всё о любом фильме:

Огнем и мечом

Ogniem i mieczem
год
страна
слоган«Based on a novel by Henryk Sienkiewicz»
режиссерЕжи Гоффман
сценарийЕжи Гоффман, Анджей Краковски, Хенрик Сенкевич
продюсерЕжи Фриковски, Ежи Гоффман, Ежи Р. Михалюк
операторГжегож Кендзерский
композиторКшесимир Дембский
художникАнджей Галински, Магдалена Бьернавска-Теславска, Павел Грабарчик, ...
монтажМарчин Кот Башковски, Цезари Гришук
жанр драма, мелодрама, приключения, военный, история, ... слова
бюджет
$8 000 000
зрители
Польша  7.15 млн,    Испания  32.5 тыс.,    Венгрия  9.2 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время204 мин. / 03:24
XVII век. Речь Посполита объята огнем, спровоцированным ссорой православного полковника Богдана Хмельницкого с паном Чаплинским, который запорол насмерть сына полковника. Оскорбленный Хмельницкий поднял Запорожскую Сечь, призвал крымских татар под предводительством Туган-бея, разбил войска короля Владислава.

На фоне диких грабежей, погромов, грандиозных батальных сцен благородный шляхтич Скшетуский и жестокий казацкий атаман Богун добиваются любви красавицы-полячки…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Хенрика Сенкевича «Огнем и мечом» (Ogniem i mieczem, 1884).
    • Пожилой Даниэль Ольбрыхский исполняет в фильме роль крымского полководца Тугай Бея. В фильме «Пан Володыевский» (1969) он же сыграл сына Тугай Бея, Азию Тугайбеевича.
    • В сцене переправы через реку пан Заглоба, переодетый в странствующего лирника, исполняет песню, «Наливаймо, браття». Это явный анахронизм, так как сама песня появилась в 1960-е года и принадлежит перу Вадима Крищенко (слова) и Виктора Лисовола (музыка). Тем не менее, из-за её популярности Ежи Гоффман посчитал песню народной и использовал в фильме, даже не подозревая о том, что могут быть затронуты авторские права. Авторы же, в свою очередь, были только рады такому повороту событий и никаких жалоб не подавали.
    • Премьера телеверсии (4 серии почти по часу) состоялась 14 апреля 2001 года.
    • еще 1 факт
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда при защите Збаража гусары выдвигаются навстречу атакующим — Скшетуский в шапке. При столкновении с казаками шапка исчезает.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 77 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Многие нации закалялись в войнах, и как это обычно бывает, на фоне страшных событий находится место красивой истории любви, со своими радостями и трагедиями.

    В середине 17-го века Речь Посполитая оказалась на пороге гражданской войны. Еще вчерашние друзья по застолью сегодня могут оказаться яростными врагами. В этот непростой период, молодой польский шляхтич пытается обрести счастье всей своей жизни с юной красавицей. Тема этого фильма, пожалуй, покажется совершенно отстраненной для зрителей, привыкшим к фильмам Голливуда, но как нельзя лучше подойдет людям, которые знают свою историю — славянам. Реальные исторические события на рубеже столетий ожили на большом экране и стали одной из наиболее значимых работ польского кино. Каждая серия этого фильма пропитана культурой народов, потомками которых являются сегодня многие из нас. Немаловажную роль здесь играет раскрытие братской войны между польской шляхтой и украинскими казаками. Эта история втягивает вас невероятно быстро, а по ее окончанию, в душе возникает грустное ощущение, что это уже конец. Но тем приятней зрителям, которых этот фильм покорил — тем приятней возвращаться к нему снова со временем. Особенно впечатляет работа костюмеров и декораторов. Удивительно, что на протяжении более трех часов просмотра, сохраняется атмосфера именно описываемой эпохи. Примечательной частью сюжета является даже лексикон героев, что так же вносит вклад в общее впечатление. Зрелищные сцены сражений, где в одном кадре появляются сотни воинов с оружием, в обмундировании и костюмах, лишний раз указывает на потенциал таких проектов.

    Фильм, который при должном внимании с вашей стороны, подарит несколько вечеров прекрасного польского кино. Не удивительно, если с годами, название этой истории станет нарицательным.

    8 из 10

    28 июля 2012 | 17:48

    Хорошая книга, отличная и интересная история, которую попытались уложить в 3 часа экранного времени. Урезанность и недосказанность чувствуется во всём, это пожалуй единственный минус этого фильма. Хорошие актёры, батальные сцены на неплохом уровне, красивые костюмы и декорации, всё это делает фильм очень примечательным.

    Рекомендую к просмотру, хороший польский исторический фильм.

    11 декабря 2005 | 12:52

    «Ой, чий то кінь стоїть, що сива гривонька.
    Сподобалась мені, сподобалась мені тая дівчинонька.»

    Еще бы! Кому ж не понравится такая очаровательная девушка, как Хелена. Изабелла Скорупко — актриса редкой красоты, к тому же играет замечательно. При таком раскладе ее роль необходимо считать удачной.

    Стоит отметить прекрасную игру Александра Домогарова. Пожалуй, «Огнем и мечем» — лучший фильм с участием этого актера. Роль Богуна превзошла все предыдущие и последующие роли в его в фильмографии. Персонаж Домогарова вызвал бурю эмоций. Сколько уверенности в нем! Сколько жестокости! Сколько силы!

    Михаил Жебровский сыграл не хуже. Польская красавица вскружила Скшетуйскому голову, окончательно разозлив Богуна. Ну и как же тут обойтись без любви и храбрости!

    Не могу не высказать свое искреннее восхищение великолепным актером, имя которого Богдан Ступка. Вот он — Богдан Хмельницкий! Именно таким представляла его, листая учебник истории Украины. Прекрасная игра!

    После просмотра возникло желание неприменно прочитать книгу, а так же поглубже нырнуть в XVII век.

    Режессер, оператор, сценаристы, художники по костюмах — все они показали блестящую работу, за что заслуживают огромного уважения. Прекрасная экранизация! Оценка соответствующая.

    10 из 10

    3 сентября 2008 | 19:58

    Первым серьезным недостатком этого фильма я считаю ограниченность по времени, все-таки очень сложно такой роман, как «Огнем и мечом» Сенкевича, уложить в 4 серии — приходится какие-то сюжетные линии сокращать, какие-то вообще убирать, а в результате теряются многие важные эпизоды. Недосказанность и незавершенность особенно сильно чувствуются, когда смотришь фильм сразу после книги. Например, на экране так ни разу и не появилась жизнерадостная и ветреная фрейлина княгини Вишневецкой Ануся Борзобогатая — первая и последняя любовь пана Подбипенты, одна из самых ярких героинь Сенкевича. Ну, а в результате и образ Лонгина не получил должного развития, этот герой здесь выполняет только комическую функцию, поэтому история его жизни не запомнилась мне так сильно, как в книге. Еще сократили линию Скшетуского и Елены — где прогулка в вишеннике, где диалоги героев, где письмо Елены к жениху? Это казалось бы мелочи, но очень важные мелочи, благодаря которым герои на страницах книги оживают, приобретают свои неповторимые черты. Вот сцену в вишеннике точно не стоило убирать — этот замечательный эпизод, грамотно перенесенный на экран, мог бы стать еще одним украшением фильма.

    Экранизация безусловна очень яркая, зрелищная и эффектная (особенно если сравнивать ее с экранизациями «Потопа» и «Пана Володыевского»), но иногда за этой эффектностью теряются глубина и смысл.. Роман «Огнем и мечом» по стилю чем-то напоминает сказку, старинную балладу — повествование льется как песня, затягивает и завораживает так, что оторваться невозможно. Читая книгу, я как будто сама совершала путешествие в ту эпоху. Увы, в фильме эту волшебную атмосферу передать не смогли. Порой, когда я смотрела на экран, мне казалось, что я вижу своих современников в старинных одеждах, а не людей того далекого времени.

    Теперь, собственно, о героях. Богун — Александр Домогаров. Он одновременно и похож, и не похож на книжного Богуна. Чисто внешне — почти полное попадание в образ, хотя Богуна я себе все-таки представляю темноглазым — уж очень часто в романе упоминались его одновременно грозные и печальные черные очи. А что касается характера, то тут создатели сериала внесли некоторые изменения — экранный Богун очень свободолюбив, бесшабашен, эмоционален, порой даже излишне эмоционален — но все-таки чего-то ему не хватает. Богун в исполнении Домогарова производит впечатление довольно жизнерадостного и открытого человека — вполне себе обыкновенного человека, который сам же страдает от своего вспыльчивого характера. Книжный Богун — это мощная неуправляемая стихия, способная уничтожить все на своем пути. Это степной ветер, который не знает преград — он одинок, но нисколько не тяготится своим одиночеством — и лишь любовь к Елене заставляет его идти на встречу людям, искать их расположения. Вот этой стихийности, этой внутренней мощи у Богуна-Домогарова нет. И да, в фильме я не смогла почувствовать всю силу безответного чувства Богуна. Есть страсть, есть эмоции, но нет той безграничной тоски и боли, того беспросветного отчаяния, которые в книге слышатся в каждом его монологе, обращенном к Елене. Финал фильма опять же дает зрителю основание думать, что Богун, вырвавшись на свободу и попав в свою родную стихию, вскоре забудет об этой несчастной любви и обретет счастье.

    Скшетуский — Михал Жебровский. Если забыть о внешнем несоответствии, то характер героя передан хорошо. Правда, в фильме Скшетуский стал гораздо более наглым и тщеславным, чем в книге. У Сенкевича он все-таки более серьезный, обходительный и благородный. Так, книжному Скшетускому и в голову не пришло бы унижать своего слугу, к Редзяну у него было почти дружеское, сердечное отношение. А в фильме он с ним мало того, что довольно грубо и пренебрежительно разговаривал, так еще чуть ли не до рукоприкладства доходил. Что касается чувств к Елене, то их актер передать сумел — здесь я ему поверила сразу и безоговорочно. Также великолепно сыграна сцена битвы под Желтыми Водами, когда пленный Скшетуский вынужден был молча наблюдать поражение польских войск. Надежда, боль, отчаяние, желание бросится на помощь товарищам — все это актер сыграл одними глазами.

    Елена — Изабелла Скорупко. Главное разочарование фильма. Начать с того, что Елена в экранизации производит впечатление зрелой высокомерной дамы, а не юной доверчивой девушки. К тому же у актрисы почти весь фильм одно и то же выражение лица, ее безымоциональность просто поражает — ведь по книге Елена была очень доброй, впечатлительной и ранимой. Ну и внешность красавицы-украиночки автор в романе описывает очень ярко и подробно — темные как ночь косы, глубокие темные глаза, шелковые ресницы. Недаром красоту Елены Сенкевич сравнивает с красотой южного солнца. В общем, здесь был как раз тот случай, когда от оригинала отходить нежелательно. Это все равно что Скарлетт О`Хару сделать блондинкой. Если говорить о характере героини, то я не могу себе представить, чтобы книжная Елена перед кем-то кинжалом стала размахивать — это абсолютно не ее стиль поведения, Елене всегда были присущи кротость и покорность судьбе.

    Троица Заглоба — Подбипента-Володыеский мне в целом понравилась, хотя Володыевского я себе несколько иначе представляла. А вот забавные эпизоды с их участием стали уж слишком нарочитыми (не хватает только смеха за кадром), утратили мягкость, ненавязчивость и очарование. Редзян — из 16 подростка, по сути еще мальчишки, в фильме сделали такого неповоротливого здоровенного силача, но впрочем Редзян мне и книге не особенно нравился, поэтому я спокойно отнеслась к тому, что ему внешность изменили. Хмельницкий великолепен, читая книгу, я себе этого героя примерно так и предсталяла. Понравился мне и Вишневецкий, характер жестокого и властного князя в фильме передан довольно точно.

    Горпина — вот когда я увидела на экране эту героиню, то подумала, а читал ли режиссер вообще описание из книги? У Сенкевича Горпина молодая, красивая, жизнерадостная девушка, в фильме видим какое-то дикое и озлобленное чудовище — лохматые волосы, мрачное выражение лица, взгляд исподлобья, кажется, еще немного — и на людей рычать начнет. Где та величественная, женственная и изящная красавица из книги? Я вообще молчу о том, что у Горпины прислуги не было (если не считать Черемиса), а значит она сама вела хозяйство и занималась домашними делами, поэтому к элементарной опрятности и аккуратности, наверное, была приучена.

    Если говорить о плюсах фильма, то еще хотелось бы отметить грамотно поставленные батальные сцены и великолепное музыкальное оформление. Музыка является настоящим украшением этой экранизации, она здесь не просто выполняет роль фона, но и участвует в раскрытии образов героев. Чего стоит печальная и проникновенная думка Богуна…

    Ну, а в целом я фильму ставлю 6,5 из 10, все-таки до 7 он не дотягивает.

    9 ноября 2014 | 12:01

    Год 1999-й был совершенно особенный год — свет, наконец, увидел последнюю по дате выхода (но не по хронологии событий) картину «трилогии» о лихих временах Речи Посполитой — «Огнем и мечом» (ранее были сняты «Пан Володыевский» и «Потоп»). Казалось бы, в Голливуде исторических эпопей снимают и без того достаточно, да и бюджеты у них не под стать каким-то восьми миллионам. Не буду спорить, они во многом хороши. Но! по своему духу все эти фильмы так похожи один на другой + вся их риторика о свободе и демократии + слишком патетические, напыщенные речи полководцев перед сражениями. В общем, достоинства голливудских исторических фильмов — это отдельная тема для разговора, я же лучше расскажу о том, чем выгодно отличается на их фоне сей польский фильм.

    «Огнем и мечом», снятый талантливейшим польским режиссером Ежи Хоффманом, фильм совершенно иной по своему звучанию. Здесь нет типичных голливудских штампов, здесь на переднем плане не великие и кровавые полководцы, а герои, забытые историей. Никто не произнесет напутственной речи перед сраженьем в попытках поднять боевой дух войска. Никто не пытается мотивировать бойцов драться лучше. Да какая же может быть мотивация?! Это не театр. Это война! «Война не любезность». Это страдания, изуверства, смерть. Войска это и без напутственных речей понимают.

    Четыре значительные исторические фигуры представлены в фильме. Такие разные… Король Ян Казимир, «обезволенный» польским Сеймом. Крымский Хан, самодовольный и всюду ищущий собственную выгоду. Богдан Хмельницкий, хитрый лис, взбунтовавший тьмы людей. Князь Иеремия Вишневецкий, верный Отечеству, неустрашимый и кровавый. Поражает сцена «молитвы» князя, в которой он просит помощи свыше, чтобы «утопить в крови» взбунтовавшееся казачество. История — реальность, и в фильме показаны не лучшие стороны не только казаков и холопов, но и беспечной шляхты.

    Что до главных героев, то здесь актерская и режиссерская работа вызывает глубокое уважение. У каждого из героев — особенный характер, прекрасно раскрытый во всех его проявлениях. За исключением, пожалуй, пана Володыевского. Маловато времени на него выделили — актер просто не успел в полной мере отобразить тот задор, те милые черты, которыми наделен его герой в книге. Но ничего, уж в «Пане Володыевском», думаю, это возмещено сполна.

    Ограниченность всех ресурсов отчаянно не позволяет показать того разгула ужаса и зверства, который описан в книге. Жаль. Что касается батальных сцен, то это — сильная сторона фильма. Лишенные опять-таки голливудских штампов, они производят бОльшее, лучшее впечатление. Кажется, над полями сражений прямо-таки витает славянский дух. Бой барабанов, широкий шаг, освирепевшие лица казацких атаманов, ведущих в бой войска — во всем этом чувствуется славянский дух, раздолье…

    Музыка в фильме выше всяких похвал. Там, где фильм не добирает в визуальном плане, спасает музыка, широкая, вольная. Поют герои, чего так не хватает многим фильмам, грустная, тоскливая песня Богуна, потрясающая по красоте «песнь Елены».

    Немного смущает последняя фраза в фильме, о том, что через 150 лет императрица Российская Екатерина Вторая положила конец величию Речи Посполитой. Это предвзятая позиция. В книге Сенкевич говорит совсем о другом. Уже во время описываемых событий началось падение Речи Посполитой, и если и искать причины падения ее величия, то прежде всего в самом этом государстве.

    В целом концовка фильма довольно неоднозначная — враг не повержен окончательно, и еще долго не узнает покоя Речь Посполита. А я еще долго думала, какую оценку дать сей картине, и поставила

    9 из 10

    2 августа 2007 | 16:18

    «- Кто воюет мечом, тот от меча и гибнет.» (с)

    Роман — эпопею великого польского писателя, классика мировой литературы Генрика Сенкевича «Огнём и Мечом», в 1999 — ом году блистательно перенёс на экран знаменитый польский кинорежиссёр Ежи Гофман. На тот момент, это была самая высокобюджетная польская постановка, обошедшаяся своим создателям в целых 24 миллиона злотых (примерно 8 миллионов $). Лишь вышедшая двумя годами позже, экранизация другого произведения этого писателя — «Камо Грядеши?», смогла превзойти эту суму. Для бедного польского кинематографа, известного в основном своими артхаусными драмами или «разговорными» картинами, этот дорогостоящий проект был настоящим событием — прорывом, с кучей как европейских, так и национальных звёзд, огромными массовками, историческими костюмами, батальными сценами и красивыми съёмками воссозданного быта 17 — ого века. Словом, всем тем, что подразумевает под себя такое весьма ёмкое определение, как «кино большого стиля». Надо признать, что потуги польских кинематографистов сыграть на патриотизме и привлечь к родной классике молодёжь, возымели таки успех — давно вынашиваемый культовым режиссёром фильм пришёлся по душе зрителям. Став для поляков, благодаря рекламной раскрутке и живому зрительскому интересу тем же, чем для нас в конце 90-ых стал «Сибирский Цирюльник». То есть — глотком свежего воздуха, чем — то родным и душещипательным. Словом — национальный блокбастер, способным не только на равных конкурировать с голливудскими хитами, но и дать им фору!

    Надо признать, что кино и в самом деле получилось довольно неплохое. Немного не достаёт лоска батальным сценам, да и снимать изначально следовало на широкоформатную киноплёнку. Но, если не придираться к несущественным изъянам, то у Ежи Гофмана получилось снять качественное, добротно разыгранное интернациональным актёрским ансамблем историческое кинополотно. Которое можно сопоставить с таким отечественным фильмом как мини — сериал Ускова и Краснопольского — «Ермак». Картина Гофмана, кстати так же, в телевизионном формате превращена в сериал из 4 — ох серий (так «Огнём и Мечом» минуя кинопрокат, был немного позже показан на российском ТВ). Но такой формат идёт этой экранизации больше, поскольку довольно сложно смотреть в кинозале картину, длящуюся почти 3, 5 часа. Да и от обилия второстепенных, как вымышленных, так и настоящих исторических персонажей, по первой немного рассеивается внимание.

    Не будучи знакомым с оригиналом, т. е. с романом Генриха Сенкевича, знаю однако то, что книга это довольно толстая, что то около тысячи страниц. А такую большую прозу невозможно перенести на экран без потерь, тем более когда хронометраж ограничен. Но одно можно сказать точно: адаптация классической книги, проделанная самим Ежи Гофманом, собственноручно написавшим сценарий, производит положительное впечатление. Сильных сокращений, идущих в ущерб рассказываемой истории не заметно, все персонажи, даже второстепенные — получились яркими и запоминающимися. Большое количество событий и локаций не мешает с интересом смотреть на развитие сюжетной линии главных героев, которые бывает, что на долгое время исчезают из повествования, уступая место историческим личностям, которые вершат историю государства. Ведь в книге Сенкевича, как это часто бывает в случае историко — приключенческой прозы, написанной к тому же, почти что в жанре мелодрамы — вымышленные писателем герои действуют рука об руку с реальными историческими прототипами и личностями.

    Если обойтись без пересказа политической атмосферы того времени, то сюжет повествует о любви польского рыцаря Яна Скшетуского и казацкого атамана Юрко Богуна к красавице Елене, из княжеского рода Курцевичей. Всё это происходит на фоне крупных исторических потрясений 1648 -ого года, когда началось народное восстание по всей Украине, и борьба за её независимость от Речи Посполитой. В вихрь военных событий оказываются замешаны также приятели: лучший фехтовальщик — Михал Володыевский и толстый выпивоха — пан Заглоба, давший обет целомудрия силач Подбипента, проворный слуга Скшетуского — Жендзян и многие другие. Много времени уделяется и историческим персонам вроде Богдана Хмельницкого и князя Ярёмы Вишневского. Режиссёр, как и писатель старается не принимать чью то сторону, в стремительно начавшейся Гражданской войне, расколовший Украину. У каждого из героев своя правда и свои цели, и каждый готов идти ради их достижения до самого конца, не щадя не своей, не чужой жизни. Деревни пылают, вешают и сажают на колья взбунтовавшихся крестьян, враждующие силы собираются в армии и с переменным успехом громят друг друга в кровавых баталиях. К то то желает сохранить текущий государственный уклад, кто то не желает жить под милостью магнатов, а кто то просто пытается выжить на поле брани, что бы спасти свою возлюбленную…

    Из «звёздных» исполнителей выделю самых известных, имевших центральные роли, и тех, что сумели создать выпуклые образа своих персонажей. Это красавица Изабелла Скорупко (известная по таким фильмам как «Золотой Глаз» и «Одиссей») — сыгравшая княжну Елену; Михал Жебровски в роли отважного Яна Скшетуского; наш каким то чудом попавший в этот проект Александр Домагаров — выступивший в роли неукротимого Богуна; и народный артист Украины — Богдан Ступка, воплотивший образ Богдана Хмельницкого. Так же запомнились и менее известные артисты, такие как Войцех Маляйкат — сыгравший забавного пройдоху Жендзяна (чем то похожий на Сэма из «Властелина Колец»), и Кшиштоф Ковалевский — сыгравший пана Заглобу, едвали не самого комического персонажа саги — этакая ядрёная смесь из Санчо Пансы и Тараса Бульбы! Понравился и Анджей Северин, создавший на экране противоречивый образ польского воеводы Ярёмы Вишневского, который готов подавить холопий бунт самыми жестокими мерами, делая это ради спокойствия отчизны и единства Украины…

    Операторская работа Гжегожа Кендзерского радует красивыми натурными съёмками, панорамными видами баталий и множеством запоминающихся планов. Картинка у фильма хорошая, яркая и чёткая, но больше тяготеет к телевизионному качеству, нежели к фильму рассчитанному на кинотеатральный прокат. Впрочем, это может быть от того, что я слишком привык к тому, что подобные размашистые кинополотна снимаются на широкоформатную плёнку, о чём говорил ещё в начале своей рецензии. Порадовал и композитор Кшесимир Дембский — саундтрек у фильма совершенно бесподобный: много запоминающихся музыкальных тем, как лирических и грустных так и задорно — весёлых композиций. Особо понравились такие как: польская — народная песня «Гэй, Соколы!», и «Ой, чiйто кiнь стоiть» — которую прекрасно исполняет под звуки бандуры герой Александра Домагарова — страдающий от неразделённой любви лихой красавец — казак… В целом, польский историко — мелодраматический боевик «Огнём и Мечом» — производит положительное впечатление. Думаю картина может быть интересна не только тем, кто любит или на оборот не любит читать «увесистую» классику, но и поклонникам хорошего исторического кино. Фильм Ежи Гофмана сделан от всего сердца, и это нельзя не заметить.

    5 октября 2015 | 00:43

    Помню когда-то давным-давно смотрел его в детстве, правда помнил лишь какие-то обрывки. Но вот недавно наткнулся на него в одном историческом паблике Вконтакте и очень уж захотелось глянуть данное кино вновь уже в сознательном возрасте.

    Фильм заслуживает пристального внимания, ибо это тот редкий случай, когда в кино помимо всего прочего присутствует ещё и атмосфера!

    Казаки у режиссера получились просто потрясающие! Их поведение, повадки, манеры, все это рождает какой-то фантастический казацкий дух, который ты чувствуешь каждый раз видя их в кадре и ещё больше понимаешь какой это был вольный, смелый, а порой конечно безрассудный, но в тоже время очень храбрый народ.

    Я не знаю кто бы ещё мог так сыграть роль Богдана Хмельницкого, как это сделал Богдан Ступка, потрясающий актер, жаль что его уже нет с нами, но я уверен что его творчество будет жить ещё очень долго.

    Казацкий полковник Иван Богун, в исполнении Александра Домогарова, это тоже очень яркий и интересный персонаж, настоящий казак с горячей головой и взрывным характером, который никогда и никому не пойдет на уступки ни в любви, ни на войне.

    Да и вообще персонажи в фильме очень колоритные и интересные, чего только стоит один пан Заглоба, этакий пьяница и весельчак, но когда надо очень даже ответственный человек! И конечно же нельзя забывать про главного героя — благородного рыцаря Яна Скшетуского, который и службу у князя служить успевает и делами любовными заниматься.

    Сцены баталий просто потрясающие, настолько потрясающие что аж дух захватывает! Крылатые гусары тут выглядят просто на загляденье, я прямо получил эстетическое удовольствие при их лицезрении, ах, чего только стоит один вид несущейся в бой хоругви, великолепно! Одиночные поединки на саблях тут тоже весьма хороши и всецело вписываются в общий антураж. И хотел бы отметить, что фильм 99-го года и никакой компьютерной графики и прочего тут нет, все натуральное и естественное, вот так вот, многим нынешним киноделам стоит поучиться. Ну а осада Збаража это просто апогея всего фильма и такое надо обязательно смотреть, ибо сложно описать словами то, как тысячи раздетых по пояс казаков с православными крестами на шее идут в бой против обороняющих крепость шляхов.

    И конечно же нельзя не отметить прекрасно подобранные музыкальные композиции ("Хэй, сокоўы», «Ой, чий то кінь стоїть» и прочие), которые всегда были к месту и по этому при просмотре фильма радовался не только глаз, но и ухо.

    Подводя итог хочу сказать, что это отличное историческое кино, главной характерной чертой которого является уникальная атмосфера, чувствующаяся буквально в каждой минуте данного кинопроизведения. По этому я хотел бы рекомендовать его тем кто любит историю, тем кто хочет хотя бы на чуть-чуть окунуться в середину 17-го века и воочию увидеть события тех дней, которые к тому же сыграли немаловажную роль и для нашей страны.

    9 из 10

    19 сентября 2014 | 17:04

    Когда фильм «Огнем и мечом» только вышел в свет на большой экран, то сразу вызвал негативную реакцию среди обывателей Украины. Самое примечательное то, что зрители Польши встретили его.. . тоже не очень. Ну, думаю, раз так, тогда фильм должен быть просто замечательным.

    В данном фильме очень четко прослеживаются две сюжетные линии: любовный треугольник Скшетуский-Хелена-Богун и политические перипетии гражданской войны в Речи Посполитой середины XVII века. Первое я смотрел и отдавал ему должное как художественной составляющей части фильма и особо на нем не зацикливался. А вот второе вызывало у меня просто неподдельное восхищение мастерством как сценариста, который удачно подобрал нужны из книги фразы, так и режиссера, с легкой руки которого они не только остались, но и были использованы так, что бы наиболее сильнее «ударить» по зрителю. И, самое главное, я очень отчетливо понимал то, КАКАЯ страна сняла этот фильм.

    Скажу без обиняков, фильм практически полностью раскрыл ПРИЧИНЫ этой страшной для Речи Посполитой войны, которая потянула за собой непрерывную цепочку событий, что окончились ликвидацией целой страны. Устами Богдана Хмельницкого, Яна Казимира, Адама Киселя, Яремы Вишнивецкого и других выдуманных персонажей полностью показана трагедия неудачной попытки союза троих народов — поляков, литовцев и украинцев.

    «Здесь СТОЛЬКО земли пропадает». «Я ТУТ не СЕБЯ, а Речь Посполитую представляю». «Посмотри, что творится на Украине. Кто здесь счастлив? Магнаты и горстка шляхты — у них земля и золотая вольность. А остальные — быдло!» «Чаплинский убил моего сына, но разве пошли бы за мной тысячи, если бы я думал о себе». «Когда война — казак хорош, а как война закончится — то наша шляхта его колотит как холопа». «Где КАЗАЦКИЕ ПРИВИЛЕГИИ»?!! «Что мне какой-то казак и вся Сечь». «Гетман хотел этот бунт ПЛЕТКАМИ разогнать». «В любой нормальной стране король это король. Там есть казна, есть войско, а у нас?» «Проливается братская кровь». «Возьмешь драгун, княгиню и жидов — отведешь в Замостье». «Куда мне возвращаться?» «Найдешь… нас услышат на Украине…». «Ты эту несчастную землю в крови утопил».

    И после всех этих фраз становится понятно неудовлетворение польского зрителя. Тем более, что в фильме обыграны только четыре битвы — Желтые Воды, Корсунь, Пилявцы, Збараж — которые поляки проиграли. Мало того, шляхтичи и магнаты были показаны не в лучшем свете — пьяные, жестокие, самоуверенные, недалекие, как ростовщики и неквалифицированные. Но после этого я не могу понять украинского зрителя, который тоже выставляет свои претензии фильму. Если казаков показали в лохмотьях, то вы думаете, что это не было правдой. Да, с пьянкой запорожцев режиссер перегнул палку (тут я немного поморщился). Общеизвестно же, что по казацкому обычаю на Сечи и во времена походов запорожцам запрещалось пить спиртное под страхом смерти. Но неужели только за это можно фильм обозвать украинофобским?

    Фильм хоть и о событиях на Украине, но не о ней родной. И это не патриотический фильм Польши, как некоторые заявляют. И не историческая мелодрама о бравых шляхтичах и их геройствах. Это фильм-трагедия, в котором жестоко, но правдоподобно показано недальновидность и ошибки польской власти. А также почему с политических карт Европы того времени вскоре должна будет исчезнуть Речь Посполитая. Фатальный просчет в казацком вопросе привел к тому, что казаки привели за собой татар и турков, а потом и московское войско в результате чего свои наиболее богатые земли государство уже навсегда потеряет. Хотя еще тогда польские хронисты XVI-XVII вв. рекомендовали властям создать казацкую автономию с правами рыцарского сословия (к примеру, Криштоф Пальчевский). А причины войны показаны именно с позиций Украины, поэтому сетовать на фильм украинскому зрителю нету оснований. Хотя по моей стране могли пройтись по полной программе (некоторые еврейские историки первый холокост связывают именно с казацкими войнами того времени; 21 июня 1648 года день скорби в еврейском календаре). И вот ЭТО надо было УВИДЕТЬ, а не на то, что «плохой Богун желал Хелену против её воли и как благородные шляхтычи её честь пытались защитить».

    Тот кто отвечал в фильме за кастинг актеров заслуживает высшей оценки. Более удачно подобранных актеров я не видел ни в одном фильме. Михал Жебровский превосходно справился со своей ролью храброго вояки и влюбленного шляхтича — чувства выказывал неподдельные. Я верю, что Руслана Писанка ведьма не только по фильму, но и в жизни. Ступка неплохо показал Хмельницкого — этакий хитрый, властный, прожженный старый дядька, который верил в своё начинание. Но больше всего меня впечатлил российский актер Домогаров. Настолько первоклассно он сыграл роль вспыльчивого и неустрашимого казака цыганской внешности, что в этой роли представить себе кого-то другого будет трудно. Честно говоря, у меня Домогаров больше вызывает симпатию нежели прилизанный Жебровский. Изабелла Скорупко меня поразила красой (я всегда знал, что славянки самые красивые женщины в мире), но не игрой — кукла, куклой.

    Учитывая бюджет фильма следует отдать должное превосходным костюмам (их разве что слепой не оценит!), декорациям, военной технике и довольно таки массированным съемкам. Это в который раз доказывает, что если деньги не воровать, а использовать по назначению, то получится очень атмосферное кино. Одежда героев была настолько продумана в деталях, что она собой подчеркивала не только национальность, но и статус каждого героя. Батальные сцены (их правда немного) просто поражают своим размахом (и это без компьютерной графики!). Да, хотел бы обратить внимание на то, что украинские хаты вышли какие-то аккуратненькие, ровненькие и новенькие как с иголочки.

    Музыка в фильме тоже примечательна — где нельзя сказать словами или показать картинкой, она просто создаст внутри вашей головы свое более многогранное видение. Режиссер очень правильно сделал, что подобрал ряд грустных народных украинских песен или мелодий, которые лучше всего демонстрировали отчаянное положение простых обывателей того времени. Но наиболее всего мне понравилась «Песнь Хелены», которая часто использовалась в фильме (если не ошибаюсь композитором выступил Кшесимира Дебски). Мелодия такая же грустная и настолько же широкая как украинские бескрайние степи, где проходили все ужасы и зверства этой войны.

    Режиссер Ежи Гоффман постарался на славу — создал шикарнейший фильм-драму об одном из наиболее трагичных моментов истории Речи Посполитой. Он удачно использовал актерский состав, работу сценариста и операторов, дизайнеров и композиторов, благодаря чему, зритель на «своей шкуре» ощутил XVII век. Равнодушным этот фильм никого не оставил. Толерантность режиссера не дала ему возможность приукрасить польскую сторону и не уменьшить заслуг украинских казаков. Он вылил на нас практически всю жестокую правду ненависти «холопов» и «ляхов», которые могли только огнем и мечем решить свои проблемы, фанатично борясь между собой до последнего.

    21 июня 2013 | 20:56

    В целом фильм произвел на меня двойственное впечатление. Некоторые моменты мне казались нудными, некоторые в край не естественными, однако были момент с захватывающим интересным м интригующим развитием. Начну с сюжета. Мне очень понравилось интересное переплетение драматической романтики (казак Богун влюблён в княжну Елена Курцевич, но она полюбила случайно повстречавшего шляхтича пана Яна Скшетуского, который ответил ей взаимностью и предложил руку и сердец, однако обстоятельства на долго разлучают их, Богун умирает в дуэли с другом Яна, и в конце, конечно же, happy end) с историческим эпосом(война казаков с шляхтой Речи Посполитой). Интересная особенность в том что, на протяжение всего фильма у меня возникал вопрос: кто же отрицательный а кто положительный персонаж или же сторона. Ян Скшетуский, пан Заглоба и т. д. выступают в роле положительных героев несмотря на то что стоят на стороне Речи Посполитой(плохая сторона), а Юрко Богун — вызывает отвращение и неприязнь одна ко он казак. Хотелось бы отметить довольно реалистические декорации которые погружаю зрителя в атмосферу эпохи ХVII ст. Особенно мне понравилось оформление поместья княгиня Курцевич. Отдельно хотелось бы отметить хорошую игру таких актеров: Богдан Ступка (Богдан Хмельницкий), Кшиштоф Ковалевский (пан Заглоба), Александр Домогаров (Юрко Богун), Михал Жебровский (Ян Скшетуский), Руслана Писанка (ведьма Горпына), Даниэль Ольбрыхский (Тугай-бей), Эва Вишневская (княгиня Курцевич).

    Но были и минусы. Все с цены с молитвами и княжны Елена и князя Ярёмы мне показались очень не естественными не искренними и плохо сыгранными. Также мне совершенно не понроилась сцены битвы на «Желтых водах», казацкое войско шло с песня ми плясками акробатическими трюками на конях. Быть может это для показания казацкого духа, не знаю, но мне не понравилось было совершенно лишним, и вообще вся битва была похожа на какое-то театрально представление. Еще мне совершено не понравились монологи и гуляния на Сечи, особенно монолог с участием атамана Кривонос и атамана Барабаш (перед их так сказать казнью) и гуляния казаков после битвы на «Желтых водах». Вообще надо отдать должное сценаристу режиссеру и продюсеру Ежи Гофману, не смотря на все недочеты и минусы. В целом я поставил бы этому фильму

    6 из 10

    3 февраля 2014 | 19:18

    Пробегусь вкратце по основным персонажам, которые мне запомнились.

    1) Хелена — красавица! Выразительные глаза, чувственные губы! Глядя на такую, понимаешь, почему из-за неё мужчины готовы были рисковать жизнью.

    2) Пан Кшетуский поразил своей мужественностью, силой духа, преданностью Речи Посполитой, и в то же время он великодушен к врагам.

    3) Богун. Этот персонаж вообще вызвал неоднозначные чувства. Вроде и жестокий, безжалостный, но при этом умеющий быть благодарным. Мог бы убить пана Заглобу за предательство, однако помня, что тот спас Хелену, оставил его в живых. Мог бы взять Хелену силой в доме ведьмы, но… она для него как икона, «на которую посмотришь, и сердце радуется». Любовь его к княжне настолько чиста и сильна, что он обещал ей по возвращении оставить право выбора: быть с ним или нет. И когда в конце увидел её с Кшетуским, молча ушёл.

    4) Ведьма Горпина. Самая настоящая колдунья. В такую я верю. Полоумная, владеющая чёрной магией, пугающая своей бесноватостью.

    И разумеется, не могу обойти стороной панов! О, как же они меня порадовали!

    5) Пан Заглоба — вообще нечто! Трус с большим сердцем и непомерно широкой душой. Пусть он отчаянно трусит, но он никогда не бросит друзей! За то, во что верит, он будет стоять до конца. Персонаж, который вызывал на протяжении всего фильма улыбку и одновременно уважение.

    6) Пан Подбейпета напомнил почему-то Астерикса. И силён, как галл, и такой же наивно-забавный.

    Замечательно, что при всей своей глубине фильм абсолютно не «грузит». Несерьёзно о серьёзном. Временами из-за панов, прекрасной княжны и ведьмы напоминал сказку. Будто две сюжетные линии переплетаются: любовно-сказочная и историко-драматическая. А в совокупности это как раз и даёт эффект полнейшего удовлетворения увиденным!

    26 апреля 2008 | 17:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>