Фильм, входящий в сборник «Высокое напряжение» («Alta tensione») от Ламберто Бава, рассказывает о группе лиц, собравшихся ограбить дом. Их задача была вынести ценные предметы интерьера и картины, однако всё пошло не так, как планировалось: один решил втайне от остальных прикарманить себе полотно Ренуара, заигрался со связанной горничной, получил ранение от её мужа, и был выброшен дружками в лесу умирать. Но смерть не забрала его, хоть он был на грани, и заварилась большая каша, ведь заказчику нужна обещанная исчезнувшая картина, выживший желает мести, а сообщникам лучше всего от него избавиться. Начинается череда смертей от рук неизвестного…
Этот редкий фильм-экранизация от итальянского маэстро ужаса проходит буквально на одном дыхании из-за правильно выписанного конфликта, когда все участники событий повязаны друг с другом и вынуждены сталкиваться с частыми сложными дилеммами, ломая себе голову, усиливая и без того остросюжетную фабулу. Криминальные триллеры всегда хороши, если их сценарий и реализация достаточно суровы, демонстрирующие истинную природу людей, готовых совершать дурные поступки, обязательно вызывающие бесконечную череду усугубляющих кровавых вещей. Экранная преступная шайка получилась достоверной за счёт понятных мотивов, вызванных дискомфортом «операции Ы», что отклонилась от разработанного плана, а развитие дел, к счастью, не терпит излишних сантиментов, ведь абсолютно все ключевые действующие лица представлены отрицательными персонажами-преступниками, грызущимися между собой насмерть, как голодные волки за единственную кость – картину. Они предают, убивают и хитрят, вызывая в зрителе спорные противоречивые чувства, когда сопереживать откровенно некому, но всё равно любопытно отслеживать естественный отбор среди негодяев. Впрочем, чисто по-человечески жальче всего не центрового персонажа, который не хотел умирать, а его дружков, ведь именно он своей жадностью и глупостью испортил всё дело на корню, заставив остальных идти на крайние меры.
Исполнители ролей далеко не самые известные, где можно выделить лишь Мартину Брошар в образе расчётливой посредницы и запоминающегося Лино Салемме в амплуа одного из бандитов, однако характеры своих персонажей они доносят старательно, что могут оставаться в памяти неоднозначной прописью типажей, например, хладнокровный лидер шайки, бережно относящейся к своей мамаше-сладкоежке, постоянно эгоистично упрекающей сына за отсутствие должного внимания к ней.
Есть в картине некоторые художественные вольности, слегка портящие общую оценку, ведь явно зажиточные дома набитые драгоценной утварью с полотнами кисти Ренуара не охраняются только сторожем и горничной. Однако история, украшенная музыкой от Саймона Босуэлла, крепко держит зрительское внимание, умело используя скромные телевизионные возможности себе во благо, сосредотачиваясь на криминальном конфликте, насквозь пропитанном страхом неотвратимой смерти, предательством и идущей по пятам полиции, а также интригующей немного авантюрной развязке.
Один из самых редких фильмов 80-х неподражаемого Ламберто Бавы - пока что не удалось найти лишь 'Защиту вида'. И, как это бывает очень и очень часто, такие редкие ничем не уступают - а порой и превосходят - куда более известные. Данный фильм относится к циклу триллеров Высокое напряжение, к которому так же принадлежат 'Очевидец', 'Маэстро ужаса' и 'Детские игры'. Посмотрев их все, могу теперь сказать, что этот - лучший из них. И более того - по моему мнению, возможно, это последний из прекрасных триллеров Бавы - после были лишь сказки для ТВ и куда более слабые картины в привычном для него жутком жанре.
Начинается всё с ограбления виллы Де пальма. Пятеро мужчин, связав сторожа и его жену, ожидают приезда некой мадам Жакло, презентабельной женщины, занимающейся перепродажей краденного, но для посторонних она - владелица огромной коллекции предметов искусства. Очень неприятная дама, готовая ради наживы пойти на всё, отдать любой приказ своему помощнику - лишь бы заработать лишнюю лиру. Но в этот раз всё измеряется миллионами, поскольку на кону стоит картина Ренуара, из-за которой, собственно, и произошли все события, случившееся в фильме.
Но неприятна не только мадам Жакло - в фильме нет ни одного светлого образа, все персонажи - нет, не отморозки, но пошли на убийство ради денег, а после бросили своего умирающего товарища в лесу в надежде, что он не проживёт ночь - но мне было жаль их, когда убийца открыл на них охоту. Они вышли живыми, не картонными персонажами - и эпизод, когда после ограбления все едут в грузовике - он достоин того, чтобы пересматривать его не раз и не два - тот ужас, что испытывают герои, то неизвестное, что их может ожидать в будущем - они едут в никуда, нервы на пределе - а человек никак не желает умирать, чтобы освободить их от парализующего разум напряжения.
Ренуар был украден одним из них, Джанетто, которому вскружило голову известие о том, что за эту картину можно получить целое состояние. А после ещё и решил развлечься с женой сторожа, за что получил от него по голове. И пока находился в больнице - этот страх в глазах, понимающего, что его, беспомощного, могут прикончить бывшие подельники, опасаясь за свои шкуры - отличная игра Джино Конкари. Но вот жалости или сочувствия его персонаж совершенно не вызывал - он сам виноват в том, во что вляпался.
Не уступали ему и партнёры по съёмочной площадке. Если про Мартину Брошар, игравшую мадам Жакло я уже сказала выше, то сейчас стоит подробнее остановиться на остальных.
Её помощник Бритц - Петер Питч. Исполнительный, вышколенный, никогда не допускающий промашек. Хотя нет, одну он всё же допустил - роковую ошибку. Но этот презрительный взгляд, говорящий - я выше вас всех, я отношусь к совершенно другому обществу, нежели вы. Вы всего лишь исполнители - и вы будете делать то, что я вам скажу. Такие всегда оказываются в выигрыше - но для своей мадам он оказался лишь расходным материалом, который можно разменять на картину.
Лидер преступников Фабрицио - Кейт Ван Ховен - заключивший эту сделку с мадам. Хладнокровный убийца, что было показано не раз и не два на протяжении фильма - но при этом безумно обожающий свою сладкоежку-мать. Казалось бы, он совершенно не огорчался по поводу случившегося - но финал показал, что он отнюдь не так безразличен - и совсем не глуп, как казалось ранее.
Тито - Лино Салемме - если про остальных так и осталось неизвестным, чем они зарабатывают на жизнь - то его показали куда более более подробно. Да, от работы на заправке, когда надо угождать привередливым клиентам, да ещё проживать в общежитии - тут поневоле захочешь преступить закон, чтобы выбраться из этого нищенского существования. Надо сказать, что Салемме создал наиболее цельный образ своего персонажа, которому хотелось сопереживать, нежели два его приятеля, к которым я сейчас и перейду.
Берто - Стефано Молинари - у него первого начали сдавать нервы, когда обнаружили Джанетто с пробитым черепом. И чем дальше, тем больше он сходил с ума, дойдя до того состояния, что был готов палить в кого угодно, лишь бы уцелеть. Но ум, которым он так хвастался, ему не помог - можно даже сказать, что он оказался глупее всех остальных, раз думал, что его не достанут в убежище.
И Луиджи - Игорь Залевски. Его персонаж - нет, не наименее раскрыт - как раз всё в тех рамках, которые позволял сценарий - скорее его можно назвать наиболее скрытным. И явно у него водились деньги. Вообще не понимаю - если и так живёшь не бедно - зачем идти на преступление? Или думает, что всё сойдёт с рук? От полиции скрыться удалось - но проклятая картина не отпустила.
Отдельно следует отметить прекрасную - как, впрочем, всегда - музыку Саймона Босвела. Когда требовалось - она создавала гнетущее напряжение, а в определённых моментах в ней проскальзывали романтические нотки. Конечно, не сказать, что это его лучшее творение - но и сам фильм не из той когорты, когда всё действие только за счёт музыки и держится.
В чём огромная заслуга режиссёра. Ламберто Бава снимал шедевры вперемежку с трешами и в этом случае синусоида его творчества в триллерах была на подъёме, возможно последнем. Да, фильм был снят для тв - но триллерам не обязательно иметь огромные бюджеты и звёзд первой величины, если у руля стоит такой мастер, который в этот раз не прогадал с составом. И порой такие фильмы могут оказаться куда интереснее, нежели те, на рекламу которых были затрачены немалые деньги - что и произошло в данном случае.
Так бы можно было бы поставить 8 - но концовка просто блестяща и неожиданна, что прибавляет плюсов и я ставлю
9 из 10
В 80-х и ранее итальянцы умели снимать прекрасные фильмы, которые смотрятся с интересом спустя десятилетия - но куда же всё ушло? Остаётся лишь сожалеть об этом - и пересматривать их снова и снова