Фильм, после просмотра которого, вы вряд ли полюбите теле-нуар
Драматический телевизионный фильм, режиссёра и сценариста Мэтью Чэпмена. С Эриком Робертсом в главной роли и восходящей, на тот момент, звездой Голливуда, Джонни Деппом на втором плане.
«Медленный огонь», именно так фильм называется в оригинале, почти полностью соответствует своему названию. Медленный, тягучий, не спешный. Засасывая зрителя в пучину событий, не хочет из них отпускать, парадоксально, совсем не увлекая и не добавляя огня, несмотря на название.
По сюжету, частного детектива, а в прошлом журналиста, Джейкоба Эша (Эрик Робертс), нанимает влиятельный художник, для поиска бывшей жены и сына. Дело, на первый взгляд кажется простым, до того момента, пока не выясняются истинные мотивы пропажи, а сразу после подробностей, в истории появляется труп.
Запутанная сеть из обмана и предательств, кажется увлекательной затеей для зрителя. Неспешное повествование, помогает погрузится в атмосферу фильма и подробно раскрыть героев, вот только спустя 30 минут хронометража, накал резким образом спадает и фильм, неожиданным образом, сваливается в банальность. Интрига спадает, а за сюжетом становится скучно следить.
Для попытки объяснения, почему так получилось, напрашивается то, что фильм не прошёл проверку временем. Хотя, для фильмов тех времен, становится сложно противопоставить что-то подобное, поэтому фильму суждено утопать в непринятии из-за слабой реализации. Виной всему слабая режиссёрская работа, скучный сюжет и невыразительная актёрская игра. Фильму больше подходит статус студенческой дипломной работы в школе кино. На большее, он претендовать не способен.
Крайне неудавшаяся попытка снять серьезный нуар, но из-за этой явной неудачи очень смешное кино, потому что честное слово я во время просмотра смеялся в десятки раз больше, чем над некоторыми заявленными комедиями. В первую очередь смех вызывает конечно даже не сюжет, который обычен для такого рода фильмов с убийством, похищением, роковой женщиной и частным сыщиком, а клишированные в своей идиотичности диалоги и самое главное монологи главного героя в исполнении Эрика Робертса, вот пожалуйста цитата - 'иногда ты занимаешься любовью, и картина становится ясной, иногда ты занимаешься любовью и потом пьешь текилу на веранде дешевого отеля и чувствуешь себя не в своей тарелке, пьешь еще текилу и задаешь себе кучу вопросов, потом ложишься спать, а утром твоя женщина исчезает'.И все это с крайне серьезным выражением лица, драмой и надломом. Органичен только юный Джонни Депп, пару раз секунд на тридцать мелькнувший в роли беззаботного подростка, но если хотите посмеяться, вам сюда.
Нуары: неудавшаяся перезагрузка с небольшим появлением Деппа
Сейчас этот фильм примечателен небольшим появлением Джонни Деппа. Он тут появится на несколько мгновений, мило улыбнется улыбкой Чеширского кота и исчезнет, а улыбка останется. А вот в год выхода на авансцене были совсем другие персоны. Эрик Робертс и Беверли д'Анджело были так убедительны и хороши, что казалось что вот-вот и они здорово 'качнут' весь этот скучный Голливуд.
В те годы была не одна попытка возродить жанр и сделать нечто модернистское, подобное гениальной стилистике 'Китайского квартала'. 'Жар' стал просто одним из экспериментов. Детективный сюжет и отточенные ходы будут тут входить в противоречие с неимоверно скучным движением сюжета. Обозначив интригу и всех участников пьесы повествование фактически остановится и растворится в обволакивающей атмосфере американского юга, брутальности молодого Эрика Робертса и выразительности Беверли.
Сравнительно похожим кинематографическим опытом выглядят 'Два Джейка' Джека Николсона. Оба фильма имеют в себе все необходимые элементы для успеха, но смотреть их после первых получасов просмотра нестерпимо скучно. Банальные финалы только ухудшают эффект. Забыть такое совсем не зазорно.
Кстати, перезагрузка в нуарах произошла немного позже - когда заблистал Джон Дал со своим 'Red Rock West' и Деннис Хоппер снял свой 'Hot spot'.
«Жар» частенько относят к жанру «нео-нуар» или «пост-нуар». Ревизия забытого было жанра началась в семидесятых, когда вследствие определенных политических событий кинематограф вновь накинул вуаль обреченности, пессимизма и отсутствия каких бы то ни было иллюзий по поводу человеческой природы. Депрессивная эстетика нуара оказалась именно тем, что идеально подходило для передачи этих сумрачных настроений на экране.
Романтический флёр вокруг фигуры частного детектива, странствующего рыцаря в плаще современного покроя, уже был развеян Копполой и Пенном, однако взгляд Чэпмена чуть более оптимистичен в этом отношении. Монологи героя Робертса постоянно подчеркивают его положительные черты: ответственность, склонность выполнять взятые на себя обязательства, честность – в общем, он живет по собственному кодексу чести, которым не погнушались бы и соседи сэра Артура по Круглому столу. Наблюдать за этим довольно забавно, ибо постаревшего Эрика Робертса я помню исключительно по «злодейским» ролям.
Героиня Беверли Д’Анджело столь типична для нуара, что это наводит на мысль о копировании жанра, а не переосмыслении: хороша собой, с туманным прошлым, интригующим настоящим и многообещающим будущим. Сколь бы ни была трагична ситуация, эта женщина не гнушается использовать ее в собственных интересах. Даже после финальных откровений на прошлом Лэйн остается печать недосказанности.
Молодой Эрик Робертс уже сам по себе разрывает шаблон, но если кому-то этого недостаточно, то минут десять экранного времени уделено совсем еще не оперившемуся Джонни Деппу. Интересно, мог ли кто-нибудь тогда предположить, что из всего актерского ансамбля именно Джонни станет известен во всех уголках света и будет красоваться на постере к старому фильму, привлекая внимание своих поклонников к канувшему в прошлое художественному наследию эпохи пост-нуара?
Если обратиться к сюжету, то его трудно назвать феерическим, но он вполне достаточно запутан для того, чтобы после часа повествования еще сохранялась какая-то интрига. Похищение, убийство, еще одно убийство, намеки на бытовое насилие и инцест – но всё это в относительно спокойном ритме, без идиотской «сенсационности», которой грешат современные теле-детективы. Впрочем, у этой медали есть и оборотная сторона: поколению экшена картина покажется безбожно скучной.
Самая большая глупость, которую можно совершить, – сесть за «Жар» ради Джонни Деппа, не представляя себе, что есть нуар вообще и пост-нуар в частности (ради Джонни можно смотреть Бёртона, хотя фильмы Бёртона стоит смотреть как раз ради него самого). Безусловно, следует учесть, что есть и более интересные представители жанра – особенно те, что родом из тех самых семидесятых. Лично я склоняюсь к тому, что нуар хорош именно в первоначальном виде и именно с привязкой к эпохе, но как бытовой триллер и журналистский детектив «Жар» не так уж и плох.
Сейчас фильм Мэтью Чэпмена чаще всего вспоминают (если вспоминают) из-за участия в нем совсем молоденького Джонни Деппа, сыгравшего тут чисто формальный эпизод, пусть и чуть больший, чем во 'Взводе', но тем не менее. А зря, поскольку в 'Жаре' (название 'Тихая ярость' подходит ему явно больше) сыграл одну из своих лучших ролей Эрик Робертс. Не гнушаясь легкого зароботка, он частенько появлялся в откровенной ерунде. К счастью, фильм Чэпмена не из числа таких 'подработок'.
Робертс играет Джейкоба Эша, бывшего репортёра, нанятого взбалмошным художником для поисков его бывшей жены и сына, которых он бросил много лет назад. Джейкоб довольно быстро находит 'семью' клиента в солнечном Палм-Спрингс, но на этом его работа только начинается. Найденный сын оказываеться пасынком, экс-супруга, удачно вышедшая замуж вторично не желает иметь с бывшим мужем никаких дел, а на горизонте уже маячит похищение...
Главные плюсы картины - это, конечно, не громадный бюджет или исскусная работа декораторов. Снятый для ТВ весьма скромными средствами, 'Жар' берёт своим, на удивление филигранным сценарием, закадровыми ремарками Эша ('У меня было кое-что по-сильнее фактов: мое чутье'), удушливой атмосферой и неожиданной для телевизионного формата жесткостью, если не сказать жестокостью. Тут избивают детей буквально до смерти, бросают в мусорные баки и даже картины изображают бессилие перед внезапным насилием.
Снятый под несомненным влиянием творчества Реймонда Чандлера, а точнее даже продолжателя его традиций Росса Макдональда, прибавившего в нуарный сюжет щепотку готики 'Жар' несомненно достоин просмотра. Любителям 'черной серии! так и вовсе обязательно.
Сюжет - классика. Загадочного и мужественного репортёра нанимают для поисков некой блондинки из Палмс Прингс, Калифорния и её сына. Блондинка эта, Лэйн, удачно замужем за более чем состоятельным немолодым Саймоном Фляйшером, а сын - мертв. Зато есть пасынок - молодой и красивый (пусть и с передними зубками бобра) паренёк, вовсе не испорченный врожденным богатством, которого вскоре похищают злоумышленники. Ну тут дело и закрутилось.
Несмотря на отличную игру действительно выдающихся актёров, фильм выглядит откровенно-телевизионно. Может дело в цвете и операторской работе. Может в его сериальной неспешности. Не знаю. Но это худшее что я могу сказать о фильме.
А что в нём хорошего то? Ну, для начала, опять таки - актёры:
Эрик Робертс всегда отлично и играл и выглядел, и тот факт, что его карьера дала впоследствии небезызвестный крен хрен куда, пусть не смущает вас. Хотя именно в данной ленте роль у него несколько второстепенна.
Беверли Д-Анджело даже несмотря на выпирающий подбородок, низкий рост и проваленный рот всё равно богиня. И она действительно актриса. Последите за её глазами. За этими бледно-голубыми, холодными, но отчаянными глазами. В конце фильма ей веришь безоговорочно. Именно она спасает 'Тихую ярость' ('Slow Burn' - это агрессия, которая не выходит наружу и как бы 'закипает' в душе человека) и придаёт ленте новую и очень интересную психологическую грань.
Джонни Депп тут просто есть. На него приятно смотреть все 3 минуты его экранного времени - а это уже неплохо. Большего и не требовалось.
Да, пожалуй, именно режиссура тормозит фильм. Я знаком лишь со сценарным творчеством Мэтью Чапмана и раз на раз там не приходится. Если и с постановкой у него ситуация аналогична, то на сей раз у него явно 'не пришлось'. Фильм не то чтобы занудный или медленный. Нет. Он просто какой-то монотонный и снят без 'нерва'. Конечно, сразу напрашивается сравнение с другим нео-нуаром - 'Китайским кварталом' Полански, где речь так же шла о детях богачей, Калифорнии и роковых женщинах. К сожалению, имея лучшую сценарную основу, Чапман не порадовал зрителей ни стилизацией, ни драматургией.
'Тихая ярость' очень даже может не понравиться. И я это могу понять. Да, постановка хромает, а Эрик малёк халтурит. Но на Беверли Д-Анджело всё же стоит посмотреть. Как стоит смотреть 'Секреты Лос-Анджелеса' как минимум из-за еле-заметно изменившегося выражения лица Гая Пирса в момент, когда Джеймс Кромуэлл произнёс имя 'Роло Томаси'.
7 из 10
Из схожего жанра могу посоветовать ленту Питера Уэллере 'Золотой берег' по роману Элмора Леонарда.
Вполне естественно, что фильм захотела посмотреть из-за одного актера. Того, что на постере. И сюжет вроде бы неплохой. А стоило посмотреть на рейтинг. Юный Депп появляется за все полтора часа лишь дважды и всего на пару минут, что совершенно не оправдывает его появление на обложке, по крайней мере в одиночестве, а все остальное время мы наблюдаем за действиями Эрика Робертса и Беверли Д`Анджело. Без особого интереса. На протяжении всего фильма непрерывные размышления главного героя о жизни в целом и о том, что ему следовало или не следовало делать в тот или иной момент утомляют до зевоты. Главная героиня какая-то кукольная, не верится ни в ее горе, ни в ее раскаяние. Не знаю, может быть, так и задумывалось, но мне она показалась крайне ненатуральной. Главный герой такой весь из себя герой, что все кругом падают, но выглядит это до того неестественно, что вызывает только легкое недоумение. Может быть, в восьмидесятые люди так и жили? Может быть, то, что главный герой постоянно, всем и каждому говорит: You've got a point должно что-то проиллюстрировать, как-то его охарактеризовать, но мне это говорит только о том, что ему нечего сказать, что у него нет his own point. Ну какой-то он весь меланхоличный и релаксирующий, совсем не героический герой, хотя по сюжету вроде должен бы быть. Действие развивается неспешно, в основном благодаря тем самым внутренним монологам свежеиспеченного частного детектива и долгим взглядам главной героини, которые как предполагается должны что-то выражать. Что - для меня осталось загадкой.
Фильм заявлен как драма, но не вызывает особых эмоций (скуку можно считать приличествующей эмоцией?), для боевика события развиваются слишком медленно (ну, может быть только на современный взгляд, а для 80-х это был настоящий экшн?), для детектива - нет особой загадки: кто виноват? - да какая разница!
Только Донни (которого сыграл Джонни) кажется естественным: веселый парнишка, без особых забот, без ложного пафоса и трагизма. Да еще отец его (Дэн Хедайя) смотрелся органично
Поколебавшись между 6 и 5, ставлю все же 5. Фильм для любителей Эрика Робертса, его там много. Остальным рекомендую не тратить время