всё о любом фильме:

Свободное плавание

год
страна
слоган-
режиссерБорис Хлебников
сценарийБорис Хлебников, Александр Родионов
продюсерРоман Борисевич, Наталья Борисевич, Андрей Муртазалиев
операторШандор Беркеши
композитор-
художникОльга Хлебникова, Светлана Михайлова
монтажИван Лебедев
жанр мелодрама, комедия
сборы в России
$42 500 сборы
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время101 мин. / 01:41
Главному герою фильма 20 лет. Он живет в небольшом городке, где есть только один детский сад, одна школа и один завод. Будущее большинства горожан заранее предопределено.

Но неожиданно завод закрывают, и герой первый раз в жизни решает вопрос, чем же ему заниматься в жизни. Он плывет по течению: работает на городском рынке, получает регулярные отказы в вакансиях на бирже труда, ходит на местные дискотеки.

Сюжет развивается по классическим канонам сказки: у героя есть три желания и три дороги. Но в этом городе ни одна из них не приведет героя к его судьбе. В один прекрасный момент из тумана покажется баржа с колесами и приводом от старого трактора и увезет его из этого города.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
3 + 0 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 4.0/10
    Познакомившись сначала с этим фильмом одного из участников творческого тандема Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, ранее создавших весьма перехваленный «Коктебель», а через год также увидев и отдельную работу Попогребского «Простые вещи», всё-таки хочется отдать предпочтение последней. И более того — что не особо устраивало в их совместной картине, как раз проявилось очевиднее всего в «Свободном плавании». Несмотря на название и вроде бы свободную структуру повествования, в которой внесюжетные элементы и различные режиссёрские придумки должны, видимо, интересовать больше, нежели внятный рассказ о молодом парне из провинции, не знающем, куда податься и чем заняться, эта авторская необязательность и сценарная рыхлость начинают постепенно досаждать. И в своей самостоятельной ленте Хлебников, пожалуй, ещё больше нуждался в тех ножницах, которые подарила обоим творцам «Коктебеля» известная постановщица Агнешка Холланд во время вручения премии на Московском кинофестивале в 2003 году. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 674 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    В последнее время во мне появилась любовь к фильмам, которые показывают реальность, повторяющую обычную жизнь, фильмы, героев которых можно сравнивать с собой любимой. То есть, никто не запрещает героев любого фильма сравнивать с собой, но я сейчас пишу о так называемых жизненных фильмах. В таких фильмах должны быть поставлены проблемы, близкие многим и многим зрителям. Пожалуй, даже необязательно, чтобы сюжет рассказывал о современных нам людях. Хотя картина «Свободное плавание» рассказывает как раз о современном молодом человеке. И пусть он живёт в провинции, а я в большом городе, всё-таки что-то в его судьбе заинтересовало меня — и вот теперь я пишу отзыв к фильму «Свободное плавание».

    Я уже не в первый раз слышу об этом кино, что его «сюжет развивается по классическим канонам сказки: у героя есть три желания и три дороги. Но ни одна из них не приведет героя к его судьбе». Видимо, авторы фильма так задумывали, только их задумка не очень удалась. Это правда, что герой три раза неудачно устраивается на работу: продавцом обуви, маляром и дорожным рабочим. И всё же построение его истории по сказочным канонам получилось очень невнятное. Да и место работы — не то же самое, что судьба. Кстати говоря, эти метания с устройством на работу, это «свободное плавание», когда человек нигде не может найти ни место в жизни, ни место работы, мне знакомы. У меня тоже было время, когда я не могла устроиться. С голоду, конечно, не помирала, но приятного мало. В конце концов, пришлось устроиться в такое место, которое мне не очень нравилось, и так — несколько раз. Так что герою фильма могу посочувствовать.

    Ещё одна тема, звучащая в фильме — тема русской провинции. Та же безработица плюс неустроенность жизни, скука. Нет ничего интересного в родном городе Лёни — так, вроде бы, зовут главного героя. Я признаюсь, что не очень люблю произведения, в которых превозносятся радости провинциальной жизни. Лето хорошо проводить где-нибудь на даче или у бабушки, моя бабушка вот как раз живёт в маленьком городке. Но жить там постоянно мне представляется скучным занятием. Я слышала, что один паренёк, приехав в Санкт-Петербург на учёбу, сказал, что один месяц в этом городе для него как полгода в деревне. Фильм «Свободное плавание» и показывает, каково это — жить на периферии. Думаю, что показывает правдиво. И этим настраивает меня в свою пользу. Ну да, живут же люди и в провинции. Так им деваться некуда. Понятно, что всё зависит от индивидуальных качеств человека. Но многие из тех, кому в провинции жить нравиться, наверное, просто привыкли к такой жизни. Хотя то же самое можно и о городских жителях сказать.

    В общем, в фильме «Свободное плавание» провинциальная жизнь представлена не в самом лучшем свете. Но и в ней можно найти светлое пятно. И пуститься в то самое свободное плавание, только уже по собственной воле. Короче, герой всё же нашёл работу по душе. Хотя мне конец фильма всё равно показался никаким. С девушкой наш герой всё-таки расстался, да что там — он и не встречался с ней, хотя ни он, ни тем более она против не были. А ведь из-за неё Лёня — если его на самом деле зовут именно так — потерял одно из мест своей работы. Кстати, тут в описании фильма говорится, что герою двадцать лет. Но с девушкой он себя вёл как школьник. Не робко, а именно по-детски. Только что за косы не хватал и ранцем не бил. «Когда шлёпнул ранцем ты меня по голове, поняла я, что любовь — до гроба…» — что-то такое пел очень давно шоумен Игорь Угольников, просто вспомнилась эта смешная песенка. Но у нашего Лёни или как там его, ранца просто не было, школу-то он закончил. Между прочим, та девушка, из-за которой он работы лишился, местная краса Хрюша, на своей фотографии на «Кинопоиске» выглядит красивее, чем в фильме. Оператору надо сказать «Сенька, бери мяч!» или уж не знаю кому.

    Конечно, плавать на старой барже от пристани к пристани — тоже ведь не предел мечтаний. Однако на это можно возразить, что и жизни героя предел не наступил. В ней ещё может случиться что угодно (например, баржа эта потонет, хе-хе). Режиссёр просто показал некий отрезок жизни некоего хорошего парня, а заодно показал жизнь небольшого русского городишки.

    Я была на бесплатном показе этого фильма в рамках фестиваля «Виват, кино России!» Тогда несколько человек ушли с показа ещё до окончания фильма. Моя подруга, с которой мы шлялись по всем местам проведения этого фестиваля, тоже звала меня уйти, но я уходить не захотела. Мне всё же было любопытно, чем же завершится эта история неприкаянности, к чему придёт в конце главный герой. А он, выходит, приплыл… Но это ничего, что кино ничем особенным не завершилось, ведь не закончилась и сама жизнь. Так что мы имеем просто жизненное кино: не яркое, ибо повседневность яркой не бывает, тягучее, с не завершённой историей. Но это неплохой, только совершенно не кассовый фильм. Это — картина из жизни.

    8 октября 2009 | 16:43

    «Свободное плавание» фильм Бориса Хлебникова. Неугасающий свет любви к своей работе, привел режиссера к созданию новой ленты — замечательный фильм о нелегкой жизни и нелегком выборе.

    Поэтический реализм, снятый не так уж и классически, а вполне в своем стиле, события фильма, развивающиеся по своей не такой уж и реалистичной модели, но все это не важно, фильм получился замечательным, легким и своеобразным.

    Настоящий киноман снял киноманский фильм. Сатиричный тонкий юмор, наложенный на деградирующую и умирающую реальность, уместен и чувствуется на одном дыхании с фильмом.

    В фильме нету героев, нету плейбоев, много странных людей и страниц их жизни, которая вяло течет в застоявшемся клочке земли, в маленьком захудалом населенном пункте. Где все предначертано и сформировано как общество, так и общественные отношения, которые неизбежно влекут скуку и рутину. Городок, коих во всем мире бесчисленное количество, который живет ради существования, смирившийся и угасающий, а может — это романтичное уединение, где время течет медленней и жизнь спокойна, как сон беспросветного пьяницы.

    История взросления человека и поиска себя в этом мире. Где так трудно и сложно сделать новый шаг, не оступится и попробовать зацепиться за мир своими еще не отяжеленными руками и не обремененным сознанием. Выбор своей дороги жизни, жадное познание мира, всех его сторон и граней и даже скрытых углов.

    Актеры, которые потрясающе карикатурны, которые своеобразны, интересные и ярко выбивающиеся из всей плеяды модных, гламурных коллег. Необъяснимо проникновенные и необычайно притягательные.

    Нелегкая судьба, которая привела героя на плоскодонное судно, заострила внимание на теме приключений. Приключения не оставляют Лёню ни на минуту.

    Символичное судно под названием «Аталанта» (потрясающий фильм, откуда берут истоки вдохновения многие и многие авторы), хотя это и не правда, но упомянуть об этом не возможно. Баржа — как символизм свободного плавания, свободы выбора, нового неограниченного мира, ибо он склонен к постоянной изменчивости.

    Ироничная, сатиричная, легкая и тонкая история о нелегкой ступени жизни, о нелегком выборе и поиске себя и своей мечты. Замечательное кино от представителей новой когорты Российских режиссеров.

    Осталось только посмотреть.

    8 из 10

    24 июня 2014 | 17:20

    Что такое кино без сценария, а что такое книга без слов — это фотография — большое крупномасштабное полотно. Умелый монтажер уложет все представленные линии сюжета, включая комедийные, в 4 — 6 минут.

    К фильму можно «относиться» по разному. А именно так:
    - Если вам жалко 1,5 часа времени (продолжительность ленты) сходите на фестиваль короткометражных фильмов или на хорошую современную выставку картин или фото;
    - Если не жалко, смотрите это кино.
    - А если 1,5-а часов вам показалось мало: выключите компьютер, просто выйдите на улицу и осмотритесь вокруг. Так вы легко сможете стать участником подобного кинофильма, имя которому «жизнь».

    2 августа 2008 | 15:31

    Арт-хаус и есть арт-хаус — ни дать, ни взять. Вот и чего требовать со «Свободного плавания»?.. Снят с точки зрения режиссуры отлично, но кроме нее ведь должно быть еще что-то. Показать историю молодого человека, который ищет себя, таким размерено-тягучим и жвачным темпом — надо уметь. Складывается ощущение, что режиссер снимал кино не для зрителей, а для себя, совершенно узкого круга приблеженных и диких фанатов арт-хауса. Наполовину немое кино, бессмысленные диалоги и сцены, в которых герой полчаса медленной походкой бредет к баркасу или смотрит на звездное небо. Тема поиска себя в юношеском возрасте не раскрыта абсолютно. Я смотрел и ждал, ну когда же, когда произойдет хоть что-нибудь интересное. Не дождался. Очень размеренная лента, которая отлично подойдет меланхоликам.

    6 из 10

    23 августа 2013 | 23:40

    Сложно снять просто и лаконично, да чтобы было понятно и не противно. А Борис Хлебников снял. Ножницы, которые ему и Алексею Попогребскому подарили вместе со специальном призом жюри на XXV ММКФ за «Коктебель», явно пригодились. Немногословный фильм с провинциальной, даже захолустной «натурой» получился очень динамичный и пронзительно красивый.

    Тема актуальна в любом пространстве и даже времени, обычно звучит со стихотворным пафосом: «Молодой человек ищет свое место в жизни». В этот раз обошлись без надрыва в голосе. Напоминает древнюю притчу где-то подслушанную простым человеком без ученой степени и пересказанную им на свой лад где-нибудь на автобусной остановке. Вот уже представляешь, как он сидит, затягивается «Примой» (простите за штамп), молчит немного… и продолжает свой рассказ, сопровождая его легким русским матком.

    Начальник-демагог, молчаливая мать-труженица, друзья раздолбаи, дураки и дороги — какая же русская притча без них. И, конечно, любовь: «Хрюшка, ты очень красивая! — Я — не хрюшка! — Как не Хрюшка, когда ты Свинья?»… Как не любовь, когда это любовь?

    12 января 2009 | 17:43

    «Красота по-американски» — кто не помнит простую запоминающуюся мелодию (тема летающего пакета)? Казалось бы лучшей роли полиэтиленовый пакет уже сыграть не сможет… Нет, смог! (отличный и ёмкий эпизод!) В фильме Бориса Хлебникова даже коза смогла сыграть! Про остальных актеров мы и говорить не будем — ти-па-жи!

    Конечно, картина — не комедия. Скорее — не чистая комедия. Уж больно тонок и своеобразен юмор. Наверное некоторой части зрителей он будет непонятен. Не понятен именно тем, кто живет в показанной атмосфере. Для них это норма. Сатира же будет видна только на контрасте с реальной полноценной жизнью… Не скрою, после нескольких командировок в глубокую провинцию, я возвращался буквально выжатым морально. Такого ощущения полнейшей бесперспективности и абсолютной безнадёги я не испытывал нигде и никогда, кроме как в мелких городках и поселках нашей бескрайней Родины. Не смеяться надо, наверное, а плакать…

    Вот, такая она, красота по-русски.

    16 января 2013 | 11:05

    «Плавание» по сути, такая же притча, каковой был и «Коктебель». Но если дебютная картина ставила вопрос «куда (и зачем) идти?», то «Свободное плавание» задаётся другим, не менее сакраментальным для русского человека вопросом — «что делать?». В центре повествования — житель небольшого провинциального городка Лёнька, который в ожидании призыва в армию ищет различные способы заработать, чтобы помочь матери сводить концы с концами. Он и рад бы честно трудиться, но родной завод скупают американцы и увольняют всех работяг. Сидеть на рынке и «впаривать» жителям некачественную обувь совесть не позволяет. Биржа труда предложила ему вакансию штукатура, а там сплошь женщины предпенсионного возраста… Дольше других работ он задерживается в бригаде по ремонту дорог, но и оттуда вылетает за правду.

    Вот в сущности и вся фабула фильма. Расскажи кому-нибудь, что это фильм про парня, который не может найти работу, а любимую девушку которого зовут Хрюша, в жизнь никто не пойдёт это смотреть в кинотеатр. А если сказать, что это картина о том, как русская душа мечется в бесплодных поисках самоидентификации и не находит себя, что будет тогда? Реакция наверняка будет другой. И произойдёт это только потому, что в этом фильме не столько важно «что?», сколь важно «как?» и «почему?».

    Не боясь сильно ошибиться можно констатировать, что в русский кинематограф пришёл новый режиссёр со своим уникальным, ни на кого не похожим киноязыком. Да простят меня иные режиссёры, но все эти многочисленные дозоры, антикиллеры и девятые роты со всеми их достоинствами и недостатками мог снять абсолютно любой профессиональный постановщик. В них нет авторского стиля, который с первых кадров отличает картины Тарковского, Параджанова, Германа. Они работают, а не творят. У Хлебникова свой стиль есть, и не увидеть (и услышать!) его может только камень. Уже в «Коктебеле» этот стиль заявил о себе в полный голос (теперь понятно, благодаря кому). В «Свободном плавании» он продолжает выкристаллизовываться, набирать силу. Кино Хлебникова, это классическое «движущееся изображение». Каждый кадр — законченная картина, внутри которой своей жизнью живут герои, и, что удивительно, зритель эту жизнь чувствует! По проезду автобуса, по голосам, по ожиданию возможного события. Для картины вообще характерно обилие проездов, панорам и общих планов, плавность повествования, выражающаяся в нарочитой затянутости отдельных сцен, немногословность персонажей, прерываемая изредка ярчайшими вулканами монологов. Но самое, по-моему, главное в этом фильме — это ощущение течения времени. Это течение во всём — в развевающихся рубашках велосипедистов, в проносящемся за окном автобуса пейзаже, в ремонте бесконечной дороги под разными названиями. И в смене партнёрш на сельской дискотеке тоже есть это течение времени. Поэтому весьма симптоматично, что главный герой в открытом финале нашёл своё место на небольшой волжской барже, ведь вода как ничто другое не олицетворяет собой понятия «течения».

    Нельзя не упомянуть и потрясающий, бьющий в десятку юмор, фирменные обсценные диалоги и прекрасную игру «нераскрученных» актёров, некоторые из который и актёрами-то, по-моему, не являются.

    Резюмирую. «Свободное плавание» — прекрасный авторский фильм со своей неповторимой атмосферой и ярким колоритом. История мятущейся русской души в безнадежных поисках ответа на вопрос «что делать?». Пить? Любить? Работать? Жить? Наверное, всё-таки, последнее…

    9 из 10

    30 апреля 2015 | 20:49

    Очень человеческий славный фильм, связывающий современность с хорошей традицией: актуальная, современно снятая (с китановскими длиннющими планами) и правильная какая-то история (в захолустном городке новые хозяева закрывают единственный завод, рабочие которого какой только дурью не маялись, и старательный пацан ищет новую работу) рассказана с интонациями советской лирической комедии середины 70-х — которая, как известно, была не всегда смешной, но всегда трогательной. Именно этому расчудесному периоду отечественной истории текущий момент и пытается, как известно, соответствовать (а чо, все похоже: высокие цены на нефть, нестарый Брежнев, рост импорта и мягкое подкручивание гаек).

    Несмотря на некоторую благостность, кино получилось честным и, если вдуматься, жестким. На два десятка персонажей, каждый из которых вполне себе колодец бездонной души, приходится всего-то два дееспособных человека: сам Ленька и один из его работодателей, кавказец, придумавший безотказный способ торговать обувью на рынке: он, встав на колени, ловит прохожего за щиколотку, глядя несчастному (утомленной бытом красавице средних лет или сварливому дедушке) в глаза, сдергивает с него ботинок, нежно надевает новый и, не сбивая прицела, мягко говорит: «Полторы тыщи». Покупатель молча лезет за деньгами и уходит в новых чеботах.

    Прочее население все больше пьет, врет и языком крутит. Особенно хорош пузатый трепобол-дорожник, несущий невероятную и безостановочную пургу на тему квалифицированной работы и пугающий ленькиных дружков, пришедших посмеяться над героем в оранжевом жилете: «Зато вас в армию не возьмут, у вас же по 6-7 сотрясений мозга на каждого, а его возьмут. После драки должны кулаки болеть, а не голова».

    При этом я не готов сказать, действительно ли это такой прекрасный фильм, или мой полувосторг имеет корпоративные корни: как известно, «Свободное плавание» признали лучшей картиной прошлого года отечественные журналисты — и больше вроде бы никто.

    14 ноября 2013 | 17:25

    Просто блеск. Чувство юмора у создателей фильма потрясающее. В нём есть что-то от королей немого кинематографа — Чаплина и Китона, которых не донимали продюссеры насчёт необходимости экшена и быстрых «выразительных» диалогов.

    Снято намеренно медленно (как и жизнь в провинции), герои не матеряться, а матом разговаривают, их поступки логичны и абсурдны одновременно. Думаю, понравится очень немногим, но это умное уникальное кино.

    18 декабря 2006 | 01:46

    Редчайшего качества режиссура и потрясающе чистая игра всего актерского состава! Ни одной «фальшивой ноты»- и может даже не самое главное, что фильм показывает реальные и насущные проблемы «Замосковья».

    Можно просто смотреть кино, понимая, что все это может происходить где-то рядом с тобой, вокруг тебя, ты медленно погружаешься в мир, показанный на экране, и в последних кадрах ты уже на корабле, вместе с Леней смеешься, и слушаешь его рассказы.

    Кстати, фильм награжден премией «Белый слон» — Национальной премией кинокритики и кинопрессы как «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура». Надеюсь, это только начало.

    Аплодируем стоя!

    8 февраля 2007 | 17:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>