Александра Македонского или Великого по нынешним временам можно встретить буквально на каждом километре нашего несоизмеримо большого земного шара. Уж настолько богатым росчерком и распростертыми крыльями судьбы обволокло чуть больше половины населения древнего мира тогда и не менее остро вонзилось в развитие стран и государств более позднего периода становления наследие его завоеваний. Его профиль и анфас олицетворен во многих учебниках по мировой истории разнообразными красками всяческих достижений – Александра преподносят школьникам как неудержимого и воинственного военачальника, знаменательного и превосходного градостроителя и полноправного властелина столь огромной и масштабной империей, построенной им же самим на прахе и костях его заклятых противников.
Однако наибольшему количеству из живущих ныне людей действительно кажется, что отраженный полностью в свете и в солнечном ореоле славы образ македонского царя был таким и на самом деле. На протяжении многих веков лишь немногие из самых дотошных любителей древности находили и другое отображение лика известного покорителя азиатских равнин и просторов на запечатленных страницах памяти, и оно совсем другое, видоизмененное и непохожее на обремененное славой лицо. Его образ испещрен мелкими трещинами ранений, как физических, так и душевных, полученных и в самом пылу сражений, и в центре зловещих заговоров.
И все-таки встает разумный вопрос – а каким он был в реальном мире? Лучезарным полководцем, ведущим в бой свои громадные войска при Гавгемалах? Или безжалостным и кровожадным тираном, вогнавшим свой меч в злосчастный Гордиев узел и пронзившим этим поступком сотни тысяч человеческих жизней? На ряд этих и других поставленных вопросов берется отвечать и английский историк Майкл Вуд. Построив свою увлекательную серию доводов и расследований, харизматичный ведущий решается отправиться в тяжелейшее путешествие от берегов Греции до берегов реки Инд и обратно, по которому когда-то метеором промчался молодой Александр на своем гнедом Буцефале. Отправляясь под эгидой всемирно популярного ВВС в путь протяженностью в 30 тысяч с лишним километров, харизматичный исследователь Вуд вместе с командой ставит задачу осветить неизвестные стороны в нашумевшей биографии столь славного завоевателя.
«Сын Бога». Начало тяжелой поступи греческих пехотинцев во главе с Александром Великим начинается с побережья его собственного государства и продолжается вдоль мореходных путей по персидским землям вплоть до горячего сердца египетских пустынь к древнейшим оракулам. На этом волнующем периоде истории македонского царства приобретаются лишь примерные, но уже довольно смелые и дерзкие мечты молодого Александра. Пребывая еще только на старте, юноша имел цель разгромить ненавистное полчище войск персидского царя Дария и его приспешников, а также расширить влияние греков до границ с нынешним Ираном и получить ответ от пустынных колдунов в Египте о своем божественном происхождении. Майкл Вуд буквально след в след повторяет этот же путь и делает своеобразные выводы о том, что, начав свое историческое шествие по соседским перевалам и горам, Великий Александр был полон оригинальных идей и еще не давал полного отчета о том, что предстоит ему пережить в будущем.
«Властитель Азии». А будущее летело навстречу к нему со скоростью пули. Получив от оракулов желанный ответ и одержав над персидскими полками ряд важнейших побед, Александр начал бить и гнать своего основного противника Дария все дальше, на север быстро занимаемой греками персидской державы. Уже давно отгремели вдали гул и смерть страшных боев под Иссой и Гавгамелами, а молодому царю все нет и нет покоя от того, что его враг ходит по этой земле. Майкл Вуд считает, что именно в этот момент начинается становления Александра как полноправного правителя и влиятельного человека в мире. При поддержке своей кавалерии и фаланг он обретает значительное влияние на соседние государства, при этом он явно ловит запах славы и вседозволенности. Он позволяет себе стирать целые поселения и культурные ценности других народов, когда ему этого хочется, а иногда и оставлять их в наследие для потомков. Более того, все больше и больше изменяет изнутри уклад жизни завоеванных территорий, и закладывать на них храмы во имя Диониса и других греческих богов.
«Через Гиндукуш». Пересекая с чрезмерной осторожностью границы нынешнего Афганистана, Майкл Вуд отправляется посмотреть и представить на самые непримечательные страницы жизни Александра Великого. Переправляясь через северные провинции восточной страны, занятой пожарищами гражданской войны, историк передает нам удивительные сведения о том, что именно на земле пушту свои первые язвительные поражения, как на военном театре событий, так и на политическом плане. Здесь он попадает в хитрую ловушку персидских войск под командованием сатрапа Бесса и ввязывается в жестокий кровопролитный бой близ Самарканда на территории нынешнего Узбекистана. Кроме того, на почве появившейся паранойи царь во время одной из пирушек убивает своего старого вояку Клита в связи с пьяной ссорой.
«На край Света». После долгих и горьких раскаяний над мертвым товарищем по оружию, а также решив по персидским обычаям провозгласить себя божеством или «царем всех царей», Александр только увеличил количество недовольных средь своего громадного войска и дал зеленый свет плетению новых интриг и заговоров. Однако, несмотря на постоянно меняющуюся фактуру царя, простые греческие пехотинцы по-прежнему любили его и позволили ему вести их дальше, сквозь непролазные и непроходимые индийские дебри, чтобы, наконец, увидеть заветный край земного шара. По словам Майкла Вуда, удивление Александра не знало границ, когда он узнал, что мир не заканчивается на земле индийских шахов и традиций. Конечно, это не остановило бы его, и он пошел бы, но здесь командиры его зароптали и Александру пришлось повернуть назад и пойти через знойные пустыни Пакистана, чтобы быстрее добраться до дома.
Александра Великого так и не увидели на греческих берегах снова. Он скончался от тяжелой болезни в Вавилоне и после этого его огромная империя, основанная на плечах греческих солдат и с таким превеликим трудом, разошлась по рукам алчных командиров как падшая женщина. Судить о самом же македонском царе можно по-разному. Целесообразно считать, что это был воистину человек своего времени и вклад его наследия в нашу цивилизацию как полководца и правителя очень велик. Однако так же это был и несчастный юноша, обделенный в плане долгой и счастливой жизни, получивший взамен неизгладимую славу и неоднозначную память потомков. Ведь именно поэтому по всей территории Греции его действительно боготворят, а на просторах тех же Ирана и Афганистана его называют Александром «Проклятым». И как сказал в заключении сам Майкл Вуд, ответ зависит от того, в какого Александра верите вы сами.
7 из 10