всё о любом фильме:

Огнем и мечом

Ogniem i mieczem
год
страна
слоган«Based on a novel by Henryk Sienkiewicz»
режиссерЕжи Гоффман
сценарийЕжи Гоффман, Анджей Краковски, Хенрик Сенкевич
продюсерЕжи Фриковски, Ежи Гоффман, Ежи Р. Михалюк
операторГжегож Кендзерский
композиторКшесимир Дембский
художникАнджей Галински, Магдалена Бьернавска-Теславска, Павел Грабарчик, ...
монтажМарчин Кот Башковски, Цезари Гришук
жанр драма, мелодрама, приключения, военный, история, ... слова
бюджет
$8 000 000
зрители
Польша  7.15 млн,    Испания  32.5 тыс.,    Венгрия  9.2 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время204 мин. / 03:24
XVII век. Речь Посполита объята огнем, спровоцированным ссорой православного полковника Богдана Хмельницкого с паном Чаплинским, который запорол насмерть сына полковника. Оскорбленный Хмельницкий поднял Запорожскую Сечь, призвал крымских татар под предводительством Туган-бея, разбил войска короля Владислава.

На фоне диких грабежей, погромов, грандиозных батальных сцен благородный шляхтич Скшетуский и жестокий казацкий атаман Богун добиваются любви красавицы-полячки…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Хенрика Сенкевича «Огнем и мечом» (Ogniem i mieczem, 1884).
    • Пожилой Даниэль Ольбрыхский исполняет в фильме роль крымского полководца Тугай Бея. В фильме «Пан Володыевский» (1969) он же сыграл сына Тугай Бея, Азию Тугайбеевича.
    • Премьера телеверсии (4 серии почти по часу) состоялась 14 апреля 2001 года.
    • В сцене переправы через реку пан Заглоба, переодетый в странствующего лирника, исполняет песню, «Наливаймо, браття». Это явный анахронизм, так как сама песня появилась в 1960-е года и принадлежит перу Вадима Крищенко (слова) и Виктора Лисовола (музыка). Тем не менее, из-за её популярности Ежи Гоффман посчитал песню народной и использовал в фильме, даже не подозревая о том, что могут быть затронуты авторские права. Авторы же, в свою очередь, были только рады такому повороту событий и никаких жалоб не подавали.
    • еще 1 факт
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда при защите Збаража гусары выдвигаются навстречу атакующим — Скшетуский в шапке. При столкновении с казаками шапка исчезает.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 77 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Замечательная работа. Не являясь точной иллюстрацией романа, тем не менее настолько точно передаёт его дух, что уверена- Сенкевич был бы доволен. Трагический и мудрый рассказ о том, что за каждое слово дастся ответ. Хоффман ненавязчиво даёт понять, что выбор в жизни каждого отдельного человека и целых народов- выбор прежде всего духовный, именно поэтому Ян Скшетуский, главный и положительный герой- ХРИСТИАНИН и в романе, и у Хоффмана. Человек, страдающий, сокрушающийся и порой согрешающий, но в котором -стойкость и мужество любви, как постоянства, как состояния души и фундамента личности. Сцена с Хмельницким, когда Ян пытается «достучаться» до предателя, и финальная с Богуном, когда Ян одними глазами Делает то же, творя суровое милосердие,- и ведь Богун не смог обратить на него оружие, хотя в одно мгновение становится страшно, что этот данный меч сейчас вылетит из ножен- поручник Скшетуский берёт силой духа верующего, дающей ему незаметно для себя огромное моральное превосходство, точно соответствуя сенкевичевской характеристике иэтого героя:«прозрачен. как слеза». Жебровский очень духовно точно показывает, как среди страданий и внутренней работы уходит спесь и остаётся ЛИЧНОСТЬ- данные видно с самого начала, но Ян в плену у Хмельницкого- уже не тот, который беззлобно, но чувствительно поддевает Подбипенту. Человек, который молча смотрит в глаза своему врагу и отдаёт ему возможность свободно выбрать между добром и злом. Этой финальной сцены у Сенкевича нет, как и многих, Хоффман чутко соединяет намёки, общие черты и понимание возможности тому совершиться, вступая в удивительное соавторство с великим писателем. В двух словах: на экране создан образ польский, близкий к идеалу нации и идеалу святости, этим близкий и родной тем, кто читает сердцем (как и написано сердцем), и не только в польском народе. Внутреннему единству с книгой не препятствует и то, что в романе у него другая внешность, как и Елены- это Ян.

    Возможно, я не права, но первая мысль, оправдывающая такое противоречие- по роману и Ян, и Елена брюнеты- это то, что они суть образ Польши в высшем измерении. Русь тоже может много из них почерпнуть. Любая страна, если захочет.

    Заповеди Господни даны для всех.

    Князь Иеремия показан тоже мощно, и его страстное, т. е. априори неверное, отношение к Богу, и, следовательно, к людям-тоже. (Подряд сцены расправы с послами Хмельницкого и в костёле). В этом плане молитва князя несёт огромную смысловую нагрузку, характеризуя весь персонаж. Князь предельно искренен, щедро любит, жарко ненавидит. Глядя на работу Северина, начинаешь понимать, почему такого страшного человека так любили и так боялись. Особенно в сцене у спалённых Разлог.

    Княжна Елена в исполнении Скорупко- тонкий, трудно уловимый образ того, какой НАДО СТРЕМИТЬСЯ БЫТЬ КАЖДОЙ ДЕВУШКЕ: женственная и скромная, стойкая и решительная, озорная и глубокая одновременно. Девочка, закидывающая косами, страдающая девушка, ЖЕНЩИНА в чистейшем смысле-косы отдающая под нож, от неистового, жестокого во всём, и в любви, несчастного Богуна отбивающаяся взглядом- это внутренний поединок, и побеждает любовь. Может быть, поэтому в финале Богун смог не сделать зла, что смотрит ей в глаза, видит её. В двух словах- скорупко блистательно справилась с труднейшей задачей: показать образ мужественной чистоты и любви, при этом и настоящей, невымученной, царственной

    и сердечно наполненной женской красоты. Вообще фильм может служить образцом разговора о любви, о том, как дружество переходит в супружество, и сколько родственного тепла в настоящей нежности- Елена- Скорупко именно так обнимает Яна: видно, что это и самый родной, и самый близкий, и самый надёжный человек, и не случайно на эти сострадание и нежность найденной потери герой Збаража отвечает слезами.

    Что до Богуна- Домогарова, то это неплакатный образчик мук души неукрощённой, гордой и самоуверенной, и оттого жестокой. В фильме он вызывает больше страха, чем сочувствия, но финальная сцена проявки духа- проявка и для него. Это человек, которому некуда идти, потому что его пути неправедны. И это вызывает острую боль, потому что скачет он, по существу, в никуда.

    Запорожцы показаны неэстетично… как на полотне Репина. Война правдива, уродлива и пагубна. Екатерина сделает для России то, что не было тогда сделано для Польши: победила Турцию, взяла Крым, уничтожила Сечь, заселила Степь, прикрепила к земле украинцев- и разделила Польшу. Явилась великая Россия. Сенкевич честно показывает, почему на его любимой родине в семнадцатом веке это не произошло. Игры в республику, слабость центральной власти и магнатский произвол, к тому же религиозное давление… Польша при том- ещё великая держава, а Хмельницкий- великая сила. Не авантюрист и не фанатик, но человек, расплавивший стихию и себя вместе с ней. Выбравший унижения у хана вместо службы приютившей стране, и при том гениально, многое могущий.

    И он в проигрыше. Сцена с Яном- о прощении- знаковая для этого образа.

    В общем и целом, огромная благодарность пану Хоффману и всем, с кем он поработал, за такой урок: как быть христианами, что это значит и чем завершается, если ими не быть. При том в фильме пахнет эпохой, это и образ её, и её красота, и боль, которые непременно вызовут, у каждого- своё сопоставление и соотнесение.

    Помяните мои слова.

    13 мая 2015 | 02:14

    Собственно, рецензию захотелось написать именно после просмотра «Тараса Бульбы».

    Насколько же велика разница!

    У Гофмана получилось действительно прекрасное полотно. В меру эпичности, в меру исторической точности, в меру любовной линии.

    Прекрасна игра актеров. Всех. Ни одного слабого места не назвать. Не знаю, кто там к Скорупко претензии предъявлял. А что вы хотели от росшей в глухом поместье панночки? Высокого слога? Любовь к Скшетускому она показала прекрасно, волю к сопротивлению Богуну тоже. Играла в меру эмоционально, это замечательно.

    Что до политической линии в фильме, то тут в отличие от романа-первоисточника стороны не выглядят картонными, и за каждым героем своя правда. Своя она у Хмельницкого (прекрасная роль Ступки!), своя у Вишневецкого. Что до дикости казаков — а шляхта по Корсунем вела себя сильно иначе?

    В итоге имеем прекрасный фильм о противостоянии внутри Речи Посполитой, решившем историю всей Восточной Европы. Фильм о любви, который не худо бы посмотреть многим молодым людям, погрязшим в современном цинизме. Фильм, выполненный на прекрасном художественном уровне.

    В общем, нельзя не посоветовать к просмотру.

    15 июня 2013 | 19:56

    Генрик Сенкевич задумал свою историческую трилогию с целью поддержать дух польского народа, находившегося в XIX веке под владычеством других стран. Для этого писатель специально выбрал далеко не самый мирный период истории Речи Посполитой — XVII век, когда могущество этого славного государства пошатнулось. Сенкевич хотел показать благородство, силу воли поляков, которые гордо смотрят в лицо страшным напастям. В первой части трилогии, «Огнем и мечом», писатель изображает восстание на Украине крестьян и Войска Запорожского во главе с Богданом Хмельницким против польских шляхтичей 1648-1654 гг. На фоне военных ужасов развиваются перипетии классического любовного треугольника — польского рыцаря Яна Скшетуского, русинской княжны Елены Курцевич и отчаянного украинского казацкого атамана Юрка Богуна.

    Роман Сенкевича в кругах украинской интеллигенции вызвал возмущенную критику, ведь гетман Богдан Хмельницкий с запорожцами, ровно, как и почти все украинцы представлены здесь в преувеличенно негативном свете — дикой чернью, посмевшей восстать против законной, «голубокровной» власти. Когда читаешь творение Сенкевича, иной раз волосы становятся дыбом. Однако, я не хочу вдаваться в политику. Роман, как литературное произведение, написан шикарно, а это главное. Ежи Гоффман, экранизировав его в 1999 году, хотя и переносил события романа на экран с удивительной точностью, постарался максимально сгладить острые углы, особенно, что касается трактовки образа Богдана Хмельницкого.

    Как уже было сказано выше, в романе Хмельницкий — хитрый, если не сказать подлый предатель Речи Посполитой, поднявший на украинских землях восстание только из-за личной обиды на своего соседа Чаплинского. Для автора харизматичность запорожского гетмана меркнет перед величием польского (по происхождению украинского) воеводы — князя Яремы Вишнивецкого, фигуру которого автор идеализирует не меньше, чем Вальтер Скотт Ричарда Львиное Сердце, тогда как для украинской истории Ярема — предатель и вероотступник. В экранизации Гоффмана не все так однозначно. Богдан Хмельницкий показан здесь не столько негативным персонажем, сколько опытным полководцем, любимым своим народом, в частности, Запорожским Войском. В исполнении Богдана Ступки, Хмельницкий предстает перед зрителями мудрым, рассудительным и добросердечным лидером, верным королю Речи Посполитой, но не собирающимся мириться с беспределом польских магнатов. А вот Ярема Вишнивецкий напротив, не вызывает явной симпатии, особенно после того, как казнил запорожских послов, зная, что Хмельницкий его посла отпустил. Здесь уже не политика, а простой человеческий фактор милосердия одного, и жестокости другого.

    В свете сложных украинско-польских отношений той эпохи, куда как нейтральнее выглядит любовная линия романа и фильма. Главный герой, Ян Скшетуский (Михал Жебровский), исторический прототип которого — военачальник Николай Скшетуский, наделен всеми добродетелями благородного рыцаря без страха и упрека, эдакий польский Айвенго на страже королевских владений. Честно говоря, персонаж не самый интересный, хотя бы потому, что в нем практически нет ничего индивидуального — он типовой для данного жанра. В романе Скшетуский, понятное дело, идеализирован не меньше Вишнивецкого, а перед его гордым аристократическим взором не в силах устоять сам Хмельницкий, осознающий свою неправоту.

    Скшетуский, как это обычно бывает в историко-приключенческой литературе, с первого взгляда влюбляется княжну Елену (Гелену) Курцевич, встреча с которой тоже отмечена романтическим оттенком — кречет ставит одну лапку на ее руку, а другую — на его, таким образом, символически соединяя их. Несмотря на распространенное мнение о том, что Гелена — полячка, на самом деле по происхождению она — украинка, просто ее отец служил у Яремы Вишнивецкого, перешел в католичество и т. д. Эта девушка, так же, как и ее избранник Скшетуский, являет собой образец сказочной принцессы без единого изъяна, ангела во плоти. К слову сказать, в романе Гелена все-таки более интересная и живая, нежели в фильме, где в исполнении Изабеллы Скорупко от этой героини осталась лишь внешняя красота. Гелена в фильме скучная и холодная, часто вообще возникает вопрос — почему за ее руку дерутся два лучших молодца с обоих лагерей, неужто только из-за красоты? Короче говоря, образ княжны Курцевич в экранизации явно не удался.

    И наконец, третья, отверженная сторона — казак Юрко Богун — демонстрирует, как читателю, так и зрителю, что какими бы, по мнению писателя, не были ничтожными украинцы-русины, среди них все же попадаются достойные лица. Прототипом Юрка послужил прославленный героя Хмельниччины, винницкий полковник Иван Богун, про которого еще при жизни ходили легенды, как о самом храбром, умном и благородном соратнике великого гетмана. Вначале, Богун кажется нам отрицательным героем, но его безрассудная отвага, духовная независимость (ведь его, в отличие от остальных, не пугало даже имя могущественного Яремы!), а главное искренняя любовь и трепетное отношение к Елене, ради которой он готов бросить вызов всем, не могут не восхищать. Кроме того, Сенкевич описывает Юрка мужчиной необыкновенной красоты, что так же не соответствует канону «злых» соперников, ведь они, как правило, имеют отталкивающую внешность. Очевидно, сам писатель Богуну симпатизировал, следовательно, не мог очернить его, хотя тот и представлял вражескую сторону. Ну а для Александра Домогарова, чье творчество не перегружено хорошими фильмами, «Огнем и мечом» и роль Юрка, вероятно, самая большая удача. Образ своевольного украинского атамана с горящими в темноте глазами удалась Домогарову настолько хорошо, что видно только персонажа, а не его самого.

    «Огнем и мечом» — кладезь ярких жанровых образов. Чего стоят только колоритный пан Заглоба, в котором угадываются черты Санчо Пансы и отца Тука; литвин Подбейпята, давший обет целомудрия, пока не срубит фамильным мечем трех голов разом; пронырливый слуга Скушетуского Редзян; алчная княгиня Курцевич; татарский мурза Тугай-бей; ведьма Горпына, а так же главный герой заключительной части трилогии Сенкевича, маленький да удаленький Михал Володыевский! Кто-то из них забавляет, кто-то пугает, кто-то заслуживает уважения, но ни к кому нельзя остаться равнодушным.

    Кроме бережного обращения с первоисточником, создатели фильма наполнили его богатыми костюмами и декорациями, запоминающейся музыкой, съемками в исторических местах (в частности, возле Збаражского замка и Киево-Печерской Лавры), что не удивительно, т. к. «Огнем и мечом» — один из самых дорогих фильмов в истории Польши.

    В завершение, хотелось бы еще раз поблагодарить Ежи Гоффмана за относительно дружескую интерпретацию спорного романа Сенкевича, и просто за великолепный фильм, который, несмотря на свои более 3 часов, смотрится на одном дыхании.

    10 из 10

    19 февраля 2013 | 00:06

    Помню когда-то давным-давно смотрел его в детстве, правда помнил лишь какие-то обрывки. Но вот недавно наткнулся на него в одном историческом паблике Вконтакте и очень уж захотелось глянуть данное кино вновь уже в сознательном возрасте.

    Фильм заслуживает пристального внимания, ибо это тот редкий случай, когда в кино помимо всего прочего присутствует ещё и атмосфера!

    Казаки у режиссера получились просто потрясающие! Их поведение, повадки, манеры, все это рождает какой-то фантастический казацкий дух, который ты чувствуешь каждый раз видя их в кадре и ещё больше понимаешь какой это был вольный, смелый, а порой конечно безрассудный, но в тоже время очень храбрый народ.

    Я не знаю кто бы ещё мог так сыграть роль Богдана Хмельницкого, как это сделал Богдан Ступка, потрясающий актер, жаль что его уже нет с нами, но я уверен что его творчество будет жить ещё очень долго.

    Казацкий полковник Иван Богун, в исполнении Александра Домогарова, это тоже очень яркий и интересный персонаж, настоящий казак с горячей головой и взрывным характером, который никогда и никому не пойдет на уступки ни в любви, ни на войне.

    Да и вообще персонажи в фильме очень колоритные и интересные, чего только стоит один пан Заглоба, этакий пьяница и весельчак, но когда надо очень даже ответственный человек! И конечно же нельзя забывать про главного героя — благородного рыцаря Яна Скшетуского, который и службу у князя служить успевает и делами любовными заниматься.

    Сцены баталий просто потрясающие, настолько потрясающие что аж дух захватывает! Крылатые гусары тут выглядят просто на загляденье, я прямо получил эстетическое удовольствие при их лицезрении, ах, чего только стоит один вид несущейся в бой хоругви, великолепно! Одиночные поединки на саблях тут тоже весьма хороши и всецело вписываются в общий антураж. И хотел бы отметить, что фильм 99-го года и никакой компьютерной графики и прочего тут нет, все натуральное и естественное, вот так вот, многим нынешним киноделам стоит поучиться. Ну а осада Збаража это просто апогея всего фильма и такое надо обязательно смотреть, ибо сложно описать словами то, как тысячи раздетых по пояс казаков с православными крестами на шее идут в бой против обороняющих крепость шляхов.

    И конечно же нельзя не отметить прекрасно подобранные музыкальные композиции ("Хэй, сокоўы», «Ой, чий то кінь стоїть» и прочие), которые всегда были к месту и по этому при просмотре фильма радовался не только глаз, но и ухо.

    Подводя итог хочу сказать, что это отличное историческое кино, главной характерной чертой которого является уникальная атмосфера, чувствующаяся буквально в каждой минуте данного кинопроизведения. По этому я хотел бы рекомендовать его тем кто любит историю, тем кто хочет хотя бы на чуть-чуть окунуться в середину 17-го века и воочию увидеть события тех дней, которые к тому же сыграли немаловажную роль и для нашей страны.

    9 из 10

    19 сентября 2014 | 17:04

    Замечательная экранизация велликолепной книги! Ежи Хоффман явно постарался. Кастинг — выше всяких похвал: От Домогарова, Скорупко и Жибровского прямо веет духом героев романов Сенкевича.

    Батальные сцены показаны превосходно. И вообще, экранизация этой книги Сенкевича наиболее близка к самому роману и захватывает не менее, чем книга!

    2 октября 2005 | 14:52

    Долго я мечтала посмотреть этот фильм. Но сначала решила почитать книгу, а уж потом смотреть экранизацию. Книга мне очень понравилась, несмотря на выражение некой предвзятости к Украине в некоторых моментах. Что касается фильма, то он меня немного разочаровал. По сравнению с книгой он был суховат, скажем так, очень много важных моментов было упущено, постоянно было состояние какого-то мельтешения, герои только дрались и искали панну. Причем зачем и почему во многих моментах не ясно. Фильм я смотрела с мамой, она то и дело просила меня объяснить, куда они опять идут, зачем идут и как они вообще туда попали. Это что касается минусов.

    Но всё не так плохо. Мне вот очень понравился подбор актеров, он конечно в некоторых местах совершенно не совпадал с книгой, но актеры очень эффектные. Конечно, мне, как и многим, очень хочется отметить игру Домогарова. Иногда мне даже жаль было, что Хелена выбрала не его.

    Также у актеров очень красивые костюмы. Засмотреться можно. И не смотря на всю сумбурность событий, мне очень понравился конец, финальная сцена была действительна героями прожита, была бы такая эмоциональность весь фильм.

    Вообщем, могу сказать, что, в принципе, фильм неплохой, но все же стоит прочитать книгу, а то в некоторых местах можно попросту потеряться. За всю картину в целом я ставлю 7, перед просмотром думала, что поставлю все 10, но немного фильм меня разочаровал:(

    7 из 10

    26 декабря 2013 | 01:36

    Подозрительно это, когда рецензия полна дифирамбов и восторженных вздохов, но ничего другого просто не приходит мне на ум. Не к чему, совершенно не к чему придраться.

    У поляков, вообще, прекрасно получается снимать историческое кино. Не делать глупых ошибок, не упускать мелочей. Когда веришь каждому кадру, смотришь фильм — и забываешь, что за окном 21 век. (Куда подевался мой пацифизм? Честное слово, хотелось схватить саблю и броситься в битву с врагом). Таким и должен быть исторический фильм — убедительным. Возможно, полной убедительности и мешает совершенно четкое разделение на чёрное и белое. И нет там глубокой психологии, модной нынче проблематики добра и зла, обязательно сводящейся к тому, что нет правых, лишь виноватые, и всё есть зло, большее, либо меньшее. Но, всё-таки, это же экранизация. И экранизация прекрасная. Словно герои книги, которой я зачитывалась в школе, вдруг ожили и сошли со страниц романа, чтобы ещё раз рассказать нам свою историю.

    Идеальное кино, это, как не странно, кино в котором должно быть идеально всё. Игра актеров, музыка, операторская работа, монтаж, костюмы, декорации… Огромный труд, огромного количества людей, каждый из которых сделал свою работу прекрасно.

    А еще, кино — это искусство, это зрелище. Которое должно захватывать зрителя с первого кадра и не отпускать — до последнего.

    «Огнем и мечом» — невероятно красив. Каждый кадр — как картинка. Красивая композиция, никаких случайных и нелепых ракурсов. Мне кажется, даже цветовое наполнение кадров не случайно. Фильмом хочется любоваться, затаив дыхание. Но это все-таки не живопись, это кино. Со своей живой динамикой. Монтаж… выше похвал. Всяческих. И музыка. Которая является неотъемлемой (и довольно внушительной) частью картины. А главное, что это всё части единого целого. Всё гармонично, всё на своем месте, всё подчинено общему ритму. Это не просто фильм, это — балет! В котором музыка, хореография, декорации и костюмы создают целостность и завораживающую красоту.

    И всё так красиво… Но всё равно, немного страшно. Реки крови в кино меня обычно смешат. Только не здесь. Потому что, при всей театральной красоте, убедительность никуда не теряется. И я верю, что так всё и было. И даже страшнее — без красоты.

    Прекрасные, талантливые актеры. Играя литературных персонажей, очень характерных, гротескных, они заставляют поверить в них. Я не понимаю, как им это удается. Мастерство.

    P.S. Возможно, моя рецензия сверх меры переполнена восхищением, однако, совершенно искренне. Не к чему придраться, при всем желании

    10 из 10

    29 октября 2011 | 20:17

    Вышедший в 1993 году исторический боевик «Огнем и мечом» режиссера Ежи Гофмана был настоящим хитом. Умело проделанная раcкрутка, масштабная постановка и хороший сюжет принесли фильму кассовый успех (40 миллионов долларов) и признание во многих странах.

    Фильм является экранизацией одноименного романа Генрика Сенкевича. 1647-1649 года. Идет освободительная война гетмана Украины Богдана Хмельницкого против польского порабощения (в Польше войну называют просто бунтом. Гетман собирает все казацкое войско, заключает союз с татарами и идет войной на Польшу. На фоне этих исторических событий разворачивается трогательная история любви польского шляхтича Яна Скшетуского к польской княжне Олене Курцевич.

    Надо сказать, над проработкой персонажей постарались на славу. Польскую сторону здесь представляют в основном выдуманные персонажи: польский шляхтич Ян Скшетуский (смелый и целеустремленный парень) Олена Курцевич (его любимая) друзья Ян Заглоба (любитель пить и есть, но, тем не менее, способный проявить смелость и находчивость), Лонгинус Подбойпьята (крепкий, ловкий рыцарь). Но есть и реальные, исторические — Михал Володиевский (умелый фехтовальщик и друг Яна) (реальный прототип — Юрий Володиевский), Иеремия Вишневецкий (польский князь) и король Ян Казимир.

    Украинскую сторону, которая по фильму считается негативной (фильм польский, хоть Украина и принимала участие в съемках, представляют уже реальные, исторические персонажи: гетман Украины Богдан Хмельницкий, казацкий полковник Юрий Богун (реальный прототип — Иван Богун) и казацкий руководитель Максим Кривонос.

    Татар здесь представляют Туга́й-бе́й (крsмский полководец) и Ислям Герай (крымский хан).

    В ходе массовых разборок возникает любовный треугольник межу Скшетуским, Оленой и Богуном. Богун страстно жаждет любви от княжны, но она не отвечает ему взаимностью. Большинство событий в фильме завязаны именно на этом конфликте. Героям предстоит совершить не одно путешествие и не один подвиг.

    Должен признать, актерская работа в фильме великолепная. Лучше всего проявили себя Михал Жебровский в роли Скшетуского, Александр Домогаров в роли Богуна, Христофер Ковальский в роли Яна Заглобы, Андрей Северин в роли Вишневецкого и, конечно же, непревзойденный Богдан Ступка в роли Хмельницкого. А вот очаровательная Изабелла Скорупко в роли княжны как-то теряется на фоне остальных событий.

    Сразу должен отметить: картинка в фильме отличная — выглядит по всем мировым стандартам. То же самое могу сказать и об операторской работе, и о монтаже, и о декорациях, а также о саундтреке.

    Удивительно, но батальных сцен в фильме всего две: это битва под Желтыми Водами и битва за Збараж. Остальное время идут только локальные потасовки. Но постановка битв действительно эпичная. Массовка впечатляет на все 100. И на все это ушло всего 3 миллиона долларов.

    Конечно, воспринимать фильм как учебник по истории нельзя: большинство главных героев, как уже говорилось, выдуманы, а события в основном подчинены выдуманной сюжетной линии. К тому же чувствуется украинофобский дух первоисточника, который в фильме не получилось свести на нет. Польские персонажи небывалые счастливцы — в ходе событий неоднократно наступают такие моменты, когда главные герои попадают в безвыходное положение, и тут им из неоткуда приходят на помощь друзья. Таких ситуаций довольно много и эти «случайности» начинают сильно надоедать.

    В целом фильм получился отличным. Наверняка, это самый успешный и самый лучший фильм польского кинематографа. Смотреть обязательно.

    10 из 10

    14 апреля 2009 | 13:53

    В целом фильм произвел на меня двойственное впечатление. Некоторые моменты мне казались нудными, некоторые в край не естественными, однако были момент с захватывающим интересным м интригующим развитием. Начну с сюжета. Мне очень понравилось интересное переплетение драматической романтики (казак Богун влюблён в княжну Елена Курцевич, но она полюбила случайно повстречавшего шляхтича пана Яна Скшетуского, который ответил ей взаимностью и предложил руку и сердец, однако обстоятельства на долго разлучают их, Богун умирает в дуэли с другом Яна, и в конце, конечно же, happy end) с историческим эпосом(война казаков с шляхтой Речи Посполитой). Интересная особенность в том что, на протяжение всего фильма у меня возникал вопрос: кто же отрицательный а кто положительный персонаж или же сторона. Ян Скшетуский, пан Заглоба и т. д. выступают в роле положительных героев несмотря на то что стоят на стороне Речи Посполитой(плохая сторона), а Юрко Богун — вызывает отвращение и неприязнь одна ко он казак. Хотелось бы отметить довольно реалистические декорации которые погружаю зрителя в атмосферу эпохи ХVII ст. Особенно мне понравилось оформление поместья княгиня Курцевич. Отдельно хотелось бы отметить хорошую игру таких актеров: Богдан Ступка (Богдан Хмельницкий), Кшиштоф Ковалевский (пан Заглоба), Александр Домогаров (Юрко Богун), Михал Жебровский (Ян Скшетуский), Руслана Писанка (ведьма Горпына), Даниэль Ольбрыхский (Тугай-бей), Эва Вишневская (княгиня Курцевич).

    Но были и минусы. Все с цены с молитвами и княжны Елена и князя Ярёмы мне показались очень не естественными не искренними и плохо сыгранными. Также мне совершенно не понроилась сцены битвы на «Желтых водах», казацкое войско шло с песня ми плясками акробатическими трюками на конях. Быть может это для показания казацкого духа, не знаю, но мне не понравилось было совершенно лишним, и вообще вся битва была похожа на какое-то театрально представление. Еще мне совершено не понравились монологи и гуляния на Сечи, особенно монолог с участием атамана Кривонос и атамана Барабаш (перед их так сказать казнью) и гуляния казаков после битвы на «Желтых водах». Вообще надо отдать должное сценаристу режиссеру и продюсеру Ежи Гофману, не смотря на все недочеты и минусы. В целом я поставил бы этому фильму

    6 из 10

    3 февраля 2014 | 19:18

    1-я часть трилогии «лучшего режиссера Польши всех времен и народов» Ежи Гоффмана, по иронии судьбы снята последней. Гоффман — великий режиссер, особенно в плане обращения с историей. Здесь вы не увидите Боевых Персидских Носорогов из «300 спартанцев», заунывных воплей о демократии в Древнем Риме ("Гладиатор «). Этот фильм настолько историчен, насколько вообще может человек 20-го века представить век 17-й.

    В этом режиссеру безусловно помогает гениальный романист Генрик Сенкевич — всем советую прочитать его книги — данную трилогию ("Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский „) и конечно «Камо Грядеши?“ (в пер. куда идем?) о первых христианах в Риме. Что можно сказать о фильме? Мне он нравится гораздо меньше „Потопа“ и «Пана Володыёвского» 70-х годов, кстати недавно выложенного на винлинке.

    Однако это твердые 20 по десятибалльной шкале. Во всех трех фильмах очень хорошая музыка (язык не поворачивается назвать это саундтреком) + к тому в фильмах 70-х прекрасные актеры — Томашевский, Ольбрыхский и Брыльска — кстати в этом фильме Тугай-бея играет тот же Ольбрыхский. Музыка известного польского скрипача Кшесимира Дебски.

    30 декабря 2007 | 00:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>