К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Лугоши – это деньги!

Ворон

Вы видели этот момент, когда он там свою моську просунул в окно и трещал над героем Бориса, это нечто невероятное, мои дорогие ценители классических ужастиков. Итак, очередная “схватка” Лугоши и Карлоффа. Боссы с “Юниверсал”, почесав свои большие животы (после фильма “Черный кот”), вновь столкнули лицом к лицу двух великих актеров.

Давайте сразу разберемся с По. Это не полноценная экранизация (я вообще не представляю, как в здравом уме можно экранизировать конкретно данное стихотворение, если только в качестве короткого метра и не надо мне тут вспоминать старика Роджера Кормана с его фильмом 1963 года, а-хи-хи). Единственный момент, который связывает кино с писателем – цитаты героя Лугоши и его своеобразная любовь к ловушкам из произведений По.

Лугоши играет безумного доктора Воллина. Играет на каком-то запредельном уровне. Стопроцентная классика. Каждый современный маньяк в кино, да-да, упирается в Белу. Воллин помогает одной красивой девушке (та в свою очередь попала в аварию), проводит ей операцию. Рассчитывая на взаимную симпатию и получив отказ, Бела хочет уничтожить красотку вместе с ее парнем и отцом. Лугоши в своем репертуаре, а-хи-хи.

Что касается Карлоффа, вот тут очень интересный момент. В “Черном коте”, напоминаю, Боря был злодеем, а Лугоши все-таки положительным героем. Если вы думаете, что в “Вороне” они поменялись местами, то глубоко ошибаетесь. Карлофф и в “Вороне” играет плохого мальчика. Я согласен, да, нам не рассказывают каких-то деталей, но он отрицательный персонаж, убийца. А раз так, то мы имеем сразу двух антагонистов.

Герой Бориса приходит к Лугоши и просит его сделать операцию, якобы у него уродливая внешность (хотя я бы не сказал, что он какой-то там страшный, бородка вон в стиле Чейни и его “Человека-волка”, а-хи-хи). Доктор Воллин, естественно, решает использовать данного персонажа в своих корыстных целях.

Первая половина очень крутая (даже с учетом временных рамок), смотреть чертовски любопытно. Во второй части, так как режиссер Лью Лэндерс далеко не Тод Браунинг (и не Джеймс Уэйл, конечно же), “Ворон” начинает трешить, трешить по полной программе. Скажу больше – “Ворона” мог бы снять Эд Вуд, если бы его пустили на студию “Юниверсал”, а-хи-хи. Шутка, люблю Эдди, не обижайте Вуда.

Если сравнивать с “Черном котом”, то “Ворон” мне понравился больше, хотя в целом – это все еще не самая лучшая их совместная картина (если мы рассматриваем конкретно тандем Лугоши-Карлофф), но здесь одна из самых ярких ролей непосредственно Лугоши. Понятно, что Карлофф оглядывался на Франкенштейна (такой монстр наполовину). А вот Лугоши состряпал очень колоритный образ злодея.

“Я люблю пытать!” – заявляет с хитрым прищуром Лугоши. Пожалуйста, Оскар пришлите человеку, явно же напрашивается.

7 из 10

12 февраля 2024 | 14:56
  • тип рецензии:

Следующий фильм студии Universal в очередной раз отсылает к творческому наследию Эдгара По, но на этот раз с куда более вольным пересказом оригинального произведения.

Несмотря на то, что известный хирург, герой Бело Лугоши, ушел на пенсию, его привлекли к лечению дочери местного судьи. После успешной операции он сближается с ней, что выливается в весьма маниакальный любовный треугольник, который закончится трагедией.

Любопытно, что главным героем является Лугоши, но куда большую ставку делали на Бориса Карлоффа из-за его более значимого статуса, хотя его роль в “Вороне” не такая значимая и скорее второстепенная.

В этом фильме сложно симпатизировать персонажу Лугоши и его мотивы кажутся притянутыми за уши, от чего все извращения с пытками во второй половине не вызывают нужного трепета. Жестокость ради жестокости и не более того. Впрочем, грим Карлоффа может нагнать жути даже сейчас, уж больно он стремный.

23 февраля 2023 | 12:28
  • тип рецензии:

«Ворон» 1935 года – яркий образец уже расцветшего к этому году жанра хоррора. И у этого фильма в каждом из рукавов было по козырному тузу привлекающих к себе внимание: фамилии Карлофф и Лугоши на афише и название от самого известного и цитируемого стихотворения Эдгара По. И если с мистером По все понятно – в Голливуде традиция крайне вольно интерпретировать и использовать его творчество воспринимается как должное, то с главными лицами «Ворона» связана очень интересная подробность. Несмотря на то, что роль Карлоффа менее весома, чем у его коллеги, но его имя на афише было крупнее и стояло первым. Как знать, может быть создатели данной ленты были провидцами и видели будущее этих двух актеров, но в 1935-ом году они оба были на вершине в своей нише.

Дух великого писателя пронизывает весь фильм и не ограничивается одним только названием. Пусть предметной связи нет практически никакой, но постоянные отсылки и общее настроение утраты и смерти создают узнаваемый почерк американского классика. Так фильм начинается с зачитывания «Ворона» доктором Воллином в исполнении Белы Лугоши, один голос которого настраивает зрителя на необходимый траурный лад. Отождествление доктора с Эдгаром По, его увлечение его произведениями и, особенно, орудиями пыток, которое явно выходит а пределы обычного хобби, еще более усиливает ощущение присутствия и практически создает экранное воплощение одного из родоначальников хоррора в литературе. Бела лишь подчеркивает вышенаписанные слова фразой «Смерть и есть мой талисман».

Автомобильная авария и попавшая в беду женщина становятся лишь завязкой и первым плохим событием, которое можно рассматривать ещё и как предпосылку к дальнейшим ужасающим эпизодам. Над всем последующим будет возвышаться мрачная фигура и бледное лицо Ричарда Воллина, одиозного антагониста. Лэндерс сознательно не наделяет этого персонажа какими-либо оправдывающими биографическими данными и выводит доктора как возвысившегося, горделивого человеконенавистника. В Воллине нет ни одного процента положительного героя, что водоразделом разделяет его и остальных персонажей фильма. Дополняет образ злодея со скелетами в шкафу (как в прямом, так и в переносном смысле) подчеркнутая неэмоциональность доктора, что усиливает драматичный эффект того факта, что единственное чувственное влечение к юной девушке приводит к ужасающим злодеяниям. Чтобы целостно охарактеризовать общие черты Ричарда Воллина, представьте Дракулу Белы Лугоши (порой кажется, что венгр даже не переодевался с тех съемок, а только снял клыки) за органом и с хирургическим скальпелем.

В невольные союзники к гениальному до безумия доктору попадает другой, не менее интересный, герой Бориса Карлоффа, Эдмонд Бэйтман. Он оказывается тем ещё мутным типом, убийцей без предыстории. Но в образовавшемся тандеме ума и силы, мозга и рук ему выпадает роль жертвы обстоятельств, что не может не вызвать у зрителя определённую долю симпатии и сочувствия. Пришедший по своей воле для изменения внешности, Бэйтман оказывается лишь подопытным кроликом и инструментом в чужих руках. Новая, монструозная версия Эдмонда Бейтмана, как и в другом известном фильме с Карлоффом, появилась в результате медицинского эксперимента. Даже внешний облик навевает сравнения с Франкенштейном, неестественное лицо и искусственная мимика делают персонажа страшным, как смертный грех.

- Если человек страшный, то и дела его страшны

К таким, не самым радушным хозяевам на прием попадает разношерстная компания во главе с Жан Тэтчер и ее отцом. В декорация старинного особняка, а по совместительству в подпольном музее пыток развернутся основные деяния и трагедии. Дополняет основной фон грозный, пугающий план, ощущение опасности, когда даже погода говорит об этом. Бела играет и выглядит на экране просто феноменально, и в очередной раз повествует историю о палке о двух концах.

08 сентября 2013 | 19:03
  • тип рецензии:

Любовь обладает искупляющей, животворящей, лечебной и жизнеутверждающей силой. Но она может и разрушать, ослеплять, калечить и делать людей безумцами, заставляя совершать страшные поступки. Итак, «Ворон», год 1935.

От любви до ненависти – один шаг. Потрясенный трагедией, произошедшей с его дочерью, попавшей в автоаварию, судья Тэтчер с последней надеждой обращается к доктору Уоллину в попытке спасти ее. И никто даже предположить не мог, к каким последствиям приведет это событие для всех ее участников.

Любовь сама по себе способна сделать человека безумцем. А если человек изначально безумец, она может стать страшным и разрушительным оружием. Ослепленный красотой Жан (Джин) Тэтчер и отвергнутый, доктор Уоллин, в лучших традициях произведений Эдгара Аллана По, решается на кровавую месть.

Не являясь явной экранизацией стихотворения «Ворон», а лишь навеянной ее мотивами, картина глубоко пропитана духом произведений По, со множеством отсылок к его работам. «Колодец и маятник», события которого стали прототипом для пыточной камеры в тайной лаборатории доктора Уоллина. А из «Падения дома Ашеров» перешла гнетущая атмосфера особняка Уоллина, который зритель пусть и не видит снаружи, но постоянно ощущает его давление. И в далеком 1935 году не потребовалось даже использования цвета, чтобы передать это.

А строки из «Ворона», цитируемые самим Уолленом, подкрепленные чучелом ворона на его рабочем столе, уже на ранних этапах сюжета могут зародить смутное чувство беспокойства по поводу душевного здоровья героя Бэлы Лугоши. Великого Бэлы Лугоши, чья харизма и гипнотическая притягательность личности просматривается при одном только взгляде на его фотографии. А когда Бела начинает играть – от создаваемых им героев трудно оторваться. Потому-то лучшие злодеи первой половины 20 века смотрели с экранов на зрителя именно его глазами.

Эдмонд Бэйтман: Если человек урод, то и дела его такие же.

Ричард Уоллин: Вы произнесли глубокую мысль.

И как противоположность Уоллину выступает герой еще одной легенды мирового кинематографа Бориса Карлоффа – Эдмонд Бэйтман. Человек, чьи поступки, во многом за счет которых он и оказался на пороге особняка Уоллина, должны предопределять его, как личности потерянную и ступившую на темную дорожку без возможности выбраться с нее обратно. Вынужденный потакать безумной идее Уоллина, Бэйтман, тем не менее, находит искупление в событиях разыгрываемой страшной ночи. Иллюстрируя старую народную мудрость, что «не внешность красит человека, а его дела».

Длящийся чуть более часа фильм сочетает в себе элементы психологического триллера, обрамленного рамкой готической мрачности, во многом присущей произведениям Эдгара Аллана По, при этом являясь и данью уважения личности писателя с, отчасти, философскими изысканиями на тему любви, ненависти и сущности человеческой природы.

8 из 10

06 июля 2012 | 15:36
  • тип рецензии:

Что это такое? - Нож! - И что он делает? - Опускается...

После просмотра 'Ворона', кинофраншиза 'Пила' еще больше пала в моих глазах. Из ленты Лью Лэндерса позаимствованы не только пытки, но и реплики персонажей! 'Ворон', вышедший на экраны более 75 лет назад, захватывает не меньше своего горе-клона.

Бела Лугоши сыграл доктора Воллина. Персонаж вполне типичный для Лугоши. Полубезумных гениев он играл и до, и после 'Ворона'. Доктор Ричард Воллин - всемирно известное светило в хирургии и как и все гении он тоже имеет свои причуды. Герой Лугоши точно не страдает излишней скромностью, называя себя 'Богом, зараженным человеческими эмоциями'. Доктор Воллин является преданным поклонником творчества Эдгара Алана По. Более того, судя по всему он мнит себя реинкарнацией писателя, вторым По - куда более гениальным. Очень импонируют черты характера доктора Воллина. Он тверд, если не сказать упрям. Ему не составляет труда сказать 'нет'. Его статус позволяет ему легко делать это. Хотел бы я многое позаимствовать от персонажа Лугоши (в хорошем смысле, конечно).

Когда на экране появляется Бэйтман, то я с трудом узнал в его обличии легендарного Бориса Карлоффа. Действительно, Бэйтман хорошо замаскировался! Но после 'вмешательства' доктора Воллина все стало на свои места. Карлофф снова примерил на себя привычный ему образ Монстра доктора Франкенштейна. Стоит отметить довольно реалистичный грим Бэйтмана (если конечно не брать в расчет нарисованный обычной краской глаз). Персонаж Карлоффа также довольно неоднозначен, пройдя на экране путь от безжалостного преступника до жаждущего искупления грешника.

Признаюсь честно, финал меня слегка разочаровал. Я видел его куда более трагичным, по примеру фильма 'Черный кот' с участием того же дуэта Лугоши/Карлофф. Ну что-ж, классику не перепишешь и не переснимешь. Остается восхищаться тем, что есть...

P.S. 'Смерть - тоже мой талисман...'

10 из 10

06 октября 2011 | 13:27
  • тип рецензии:

К бессмертному произведению Эдгара По фильм отношения практически не имеет кроме цитат из 'Ворона'. Сумасшедший нейрохирург одержимый пытками и разыскиваемый злодей желающий изменить свою внешность.

Первый окончательно обезображивает лицо преступника, заставляя служить его своей цели. Мрачные подземелья, стеллажи книг сдвигающиеся в сторону открывая тайные проходы. Фильм отличает мрачная атмосфера и достойная игра актеров.

16 мая 2010 | 14:17
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: