Это творчество студии Хаммер. Студия нынче известна Дракулой и Франкенштейном, а меж тем серия про Куотермасса достойна пристального внимания. Был такой долго играющий сериал на британском ТВ. Началось все с Эксперимента Куотермасса', где космонавт стал превращаться в растение. Исполнение было не очень, но задумка и начало фильма, были запоминающиеся (там все же прилетела ракета, где два из трех космонавтов просто испарились). Куотермасс 2 же и вовсе оказался отличным фильмом.
События происходят с тем же профессором Куатермасом, ну как будто первой части не было. Куатермас занят разработкой ракет и созданием проекта станции на Луне. Однако внезапно Британия сворачивает всю космическую программу. Одновременно в Британии участились метеоритные дожди. Идут они всегда в одном месте. Куатермаса это заинтересовало и поехав в то место, он вдруг обнаружил там копию своей лунной станции, в натуральную величину. При этом все это огорожено забором и ходит зомби-подобная охрана.
Куатермасу говорят, что это стандартная фабрика по производству еды. Ну а попытка профессора попасть на фабрику в составе правительственной комиссии, приводит его к убеждению, что это действительно фабрика еды, вот только едой будет все человечество.
Британцы взяли своё не спец-эффектами, а хорошим сценарием и отличной мрачной атмосферой, которая постепенно нагнетается. Всем любителям мрачных хороров прям очень настоятельно рекомендую.
Отличительная черта второго фильма из «хаммеровской» трилогии о профессоре Куотермассе – завораживающие заводские пейзажи. Циклопические переплетения стальных труб, патрубков, лестниц и куполов наводят на мысль, что завод – и есть инопланетное чудовище, которое хочет поработить Землю и установить свой порядок. Собственно, примерно так оно и получилось в современном обществе потребления.
И так, руководитель британской космической программы профессор Куотермасс волей судьбы оказывается вблизи совершенно секретного предприятия по производству некой синтетической еды. Рядом расположен заводской поселок, где нет полиции, а всем жителям строго настрого приказано держать рот на замке. Вдобавок, на предприятии что-то делают с падающими из космоса коконами. Куотермасс старается вывести всех на чистую воду, но вместо этого влипает в инопланетную грязь.
Особенно пугает эпизод, когда сопровождавший ученого парламентарий проявляет излишнее любопытство, а потом, уже полуживой, спускается по лестнице, которая опоясывает змеей гигантский металлический купол. Он в буквальном смысле слов размазывается по стене.
Теория заговора, девятисотметровые шогготы и angry mob
Куотермасс работает над проектом базы на Луне, но правительство всё урезает финансирование. По пути с очередного неприятного разговора о затратах он сталкивается с человеком, получившим странную травму, вроде ожога, подобрав какой-то упавший с неба объект. Заинтересованный Куотермасс приказывает лаборантам этот объект изучить - и это оказывается явно рукотворный, управляемый аппарат с хорошей аэродинамикой и полый внутри. Кроме того, распространение таких небольших объектов их рада засёк неподалёку. Куотермасс и его коллега направляются туда и за ограждениями с угрожающими надписями видят... лунную базу, точь-в-точь как в их проекте! Но прежде, чем они успевают рассмотреть её получше, появляются охранники в противогазах, утаскивают друга Куотермасса (который подобрал очередной объект-ракету и получил в лицо сгусток какого-то газа), а его самого избивают и прогоняют прочь. Попытавшись выяснить, что это за место и какова дальнейшая судьба его друга, Куотермасс обнаружил, что решительно никто не хочет распространяться об этом 'заводе по производству синтетической пищи', даже высокие чины в правительстве...
Это едва ли первое, но, несомненно, одно из ранних произведений о 'разуме улья', а также и ранний образец параноидальных ужасов в кино. Странным образом некоторая наивная прямолинейность, свойственная таким вот старым фильмам, тут скорее улучшает впечатление; да, для нас очевидно, что экскурсия по заводу, на которой ничего не показывают, ни о чём не разрешают спрашивать и всё время очень широко улыбаются - ловушка, но эффект от зловещего ответа экскурсовода на вопрос одной из посетительниц, покажут ли им купола, 'Да, мы вас туда и ведём' в итоге только сильней. Вообще Гест очень умело нагнетает саспенс - даже когда мы уже поняли, что пришельцы-симбионты проникли повсюду, то есть, казалось бы, худшее озвучено, он находит способы вновь и вновь поддерживать зрителя во взвинченном состоянии. Хороша операторская работа - мне нравятся зловещие виды пустого завода, по которому - в точно выбранной части кадра! - бежит одинокая человеческая фигурка. Благодаря оператору же, думается, и выглядят так пугающе эффектно пришельцы - поймите меня правильно, это пятидесятые, и пришельцев, как обычно, изображают резиновые балахоны, но эти жуткие шогготы, массы аморфной бурлящей плоти, поданы очень эффектно.
Интересно, что тут Куотермасс играет однозначно положительную роль напористого, но тем и спасающего положение решительного защитника человечества; этических дилемм вокруг него на сей раз не строится.
Короче говоря, 'Куотермасс 2' мне очень понравился. Думаю, этот фильм могут с удовольствием посмотреть даже не сугубые любители старых ужасов и фантастики.
После успеха оригинального фильма никто не сомневался, что студия Hammer непременно сделает киноверсию второго сериала о профессоре Куотермассе. И вот, спустя 2 года, на экраны вышло продолжение, более улучшенное и продуманное, нежели первая часть. В чем же она лучше?
Во-первых, это сюжет. Проезжая по лесной дороге, Куотермасс становится свидетелем небольшой аварии. Девушка, сидящая за рулем, рассказала профессору, что ее жених обжегся испарениями от найденного им камня. Передав ему осколки, она мчится в больницу, а Куотермасс решает отдать их на исследование своим помощникам. Необычные камни оказываются ничем иным, как небольшой капсулой, упавшей с космоса. Недолго думая, профессор едет в приблизительное место падения метеорита и обнаруживает там сотни подобных капсул, а неподалеку замечает строение, точь-в-точь похожее на проект лунной базы, который он разрабатывает. Так же изменился и характер главного героя. Если в первой части это был более холодный и расчетливый человек, то здесь Куотермасс становится более человечным, думающим не только о науке и прогрессе, но и о человеческих жизнях.
Во-вторых, помимо фантастики стали лучше проработаны два других жанра: детектив и ужасы. Если в первой части вся тайна раскрывается примерно на середине фильма, то здесь интрига держится почти до самого конца. Из-за этого усиливается и элемент ужасов. В первой части зрителя пугало само чудовище, во второй уже пугает неизвестность, так как противником может оказаться почти любой человек.
В-третьих, в фильме теперь более качественные спецэффекты и декорации. Особое внимание стоит уделить базе пришельцев. Место и впрямь выглядит враждебно – холодное и пустое, которое со всех сторон оплетают металлические трубы.
Собрав все вместе, перед нами оригинальный и самобытный фильм, который не пытается быть похожим на бесконечные фильмы про чудовищ из космоса, которые бегают по городу и уничтожают все живое. Если вам приглянулась идея фильма «Вторжение похитителей тел», то обязательно посмотрите и эту картину.