Очень редко можно застать действительно качественный образец роад-муви со столь восхитительной, захватывающей до полного помутнения атмосферой. Именно она вытягивает львиную долю этого фильма.
Сюжет глуп, несмотря на достаточно очевидные потуги со стороны режиссера внести в общее повествование некую толику абсурда. Как, например само существование калеки-контрабандиста способного выжить в верхних пределах ада или влиятельная женщина-босс непонятно почему желающая ухватить даром каплю из всего доступного моря. Однако явление хоть и глупой, но светлой Марии и ее постепенно развитие, даже скорее всего осознание собственной жизни… Оно вызывает улыбку. И невольное напоминание того, что хорошее кино при желании могут снимать не только в Европе или Голливуде (что для него давно стало редкостью).
Хочется пройтись по этим грязным улочкам после наступления полудня. Брести по мостовой, степенно уходящей в древнюю пустыню, жители которой не живее песка. В этом фильме немного слов. Впрочем, они здесь и не нужны. Лишь музыка, живущая в старой машине.
Единственной показавшейся мне совершенно излишней, не вписывающейся в саму историю и концепцию сценой – это концовка. Чересчур слащава для столь жестокого мира. Два балла я убрал за нелепость упомянутого чуть раннее сюжета и один балл за концовку.
На красном джипе, лохматого года выпуска, набитом коробками с контрабандным товаром, инвалид с парализованными ногами и сосредоточенным выражением лица Марко (Феле Мартинес) мчится по бесконечным дорогам Бразилии. Где-то в районе бразильско-боливийской границы Марко необходимо реализовать товар, который он везет, кажется, из самой Аргентины. По пути он останавливается в провинциальных закусочных, чтобы перекусить, перевести дух, утолить жажду ледяным пивом и - почему бы и нет - оказаться в объятиях недорогой, доступной девицы. В одном из попутных городишек, где нищета и шальные пули никого не удивляют, Марко знакомится с жгучей и грубоватой проституткой Марией до Кармо (потрясающая роль Марианы Лурейро), которая спит и видит как бы слинять из своего опостылевшего родного края. Мария Кармо только узнала о своей беременности и от быстрого перепихона отказывается, однако, так видимо было угодно судьбе, она оказывается полезной Марко как проводник, ведь она знает место нахождения заброшенного завода, на который Марко нужно доставить товар. Усевшись поудобнее в кабине джипа и прикурив сигарету, Кармо вписывается в удивительные приключения с этим необщительным инвалидом Марко, о которых вряд ли когда-нибудь пожалеет.
Роскошное кино, в которое невозможно не влюбиться! На фоне сногсшибательных пейзажей Латинской Америки на зрителя вываливается, пожалуй, весь золотой запас пороков, которыми славится далекий от нас континент. То, что у нас бы обязательно получилось чернухой, у испанского режиссера Мурило Пасты выходит звонким гимном свободе, красочной историей любви двух колоритных одиночеств, остроумной, а временами - гомерически смешной киноисторией. Два главных героя, для которых 'дорога - мой дом', на поверку оказываются искателями не только приключений, но и - несомненно - любви, сбивающей с ног. Той самой, - латинской - нервами наружу, с пожаром эмоций и катарсисом нежности, столкновением амбиций и безрассудством жертвенности ради другого. Здесь карикатурные, но смертельно опасные бандиты, бестолковые, но любящие полицейские, завистливые, но безобидные подруги, голодные, но довольные дети. В этой сказочной киностране, которая наверняка именно такая и в настоящей жизни, невозможно не мечтать, преступно сидеть на месте и совершенно глупо не заниматься сексом. А еще, в этом месте нет никаких причин для того чтобы не любить и не быть счастливым. Нужно просто завести свой джип и оправиться в путь, - туда, где солнце сливается с горизонтом.
Место действия – Латинская Америка, некая провинция недалеко от границы Бразилии с Боливией. Фильм очень наглядно демонстрирует жизнь латиноамериканского обывателя. Не говоря о главных героях, которые являются типичными, хотя и в своем роде оригинальными, представителями жителей Латинской Америки. Она – проститутка, и все об этом знают, поэтому она хочет уехать из своего городка и начать новую жизнь. Он – инвалид, занимающийся перевозкой контрафактной продукции.
Аборигены, при любой возможности распускающие руки, запросто хватающиеся за ножи и палящие из стволов. Босс мафии, которая не участвует непосредственно в происходящем, но везде присутствует и всё знает. Беременная пятнадцатилетняя девочка, парня которой убили во время перестрелки наркоторговцев. Машина с товаром, угоняемая друг у друга во время стоянок. Одежда, которую сушат во дворе на натянутых веревках. Дорога контрабандистов, «гиблое место», которое обходят стороной местные жители. В общем, обычная рутина латиноамериканской жизни.
На этом фоне и происходит действие, местами смешное, местами грустное. Ну и в целом обычная история встречи двух разных людей, из ругани, пинков и километров дороги на раздолбанной машине переросшей, в конце концов, в привязанность, приобретает совсем другие оттенки. Всё благодаря такому месту действия, как Латинская Америка, которую никто не мог бы выдумать.
Никто не видел, как мы с тобой смеялись, как плакалии дрались, мирились, дальше шли...
Когда в фильме есть два главных персонажа - мужчина и женщина - зрителям остается ответить только на один вопрос: на какой именно минуте картины проявится любовь, которая, разумеется, вспыхнула между героями с первого же взгляда, хотя они и сами об этом не подозревали. В 'Кармо' все как полагается: он, она, раздолбанная машина и километры впереди...
Кармо вот уже в который раз пытается сбежать от своей постылой жизни - от святоши-матери, которая встречается с местным шефом полиции, от местного шефа полиции, который периодически строит из себя ее отца. Зрителю предоставляется ее дорожная жизнь со всеми подробностями - с вонючими забегаловками, замызганными сортирами и потными руками водителей, которые согласились добросить девушку до места назначения. А еще она по собственному почину усаживается в машину молодого паралитика Марко. У него отвратительный характер, полный багажник контрабанды и двое мелких мафиози на хвосте. Думаете, девушка испугалась? Да это еще вопрос, кто тут кого втягивает в неприятности.
Как и любой фильм о настоящем Путешествии, 'Кармо' просто излучает дух свободы. Еще бы, как тут ее не почувствовать, когда солнце отражается в зеркале заднего вида, а впереди неизведанный путь, и даже нет толком пункта конечного назначения. Это как 'Достучаться до небес', только без пронизанности тоской и размышлений о вечном. Ну и плюс еще некоторое количество натуралистичности, без которого ни один фестивальный фильм не обходится. Зато Феле Мартинес несказанно радует взгляд количеством разнообразных выражений лица и виртуозных испанских ругательств. Если бы не он, я бы об этом фильме даже не узнала. И отдельное спасибо за подбор отличной современной латиноамериканской музыки - по мелодии на каждое настроение. Так каждую бы и выучила наизусть.
Правда, есть у этого фильма один побочный эффект - обостренное желание бросить все и уехать неведомо куда. Поэтому романтически настроенным личностям этот фильм к просмотру противопоказан. Ну или наоборот строго обязателен - зависит от степени тяжести...
Кармо - проститутка, и все в её городке знают об этом, а она знает, что если останется в нем то так и будет проституткой, пустым местом, ведь её даже за человека не считают. И тогда она решается на отчаянный шаг, как можно быстрее уехать. Неважно куда, лишь бы подальше. Вот только денег на поезд не хватает, а зарабатывать своим телом она больше не желает, и тогда у неё остается лишь один шанс, поймать попутку.
Так она и знакомится с инвалидом Марко, череда коллизий просто в изобилии сваливается на них с небес, и лишь пройдя через все испытания, каждый из них получит то, о чем так мечтает.
Но весь вопрос в том получится ли у них это сделать, ибо только вместе они способны добиться своих целей: обрести настоящую любовь и стать людьми.