всё о любом фильме:

Свободное плавание

год
страна
слоган-
режиссерБорис Хлебников
сценарийБорис Хлебников, Александр Родионов
продюсерРоман Борисевич, Наталья Борисевич, Андрей Муртазалиев, ...
операторШандор Беркеши
композитор-
художникОльга Хлебникова, Светлана Михайлова
монтажИван Лебедев
жанр мелодрама, комедия
сборы в России
$42 500 сборы
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время101 мин. / 01:41
Главному герою фильма 20 лет. Он живет в небольшом городке, где есть только один детский сад, одна школа и один завод. Будущее большинства горожан заранее предопределено.

Но неожиданно завод закрывают, и герой первый раз в жизни решает вопрос, чем же ему заниматься в жизни. Он плывет по течению: работает на городском рынке, получает регулярные отказы в вакансиях на бирже труда, ходит на местные дискотеки.

Сюжет развивается по классическим канонам сказки: у героя есть три желания и три дороги. Но в этом городе ни одна из них не приведет героя к его судьбе. В один прекрасный момент из тумана покажется баржа с колесами и приводом от старого трактора и увезет его из этого города.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
3 + 0 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 4.0/10
    Познакомившись сначала с этим фильмом одного из участников творческого тандема Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, ранее создавших весьма перехваленный «Коктебель», а через год также увидев и отдельную работу Попогребского «Простые вещи», всё-таки хочется отдать предпочтение последней. И более того — что не особо устраивало в их совместной картине, как раз проявилось очевиднее всего в «Свободном плавании». Несмотря на название и вроде бы свободную структуру повествования, в которой внесюжетные элементы и различные режиссёрские придумки должны, видимо, интересовать больше, нежели внятный рассказ о молодом парне из провинции, не знающем, куда податься и чем заняться, эта авторская необязательность и сценарная рыхлость начинают постепенно досаждать. И в своей самостоятельной ленте Хлебников, пожалуй, ещё больше нуждался в тех ножницах, которые подарила обоим творцам «Коктебеля» известная постановщица Агнешка Холланд во время вручения премии на Московском кинофестивале в 2003 году. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 674 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Плавание» по сути, такая же притча, каковой был и «Коктебель». Но если дебютная картина ставила вопрос «куда (и зачем) идти?», то «Свободное плавание» задаётся другим, не менее сакраментальным для русского человека вопросом — «что делать?». В центре повествования — житель небольшого провинциального городка Лёнька, который в ожидании призыва в армию ищет различные способы заработать, чтобы помочь матери сводить концы с концами. Он и рад бы честно трудиться, но родной завод скупают американцы и увольняют всех работяг. Сидеть на рынке и «впаривать» жителям некачественную обувь совесть не позволяет. Биржа труда предложила ему вакансию штукатура, а там сплошь женщины предпенсионного возраста… Дольше других работ он задерживается в бригаде по ремонту дорог, но и оттуда вылетает за правду.

    Вот в сущности и вся фабула фильма. Расскажи кому-нибудь, что это фильм про парня, который не может найти работу, а любимую девушку которого зовут Хрюша, в жизнь никто не пойдёт это смотреть в кинотеатр. А если сказать, что это картина о том, как русская душа мечется в бесплодных поисках самоидентификации и не находит себя, что будет тогда? Реакция наверняка будет другой. И произойдёт это только потому, что в этом фильме не столько важно «что?», сколь важно «как?» и «почему?».

    Не боясь сильно ошибиться можно констатировать, что в русский кинематограф пришёл новый режиссёр со своим уникальным, ни на кого не похожим киноязыком. Да простят меня иные режиссёры, но все эти многочисленные дозоры, антикиллеры и девятые роты со всеми их достоинствами и недостатками мог снять абсолютно любой профессиональный постановщик. В них нет авторского стиля, который с первых кадров отличает картины Тарковского, Параджанова, Германа. Они работают, а не творят. У Хлебникова свой стиль есть, и не увидеть (и услышать!) его может только камень. Уже в «Коктебеле» этот стиль заявил о себе в полный голос (теперь понятно, благодаря кому). В «Свободном плавании» он продолжает выкристаллизовываться, набирать силу. Кино Хлебникова, это классическое «движущееся изображение». Каждый кадр — законченная картина, внутри которой своей жизнью живут герои, и, что удивительно, зритель эту жизнь чувствует! По проезду автобуса, по голосам, по ожиданию возможного события. Для картины вообще характерно обилие проездов, панорам и общих планов, плавность повествования, выражающаяся в нарочитой затянутости отдельных сцен, немногословность персонажей, прерываемая изредка ярчайшими вулканами монологов. Но самое, по-моему, главное в этом фильме — это ощущение течения времени. Это течение во всём — в развевающихся рубашках велосипедистов, в проносящемся за окном автобуса пейзаже, в ремонте бесконечной дороги под разными названиями. И в смене партнёрш на сельской дискотеке тоже есть это течение времени. Поэтому весьма симптоматично, что главный герой в открытом финале нашёл своё место на небольшой волжской барже, ведь вода как ничто другое не олицетворяет собой понятия «течения».

    Нельзя не упомянуть и потрясающий, бьющий в десятку юмор, фирменные обсценные диалоги и прекрасную игру «нераскрученных» актёров, некоторые из который и актёрами-то, по-моему, не являются.

    Резюмирую. «Свободное плавание» — прекрасный авторский фильм со своей неповторимой атмосферой и ярким колоритом. История мятущейся русской души в безнадежных поисках ответа на вопрос «что делать?». Пить? Любить? Работать? Жить? Наверное, всё-таки, последнее…

    9 из 10

    30 апреля 2015 | 20:49

    «Свободное плавание» Хлебникова удобно рассматривать в ретроспективе. Те времена, которые сейчас именуются периодом стабильности, в одном из самых знаменитых российских фильмов прошлого десятилетия отображены как полная деградация культурной и экономической жизни в провинции. Если когда-нибудь о начале двадцать первого столетия будут судить по образам кинематографа, то свидетельство Бориса Хлебникова будет очень неприятным.

    Впрочем, едва ли режиссер ставил себе целью раскритиковать российскую реальность, поскольку «Свободное плавание» больше похоже на фантазию на тему жизни в глубинке. Моменты, которые соответствуют действительности, сменяются ироничными зарисовками. Даже не так: «Свободное плавание» само по себе ироничная зарисовка, сквозь которую проглядывает нелицеприятная действительность. Леня, практически сразу же лишившийся своей первой работы, отправляется в длинную Одиссею по просторам предложений службы занятости. Всё, что может предложить ему государство — это низкоквалифицированные должности с зарплатой, не превышающей 4000 рублей, странные, с многочисленными подвохами. Развлекается Леонид в сельских клубах, любит простоволосую школьницу. У него не что, а чо. Пожалуй, Леня быдло, но, в общем, он хороший молодой человек, который ищет себя на руинах когда-то великой империи.

    В свободном плавании, в которое отпускают героя родители и государство, за него отныне никто не несет ответственности. Выплывешь — молодец, не выплывешь — и поделом тебе, колхозник. Но, казалось бы, наивный, Леня никогда не терпит помыкательств и издевательств над собой. Чуть что, сразу в глаз и гордо уходит. Хлебникову удается создать ряд ярких персонажей, что называется, из народа, больше похожих на героев баек и анекдотов. Они могли бы родиться в одном из собственных монологов, порождая себе подобных, репродуцируя и распространяя их. При этом, они вполне себе реальны. Загляните на любой завод, который еще не закрылся, или во дворы, где спивается молодежь. Леня плавает в мутной воде, но спасет его (или наоборот топит) порядочность и чувство юмора у режиссеров.

    Если не подходить к «Свободному плаванию» как к социальной критике, а это непросто, потому что Хлебников начал снимать средний класс лишь в последних фильмах, то перед нами предстанет изобретательный трагифарс о том, как трудно быть хорошим. Российский такой, чуточку абсурдный, близкий, а, главное, не мрачный. Возвращаясь к ретроспективности ленты, странно, что Хлебников уводит героя в неведомом направлении. Для Лени, может быть это и хорошо, а для страны, как оказалось, плохо.

    8 июня 2013 | 22:40

    Прежде чем говорить о своих впечатлениях, хочу отметить две расхожие ошибки, связанные с этим фильмом.

    Во-первых, это не комедия! Готов согласиться на трагикомедию, а точнее все же будет забытый жанр — бытоописание. На полях отметим, что очень часто в прокат идут НЕкомедии, анонсируемые как комедии. Наверное, для коммерческого успеха надо пообещать зрителю легкую ржачку…

    Во-вторых, на мой взгляд неверно было бы говорить, что это кино про глубинку, провинцию, «Немосковию». С таким же успехом можно сказать, что «Скотская ферма» — книга про сельское хозяйство, а, скажем, «Ревизор» — пьеса исключительно про нравы провинциального городка. Конечно же, замысел гораздо шире, это кино про жизнь, про нас, и в глубинке конечно, но и не в глубинке в равной степени. Разве провинцией ограничиваются поиск своего пути, бессмысленность повседневной жизни, бездуховность и обездушенность, первая влюбленность? Разве от того, что на заднике не виден Москоу-Сити и по дорогам ездят разбитые Жигули, а не Ауди, сужаются концептуальные рамки фильма?

    Ну и о своих впечатлениях. Отличное кино, медленное, но не скучное, не пафосное, но не мелкое, нарисованное акварелью, зыбкое, как туман над Волгой, из которого символом надежды выплывает нелепое сооружение с железными колесами. Если вы готовы задуматься, нет, даже не так… если вы готовы погрузиться в размышления о времени и о себе, причем размышления без излишней и вычурной философичности — очень рекомендую посмотреть это кино.

    8 из 10

    29 марта 2009 | 23:30

    «Красота по-американски» — кто не помнит простую запоминающуюся мелодию (тема летающего пакета)? Казалось бы лучшей роли полиэтиленовый пакет уже сыграть не сможет… Нет, смог! (отличный и ёмкий эпизод!) В фильме Бориса Хлебникова даже коза смогла сыграть! Про остальных актеров мы и говорить не будем — ти-па-жи!

    Конечно, картина — не комедия. Скорее — не чистая комедия. Уж больно тонок и своеобразен юмор. Наверное некоторой части зрителей он будет непонятен. Не понятен именно тем, кто живет в показанной атмосфере. Для них это норма. Сатира же будет видна только на контрасте с реальной полноценной жизнью… Не скрою, после нескольких командировок в глубокую провинцию, я возвращался буквально выжатым морально. Такого ощущения полнейшей бесперспективности и абсолютной безнадёги я не испытывал нигде и никогда, кроме как в мелких городках и поселках нашей бескрайней Родины. Не смеяться надо, наверное, а плакать…

    Вот, такая она, красота по-русски.

    16 января 2013 | 11:05

    Сложно снять просто и лаконично, да чтобы было понятно и не противно. А Борис Хлебников снял. Ножницы, которые ему и Алексею Попогребскому подарили вместе со специальном призом жюри на XXV ММКФ за «Коктебель», явно пригодились. Немногословный фильм с провинциальной, даже захолустной «натурой» получился очень динамичный и пронзительно красивый.

    Тема актуальна в любом пространстве и даже времени, обычно звучит со стихотворным пафосом: «Молодой человек ищет свое место в жизни». В этот раз обошлись без надрыва в голосе. Напоминает древнюю притчу где-то подслушанную простым человеком без ученой степени и пересказанную им на свой лад где-нибудь на автобусной остановке. Вот уже представляешь, как он сидит, затягивается «Примой» (простите за штамп), молчит немного… и продолжает свой рассказ, сопровождая его легким русским матком.

    Начальник-демагог, молчаливая мать-труженица, друзья раздолбаи, дураки и дороги — какая же русская притча без них. И, конечно, любовь: «Хрюшка, ты очень красивая! — Я — не хрюшка! — Как не Хрюшка, когда ты Свинья?»… Как не любовь, когда это любовь?

    12 января 2009 | 17:43

    Минималистичная драмеди. Характеры обнажены и вычищены до примитивизма. Кино ситуаций, а не актёров. Герои узнаваемы и растворяются в полихарактерности. Фильм эксплуатирует сельскую ментальность, доводя некоторые ситуации до абсурда и выставляя героев на показ зрителю, как персонажей в цирке уродцев. Несмотря на одиозность большинства участников картины, впечатление в целом складывается довольно благоприятное и лёгкое. Главный герой симпатичен и вызывает сопереживание.

    Слышал обвинения фильма в бесцельности и размытости сюжета. Но, как раз это в данном случае мне кажется очень удачным и затягивающим. Кино можно обозвать социальным роуд-муви. Историей пути человека, у которого нету определённой цели, но который следует за знаками, всплывающими, как подсказки от ангела хранителя.

    У меня создалось впечатление, какой-то сказочности происходящего. Какой-то радостной тихой уверенности, что всё обязательно будет хорошо. Этакий новый Иванушка Дурачок.

    Конечно фильм не идеален. Простота иногда слишком наивна и не вызывает доверия, но лёгкий юмор и ирония вызывают улыбку, а доброта и детское очарование главного героя оставляют приятное впечатление. Некие социальные обнажения, которыми авторы тычут зрителя в нос, могут вызвать смущение и лёгкую грусть. Открытый же финал не умаляя эту лёгкую меланхолию, всё же настраивает на позитивный лад.

    Режиссёр Борис Хлебников получил за этот фильм награду на кинофестивале Кинотавр 2006.

    Александр Яценко, исполнивший главную роль, ныне довольно востребованный актёр. Снялся в довольно большом количестве фильмов и сериалах, среди которых есть и относительно неплохие: Мне не больно, Шик, Обратная сторона Луны.

    Подружку главного героя исполнила Дарья Екамасова, которая в 2012 году получила Золотую Нику за лучшую женскую роль в фильме Жила-была одна баба.

    26 ноября 2012 | 07:04

    Очень человеческий славный фильм, связывающий современность с хорошей традицией: актуальная, современно снятая (с китановскими длиннющими планами) и правильная какая-то история (в захолустном городке новые хозяева закрывают единственный завод, рабочие которого какой только дурью не маялись, и старательный пацан ищет новую работу) рассказана с интонациями советской лирической комедии середины 70-х — которая, как известно, была не всегда смешной, но всегда трогательной. Именно этому расчудесному периоду отечественной истории текущий момент и пытается, как известно, соответствовать (а чо, все похоже: высокие цены на нефть, нестарый Брежнев, рост импорта и мягкое подкручивание гаек).

    Несмотря на некоторую благостность, кино получилось честным и, если вдуматься, жестким. На два десятка персонажей, каждый из которых вполне себе колодец бездонной души, приходится всего-то два дееспособных человека: сам Ленька и один из его работодателей, кавказец, придумавший безотказный способ торговать обувью на рынке: он, встав на колени, ловит прохожего за щиколотку, глядя несчастному (утомленной бытом красавице средних лет или сварливому дедушке) в глаза, сдергивает с него ботинок, нежно надевает новый и, не сбивая прицела, мягко говорит: «Полторы тыщи». Покупатель молча лезет за деньгами и уходит в новых чеботах.

    Прочее население все больше пьет, врет и языком крутит. Особенно хорош пузатый трепобол-дорожник, несущий невероятную и безостановочную пургу на тему квалифицированной работы и пугающий ленькиных дружков, пришедших посмеяться над героем в оранжевом жилете: «Зато вас в армию не возьмут, у вас же по 6-7 сотрясений мозга на каждого, а его возьмут. После драки должны кулаки болеть, а не голова».

    При этом я не готов сказать, действительно ли это такой прекрасный фильм, или мой полувосторг имеет корпоративные корни: как известно, «Свободное плавание» признали лучшей картиной прошлого года отечественные журналисты — и больше вроде бы никто.

    14 ноября 2013 | 17:25

    Арт-хаус и есть арт-хаус — ни дать, ни взять. Вот и чего требовать со «Свободного плавания»?.. Снят с точки зрения режиссуры отлично, но кроме нее ведь должно быть еще что-то. Показать историю молодого человека, который ищет себя, таким размерено-тягучим и жвачным темпом — надо уметь. Складывается ощущение, что режиссер снимал кино не для зрителей, а для себя, совершенно узкого круга приблеженных и диких фанатов арт-хауса. Наполовину немое кино, бессмысленные диалоги и сцены, в которых герой полчаса медленной походкой бредет к баркасу или смотрит на звездное небо. Тема поиска себя в юношеском возрасте не раскрыта абсолютно. Я смотрел и ждал, ну когда же, когда произойдет хоть что-нибудь интересное. Не дождался. Очень размеренная лента, которая отлично подойдет меланхоликам.

    6 из 10

    23 августа 2013 | 23:40

    Редчайшего качества режиссура и потрясающе чистая игра всего актерского состава! Ни одной «фальшивой ноты»- и может даже не самое главное, что фильм показывает реальные и насущные проблемы «Замосковья».

    Можно просто смотреть кино, понимая, что все это может происходить где-то рядом с тобой, вокруг тебя, ты медленно погружаешься в мир, показанный на экране, и в последних кадрах ты уже на корабле, вместе с Леней смеешься, и слушаешь его рассказы.

    Кстати, фильм награжден премией «Белый слон» — Национальной премией кинокритики и кинопрессы как «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура». Надеюсь, это только начало.

    Аплодируем стоя!

    8 февраля 2007 | 17:00

    После просмотра «Как я провёл этим летом» у меня возникло ощущение, что что-то проходит мимо меня, а я не замечаю. Добавим сюда ещё и то, что фильм «Свободное плавание» тех же Коктебелевцев в самом что ни на есть лицензионном виде, давно числился в моей коллекции. И вот нахлынула на меня волна патриотизма. Выдался подходящий вечерок и в кинопуть.

    Памятуя о том, что в случае с «летом» пиарщики явно прокололись, то на этот раз решил ничего не читать. И как выяснилось, что в принципе это всё было не важно. Можно было прочесть, а можно и не читать.

    Фильм мне показался эдаким маховиком, который очень долго раскручивался, потом раскрутился потом так же медленно начал останавливаться. Наверное, это правильно. Провинциальная жизнь не блещет остротой сюжета. Ну, там, разборки в клубе, что-то ещё местечковое. И не торопливое и малословное. «Тихо и незаметно» — как пишут на некоторых форумах. Это не беда фильма, в которой охотно и весело обвиняют любители экшена. С другой стороны на селе не так много философов и психологов, чтобы мучиться мировыми проблемами. Как следствие фильм активно распугивает зрителей. Одним не хватает кетчупа, другим натянутости и напряжения.

    Что же мы имеем и что имеет нас. Как минимум три момента мне не понравились. Первый — любовная линия, которая была не просто параллельным сюжетом, она была перпендикулярным сюжетом. Она настолько была топорной и простецкой, что ну никак не вязалась со всем остальным. Не убедительно раз и не верю два.

    То, что концовка получилась как с бухты Барахты. Ну не знаю, не знаю, возможно, в другом фильме это бы прокатило, но здесь выглядело как действие стоп-крана. Раз и всё…

    Ну и ряд сюжетных ходов тоже как бы доверия не внушили…

    Фильм, хотя и уступает «лету», но посмотреть полезно, хотя большинству, думаю, фильм не поглянется. Сельчанам, потому что они все эти дела видят изо дня в день, а горожанам это просто не понять.

    Первейшим делом отмечу работу оператора, который и планы находил великолепные и движение отображал и фокусы наводил.

    Отмечу кастинг. Персонажи на редкость харизматичные и запоминающиеся. Особенно дорожники, причём все без исключения.

    Юмор. Он есть, хотя и возможно слегка искусственен. Вот уже второй день прошёл после просмотра, а и я и жена нет, нет да ввернём словечко оттуда в нашу речь. «Нащальника» вообще молодца, вот с его финальным выходом создатели, пожалуй, перемудрили.

    Неторопливость. В нашем новейшем кино это становится прямо-таки фирменной фичей. Во многих мало-мальски заметных отечественных лентах и темп смолистый и речь малословна. Возможно, это что-то национально-современное. Может действительно сказать нечего, да и так уже столько всего сказано теми же начальниками. Ведь подавляющее число диалогов завязано именно на него.

    Актёры молодцы. Думаю, они и сами слабо представляли, кого и как играть, а в результате именно эта неопределенность и оказалась самой что ни на есть правильной схемой.

    Ну и, наконец, лично для меня. Это может и не самый лучший фильм отечественный, но он наглядно показывает, что шансы у нашего кинематографа имеются.

    7 из 10

    17 мая 2010 | 09:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>