Очаровательное блюдо полу-авантного мультипликатора из Бельгии. В основе Кафкианский мир: мир тяжеловесной государственной машины с цензурой, слежкой, нелепыми запретами и ампиром в архитектуре и особенно ампиром в языке. Однако Кафка тут вывернут наружу. Ведь Кафка в своём абсурде мрачен и чудовищен. Но Рауль Серве мягко ироничен а местами гомерически хохотабелен - его абсурдная Таксандрийская цензура, слежка, запреты и народонаселение столь нелепы, что скорее вызывают смех. Это плюшевый Кафка, он вдруг очарователен.
Смягчает Кафку и эстетики рисунка: герои живые, а декорации и пейзажи - утрированно мультяшно-рисованные. Этот контстраст видео и рисунка похож на то что можно увидеть в 'Тайне острова Бэк-Кап'. За Севре стоит признать способность выдумывать кучу талантливых визуальных находок, от сцены уничтожения рисунков, до видов Таксандрии и костюмов её жителей. Весь мир очень удачно продуман и уложен вместе.
PS: короткометражки Серdе не менее интересны, обычно вкусно абсурдны и очаровательны зрительно. Не все, есть тяжеловатые.
А. Роб-Грийе, как известно, любил сам снимать фильмы по своим сценариям. Хотя скорее всего ему просто было трудно найти режиссера, способного не впасть в депрессию от его маловразумительных творений. Однако двух сподвижников от кино ему найти удалось. Первым, как известно, был А. Рене, который поставил ставший широко известным в узких кругах программно-новаторский, завораживающе-снотворный, черно-белый шедевр 'В прошлом году в Мариенбаде'. Дальше были без малого тридцать лет собственного режиссерского творчества автора нового романа, которые тоже были по своему интересны, но в большинстве случаев были такими же малоупотребительными, как и его литературные творения.
И вот второй полноценный ('встреча с Фрицем Лангом' и 'Резинки' можно не считать) фильм по сценарию Роб-Грийе, снятый не им самим. И снова, на мой взгляд, большая удача в художественном плане. Переложив обязанности режиссера на плечи выдающегося мультипликатора Р. Сервэ Роб-Грийе явно не прогадал. В большинстве случаев кино и анимации в одном флаконе, то бишь фильме, больше мешают друг другу, чем помогают. В 'Таксандрии' Сервэ опять применил свой метод 'сервэграфии' (разработанный еще в лауреате Канн 'Гарпии') - внедрение реальных персонажей в рисованные декорации. Сочетание получилось, на мой взгляд, очень удачным. Самое главное, что фильм не производит впечатление компьютерной игры, как современные дешевые поделки. Композитор Ким Баллард, чья фильмография на первый взгляд не впечатляет, тем не менее известен тем, что играл на клавишах в таких группах как CROSBY, STILLS AND NASH, Thin Lizzy и др. и своими композициями также фильм, безусловно, украсил.
Что же мы имеем в итоге? Удачное сочетание двух безусловных некоммерческих талантов, у которых просто не мог получиться блокбастер, чего видимо ждали нетипично многочисленные продюссеры.
Пересказывать любой сюжет - дело не благодарное, пересказывать сюжет Роб-Грийе - дело и вовсе невозможное. Как всегда мастер авангарда оставил богатую пищу для размышлений охотникам строить догадки на тему 'Что автор хотел этим сказать?'. Так что смотрите, смотрите, смотрите.