Дебютный полнометражный фильм блистательного сценариста Стивена Зеллиана («Пробуждение», «Список Шиндлера», «Ирландец») рассказывает о юных годах талантливого шахматиста Джоша Вайцкина.
На первый взгляд работа Зеллиана, основанная на одноименной книге Фреда Вайцкина, имеет очень знакомую схему повествования, возможно, даже слишком знакомую. Родители обнаруживают, что их маленький сын гений в шахматах, игре, в которую он научился играть, просто наблюдая за уличными игроками. Они назначают ему лучшего учителя, чтобы участвовать в важном чемпионате, решая при этом личные проблемы. У Фреда (отца мальчика) развивается нездоровая одержимость шахматной карьерой Джоша, что вызывает трения между ним и тренером, матерью и школьными учителями сына. Главный герой начинает стараться быть лучшим в глазах окружающих, не разочаровывать отца, ненавидеть соперника и т.д.
Режиссер неслучайно дает зрителю предупреждение, которое можно увидеть в явном сравнении главного героя с фигурой Бобби Фишера. Цена того, чтобы стать гением в чем-то уникальном, влечет за собой неправильное понимание и даже безумие. Фильм частично решает это предупреждение, превращая юного вундеркинда в благородного и честного человека.
В самом деле, сколько участников, игроков в любом виде спорта предложили бы своему сопернику шанс сравнять и разделить трофей? В этом и заключается посыл «В поисках Бобби Фишера», что соревнование за то, чтобы быть лучшим, можно разделить, избегая нездоровой зависти в столь раннем возрасте, когда человек более управляем. Возможно, это утопия, но в руках Зеллиана она умудряется быть эффективной, достоверной, а также осуществляется с большой страстью и большой любовью к шахматам, особенно по сравнению с жизнью в целом.
К сожалению, авторы фильма не могут избежать некоторых тенденциозных образов. Например, это более чем банальное противостояние между тренерами и взрослыми – прелюдия к финальной дуэли между игроками и детьми. Но даже с учетом подобных эпизодов, режиссеру удалось рассказать старую добрую вдохновляющую историю, захватывающую и остроумную.
Смотрел фильм уже третий раз. Есть такие ленты, что притягивают тебя к себе, и хочется их смотреть ещё, и ещё. Одна из причин это любовь к шахматам.
Игра актёров довольно пристойна, хотя в некоторых моментах чувствуется какая-то наигранность. Сюжет отличный. Когда смотрел фильм впервые, думал, что 'эндшпиль' фильма будет другой.
Что немного недопонимаю, так это навязчивое принуждение быть таким, как Бобби Фишер. Он был таким один. Больше таких не будет. Никто не будет играть так как он, и не будет с таким же характером - это исключено. Вместо этого, может быть, нужно было развить идею о том, чтобы Фишер был примером для подражания, как нужно играть, но не идолом, которому все ищут наследника-копию.
Что ещё затронуло в данной ленте, так это отношения родителей и ребёнка. Насколько эмоционально показано желание отца реализовать в своем сыне, то, чего он не смог добиться. Его трагедия и мечты. И насколько чутко всё понимает мать.
В фильме есть ещё множество деталей, сравнений, чувств и аналогий о которых следует написать, но их тяжело будет понять не посмотрев картину. Поэтому, приятного просмотра!
Детство - самый короткий, но, пожалуй, самый важный отрывок нашей жизни. Именно в этот период проявляется наша индивидуальность, интересы и способности.
Маленький Джош Вайцкин в семь лет впервые сел за шахматную доску. С этого момента его жизнь и жизнь его семьи круто изменилась.
'Ты должен научиться ставить себя выше других, презирать их. Бобби Фишер всех презирал'.
МаксПомеранц был просто потрясающ в этой роли. Его Джош получился не просто машиной, производящей в уме сложные логические операции, но и человеком, в котором несмотря на юный возраст видно благородство и достоинство. Не могу представить в этой роли кого-либо еще!
Сюжет фильма биографичен и невероятно интересен. Мир шахмат, мир ребенка и атмосфера постоянных соревнований захватывают на все полтора часа хронометража.
Умели же снимать кино в 90-ые годы! Качество съемки отличное. Такая яркая, притягательная картинка. Понравились и вставки о Бобби Фишере, выполненные в качестве пересказа его карьеры от лица Джоша.
'Играй с человеком, а не с доской'.
Каждый персонаж в фильме - отдельная, живая личность, о поступках которой можно рассуждать длительное время. Перед нами ставят вопрос одаренности, уходящего детства, жажды победы и умения оставаться собой в любой ситуации. 'Выбор игры' необходимо увидеть каждому родителю.
Финальная игра двух вундеркиндов - это логическое завершение цепочки всех событий. Напряжение очень сильное. И эта протянутая детская рука - ничья? И пусть, как взрослый человек, я готова признать, что игра есть игра, болеть за победу Джоша - это самое естественное, ведь его герой, в отличие от юного Джонатана, играющего с четырех лет, имеет не только голову, но и душу.
Джошу Вайцкину 35 лет. Он по-прежнему играет в шахматы, занимается многими полезными делами, а также участвовал в создании шахматной компьютерной программы Chessmaster. Когда мне было 14 лет, именно благодаря этой программе я впервые сыграла в шахматы.
'Задолго до того как это случилось весь мир ждал его нового появления. Самолеты ждали на взлетной полосе сменяя его, пока он спал, гулял и жевал бутерброды. Генри Кисенджер позвонил ему и попросил выступить за честь страны. Прилетев он сразу обидел исландцев, сказав что выбор страны не удачен, потому что в ней нет дорожек для игры в кегли. Ему не нравилось все: телекамеры, освещение, стол, стулья и цвет клеток на доске, он сказал что из его номера в отеле открывается слишком красивый вид. Все это разумеется не имело никакого отношения к шахматам. А может и имело. Если он выиграет то станет первым американским чемпионом мира, а если проиграет то будут говорить что он просто очередной шахматист-любитель из Бруклина. На сороковом ходу 21 партии Фишер защитился от угрозы слона Спасского своему королю подвинув пешку к его ладье и все было кончено. Он вернулся домой героем. Весь мир видел как он разбил русского игрока. Теперь он мог требовать такие же гонорары как и чемпионы тяжелоатлеты. Его приглашали государственные деятели и короли. А потом Бобби Фишер сделал самый оригинальный и неожиданный ход - он исчез'.
Главный герой - обычный американский мальчик Джош Вайцкен, как и все, он очень любит баскетбол. Но все меняется когда он впервые садится за шахматную доску. Мальчик легко выигрывает партию у своего отца. Становиться очевидно, что у Джоша уникальные способности. Отец Джоша поощряет его успехи в шахматах и нанимает ему известного шахматного учителя Брюса Пандолфини в надежде, что он сделает из мальчика второго Бобби Фишера.
Очень рад был увидеть таких звездных актеров. Джо Мантенья который прекрасно сыграл отца Джоша. Мантенья запомнился мне по сериалу 'Мыслить как преступник' в котором он играл Дэвида Росси. Так же очень был рад увидеть Лоренса Фишбёрна которого мы помним еще с картин 'Матрица', 'Матрица: Перезагрузка' и 'Матрица: Революция'. Ну и конечно Макс Померанц - главный герой фильма, играющий Джоша Вайцкена. Актер прекрасно передал переживания что испытывал Джош.
Хотел бы сказать спасибо тем людям кто работал над этим фильмом. Он напомнил что существует на свете такая игра как шахматы. Фильму удалось разбудить даже во мне интерес к шахматам.
'Что такое по вашему шахматы? Те кто в них не играют или играют для развлечения считают что это игра. А те кто посвящают шахматам всю жизнь или большую ее часть считают это наука. Бобби Фишер проник в суть шахмат как никто и обнаружил что это искусство'.
Он избегает его. Не желает вступать в открытый бой. Конечно, он понимает, что боится его не как игрока, потому что осознает, что сильнее, а как человека, жестокого и беспощадного на полный ненависти взгляд. Однако и в этом взгляде мелькает страх и нерешительность озадаченного быка, взбешенного секунду назад красным платком тореадора. Ход за ходом он пытается отступить, пытаясь отсрочить роковой момент, когда их умственные силы схлестнутся друг против друга. Но его противник явно не намерен отпускать свою жертву, он слепо преследует безликую фигуру, совсем забыв в массе чужих стратегий и тактик, изученных вместо школьных уроков, одну истину. Шахматы – это искусство, а не наука.
Существует поверье, что важные решения лучше всего принимать во время дождя, пребывая, таким образом, в гармонии с природой. Насколько правдив этот миф – сказать трудно (зато легко проверить), но в один такой плачущий пасмурный день Джош Вайцкен, которого играет молодой лицеприятный актер Макс Померанц, узнал для себя, что он не так уж равнодушен к шахматам. В ту минуту в парке, когда его рука держала недавно найденную маленькую фигурку всадника на коне, его взгляд наткнулся на необычное зрелище: целый ряд людей, сидящих друг напротив друга и играющих в дерзкий, скоростной блиц. Капли тяжелого, крупного дождя били по рукам и головам этих людей, которые продолжали “сражение”, не обращая внимания на непогоду; ежесекундно слышались ритмичные щелчки шахматных часов и мягкий техничный перестук передвигаемых фигур. Дома к его увлечению отнеслись с теплом и пониманием. Тут же возникает проблема взаимоотношения между другими детьми и их родителями и выбора истинно правильного будущего, от которого зависит, наверное, вся дальнейшая жизнь. Стоит задуматься каждому.
Джош играет осторожно, но напористо, будто видит всю формулу победы от начала и до конца. Сначала шахматист в парке, потом отец (Джо Мантенья), который играл роль мудрого и честного отца, потом незнакомец в шахматном клубе – везде Вайцкен проявляет свое врожденное превосходство, которое к середине партии обычно нисходит на поражение молодого игрока. Еще одна проблема – любой талант необходимо развивать. Именно поэтому в жизни семьи Джоша появляется Брюс Пандольфини (невозмутимый Бен Кингсли), жесткий, но не жестокий наставник, который увидел в мальчике нового Бобби Фишера, вокруг внезапного исчезновения которого и вертятся размышления человека, чей голос иногда слышится за кадром. Вся картина сопряжена высокой концентрацией вселенского спокойствия. Это теплый, но не наивный, умный, но не мудреный, фильм о том, что такое настоящее детство, полное подлинных открытий, заслуженной самостоятельности и постепенного взросления.
После наступившего седьмого Дня Рождения сына, семья замечает в своём чаде скрытый дар игры в шахматы. На тратя времени зря, отец отводит сына на обучение опытному учителю, запрещающему делать практически всё, что юный Джош Вайцкин мог делать до появления наставника. Благодаря жёстокому обучению, Джошу удаётся пройти многие турниры, и собрать множества кубков, в которых суть была лишь собирать пылинки, валяясь на полках шкафа. Застав учителя над жёстким обучением сына, мать выпроваживает наставника за дверь. С тех пор Джош Вайцкин начинает наслаждаться всеми запретами учителя, перед самым важным турниром для юниоров.
Шахматы – очень сложная вещь. Это не играть в он-лайн игры, в которых чаще приходится полагаться на удачу, (выражаясь сегодняшним жаргоном, это называется «рандомо») а не на собственный ум и умение владеть всеми навыками. Шахматы, это нечто другое, куда более глубокое, чем кажется. Эх… как бы сейчас за эти слова меня обругал Фред Вайцкин, как обругал учителя Джоша за неуважительное отношение к шахматам (она сказала «шахматные штучки», а я их назвал «вещью», почему полностью оправдано заработал петлю вокруг головы). В том то и дело, что в шахматах выигрывает тот, кто знает больше спец. ходов, кто глубже копает будущие повороты событий и кто обладает лучшим вниманием, в отличии от своего противника. Только в этом случае ты сможешь выиграть. Это точно не максимально правильный вывод, но, фильм всё-таки заставляет прислушиваться этой политике чемпиона, которого зачем-то замазали в оригинальном русском названии под «Выбором игры».
«Выбор игры» сообщает об огромном выборе стратегий в шахматах. Я не играю в шахматы, но раньше увлекался, так что могу от себя заявить, что выборов этой игре куда больше, чем вы можете себе вообразить. Очень правильно сказали в фильме, что шахматы это не игра, не наука, а искусство, (как утверждал Бобби Фишер - одиннадцатый чемпион мира по шахматам) и сравнимо может быть не с покером, где в большей степени за тебя решает удача (тот же «рандом», как карта ляжет), а с математикой или музыкой, как говорилось в моей любимой сцене разгневанного отца в школе. Немного жестоко, но чертовски правильно.
Фильму хочу сказать спасибо за то, что напомнил о том, что на свете ещё существуют шахматы и живут полным ходом за пределами моей комнаты. Хоть «Выбор игры» - добрая и наивная картина, единственное чего я хотел бы увидеть в фильме в большей степени - правдоподобность, жестокость (для такого фильма это было бы очень кстати и дополняющим консенсусом) и намного улучшенную актёрскую игру Макса Померанца. Не удивительно, что его на роли в фильмы берут крайне редко. В остальном, «Выбор игры» добротно снятое кино. Надо будет найти свою запыленную клеточную доску и встряхнуть стариной ради интереса.
Внезапно разразившееся ненастье застаёт Джоша Вэйцкина (Макс Померанц) подглядывающим за игроками, коротающими время в парке за шахматной партией. Их разговор, легкие препирательства и споры привлекают слух мальчика. Но взгляд его прикован к движениям рук, передвигающим фигуры по шахматной доске.
С первыми каплями грозы темп игры стремительно нарастает, хлопки ладоней, переключающих часы, метрономом отбивают яростный ритм. Заворожённый взгляд, а в руке найденная тут же, в траве шахматная фигурка. Обернувшись, Джош замирает: перед ним, возвышаясь скалой, стоит матричный Морфеус, так, во всяком случае, показалось в первый момент. На самом деле это был местный завсегдатай Вини с лицом Лоуренса Фишборна. Стоя против света, подбрасывая в руке яблоко, он жестом предложил парнишке обменять: яблоко на фигуру. Выбор мальчика был в пользу своей находки. Он выбрал шахматы.
Увлечение сына первой заметила мать, на глазах которой он проиграл партию какому-то прохиндею всё в том же парке, неудачно атаковав в комбинации из нескольких фигур. Но наркоман Вини был в восторге, крича в след его матери: «Ваш сын играл как Бобби Фишер!». Для тех, кто не знает, кто такой Бобби Фишер, в прологе тихим голосом Макса Померанца было рассказано об этом загадочном американском шахматисте, ещё в юности достигшем невероятных высот и признания таланта, выигравшем звание Чемпиона мира в матче с советским гроссмейстером Борисом Спасским и внезапно исчезнувшим после этого, казалось, навсегда.
Одного из сценаристов картины зовут Фред Вэйцкин, а, значит, рассказанная здесь история имеет корни в реальной жизни. А вот другой автор сценария, мастер адаптаций Стивен Зэйллиан (он работал над «Списком Шиндлера» и первой невыполнимой миссией; добавьте к этому перечню «Переводчицу», «Всю королевскую рать», «Банды Нью-Йорка и совсем свежего «Гангстера»), гарантирует фильму стройное драматическое наполнение.
Открывшийся талант мальчика подстёгивает амбиции его отца (Джо Мантенья), для которого шахматная карьера сына становится целью жизни: вырастить чемпиона и побеждать, побеждать, побеждать любой ценой. Шахматы, и ничего кроме шахмат. Ради этого он готов нести расходы и содержать честолюбивого отставного гроссмейстера Брюса Пандольфини (Бен Кингсли), готового через этого вундеркинда удовлетворять свое честолюбие.
Турнирные достижения тяжёлым бременем ложатся на плечи юного гения, создавая прессинг из страха и сомнений, боязни проиграть и быть обыгранным. Тем более, что для самого Джоша шахматы не игра и не наука, а искусство создавать красивые комбинации, те самые, за которые его полюбил бродяга - Винни. Да и душа у парнишки открытая и добрая, не позволяющая ему опускаться до слепой ненависти к своему противнику.
Лишь чуткая, нежно любящая своего сына мать знает, что для него лучше: если Джошу нравится играть в парке с бомжами, он будет играть с бомжами, если Джоша обманывает наставник, то к чёрту нужен ему такой наставник. А если отец хочет сделать из сына марионетку… Нет отец не враг своему сыну, а, значит, они вместе.
Вот тут-то на поле и появляется антагонист – ровесник семилетнего Джоша с холодной стали лицом, в леденящей белизны сорочке Джонатан По (Майкл Ниренберг). Талант, гений, победитель. Поставленный и стоящий над всеми прочими, ведомый к цели и не останавливающийся ни перед чем на этом пути.
К этому моменту уже успеваешь влюбиться в блистательного Макса Померанца и оценить тонкий психологизм Бена Кингсли, мысленно благодаришь Джо Мантенью за чуткую и содержательную игру и проникаешься искренней симпатией к Джоан Аллен, а Лоуренса Фишборна просто воспринимаешь как ангела – хранителя, как вдруг…
Этот чёртов Ниренберг. Этот демонический Джонатан По. Он настолько хорош и ужасен, как ад, если он существует. Это спокойный ребёнок с разящим молчанием и коронной фразой победителя: «Приплыли!» Злой гений. Но его зло имеет привлекательную силу. Оно убеждает в своей силе. И в этом сила Майкла Ниренберга.
Битва двух дарований – апофеоз этого фильма, когда напряжение нарастает до предела, а исход желаем, но неясен. Желаешь победы Джошу, но, как и он, понимаешь, что противник сильней. И как тут быть? Как говорил Вини: «Играй против противника, а не против доски, против человека, а не против этих черно-белых клеточек!» А чему учил гроссмейстер: «Не ходи, пока не просчитаешь все ходы!». В этом сплетении опыта уличного игрока и гроссмейстерских знаний Джош находит победную комбинацию.
Но, что это? Он привстаёт над столом и протягивает противнику руку. Возглас: «Что он делает?!» Джош – Джонатану: «Я предлагаю ничью!» Может, в жизни так и не бывает, а это всё только кино, бурю эмоций испытываешь от вида этой протянутой детской руки – так зарядил своей игрой Макс Померанц. Вместе со всеми кричишь ему: «Остановись! Это твоя победа!» Но ответ теперь за соперником. Чем ответит Джонатан По? Знает ли зло о существовании добра? «Приплыли?»