Историческая часть. Фильм рассказывает об очень интересном и драматичном периоде Римской империи - о Пальмирском царстве, которое успело просуществовать всего-то 14 лет (260-273 гг. н. э.), из которых царством 7 лет правил выходец из пальмирской знати и правитель Пальмиры с 240г. Луций Септимий Оденат, а после его смерти тоже 7 лет- вторая жена Зенобия Септимия. При ней Пальмира достигла апогея своего могущества: были присоединены Египет, Сирия, Палестина, Малая Азия. Однако при ней же Пальмира и пала.
Случилось это вовсе не по прихоти властной цари, а потому, что после убийства Одената в 267 году Зенобия приняла на себя бразды правления от имени их малолетнего сына Вабаллата, однако император Галлиен отказал её сыну в подтверждении титулов, дарованных ранее Оденату. Зенобия объявила о независимости от Рима и за короткое время подчинила своей власти всю Сирию, восточную часть Малой Азии и Египет.
К этому времени Галлиен был убит, а наследовавший ему Клавдий II умер от чумы. Новый император Аврелиан выступил против Зенобии, разбил её войска, численность которых доходила до 70 тысяч человек в битвах при Антиохии и Эмесе и, в 272 году пленив Зенобию, вновь подчинил Пальмирское царство Римской империи. В 274 году во время триумфального шествия Аврелиана Зенобия была проведена через Рим в золотых цепях.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ. Лучиано Трасатти к визуальному воплощению упомянутой выше сухой исторической справки подошёл так, как это может сделать только итальянец - соединив в одном сюжете и драму, и комедию, и приключения. В итоге получился многоцветно-красочный, сочно-колоритный фильм о столь далёких временах, что даже античные историки расходятся в оценке тех событий. Что уж говорить о современном взгляде на них?.. Лючиано Трассати не сильно исказил факты, введя в окружение главных исторических фигур вымышленных персонажей.
Сделано это было с одной целью - добавить интриги. Ход оправданный во всех отношениях, потому что некоторые персонажи - как и принято в историко-приключенческих фильмах тех лет - завуалированно-комедийные, даже притом, что играют настоящих тиранов. Это не относится к не раз упомянутому царю царей (шахиншаху) Шапуру, который в 260г. в битве под Эдессой окружил 70 000 армию Валериана и захватил императора в плен (единственный случай за за всю историю Римской империи!), где тот и скончался позже.
Особенно хочется отметить батальные сцены. Разумеется, по степени жестокости и реалистичности они не идут ни в какое сравнение ни с фильмами 'Спартак: кровь и песок' (2010-2013), ни с '300 спартанцев' (2007). Но в этом и нет нужды. 'В ознаменование Рима' - самодостаточен. В нём нашлось место и любовной истории Аниты Экберг (королева Зенобия) и Жоржа Маршаля ( римский консул Маркус Валериус). И гонениям на первых христиан, в чём преуспели многие римские императоры. И богатой боевой атрибутике римских легионов, включая метательную технику и многие тактические приёмы, которые не часто встретишь в кино.