всё о любом фильме:

Огнем и мечом

Ogniem i mieczem
год
страна
слоган«Based on a novel by Henryk Sienkiewicz»
режиссерЕжи Гоффман
сценарийЕжи Гоффман, Анджей Краковски, Хенрик Сенкевич
продюсерЕжи Фриковски, Ежи Гоффман, Ежи Р. Михалюк
операторГжегож Кендзерский
композиторКшесимир Дембский
художникАнджей Галински, Магдалена Бьернавска-Теславска, Павел Грабарчик, ...
монтажМарчин Кот Башковски, Цезари Гришук
жанр драма, мелодрама, приключения, военный, история, ... слова
бюджет
$8 000 000
зрители
Польша  7.15 млн,    Испания  32.5 тыс.,    Венгрия  9.2 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время204 мин. / 03:24
XVII век. Речь Посполита объята огнем, спровоцированным ссорой православного полковника Богдана Хмельницкого с паном Чаплинским, который запорол насмерть сына полковника. Оскорбленный Хмельницкий поднял Запорожскую Сечь, призвал крымских татар под предводительством Туган-бея, разбил войска короля Владислава.

На фоне диких грабежей, погромов, грандиозных батальных сцен благородный шляхтич Скшетуский и жестокий казацкий атаман Богун добиваются любви красавицы-полячки…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Хенрика Сенкевича «Огнем и мечом» (Ogniem i mieczem, 1884).
    • Пожилой Даниэль Ольбрыхский исполняет в фильме роль крымского полководца Тугай Бея. В фильме «Пан Володыевский» (1969) он же сыграл сына Тугай Бея, Азию Тугайбеевича.
    • В сцене переправы через реку пан Заглоба, переодетый в странствующего лирника, исполняет песню, «Наливаймо, браття». Это явный анахронизм, так как сама песня появилась в 1960-е года и принадлежит перу Вадима Крищенко (слова) и Виктора Лисовола (музыка). Тем не менее, из-за её популярности Ежи Гоффман посчитал песню народной и использовал в фильме, даже не подозревая о том, что могут быть затронуты авторские права. Авторы же, в свою очередь, были только рады такому повороту событий и никаких жалоб не подавали.
    • Премьера телеверсии (4 серии почти по часу) состоялась 14 апреля 2001 года.
    • еще 1 факт
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда при защите Збаража гусары выдвигаются навстречу атакующим — Скшетуский в шапке. При столкновении с казаками шапка исчезает.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 77 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Нда, собственно, что и говорить, польское кино — на редкость качественное кино. Сейчас такого мало. Среди современного мусора, именуемого гордо «Кином», редко встретишь такое творение.

    «Огнем и Мечом» — это в первую очередь потрясающая историческая эпопея.

    Красивые костюмы, пейзажи, потрясающие актеры и диалоги — во всем чувствуется рука великого Ежи Гофмана.

    Тонкая и аристократичная Изабелла Скорупко — редкостная красавица и очень хорошая актриса. Русским не понять — среди русских баб таких утонченных женщин просто не бывает, посему вся русская критика, представленная женщинами, Изабеллу и поносит.

    Михал Жебровски — как всегда на высоте. Красивый, безмерно талантливый…

    Богдан Ступка — вообще люблю и с радостью слежу за всеми его творческими перипетиями.

    Недавно пересмотрела один из моих любимых фильмов и с гордостью думаю сейчас о самой достойной и прекрасной стране в мире — моей родной Польше…

    4 февраля 2009 | 22:56

    Смотрел фильм давно. А совсем недавно нашел время для повторного просмотра. Положительные чувства от просмотра нахлынули вновь. Мне было намного интереснее смотреть фильм после прочтения романа «Огнем и Мечем» нобелевского лауреата Г. Сенкевича.

    Относительного самого фильма, то хочется похвалить режиссера и сценариста. Похвалить за то, что постарались подробно и без сильных сокращений сюжетной линии отобразить содержание самой книги. Им это безусловно удалось. Вместить такой объем в 4-х сериях — мастерство.

    Относительно актерского состава, так это вообще отдельный разговор. Посмотрите только на перечень фамилий! Мало того, что все талантливые и известные актеры, так и еще состав фильма воистину интернациональный. Это придает фильму определенный приятный оттенок. Игра Домогарова заслуживает отдельной похвалы. Особенно запомнился момент, когда он играл на старинном украинском музыкальном инструменте — кобзе, исполняя при этом украинскую народную «Чий то кінь стоїть?». Ну а про Ступку и говорить нечего. Великий актер, который и в этом фильме просто мастерски сыграл свою роль.

    Что касается музыкального сопровождения, то оно было выполнено на великолепном уровне. Саундтрэки мне настолько понравились, что я даже разыскал некоторые из них и отправил в свой плейлист.

    Фильм полностью передает авторское настроение книги, а именно братство между украинцами и поляками. Лента буквально пропитана кровью и грандиозностью сражений, ненавистью и любовью, подлостью и благородством, героизмом и предательством.

    К небольшим недочетам можно отнести изображение Яремы Вишневецкого в роли Анджея Северина. Т. к. в романе описание его телосложения и образа немного расходится с фильмом. Ну и конечно же жаль, что все-таки пришлось сокращать содержание самого романа из-за ограничений в бюджете и времени. Но все же на мою оценку это не повлияло.

    10 из 10

    6 января 2010 | 16:28

    Вышедший в 1993 году исторический боевик «Огнем и мечом» режиссера Ежи Гофмана был настоящим хитом. Умело проделанная раcкрутка, масштабная постановка и хороший сюжет принесли фильму кассовый успех (40 миллионов долларов) и признание во многих странах.

    Фильм является экранизацией одноименного романа Генрика Сенкевича. 1647-1649 года. Идет освободительная война гетмана Украины Богдана Хмельницкого против польского порабощения (в Польше войну называют просто бунтом. Гетман собирает все казацкое войско, заключает союз с татарами и идет войной на Польшу. На фоне этих исторических событий разворачивается трогательная история любви польского шляхтича Яна Скшетуского к польской княжне Олене Курцевич.

    Надо сказать, над проработкой персонажей постарались на славу. Польскую сторону здесь представляют в основном выдуманные персонажи: польский шляхтич Ян Скшетуский (смелый и целеустремленный парень) Олена Курцевич (его любимая) друзья Ян Заглоба (любитель пить и есть, но, тем не менее, способный проявить смелость и находчивость), Лонгинус Подбойпьята (крепкий, ловкий рыцарь). Но есть и реальные, исторические — Михал Володиевский (умелый фехтовальщик и друг Яна) (реальный прототип — Юрий Володиевский), Иеремия Вишневецкий (польский князь) и король Ян Казимир.

    Украинскую сторону, которая по фильму считается негативной (фильм польский, хоть Украина и принимала участие в съемках, представляют уже реальные, исторические персонажи: гетман Украины Богдан Хмельницкий, казацкий полковник Юрий Богун (реальный прототип — Иван Богун) и казацкий руководитель Максим Кривонос.

    Татар здесь представляют Туга́й-бе́й (крsмский полководец) и Ислям Герай (крымский хан).

    В ходе массовых разборок возникает любовный треугольник межу Скшетуским, Оленой и Богуном. Богун страстно жаждет любви от княжны, но она не отвечает ему взаимностью. Большинство событий в фильме завязаны именно на этом конфликте. Героям предстоит совершить не одно путешествие и не один подвиг.

    Должен признать, актерская работа в фильме великолепная. Лучше всего проявили себя Михал Жебровский в роли Скшетуского, Александр Домогаров в роли Богуна, Христофер Ковальский в роли Яна Заглобы, Андрей Северин в роли Вишневецкого и, конечно же, непревзойденный Богдан Ступка в роли Хмельницкого. А вот очаровательная Изабелла Скорупко в роли княжны как-то теряется на фоне остальных событий.

    Сразу должен отметить: картинка в фильме отличная — выглядит по всем мировым стандартам. То же самое могу сказать и об операторской работе, и о монтаже, и о декорациях, а также о саундтреке.

    Удивительно, но батальных сцен в фильме всего две: это битва под Желтыми Водами и битва за Збараж. Остальное время идут только локальные потасовки. Но постановка битв действительно эпичная. Массовка впечатляет на все 100. И на все это ушло всего 3 миллиона долларов.

    Конечно, воспринимать фильм как учебник по истории нельзя: большинство главных героев, как уже говорилось, выдуманы, а события в основном подчинены выдуманной сюжетной линии. К тому же чувствуется украинофобский дух первоисточника, который в фильме не получилось свести на нет. Польские персонажи небывалые счастливцы — в ходе событий неоднократно наступают такие моменты, когда главные герои попадают в безвыходное положение, и тут им из неоткуда приходят на помощь друзья. Таких ситуаций довольно много и эти «случайности» начинают сильно надоедать.

    В целом фильм получился отличным. Наверняка, это самый успешный и самый лучший фильм польского кинематографа. Смотреть обязательно.

    10 из 10

    14 апреля 2009 | 13:53

    Многие нации закалялись в войнах, и как это обычно бывает, на фоне страшных событий находится место красивой истории любви, со своими радостями и трагедиями.

    В середине 17-го века Речь Посполитая оказалась на пороге гражданской войны. Еще вчерашние друзья по застолью сегодня могут оказаться яростными врагами. В этот непростой период, молодой польский шляхтич пытается обрести счастье всей своей жизни с юной красавицей. Тема этого фильма, пожалуй, покажется совершенно отстраненной для зрителей, привыкшим к фильмам Голливуда, но как нельзя лучше подойдет людям, которые знают свою историю — славянам. Реальные исторические события на рубеже столетий ожили на большом экране и стали одной из наиболее значимых работ польского кино. Каждая серия этого фильма пропитана культурой народов, потомками которых являются сегодня многие из нас. Немаловажную роль здесь играет раскрытие братской войны между польской шляхтой и украинскими казаками. Эта история втягивает вас невероятно быстро, а по ее окончанию, в душе возникает грустное ощущение, что это уже конец. Но тем приятней зрителям, которых этот фильм покорил — тем приятней возвращаться к нему снова со временем. Особенно впечатляет работа костюмеров и декораторов. Удивительно, что на протяжении более трех часов просмотра, сохраняется атмосфера именно описываемой эпохи. Примечательной частью сюжета является даже лексикон героев, что так же вносит вклад в общее впечатление. Зрелищные сцены сражений, где в одном кадре появляются сотни воинов с оружием, в обмундировании и костюмах, лишний раз указывает на потенциал таких проектов.

    Фильм, который при должном внимании с вашей стороны, подарит несколько вечеров прекрасного польского кино. Не удивительно, если с годами, название этой истории станет нарицательным.

    8 из 10

    28 июля 2012 | 17:48

    4 изУдивительно, но фильм, однозначно тянувший при других обстоятельствах на отрицательный отзыв, удостоится у меня нейтральной оценки, хотя ленты с «грифом 4» у меня обычно считаются уже «отрицательными». Причиной тому — исключительно мастерство Ежи Гоффмана, всему положительному, что в есть в картине, она обязана только и только режиссеру.

    В качестве позитива назову грамотно выписанный сценарий (его направленность и акценты — другой вопрос), прекрасную операторскую работу Гжегожа Кендзерского — особенно порадовали батальные сцены, снятые масштабно и с размахом, неплохую музыку Кшесимира Дембского, а также ряд неплохих актерских работ: с польской стороны это Михал Жебровский (Скшетуский) и Кшиштоф Ковалевский (Заглоба). Порадовал и «украинско-российский десант» в лице Богдана Ступки, Русланы Писанки, Александра Домогарова. Впрочем, в отношении Ступки и Домогарова сразу оговорюсь: мне понравилось, КАК они играли, а не ТО, что они играли.

    Вот и все о хорошем. Теперь о плохом. И первой в этом списке станет главная женская роль. Изабелла Скорупко, по моему мнению, ну никак не тянет на роковую красавицу, из-за которой сходят с ума такие мужчины. Какая-то «снежная королева»: вышла, без малейших эмоций, монотонно проговорила нужный текст с непроницаемым выражением лица — и все. Вообще, насколько я вижу, у поляков сейчас, похоже дефицит женских актерских талантов. Вот и у Владимира Бортко в «Тарасе Бульбе» та же история вышла. с польской красавицей Магдаленой Мельцаж.

    Не сильно впечатлили в «Огнем и мечом» и все остальные роли, за исключением вышеперечисленных в «позитиве».

    Хотя, конечно, больше всего бросается в глаза порой откровенная необъективность в трактовке событий этой, прямо скажем, непростой страницы польско-украинской истории. Считаю, что даже при польском взгляде на украинскую историю следовало бы все же придерживаться хотя бы минимальной объективности. Увы, в ряде моментов мы даже этого минимума не наблюдаем. Да, запорожские казаки показаны храбрыми, отважными, у них действительно просматриваются свои цели, мотивы, но храбрость их выглядит какой-то безумной, дикой, даже буйной, как и сами запорожцы в это картине в целом — от Хмельницкого до рядового казака. Богуна же, которого, кстати, неизвестно с какой радости в фильме зовут Юрком, хотя на самом деле он был Иваном, однозначно должен был играть украинский актер, потому что при всем уважении к таланту Домогарова он не мог и не смог прочувствовать, понять и сыграть своего героя. К большому сожалению, поскольку это очень интересная историческая фигура. Хмельницкий «по Гоффману» вышел уж больно каким-то расчетливым и хитрым, чуть ли, простите на слове, не историческим жуликом.

    Казацкие характеры, нравы, обычаи, традиции показаны тут так, что у мало-мальски знакомого с украинской историей человека неизбежно возникнут вопросы. Особым умом в картине не блещет не один казак, почти все они, мягко говоря — выглядят людьми весьма недалекими. «Апофеозом» тут можно считать питье из ночных горшков — сцена просто коробит своей фальшью и пошлостью.

    Вопросы порождает и исторический фактаж. Да, это экранизация литературного произведения, без художественного вымысла, понятно, никуда, но тем не менее. Например, прекрасно известно, как и от чего умер один из казацких ватажков Максим Кривонос — совсем не так, как показано в фильме. Ну, а «кульминацией» польской мифологии об Освободительной войне украинского народа 1648-1654 годов выступает польская версия битвы под Желтыми Водами. Это уж совсем некрасиво, маэстро Ежи! Слишком уж явная неправда! Понятно, что об этом говорить было тяжело, но минимальная справедливость должна была присутствовать.

    И мне кажется, в принципе, говорить о том, что картина незаангажирована и объективна, будет неправильным. Фильм НЕ МОГ быть таким по определению. Он снят в Польше, по роману польского писателя Генрика Сенкевича, четко и однозначно расставившего свои акценты, взгляды и предложившего свою трактовку этих исторических событий, поляками и на польские деньги. ПРОУКРАИНСКОЙ лента НЕ МОГЛА и НЕ ДОЛЖНА была стать. Это, повторюсь, польский взгляд на свою и украинскую историю. Другое дело, что отдельные острые углы все же можно было сгладить. добавить достоверности, но тут уж получилось то, что получилось.

    Не хочу загадывать наперед, но, возможно, «Огнем и мечом» может стать единственным фильмом Ежи Гоффмана, которому я выставляю столь низкую оценку, а также единственной «не положительной» картиной среди моих отзывов о его работах.

    4 из 10

    21 марта 2012 | 16:11

    Долгим и непростым оказался путь первой книги Трилогии Генрика Сенкевича в мир кино. Даже после падения СССР, братские отношения с которым делали невозможным экранизацию «Огнём и мечом», в таком реакционном виде представлявшую освободительную борьбу украинского народа, прошло восемь лет, прежде чем фильм был снят и пущен в прокат. Четверть века отделяет его от прошлого (или следующего?) фильма эпопеи, и неудивительно, что «Огнём и мечом» стал во многих отношениях другой картиной, чем его предшественники.

    С экранизациями «старой школы», «Потопом» и «Паном Володыёвским» фильм связывают две пуповины: режиссёр Ежи Гоффман и актёр Даниэль Ольбрыхский. Последний сыграл роль татарского мурзы Тугай-Бея, родителя собственного персонажа из «Пана Володыёвского». Ну да, всё логично — в двадцать четыре сыграл сына, в пятьдесят четыре — отца. Прочие же места в титрах достались актёрам нового поколения. Роль Елены Курцевич исполнила «девушка Джеймса Бонда» Изабелла Скорупко. Учитывая, что в книге её персонаж был исключительно функциональным, поставить Изабелле в упрёк решительно нечего — образ Елены проработан даже несколько глубже, чем у Сенкевича. И Бог с ним, что косы у неё не чёрные. Главного протагониста, Яна Скшетуского сыграл один из самых знаменитых польских актёров современности, Михал Жебровский. Внешне на роль он подходит идеально, а вот в плане игры ему частенько ставят в упрёк плоский и одномерный образ Скшетуского. Но, коли уж на то пошло, таким «идеальным героем» без единого намёка на отрицательные качества своего персонажа сделал сам пан Сенкевич, а Жебровский как раз очень точно следует книжному образу. Наконец, казацкий атаман Иван Богун, в фильме зачем-то ставший Юрием — прекрасно исполнивший его роль Александр Домогаров стал звездой фильма. Человек благородной души и неукротимой отваги, по своим достоинствам заслуживавший лучшей доли — своей непростой судьбой и сложной натурой он вызывает куда большую симпатию, нежели безупречный Скшетуский. Говорят, после «Огнём и мечом», Домогаров стал в Польше популярен примерно так же, как Брыльска у нас. Если это так, то вполне заслуженно

    Персонажи второго плана удались ничуть не хуже. На пару зубоскалят Ян Онуфрий Заглоба и слуга Скшетуского Редзян (Кшиштоф Ковалевский и Войцех Малайкат). Сверкнёт грозным взглядом из-под соболиных бровей князь Иеремия Вишневецкий (Анджей Северин) — орёл, да и только! Богдан Ступка в роли своего тёзки Хмельницкого — грозного вождя восставших, которому подчас и самому не под силу совладать с приведённой им в движение могучей стихией казачества. А чего стоит этот момент в прологе: «Я — Хмельницкий!»… Сказочно хорош Виктор Зборовский в роли Лонгина Подбипятки. Вот Збигнев Замаховский не очень впечатляет, но это не его вина, просто Володыёвский — это Ломницкий либо никто.

    Батальные сцены достойны своего постановщика. По сравнению с прошлыми фильмами они, пожалуй, несколько проиграли в масштабности, зато заметно прибавили в красочности. Будь то бой при Жёлтых водах или осада Збаража, радует глаз безупречная постановка, серьёзный подход к вооружению и снаряжению, многочисленная и грамотно действующая массовка. И уж конечно, никто не умеет так снимать кавалерийские атаки. Ежи Гоффман — этим всё сказано. Жаль только, что так и не покажут Корсунское сражение — остаётся утешаться тем, что и в книге мы его не видели.

    А вот в чём фильму решительно нет равных, так это в звуковом сопровождении. Пан Дебский постарался на славу, и музыка (даже язык не поворачивается назвать её «саундтреком») превзошла и «Потоп», и «Пана Володыёвского». То бесшабашная и весёлая, то трогательная и лиричная, то грозная и тяжеловесная — она искусно вплетена в полотно фильма, и ей он обязан существенной долей своей притягательности.

    Ежи Гоффман держит марку. Двадцать пять лет ожидания потребовалось тем, кто после «Потопа» жаждал увидеть логическое завершение кинематографической Трилогии. И тем приятнее видеть, что эту эпопею, которую без преувеличения можно назвать делом его жизни, великий режиссёр закончил на такой достойной ноте.

    P.S. «Хит польского проката! Этот исторический блокбастер будет покруче многих голливудских эпопей!» — гласит надпись на диске. Вы знаете, ей стоит поверить.

    8 из 10

    29 декабря 2011 | 11:12

    Хорошая книга, отличная и интересная история, которую попытались уложить в 3 часа экранного времени. Урезанность и недосказанность чувствуется во всём, это пожалуй единственный минус этого фильма. Хорошие актёры, батальные сцены на неплохом уровне, красивые костюмы и декорации, всё это делает фильм очень примечательным.

    Рекомендую к просмотру, хороший польский исторический фильм.

    11 декабря 2005 | 12:52

    «Ой, чий то кінь стоїть, що сива гривонька.
    Сподобалась мені, сподобалась мені тая дівчинонька.»

    Еще бы! Кому ж не понравится такая очаровательная девушка, как Хелена. Изабелла Скорупко — актриса редкой красоты, к тому же играет замечательно. При таком раскладе ее роль необходимо считать удачной.

    Стоит отметить прекрасную игру Александра Домогарова. Пожалуй, «Огнем и мечем» — лучший фильм с участием этого актера. Роль Богуна превзошла все предыдущие и последующие роли в его в фильмографии. Персонаж Домогарова вызвал бурю эмоций. Сколько уверенности в нем! Сколько жестокости! Сколько силы!

    Михаил Жебровский сыграл не хуже. Польская красавица вскружила Скшетуйскому голову, окончательно разозлив Богуна. Ну и как же тут обойтись без любви и храбрости!

    Не могу не высказать свое искреннее восхищение великолепным актером, имя которого Богдан Ступка. Вот он — Богдан Хмельницкий! Именно таким представляла его, листая учебник истории Украины. Прекрасная игра!

    После просмотра возникло желание неприменно прочитать книгу, а так же поглубже нырнуть в XVII век.

    Режессер, оператор, сценаристы, художники по костюмах — все они показали блестящую работу, за что заслуживают огромного уважения. Прекрасная экранизация! Оценка соответствующая.

    10 из 10

    3 сентября 2008 | 19:58

    Помню когда-то давным-давно смотрел его в детстве, правда помнил лишь какие-то обрывки. Но вот недавно наткнулся на него в одном историческом паблике Вконтакте и очень уж захотелось глянуть данное кино вновь уже в сознательном возрасте.

    Фильм заслуживает пристального внимания, ибо это тот редкий случай, когда в кино помимо всего прочего присутствует ещё и атмосфера!

    Казаки у режиссера получились просто потрясающие! Их поведение, повадки, манеры, все это рождает какой-то фантастический казацкий дух, который ты чувствуешь каждый раз видя их в кадре и ещё больше понимаешь какой это был вольный, смелый, а порой конечно безрассудный, но в тоже время очень храбрый народ.

    Я не знаю кто бы ещё мог так сыграть роль Богдана Хмельницкого, как это сделал Богдан Ступка, потрясающий актер, жаль что его уже нет с нами, но я уверен что его творчество будет жить ещё очень долго.

    Казацкий полковник Иван Богун, в исполнении Александра Домогарова, это тоже очень яркий и интересный персонаж, настоящий казак с горячей головой и взрывным характером, который никогда и никому не пойдет на уступки ни в любви, ни на войне.

    Да и вообще персонажи в фильме очень колоритные и интересные, чего только стоит один пан Заглоба, этакий пьяница и весельчак, но когда надо очень даже ответственный человек! И конечно же нельзя забывать про главного героя — благородного рыцаря Яна Скшетуского, который и службу у князя служить успевает и делами любовными заниматься.

    Сцены баталий просто потрясающие, настолько потрясающие что аж дух захватывает! Крылатые гусары тут выглядят просто на загляденье, я прямо получил эстетическое удовольствие при их лицезрении, ах, чего только стоит один вид несущейся в бой хоругви, великолепно! Одиночные поединки на саблях тут тоже весьма хороши и всецело вписываются в общий антураж. И хотел бы отметить, что фильм 99-го года и никакой компьютерной графики и прочего тут нет, все натуральное и естественное, вот так вот, многим нынешним киноделам стоит поучиться. Ну а осада Збаража это просто апогея всего фильма и такое надо обязательно смотреть, ибо сложно описать словами то, как тысячи раздетых по пояс казаков с православными крестами на шее идут в бой против обороняющих крепость шляхов.

    И конечно же нельзя не отметить прекрасно подобранные музыкальные композиции ("Хэй, сокоўы», «Ой, чий то кінь стоїть» и прочие), которые всегда были к месту и по этому при просмотре фильма радовался не только глаз, но и ухо.

    Подводя итог хочу сказать, что это отличное историческое кино, главной характерной чертой которого является уникальная атмосфера, чувствующаяся буквально в каждой минуте данного кинопроизведения. По этому я хотел бы рекомендовать его тем кто любит историю, тем кто хочет хотя бы на чуть-чуть окунуться в середину 17-го века и воочию увидеть события тех дней, которые к тому же сыграли немаловажную роль и для нашей страны.

    9 из 10

    19 сентября 2014 | 17:04

    Год 1999-й был совершенно особенный год — свет, наконец, увидел последнюю по дате выхода (но не по хронологии событий) картину «трилогии» о лихих временах Речи Посполитой — «Огнем и мечом» (ранее были сняты «Пан Володыевский» и «Потоп»). Казалось бы, в Голливуде исторических эпопей снимают и без того достаточно, да и бюджеты у них не под стать каким-то восьми миллионам. Не буду спорить, они во многом хороши. Но! по своему духу все эти фильмы так похожи один на другой + вся их риторика о свободе и демократии + слишком патетические, напыщенные речи полководцев перед сражениями. В общем, достоинства голливудских исторических фильмов — это отдельная тема для разговора, я же лучше расскажу о том, чем выгодно отличается на их фоне сей польский фильм.

    «Огнем и мечом», снятый талантливейшим польским режиссером Ежи Хоффманом, фильм совершенно иной по своему звучанию. Здесь нет типичных голливудских штампов, здесь на переднем плане не великие и кровавые полководцы, а герои, забытые историей. Никто не произнесет напутственной речи перед сраженьем в попытках поднять боевой дух войска. Никто не пытается мотивировать бойцов драться лучше. Да какая же может быть мотивация?! Это не театр. Это война! «Война не любезность». Это страдания, изуверства, смерть. Войска это и без напутственных речей понимают.

    Четыре значительные исторические фигуры представлены в фильме. Такие разные… Король Ян Казимир, «обезволенный» польским Сеймом. Крымский Хан, самодовольный и всюду ищущий собственную выгоду. Богдан Хмельницкий, хитрый лис, взбунтовавший тьмы людей. Князь Иеремия Вишневецкий, верный Отечеству, неустрашимый и кровавый. Поражает сцена «молитвы» князя, в которой он просит помощи свыше, чтобы «утопить в крови» взбунтовавшееся казачество. История — реальность, и в фильме показаны не лучшие стороны не только казаков и холопов, но и беспечной шляхты.

    Что до главных героев, то здесь актерская и режиссерская работа вызывает глубокое уважение. У каждого из героев — особенный характер, прекрасно раскрытый во всех его проявлениях. За исключением, пожалуй, пана Володыевского. Маловато времени на него выделили — актер просто не успел в полной мере отобразить тот задор, те милые черты, которыми наделен его герой в книге. Но ничего, уж в «Пане Володыевском», думаю, это возмещено сполна.

    Ограниченность всех ресурсов отчаянно не позволяет показать того разгула ужаса и зверства, который описан в книге. Жаль. Что касается батальных сцен, то это — сильная сторона фильма. Лишенные опять-таки голливудских штампов, они производят бОльшее, лучшее впечатление. Кажется, над полями сражений прямо-таки витает славянский дух. Бой барабанов, широкий шаг, освирепевшие лица казацких атаманов, ведущих в бой войска — во всем этом чувствуется славянский дух, раздолье…

    Музыка в фильме выше всяких похвал. Там, где фильм не добирает в визуальном плане, спасает музыка, широкая, вольная. Поют герои, чего так не хватает многим фильмам, грустная, тоскливая песня Богуна, потрясающая по красоте «песнь Елены».

    Немного смущает последняя фраза в фильме, о том, что через 150 лет императрица Российская Екатерина Вторая положила конец величию Речи Посполитой. Это предвзятая позиция. В книге Сенкевич говорит совсем о другом. Уже во время описываемых событий началось падение Речи Посполитой, и если и искать причины падения ее величия, то прежде всего в самом этом государстве.

    В целом концовка фильма довольно неоднозначная — враг не повержен окончательно, и еще долго не узнает покоя Речь Посполита. А я еще долго думала, какую оценку дать сей картине, и поставила

    9 из 10

    2 августа 2007 | 16:18

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>