Либо Жорж Мельес хотел придать своему фильму ироничности, либо действительно считал, что зрители могут этого испугаться, и в этом случае «Ночной кошмар» — самый нестрашный ужастик как минимум за весь XIX век.
Конечно, сам режиссёр прекрасно понимал и помнил, что происходило на съёмочной площадке, но зрители, ещё не привыкшие к такой диковинке как кино, вероятно, и пугались неожиданной смене обстановки и превращению прекрасной девушки в безумного музыканта. Есть тут и клоун, что весьма интересно, ибо тематика ужасающих колунов станет массово эксплуатироваться в хоррорах только к концу следующего века. Как тебе такой предшественник, Пеннивайз?
Луна как объект кошмара — самая любопытная деталь фильма, ведь единственный земной спутник испокон веков ассоциировался с романтикой или воющими оборотнями, но сам по себе сохранял определённый нейтралитет. Здесь же Луна впервые показана как источник страха, у которого, как мы прекрасно знаем, есть своё лицо. Которое в последующих фильмах станет только ужаснее. Но сейчас «лунная» сцена, как и весь фильм, вызывает смех.
Широкой режиссёрской фантазии Мельеса мы обязаны появлением множества киношных спецэффектов на заре кинематографа, но в «Ночном кошмаре» слишком ощутима искусственность происходящего. Край последней декорации смещён и из-за него проглядывает привидевшаяся главному герою каменная комната, а нарисованное окно покачивается вместе со стеной от прикосновения. Ай-ай-ай, мсье Мельес, ну что ж вы так? Уважая ваш вклад в киноискусство, я, придерживаясь объективности, ставлю:
Жорж Мельес - один из первых людей на планете, который начал развивать игровое кино. Если вспомнить первопроходцев братьев Люмьер, то они все-таки были по натуре документалистами.
Конечно, назвать эти фильмы кинематографом в том понимании, которое у нас с вами есть сейчас, нельзя. Это как правило, короткие театральные постановки на фоне рисованных декораций, зафиксированные на пленку. Однако изобретательства Жоржу не занимать. Его приемы монтажа и игры с пространством кочуют в фильмах до сих пор, а уж до появления звукового кино его находки были едва ли не азами съемочного процесса. Масштаб рос, но инструментарий оставался во многом именно его.
'Ночной кошмар' обсуждаемым фильмом не является, чего не скажешь о 'Путешествии Гулливера в стране лилипутов и гигантов' или 'Путешествии на Луну'. Больно уж короткая зарисовка, хотя и сделанная по закону драмы. Плюс здесь видны огрехи в постановке - после стоп-кадра кровать оказывается не там, где должна быть. Или от прикосновения героя к стене, та вдруг качается. Но в более поздних фильмах такие неприятные мелочи случались реже.
'Ночной кошмар' - короткометражка, снятая более чем 110 лет назад и по качеству съемки не уступающая фильмам 10-/20-ых годов прошлого столетия. Первая работа французского патриарха кинематографа Жоржа Мельеса.
Комедийный сюжет о ночном кошмаре, приснившемся мужчине, с использованием стоп-кадра, при чем не однократного. Одна из революционных работ в то время.