Нацистская Германия. У каждого человека возникнут те или иные мысли, когда он слышит упоминание давно не существующего строя. Черная страница, нет, наверное, несколько черных томов нашей человеческой истории, когда весь мир содрогнулся и увидел все ужасы, которые только мог придумать человек, что возомнил себя существом, что стоит выше других. Адольф Гитлер шел к своему триумфу долгие годы, обзаведясь масштабной поддержкой, но и нажив немало врагов. Кто-то восхвалял его идеи, был с ним заодно. Но были и те из немцев, кто не мог принять пропагандируемую истину. И хотя покушений на Гитлера было совершено много за почти 15 лет, операция «Валькирия» является одной из самых известных попыток умертвить олицетворение смерти и страха по имени Гитлер.
Том Круз примеряет на себе образ известного офицера Клауса фон Штауффенберга, которому была уготована роль самого известного из заговорщиков 20 июля 1944 года, когда собственно и произошло покушение на фюрера. Интересная и, кажется, непривычная роль для известного голливудского актера, которого зритель привык видеть в основном в боевикам или драмах, но никак не в роли реально существовавшего человека, да еще и одного из заговорщиков против нацистского режима в Германии.
Фильм демонстрирует самые значимые события, связанные с заговором против действующего главы Германии. Первую половину фильма грамотный сценарий, отличный актерский состав и качественная работа режиссера погружает нас в окологитлеровский мир. Вторая же половина картины посвящена собственно той самой известной операции «Валькирия». И конечно же, уверен, что каждый зритель обязательно знает, что покушение будет неудачным, ведь все мы помним, что Гитлер не погиб в июле 1944 года, а сделал это почти годом позднее. Однако история поднимается на такой уровень накала на экране, что ты до последнего веришь, что вот-вот все получится. До сих пор помню, как в кинотеатре на самых важных сценах сжимал подлокотники удобного кресла и, кажется, шептал себе под нос: «Ну, пожалуйста, пусть у них получится убить Гитлера». Это ли не показатель качественного фильма, где создана атмосфера, которая полностью погружает тебя в эту интереснейшую историю.
Очень понравилось, как взвинчивается темп повествования после произошедшего покушения. Здесь зрителям показывают с должной долей необходимости саму «Валькирию», когда хоть и со скрипом начинаются определенные действия, которые должны происходить в случае кончины Гитлера. Напряжение все еще продолжает расти, но вскоре все рассыпается, иначе и не могло быть, как мы знаем из истории.
До сих пор помню, как один из героев берет телефонную трубку, откуда голосом Гитлера человек произносит: «Вы узнаете мой голос?» Майор Ремер меняется в лице, смотрит на Геббельса, что стоит перед ним и кого он пришел арестовать, а сам понимает, что говорит с самим Гитлером. И вот здесь все становится ясно. План рассыпался, покушение оказалось неудачным.
Фильм сделан очень качественно. Он создан, на мой взгляд, как политический триллер, у которого была отличная историческая основа, при которой не пришлось даже выдумывать. Главным было грамотно показать всю историю, сделать правильные акценты, что без сомнения удалось режиссеру Брайану Сингеру. Автор показал, что может не только качественно рассказывать истории о мутантах в «Людях Х», но и достойно экранизировать такую важную страницу истории.
Кроме сильного сценария и хорошей режиссуры фильм готов похвастаться массой крепких имен актерского состава, среди которых выделяются Том Круз Кеннет Брана, Билл Найи, Кэрис ван Хаутен, Теренс Стэмп, Том Уилкинсон, Томас Кречмен.
«Операция Валькирия» — достойный художественный проект, который удачно экранизирует одну из самых интересных страниц всемирной истории, когда ее колесо вполне могло свернуть в иную сторону, породив другую реальность. И хотя в 1944 году уже многое было предрешено в поражении нацистской Германии, смерть Гитлера вполне могла остановить кровопролитную войну и спасти очень много жизней. Фильм также демонстрирует, что даже в такой стране, как нацистская Германия многие не поддерживали правящий режим, который вел страну в пропасть, лишая будущего десятки миллионов людей. Были и те, кто нашел в себе смелость признать преступность действий власти, пойти ей наперекор, попробовать исправить это, даже ценой своих жизней. Такие люди, их примеры нужны в любые времена.
Операция Валькирия. Названа в честь оперы Рихарда Вагнера. Согласно фильму, операция была названа так для убеждения Гитлера подписать данный план. Фюрер, как известно, обожал оперы Вагнера, восхищался ими.
Фильм — историческая драма, форма которой представлена в виде шпионского захватывающего боевика. Режиссер — довольно успешный Брайан Сингер. Его боевики (Люди икс, Люди икс: Апокалипсис, Подозрительные лица), «Богемская рапсодия» и сериал «Доктор Хаус» поистине прославили его на весь мир. Главную роль сыграл бесподобный Том Круз, который на протяжении всего фильма был с каменным лицом (что в общем-то в его стиле). Помимо хорошо исполненной роли Круза (действительно хорошо: Клаус фон Штауффенберг потерял кисть, несколько пальцев на другой руке и намучился от зверств, которые, по его мнению, и совершал Гитлер. Так что каменное лицо вполне оправдано), одну из главных ролей сыграл и Кеннет Брана, которого мы еще встречали в нолановском «Доводе» — там он сыграл русского олигарха, здесь же — добросовестного офицера (как его представили).
В картине представлена вся главная свита Гитлера, помимо его самого. Надо признать относительно приемлемую работу грима. Если подойти к этому вопросу с числами, то получится ничья 2:2 — я бы не сказал, что Гитлер и Гиммлер похожи на настоящих, но вот Геринг и особенно Геббельс очень даже смахивают на оригинал.
Что касается создания той самой жесткой, «послушной» атмосфера гитлеровской Германии, то она удалась. Помимо изумительной работы художника по костюмам, благодаря которому внешний вид офицеров поражает своей строгостью и даже элегантностью, стоит отметить и старания режиссера, слаженные действия которого создали атмосферу беспрекословного подчинения.
Поистине — это один из немногих (по сравнению с ужасным «Союзом спасения») фильмов, в котором историческая составляющая не хромает. Я практически не заметил отклонений от исторического толкования фактов. Более того, сценарист еще и неплохо постарался, внеся некоторые новаторства, а именно мелкие детали, который мы знать не можем. К примеру, Геббельс берет в рот явно смертельную таблетку, когда к нему врываются бунтовщики, или факт активации бомбы во время переодевания Штауффенберга. Похвальные дополнения.
Если отвлечься от анализа, то в принципе от фильма нельзя оторваться от минуты пятидесятой, когда план уже реализуется. Особенно во время событий 20 июля 1944 (день покушения), когда все на взводе, а Том Круз и его ноль эмоций хладнокровно приводит бомбу в действие, подкладывает ее под стол и уходит, а Фюрер тем временем в раздумиях создает план боевых действий. Сердце стучит, глаза раскрыты на всю — вполне захватывающий боевик.
В общем, если вы соскучились по качественным драмам и безусловной дисциплине в кинематографе, то вам сюда. Главное — дотянуть до минуты сороковой. Потом пойдет как по маслу.
Режиссер, более всего известный как родоначальник успешных комикс-экранизаций Marvel, проторивший Иксменам дорожку в кинотеатры, а кинематографу подаривший лучшего Росомаху (а заодно и Хью Джекману его коронную роль, сравнимую с Джеком Воробьем для Джонни Деппа и Тони Старком для Роберта Дауни), взялся за очень неоднозначную, но давно напрашивающуюся идею - и в 2008 году, когда кинотеатры штурмовали развеселые 'Бесславные ублюдки', снял и представил на суд широкой публике военный триллер 'Операция Валькирия' (Valkyrie, 2008) с главным американским суперагентом Томом Крузом в главной роли.
И вот на этот раз, в данном полудокументальном военном фильме Крузу предстоит действительно невыполнимая миссия, драматизм которой подчеркивает ее реальная основа. Фильм повествует о заговорщиках в верхушке Вермахта, которые, заручившись поддержкой парочки политиков, спланировали и организовали покушение на Адольфа Гитлера с последующим неудавшимся военным переворотом.
Ну и надо сказать, что профессиональная работа и любовь Брайана Сингера к многофигурным, почти театральным постановкам, здесь видна с первого кадра и играет на руку режиссеру. В ролях высокопоставленных офицеров Вермахта помимо собственно главной улыбки Голливуда, сплошь заслуженные артисты - Том Уилкинсон, Билл Найи, Кеннет Брана, Томас Кречман, Том Холландер, Вернер Даен, и всем до единого очень идет красивая (пусть и ставшая символом позора и смерти волей истории и творивших беззаконие ее реальных владельцев) военная форма, которая сидит на каждом артисте как влитая. Да и сам каст подобран мощный - сплошь такие мастодонты лицедейского искусства, которые действительно смотрятся достоверно в ролях полковников-генералов. Поддержку им оказывают не менее заслуженные Терренс Ховард ('Особо опасен', 'Меняющие реальность'), неожиданный в серьезной роли Кевин Макнелли (более знакомый в роли правой руки Джека Воробья Джошами Гиббса в 'Пиратах Карибского моря') и нидерландская красавица Кэрис ван Хаутен ('Черная смерть', 'Потрошители', 'Игра престолов') в роли супруги главного героя, которая очень уверенно себя чувствует в драматических сценах.
По своей атмосфере, общей тональности и духу' Валькирия' является чем-то средним между 'Антропоидом' и 'Король говорит'. То есть местами это напряженный военный триллер, а местами не особенно душевная, но все-таки костюмированная драма. Душевность и драматизм картины убивает реальная основа, так как авторы ленты позиционируют протагониста как верного патриота, спасающего мир от маньяка с сумасшедшей идеологией, в то время как любой мало-мальски подкованный в истории зритель помнит, что фон Штауффенберг был убежденным нацистом, и привычный Голливуду ура-патриотизм и борьба с нацизмом здесь явно не к месту. Штауффенберг хотел выиграть войну, и только поэтому организовал покушение на Гитлера, так как крах Рейха по вине местного вождя был уже очевидным.
В то же время, как военный триллер фильм смотрится очень мощно. Напряжение создается превосходно, и не отпускает до конца. Преимущественно разговорное кино давит электрическим саспенсом, особенно во время начала операции по захвату Берлина, при минимуме экшена в кадре. Во многом, этот эффект связан с отличной актерской игрой и музыкальным сопровождением, которое создает такую параноидальную атмосферу а-ля 'Шпион, выйди вон!'. Дополнительно стоит отметить отлично созданный антураж Германии военных времен, прожженной тоталитарной империи, рядом с которой СССР, как бы его не демонизировали американцы, можно считать рассадником демократии. То, как даже второстепенные герои демонстрируют свой страх и благоговение перед фигурой фюррера, далеко не так легко изобразить на экране, как может показать. И эта работа идет на пользу общей тональности и атмосфере волнующего фильма о людях, которые чуть не изменили историю.
Агрессивная политика, предпринимаемая Адольфом Гитлером с его первых дней у власти в Германии, привела к тому, что вокруг него образовался не только круг преданных подчиненных, но и довольно обширный легион недоброжелателей, отчетливо понимающий, что фюрер ведет страну совсем не в том направлении, в котором следовало. Испещренная ранами Первой Мировой Войны Германия получила разительный удар не только по своей гордости, но также и по всем остальным сферам жизни, в связи с чем далеко не каждый немец стремился заново ввязываться в противостояние со всем миром, способное привести к еще более катастрофическим последствиям. И тем не менее, политика Гитлера предполагала возвращение Германии на былые высоты. А это в свою очередь означало, что фюреру было мало навести порядок в своем родном крае, выступить катализатором технических и экономических преобразований. Ему хотелось установить в мире единственно верную по мнению Национал-социалистической партии полярность, где не было место какой-то иной сверхдержаве. Понимая, что за сладкими речами Гитлера таится нешуточная угроза, его политические недоброжелатели и сомневающиеся в правильности выбранного курса подручные еще незадолго до начала вторжения Германии в Польшу пытались устранить чрезмерно опасного лидера и тем самым не допустить повторения беды, которую совсем недавно пережила вся Европа. Тем не менее, фюреру неизменно везло и он постоянно ускользал от смерти, словно ловкий фокусник, или же гениальный мистификатор. Когда же начался заключительный период Второй Мировой Войны и стало понятно, что Германия рано или поздно капитулирует, высшие чины третьего рейха во главе с генералами Хеннингом фон Тресковым и Фридрихом Ольбрихтом задумали проведение чрезвычайно важной операции по ликвидации Адальфа Гитлера во избежании еще большего количества ни в чем не повинным немцев. В историю сей акт непокорства и надежды на лучший исход вошел под названием 'Операция 'Валькирия''.
Как известно из хроники давно минувших событий, данное мероприятие имело все шансы на то, чтобы повлиять на дальнейший ход Второй Мировой Войны, и вместе с тем показало, что далеко не каждый немец был готов слепо идти за Гитлером и его маниакальными идеями. Безусловно, военные историки и прочие исследователи давно отыскали все возможные причины присоединения тех или иных функционеров Третьего рейха к путчу, и далеко не все руководствовались исключительно чистыми помыслами, и тем не менее смелость заговора против Гитлера нельзя умалять. Данное событие можно смело считать одним из наиболее знаковых в истории немецкого сопротивления позициям фюрера изнутри, и неудивительно, что Германия гордится всеми ключевыми лицами, не побоявшимися пойти на государственную измену. В 2004 году на экраны мира вышла немецкая историческая драма 'Операция 'Валькирия'' с участием Сэбастьяна Коха, и ее весьма неплохо приняли как зрители, так и критики. И это в свою очередь побудило голливудских продюсеров снять собственную версию тех событий с несколько большим размахом и куда известнейшим актерским составом. В качестве режиссера перспективного проекта подвязался Брайан Сингер, вдоволь наигравшийся с темой супер-героев, тогда как в качестве сценариста ленты выступил Кристофер МакКуорри, известный на тот момент по работе над феноменальными 'Подозрительными лицами'. Когда же заглавную роль отхватил Том Круз, стало окончательно понятно, что проект выйдет по меньшей мере примечательным, а премьера показала, что история, разыгранная Сингером и компанией взаправду увлекательна и неординарно.
Непосредственно сюжет фильма переносит нас в 1944 год и знакомит с полковником Клаусом фон Штауффенбергом (Круз), которого судьба забросила в пески, где немцы постепенно начинают ощущать на себе давление союзных войск и как следствие массированное наступление. Прекрасно осознавая всю бедственность ситуации, герой пробует убедить руководство начать отступление даже вопреки беспрекословному приказу самого Гитлера, и тем не менее суровая действительность войны быстро настигает разочаровавшегося в Рейхе полковника. Получив серьезные травмы, фактически сделавшие из него инвалида фон Штауффенберг возвращается домой и несмотря на высказанную им позицию, он продолжает оставаться героем, на которого равняются. Подобное положение дел приближает его к ставке самого Гитлера, что в свою очередь приводит полковника к генералам Трескову (Кеннет Брана) и Ольбрихту (Билл Найи), которые также совсем не рады тому, что происходит с Германией и задумывают произвести решающее действие, способное привести к стремительной смене власти и мирным переговорам с противником. Не имея иных вариантов для действий и мечтая, чтобы его семья наконец-то увидела просвет в бесконечно тянущейся войне фон Штауффенберг принимает волевое решение выступить одним из предводителей путча. В подобной ситуации нельзя допустить ни единой ошибки, ведь верных Гитлеру людей до сих пор предельно много и пропаганда свое дело продолжает делать исправно. Таким образом, заговорщикам приходится проработать детальнейший план и отчасти положится на удачу, без которой в подобных начинаниях никак не обойтись. И когда приходит время решающих действий, сомневаться в себе просто недопустимо. Судьба Германии и всего мира может оказаться в руках фон Штауффенберга, и это действительно поражает, интригует и вдохновляет.
Далеко не каждый зритель фильма знал, кто такой фон Штауффенберг, Тресков и Ольбрихт, а потому Брайану Сингеру, получившему в свои руки серьезный производственный бюджет, было необходимо поведать аудитории понятную, напряженную и вместе с тем увлекательную историю с массой персонажей и событий. Безусловно, задача была отнюдь не простой, так как при рассмотрении 'Операции 'Валькирия'' было необходимо уделить достаточно времени каждому из важнейших персонажей, рассказать об их мотивации, надеждах и страхах, а также четко и слаженно показать, какую именно роль они сыграли в готовящемся перевороте. Конечно, Сингер и МакКуорри проделали серьезную работу и с подобающим уважением отнеслись ко своим героям, но здесь также необходимо понимать, что это фильм на историческую тематику, а потому рассудительным, пояснительным моментам было отведено достаточно времени и порой это сказывалось на динамике повествования. И это необходимо держать в уме во время просмотра, ведь 'Операция 'Валькирия'' является отнюдь не зубодробительным боевиком с массой эффектных сцен. В первую очередь у Сингера получилась драма о человеке, который сделал серьезную карьеру и был славным представителем своего давнего рода, однако его убеждения изменились самым кардинальным образом и мы видим все детали сего перерождения. Подойдя к ознакомлению с фильмом с полным понимает того, о чем он и какие идеи в себе несет, можно получить истинное удовольствие от просмотра неглупой, вдумчивой и просто роскошной в драматическом и историческим плане лентой, раздвигающей рамки познания далеко не самых известных страниц Второй Мировой Войны.
В итоге хочу сказать, что “Операция «Валькирия»» представляет собой зрелище достойное внимание и эту историю необходимо смотреть внимательно и вдумчиво, дабы оценить ее сильные стороны, не нуждающиеся в каком-либо оспаривании. Приятного вам просмотра.
В самом начале довольно долго я стоял на распутье. Посмотреть немецкий фильм пятнадцатого года с уклоном на историзм и эмоциональность собственного народа или же этот голливудский. Скажу честно, я выбрал этот потому что в нём и лица знакомые, и отзывы лучше; а в том не то чтобы они хуже, их вообще нет.
Здесь нас слишком резко ввели в курс события. Да, мы знаем кто такой Гитлер, знаем насколько он ужасен, но герой предстаёт перед нами уже слишком настроенно, и мы не можем быть с ними на одной волне, мы не видим возрождение ненависти и появление желания восстать. А ещё нам трудно соотнести себя с героями, чтобы прочувствовать все эмоции и понять мысли из-за разности положений. Нам не хватает начала, не хватает становления; быть может, в немецком фильме это показано с наилучшей стороны.
Ровно на середине произошел взрыв. Мы уже знаем его исход. А герои - нет. Именно поэтому с этого момента мы и начинаем чувствовать то, что у них на душах и в мыслях. Мы уже знаем историю, но искренне надеемся, что героев ожидает другая участь. Однако ход истории изменить нельзя, как и финал; но он дался слишком безболезненно 'изменникам родины'.
Фильм делится на две равные половины: первая - скучная, вторая - интригующяя. Поэтому и итог получился смешанным, на середине. Пожалуй, все-таки стоит посмотреть немецкую версию для сравнения.
Том Круз против Гитлера или Очередная голливудская героризированная картина
Историческая драма. На данный момент - последняя экранизация самого знаменитого покушения на Гитлера, более известного под названием 'заговор 20 июля', и одновременно американский ремейк одноименной германской картины 2004 года. Скажу честно, что периодически пересматриваю данную картину, ибо у нее есть свои достоинства, о которых ниже. Если коротко сформулировать мое мнение о данной картине - голливудская героризированная красочная агитка. Так же я затрону и минусы, которые мне мешают каждый раз получать удовольствие от просмотра. Так давайте приступим к разбору данной картины.
Итак, плюсы:
1. Костюмы и дизайн - я не буду здесь оригинален, ибо картины о Второй Мировой и Великой Отечественной войне снимали, снимают, и будут снимать еще очень долго, ибо тема хоть и избитая до одури, но уж очень популярная и до сих пор вызывает интерес. Мой глаз радовало соответствие формы заданному периоду. Создатели даже учли различия в форме из разных фронтов. Ну и общий дизайн так же не подкачал, ибо смотрится гармонично.
2. Цветовая гамма - он так же сделана под стать показываемой сцены, ибо когда происходит что то напряженное, но светлое, то сцена буквально наполнена светом, но ближе к концу, когда становится очевидное, то гамма становиться более томной, отдающей некоей холодностью, и навивающее ощущение обреченности. Хороший эффект, который тут работает на все 100 процентов.
3. Звездный актерский состав - чего чего, а знаменитых актеров тут настолько много, что глаз радуется, ведь помимо Тома Круза, Била Найи и Кеннета Браны тут играют такие мастодонты как Том Холландер, Теренс Стэмп, Кевин Макнелли, Томас Кречман и старичок Том Уилкинсон в роли генерала Фромма. Такая концентрация не может не радовать, ибо эти люди - настоящие мастера своего дела.
Теперь перейдем к минусам, которые сильно влияют на итоговую оценку и они же - причина невзлюбить сею голливудскую картину.
1. Штауффенберг стал центральным героем - уж простите, но это просто брехня, ибо полковник был всего лишь исполнителем покушения, а командовали всей операцией совершенно другие люди. Вообще тема героизации и централизации полковника видна в одной из ключевых сцен всей картины, и это у меня вызывает одновременно и смех и вопросы, на которые создатели картины нам не ответят.
2. Исторические ошибки - впрочем они присутствуют во всех исторических картинах, но тут они прямо бьют в глаза, начиная с самой первой сцены, выдвижением полковника на первый план, героизацией участников заговора и еще многим другим. Порой это просто бесило. Я уже не говорю о том, что Штауффенберга отбелили так сильно, что ему только не хватает нимба над головой, он и герой войны (что правда), и убежденный антифашист, и патриот Германии, тогда как реальный полковник до 1943 года был убежденным нацистом и антикоммунистом, почитайте его письма начального периода Второй Мировой, что бы в этом убедится, и решился примкнуть к заговору чисто и за осознания неизбежности разгрома Германии Советским Союзом, и только по этой причине.
3. Героизация участников заговора - это довольно сложный вопрос, ибо они, по факту, нарушили присягу, ибо присяга периода Третьего Рейха была не Германии или ее народу, а именно Гитлеру, и с военной точки зрения все участники заговора - предатели, подлежащие смертной казни, но, с моральной и нравственной точки зрения они поступили правильно, правда слишком поздно, ибо война уже походила к концу, и их заговор, по факту, ничего бы не изменил. Может для современной Германии они и герои, но для нас они никто, ибо мнение большинства офицеров, участвовавших в заговоре в отношении моего Отечества было однозначно, и выражалось в фразе 'Мир на Западе, и продолжение войны на Востоке'.
Немного о главных героях:
1. Краус фон Штауффенберг в исполнении Тома Круза - полковник германской армии, разочаровавшийся в Гитлере и желающий его уничтожения. Сильно покалеченный войной человек. Помнится в дни съемок семья полковника была против участия Тома в роли их знаменитого предка из за того, что Том саентологист, тогда как реальный полковник был убежденным католиком. Но, по мне, Том неплохо справился с данной ролью.
2. Фридрих Ольбрихт - генерал, активный участник заговора, который из за своего характера оказал не очень хорошую услугу всей операции, ибо вообще не походил на эту роль. Но, по крайней мере в конце смог показать себя в лучшем свете. Старичок Бил отлично играл, и смог показать характер своего персонажа.
3. Хеннинг фон Тресков - активнейший участник заговора, фактически возглавлявший группу заговорщиков на Восточном фронте, служил в штабе группы армий 'Центр'. Самый мужественный и грамотный из всех заговорщиков. Кстати, почему то не упомянули одно из покушений, которое состоялось в начале картины, а показали второе. Кеннет был очень убедителен, а его фразы очень запоминаются.
В итоге имеем обыкновенную голливудскую героизированную картину с выдвинутым на первый план и отбеленным полковником Штауффенбергом, который, тем не менее не лишена хороших сторон. И еще, когда будете смотреть - не воспринимайте все происходящее на экране всерьез, ибо это просто художественное произведение.
20 июля 1944 года Вторая мировая война в самом разгаре. Ожесточенные боевые действия охватили практически весь земной шар. Третий рейх уже практически обречен, но война будет длиться ещё продолжительное время. В самой Германии недовольство нацистской партией начинает расти и вот тогда происходит событие, которое могло кардинально изменить ход истории. Вторая мировая война эта тема которая никогда не будет исчерпана. А количество историй, достойных экранизации находится на запредельном уровне. А потому деятели мирового кинематографа и дальше будут работать в данном направлении. Режиссер Брайан Сингер известен больше как постановщик кинокомиксов, здесь же он выступил в новом для себя жанре.
Перед нами историческая военная драма с элементами напряженного триллера и боевика. Картина основана на реальных событиях и в целом соответствует исторической действительности. Перед съемочной группой стояла сложная задача, ведь трудно удерживать внимание зрителей историей, финал которой известен заранее. Они решили сделать главную ставку на воссоздании атмосферы того военного времени и на увлекательном повествовании. И в целом им это удалось. Антураж передан великолепно. Военная форма, техника и фасады городов полностью соответствуют духу того времени.
Режиссер в хронологическом порядке выстраивает цепочку исторических событий, вершиной которых стало покушение на фюрера в его главной ставке. Подготовка, развитие и провал заговора показан в соответствии с реальным положением дел, хотя в ленте нет элементов документального стиля. Однако если напряжение в течении просмотра не спадает даже при заранее известном финале, значит создатели всё сделали правильно. В какой-то степени это и биографический фильм, который рассказывает нам о жизни ключевой фигуры всей истории, а именно о полковнике Клаусе фон Штауффенберге. Нам показывают одну из важных страниц его жизни, не только военную карьеру, но и личную жизнь. Хотя в определенной степени его фигура идеализирована.
Фильм достаточно динамичный, а потому скучать во время просмотра не приходится. Не самый увлекательный, но очень интересный и познавательный, хоть и соответствующий всем голливудским стандартам. В картине есть место и качественному экшену, его не много, но он выполнен на высоком уровне и смотрится вполне уместно. Личной драме уделено не так много времени, и это минус. Внутренний мир главного героя можно было бы раскрыть и по сильнее.
Том Круз с самого начала привлек внимание портретным сходством со своим историческим прототипом, что стало даже частью рекламной компании. Эта роль хорошо подходит ему по типажу и не предполагает сильного вхождения в образ. Это не выдающаяся роль, но очень достойное выступление. В ленте присутствует хороший актерский состав и каждый отыгрывает на высоком уровне.
Операция «Валькирия» это атмосферный, крепкий, динамичный, драматический военно - исторический триллер проливающий свет на одну из важных страниц Второй мировой войны. Это ровный фильм, который не станет для вас открытием, но будет весьма интересным для собственного просвещения. Простое, но качественное кино, подходящее для вечернего просмотра.
« - Это военная операция, а в ней никогда нечего не идёт по плану!» ( с )
Довольно странно было слышать в год выхода этой картины, слова некоторых критиков, которые сетовали на то, что голливудский режиссёр ранее ставивший комикс – блокбастеры взялся за серьёзную историческую драму. Ведь ещё до того, как возглавить первых «Людей Х», Брайан Сингер снял такие замечательные фильмы как «Обычные Подозреваемые» и «Способного Ученика» по одноимённому произведению Стивена Кинга. Которыми доказал своё мастерство как режиссёра, способного разный материал адаптировать под себя – будь то криминальный триллер, остросюжетная драма о дружбе школьника с бывшим нацистом или высокобюджетная комикс – экранизация о людях – мутантах. Отказавшись снимать третью часть этой популярной франшизы, Сингер здорово подпортил свою репутацию глупым и невероятно дорогим «Возвращением Супермена» - который с треском провалился в прокате. Спустя некоторое время, этот постановщик решил обратиться к истокам - взяться за нечто серьёзное, рассчитанное на взрослую аудиторию. Но в тоже время, чтобы материал гарантировал необходимый остросюжетному кино саспенс. Так его выбор пал на сценарий его давнего соратника Кристофера МакКуорри – обладателя почётной премии Оскар, который так же запросто может работать в разных жанрах. На этот раз сценарист обратился к военной тематики, написав сюжет для триллера про покушение на Гитлера, организованное генералами Вермахта 20 июля 1944 – ого года. МакКуори изучил данный заговор более подробно, нежели он изложен в школьной программе – прочитав вероятно дневники главного участника неудавшегося покушения – полковника Клауса Фон Штауффенберга, а так же документальную книгу Тобиаса Книба с одноимённым названием.
Взявшись за экранизацию известного исторического события периода Второй Мировой, Брайан Сингер сам того не осознавая вырыл себе яму. Ведь он не Тарантино, который годом позже изрядно шокировал почтенную каннскую публику своими «Бесславными Ублюдками», а придерживающийся реальных событий режиссёр. Потому на неожиданном повороте событий уже не сыграешь – всем известно, что покушение немецких генералов потерпело неудачу и всех заговорщиков впоследствии казнили по приказу фюрера. Так же не было в линейном сюжете и место традиционным для военного кино «лав – стори». Ведь герой – был счастливо женат и имел троих детей, а романтика взрослого мужчины, а тем более офицера с собственной супругой – как то нелепа. Таким образом лишилось кино и любовной линии. Да и в военный боевик с масштабным экшеном картину не превратить при всём желании: в известном заговоре было всего пара выстрелов и один взрыв. Для боевых действий на фронте места так же не было, ведь раненный в Африке полковник потерял левый глаз и изувечил левую руку – потому был переведён в резервный штаб и служил в тылу…
Вот и получалось, что ставка фильма «Операция Валькирия» была сделана на исполнителя главной роли – Тома Круза, который щеголял с брутальным видом, нося на левом глазу как Кутузов чёрную повязку, круто смотрясь в задизайненной «Хуго Босс» нацистской форме. Помимо голливудского красавца, наконец то решившего «поиграть на Оскар» ( обидно, что его киноакадемики даже не номинировали! ), в фильме снялись несколько успешных британских актёров. Среди которых: Эдди Иззард ( генерал Фельтгибель ), Том Уилкинсон ( генерал Фром ), Дэвид Скофилд ( фельдмаршел Вицлебен ), Билл Найи ( генерал Ольбрихт ), Тёренс Стемп ( генерал – полковник Бек ), Том Холландер ( полковник Бранд ) и давно на тот момент не появлявшийся в американском кино актёр и режиссёр Кеннет Брана ( генерал – майор Тресков ). Приглашённой немецкой звездой был Томас Кречман – сыгравший командующего резервной армией – майора Отто Ремера. Все эти перечисленные исполнители – уже зарекомендовали себя мастерами, по своим прошлым работам. Собравшись в одном фильме – они составили восхитительный ансамбль. Однако, несмотря на удачные взаимоотношения между такими разными актёрами, главной персоной естественно является сыгранный Томом Крузом – Клаус Фон Штауффенберг. Которого показали храбрым офицером, истинным патриотом Германии и прекрасным семьянином и любящим отцом.
Оседает в памяти фильм не только своим сюжетом, который зная историю легко предсказать заранее. Запоминается картина отточенными до стилистического блеска сценами, классно проработанными режиссёром вместе с актёрами сценами – каждая из которых содержит наполненный тревожной недоговорённостью диалог персонажей. Особого восхищения достойна работа оператора ленты Ньютона Томаса Сигела, который отточил картинку фильма настолько, что каждый ракурс камеры, каждый её поворот или статичная съёмка длинного плана – настоящее произведение искусства! Стильно снятый, здорово разыгранный превосходными актёрами фильм, который не смотря на свою предсказуемость увлекает зрителя. Запоминаясь своей мрачноватой красотой и выверенным стилем. Стоит ли говорить о безупречной работе художника – постановщика, реквизиторов и костюмеров? На экране воссоздан дух середины 40-ых, очень старательно показана правдоподобная атмосфера ведущий затяжную войну Германии. Визуальные достоинства фильма дополняет его превосходный саундтрек, написанный композитором Джоном Оттманом.
Помимо выше перечисленных актёров, было бы нечестно не упомянуть и об тех, кто сыграл пусть и не большие по своему объёму, но зато важные для сюжета роли ключевых фигур нацистской Германии. Это Дэвид Бамбер в роли Адольфа Гитлера, Харви Фридман в роли Геббельса и Иэн Макнис в роли Бормана. Наверняка самой запоминающейся сценой фильма, не считая естественно взрыва в ставке Верховного Главнокомандующего – была сцена встречи с этими палачами. В ней, генерал Фромм представил Гитлеру полковника Штауффенберга – пока фюрер подписывал необходимые документы связанные с «улучшением» инициации «Валькирии», его собеседники – до этого о чём то болтавшие и смеявшиеся – терпеливо и в молчании ожидали своего командующего. А этот эпизод, в котором Гитлер произносит фразу: « - Вы знаете Вагнера, полковник? Невозможно понять национал – социализм не зная Вагнера!», или тот, в котором руководитель Третьего Рейха, трясущейся рукой гладит сидящую подле него породистую собаку. Насколько инфернальными и производящими впечатление вышли эти эпизоды! Так же импонирует тот факт, что в картине практически не упоминаются союзники – зато постоянно во время военных советов говорят о решительном наступлении Красной Армии – что приводит Гитлера в ярость…
Стоивший не слишком дорогие 80 миллионов $, этот военный триллер заработал в мировом прокате более 200 миллионов. Тем самым окупившись и принеся кое – какую прибыль вложившимся в картину продюсерам. Одним из которых был Том Круз – который подобно всей постановки в целом остался без каких либо наград. Жаль, ведь сыграл то он превосходно, на все сто вписавшись в роль немецкого героя сопротивления. О котором и ранее снимались как документальные, так и игровые фильмы, однако картина Брайана Сингера среди них – самое масштабное полотно на эту тему. Если вы любите качественное историческое кино, то «Операция Валькирия» вам безусловно понравится.
После великолепного дебюта режиссера Брайана Сингера в супергероическом кино от Студии Марвел 'Люди Икс' и еще более грандиозного сиквела этой же франшизы, но запачкавшегося в псевдофильме от студии ДС 'Возвращение Супермена', Сингер взялся за работу над военным кинофильмом о знаменитейшем заговоре на Гитлера. Интересно было посмотреть сможет ли Сингер снять что то другое, не про супергероев и честно говоря можно с уверенностью сказать, что у него это получилось. Первое, что очень радует - образ нацистов. Как бы смешно это не звучало но они похожи на людей ибо надоело наблюдать за советским или постсоветским кинематографом, где немцев показывают зверьми, недочеловеками, слабоумными или аутистами. Кто такой нацист и как он выглядит? Иногда люди путают гитлеровских нацистов с нипстерами (неонацистами). Я уже молчу, что многие даже не знают чем отличаются нацисты от фашистов и что самое смешное называют приспешников Гитлера фашистами (неучи, что еще сказать). Если углубиться в историю, то во время второй мировой войны фашисты расстреляли всего навсего от 3 - 7 людей. И, кстати итальянцы концентрационных лагерей не строили и гетто не выделяли. Итальянский фашизм - это движение единения нации. Примерно то же самое, что и 'Единая Россия' в РФ. Но они отличаются маленькой-маленькой деталью между собой. В отличии от России Муссолинская Италия не только на словах, но также и на деле строила единую нацию, освобождая Италию от евреев и африканцев. Но вернемся к нацистам и нипстерам. Последние переняли образ у английских скинхедов такие элементы одежды, как тяжёлые армейские ботинки, кроссовки марки «New Balance», поло Fred Perry, толстовки Lonsdale, а манера поведения походит действительно на зверей. Гитлеровские ж нацисты были пунктуальными, суровыми и мужественными (отсюда – короткие стрижки, тяжелая обувь, куртки-бомберы). Именно такими и показал Брайан Сингер нашему зрителю нацистов. А второе - это интересный сюжет, красиво сняты оператором и с монтированы сцены фильма, чудесная игра актеров и умеренная длительность фильма.
Итог. Если вы любите исторические фильмы, которые снимаются не по секретным документам, то фильм обязательно к просмотру.
Прославлять героев надо не только наших, советских, а и тех кто отдал свою жизнь за страну от нацистской оккупации...и первой такой страной была Германия.
В свое время, несмотря на любовь к историческому кино, я оставил этот фильм без внимания, не ожидая ничего особенного от голливудского взгляда на события европейской истории. И должен признать, что оказался неправ.
Прежде всего заслуживает упоминания историческая достоверность фильма. Создатели явно изучили огромный массив исторических документов, мемуаров и исследований. Для многих эпизодов экране указано точное время, и это не просто кинематографический приём - ход операции 'Валькирия' действительно показан сценаристами с точностью до минуты. Любовно восстановлено все - от инструментов, при помощи которых была активирована судьбоносная бомба, до точных фраз, произнесенных героями заговора.
И художественно фильм наиболее убедителен именно тогда, когда убедителен исторически. Тогда же, когда его создатели вынуждены что-то додумывать от себя - например, демонстрируя семейную жизнь Штауффенберга - начинает проскальзывать та самая шаблонность, которой я первоначально ожидал. Но, к чести режиссера, таких эпизодов относительно немного.
Актерский состав - еще одна приятная неожиданность. За образом одноглазого Тома Круза, запечатленным на всех постерах, я не обратил внимания на заявленное участие таких прекрасных европейских актеров, как Билл Найи, Кеннет Брана, прекрасная Карис Ван Хаутен, а также Кристиан Беркель, который вместе с ней играл в 'Черной книге' Пола Верховена - другом отличном фильме про Вторую мировую. Все они, равно как и их менее именитые коллеги по съемочной площадке, создают достоверные и запоминающиеся образы реальных исторических лиц. На таком фоне даже пресловутый Круз выглядит чуть бледновато, но сложно его за это упрекать.
Я безусловно рекомендую ленту к просмотру всем любителям истории и осторожно советую всем остальным. Она не грешит вольным отношением к фактам, столь частым для голливудского исторического кино, и в то же время показывает реальную драму настолько ярко, насколько это имеет смысл, расставляя все нужные акценты.