Западная Германия, 1970-е годы. Время леворадикальных протестов и всплеска террористической активности разношерстных «Красных бригад», состоящих не из серьезных политиков, а из стихийных утопистов с анархическими идеями, рождавшимися не в самых умных головах. Вооруженный отряд длинноволосых бунтарей, членом которого является Рита Фогт, специализируется на грабежах супермаркетов, итогом которых всякий раз становятся уличные «хеппининги» с бесплатной раздачей украденных продуктов всем желающим.
Но после нападения на КПЗ, закончившегося кровавой бойней, Рита вынуждена бежать с напарниками за границу. Однако спасение ожидает воинствующих романтиков гораздо ближе – в ГДР, где понимающие люди из Штази доходчиво объясняют, как надо делать мировую революцию и берут под свою опеку незадачливых беглецов, придумывая им новые имена и фальшивые биографии-легенды (отсюда англоязычный вариант названия «Легенды Риты», под которым фильм вышел и у нас).
Так Рита становится Сюзанной Шмидт – рядовой работницей текстильной фабрики. Выросшая в благополучной западногерманской семье, она, тем не менее, искренне принимает специфику социалистической системы и теперь уже самоотверженным трудом пытается доказать, что капитализм обречен. Этого как раз нельзя сказать о её новой подружке-любовнице Татьяне, которая ждет не дождется момента, чтобы навсегда смотать на Запад. Но тут случается непредвиденное: Риту узнают в программе, показанной по буржуйскому ТВ. Ей опять приходится мимикрировать: скрываться и начинать всё сначала под другим именем, согласно новой легенде, сочиненной Штази…
Шлендорф не просто воссоздает канувшую в лету эпоху, но и пытается снять кино в традициях того - вымершего – реализма. Отсюда очевидная идентичность тем самым фильмам, что снимались лет 30 назад в той же Германии. В планы режиссера вряд ли входила задача кого-то или что-то разоблачать. Куда важнее представлялась цель показать человека-песчинку, попавшего в жернова глобального политического противостояния. Там в порядке вещей была манипуляция судьбами людей, предоставлявшая «счастливую возможность» иметь несколько биографий в рамках одной, дарованной Богом, жизни.
Великолепный фильм, удачно сочетающий чисто кинематографические достоинства с главным смысловым наполнением. А основная идея очевидна: современное общество потребления ничего не может предложить человеку. Навязанная властями, религией и рекламой убогая модель ЖИВИ, ПОКУПАЙ, УМИРАЙ! не устраивает тех, кто живет не для того, чтобы завтра сдохнуть.
Антибуржуазная направленность фильма Шлендорфа очевидна, никаких симпатий к Западной Германии, никаких симпатий к Германии Восточной. И то, и другое плохо, потому что там потребляют, а здесь хотят потреблять. ВСЕ продают ВСЕХ, включая самих СЕБЯ, поэтому падение берлинской стены абсолютно ничего не решает.
Но не всех устраивает такое положение вещей, поэтому - Да здравствует революция!
Кто они революционеры современного мира? По Шлендорфу, это люди у которых есть идеалы и потребность их отстаивать, люди, которые могут предложить миру и самим себе не слова, но действия, ничего не требуя взамен.
Такова Рита в блистательном исполнении Бибианы Беглау, харизматичная немецкая красавица, излучающая позитивную энергию, способная влиять на людей, хороший человек, в сложных обстоятельствах не потерявший себя, на стороне которой все симпатии и режиссера, и зрителей. Рита и есть - Революция, если бы такие, как она получили власть, мир стал бы лучше. В Рите есть нечто божественное, какая-то важная сила, которую можно почувствовать и к которой можно захотеть прикоснуться, она несет в себе обладающий древней силой архетип Великой Богини, Исиды, Иштар, Кали, Марии Магдалины...
Поэтому фильм Шлендорфа, антиэкстремистский по форме, по духу является настоящим призывом к Революции, революции внутри каждого из нас, он призывает в вечном противоборстве Материи и Духа выбрать Дух и не предавать этот выбор в большом и малом. Да здравствует РЕВОЛЮЦИЯ! БОГ ЭТО - ЖЕНЩИНА!..
Идеология масс или идея жизни? Насколько тонко можно прочувствовать идею какой-то революции и как сложно разобраться, стоит ли оно того. Отдавая себя целиком своим идеям, нужно в первую очередь понимать что будет дальше. А может лучше просто действовать? Делать то, что считаешь нужным и бороться за право быть собой? Нет, ни в одном государстве этого не допустят. Отдать себя полностью за идею и не просить ничего взамен - это нечто фантастическое и на первый взгляд невозможное. Однако такие люди есть. И Шлёндорф ярко изображает их в драме 'Легенды Риты'. Открывает внутренний мир и драму человеческой души, на фоне политических идеологий.
Великолепно поставленный фильм по всем сценариям: игра актеров и важные мелочи. Минимальность и простота. И это в нем, пожалуй, самое главное.
Безусловно, один из величайших режисёров 20 века - герр Фолькер Шлёндорф снял потрясающую историю о бессмысленности любой революции и любой идеологии, основанной на насилиии.
В начале фильма мы видим молодых, полных сил интеллектуалов, готовых отдать жизнь в борьбе с прогнившим буржуазным строем, и готовых убивать ради своих идей. Но реалии современного мира таковы, что любого, самого честного и бескомпромиссного идеалиста будет использовать некая система в целях, ровно противоположных.
Каков же выход, говорит Шлёндорф? Не верь политикам и идеологам, будь человеком. Кроме того, как практически любое произведение Шлёндорфа фильм снят безукоризненно, смотрится на одном дыхании и заставляет о многом задуматься.
Фильм, безусловно, очень хорош, снят замечательным Шлендорффом мастерски во всех отношениях, цепляет трагичностью и состоянием обреченности, которое чувствуешь своей кожей и, в результате, не питаешь себя какими-либо иллюзиями на счет судьбы действующих персонажей.
В центре повествования - история молодой немки Риты Фогт, активной участницы терриористической организации, которая под новой легендой пытается вернуться к повседневной мирной жизни. Рушится знаменитая берлинская стена, проходят годы, однако, Рита постоянно находится под неусыпным оком спецслужб и своих братьев по оружию и, в конце концов, становится лишь разменной монетой в их внутриполитических интригах. Маленькая хрупкая женщина в серьезной мужской игре пытается отстоять свое право на земное существование и женское счастье.
Знакомая история, финал которой не может быть счастливым и это становится понятным менее чем через полчаса после начала просмотра.
Весьма мощный антиэкстремистский фильм с замечательной игрой актеров, снятый по-немецки очень жестко, несколько суховато, без всяких сантиментов и обнадеживающих намеков на какой-либо хэппи-энд. К роковой финальной развязке режиссер подготовил зрителя изначально и это было как минимум честно...