всё о любом фильме:

Фальшивомонетчики

Die Fälscher
год
страна
слоган«It takes a clever man to make money, it takes a genius to stay alive»
режиссерШтефан Руцовицки
сценарийШтефан Руцовицки, Адольф Бюргер
продюсерЙозеф Айхгольцер, Нина Больман, Бабетт Шрёдер, ...
операторБенедикт Нойенфельс
композиторМариус Руланд
художникИзидор Виммер, Николь Фишналлер, Герхард Круммейх, ...
монтажБритта Налер
жанр драма, криминал, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$9 050
зрители
США  764.4 тыс.,    Испания  440.2 тыс.,    Австрия  190 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время95 мин. / 01:35
Берлин, 1936 год. Короля фальшивомонетчиков еврейского происхождения Соломона берут с поличным и доставляют в концлагерь, где знаменитому мошеннику приходится выживать, рисуя картины фашистской пропаганды.

Затем гестаповцы переводят его в закрытый лагерь Заксенхаузен, где по приказу Гитлера собирается секретная группа заключенных-фальшивомонетчиков, которые должны печатать фиктивные доллары и фунты-стерлинги для подрыва экономики вражеских государств. Опытный «блинопек» Соломон и типографщик Адольф Бюргер оказывается перед нелегким выбором: работать на фашистов или погибнуть…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
94%
114 + 7 = 121
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 327 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Оскар» за лучший иностранный фильм. Обласканный критиками. Основанный на реальных событиях. Дополнить эту краткую характеристику эпитетом «политкорректный»? Мне кажется, нет.

    Военные фильмы, или же фильмы, не затрагивающие непосредственно боевые действия, но описывающие период 30-40х годов европейской истории прошлого века, так или иначе, обязаны давать оценку тех событий, выявлять героев и разоблачать негодяев. Тенденция последних лет такова, что одной половине Европы как-то не с руки все время обвинять другую и тыкать носом в провинности. Другая сторона пока еще в поиске ответов, в процессе осмысления и принятия своей истории. В политике это проявляется в отсутствии пышных торжеств по случаю 9го мая, скажем, во Франции. В кинематографе — фильмы, в которых люди в стильной серой форме с галифе и сапогами не являются монстрами по умолчанию.

    Главная отличительная черта подобных фильмов — это их оглушающий эффект. Как мешком по голове. В глазах туман, в ушах звон, и некоторое время не понимаешь, где право, а где лево. Например, после фильма «Бункер», хотя это крайний случай, т. к. фильм заведомо снят как провокация. Описанные симптомы больше подходят под впечатление от «Сталинграда»: один из тяжелейших фильмов, который я очень полюбила, но не без некоего внутреннего протеста.

    Если смотреть на исторические драмы с этой точки зрения, «Фальшивомонетчики» несколько возвращают в реальность. Я сразу написала, что не считаю этот фильм сколько-нибудь политкорректным, обтертым с боков до безобидно гладкого состояния. А как может быть иначе, если на экране стены бараков, люди с номерными татуировками на предплечьях, скотские вагоны, голод и подгоняющие удары прикладом.

    Фильм получился неудобным. Во-первых, возвращается образ фашиста, раздающего зуботычины тому, с кем только что чуть ли не обнимался. Это при полном отсутствии благородного лейтенанта, стремящегося по мере сил быть на стороне добра. Во-вторых, главный герой, Соломон Соровиц, чьими глазами мы, в общем-то, видим события, тоже не безупречен. Рецидивист, фальшивомонетчик, бабник, циник, приспосабливающийся к власти национал-социализма без малейшей попытки приглядеться к устанавливающемуся в стране режиму. Таков он в середине 1930х. Не попади он в концлагерь, по справедливости, сидеть бы ему в обычной тюрьме.

    Динамику образа Салли я разделила бы пополам. Первый временной отрезок включает все, описанное выше, вплоть до эпизода, когда из первого концлагеря его выпроваживают со словами: «Такой еврей, как ты, везде приспособится». Дальнейшее развитие главного героя — это мальчик-одессит Коля, удовольствие от работы, которую он любит и которая получается, и унижение от кроватно-сигаретно-душевых подачек. Но Салли, оказавшийся со своей нарисованной родословной, ведущейся от Зигфрида, в положении привилегированного заключенного с постоянным дулом у виска, решает, во что бы то ни стало «не показать, как стыдно, что он жив».

    С одной стороны, героем этой истории надо бы считать Бюргера, саботировавшего выпуск доллара. Но однажды мне довелось услышать фразу, как нельзя лучше выражающую мою мысль: «Выбирай геройскую жизнь, если готов с ней расстаться». Иногда героизм — это лишь первый, напрашивающийся путь человека, загнанного в угол. Ему бы поискать другие пути, но он решил геройствовать. И тогда героизм — это пассивный выбор. Команда фальшивомонетчиков могла бы, последовав примеру Бюргера, отказаться работать. Тогда их стало бы меньше сначала на 5 человек, потом еще на 5. И однажды не осталось бы никого, выжившего, чтобы рассказать. Может быть, чтобы отомстить. Или разыскать семью, не допустить строительства новых концлагерей. Сделать что-то такое, от чего было бы не стыдно, что выжил.

    Не хочу описывать Соломона таким набором банальностей, как «яркий», «проработанный образ», «убедительный». Все это и еще тысяча штрихов. Самоуверенный, ранимый, щедрый, решительный, прожженный, тонкий, нежный, авантюрный. Карл Маркович — худощавый человек с залысинами. Но какие у него глаза! Голубые огромный, выразительные. Как они вспыхивают, когда он поднимает голову с прижатым к груди подбородком! Лагерная группировка — энергосберегающее положение тела, описанное не раз Солженицыным и Ремарком в «Искре жизни». Глаза опущены — первое правило — не высовывайся. Все мышцы подобраны — постоянная готовность принять удар и нежелание делиться с окружающим миром хоть каплей тепла, потратить лишнюю калорию, которая может столь пригодиться однажды постоянно голодному зэку.

    Мне хочется верить, что вечер в гостинице и танго на пляже Лазурного Берега — это начало красивой любви. Хрупкой, как и все в мире, где еще недавно стояли бараки с надписью «Jedem fuer seinen», «Каждому по заслугам». Соломон заслужил любовь, и он в ней нуждается. Девушка из казино это почувствовала и, узнав, что он прошел концлагерь, попыталась, как могла, вознаградить его за пережитое. Щедрость это, материнский ли инстинкт, — пусть разбираются психологи. Мне важно, что они нашли друг друга.

    Громкие немецкие кинодостижения последних лет — «Жизнь других» и «Фальшивомонетчиков» неминуемо будут сравнивать и анализировать причины их успеха. По-моему, однако, разница между их выходами составляет около года, что, безусловно, исключает наличие какой бы то ни было преемственности или сознательного сходства. «Жизнь других», хотя, строго говоря, история трагическая, оставила ощущение чего-то легкого, воздушного, светлого. При чем, чем больше времени проходит с момента просмотра, тем сильнее пробивается идея, что этот фильм — это своего рода гид для совести. Посмотрев его, узнаешь, что не бывает беспросветных ситуаций, единственный выход из которых, — подлость.

    «Фальшивомонетчиков» я только что посмотрела и, возможно, со временем восприятие изменится. Но пока этот фильм лежит кирпичом в моем сознании. Задумываюсь — а не купилась ли я на умильно-геройское настроение ряда фильмов о войне? Меня очень интересует история середины XX века и ее отражение в кино, но нельзя же менять свое отношение к ней на 180 градусов под влиянием каждого просмотренного фильма. Но и отказываться от каждого из них — лишать себя грани, пусть даже полуграни отражения тех событий.

    9 из 10

    24 июня 2008 | 18:13

    Фильм не понравился. По сравнению с лучшими картинами о концлагерях в нем не увидел той правдивости, искренности, ради которых и нужно смотреть такое кино. Как будто в самом названии фильма заложена некая фальшь, отразившаяся на его содержании. Сюжет оригинален — да, но вот его воплощение оставляет желать лучшего. Действия показаны прямолинейно, финал легко предугадывается, а героям при этом почти не сочувствуешь. В фильме отсутствует что-то неуловимое авторское, то, что отличает безусловные шедевры ("Выбор Софии», «Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна»).

    Основная цель героев фильма — уцелеть до конца войны, а у меня как зрителя была — досмотреть до конца фильма.

    6 из 10

    8 марта 2010 | 23:51

    1945 год. Монте-Карло. В гостиницу приходит человек с чемоданом, набитым долларовыми купюрами. Оставив часть своего состояния в хранилище гостиницы, он отправляется в казино, где довольно искусно и с переменным успехом играет. Кто же этот загадочный господин?

    Салли Сорович — художник, волею судеб ставший искуснейшим фальшивомонетчиком. В 1936 -ом его берут с поличным и, обнаружив его еврейские корни, отправляют в концлагерь. Уже в первые дни своего пребывания в заключении Сорович формулирует свой основной принцип, которым он будет руководствоваться на всем протяжении своей лагерной жизни: «Надо уважать правила, но лица терять нельзя». Отчасти именно эта позиция позволяет ему выжить в одном концлагере, рисуя картины для фашистского руководства лагеря, до перевода в другой. Там, в лагере Заксенхаузен, собирается команда искусных фальшивомонетчиков и печатников, обязанных по приказу фюрера печатать британские фунты и доллары, для наводнения ими экономики государств-противников и последующего подрыва системы изнутри. И Сорович должен возглавить этот процесс, ведь он наиболее искушен в области таких подделок.

    В команде фальшивомонетчиков трудятся молодой художник Коля, печатник Бюргер и нервный эксперт по качеству Зелински. Если у Соровича с Колей складывается взаимопонимание, то их отношения с Бюргером трудно назвать безоблачными. Дело в том, что у каждого героя здесь своя правда: Сорович хочет выжить, не потеряв лица, Бюргер же, попавший в лагерь за печать антифашистских листовок, готов погибнуть за идею и не понимает, почему Салли периодически идет на уступки лагерному руководству.

    Кто-то может ждать от фильма истории вроде «Списка Шиндлера», на этого делать не стоит, это 2 совершенно разных фильма с разным целями повествования и различными предметами описания. «Фальшивомонетчики» — история о заключенных, не теряющих чести, играющих на нее и то в шутку (эпизод с картами в лагерной столовой). «Грязные еврейские свиньи» оказываются в моральном аспекте выше своих угнетателей. В этом плане любопытно сравнить 2 эпизода, в котором символизации подвергается такая вещь, которая традиционно опоэтизироваться не может. Я говорю о эпизодах, в которых фигурирует, прошу прощения, моча. Пересказывать их не стану, будете смотреть, сопоставьте. В моем представлении эти сюжетные ходы композиционно уравновешивают повествование, ставя в антитетичную ситуацию Соровича и управляющую верхушку Заксенхаузена.

    «Фальшивомонетчики» — история о том, что в любых обстоятельствах самое важное, но одновременно и самое трудное — это сохранить лицо. До самых финальных титров зритель в напряжении: что будет с Колей? Положителен ли комендант лагеря или это искусная игра?.. На эти вопросы ответы найдутся. Лишь над одним вопросом зрителю придется подумать самостоятельно — кто прав: Сорович или Бюргер? Какая стратегия честнее: разумное приспособленчество с сохранением человеческого достоинства или воинственное отстаивание своей точки зрения?

    Завершается фильм почти романтично: морской пейзаж Монте-Карло, красавица, танцы…И оптимистический ответ на вопрос «Где же мы возьмем деньги?»: «Ничего страшного, напечатаем еще!»

    С технической точки зрения фильм снят в лучших традициях европейского кино, пронзительно и интеллигентно одновременно.

    10 из 10

    14 апреля 2011 | 23:49

    Германия 1944 год, Вторая Мировая катится к своей развязке. Немецкие власти понимают, что выиграть войну военными методами им уже никак не получается. Поэтому предпринимается отчаянная и дерзкая попытка подрыва экономики Соединенных Штатов и Великой Британии путем выкидывания на рынок этих стран огромного количества высококачественных подделок, которые изнутри разорвут экономику на части.

    Фильм рассказывает о событиях, происходивших в одном из концлагерей около Берлина, где было налажено производство фальшивых денег. История о том, как была организована работа группы, состоявших из заключенных евреев со всей страны — фальшивомонетчиков и лучших специалистов в полиграфии. Возглавляет отряд Соломон (Солли) Сорвич — король фальшивомонетчиков, сумевшего долгое время уверенно держатся на плаву уже во время правления Гитлера.

    Почему евреи? Да потому, что потом нацисты смогут их бесследно уничтожить, заметая следы. Все работники цеха формируются в отдельный отряд. Их хорошо кормят, дают им удобные постели, и даже свободное время и выходные.

    Раскрытие тайны Третьего Рейха всегда было популярной темой, что и находило свое отражение в кино. Особенно преуспели в этом немцы, открывая темные страницы своей истории. Так и этот фильм раскрывает еще одну спецоперацию нацистов, на этот раз неудачную, направленную на сокрушение экономической мощи своих врагов, при этом пытаясь оттянуть во времени свое падение.

    Фильм, созданный вместе Австрией и Германией, — фаворит церемонии «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».

    Фильм достаточно сух и неэмоционален. Главного героя, называть героем язык не поворачивается. Он не преследует благородные цели и высокие идеалы, он человек, ценящий, прежде всего, собственное благополучие. Да и остальные персонажи на звание героев не претендуют. Все до предела реалистично, что свойственно немецкоязычному кино.

    Режиссер ставит зрителю непростые вопросы. Ведь каждый из заключенных, свое благополучие получил лишь благодаря тому, что они — евреи, спасают от неминуемой гибели нацистское государство. Но тем самым, они предрекают на верную гибель миллионы других, томящихся в холодных бараках Освенцима, Бухенвальда и других лагерей смерти. Можно стать героем, затеяв саботаж, и поплатиться за это жизнью тех, кто рядом или продолжать молча делать свое дело, не отказывая себе в теплом обеде и мягкой постели. Только вот режиссер и не собирается давать ответы на такие сложные вопросы. Хотя внимательный зритель при желании таки сможет их отыскать.

    Отдельно хотелось бы отметить исполнителя главной роли Солли Карла Марковица. Кстати интересный момент: фильм является экранизацией книги Адольфа Бюргера — одного из ключевых персонажей фильма, по-видимому, уцелевшего и решившего поделится этой историей с остальным миром. То есть события, показанные в фильме, имели место в реальности, что является несомненным плюсом для подобного рода фильмов.

    В общем, достойное кино. Вслед за триумфом «Жизни других», еще один немецкоязычный фильм имеет все шансы получить американского «Оскара».

    4 февраля 2008 | 21:44

    Хоть я и грешу антисемитизмом, но фильм Рузовицки искренне понравился. И прежде всего тем, что главный герой, Соломон Соровиц, крайне нетипичен для подобного рода кино. В нём нет бьющего через край героизма, который непременно бы напряг зрителя, нет ни внешней красоты, нет всех тех черт, столь присущих стандартным героям биографических фильмов: напыщенности, самоуверенности, показной отваги. Нет, Соломон — простой человек, но с такой силой внутри себя, что ни одному Супермену не снилось.

    Более того, «Фальшивомонетчиков» нельзя назвать биографическим фильмом. Да, он поставлен по мемуарам Адольфа Бюргера, но ощущения некого жизнеописания не возникает. Очень повеселил Аугуст Диль в роли Бюргера. По системе гоп-стоп унтерштурмфюрер Гебхард из дивного «Девятого дня» легко перекочевал в концлагерь. Признаться честно, но к его унтерштурмфюреру симпатии было много больше, нежели к социалисту Адольфу (весело звучит).

    В общем, «Фальшивомонетчики» — полезное кино для домашнего просмотра с постскриптумом.

    19 декабря 2007 | 10:50

    История фальшивомонетничества берёт свой старт одновременно с началом применения денег во взаиморасчётах, пришедших на смену натуральному обмену товарами. Сперва подделывались монеты, а гораздо позже банкноты и ассигнации. Точная дата изготовления первого фальшака неизвестна, но самая древняя из сохранившихся поддельных монет датирована VI веком до нашей эры. Не нова и идея использования качественно сфабрикованных фальшивок государствами, ведущими войну, с целью подрыва экономики стран противников. К примеру, к подобной стратегии прибегли во время гражданской войны Севера и Юга в США. Тем же способом воспользовался Наполеон Бонапарт в войне с Россией. Применяются подобные технологии и в наши дни, как говорится, «на войне все средства хороши».

    В картине австрийского кинорежиссёра и сценариста Штефана Руцовицки, снятой по мотивам книги воспоминаний Адольфа Бюргера, изданной в Австрии в 1983 году под названием «Команда фальшивомонетчиков», а позже переизданной в ГДР, как «Мастерская дьявола». Бюргер стал прототипом типографа с аналогичным именем. Неудивительно, что автор показал себя в самом благоприятном свете — этаким героем, устроившим тихий бунт против нацистов, саботируя работу по изготовлению фальшивых долларов, ставя при этом под удар жизни товарищей по несчастью. Его упёртость можно объяснить тем, что он потерял в концлагере жену, а также являлся членом коммунистической партии Германии. Эту роль сыграл Аугуст Диль. Казалось бы, его герой всё делает правильно, но почему-то это не вызывает доверия. Уж больно он получился кристально чистым, но как говорил Ф. Лессинг: «Менее честно — было бы честнее». Адольф Бюргер явно адресовал свои воспоминания потомкам, чтобы те гордились героическим предком, взывавшим к бунту, но по воспоминаниям другого выжившего участника операции «Бернхард» Авраама Зоннефельда, при всей аутентичности фильма, в нём «есть несколько эпизодов, которые не соответствуют действительности, например спор о том, стоит ли поднять бунт против нацистов. Таких дискуссий тогда не было». Естественно, крысы не дремали. Сам Бюргер говорил, что не стоит относиться к его книге, как к документу, она является художественным произведением.

    Другой главный персонаж Соломон Сорович также имеет прототипа — рецидивиста Соломона Смолянова, рождённого в Одессе и считавшегося королём фальшивомонетчиков. Он — совершенный антипод Адольфу Бюргеру, для которого вся жизнь — борьба. Главная задача Соломона — выжить и, по большому счёту, для него нет принципиальной разницы — умереть от пули нациста или от уркаганской заточки. Опыт прежних отсидок даёт о себе знать, помогает и умение решать вопросы. Казалось бы, два человека одной национальности, а словно небо и земля. Возможно, всё дело в том, что Адольф Бюргер — еврей немецкий, а Соломон Сорович — русский, учившийся по Толстому и Достоевскому. Первый из которых говорил:" Жизнь, какая бы она ни была, есть благо выше которого нет никакого.» «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» — соглашался с ним второй. Адольф жил в соответствии с некими идеальными представлениями о мире, а у Соломона была собственная шкала ценностей, в основе которой лежали чисто уголовные понятия, а жить по понятиям — это, в частности, не сдавать своих и поддерживать земляков, типа молодого художника одессита Коли. Как ни странно, штурмбанфюрер Фридрих Герцог (Девид Штрисов), руководящий тайной операцией также боролся за выживание в непростых условиях. Он не столь жесток, как это обычно принято показывать в подобных фильмах. Герцог обычный винтик в отлаженной нацистской системе, начавшей давать сбои. У Фридриха была точка пересечения даже с Адольфом Бюргером, он тоже когда-то состоял в компартии, а уж с Соломоном Соровичем они были знакомы давно, но вовсе не по дружеской линии.

    Фильм начинается ровно с того места, которым заканчивается, то есть зритель сразу узнаёт, что Соломон остался жив. Война мало что изменила в его жизни, более того, он ещё и оказался в плюсе, продолжая искушать судьбу в казино — не самой плохой прачечной по отмывке грязных денег. Герой Соломон вспоминает минувшие годы, проведённые до и в концлагере класса VIP, но золотая клетка оставалась клеткой для лучших специалистов, имеющих отношение к деньгам: банковских служащих, печатников, художников, гравёров, фотографов, профессиональных фальшивомонетчиков… Неудивительно, что все они были евреями. События, показанные в фильме, происходили в реальности. Существует документальный фильм, рассказывающий об этой операции, в который включены воспоминания живых участников тех событий, стоявших по разные стороны, но делавших общее дело, хотя и по принуждению.

    Невольно сравнивая эту картину с другими фильмами, рассказывающими о судьбах евреев на войне, хорошо известными любому синефилу, абсолютно не возникает желания поставить её на одну полку с ними, поскольку она выбивается из общего ряда своей исторической достоверностью. Нет педалирования темы о евреях — главных жертвах войны. Здесь отсутствуют или сведены к минимуму клише и штампы, призванные выжать слезу любой ценой, как это сделал Спилберг в «Списке Шиндлера». Поступки героев поддаются логическому анализу, в отличие от фильма Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». Главный герой Соломон вызывает симпатию, хотя его внешность ничуть к тому не располагает. К тому же, он никого не подставил, в отличие от героя фильма Романа Полански «Пианист».

    Резюмируя, эта картина не о героях, а об обычных людях, оказавшихся по воле судьбы в непростых условиях и сумевших сберечь себя. На их месте могли бы оказаться представители любой другой национальности, но, во-первых, это не соответствовало бы исторической правде, а во-вторых, картину могли бы обойти своим вниманием киноакадемики при очередной раздаче золочённых статуэток.

    8 из 10

    22 ноября 2013 | 00:23

    Наверное, самое главное, что сделано режиссером и актерами — это чувство реальности картины, которое не покидает ни на минуту во время погружения в действие, и еще долго остается в могзах в виде такого особого терпкого послевкусия.

    Фильм весьма и весьма полезен каждому, для кого «мыслительный процесс — это тоже работа». Он заставляет задуматься над главной проблемой, проблемой выбора между совестью, отвественностью перед лицом всего человечества и каждого его представителя, и жизнью, которой, как известно, в концлагере у евреев цена была дана нулевая.

    Я считаю что цели, которые были поставлены в этой картине достигнуты на все 100. Сценарий, игра актеров, второй план — я поверил, поверил и задумался. Не это ли то, ради чего стоит снимать кино.
    Кино однозначно займет достойное место в моей коллекции, как кино заставляющее думать — думать о совести, думать о жизни.

    10 из 10

    7 января 2008 | 16:40

    Очередной фильм об ужасах Холокоста не стал выносить на всеобщее обозрение пытки и жестокость надсмотрщиков концлагерей, а показал их лишь намеками. Подобный прием был использован и в фильме «Мальчик в полосатой пижаме». Однако это не снижает производимого им эффекта — горечи от трагедии нескольких поколений людей. Но это всего лишь фон для решения других, более важных для режиссера вопросов: что делать, когда жизнь оказывается в опасности? Пытаться сохранить достоинство, наплевав на риск погибнуть и подвергнуть гибели своих товарищей, как делает это Адольф Бюргер, или же засунуть свою гордость подальше и попытаться спасти жизнь, а с нею, возможно, и жизни пары десятков людей, как Соломон Сорович? Каждый решает для себя сам. Есть еще варианты: например, спасать только себя, совершенно не беспокоясь о других, или просто умереть, потеряв смысл жизни. В небольшой компании заключенных, занимающихся выпуском фальшивых фунтов и долларов, нашлось место для всех. И в каждом из них есть и плохое, и хорошее. Автор никого не идеализирует. Пожалуй, только одессит Коля Карлофф, воскресивший в душе Соломона все светлые чувства, является однозначно положительным персонажем. Его образ чем-то напомнил мне Алешу Карамазова.

    Неоднозначны и образы фашистов. С трудом получается ненавидеть штурмбанфюрера Херцога, который хоть и нещадно использует заключенных, но тем не менее пытается создать для них мало мальски приемлемые условия жизни. Или же жестокий эсэсовец, не упускающий случая забить до смерти кого-либо из лагерных, со слезами на глазах внимающий арии из оперы. Невольно задумаешься, как все это способно уживаться в одном человеке.

    На самом деле в этом фильме все неоднозначно и готово в любой момент обернуться чем-то другим: вот немец улыбается заключенному — и через мгновение стреляет ему в голову, или вот вам стол для настольного тенниса и белые простыни на кроватях, но за стеной все время слышен топот бегунов с камнями в рюкзаках, разнашивающих неудобную обувь.

    Жизнь в лагере хрупка и непредсказуема, и каждый раз надо принимать новое решение, чтобы сохранить ее. И дай Бог, чтобы людям больше никогда не пришлось оказаться в этих диких условиях.

    9 из 10

    25 февраля 2012 | 01:52

    Так сложилось исторически, что евреев нигде не любят. Большинство самих евреев стыдятся своего происхождения. Я не ксенофоб, не расист, но евреев недолюбливаю. Но вот за что?

    Как говорил еврей в фильме «Тарас Бульба»: «где хорошо, там и живет». Немного перефразирую его слова (смысл тем не менее не теряется) — подстраивайся под мир, под общество, под начальство и будет счастье! Это утверждение идет в разрез со словами другого еврея, а именно: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас!».

    Но данному лозунгу следует не многие. Единицы! И уж евреев там и в помине нет.

    Главный герой фильма — самый галантный мошенник Берлина еврей Соломон Сорович — человек не самый нравственный. Конечно глупо надеяться на то, что первоклассный жулик-фальшивомонетчик окажется человеком с высокоморальными принципами, но что-то благородное быть должно. У Соровича есть задатки, но потребность красивой жизни не дают им раскрыться. Жизнь у него красивая — роскошь, богемные друзья, красивые женщины. Но у власти Гитлер и Салли отправляют в концлагерь.

    «Такие как ты везде приспособятся».

    Тебя унижают. Тебя оскорбляют. Тебя презирают. Только потому, что ты — еврей! Твои действия? Твоя реакция? Твой ответ? Будешь ли ты держать спину прямо и смотреть в глаза угнетателям или предпочтешь ползать в ногах? Все дело в приоритетах и целях. Для кого-то бесчестная жизнь и не жизнь вовсе, а кто-то доволен и этому.

    Главный герой ставит перед собой в общем-то правильную цель — выжить! И для этого он готов идти на всё, использовать любые средства. Но чем подлее и порочнее средства, тем явнее цель теряет «святость».

    Это тоже концлагерь. Концлагерь с мягкими кроватями.

    Не зря родители часто говорят своим детям: «надо уметь всё!». Ведь не знаешь наверняка, что пригодится в жизни?! И возможно для кого-то профессия художника-авангардиста, типографа и фальшивомонетчика кажется непрестижной и непрактичной, но в мире полно чудес и всё возможно. И вот евреям дают шанс, вернее отсрочку от неминуемой гибели. Работая на нацистов, своими усилиями они способны претворить замыслы Рейхстага в жизнь. Каждый фальшивый доллар или фунт стоит жизни нескольким людям, сражающимся на фронтах или сидящим в лагерях. Сорович и его соратники это осознают, но ведь своя рубашка ближе к телу? И лишь один персонаж против! Лишь один мыслит «дальновидно». Помощь фашистам оборачивается против себя же! И даже мягкие кровати и хорошая еда не затуманивают его мозг. Жизнь без чести не имеет смысла. Потакать врагу — путь к гибели. Его призыв к борьбе вызывает недоумение. И как сказал Сорович: «лишний день жизни тоже подарок судьбы».

    Ты заслоняешь солнце.

    В любом человеке есть семена сострадания и добродетели. И если бы все они взрастали, то разве был бы мир таким гнилым и равнодушным? Но ведь он именно такой?! Альтруизм не в почете, самопожертвование что плевок в бесконечность. Но светлые чувства проявляются вопреки всему. И чем больше зла окружает человека, тем ярче проявляется добродетель. Как белое на черном.

    Призывая к борьбе за свою честь, за свой народ, Бургер пробуждает в евреях совесть. Чувство вины все сильно начинает обгладывать умиротворенные души. Дан толчок и глаза раскрываются. Жизнь засчет чужих смертей вечность не подарит.

    Я делаю то, что нужно.

    Нельзя однозначно осуждать трусость. И мужество от безрассудства имеет существенные отличия. Что дает подвиг кроме чувства собственного превосходства?! Выбор есть всегда, но варианты ведь не всегда равноценны? Угрызения совести не утихают, но и жажда жизни ведь не утолена?

    Дело в принципе.

    Час пробил и героям пора принимать решения. От расплаты не убежать и бремя ответственности не сбросить. Иллюзия свободной жизни при тоталитарном режиме давно себя исчерпала. Храброе и бескомпромиссное сердце требует волевых поступков, а инстинкт самосохранения шепчет об ужасе смерти и уникальности жизни. Дело в принципе. Не в подвигах и славе. Не в трусости и предательстве. Не в деньгах и власти. Дело в жажде жить. И страдания заставили героев понять, что такое настоящая жизнь и какова ее цена.

    Блестящий сюжет. Отличные диалоги, в которых кажда фраза имет несколько смыслов. Множество многоранных героев, чьи характеры раскрываются с новых сторон по мере развития сюжета. Многогранность — вот главное слово фильма! Его идея и смысл! Слово и поступки существуют в единственном экземпляре, но мнение и впечатления всегда будут различаться.

    10 из 10

    p.s Кто видел фильм «Бесславные ублюдки», тот наверняка запомнил проницательного нациста сыгравшего с «ублюдками» в игру в кабаке. Думаю многих зрителей очаровала его бескомпромиссность, преданность и эрудиция. В этом фильме Август Диль (актер сыгравший того самого проницательного нациста) играет не менее бескомпромиссного еврея с высокоморальными принципами и идеалами. Талантливый актер. Стоит присмотреться к нему.

    18 декабря 2010 | 20:00

    Людям зачастую нужны факты. Пустые сухие факты, которые так или иначе будут воздействовать на ход мысли. Вот и «Фальшивомонетчики» — фильм-факт. Суховато-терпкий, но довольно приятный.

    Смотреть фильм стоить хотя бы из-за полученной награды и интересного факта о Второй Мировой.

    Итак, начнем разбор полетов. Фильм начинается с постистории, что говорит о неприкосновенности нашего главного действующего лица — «короля» фальшивомонетчиков Соломона Соровича. То есть в любом случае, что бы не случилось, он выйдет из воды сухой, да еще и с выгодой. Уже неплохо, не считая непредвиденности, которой фильму как фильму, а не факту, не хватает. Но вот авторы нас обрадовали, что все будет хорошо, и начинается завязка.

    Соломона арестовывают и отправляют в концлагерь, откуда он вскоре попадает в закрытый лагерь, где евреи под строгим присмотром фашистов подделывают ценные бумаги для подрыва вражеских экономик. Уже интересно, не так ли?

    Евреям в этом лагере разрешают очень многое. У них преимущество — главное, чтобы работали. Но как бы не так, перед очень важным событием как для немцев, так и для «короля» находится один герой. Адольф Бюргер. Ну а дальше обо всем несложно догадаться.

    Сам герой Бюргера мне не понравился. Может, потому, что сам фильм был снят по его книге, в которой он, конечно же, хотел себя показать с идеальной стороны. Может, Аугуст Диль просто так играет. Но в любом случае Бюргер мне показался излишне симпатичным для общественности (Как Михалков в «12», но об этом чуть позже) и чересчур чистым для такой ситуации. Нет, герои и честные люди всегда были в почете, но как-то не зацепил меня образ.

    Образ же Соломона гораздо интереснее. Хоть и немного скучнее. Он борется только за себя. Делает то, что умеет. Гораздо более адекватная роль.

    Присмотрщик тоже хорош. Добр, но свиреп. Этакая невинная для верхов, но требовательная для подчиненных пешка, несмотря на повышение, полученное после ареста Соровича.

    Актеры достойно смотрятся. Думаю что с тем, что от них требовалось, они справились очень неплохо. Приятно, что не самые известные актеры могут играть на уровне (или даже выше) голливудских «звезд».

    Декорации, для своих денег, выглядят весьма и весьма неплохо. Атмосфера же военных лет в концлагере, как мне кажется, не самых худший вариант, но и лучше опять-же сделать было бы нелегко.

    А теперь о главном. Оскар-2008. Из пяти номинантов мне довелось (в такой последовательности) посмотреть лишь «Монгола» Бодрова, «12» Михалкова и «Фальшивомонетчиков» Руцовицки. Что ж, самым достойным, пожалуй, выглядит, как ни странно, Бодровский фильм. И лишь следом идет фильм-факт про фальшивомонетчиков. Суррогатные «12» вообще не оцениваются, но, к счастью, не о присяжных сейчас речь.

    Американцы, что нисколько не странно, выбрали факт. Это ни хорошо, ни плохо. Это нормально. Когда людям нужны лишь факты — такое кино будет сниматься. И это нормально.

    1 декабря 2008 | 19:10

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>