К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Кто напоён свободой, тот не жалостлив к себе (Д. Г. Лоуренс)

Случалось ли вам мечтать о чем -то настолько сильно, что вы готовы были всю свою жизнь подчинить достижению желаемого? А может быть вы ограничились лишь фантазиями о желаемом? «Какими бы не были стремления, они ничего не значат без выносливости и силы духа»,- прочтет на листке отрывного календаря герой этой истории- Кэнъити Хориэ, сидя в одиночестве в миниатюрной каюте метающейся по волнам Тихого океана яхты, и пережевывая смесь сливочного масла, сахара и сухих сливок в виду отсутствия нормальной еды. И слова, опубликованные на дешевой бумаге без уверенности в том, что они найдут читателя, получили отклик в его сердце и обрели статус истинной мудрости. Лишь стойкость и верность намеченному пути позволили отважному путешественнику преодолеть голод, жажду, приступы морской болезни, выворачивающей нутро наизнанку, совладать с паникой и ужасом перед буйствующими волнами, в любой момент грозившими утянуть суденышко на дно, и побороть зарождающееся безумие, незаметно подкравшееся во время вынужденных разговоров с самим собой за неимением другого собеседника.

Кон Итикава не мог пройти мимо жизнеописания мореплавателя, уж слишком многое в судьбе этого человека нашло отклик в его сердце и мыслях. Его жена Натто Вада написала сценарий, адаптировав рассказ Кэнъити, и в 1963 году фильм вышел на поиски своего зрителя. В то время как в стране были сильны реваншистские послевоенные настроения, Итикава, не желающий видеть затянувшегося противостояния Японии и Америки, увековечил на пленке судьбу молодого яхтсмена, сделавшего для сближения двух стран больше чем дипломаты и правительства. Покинув однажды ночью берега Осаки тайным бунтарем без документов и разрешений на въезд и выезд, через три месяца он пришвартовался у берегов Сан-Франциско популярнейшим человеком и настоящим героем в глазах общественности.

Маленькие люди, родившиеся после войны, но не нацеленные идти общей дорогой к стандартизированному процветанию, изгои и отшельники всегда занимали ум режиссера. Сам киномэтр делил свои фильмы на «светлые» и «темные». И если в «темных», таких как 'Бирманская арфа', 'Пламя', 'Полевые огни', герои –отщепенцы, идя против всех, постепенно теряют себя, сломленные обстоятельствами и погнутые общественной машиной, то в «светлых», к которым относится и «В одиночестве через Тихий океан», бунтарь достигает своей цели, воодушевляется победой и наполняется самоуважением.

Почему получается у одних, и не получается у других? Монах из «Пламени» идет в своем крестовом походе против общества до конца, решается на крайние меры, сжигая великолепный храм, и добивается геростратовой славы, но не сохранения красоты, как мечтал. Протест же Хориэ заключен в рамки, за которые не выйти, и в этом кроется ответ. Молодой человек не берет штурмом дипломатические службы, отвоевывая документы, он просто тихо под покровом темноты начинает свое одинокое тайное странствие к мечте. На откровенное противостояние устоям он и не способен. Даже находясь один одинешенек в океане, где на тысячи километров нет ни души, яхтсмен, озираясь стыдливо вокруг, спускается в каюту, чтобы переодеть трусы. Красной нитью через все творчество режиссера проходит мысль о том, что себя победить можно, а нанести поражение обществу в целом одиночке не под силу.

Режиссер не злоупотребляет нравоучениями, он скорее иллюстрирует происходящее с маниакальной точностью, стремясь к идеально выстроенному достоверному кадру, позволяя зрителю делать выводы. Мангоподобная раскадровка заставляет вспомнить об анимационном начале творческого пути Итикавы и задуматься о причинно-следственных связях происходящего. А завораживающей красоты широкоэкранные кадры покачивающейся на волнах в штиль, или подпрыгивающей в дикой пляске во время тайфуна в бескрайнем океане лодочки, утверждают в мысли что создатель-художник, запечатлел в кадре изменчивость и не предсказуемость самой жизни.

Живописно противопоставив человека стихии природной и общественной, и позволив ему выжить, подчиняясь изменениям настроения океана и социума, но, не покорив их, Итикава предлагает стремиться к гармонии человеческого существования на планете. В этом его поддержал и известный японский композитор-авангардист Тору Такэмицу, развивавший концепцию музыки, как части вселенной. «Люди говорят, что мир ничтожен, но я чувствовал, что он необъятен», -произносит Хорие, отдыхая на залитой солнцем палубе посреди присмиревшего океана. Может быть и нужно бросить вызов природе и людям, чтобы однажды ощутить себя частью единого мира. Да, сложись обстоятельства чуть менее удачно, Кэнъити мог бы закончить свою жизнь в толщах вод, не дожив до 30 лет, как чуть позже сделает это Супербродяга Шона Пенна, умерев в ржавом автобусе на Аляске. Но ведь кто не рискует, тот не пьет шампанского..

И пусть этот фильм когда –то проиграл борьбу за Золотую пальмовую ветвь в Канне Шербургским зонтикам, он навсегда остался в сердцах зрителей, мотивируя их на личные свершения.

9 из 10

P.S. А главное действующее лицо этой истории моряк-изобретатель Кэнъити Хориэ, еще не раз впоследствии бросит вызов себе, совершив два кругосветных путешествия на яхте, использующей только энергию солнца и ветра.

23 мая 2012 | 17:26
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: