всё о любом фильме:

Фальшивомонетчики

Die Fälscher
год
страна
слоган«It takes a clever man to make money, it takes a genius to stay alive»
режиссерШтефан Руцовицки
сценарийШтефан Руцовицки, Адольф Бюргер
продюсерЙозеф Айхгольцер, Нина Больман, Бабетт Шрёдер, ...
операторБенедикт Нойенфельс
композиторМариус Руланд
художникИзидор Виммер, Николь Фишналлер, Герхард Круммейх, ...
монтажБритта Налер
жанр драма, криминал, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$9 050
зрители
США  764.4 тыс.,    Испания  440.2 тыс.,    Австрия  190 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Берлин, 1936 год. Короля фальшивомонетчиков еврейского происхождения Соломона берут с поличным и доставляют в концлагерь, где знаменитому мошеннику приходится выживать, рисуя картины фашистской пропаганды.

Затем гестаповцы переводят его в закрытый лагерь Заксенхаузен, где по приказу Гитлера собирается секретная группа заключенных-фальшивомонетчиков, которые должны печатать фиктивные доллары и фунты-стерлинги для подрыва экономики вражеских государств. Опытный «блинопек» Соломон и типографщик Адольф Бюргер оказывается перед нелегким выбором: работать на фашистов или погибнуть…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
114 + 7 = 121
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 327 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Людям зачастую нужны факты. Пустые сухие факты, которые так или иначе будут воздействовать на ход мысли. Вот и «Фальшивомонетчики» — фильм-факт. Суховато-терпкий, но довольно приятный.

    Смотреть фильм стоить хотя бы из-за полученной награды и интересного факта о Второй Мировой.

    Итак, начнем разбор полетов. Фильм начинается с постистории, что говорит о неприкосновенности нашего главного действующего лица — «короля» фальшивомонетчиков Соломона Соровича. То есть в любом случае, что бы не случилось, он выйдет из воды сухой, да еще и с выгодой. Уже неплохо, не считая непредвиденности, которой фильму как фильму, а не факту, не хватает. Но вот авторы нас обрадовали, что все будет хорошо, и начинается завязка.

    Соломона арестовывают и отправляют в концлагерь, откуда он вскоре попадает в закрытый лагерь, где евреи под строгим присмотром фашистов подделывают ценные бумаги для подрыва вражеских экономик. Уже интересно, не так ли?

    Евреям в этом лагере разрешают очень многое. У них преимущество — главное, чтобы работали. Но как бы не так, перед очень важным событием как для немцев, так и для «короля» находится один герой. Адольф Бюргер. Ну а дальше обо всем несложно догадаться.

    Сам герой Бюргера мне не понравился. Может, потому, что сам фильм был снят по его книге, в которой он, конечно же, хотел себя показать с идеальной стороны. Может, Аугуст Диль просто так играет. Но в любом случае Бюргер мне показался излишне симпатичным для общественности (Как Михалков в «12», но об этом чуть позже) и чересчур чистым для такой ситуации. Нет, герои и честные люди всегда были в почете, но как-то не зацепил меня образ.

    Образ же Соломона гораздо интереснее. Хоть и немного скучнее. Он борется только за себя. Делает то, что умеет. Гораздо более адекватная роль.

    Присмотрщик тоже хорош. Добр, но свиреп. Этакая невинная для верхов, но требовательная для подчиненных пешка, несмотря на повышение, полученное после ареста Соровича.

    Актеры достойно смотрятся. Думаю что с тем, что от них требовалось, они справились очень неплохо. Приятно, что не самые известные актеры могут играть на уровне (или даже выше) голливудских «звезд».

    Декорации, для своих денег, выглядят весьма и весьма неплохо. Атмосфера же военных лет в концлагере, как мне кажется, не самых худший вариант, но и лучше опять-же сделать было бы нелегко.

    А теперь о главном. Оскар-2008. Из пяти номинантов мне довелось (в такой последовательности) посмотреть лишь «Монгола» Бодрова, «12» Михалкова и «Фальшивомонетчиков» Руцовицки. Что ж, самым достойным, пожалуй, выглядит, как ни странно, Бодровский фильм. И лишь следом идет фильм-факт про фальшивомонетчиков. Суррогатные «12» вообще не оцениваются, но, к счастью, не о присяжных сейчас речь.

    Американцы, что нисколько не странно, выбрали факт. Это ни хорошо, ни плохо. Это нормально. Когда людям нужны лишь факты — такое кино будет сниматься. И это нормально.

    1 декабря 2008 | 19:10

    Фильм не понравился. По сравнению с лучшими картинами о концлагерях в нем не увидел той правдивости, искренности, ради которых и нужно смотреть такое кино. Как будто в самом названии фильма заложена некая фальшь, отразившаяся на его содержании. Сюжет оригинален — да, но вот его воплощение оставляет желать лучшего. Действия показаны прямолинейно, финал легко предугадывается, а героям при этом почти не сочувствуешь. В фильме отсутствует что-то неуловимое авторское, то, что отличает безусловные шедевры ("Выбор Софии», «Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна»).

    Основная цель героев фильма — уцелеть до конца войны, а у меня как зрителя была — досмотреть до конца фильма.

    6 из 10

    8 марта 2010 | 23:51

    Так сложилось исторически, что евреев нигде не любят. Большинство самих евреев стыдятся своего происхождения. Я не ксенофоб, не расист, но евреев недолюбливаю. Но вот за что?

    Как говорил еврей в фильме «Тарас Бульба»: «где хорошо, там и живет». Немного перефразирую его слова (смысл тем не менее не теряется) — подстраивайся под мир, под общество, под начальство и будет счастье! Это утверждение идет в разрез со словами другого еврея, а именно: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!».

    Но данному лозунгу следует не многие. Единицы! И уж евреев там и в помине нет.

    Главный герой фильма — самый галантный мошенник Берлина еврей Соломон Сорович — человек не самый нравственный. Конечно глупо надеяться на то, что первоклассный жулик-фальшивомонетчик окажется человеком с высокоморальными принципами, но что-то благородное быть должно. У Соровича есть задатки, но потребность красивой жизни не дают им раскрыться. Жизнь у него красивая — роскошь, богемные друзья, красивые женщины. Но у власти Гитлер и Салли отправляют в концлагерь.

    «Такие как ты везде приспособятся».

    Тебя унижают. Тебя оскорбляют. Тебя презирают. Только потому, что ты — еврей! Твои действия? Твоя реакция? Твой ответ? Будешь ли ты держать спину прямо и смотреть в глаза угнетателям или предпочтешь ползать в ногах? Все дело в приоритетах и целях. Для кого-то бесчестная жизнь и не жизнь вовсе, а кто-то доволен и этому.

    Главный герой ставит перед собой в общем-то правильную цель — выжить! И для этого он готов идти на всё, использовать любые средства. Но чем подлее и порочнее средства, тем явнее цель теряет «святость».

    Это тоже концлагерь. Концлагерь с мягкими кроватями.

    Не зря родители часто говорят своим детям: «надо уметь всё!». Ведь не знаешь наверняка, что пригодится в жизни?! И возможно для кого-то профессия художника-авангардиста, типографа и фальшивомонетчика кажется непрестижной и непрактичной, но в мире полно чудес и всё возможно. И вот евреям дают шанс, вернее отсрочку от неминуемой гибели. Работая на нацистов, своими усилиями они способны претворить замыслы Рейхстага в жизнь. Каждый фальшивый доллар или фунт стоит жизни нескольким людям, сражающимся на фронтах или сидящим в лагерях. Сорович и его соратники это осознают, но ведь своя рубашка ближе к телу? И лишь один персонаж против! Лишь один мыслит «дальновидно». Помощь фашистам оборачивается против себя же! И даже мягкие кровати и хорошая еда не затуманивают его мозг. Жизнь без чести не имеет смысла. Потакать врагу — путь к гибели. Его призыв к борьбе вызывает недоумение. И как сказал Сорович: «лишний день жизни тоже подарок судьбы».

    Ты заслоняешь солнце.

    В любом человеке есть семена сострадания и добродетели. И если бы все они взрастали, то разве был бы мир таким гнилым и равнодушным? Но ведь он именно такой?! Альтруизм не в почете, самопожертвование что плевок в бесконечность. Но светлые чувства проявляются вопреки всему. И чем больше зла окружает человека, тем ярче проявляется добродетель. Как белое на черном.

    Призывая к борьбе за свою честь, за свой народ, Бургер пробуждает в евреях совесть. Чувство вины все сильно начинает обгладывать умиротворенные души. Дан толчок и глаза раскрываются. Жизнь засчет чужих смертей вечность не подарит.

    Я делаю то, что нужно.

    Нельзя однозначно осуждать трусость. И мужество от безрассудства имеет существенные отличия. Что дает подвиг кроме чувства собственного превосходства?! Выбор есть всегда, но варианты ведь не всегда равноценны? Угрызения совести не утихают, но и жажда жизни ведь не утолена?

    Дело в принципе.

    Час пробил и героям пора принимать решения. От расплаты не убежать и бремя ответственности не сбросить. Иллюзия свободной жизни при тоталитарном режиме давно себя исчерпала. Храброе и бескомпромиссное сердце требует волевых поступков, а инстинкт самосохранения шепчет об ужасе смерти и уникальности жизни. Дело в принципе. Не в подвигах и славе. Не в трусости и предательстве. Не в деньгах и власти. Дело в жажде жить. И страдания заставили героев понять, что такое настоящая жизнь и какова ее цена.

    Блестящий сюжет. Отличные диалоги, в которых кажда фраза имет несколько смыслов. Множество многоранных героев, чьи характеры раскрываются с новых сторон по мере развития сюжета. Многогранность — вот главное слово фильма! Его идея и смысл! Слово и поступки существуют в единственном экземпляре, но мнение и впечатления всегда будут различаться.

    10 из 10

    p.s Кто видел фильм «Бесславные ублюдки», тот наверняка запомнил проницательного нациста сыгравшего с «ублюдками» в игру в кабаке. Думаю многих зрителей очаровала его бескомпромиссность, преданность и эрудиция. В этом фильме Август Диль (актер сыгравший того самого проницательного нациста) играет не менее бескомпромиссного еврея с высокоморальными принципами и идеалами. Талантливый актер. Стоит присмотреться к нему.

    18 декабря 2010 | 20:00

    Какое, оказывается, это огромное и забытое удовольствие, когда фильм прекрасен во всём. Когда он правдив и убедителен, профессионален и выразителен, когда персонажи — разумны, а актёры достоверны. Когда он будит чувства, и не только эстетические. Когда переживаешь, сопереживаешь и сочувствуешь. Когда не приходится искать компромиссов между собственным… невысоким мнением о картине и мнением уважаемых критиков, которые её превозносят. Когда, задумываясь о фильме, не ведёшь с собой шизофренических бесед: отвратительные диалоги? — зато послушайте музыку! Чудовищные нестыковки в сюжете? — зато какие актёры! Мыльный пузырь? — вы только подумайте, как красиво он переливается, и какие оттенки смыслов может нести в себе соединение розового и зеленоватого во-о-он в том пятнышке!

    В центре сюжета «Фальшивомонетчиков» — история еврея и, как понятно из названия, фальшивомонетчика Соломона Зоровича. Знатный мастер своего дела, человек, более чем далёкий от политики, талантливый художник, живущий в Германии, он оказывается в конце 1930-х годов в немецком концлагере. Стремясь во что бы то ни стало выжить, он находит ловкий ход, чтобы уцелеть и не погибнуть от голода и непосильного труда. На утащенном украдкой листе бумаги он рисует портрет немецкого солдата, который командует заключёнными его барака. Так начинается его карьера лагерного живописца. За еду и сносные условия он рисует портреты и расписывает стены. Пока, наконец, в 1944 году его неожиданно не переводят в лагерь Заксенхаузен, где фашисты в последний год войны готовят операцию по подрыву экономик Британии и США, которые планируется наводнить поддельными банкнотами. Для этого специалистов — художников, печатников, профессионалов банковского дела — свозят с разных лагерей и создают им более-менее пристойные условия для жизни и, главное, работы. Все они — евреи, и очевидно, что по окончании операции от них всех собираются избавиться. Но после обычных концлагерей каждый сытый день, каждая ночь, проведённая в нормальной постели, большинству из них кажутся счастьем, за которым маячит призрачная надежда на выживание. Кроме, пожалуй, одного человека — Адольфа Бюргера, который призывает сопротивляться и саботировать.

    Холокост и концлагеря — темы отнюдь не новые. Но во-первых, ни одного здравомыслящего человека они и по сей день не могут оставить равнодушными. А во-вторых, именно в этих условиях неожиданно противоположными оказались две благородные цели: спасти хотя бы нескольких человек и спасти человечество. Основной сюжетный конфликт в Заксенхаузене строится вокруг противостояния Зоровича, который стремится спасти себя и, фактически, вверенных ему заключённых-фальшивомонетчиков, т. е. пытается делать малое доброе дело, и Бюргера, убеждённого антифашиста, который всячески препятствует выполнению операции, цель которой — поддержать на плаву агонизирующий людоедский режим. Обе цели, безусловно, справедливы, каждая по-своему. Но недостижимы одновременно. Отстоять принципы или отстоять ближних? Защитить тысячи человек, погубив тех, кто рядом, или спасти тех, кого ты в состоянии спасти, но ценой тысяч жизней? Позиция мученика-идеалиста Бюргера против позиции реалиста Зоровича, у которого нет идеалов, но есть чувства и совесть. Не выбор между покорностью адской системе или противостоянием ей. А выбор между конкретными людьми, которые здесь и сейчас дышат с тобой одним воздухом, и многими и многими, кого ты в глаза не видел.

    Карлу Марковицу, сыгравшему Зоровича, потрясающе удалось передать муки нравственного выбора и эволюции человека, который хотя и плевал всю сознательную жизнь на законы человеческие, но, как оказалось, не готов столь же просто похерить законы божеские. Вообще, как мне показалось, и сам типаж, и актёр — очень точное попадание в образ. В результате персонаж получился многоплановым, глубоким, трагическим и лишённым какой-либо неуместной сентиментальности.

    В фильме вообще порадовал актёрский ансамбль. Вообще в очередной раз убедилась, что артисты в европейском кино, в отличие от большинства даже горячо любимых мною американских фильмов, выглядят живыми людьми, с неидеальной кожей, не всегда белозубой улыбкой и неправильным профилем. И это не вызывает какого-то отрицания, а, напротив, делает их персонажей ближе и достоверней.

    Кроме того, к числу несомненных достоинств «Фальшивомонетчиков» надо отнести великолепную музыку (Мариуса Руланда), которая исподволь создаёт настроение на протяжении всей картины, а в конце прорывается ярким потоком и ставит красивую и трагическую точку в, по сути, отнюдь не худшей развязке.

    Вообще же, как мне показалось, разбор достоинств этого фильма может затянуться — их слишком много. Одно из главных — динамизм ленты. Замкнутое пространство, немногочисленные действующие лица, а между тем, напряжение, не спадающее с первого до последнего кадра. И горьковатое послевкусие. И разбережённые раны. И ощущение от соприкосновения с искусством.

    18 июня 2008 | 15:23

    Фильм, достойный стоять в одном ряду с небезызвестным шедевром Спилберга, «Пианистом» и «Жизнью прекрасна».

    Хоть кинолента и снята по мемуарам Бюргера, одного из военнопленных, повествование сконцентрировано на Соломоне Соровиче, гениальнейшем фальшивомонетчике, для которого никакие застенки не могут остановить от достижения профессиональной мечты — напечатать доллар. Эверест фальшивомонетчика. И вот стремление спасти себя и команду коллег-заключенных вступает в противоборство с вполне понятной доктриной: если мы поможем нацистам обрушить экономические свердержавы, тогда мы станем соучастниками величайшего преступления, ибо война идет не только на поле боя, но и на экономической карте мира, и владеющий ресурсами заведомо в выиграшном положении. Но финал наступает раньше, чем суждено сбыться планам фрицев, хотя и оставляет неизгладимый, но разный след на душе каждого, кто жил и выжил в Заксенхаузене.

    Жаль, фильм не дает нам полной картины о судьбе Адольфа Бюргера, хотя из некоторых эпизодов мы узнаем страшные подробности.
    Фильм, несомненно, заслуживает просмотра.

    10 из 10

    4 марта 2009 | 13:42

    Саломон Соровиц по мнению здешнего полицая — лучший фальшивомонетчик в Германии. Но в один день прекрасное хобби скитающегося преступника уводит Соровица за решётку. В тюрьме Соровиц перед полицаем сумел набить себе реальную цену, и благодаря таланту художника ему удалось добиться более смягчающего существования за решёткой. Через три года Соровиц по ссылке перебирается в другую тюремную часть. Под надзором эсэсовцев и под крышей подпольного лагеря, Соровиц начинает вместе с другими преступниками подделывать документы, которые предоставят финансовую поддержу для нацистов во Второй Мировой войне. Думать о саботаже и моральных последствиях не время, главное угодить начальству и думать о конце не в виде газовой камеры, а в виде ссылке обратно в обычную тюрьму.

    Адольф Бургер — не вымышленный человек. Он не обладал страхом перед смертью, он был готов стоять до конца за свои идеалы, не пугаясь вида ССовского револьвера меж глаз. Адольф Бургер во время проведения операция «Бернхард» (тайная немецкая операция по массовому изготовлению поддельных фунтов и долларов) отказался делать свою работу из-за личного отношения к тому, что проводилось у лагеря за деревянными стенами. Вторая Мировая война и принцип Бургера оказали большую честь британской экономике. Если бы не упёртость Адольфа и некрысиное сердце Саломона, тогда бы в сороковых годах поддельные фунтовые банкноты в британской экономике имели число не в 12%, а куда более внушаемую сумму. Любая мелочь и не понятные человеческие устои могут послужить цепочкой событий, обретаемых более масштабную значимость, чем представлялось вчера.

    Более того, Адольф Бургер далеко не просто не вымышленный человек. Благодаря его книге, известной как «Мастерская дьявола» в кинематографии появился фильм, отнявший оскар у «12» Михалкова. История далеко не вымышленная. Порывшись в документах и исторических заметках во многих закладках с надписью «Операции СС» можно неоднократно наткнуться на слово «Бернхард», точнее на имя штурмбаннфюрера Бернхарда Крюгера, в честь которого операция и приобрела такое название. Операция в реальности удалась на ура. Многие банки действительно не могли отличить подделку от подлинности, подлинность от подделки. Но в итоге всё разрушилось и не успело приобрести более масштабную историю из-за наступивших американских солдат. Но… история — историей, война — войной, фильм — фильмом. «Фальшивомонетчики» были сняты в лучших традициях исторического, художественного кино. Без ярких красок, со стилем ручной камеры и манерой с зумом придвигаться ближе к героям, (вспоминаются фильмы режиссёра Лукаса Мудиссона и «Танцующая в темноте» Ларс Фон Триера) Штефан Руцовицки нагнал обычную атмосферу, идеально подходящую к подобному жанровому кино.

    Стоит ли на сто процентов доверять всему, что вы могли увидеть на экране? Не думаю… как сказал сам Адольф Бургер в одном из интервью: «В итоге было четыре варианта сценария, потому что я часто был не согласен. Но это же художественный фильм, а не документальный, поэтому не нужно понимать всё буквально». «Фильм хорош лишь тем (и лишь потому я предоставил для экранизации свою книгу «Мастерская дьявола»), что позволяет донести до массового сознания тот факт, что нацисты были не только убийцами, но и подлыми фальшивомонетчиками. Люди до сих пор этого не знают, потому что англичане запретили поднимать этот вопрос на Нюрнбергском процессе». Что ж… приято то, что теперь всё разложили по полочкам: Бургер остался доволен экранизацией, зрители были осведомлены о подлых проделках нацистов.

    Единственное с чем я остался категорически не согласен (как с критикой к «Фальшивомонетчикам» это не будет относиться) — это со вручением оскара. Наше «12» Никиты Михалкова оказалось куда более глубоким фильмом по всем философским параметрам, чем «Фальшивомонетчики». Почему оскар попал не в те руки, можно выдвинуть два варианта весомых варианта. Первое — оскар не любит сидеть в одних и тех же руках дважды («Утомлённые солнцем» Михалкова отыгралось, а «12» — это будет перебор. «Мою любовь» так же обделили, ибо Александр Петров тоже, по мнению людей за занавесом, не успел налюбоваться оскаром со времён «Старика и море»). Второе — люди за занавесом любят больше историческую ценность, чем хоть попсовую, (относительно) но глубокую мудрость, в данном случае не одну мудрость, а гору премудростей (в пример так же можно вписать борьбу мультфильмов «Моя любовь» и «Петя и Волк», который оказался по цене выше, благодаря историческим перевесом). Всё… по поводу не справедливого, на мой взгляд, вручения оскара высказался.

    Что касается «Фальшивомонетчиков», как я сказал, фильм хороший, важный во многом, но не глубокий на столько, чтобы в него можно было швыряться оскарами. Так или иначе, этот фильм скорее найдут те, кому он понравится, чем наоборот. Лично мне понравился, но, благодаря золотой статуэтке, я ожидал нечто по умнее фильма Никиты Михалкова.

    2 апреля 2008 | 02:51

    Писать обзор про этот фильм трудно. Трудно и смотреть. Но обойти молчанием оскаровского лауреата, тем более, побившего российский и израильский фильмы, тоже нельзя. И потому: «Фальшивомонетчики».
    Фильм был заведомо обречен на призы — слишком уж беспроигрышная тема. Да еще с достаточно неожиданной стороны/

    Вторая Мировая. Концентрационный лагерь. Группа евреев, занимающаяся подделкой денежных купюр для фашистов. Успеху этой группы немцы придают огромное значение, и потому условия их содержания резко рознятся от тех несчастных, которые не могут быть полезны нацистам.

    Мне уже приходилось слышать о якобы антисемитской направленности фильма — ведь фильм о евреях, переживших Катастрофу на всем готовеньком. Переживших потому, что работали на врага. А за тонким забором, отделяющим их мирок от настоящего, жил по своим законам настоящий лагерь и дымили газовые камеры.

    Я не знаю, как бы я поступил на их месте, и не хочу знать — не дай Бог оказаться перед таким выбором. А уж осуждать тех, кто выжил, я тем более не в праве. Так что никакого антисемитизма — просто обычные люди, которые очень хотели жить.

    Ближайшие ассоциации — конечно же, «Пианист» и «Жизнь прекрасна». Лучший кадр — настоящие заключенные, ворвавшиеся к нашим фальшивомонетчикам после ухода немцев. Изможденный донельзя человек в лохмотьях, гладящий кровать, заправленную чистым бельем.

    Итого: я не могу сказать, что фильм мне понравился. Не знаю почему, но не зацепило. Возвращаясь к ассоциациям: наверное, не хватило трагичности «Пианиста» и фарса Бенини. Получился всего лишь еще один фильм про Катастрофу, который совсем не обязательно смотреть.

    1 мая 2008 | 11:16

    Такой фразой можно закончить фильм или начать, неважно. Важно, что фильм получился на редкость хорошим, драматичным и глубоким. Не ожидала. Думала, будет что-то типа истории жизни «одного замечательного человека». А получилась целая трагедия одного поколения, рассказанная авторами коротко, но талантливо.

    Те, кто испугались смотреть кино? прочитав в аннотации слово «Заксенхаузен», могут расслабиться, никаких особенных сцен в нем нет. Хотя он и не предназначен для просмотра людьми с расшатанной нервной системой или постоянно носящих «розовый очки». Но фильм должны видеть все кому, например, как и мне нравится творчество Эриха Марии Ремарка, особенно «Искра жизни».

    Думаю «Фальшивомонетчики» достойно встанут в ряд удачных фильмов о 2-ой мировой войне. Желаю им удачи в прокате.

    26 октября 2007 | 20:26

    История фальшивомонетничества берёт свой старт одновременно с началом применения денег во взаиморасчётах, пришедших на смену натуральному обмену товарами. Сперва подделывались монеты, а гораздо позже банкноты и ассигнации. Точная дата изготовления первого фальшака неизвестна, но самая древняя из сохранившихся поддельных монет датирована VI веком до нашей эры. Не нова и идея использования качественно сфабрикованных фальшивок государствами, ведущими войну, с целью подрыва экономики стран противников. К примеру, к подобной стратегии прибегли во время гражданской войны Севера и Юга в США. Тем же способом воспользовался Наполеон Бонапарт в войне с Россией. Применяются подобные технологии и в наши дни, как говорится, «на войне все средства хороши».

    В картине австрийского кинорежиссёра и сценариста Штефана Руцовицки, снятой по мотивам книги воспоминаний Адольфа Бюргера, изданной в Австрии в 1983 году под названием «Команда фальшивомонетчиков», а позже переизданной в ГДР, как «Мастерская дьявола». Бюргер стал прототипом типографа с аналогичным именем. Неудивительно, что автор показал себя в самом благоприятном свете — этаким героем, устроившим тихий бунт против нацистов, саботируя работу по изготовлению фальшивых долларов, ставя при этом под удар жизни товарищей по несчастью. Его упёртость можно объяснить тем, что он потерял в концлагере жену, а также являлся членом коммунистической партии Германии. Эту роль сыграл Аугуст Диль. Казалось бы, его герой всё делает правильно, но почему-то это не вызывает доверия. Уж больно он получился кристально чистым, но как говорил Ф. Лессинг: «Менее честно — было бы честнее». Адольф Бюргер явно адресовал свои воспоминания потомкам, чтобы те гордились героическим предком, взывавшим к бунту, но по воспоминаниям другого выжившего участника операции «Бернхард» Авраама Зоннефельда, при всей аутентичности фильма, в нём «есть несколько эпизодов, которые не соответствуют действительности, например спор о том, стоит ли поднять бунт против нацистов. Таких дискуссий тогда не было». Естественно, крысы не дремали. Сам Бюргер говорил, что не стоит относиться к его книге, как к документу, она является художественным произведением.

    Другой главный персонаж Соломон Сорович также имеет прототипа — рецидивиста Соломона Смолянова, рождённого в Одессе и считавшегося королём фальшивомонетчиков. Он — совершенный антипод Адольфу Бюргеру, для которого вся жизнь — борьба. Главная задача Соломона — выжить и, по большому счёту, для него нет принципиальной разницы — умереть от пули нациста или от уркаганской заточки. Опыт прежних отсидок даёт о себе знать, помогает и умение решать вопросы. Казалось бы, два человека одной национальности, а словно небо и земля. Возможно, всё дело в том, что Адольф Бюргер — еврей немецкий, а Соломон Сорович — русский, учившийся по Толстому и Достоевскому. Первый из которых говорил:" Жизнь, какая бы она ни была, есть благо выше которого нет никакого.» «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» — соглашался с ним второй. Адольф жил в соответствии с некими идеальными представлениями о мире, а у Соломона была собственная шкала ценностей, в основе которой лежали чисто уголовные понятия, а жить по понятиям — это, в частности, не сдавать своих и поддерживать земляков, типа молодого художника одессита Коли. Как ни странно, штурмбанфюрер Фридрих Герцог (Девид Штрисов), руководящий тайной операцией также боролся за выживание в непростых условиях. Он не столь жесток, как это обычно принято показывать в подобных фильмах. Герцог обычный винтик в отлаженной нацистской системе, начавшей давать сбои. У Фридриха была точка пересечения даже с Адольфом Бюргером, он тоже когда-то состоял в компартии, а уж с Соломоном Соровичем они были знакомы давно, но вовсе не по дружеской линии.

    Фильм начинается ровно с того места, которым заканчивается, то есть зритель сразу узнаёт, что Соломон остался жив. Война мало что изменила в его жизни, более того, он ещё и оказался в плюсе, продолжая искушать судьбу в казино — не самой плохой прачечной по отмывке грязных денег. Герой Соломон вспоминает минувшие годы, проведённые до и в концлагере класса VIP, но золотая клетка оставалась клеткой для лучших специалистов, имеющих отношение к деньгам: банковских служащих, печатников, художников, гравёров, фотографов, профессиональных фальшивомонетчиков… Неудивительно, что все они были евреями. События, показанные в фильме, происходили в реальности. Существует документальный фильм, рассказывающий об этой операции, в который включены воспоминания живых участников тех событий, стоявших по разные стороны, но делавших общее дело, хотя и по принуждению.

    Невольно сравнивая эту картину с другими фильмами, рассказывающими о судьбах евреев на войне, хорошо известными любому синефилу, абсолютно не возникает желания поставить её на одну полку с ними, поскольку она выбивается из общего ряда своей исторической достоверностью. Нет педалирования темы о евреях — главных жертвах войны. Здесь отсутствуют или сведены к минимуму клише и штампы, призванные выжать слезу любой ценой, как это сделал Спилберг в «Списке Шиндлера». Поступки героев поддаются логическому анализу, в отличие от фильма Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Главный герой Соломон вызывает симпатию, хотя его внешность ничуть к тому не располагает. К тому же, он никого не подставил, в отличие от героя фильма Романа Полански «Пианист».

    Резюмируя, эта картина не о героях, а об обычных людях, оказавшихся по воле судьбы в непростых условиях и сумевших сберечь себя. На их месте могли бы оказаться представители любой другой национальности, но, во-первых, это не соответствовало бы исторической правде, а во-вторых, картину могли бы обойти своим вниманием киноакадемики при очередной раздаче золочённых статуэток.

    8 из 10

    22 ноября 2013 | 00:23

    Мрачная комедия Штефана Рузовицки о пленниках концлагеря, которые были вынуждены помогать нацистам печатать поддельные деньги.

    Главный герой картины — Соломон Сорович (Карл Маркович), до Второй мировой был известным шулером, фальшивомонетчиком и большим авторитетом в криминальном мире Европы. С приходом Гитлера в страну приходит новый порядок и Соломона сажают в тюрьму.

    В неволе Соломон не теряется — от природы прекрасный рисовальщик, он рисует лживые сентиментальные портреты высоких чинов гестапо. Близость к охране позволяет Соломону стянуть лишний кусок хлеба или колбасы, спасает от работы на каменоломни и вообще выводит в статус любимчиков. Вскоре Соломона, ввиду его прошлого, ставят во главе специального отдела заключенных, бывших полиграфистов, художников и граверов. Перед узниками стоит задача наладить производство сначала фальшивых фунтов-стерлингов, затем — долларов.

    Не все из отдела Соломона полны энтузиазма помогать войскам Рейха — принципиальный диссидент Адольф Бюргер (Аугуст Диль) — чистокровный немец, отказавшийся воевать на стороне нацизма — пытается саботировать процесс.

    Следить за тем, как Соломон налаживает производство фальшивых денег почему-то очень интересно. Далеко не самый симпатичный человек, с ужасным характером, настоящий бандит, Соломон в лагере меняется: самозабвенно трудится на благо Рейха, ненавидя его, поддерживает своих сокамерников, хотя в свободной жизни вряд ли стал бы и разговаривать с этими людьми. Наука выживать учит Соломона состраданию. И тем сложнее ему определиться, то ли продолжать покрывать саботаж принципиального Адольфа в надежде на скорую капитуляцию Рейха, то ли устранить немца-идеалиста, во избежание риска быть расстрелянным для себя и своей команды.

    «Фальшивомонетчики», при всей достоверности ужасов лагерной жизни, почти комедия. Смешное соседствует с трагичным, естественно и органично вплетаясь, вживляясь и произрастая одно из другого. Фильм полон удивительной, трогательной иронией, и, если бы не военно-тюремный антураж, был бы крепкой криминальной драмой.

    3 июня 2008 | 10:44

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>