По стилистике кино это очень напомнило ремарковскую «Искру жизни» (кстати, всем советую прочесть - оно того стоит), только несколько менее трагично. Хотя и тяжёлых моментов в картине хватало. Больше всего понравилось то, что авторы сумели сохранить нужный баланс между драматическими и бытовыми моментами, не было излишнего пафоса (даже не сказали, что Европу от фашизма освободили американцы, вот до чего дошло!), еврейская тема звучала очень аккуратно и почти всегда к месту, и, кроме того, наконец-то в западном фильме про концлагерь появились заключённый-немецкий коммунист, обыкновенный уголовник и русский военнопленный (а то последнее время создаётся такое впечатление, что там сидели исключительно одни евреи). Нет, реально хорошее кино на такую сложную тему и абсолютно заслуженный Оскар.
P.S. Кстати, в жизни всё на самом деле примерно так и было («фильм основан на реальных событиях», хотя такого титра в начале почему-то нет).
Не судите меня, но это моя первая рецензия или отзыв-на давно не первы просмотренный мною фильм.
Фильм-это не фильм-это широкоформатное, большое и гениальное кино. Тема избитая-Война.
Каждый солдат и заключенный-герой с громадной буквы.
Режиссер и Сценарист:
Два мастера в одном лице сценарист и режиссер. Ощущение от этой картины великолепное. Во время просмотра захватывает дух от смены событий. Присутствие добра и отзывчивости в мире зла и постоянной и великой борьбе двух недоворившихся людей. Съемки ленты предстают перед нами в шикарном образе, и борющегося за свою жизнь, воплощения дьявола. Крушение сознания, оказание влияния на себя из вне независящего прошлого от себя. Иногда, в какие-то моменты прокручивания пленки понимаешь, насколько сильны люди прошедшие через все круги Данте: Битва под Москвой;Курская дуга;Сталинградская битва. Их немало пострадало и в концлагерях.
Штефан Рузовицки показал, как тонко чувствует мир наполненный колоссальным неуважением человека к человеку, тем самым оставив след наших сердцах, сам остался слепком в эпохе большого кино.
Сценарий.
Про сценарий скажу, что он мощный, постоянная смена действий и влияние на зрителя. Грандиозный и редкий для нашего времени.
Как говорил Хичкок:-Для хорошего кино нужен хороший сценарий, сценарий, и еще раз сценарий.
Главный герой
Карл Маркович-гениально сыгравший эту роль, остался у меня в памяти, как отзывчивый, беспринципный и положительный герой.
Актерские ужимки, мимика этого элегантного, осторожного и аккуратного мужчины, очень гармонично отображает эту эпоху;социум и поведение победителей и побежденных;страдающих и героев повелителей в кавычках.
Итог:
Картина очень атмосферная и настоящая.
Потрясающее и незабываемое музыкальное оформление в стиле аргентинского танго
История фальшивомонетничества берёт свой старт одновременно с началом применения денег во взаиморасчётах, пришедших на смену натуральному обмену товарами. Сперва подделывались монеты, а гораздо позже банкноты и ассигнации. Точная дата изготовления первого фальшака неизвестна, но самая древняя из сохранившихся поддельных монет датирована VI веком до нашей эры. Не нова и идея использования качественно сфабрикованных фальшивок государствами, ведущими войну, с целью подрыва экономики стран противников. К примеру, к подобной стратегии прибегли во время гражданской войны Севера и Юга в США. Тем же способом воспользовался Наполеон Бонапарт в войне с Россией. Применяются подобные технологии и в наши дни, как говорится, 'на войне все средства хороши'.
В картине австрийского кинорежиссёра и сценариста Штефана Руцовицки, снятой по мотивам книги воспоминаний Адольфа Бюргера, изданной в Австрии в 1983 году под названием 'Команда фальшивомонетчиков', а позже переизданной в ГДР, как 'Мастерская дьявола'. Бюргер стал прототипом типографа с аналогичным именем. Неудивительно, что автор показал себя в самом благоприятном свете - этаким героем, устроившим тихий бунт против нацистов, саботируя работу по изготовлению фальшивых долларов, ставя при этом под удар жизни товарищей по несчастью. Его упёртость можно объяснить тем, что он потерял в концлагере жену, а также являлся членом коммунистической партии Германии. Эту роль сыграл Аугуст Диль. Казалось бы, его герой всё делает правильно, но почему-то это не вызывает доверия. Уж больно он получился кристально чистым, но как говорил Ф. Лессинг: 'Менее честно - было бы честнее'. Адольф Бюргер явно адресовал свои воспоминания потомкам, чтобы те гордились героическим предком, взывавшим к бунту, но по воспоминаниям другого выжившего участника операции 'Бернхард' Авраама Зоннефельда, при всей аутентичности фильма, в нём 'есть несколько эпизодов, которые не соответствуют действительности, например спор о том, стоит ли поднять бунт против нацистов. Таких дискуссий тогда не было'. Естественно, крысы не дремали. Сам Бюргер говорил, что не стоит относиться к его книге, как к документу, она является художественным произведением.
Другой главный персонаж Соломон Сорович также имеет прототипа - рецидивиста Соломона Смолянова, рождённого в Одессе и считавшегося королём фальшивомонетчиков. Он - совершенный антипод Адольфу Бюргеру, для которого вся жизнь - борьба. Главная задача Соломона - выжить и, по большому счёту, для него нет принципиальной разницы - умереть от пули нациста или от уркаганской заточки. Опыт прежних отсидок даёт о себе знать, помогает и умение решать вопросы. Казалось бы, два человека одной национальности, а словно небо и земля. Возможно, всё дело в том, что Адольф Бюргер - еврей немецкий, а Соломон Сорович - русский, учившийся по Толстому и Достоевскому. Первый из которых говорил: ' Жизнь, какая бы она ни была, есть благо выше которого нет никакого.' 'Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни' - соглашался с ним второй. Адольф жил в соответствии с некими идеальными представлениями о мире, а у Соломона была собственная шкала ценностей, в основе которой лежали чисто уголовные понятия, а жить по понятиям - это, в частности, не сдавать своих и поддерживать земляков, типа молодого художника одессита Коли. Как ни странно, штурмбанфюрер Фридрих Герцог (Девид Штрисов), руководящий тайной операцией также боролся за выживание в непростых условиях. Он не столь жесток, как это обычно принято показывать в подобных фильмах. Герцог обычный винтик в отлаженной нацистской системе, начавшей давать сбои. У Фридриха была точка пересечения даже с Адольфом Бюргером, он тоже когда-то состоял в компартии, а уж с Соломоном Соровичем они были знакомы давно, но вовсе не по дружеской линии.
Фильм начинается ровно с того места, которым заканчивается, то есть зритель сразу узнаёт, что Соломон остался жив. Война мало что изменила в его жизни, более того, он ещё и оказался в плюсе, продолжая искушать судьбу в казино - не самой плохой прачечной по отмывке грязных денег. Герой Соломон вспоминает минувшие годы, проведённые до и в концлагере класса VIP, но золотая клетка оставалась клеткой для лучших специалистов, имеющих отношение к деньгам: банковских служащих, печатников, художников, гравёров, фотографов, профессиональных фальшивомонетчиков... Неудивительно, что все они были евреями. События, показанные в фильме, происходили в реальности. Существует документальный фильм, рассказывающий об этой операции, в который включены воспоминания живых участников тех событий, стоявших по разные стороны, но делавших общее дело, хотя и по принуждению.
Невольно сравнивая эту картину с другими фильмами, рассказывающими о судьбах евреев на войне, хорошо известными любому синефилу, абсолютно не возникает желания поставить её на одну полку с ними, поскольку она выбивается из общего ряда своей исторической достоверностью. Нет педалирования темы о евреях - главных жертвах войны. Здесь отсутствуют или сведены к минимуму клише и штампы, призванные выжать слезу любой ценой, как это сделал Спилберг в 'Списке Шиндлера'. Поступки героев поддаются логическому анализу, в отличие от фильма Роберто Бениньи 'Жизнь прекрасна'. Главный герой Соломон вызывает симпатию, хотя его внешность ничуть к тому не располагает. К тому же, он никого не подставил, в отличие от героя фильма Романа Полански 'Пианист'.
Резюмируя, эта картина не о героях, а об обычных людях, оказавшихся по воле судьбы в непростых условиях и сумевших сберечь себя. На их месте могли бы оказаться представители любой другой национальности, но, во-первых, это не соответствовало бы исторической правде, а во-вторых, картину могли бы обойти своим вниманием киноакадемики при очередной раздаче золочённых статуэток.
Очередной фильм об ужасах Холокоста не стал выносить на всеобщее обозрение пытки и жестокость надсмотрщиков концлагерей, а показал их лишь намеками. Подобный прием был использован и в фильме 'Мальчик в полосатой пижаме'. Однако это не снижает производимого им эффекта - горечи от трагедии нескольких поколений людей. Но это всего лишь фон для решения других, более важных для режиссера вопросов: что делать, когда жизнь оказывается в опасности? Пытаться сохранить достоинство, наплевав на риск погибнуть и подвергнуть гибели своих товарищей, как делает это Адольф Бюргер, или же засунуть свою гордость подальше и попытаться спасти жизнь, а с нею, возможно, и жизни пары десятков людей, как Соломон Сорович? Каждый решает для себя сам. Есть еще варианты: например, спасать только себя, совершенно не беспокоясь о других, или просто умереть, потеряв смысл жизни. В небольшой компании заключенных, занимающихся выпуском фальшивых фунтов и долларов, нашлось место для всех. И в каждом из них есть и плохое, и хорошее. Автор никого не идеализирует. Пожалуй, только одессит Коля Карлофф, воскресивший в душе Соломона все светлые чувства, является однозначно положительным персонажем. Его образ чем-то напомнил мне Алешу Карамазова.
Неоднозначны и образы фашистов. С трудом получается ненавидеть штурмбанфюрера Херцога, который хоть и нещадно использует заключенных, но тем не менее пытается создать для них мало мальски приемлемые условия жизни. Или же жестокий эсэсовец, не упускающий случая забить до смерти кого-либо из лагерных, со слезами на глазах внимающий арии из оперы. Невольно задумаешься, как все это способно уживаться в одном человеке.
На самом деле в этом фильме все неоднозначно и готово в любой момент обернуться чем-то другим: вот немец улыбается заключенному - и через мгновение стреляет ему в голову, или вот вам стол для настольного тенниса и белые простыни на кроватях, но за стеной все время слышен топот бегунов с камнями в рюкзаках, разнашивающих неудобную обувь.
Жизнь в лагере хрупка и непредсказуема, и каждый раз надо принимать новое решение, чтобы сохранить ее. И дай Бог, чтобы людям больше никогда не пришлось оказаться в этих диких условиях.
Начало второй мировой войны. Берлин. Еврей-фальшивомонетчик Соломон попадается с поличным и его транспортируют в концлагерь. Затем, довольно скоро, его переводят в другой закрытый лагерь, где собраны лучшие силы в области подделывания денег. Фашистской Германии требуется огромный вброс фальшивой валюты в Англию и Америку.
Лагерь 'фальшивомонетчиков' можно назвать элитным. Их неплохо кормят, за ними ухаживают. Однако, так или иначе это лагерь и каждую минуту здесь приходится бороться за выживание. А превыше всего стоит выбор: работать на фашистов или стать для них отработанным материалом.
Есть много хороших фильмов о Холокосте. Есть даже несколько гениальных. Но я не видел ни одного плохого. Скорее всего потому, что я смотрю более или менее популярные фильмы, а плохому фильму про Холокост сложно стать популярным. Слишком уж скользская тема. Такую тему никак нельзя раскрывать в лоб. Всегда нужно показывать Холокост через призму каких-либо человеческих качеств, мужества, жестокости, героизма, наивности. Этим и хороши такие фильмы, как 'Список Шиндлера', 'Мальчик в полосатой пижаме', 'Жизнь прекрасна'.
Возможно именно поэтому мне не слишком понравился фильм 'Пианист'. Главный герой не трогает, его не жалко.
'Фальшивомонетчики' в этом смысле получше, но тоже не слишком хорошо. История вроде бы и интересная, но вот глобальный смысл и душевные терзания героев показаны немного однобоко.
В основе морали фильма лежит противостояние между фальшивомонетчиком Соломоном и типографом Адольфом. Соломон считает, что неважно какими методами, но главная цель каждого индивида - выжить. Цена жизни не имеет значения. Если тебе приходиться работать на людей, которые уничтожают твою нацию и при этом есть шанс ещё хотя бы один день дышать воздухом - значит оно того стоит. Адольф не такой. Он считает, что лучше уж подохнуть в борьбе, чем пресмыкаться перед угнетателями.
И видно, что режиссёр никоим образом не хотел показать, кто из них прав, кто виноват. Однако, Адольф получился куда более раздражающим персонажем, чем Соломон. Причём, лично моё мнение, что этих раздражающих моментов в поведении Адольфа можно было в фильме избежать, и от этого он стал бы только лучше. Однако, этого не произошло и поэтому фильм лишь хороший, но никак не гениальный.
Однако, я советую посмотреть этот фильм всем, кто не боится размышлять и кто хочет провести время в компании тяжёлого, но простого и не затянутого кино, которое вполне может затронуть душевные струны многих людей. Жаль, но со мной такого не произошло.
Фильм Стефана Рузовицки весь прошлый год кочевал от кинофестиваля к фестивалю, засветившись на Берлинале. В начале этого года Американская Киноакадемия включила их в число 5 оскаровских номинантов на «Лучший иностранный фильм». Драма о евреях-концлагеристах покорила прожженные сердца киноакадемиков и обошла в вялой гонке «Монгола» Бодрова, «12» Михалкова, «Катынь» Вайды и «Бофор» Седара. «Монгол» попал сюда совершенно непонятным образом (неужели проделки русских Голливуда?:). «Катынь» поляка Анджея Вайды оказалась пронзительным обращением в ужасное военное прошлое, когда в 1941 году в Катынском лесу советские войска расстреляли польских военнопленных, но не более того. Израильский фильм «Бофор» про оборону и демонтаж последнего форта израильтян в Ливане может и затронул некоторые проблемы, но это оказались вопросы чисто политического характера. И вот перед нами очевидная статистика – 4 фильма из 5 – на военную тематику, что по существу не слишком радует глаз. Фактически, «Фальшивомонетчики» - единственный заслуживающий премии фильм. Остаётся открытым вопрос, что помешало включить в программу «Оскара» триумфаторов Канн и Венеции. Порой становятся непонятными критерии отбора в число оскаровских счастливчиков – получается, чем трогательнее и трагичней история, тем больше шансов у картины получить заветную статуэтку. Так в частности и было в прошлом году с «Жизнями других».
Картина снята как воспоминания главного героя еврея Соломона «Салли» Соровица, приезжающего в Монте-Карло сразу после войны. Здесь он отдыхает по полной – тратит состояние в казино, живёт в фешенебельном отеле – и неожиданно задаёшься вопросом, отчего эта безэмоциональная трата денег? И тогда главный герой начинает вспоминать… Соровиц, бывший крупным подельником денег и документов, был задержан в 1936 году гестапо и отправлен в лагерь для рецидивистов, где он почти до конца войны спокойно рисует портреты своих клиентов – немецких офицеров. С тёплого места еврея переводят в концлагерь, где творятся все те бесчинства и жестокости, о которых все знают. Но это не «Список Шиндлера» Cпилберга. Акцент сделан вовсе не на зверствах фашистов, а на воле к выживанию, способности человека совершить невозможное.
Центральный образ киноленты – немецкий концлагерь для евреев, несколько отличающимся от лагеря из «Жизни прекрасной» Бениньи. По одну сторону – реальная тюрьма с разнашивателями обуви (для солдат вермахта), по другую – отдел рабочих евреев с чистыми постелями, трёхразовым питанием и теннисным столом. Сюда-то и попадает главный герой «по случайности» и по воле офицера, когда-то посадившего Соровица. Соровиц находит тут горстку отчаянных евреев, пытающихся ценой жизни и смерти произвести на свет английский фунт стерлингов. Соровиц, король подпольных фальшивомонетчиков, становится неким рыцарем чести, блюдящим не только свои интересы, но и интересы других. «Я своих не выдаю» - постоянно повторяет он, медленно и решительно следуя к заветной цели. Его отношения с Бюргером (по мемуарам которого снимался фильм) и Землинским чётко подчёркивают его характер с определённым моральным кодексом, а забота о парне из Одессы Коле – есть не что иное как истинная добродетель и бескомпромиссная принципиальность. «Не лезть на рожон, если в том нет нужды» - вот его девиз, спасающий жизнь его невольным сотрудникам. Соровиц – не герой, и не трус, заискивающий перед наци. Наш персонаж – немногословный, характерный, несколько угрюмый, оттого не менее обаятельный человек дела. Он быстро зарабатывает себе репутацию, с ним советуются, делятся переживаниями, видят в нём надежду на будущее, в конце концов, кто как не он спасёт их шкуры? Однако не всегда угрюмому еврею сопутствует удача – путь к свободе долог и тернист – унижения начальства, расстрел близких людей, вести из соседнего концлагеря, измена друзей – перечень может долго продолжаться, если не закончить фразой «свобода требует жертв».
Стоит отметить, что сам по себе фильм увлекателен и познавателен (оказывается, фунт стерлингов делают из особой ткани), но в нём нет напряжения, нет резкой кульминации; повествование ведётся непринуждённо, прямолинейно и без особых эмоциональных моментов: там, где должны пробежать мурашки – их нет. Рассказ о фальшивомонетчиках без всплесков и надрывов всё же найдёт своё место в сердцах зрителей, которым наскучили бесконечные римейки и плагиаты американского кинематографа. И, безусловно, его стоит посмотреть. Хотя бы для того, чтобы узнать, удалось Королю подделок совершить задуманное или нет.
Зарабатывать деньги искусством? Удобнее зарабатывать деньги, творя деньги!
1945 год. Монте-Карло. В гостиницу приходит человек с чемоданом, набитым долларовыми купюрами. Оставив часть своего состояния в хранилище гостиницы, он отправляется в казино, где довольно искусно и с переменным успехом играет. Кто же этот загадочный господин?
Салли Сорович – художник, волею судеб ставший искуснейшим фальшивомонетчиком. В 1936 –ом его берут с поличным и, обнаружив его еврейские корни, отправляют в концлагерь. Уже в первые дни своего пребывания в заключении Сорович формулирует свой основной принцип, которым он будет руководствоваться на всем протяжении своей лагерной жизни: «Надо уважать правила, но лица терять нельзя». Отчасти именно эта позиция позволяет ему выжить в одном концлагере, рисуя картины для фашистского руководства лагеря, до перевода в другой. Там, в лагере Заксенхаузен, собирается команда искусных фальшивомонетчиков и печатников, обязанных по приказу фюрера печатать британские фунты и доллары, для наводнения ими экономики государств-противников и последующего подрыва системы изнутри. И Сорович должен возглавить этот процесс, ведь он наиболее искушен в области таких подделок.
В команде фальшивомонетчиков трудятся молодой художник Коля, печатник Бюргер и нервный эксперт по качеству Зелински. Если у Соровича с Колей складывается взаимопонимание, то их отношения с Бюргером трудно назвать безоблачными. Дело в том, что у каждого героя здесь своя правда: Сорович хочет выжить, не потеряв лица, Бюргер же, попавший в лагерь за печать антифашистских листовок, готов погибнуть за идею и не понимает, почему Салли периодически идет на уступки лагерному руководству.
Кто-то может ждать от фильма истории вроде «Списка Шиндлера», на этого делать не стоит, это 2 совершенно разных фильма с разным целями повествования и различными предметами описания. «Фальшивомонетчики» - история о заключенных, не теряющих чести, играющих на нее и то в шутку (эпизод с картами в лагерной столовой). «Грязные еврейские свиньи» оказываются в моральном аспекте выше своих угнетателей. В этом плане любопытно сравнить 2 эпизода, в котором символизации подвергается такая вещь, которая традиционно опоэтизироваться не может. Я говорю о эпизодах, в которых фигурирует, прошу прощения, моча. Пересказывать их не стану, будете смотреть, сопоставьте. В моем представлении эти сюжетные ходы композиционно уравновешивают повествование, ставя в антитетичную ситуацию Соровича и управляющую верхушку Заксенхаузена.
«Фальшивомонетчики» - история о том, что в любых обстоятельствах самое важное, но одновременно и самое трудное – это сохранить лицо. До самых финальных титров зритель в напряжении: что будет с Колей? Положителен ли комендант лагеря или это искусная игра?.. На эти вопросы ответы найдутся. Лишь над одним вопросом зрителю придется подумать самостоятельно - кто прав: Сорович или Бюргер? Какая стратегия честнее: разумное приспособленчество с сохранением человеческого достоинства или воинственное отстаивание своей точки зрения?
Завершается фильм почти романтично: морской пейзаж Монте-Карло, красавица, танцы…И оптимистический ответ на вопрос «Где же мы возьмем деньги?»: «Ничего страшного, напечатаем еще!»
С технической точки зрения фильм снят в лучших традициях европейского кино, пронзительно и интеллигентно одновременно.
Не могу сказать, что фильм чем-то потряс или сказал что-то новое. Здесь, по большому счету, в очередной раз показана, но только краями ужасная жизнь в концлагерях и тот факт, что к тем людям которые могут принести пользу отношение может быть более-менее снисходительное.
Какой-то драмы, проблемы выбора помогать-не помогать фашистам нет. Все так как и есть в обществе. Кто-то борется за следующий вздох как может. Кто-то готов плюнуть и погибнуть. Некоторые люди могут увидеть в этом фильме подлость евреев, которые готовы на все, лишь бы выжить. Но это будет не более чем малозначительный взгляд человека, который перед выбором жизни и смерти никогда не стоял.
Фильм смотреть можно. Но если и не посмотрите - много не потеряете.
Интересное кино, затрагивающее немало важных жизненных тем, к тому же, посвященное тематике фальшивомонетчиков, когда в современной фильмотеке не так уж и много подобных картин. Режиссер картины Штефан Руцовицки избрал очень необычный формат визуальной составляющей своей картины, в какой-то момент данный тип монтажа затрудняет просмотр фильма, однако спустя некоторое время – все проходит и процесс привыкания длится недолго.
Фильм «Фальшивомонетчики» очень хорошо рассказан, пожалуй, сценарий это самое сильное звено данной цепочки. Картина наталкивает на разные размышления о человеческом сострадании и мужестве, в некой степени еще раз показывает взгляд авторов на события, происходящие в концлагерях во время Второй Мировой Войны. Однако в этот раз мы видим немного другие условия содержания заключенных, потому что данный тип заключенных делают благое дело для Фюрера, и своими умениями способствуют всему, чтобы данная война продолжалась.
В целом кино пришлось по вкусу, с хорошей игрой актера Карла Марковица, хоть достойных картин в 2007 году иностранного производства хватало, рад что награду «Оскар» получила именно лента Штефана Руцовицке, что дало возможность быть замеченной публикой.
Так сложилось исторически, что евреев нигде не любят. Большинство самих евреев стыдятся своего происхождения. Я не ксенофоб, не расист, но евреев недолюбливаю. Но вот за что?
Как говорил еврей в фильме 'Тарас Бульба': 'где хорошо, там и живет'. Немного перефразирую его слова (смысл тем не менее не теряется) - подстраивайся под мир, под общество, под начальство и будет счастье! Это утверждение идет в разрез со словами другого еврея, а именно: 'Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!'.
Но данному лозунгу следует не многие. Единицы! И уж евреев там и в помине нет.
Главный герой фильма - самый галантный мошенник Берлина еврей Соломон Сорович - человек не самый нравственный. Конечно глупо надеяться на то, что первоклассный жулик-фальшивомонетчик окажется человеком с высокоморальными принципами, но что-то благородное быть должно. У Соровича есть задатки, но потребность красивой жизни не дают им раскрыться. Жизнь у него красивая - роскошь, богемные друзья, красивые женщины. Но у власти Гитлер и Салли отправляют в концлагерь.
'Такие как ты везде приспособятся'.
Тебя унижают. Тебя оскорбляют. Тебя презирают. Только потому, что ты - еврей! Твои действия? Твоя реакция? Твой ответ? Будешь ли ты держать спину прямо и смотреть в глаза угнетателям или предпочтешь ползать в ногах? Все дело в приоритетах и целях. Для кого-то бесчестная жизнь и не жизнь вовсе, а кто-то доволен и этому.
Главный герой ставит перед собой в общем-то правильную цель - выжить! И для этого он готов идти на всё, использовать любые средства. Но чем подлее и порочнее средства, тем явнее цель теряет 'святость'.
Это тоже концлагерь. Концлагерь с мягкими кроватями.
Не зря родители часто говорят своим детям: 'надо уметь всё!'. Ведь не знаешь наверняка, что пригодится в жизни?! И возможно для кого-то профессия художника-авангардиста, типографа и фальшивомонетчика кажется непрестижной и непрактичной, но в мире полно чудес и всё возможно. И вот евреям дают шанс, вернее отсрочку от неминуемой гибели. Работая на нацистов, своими усилиями они способны претворить замыслы Рейхстага в жизнь. Каждый фальшивый доллар или фунт стоит жизни нескольким людям, сражающимся на фронтах или сидящим в лагерях. Сорович и его соратники это осознают, но ведь своя рубашка ближе к телу? И лишь один персонаж против! Лишь один мыслит 'дальновидно'. Помощь фашистам оборачивается против себя же! И даже мягкие кровати и хорошая еда не затуманивают его мозг. Жизнь без чести не имеет смысла. Потакать врагу - путь к гибели. Его призыв к борьбе вызывает недоумение. И как сказал Сорович: 'лишний день жизни тоже подарок судьбы'.
Ты заслоняешь солнце.
В любом человеке есть семена сострадания и добродетели. И если бы все они взрастали, то разве был бы мир таким гнилым и равнодушным? Но ведь он именно такой?! Альтруизм не в почете, самопожертвование что плевок в бесконечность. Но светлые чувства проявляются вопреки всему. И чем больше зла окружает человека, тем ярче проявляется добродетель. Как белое на черном.
Призывая к борьбе за свою честь, за свой народ, Бургер пробуждает в евреях совесть. Чувство вины все сильно начинает обгладывать умиротворенные души. Дан толчок и глаза раскрываются. Жизнь засчет чужих смертей вечность не подарит.
Я делаю то, что нужно.
Нельзя однозначно осуждать трусость. И мужество от безрассудства имеет существенные отличия. Что дает подвиг кроме чувства собственного превосходства?! Выбор есть всегда, но варианты ведь не всегда равноценны? Угрызения совести не утихают, но и жажда жизни ведь не утолена?
Дело в принципе.
Час пробил и героям пора принимать решения. От расплаты не убежать и бремя ответственности не сбросить. Иллюзия свободной жизни при тоталитарном режиме давно себя исчерпала. Храброе и бескомпромиссное сердце требует волевых поступков, а инстинкт самосохранения шепчет об ужасе смерти и уникальности жизни. Дело в принципе. Не в подвигах и славе. Не в трусости и предательстве. Не в деньгах и власти. Дело в жажде жить. И страдания заставили героев понять, что такое настоящая жизнь и какова ее цена.
Блестящий сюжет. Отличные диалоги, в которых кажда фраза имет несколько смыслов. Множество многоранных героев, чьи характеры раскрываются с новых сторон по мере развития сюжета. Многогранность - вот главное слово фильма! Его идея и смысл! Слово и поступки существуют в единственном экземпляре, но мнение и впечатления всегда будут различаться.
10 из 10
p.s Кто видел фильм 'Бесславные ублюдки', тот наверняка запомнил проницательного нациста сыгравшего с 'ублюдками' в игру в кабаке. Думаю многих зрителей очаровала его бескомпромиссность, преданность и эрудиция. В этом фильме Август Диль (актер сыгравший того самого проницательного нациста) играет не менее бескомпромиссного еврея с высокоморальными принципами и идеалами. Талантливый актер. Стоит присмотреться к нему.