К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

« - Этот процесс просто шедевр – он создан из ничего!» (с)

Мировые сверхдержавы находились на пороге Первой Мировой ещё в конце 19 –ого века. У разных стран были разные претензии к своим соседям. И Европа только ждала благотворный повод, что бы развязать войну. Как нельзя кстати, всплыл шпионаж французского офицера в пользу германской империи. Но поскольку прямых улик против опального военного не было ( лишь пара писем, в одном из которых фигурирует имя шпиона со схожими инициалами и национальностью ), а обвиняемый настаивал на своей невиновности, начался судебный процесс. Разбирательство по делу капитана Альфреда Дрейфуса всколыхнуло всю мировую общественность. И пока длился суд над ним, общество разделившись на два непримиримых лагеря стало участвовать в процессе. Одни верили в вину Дрейфуса – еврея с немецкими корнями ( родом из Эльзаса, который принадлежал тогда Германии ), в то, что он продал секретные сведения французского генштаба немецким военным. Другие же, напротив были убеждены в невиновности молодого офицера, считая все выдвинутые против него обвинения - происками его врагов и настоящего предателя, который решил подставить нелюбимого всеми военного – еврея. К этой теории склонялся и вступившийся за Дрейвуса писатель Эмил Золя – которому вскоре пришлось бежать из страны, так как его самого обвинили в клевете на французское высшее командование, которое якобы знает о невиновности обвиняемого, но покрывает истинного предателя не желая пятнать честь мундира, т. к. он – француз. Этот судебный процесс докатился даже до России. Сторонником невиновности Дрейфуса был Чехов, в то время как граф Толстой недоумевал относительно того, из-за чего все так переполошились, ведь подобных разбирательств великое множество, однако пресса и общественность всё муссирует дело Дрейфуса…

Кинематограф тогда только – только появился, и держался на аттракционной демонстрации «движущихся» фотографий. Которые представляла из себя документальная кинохроника. Но поезд прибыл точно по расписанию, рабочие вышли из ворот фабрики Люмьер в положенный час, ребёнок благородной четы был накормлен…Но людям хотелось ещё. Так постепенно стал появляться игровой кинематограф. Первопроходцем этого направления можно счесть ролик «Политый Поливальщик», ибо сцена с подшучиванием над незадачливым садоводом была заранее придумана, и искусственно организованна ( парень наступая на шланг поливальщика, явно не случайно поглядывал в камеру ). Так появился постановочный синематограф, в большинстве своём представлявший из себя непродолжительные ролики разных чудачеств ( беготни, импровизированного боя, смешных приколов ). Пионером этого направления в кино был француз Жорж Мельес – крупнейший кинопродюсер своей эпохи. Фактически благодаря ему появилось не документальное, игровое кино. Поэкспериментировав с подобными роликами, в которых он демонстрировал восхитительные манипуляции с киноплёнкой, казавшиеся тогда невероятными спецэффектами («Онибус Чудаков», «Человек с Резиновой Головой», «Человек – Оркестр» и др. ), Мельес приступил к съёмкам короткометражных ( от 5 до 15 мин. ) картин с чётким развитием сюжета, персонажами и саспенсом. Поэтому правы те киноведы, которые считают историю документального кино от хроник братьев Люмьер, а историю художественного кино от Жоржа Мельеса. Который вошёл в историю как автор сказочных короткометражек, названных им «феериями» - по аналогу с фэнази, волшебной сказкой ( «В Морском Царстве», «В Царстве Фей» и др.), самой значимой и влиятельной из которых, безусловно является «Путешествие на Луну» ( 1902 ). Его же можно считать и первым научно – фантастическим боевиком в истории кино….

Однако, даже Мельес не смог в те годы пройти мимо истории этого процесса. Так он поставил, и сам же сыграл главную роль, картину об этом процессе, назвав её без вычур –«Дело Дрейфуса» ( 1899 ). Продолжительность киноленты около 10 мин., поэтому нечего особенного сказать о ней нельзя. Да и киноплёнка уж совсем подряхлела ( как не как, а фильму 116 лет! ) – можно даже сказать, что эта короткометражка для нас словно своеобразный привет из эпохи настоящих леди и джентльменов. В своём фильме Мельес не мог показать итог этого злосчастного процесса, в ходе которого один офицер был унижен и оклеветан ( с Дрейфуса на глазах взвода содрали погоны и разжаловали в рядовые ), а другой покончил с жизнью совершив самоубийство в камере ( сослуживец Дрейфуса, признавшийся в подлоге ). Просто фильм был снят, когда по решению суда бывший капитан был сослан в Йену, на Чёртов Остров, где и должен был закончить свою жизнь. Только, в начале века дело Дрейфуса вновь было открыто, по ходатайству его брата, и окончательно пересмотрено. В итоге, суд признал полную невиновность Дрейфуса, восстановил его в армии в прежнем чине, и в качестве компенсации за «моральный вред», ему вручили Орден Почётного Легиона. Таким образом, суд над облыжно обвинённым капитаном Дрейфусом тянулся с 1894 – ого по 1906 – ой год включительно! И так – как, Жорж Мельес снимал не зная окончательного решения суда, его картина быстро вышла из моды. Это дало возможность кинематографистам эпохи немого кино несколько раз переснимать этот сюжет ( например в 1902-ом, и 1908 -ом )… Но тогда, Жорж Мельес «по горячим следам» экранизировал животрепещущую всех историю, показав, что общественные потрясения способны находить отражение в кинематографе. В будущем режиссёры неоднократно будут использовать этот метод, в частности в целях определённой пропаганды ( желая склонить зрителя на свою сторону)…

Разумеется, что бы понять сюжет картины, следует посмотреть в интернете кто такой Дрейфус, и историю его суда. В противном случае из короткометражки сегодняшний зритель, едва ли способен это понять. Она без русских титров и представляет из себя всего лишь нескольких сценок из жизни Дрейфуса: его арест, жизнь «в остроге» в ожидании суда, и сам суд…Как любил говорить упомянутый в данной рецензии Чехов – краткость сестра таланта, не иначе!

6 из 10

12 апреля 2015 | 06:08
  • тип рецензии:

Конкретно это киноразмышление на тему знаменитого судебного процесса примечательно тем, что снято оно в те годы, когда вся движня по делу Дрейфуса и происходила. Это 1899 год, точнее, его конец; Реннский процесс проходил чуть ранее, но до окончательного пересмотра и окончательного признания невиновности Дрейфуса пока не шло и речи. И фильм Мельеса - ещё один уголёк в костёр бушевавшего общественного спора, одно из первых художественных кинопроизведений, затрагивавших актуальные политические события, не просто скетч или шарж, а именно осознанная авторская режиссёрская позиция...

Но, увы, в отрыве от контекста времени, 'Дело Дрейфуса' не имеет почти никакой художественной ценности: не то чтобы этот фильм плохо снят, нет, просто на фоне всех прочих мельесовских лент она несколько меркнет. Бросается в глаза то, что подобная психологическая драма - несвойственный Жоржу Мельесу (иллюзионисту, фокуснику, создателю причудливых кинофантазий) жанр: вроде бы и неплохо, но ничего выдающегося, особенно на фоне последующих подобных работ Патэ и Гомона. 'Дело Дрейфуса' - иллюстрация событий, то есть, по сути, психологический реализм (тут тебе и самоубийство полковника Анри, и переживания Дрейфуса, ропот толпы, почуявшей несправедливость обвинения); но для человека, склоняющегося к развлекательной и зрелищной стороне кино, тут просто негде развернуться...

Так что это, скорее, любопытный документ истории, одно из первых выражений авторского мнения по поводу актуальных политических событий, демонстрация того, на что способен Мельес-психолог, а не Мельес-фокусник... но является ли этот фильм значительным в его фильмографии и вообще - в истории кино? Увы, вряд ли.

Ну, зато тут классные молнии.

10 ноября 2013 | 20:21
  • тип рецензии:

Злоключения французского офицера Альфреда Дрейфуса это прекрасная иллюстрация несовершенства человеческой природы и как следствие всех выстроенных им систем, в том числе правовой и судебной. Ситуация в которой почти все, принимающие решение, люди понимают, что совершают ошибку, но уже не могут сдать назад ввиду политических, идеологических или личных интересов. В результате невиновный человек на годы оказывается заперт в тюрьме, а настоящий преступник уходит безнаказанным.

Жорж Мельес - первый великий визуалист в истории кино, был еще и гражданином Франции, а значит пресловутое 'дело Дрейфуса', расколовшее всё французское общество на два лагеря, не могло не волновать его. Трудно сказать в какой степени Мельес был уверен в невиновности Альфреда, но его фильм это, безусловно, высказывание своей гражданской позиции, и высказывание очень важное. Как-никак первое подобное в мировом кинематографе.

О важности этого фильма для режиссера говорит и тот факт, что ничего подобного ни до, ни после Мельес не снимал. Картина начисто лишена всех его творческих фишечек: ни монтажных склеек, ни трюков и фокусов, ни бьющей через край фантазии вы здесь не увидите. Жанр документальной хроники возник одновременно с кинематографом, но тут мы видим одну из первых попыток снять псевдодокументалистику. Фильм показывает события так, как они могли и должны были происходить. При этом с беспристрастностью истинного хроникера режиссер держит дистанцию и не дает никаких комментариев по поводу происходящего. Выводы, мол, делайте сами.

Поразительно, как одна из самых непримечательных работ Мельеса с точки зрения визуала становится чуть ли ни первым «Фильмом с большой буквы» вообще. Эта важная точка взросления кинематографа, который из набора прикольных видосиков и скетчей обретал постепенно свой осмысленный гражданский голос.

10 апреля 2021 | 20:46
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: