Бывает, что массовый зритель спокойно поедает какую-то несусветную клюкву, а бывает, что нет. Данному фильму не повезло. То ли образ кроткой Лавальер уж очень хорошо известен даже далеким от истории людям, то ли просто картинка серовата в буквальном смысле слова - трудно сказать; но этой версии 'Железной Маски' не простили недостатки, которые прощали другим.
В самом деле, будучи 'в теме', смотреть 'Пятого мушкетера' без смеха невозможно. Фильм трудно назвать даже костюмным, поскольку, к примеру, те же парики здесь большей частью из XVIII века, а не из XVII, в котором происходит действие. Набожная хромоножка Лавальер превратилась в стервозную женщину-вамп, скорее напоминающую другую фаворитку Людовика XIV - мадам де Монтеспан; пучеглазая, глуповатая Мария Терезия стала красавицей и умницей, а что случилось с Анной Австрийской, вообще понять... непросто. Так что с точки зрения истории это кино, конечно, бред сивой кобылы. Я уж не говорю про причину, по которой 'Маска' впервые занял место короля - это не XVII в., это Древний Мир какой-то...
Но не бред ли, скажем, само изначальное предположение, что Людовика в итоге подменил его неопытный во всех отношениях близнец? Что он остался верен Лавальер (как в версии с Чемберленом), хотя любому зрителю известны её многочисленные последовательницы? И почему же, к примеру, хороший парень, занявший место Луи, впоследствии отменил Нантский эдикт и устроил страшные гонения на гугенотов? Как ни посмотри, все версии 'Железной Маски' грешат полным отсутствием историчности!
В защиту этого фильма скажу, что он на удивление увлекателен и изобилует живыми, яркими персонажами. Король - легкомысленный мерзавец - шикарен. На красавца Фуке смотреть одно удовольствие. Лавальер - роскошная стерва. Мужчины должны были непременно оценить прелести ТАКОЙ Марии Терезии (не оценили? Странно!). ГГ - славный, по-настоящему славный, не такой, как аристократичный Чемберлен или женоподобный Ди Каприо. Мушкетёры... ну, они и в других версиях 'Маски' не особенно блещут, не их это время. Но старый Портос неплох.
Мне эту чепуху смотреть было приятно, чего не скажешь о многих нарочито унылых фильмах 'с претензией', в которых на поверку ошибок оказывается не меньше. За полностью вымышленных (и не писателем Дюма), но запоминающихся героев -
7 из 10