Тэцуо: Балет пуль(желание человека слиться с оружием)
Я считаю это лучшей работой Синьи Цукамото, несмотря на то, что мне безумно нравятся его другие фильмы. Синья Цукамото как-то говорил в одном интервью, что его фильмы 'Токийский кулак' и 'Балет пуль' город является отдельным персонажем, и в этих фильмах он поднимает тему взаимоотношений города и человека. Но так же в его фильмах всегда есть 3 центральные фигуры, двигающие сюжет, такой любовный треугольник. Режиссер в фильме раскрывает стремление к всеобъемлющей силе, контролю, мужскому началу и желанию, которое перетекает в саморазрушение. Все это выражено в символе пистолета, без него уязвленное эго не может существовать. Каждый кусок железа рано или поздно покрывается ржавчиной. Главный герой, с непониманием как ему дальше жить находит этот смысл в девушке из местной банды. Она же тяготеет к мазохизму и имеет скрытое желание поиска смерти. Смерть в итоге объединяет их обоих. А знаком подтверждающим это становится укус на руке.
Быстрая смена кадров, напоминающая американский авангард по типу Стэна Брэкиджа, создает динамику изображений. Выкрученный черно-белый контраст позволяет окунуться в этот динамический мир жестокости и обреченности.
Bullet Ballet - арт хаус лента от японца Синьи Цукамото. Снятый почти спустя 10 лет после 'Blue steel' Кэтрин Бигелоу, он несет ту же идею - маленький человек и разрушающая сила власти оружия.
Обычный средний служака Года (Синьи Цукамото сам снялся в главной роли) теряет свою подругу, которая как оказалось, входила в один из преступных токийских синдикатных группировок. Года теряет сон и покой, мечтая завладеть пистолетом и отомстить. После нескольких провальных попыток его найти, он собирает его сам - из запчастей и мусора.
К эстетике фильма трудно привыкнуть тем, кто не любит съемку в стиле 'бег с камерой наперевес'. Оператор снимает из-за угла, прячась за спинами, теряясь в толпе и выхватывает лица героев с поистине адским умением.
На самом деле - волшебное, стремное, жесткое как наждачная бумага кино. О молодости без молодости.
И чем-то напомнило фильмы Абдрашитова и Нугманова 80-х - тут и мятущийся герой, антигерой - красивый и совершенно чокнутый персонаж, и конечно девочка с лицом ангела и иглой в вене.
Прав был старик Роджер Корман когда говорил, что настоящий гений это не тот кто за двадцать миллионов долларов может снять хороший фильм, а тот кто за копейки может снять кино, которое соберет двадцать миллионов. Завету мэтра первыми вняли японцы. Многие деятели японского кино: Сион Соно, Кодзи Вакамацу, Рюхэй Китамура, Сого Исий, Такаси Миике - снимали и снимают ленты, чьи бюджеты в разы меньше затрат большинства признанных режиссеров.
Вот и картина 'Балет пуль' токийского самородка Синьи Цукамото, прославившегося во всем мире благодаря своему революционному по форме фильму «Тэцуо, железный человек», наглядный пример оптимального использования минимальных бюджетных средств.
После своего психоделического экшена «Токийский Кулак», где режиссер глумился над боксерскими драмами, Цукамото решился на новый эксперимент - теперь с жанром нуар.
На экране черно-белая зернистая фактура урбанистического Токио, в котором уже давно правят новые технологии, уличные банды и одиночество. Главный герой Годо - одинокий тридцатилетний работник токийского телеканала, который хочет найти настоящие чувства взамен механической жизни офисного планктона. Жизнь кардинально меняется после того, как он встречает загадочную девушку в безлюдном темном переулке, друзья которой тут же до полусмерти избивают героя. Годо решает отомстить ублюдкам, для этого он создает пистолет.
Цукамото нельзя понимать буквально. Его кино строится на художественных символах. За простенькими сюжетами, которые обычно являются всего лишь подарочной упаковкой, скрываются, как правило, материи более тонкие. Оружие в данном случае, олицетворяет технический прогресс, которым человек хочет защитить и обогатить себя, но человек забывает о том что у любого действия есть свои последствия. Одно из них насилие. Прогресс, по версии Цукамото, это непрерывное действие направленное на изменение среды (мутацию).
В «Тецуо» эта мутация была показана с физиологической точки зрения. В «Балете пуль» изменения происходят внутри самого человека. Технический прогресс меняет образ жизни людей. В девятнадцатом веке люди читали книги, в двадцатом веке люди смотрели телевизор, а сейчас мы с корнями уходим в сети интернета. Следующий шаг электронной эволюции не за горами. Цукамото боится технологий.
Дрожащая камера, рваный монтаж, не по канонам построенные планы и конечно бесподобная работа со звуком — все то, чем славен киноязык Цукамото присутствует в данном фильме в идеальных пропорциях. Нервные, резкие переходы от сцене к сцене и постоянное движение внутри кадра (в ленте практически отсутствует статика) очень точно передают атмосферу тревоги и беспокойства.
Пользуясь такими простыми приемами, режиссер полностью отказывается от постановочных спецэффектов и компьютерной графики, при этом нельзя упрекнуть «Балет пуль» в отсутствие зрелищности и действия, наоборот картина пролетает перед глазами зрителя как скоростной поезд.