Уэллман подошёл к этому с сознанием дела, будучи и сам боевым летчиком и героем Первой Мировой.
Все это идёт в обрамлении типичной голливудской истории о любви и дружбе. Двое наших летчиков в исполнении Чарльза 'Бадди' Роджерса и Ричарда Арьена влюблены в одну и ту же девушку Сильвию. Но действие быстро переносится в Европу и роль Джобины Ралстон тут совсем небольшая. Зато на первый план выходит одна из главных кинозвезд той поры Клара Боу в роли Мэри. Она тут даже на мгновение мелькнет голой грудью. И это, видимо, первая обнаженка в истории среди оскаровских фильмов. Кстати, в небольшой роли тут мелькнет ещё молодой и никому неизвестный Гэри Купер.
Любовь и дружба на фоне впечатляюще снятых воздушных баталий времён Первой Мировой. Конечно, я не особый поклонник немого кино. Да и актеры тут чересчур переигрывают на мой вкус. Но хотя бы в планах общего киноманского развития картину посмотреть стоит. Правда, готовьтесь к отнюдь не щадящему хронометражу в 2,5 часа.
Никогда бы не подумал, что немой фильм можно сделать с такой душой, передать больше, чем показывают в сегодняшних фильмах со звуком. На протяжении всего фильма нельзя оторваться от экрана, даже когда на экране появляется 'Перерыв', что меня очень удивило, хотя это понятно, ведь фильм идет два с половиной часа! Но, они того стоят. Над спец-эффектами изрядно постарались, они не уступают сегодняшней компьютерной графике, а если задуматься, это 1927 год ! Это потрясающее, что 90 лет назад кинематограф уже был на таком уровне. Видно, что люди, что создавали фильм, вложили туда душу, а может даже и полностью самих себя! Ведь если задуматься все кто участвовал в создании этого невероятного фильма уже нет среди живых, но память о них будет жить вечно. От всего современного поколения хотелось бы сказать: 'Спасибо, что подарили шедевр, о котором помнят спустя столько лет!'
Начало Первой Мировой Войны. В лётную школу добровольцами записываются два молодых парня Джек и Дэвид, любящие одну и ту же девушку Сильвию и испытывающие на этой почве друг к друг неприязнь. Однако тяготы военного времени в скором времени превращают непримиримых врагов в закадычных друзей. Тем временем соседка Джека Мэри Престон, пытаясь завоевать любовь своего друга, тоже записывается на фронт, в качестве водителя-снабженца.
Фильм 'Крылья' вошёл в историю мирового кинематографа, прежде всего, как первая картина, ставшая победителем премии 'Оскар' в категории 'Лучший фильм'. На этом месте стоит, правда, сделать несколько уточнений. И Оскар был ещё не Оскар, и лучшая картина была не единственной лучшей. Дело в том, что в далёком 1927 году была создана американская Академия кинематографических искусств и наук. Практически сразу же возникла идея о том, что стоит награждать кинематографистов за высокие достижения. Премия так и была названа: 'Отличительные Награды' ('Merit Awards'), и её призы впервые были вручены только спустя два года — в феврале 1929 года. Что же касается номинации 'Лучший фильм', то и она тогда носила совсем не такое название. Изначально главных призов было два: за 'художественные достоинства' и за 'лучшую производственную работу'. Вторая из этих наград впоследствии и стала именоваться 'Лучший фильм года'.
Что касается самого фильма, то он представляет собой немую, чёрно-белую, военную драму, в которой рассказывается история любовного 'прямоугольника', самой несчастной вершиной которого является девчушка-веселушка Мэри в обаятельном исполнении Клары Боу. Ради завоевания ответной любви Джека ей предстоит вытерпеть множество обид и унижений, а порой и смертельные опасности. Ещё одной ключевой сюжетной линией фильма является суровая, мужская дружба между Джеком и Дэвидом, которая часто помогала двум лётчикам-асам преодолеть самые тяжёлые препятствия. Больше, в общем-то и говорить не о чем. Конец 30-х годов — время простых, наивных кинолент, ещё не обросших навязчивыми клише и штампами. Война значит война, дружба значит дружба, любовь значит любовь.
Конечно, если у вас нет цели поглубже погрузиться в историю кинематографа и лично ознакомиться с картиной, которая почти 90 лет назад получила престижную премию, то смотреть этот фильм в наши дни совершенно необязательно. С другой стороны, никакое знание не бывает лишним. Мне, пожалуй, это кино, даже понравилось. Оно достаточно интересное и в нём чувствуется зарождающийся дух того самого Голливуда, который мы все знаем.
1917 год. В России начинается новая (большевистская) напасть, в Европе бушует Первая мировая война (которая до Второй мировой будет называться «Великой» или «Большой»), а в Штатах наконец-то проснулась «совесть», и Америка таки объявляет Четвертному союзу войну. Но это все глобальные конфигурации. А тем временем в тихом американском городке растут два парня – Джек (Чарльз «Бадди» Роджерс) и Дэвид (Ричард Арлен). Джек – такая себе заводная юла, увлекающаяся машинами и мечтающая о покорении неба. Дэвид – полная его противоположность. Сдержанный, правильный, из богатого аристократического семейства, но при этом без толики снобизма. Объединяет двух парней любовь к местной девчушке Сильвии, но она свое сердце давно уже отдала более правильному Дэвиду. Но и с Джеком не все запущено – его безумно любит соседка Мэри (Клара Боу), хотя парень этого решительно не замечает. Впрочем, впереди Америку ждет война, а это значит, что все настоящие мужчины вне зависимости от статуса и материального положения идут служить в армию. Джек с Дэвидом записываются в летное училище…
Перед нами лучший фильм по итогам первой церемонии награждения кинопремии «Оскар». Уже только по этой причине он вызывает огромный интерес. А еще «Крылья» являются чуть ли не первым эпическим блокбастером Голливуда. Воздушные бои при участии десятков самолетов, огромная камуфлированная массовка, насыщенные постановочные сцены, и как вершина айсберга – 2 миллиона долларов бюджета образца 1927 года. По названной сумме у вас не должно быть никакой иронии или скепсиса – в 1920-х 2 миллиона долларов были просто невероятными деньжищами. Например, главный режиссер фильма Уильям Уэллмен получал за неделю своей работы 250 долларов, и этих денег на хлеб с красной икрой (и не только) вполне хватало. В общем, размах «Крыльев», публику тех лет более чем впечатлял. О чем свидетельствует хотя бы такой удивительный факт, что фильм в американском прокате шел три года подряд – в 1927, 1928 и 1929 годах. Для тогдашних зрителей «Крылья» выступали сродни современному «Властелину колец» или «Аватару». Этакое невероятное зрелище про войну и любовь.
К слову, все, что касается батальных сцен, то Уэллмен (и привязавшийся непонятно с какого дива к нему аргентинец д’Аббади д’Арраст) произвел фурор. Взрывы домов, воздушные бои, танки, артиллерия, атаки пехоты и величественные панорамные виды – «Крылья» просто проносят славу будущего «голливудского стандарта» американского кинематографа. А вот что касается лирической линии, то здесь есть определенные вопросы.
Главную женскую роль в картине сыграла первый секс-символ Голливуда Клара Боу. В 1927-ом Боу уже была настоящей кинозвездой, а потому в «Крыльях» просматривается один характерный момент – роль для актрисы и ее побочное мельтешение между двумя главными персонажами фильма несколько притянуты за уши. Я не хочу сказать, что персонаж Боу выступил полным атавизмом в «Крыльях», ни в коем случае. Но странность в сюжетной постановке все же есть. Два главных героя Джек и Дэвид любят Сильвию, но роль актрисы Джобины Ралстон (сыгравшей как раз Сильвию) сведена к минимуму. Хотя именно образ Сильвии выступает той незримой Дульсинеей, из-за которой на Большой войне идет еще одна (не менее большая) войнушка личного характера между первыми американскими асами. А вот с другой стороны режиссеры выпячивают на первый план не в меру ретивую героиню Клары Боу, функция которой в фильме свелась лишь к тому, чтобы она не дала переспать своему возлюбленному в Париже. (Впрочем, Клара Боу в «Крыльях» одним ярким моментом таки запомнилась. На стоп-кадре можно заметить полностью обнаженную грудь актрисы. Для 1927 года, да еще для фильма, участвующего в конкурсной программе «Оскара» тех лет, событие просто немыслимое. Так что можем смело фиксировать первую оголенку в среди «оскаровских» номинантов).
Еще один момент, вызывающий небольшое (очень небольшое!) отторжение – это чрезмерная пафостность ленты. При этом пафос льется через край не только в процессе выпячивания патриотических понтов во время батальных сцен. Излишняя показная игривость актеров (даже с учетом того, что фильм немой) моментами воспринимается как фальшь. Правда, такие моменты тут же успешно замазываются общей героизацией персонажей и красивейшим антуражем. Так что вся критика «Крыльев» сводится только к дилемме – фильм гениальный, или просто выдающийся? Остановимся на втором варианте.
В 1920-е годы множество фильмов было посвящено военной тематике. Особое внимание акцентировалось на самой страшной на тот момент войне, которое сумело пережить человечество – Первой мировой. Учитывая, что это событие произошло недавно для того времени, в фильмах редко уделялось внимание историческим фактам. Режиссеры и сценаристы более всего хотели передать весь тот ужас и горе, которое испытало на себе население всего мира. Исключением не стала знаменитая лента, получившая премию Оскар за лучший фильм, «Крылья».
Сюжет
Два молодых человека Джек Пауэлл и Дэвид Армстронг влюблены в девушку Сильвию Льюис, что побуждает обоих возненавидеть друг друга. Сильвия отвечает взаимностью только Дэвиду, хотя Джек уверен, что она его любит. В свою очередь в Джека безумно влюблена соседская девушка Мэри. Однако все меняется после вступления США в Первую мировую войну. А война, как известно, несет за собой боль, горе и смерть.
Игра актеров
Хочу отметить тот факт, что «Крылья» - немое кино, и актерам приходилось воплощать свой талант на экранах, используя лишь мимику и взгляд. Клара Боу блистательно исполнила Мэри Престон, которая безответно влюблена в Джека, что побуждает ее пойти на войну. Чарлз Роджерс исполнил роль юного героя Джека, который наивно смотрит на войну, только как на способ воплотить свою мечту стать пилотом. Ричард Аллен сыграл Дэвида, верного друга, который ради дружбы готов пожертвовать своей любовью и жизнью. В общем, актеры превосходно исполнили свои роли, а какие-то из них достойны Оскара.
Режиссура
Думаю, что по тем да и по нынешним временам этот фильм достойно можно назвать блокбастером. Режиссеры по сути дела совместили в «Крылья» сразу несколько жанров, включая военную драму, мелодраму, боевик и даже комедию. Объяснять, почему фильм является военной драмой не стоит, поскольку и так понятно, что какие-то герои погибнут. Как мелодрама фильм снят красиво для старых фильмов. Режиссерам удалось воплотить на экранах мучения бедной Мэри, которая не просто влюблена, а любит Джека. Боевик выражен в обилии боевых сцен, причем для середины 20-х сцены были сняты даже очень неплохо. Комедия проявилась лишь отчасти в сценах с героем Германом Швимпфом, который все время попадал в комические ситуации.
Сценарий
Сомневаюсь, что сценаристы руководствовались точными историческими фактами, поскольку историческая действительность не передана. Зато им удалось передать главный смысл, что война несет только плохое. Главные герои в начале фильма были птенцами, наивно смотрящими на жизнь. Но суровые испытания, которые подготовила им война, изменила их взгляды, а кому-то только открыла глаза. И теперь для героев важно то, что будет происходить в их жизни с момента окончания войны. Фильм в какой-то степени представляет собой повествование автора, поскольку некоторые эпизоды комментируются при помощи текстовых вставок на экране.
Работа оператора
Я никогда не думал, что в 20-е годы так профессионально можно провести аэросъемки, которые являются неотъемлемой частью любого фильма про войну, а тем более в котором сюжет о пилотах. Съемки запечатлели сцены воздушных боев. Камеры иногда были закреплены на самолетах, благодаря чему нам удалось ощутить себя в роли героев.
Монтаж
В фильме очень быстрый монтаж. Учитывая, что фильм старый, то не стоит удивляться тому, что фильм порой «бегает». В целом, кадры постоянно сменяли один другой, отчего порой было сложно понять где и что происходит.
Саундтрек
Старинная музыка в основном состояла из органной и пневматических мелодий. Конечно, тематика была военная, которая была выражена в марше и даже в марсельезе. По сути дела музыка заменила звуковые эффекты, как, например, взрывы.
Визуальные эффекты
При просмотре первой половины фильма мне было непонятно, почему «Крыльям» вручили второй Оскар за визуальные эффекты. После просмотра второй я, кажется, понял. Во второй половине присутствует эпизод, в котором Джек так сильно напился, что у него начались галлюцинации в виде пузырьков. Кстати, это эффект смотрелся весьма реалистично, даже слишком для 20-х.
Итог
«Крылья» - это по сути дела кино от ветеранов для ветеранов. Помимо того, что это трогательная история любви и дружбы, фильм еще своего рода сообщение для зрителей, что война - это только горе и смерть.
Я хотела бы тебя ненавидеть, но не могу. Это была война. (с)
Военные действия, зарождающаяся и укрепляющаяся дружба, безответная любовь, ожидания и слёзы близких - всё это происходит под одним небом, рассекаемым крыльями военных самолётов.
Война всегда разносторонняя. Её события и итоги имеют свою изнанку. Поступки участников борьбы за родные края тоже не могут быть охарактеризованы однозначно. 'Нельзя никого винить, ведь была война,' - говорит Мери. 'Я хотела бы ненавидеть тебя, Джек, но это не твоя вина. Это война,' - вторит ей мать Девида, потерявшая любимого сына. Несомненно, в фильме заложена очень хорошая идея, но преподнесена она... Скажем прямо, весь фильм, кроме последних 10 минут, воспринимался как комедия. Не было атмосферы нарастающей трагичности. Лишь музыка и титры периодически подсказывали зрителю, что он должен чувствовать в этот момент.
Сюжет интересен: здесь есть и дружба двух молодых людей, влюблённых в одну девушку, и война, и любовь без взаимности, и довольно трагичная смерть героя... Но снова: показано не очень. Даже с учётом возраста фильма.
Грех жаловаться на примитивные спецэффекты фильма начала XX века. Но сыграть актёры могли бы и лучше. Но не могу сказать, что состав плохой, напротив, они замечательные актёры. Но игра их была хороша временами: где-то они справлялись на ура, где-то осталось ощущение неестественности.
Честно говоря, фильм стоит смотреть из уважения к истории кинематографа и уважения к ветеранам той войны. Но даже с учётом того, что картина очень старая,
Ныть о том, что в фильме нет ничего, кроме спецэффектов, это не тенденция последних десятилетий, а устойчивая традиция, взявшая начало без малого 90 лет тому назад. Казалось бы - столько лет прошло, а всё туда же.
Первый фильм - взявший Оскара - попкорновый блокбастер, с сумасшедшим бюджетом в 2 миллиона вечнозеленых американских долларов образца лучших времен (до большого бадабума под эпическим именем 'Великая депрессия' ещё два года). Кино о войне, казавшейся самой ужасной. Снятое ветеранами для ветеранов.
Но дело тут совсем не в этом, а в том, что кино это - самое что ни на есть американское. Со всеми присущими ему ценностями - от крутой спортивной тачки, до отвязной вечеринки в военном Париже, с бурлящей молодостью кровью и наикрасивейшими пузырьками, вырывающимися из бутылки настоящего французского шампанского на глазах у изумлённого и основательно поддатого солдатика.