Создателя фильма «Парни не плачут» попытались достучаться до зрительских сердец, доказывая от противного. Многие зрители не поняли. Создателям фильма «Такая же, как я» приходится стучать напрямую.
Это, конечно, два разных фильма, но в основе все же примерно одна сюжетная линия – транссексуала после распознания убивают. Кино о том, что находятся ублюдки, которые убивают тех, кому и без того плохо, стреляют в беззащитные спины, и оправдываются обществом.
Это низко – желать смерти человеку, который никому ничего плохого не сделал. Это болезнь мозга – убивать того, кто слаб и беззащитен. Люди не понимают, что творят ежедневно. Когда человек заявляет «Мужчины должны быть мужчинами, а женщины женщинами» – и все в этом роде – он не осознает, какую ахинею он несет и не осознает, почему это является ахинеей. Не осознает, что из-за таких, как он, погибают люди.
Гвен Араухо, трансгендерная женщина. Гормонотерапию, по-видимому, не ведет или только начинает ее. Но в фильме это никак не раскрыто. Если мы откроем английскую Википедию, то узнаем, что она занималась анальным сексом с Полом Мэрэлом и оральным сексом с Майклом Мэгидсоном. Это в фильме тоже совершенно не раскрыто и не объяснено, как она умудрилась это сделать, не обнажив свои гениталии. Я к примеру, до сих пор этого не понимаю. Ну что ж, чем не доказательство, что гомофобы – латентные геи, раз они занимаются анальным сексом с генетическим мужчиной и не замечают этого? Хотя что было в реальности – неизвестно. По другой версии, они заранее знали о ее транссексуальности, имели с ней любовную связь, что не помешало им впоследствии ее убить. Это, опять же, подтверждает вышеуказанную теорию. В фильме все это, к сожалению, толком не раскрыто.
Мать Гвен Араухо. Уже на суде она твердит, что ее убитый ребенок – это женщина. На суде она также говорит, что еще до ее рождения поняла, что у нее должна родиться девочка. И тут нельзя не возмутиться – неужели она это понимала и предположила у психолога, что ее ребенок является гомосексуалом? Неужели она это понимала и возмущалась, что психолог лезет в жизнь ее ребенка? Неужели она это понимала и начала указывать своей дочери, что мужское тело ей дал сам Бог? По фильму, если поразмыслить, она попросту лжет. Никакие сны ей не снились. Вообще же после смерти дочери она стала активисткой борьбы за права трансгендеров. Но в любом случае, ее слова о своих снах до рождения Гвен слишком сомнительны, чтобы им верить. И уж точно, если бы все матери видели все это до рождения своих детей, мир был бы совсем другим. В любом случае, в реальности все, скорее всего, было иначе.
Дж. Д. Пардо за этот фильм номинировался на Imagen Award как лучший актер на ТВ. Честно говоря – номинировать тут нечего. Нельзя сказать, что в его игре примечательного ничего не было, но в том-то и дело, что играть транссексуалку, тем более ту, которую все принимают за генетическую женщину – невероятно сложная работа, для этого нужно научиться как минимум говорить женским голосом. Нужен и невероятно хороший гример. В случае Хилари Суонк все аналогичное было, актриса даже жила в мужском образе и принималась за мужчину. Дж. Д. Пардо сыграть женщину, которая воспринимается всеми, как женщина, сыграть не удалось. Любой сразу воспринял бы его в таком образе как подчеркнуто манерного мужчину, одетого в женскую одежду. И на этом сразу рушится вся правдоподобность. Реальная Гвен Араухо и по фотографиям выглядит намного женственнее, и уж точно натренировала себе женский голос. Вполне можно это сделать, если иметь глубокое желание.
В остальном же фильм снят превосходно. Атмосфера безнадеги выполнена потрясающе, словно картина и не является ТВ-фильмом. Печальная цветовая гамма. Тот случай, когда «серость» можно поставить в плюс фильму, а не в минус.
Фильм протестует против конкретного случая – против того, что мотив трансфобии судом был отвергнут, против того, что транс-паника при этом стала смягчением приговора моральным уродам. Но и в целом поднятая проблема невероятно важна. Беда в том, что в мире полным-полно таких людей. Про двух жертв ненависти по отношению к транссексуалам сняли фильмы (ибо именно о Брэндоне Тине и Гвен Араухо больше всего писали в прессе), но на самом деле количество убитых на почве ненависти к транссексуалам бесчисленное множество. Никто не освящает это в новостях, более того, подобные преступления принято поощрять, а их жертв называть извращенцами. Статистика по ним хоть и ведется, но очень уж скудная, и ни в коей мере не точная. Для трансгендеров не существует «безопасного поведения», у Гвен Араухо шансов выжить, как бы она не жила, было мало.
Я пишу положительную рецензию, ибо считаю, что проблема, поднятая в фильме, важна, и что ее поднятие необходимо, а также потому, что трансгендерная женщина представлена именно как женщина. Но с другой стороны, фильм рядом не стоит с такими шедеврами на данную тематику, как «Моя жизнь в розовом цвете», «Ромео», «Прекрасный боксер», «Нормальная», да и фильму «Парни не плачут» проигрывает. Возможно, однако, что посмотревший картину дважды подумает, прежде чем осуждать транссексуалов, мыслить в стиле «родился мужиком, так и будь им». Ибо ярая манера людей загонять по признаку биологического пола всех в определенные рамки ведет в итоге к тому, что каждый месяц происходит, даже по невероятно заниженной статистике, как минимум одна история, схожая с показанной в фильме. А подчас бывает еще хуже.
Такие фильмы надо продолжать делать, а зрителям надо их смотреть, чтобы разрушать неверные стереотипы. Такие фильмы могут сокращать количество убийств на почве ненависти, такие фильмы должны влиять на общественное мнение, и то, что они имеют так мало оценок, очень грустно. Видимо, проблемы американских транссексуалов россиян не интересуют. Но это проблемы каждого человека. Никто не застрахован от того, что завтра на почве ненависти убьют его. Поэтому фильм Агнешки Холланд «Такая же, как я», рекомендуется к просмотру каждому.
Дело сделано, преступление раскрыто, суд идёт и присяжные заседают. Прижатый уликами, колется расчетливый подельник, расписывая в красках кровавую ночь. Факты налицо и доказательства неоспоримы, но велика ли вина в убийстве, если покойник представлялся народу не тем, кто он есть?
Судебное следствие превращается в психологический анализ. Вопросы прокуроров и реплики адвокатов, ответы обвиняемых и допросы свидетелей – всё, чтобы понять, кем же была Гвен Арахо, за кого выдавал себя Эдди Арахо и как должны были реагировать на это те, кто знал, что девушка Гвен и парень Эдди есть одно и то же лицо с данным природой женским характером, заключённым в телесную оболочку, внешне определяемую, как мужской организм.
Тут есть место обратиться к детству, понаблюдать за юностью, выслушать внушения родителей и узнать каким жестоким может быть школьный остракизм. Здесь есть повод сравнить мнения людей близких и отстранённых, выслушать доводы и оценить сомнения, прощупывая правдивость слов и достоверность поступков того, кто, родившись сыном, считал себя дочерью, кто должен был стать мужем, а хотел быть женой.
Агнешка Холланд извлекла судьбу из папки и поместила её в художественный переплёт, перелистывая страницы под нотную дрожь Яна Качмарека, внимая недоверию общества и страху родителей, объясняя духовную близость друзей и жестокое отторжение противников. Рассуждения и аргументация, информация к размышлению, чтобы дать каждому сделать своё аналитическое резюме – режиссёр становится публицистом, препарирующим явление и социальный процесс, не явно, но явственно демонстрируя свой личный взгляд, не оставляющий сомнений в его особенностях.
Фокусируя внимание на матери главного действующего лица, режиссёр представляет её в качестве недостижимого идеала общества, способного понять и принять иное в одном из членов своей семьи, не терпимостью, но осознанным решением признавая за сыном право быть самим собой, пребывая в мире и единстве с обычными людьми, противопоставляя её массе, уничтожающей непостижимое явление, как инородное тело, не в силах распознать в нём родственный вид.
Очерковый сюжет снижает эффектность и сдерживает зрелищность, если не считать впечатлений от переодеваний и грима беспрепятственно переходящего из одного тела в другой образ Дж. Д. Пардо или объяснимо демонстративных сентенций, горячащейся материнским сердцем Мерседес Рул, подстёгиваемой мудрым взглядом резвого дебютанта Avan`а Jogia, исполнившего роль младшего брата, который прозрел раньше всех.
Неизбежный атрибут женской воли - лёгкий пресс театральности в патетике пафосных сцен, подталкивающих к желанному ответу на недвусмысленный по прямоте вопрос, выложенный этой историей. Не тот: была вина или нет, другой - был такой человек, у него была необычная жизнь: Чем она другим мешала?