Представляем вашему вниманию серию вестернов, снятых, однако, не в США. Довольно забавно, что события охватывают земли Среднего Запада, где обитают индейцы племени Апачи. Красивый фильм наполнен экшеном, разоблачениями и драматизмом. Хотя, на мой взгляд, у него затянутая кульминация. Перед нами провоз груза в повозках по диким землям. Кто эти люди? Средний Запад – территория США, антагонист фильма мистер Сантер решает строить железную дорогу на территории индейцев, а инженеры и проектировщики по строительству, вместе с несколькими любознательными людьми, становятся на перепутье между беззаконием и честью.
История основана на книгах немецкого писателя Карла Мая про вождя индейцев Виннету, поэтому смесь разных стран в производстве фильма поясняется и локациями, и первоисточником. Но это очень интересная история. Перед нами недовольство индейцев по поводу нарушений условий договора. Определённая территория для строительства железных дорог уже обусловлена и скреплена печатями, но главный злодей, желая оставить часть средств себе, меняет маршрут строительства, тем самым заходя на земли Апачей.
Изначально лёгкие конфликты с законниками перерастают в явление ярого злодея, который пойдёт на всё ради наживы. Угрозы и насилие – вот его аргументы. На фоне злодея вырастает фигура защитника, главного контролёра строительства в лице Олда Шаттерхенда. Далее картина прекрасно выдаёт мощный залп по всему жанру, показывая и место переговоров, и небольшой посёлок, и примечательный салун, чтобы разворотить бремя сражений.
Красиво показаны злодейские хитрости, которые позже перерастут в сражение. Эпизод с окружением салуна – самый яркий и прекрасный в этом жанре. Кажется, а что ещё нужно от вестерна? Экспозиция у героев, расставлением ярлыков «добро» и «зло», чтобы перейти к битве. Вот только индейцам никакого нет дела, какие это люди – для них все чужие, все злодеи. Сюжет разделяется на три стороны, чтобы показать конфликт коренных жителей с иностранцами. Для больших переживаний несколько грязных ходов поступает от Сантера, чтобы с залогом на развитие вывести Олда в больший драматизм.
Неожиданным для вестерна, но вполне реальным для истории, выступает то, что у картины не привычная нам кульминация. Победители не разделяют радость вместе за праздничным столом, потому что как таковых победителей нет – есть выжившие на чужой территории. Тут режиссёр Харальд Райнль выдаёт нам обычаи Апачей, которые верят только в своего бога, а все остальные аргументы их не касаются. Картина меняет тон, показывая, что в одну минуту положением сил может резко обрести иные последствия. Вдобавок вводится романтическая линия, чтобы зритель больше переживал за персонажей.
Испытания на выживание, на защиту чести и правды. Как доказать дикарям, что среди иностранцев есть как злодеи, так и союзники? На этом этапе мы проходим ряд опасных, интересных преград, чтобы подвести к драматическому акту. Изначально скрытое золото Апачей было не главной целью всех героев, но не всё так просто. Запутанно и опасно сюжет переходит кульминации, где злодеи не останавливаются ни перед чем, а индейцы жестоко наказывают врагов. Финал картины красивый, демонстрирует развитие отношений Вождя индейцев и Олда Шаттерхенда.
К классической франшизе европейского вестерна также причастен знаменитый на весь СССР югославский актёр Гойко Митич, появившийся в «Золоте Апачей» пока только в эпизодической роли. Что же, это довольно интересное кино, где помимо классических героев и злодеев (как мы видели у Клинта Иствуда, Серджио Леоне) основный колорит занимают коренные жители – индейцы. Отдельного упоминания заслуживает оксфордский корреспондент, желающий запечатлеть фотографии индейцев для публикации в «The Oxford Times». Этот комедийный персонаж всегда в гуще событий, но кажется, что он человек из другой эпохи.
После большого международного успеха 'Сокровищ серебряного озера' немецкие продюсеры решили не терять времени и через год выходит приквел картины.
Сюжет фильма более-менее соответствует роману Карла Мая 'Виннету', рассказывающему о знакомстве геодезиста Олда Шаттерхенда и вождя апачей Виннету, ставших кровными братьями.
Снова качественное киноприключение на Диком Западе. Романтичная музыка Мартина Беттхера, красивая операторская съемка, эффектные и масштабные сцены действия. Разумеется, прекрасный дуэт Лекса Баркера и Пьера Бриса на высоте. Имеется и романтическая линия с участием Шаттерхенда и сестры Виннету Ншо-Чи в исполнении Мари Верзини. Ну, и, конечно, эффектный злодей Фредерик Сантер, жгучий брюнет в золотом жилете, в исполнении Марио Адорфа.
Очень неплохая приключенческая лента в духе вестерна. Одна из лучших картин киносериала о Виннету.
Да уж, не ожидал такой 'мясорубки' от вестерна 1963-го года выпуска - можно сказать, прото-'спагетти'-вестерна, если взять за точку отсчёта 'спагетти' 1964-й год, когда вышел знаменитый 'За пригоршню долларов' Леоне. Счёт попавших в кадр жертв идёт на многие десятки, если не на сотни, а отправляются на тот свет известные и совсем безвестные зрителю персонажи, будучи сражёнными многими видами огнестрельного оружия, колюще-рубяще-летающего холодного, и даже при помощи паровоза, используемого, как штурмовое орудие! :) Да уж, в этом отношении размах намного шире, чем в вестернах, снятых восточными немцами (вспомним достаточно статичные фильмы типа 'Вождь Белое Перо' и т.п.).
Через исконно заповедные индейские земли строится железная дорога. Однако, между официальными властями и вождями племён апачей был установлен договор: дорога идёт В ОБХОД индейской территории. Но на месте, вдалеке от надзора властей, стараниями авантюриста и бандита Сантера (Марио Адорф) дорога всё же строится напрямую, а не в обход - сэкономленные на строительстве деньги Сантер стремится положить в свой карман. Индейцы, видя такой обман, готовы объявить войну бледнолицым. Правительство для контроля над соблюдением проекта посылает на место своего человека - харизматичного и мужественного Олда Чатерхенда (Лекс Баркер).
Сантер удерживает у себя в Россвеле главного инженера строительства, Чатерхенду нужно этого инженера срочно отбить и привезти в лагерь - соответственно, происходит довольно впечатляющая заварушка в салуне Россвеля с летающими через стойку бара телами. Чатерхенду нужно разобраться всего-то с 15-ю головорезами, что он и делает в привычной для вестерна манере. Правда, подлые бандиты, попав под кулак Чатерхенда, хватаются за револьверы, и не сдобровать бы смельчаку, но... где-то у входа слышится: 'Хенде хох!' (да, оригинал фильма на немецком) - это на помощь Чатерхенду приходят его друзья с длинноствольными ружьями.
Итак, первый тайм остался за благородным Чатерхендом. Но 'таймов' в этом фильме даже не два, а намного больше. В дело включаются индейские племена: одно из них, племя киова - союзники Сантера; другое племя, лидер которого молодой и смелый Виннету - враги киова, недруги злодея Сантера и будущие друзья Чатерхенда. Сантер подло убивает одного из людей Виннету, при этом у убитого находят золото, и Сантер активно включается в поиски драгоценного металла. С помощью киова он захватывает в плен Виннету. Виннету грозит смерть, на помощь юноше спешит Чатерхенд - пробравшись в лагерь киова, он освобождает молодого вождя.
Самая масштабная и батальная сцена фильма - нападение сил Чатерхенда на логово Сантера Россвель, вот где была массовая перестрелка! Из огня, да в полымя - стоило закончиться сражению между белыми, как последовало наступление индейцев. Это наступление переводит фильм на новую стадию развития событий...
Вообще, конечно, 'Золото апачей' - не чистый вестерн, а смесь вестерна и приключений. Другой аналог - 'Золото Маккенны'. Соответственно, в фильме наличествует присущая приключенческому жанру авантюрность, что для вестерна идёт, скорее, в минус. В целом, я бы сказал, картина, хоть и не супер-уровня, но достаточно интересная, а местами даже захватывающая. На мой взгляд, одна из лучших работ в 'истерне' (европейском вестерне).