- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Normandie
У Бога на меня - не те планы, что я представлял...
Для начала, я бы сказала, что это 'кино не для всех' - но не потому, что это - как модно говорить о непонятных массовому зрителю фильмах - 'авторское кино', а потому что... не всем поднятые вопросы могут показаться интересными. Тема поиска собственного пути, отличного от других, тема отторжения со стороны окружающих, отношения к безысходности смерти, например. Но я отношусь к той категории зрителя, которого подобные темы затрагивают, и очень глубоко.
Фильм - польский, и менталитет очень схож с нашим... это чувствуется... да и язык (я смотрела с субтитрами), и к концу фильма процентов 70 понимала, не глядя на перевод...
Сюжет. Ян работает с наркозависимой молодёжью, причём его методы - не классические. Конечно, католическая церковь не приемлет подобного творческого подхода к взаимодействию с прихожанами. Но мне кажется, что такие люди, как главный герой, привносят в мир больше Бога, чем признанные авторитеты, кто его критикует. Такие люди, как Ян - способны видеть свет - даже в тех, кто сам в себе его - не видит...
В процессе развития сюжета мы видим, как, узнав о болезни - окружающие постепенно отворачиваются от главного героя... даже родители. Те люди, которые, казалось бы, должны оставаться с нами, чтобы не случилось...
Образ Женщины также присутствует (как ни странно в фильме о священнике), и он (образ) органично вплетается в сюжетную линию, и усиливает внутреннюю борьбу главного героя.
Я уверена, что имя главной героини - 'Марта' выбрано не случайно. Она символизирует весну, то есть - возрождение, возвращение Яна к жизни.
Одна из ключевых идей этой ленты: даже очень сильная душа, которая глубоко верит в то, что она делает - может сломаться под непосильным ударом от судьбы...
Мне кажется также, что через разговор Яна со своим наставником в монастыре - проявляется тема Предназначения (в широком смысле этого слова). Идея здесь в том, что 'мы должны быть там, где нам нужно быть, и делать то, что следует'.
Одна из самых мощных цитат фильма:
- Ну и что ты подумал о своём боге, когда узнал что ты - болен?
- Что у Бога на меня - не те планы, что я представлял.
- Так просто?
- Вера проста.
По моей шкале я ставлю фильму 10 из 10. Поднятая проблематика, игра актёров, монтаж, цветовая гамма, развитие сюжета, музыкальное сопровождение.
О таких фильмах даже не хочется много говорить... Однозначно в избранные.
Финал - очень важен для любого фильма, поскольку значительно усиливает впечатление от фильма в целом. Финал для меня лично - либо окончательно подтверждает 'Ну и зачем я потратила 1,5-2 часа времени - на 'это', либо оставляет мощнейшее послевкусие, и вызывает волну размышлений - надолго! Признаюсь, я ждала, что в финале выяснится, что факт болезни главного героя - это ошибка в анализах (вообще неясно, как он мог заразиться), но это не случилось. И тем не менее, финал был очень жизнеутверждающим! Трудно поверить, что в таком непростом фильме (а это всё-таки драма) - финальная сцена станет настоящим гимном жизни!!!
И последнее. Мне кажется, если нам удаётся - изменить хотя бы одну человеческую жизнь к лучшему - значит мы живём не напрасно! В конце фильма мы видим, что Яну удалось изменить к лучшему жизни сразу несколько человек! И я надеюсь, что он испытал чувство духовного умиротворения и удовлетворения от того, что сделал.
|
прямая ссылка
05 апреля 2018 | 21:18
Vladimax
Тот, кто не жил, тот не умирает
Сюжетная линия фильма построена на эмоциональных переживаниях главного героя и поиске им нового места в жизни после того, как он узнаёт о своём ВИЧ-диагнозе. Суть проблемы ВИЧ/СПИД с точки зрения медицины в картине практически не затрагивается. Гораздо важнее для режиссёра А. Северина было показать её психологическую сторону - драму человека, которого постиг тяжёлый удар судьбы.
Молодой ксёндз Ян поначалу внешне спокойно принял известие о своей болезни, но затем стал терять внутренний стержень и скатываться к самоуничтожению. В истории насчитывается немало случаев, когда подавленное психологическое состояние становилось 'червем', который поедал организм, способствуя его физическому разрушению. И здесь хочется спросить: что подвигло Яна на то, чтобы пройти тест на ВИЧ? По его словам, он не является ни гомосексуалистом, ни наркоманом, которые согласно официальной медицине находятся в основной группе риска. В фильме, правда, упоминается о жизни героя в Африке, однако поведение его там также не даёт повода для обращения в амбулаторный кабинет. И всё же - какую цель преследовал герой, ведь он должен был отдавать себе отчёт в том, что позитивный результат теста неизбежно перевернёт его жизнь. При этом наверняка, если бы Ян не озаботился анализом на ВИЧ, он продолжал бы вести привычную ему жизнь. Напрашивается мысль, учитывая религиозный замес фильма, а не испытание ли это божье, не наказание ли за другие грехи, но тогда какие? И вот здесь приходится гадать над режиссёрским замыслом, который переплетается реальностью и вымыслом, граничащими с религиозной мистикой. Зачем 'заваривать кашу' с привкусом вируса, не дав тому сколь-нибудь понятное объяснение?
Штрихами автор картины показывает отношение окружающих к диагнозу героя. Мать по сути винит его, абсолютно не понимая, что жертвой подобной ситуации может стать каждый. Её, похоже, больше заботит реакция знакомых, их осуждение, поскольку она, боится 'позора', а ещё больше - одиночества, которое может лишить её привычного круга общения, его расположения и благосклонности. Но 'Не судите, и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете' (Лука, 6,37). В обществе, в котором существуют предубеждения в отношении ВИЧ-инфицированных, стоит подумать о сохранении тайны диагноза. Несмотря на то, что Ян, в общем-то не скрывает своей болезни, информация о ней оказывается в монастыре раньше героя, породив перетолки и опасения, в том числе по поводу урожая, который, выращен его руками и может отпугнуть покупателей. А момент в душе, когда молодой монах берёт мыло из рук героя? Испуг в его глазах лучше всего передаёт невежество обывателей, давно переросшее в фобию. Ничто сейчас, за исключением, пожалуй вируса Эболы, не вызывает среди людей такого ужаса, как ВИЧ/СПИД. Хотя существует масса других болезней, к примеру те же рак и пневмония, показатели смертности от которых по статистике гораздо выше. Тут недалеко до призывов к изоляции инфицированных от общества и заточения их в резервации. Фильм 'Гаттака' режиссёра Эндрю Никкола с Итаном Хоуком и Джудом Лоу весьма красноречиво описывает реализацию подобных настроений.
Герой, будучи когда-то пастырем для наркоманов, сам оказался среди изгоев. Его преследуют душевные метания, но что это? Жалость к самому себе? В таких случаях люди часто задают себе один и тот же вопрос: 'Почему я?'. Стыд за грехи, но какие, если заражение не имеет к ним никакого отношения? Обида на бога, который послал тяжкое испытание, но главное - за что? В любом случае остаётся недосказанность.
Ян нашёл в себе силы вернуться к служению богу, а значит и людям, которые в Польше в большинстве своём являются ревностными католиками- кто в силу впитываемого с пелёнок с молоком матери религиозного воспитания, а кто просто в силу сложившихся традиций. Вера в себя, желание жить и творить на благо людей, как бы это пафосно ни звучало, придаёт смысл существованию человека. И в этом плане диагноз героя дал ему возможность переосмыслить свою жизнь, своё предназначение. Его ждут те, кто в нём нуждается. А может ли быть ориентиром слабый духом? Нет! Поэтому, как бы ни было трудно, герой решает пересилить свои страдания и продолжить жить дальше. Он отказывается принимать токсичные лекарства, которые лишь ухудшают его самочувствие. Ведь всё равно нет чудодейственного зелья, которое раз и навсегда избавит от напасти, так какой смысл глотать таблетки? В конце-концов, все люди смертны - разница лишь в том, что кто-то из них покинет этот свет раньше.
6 из 10
|
прямая ссылка
29 сентября 2014 | 01:12
abu Salama
Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь (Притч.17.3;)
Анджей Северин, один из самых знаменитых польских актёров, решил попробовать себя на режиссёрском поприще. Выбрав сложную тему для своего дебюта, он представил на суд зрителя вполне достойное кино. Искушение (испытание, экзамен) в жизни христианина, в данном случае священника. - Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. (Рим.8.35;) Эти слова апостола Павла могли бы послужить эпиграфом к фильму.
Главный герой, молодой ксёндз Ян (Михал Жебровский), занимается на приходе с молодыми ребятами-наркоманами. Типичная внутрицерковная ситуация, пастыря, пользующегося авторитетом и доверием у прихожан священноначалие решает перевести на другой приход. В фильме - отправить на учёбу в Рим. Вполне естественный ропот и возмущение и в его душе, и в среде ребят, для которых он является последней опорой. Легко с горяча махнув рукой, сказать что нет правды и в Церкви, один произвол. Это будет часть правды, но далеко не вся. Кто-то из святых сказал: Стремись за мышиной вознёй человеческих взаимоотношений, увидеть десницу Господню. Христианин стремится служить Богу, но Бог Сам указывает ему путь, и путь этот не будет лёгким. Любое дело, как золото в огне, должно очистится в горниле искушений, что бы в нём сгорели человеческие страсти.
Не собираясь 'сдаваться' и оставлять приход, Ян узнаёт что он болен СПИДом. Мать воспринимает известие о болезни сына как позор для семьи, фактически по-фарисейски отворачиваясь от него. Режиссёр хорошо показал, как меняется мир вокруг, вернее он меняется в глазах главного героя. Теперь ему представляется, что люди смотрят на него со смесью сожаления и брезгливости. Ян, с благословения священноначалия, едет в монастырь. Разумный поступок, углубиться в себя, сосредоточиться на молитве, укрепиться духовно. Вместо этого, он развивает бурную деятельность на огороде, почти не посещает службы, пытаясь тем самым что-то доказать себе и другим. Духовник говорит ему о гордыне, о том что высота духовного подвига измеряется глубиной смирения. И он и друзья напоминают ему, что пастырь должен быть со своей паствой, которая в нём нуждается, а не растить петрушку. Не спроста, на трапезе, для чтения, ему попадается отрывок из книги Иова: Вот, ты наставлял многих и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял. А теперь дошло до тебя, и ты изнемог; коснулось тебя, и ты упал духом. Богобоязненность твоя не должна ли быть твоею надеждою, и непорочность путей твоих - упованием твоим? Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? (Иов.4.3-7;) Покидает монастырь Ян отнюдь не укрепившись духовно, скорее бежит гонимый демоном, в состоянии уныния, которое подведёт его к черте отчаяния, и даже попытке суицида.
Если коснуться конкретики, то к фильму есть ряд замечаний. Сцена в костёле у гроба девушки Марыси, при том что поставлена она очень эмоционально и ярко, при том что проповедь произнесена смело, при всём при этом остаётся вопрос по существу: из самой проповеди следует, что передозировка была добровольной, то есть суицид, что исключает возможность отпевания, тогда что это было? Не понятно зачем, автор оставляет зрителя в недоумении касательно способа инфицирования. Ян твёрдо говорит, что не имел сексуальных связей, не принимал наркотики. Ранее он нёс церковное послушание в Африке, где легко мог заразиться, но на вопрос не могло ли это случиться там, тоже твёрдо отвечает - нет. Таким образом зрителю остаётся решать этот вопрос самому. В конце, на мой взгляд, нет процесса покаянного перерождения, обновления, путь восхождения от уныния к духовному ликованию потерялся в монтажной, а скорее всего отображает реалии западной религиозности. Ну и концовка получилась слишком сладкой, в духе политкорректности. И тем не менее, в целом, фильм весьма хорош. Такое кино сейчас в дефиците, рекомендую.
9 из 10
|
прямая ссылка
24 апреля 2014 | 19:13
|
|