«Я знаю, вы тоже можете это почувствовать. Любите математику вместе со мной»
Очень душевный фильм, мягкий и добросердечный. Несмотря на то, через какие испытания приходится пройти герою – профессору математики, чья память обновляется каждые 80 минут – он всегда остаётся счастливым, видит в окружающем только положительные черты и старается подарить людям светлую частичку самого себя. Даже не думал, что математика может быть настолько увлекательной. Это не просто наука, но, оказывается, – ещё и образ жизни, её философия. Через цифры и уравнения можно выразить самого себя, построить собственные мироощущения, познавать окружающий мир.
Кинолента поднимает множество жизненных вопросов, и в первую очередь – человеческие отношения, необходимость строить их, окружая близких своей заботой и теплом. И для этого совсем недостаточно нанять служанку, дабы она ежедневно присматривала за «больным», будто откупиться. Даже самый далёкий человек при близком знакомстве может оказаться тем, кто поймёт, не станет ограждаться, затыкая собственную совесть.
Так в жизни профессора появляются два человека: домработница Кёоко и её десятилетний сын Рут. Со временем они начинают понимать красоту, скрытую в цифрах, их завораживает любовь профессора к математике. Постепенно, день за днём следуя за его загадками, они начинают исследовать фантастический мир математики, чисел, уравнений, мир, наполненный любовью, теплотой, чистотой и красотой. Профессор помогает понять радость многих вещей: простого человеческого общения, обыденности, бейсбола и любви. Радости от простого понимания того, что они есть друг для друга в этом мире.
Думаю, смотреть киноленту, либо читать одноимённый роман, по которому она поставлена – будет приятно вечером, отдыхая от повседневной суеты и погружаясь в приятный, расслабляющий мир профессора и его друзей.
Человека на вершину животного мира вознесло не умение работать (куда ему до тягловой лошади) и не относительная масса мозга (колибри уделывает по этому показателю хомо сапиенс раза в четыре). Прогибать мир под себя позволило абстрактное мышление. Или, говоря проще, умение строить математические связи по логическим законам. Вот только поколение, измученное айфонами да самсунгами гэлакси, уверенно приравнивает математику к концентрированной мозгосушилке и ни в какую не поддается попыткам семейства преподавателей приобщить себя к великим тайнам разума. И чтобы общество не развернулось на магистрали познания в диаметрально противоположную от истины сторону, менторам и популяризаторам науки приходится упрятывать рациональную красоту в доступную массам слащавую обёртку.
Вот, к примеру, задумай японский режиссер Такаши Коидзуми напрямую стимулировать активизацию математического мышления кратчайшим путем связывания в пучки дружественных и совершенных чисел, то ему пришлось бы снимать короткометражку продолжительностью в пару-тройку минут и размещать сотворенный ролик в ю-тьюбе или выкладывать в к ботаническом сообществе какой-нибудь местной социальной сети. Но ведь можно воспользоваться рецептами «Хатико», применить будулаевско-нолановский приём перманентной амнезии, добавить щепотку детского обаяния и восточноазиатской женской красы, перемешать ингредиенты в классической пропорции и с чувством удовлетворения выпустить работу на широкий экран.
В педантично названном «Любимом уравнении профессора» речь, на первый взгляд, идёт об общечеловеческих ценностях. Получив, вследствие аварии, ограниченный восьмьюдесятью минутами объем оперативной памяти, японский Перельман дарит любовь сынишке горничной, обучая того арифметическим закономерностям и бейсболическим премудростям. Одинокая женщина отогревается сердцем, математик становится кому-то нужным. Так-то вроде так, законы мелодрамы живут и побеждают, но за первой итерацией восприятия следует легкое, заманивающее погружение в мир, где все расписано не божьим озарением, а строго выверенными канонами чисел и следствий, что укладываются в ряды на грифельной доске. От элементарного разложения шестерки на простые множители до экспоненты в степени произведения мнимой единицы и числа пи, к которой при добавлении единицы получаем любимое уравнение профессора. Объясняющее касте посвященных все тайны мира.
Конечно, люди, нырнувшие в омут бесконечной математики здесь симпатичны и очаровательны. Мальчишка, чей череп напоминает знак арифметического корня, превратился в юного Алена Делона японских кровей. Профессор по-ричардгировски элегантен даже в своей забывчивости. Да и окружение главных героев, математические способности которого не выходят за рамки нижнеразрядных счетно-вычислительных способностей, безукоризненно в чистой красоте. Словно эликсир численных преобразований омолаживает и очищает.
Небольшой процент земного населения готов воспринять очарование математической логики. Немногие смогут окунуться в водоворот линий высших порядков, эн-мерных пространств и парадоксальных выводов. И герой Хидэтаки Ёсиоки наивным и доверчивым уроком, который стержнем проходит сквозь всю картину, разбрасывает семена интереса к самой великой из наук, созданной за всю историю человечества. Конечно, практически все зернышки сгинут под иссушающей парадигмой героя нашего времени. Но, возможно, в душах нескольких зрителей появятся робкие всходы, которые со временем позволят присоединиться их владельцам к тайнам абстрактного мышления. Дара, сделавшего человека человеком.
'Всё, что уже не живется, превращается в подделку'
Наверное, порой необходимо осознавать тот печальный факт, что всевозможные ожидания относительно качества отдельных, с первого взгляда удивительных кинополотен могут просто не оправдаться. Именно такая история произошла с очередным маленьким принцем Антуана де Сент-Экзюпери сумевшим найти себе временную обитель во внутренностях «Любимого уравнения профессора».
Во время просмотра перед зрителем предстанет история жизни несчастного, одинокого математика, чья память находиться в постоянном заточении у злополучной болезни. Помнить только последние 80 минут своей жизни... Все равно, что жить вечно в личном, небольшом аду. Во время боли всякий человек обычно кричит. Порой он плачет или прокручивает в своей голове целую цепь небольших событий, которые он при содействии фатума сумел бы изменить во благо собственного будущего. Этот же профессор лишь улыбается, не выражая никаких эмоций на протяжении всего фильма. Существуя в одном из небольших домиков жены своего погибшего брата, он только и рассуждает о свойстве простых чисел и время от времени пытается завести беседу с не менее радостной домработницей.
И основная проблема не в том, что персонажи неправдоподобны, а сюжет откровенно банален. Фильм почти комнатный и выходит на узкие улицы небольшого городка лишь несколько раз. Значит, проблема не в бюджете, отсутствие которого способно вбить в пределы вторичности очень многие картины. Просто «Любимое уравнение профессора» скучен до той крайней степени, что хочешь выключить его уже на середине. И еще… В нем чересчур много математики. Примитивной и сужающей все основные диалоги к противопоставлению цифр с буквенными истинами о семье и, конечно же, безысходности главного героя в целом. В этом небольшом мирке нет даже одной песчинки искренности, которую так сильно желаешь получить от фильмов подобного рода. Начиная от истории рассказываемой повзрослевшим Корнем (так зовут одного из главных героев) и, подходя к финалу, проходящему сквозь массовую идиллию, вас будут поджидать только пустые персонажи.
Хотя даже в таком кино можно найти несколько плюсов. Подобная морализаторская притча очень подойдет для детей, которые только начинают постигать этот удивительный мир. И если для вас совсем недавно подошел 10 день рождения – смотрите «Любимое уравнения профессора» и радуйтесь солнечным денькам над чревом океана…
...опять же, образцовая маленькая сага о любви как долге
С 'Играми разума' этот фильм сравнивать, вообще, нельзя. Абсолютно другой формат. Это все равно что сравнивать 'Ромео и Джульетту' с 'Аватаром' только на основании, что там и там про любовь представителей враждующих кланов. В принципе, это образцовая история про то, что любовь есть долг перед ближним. Чудесная весенняя иллюстрация на эту тему. У японцев про долг - вообще, все идеально выходит, нам бы поучиться.
И, по-моему, оригинально и поэтично показано, как человек, потерявший память, но не утративший доброго взгляда на мир, способен создать вокруг себя вполне гармоничную вселенную... а не ужастик для близких (правда, при условии, что у близких достаточно средств, чтобы содержать его и оплачивать сиделку).
Вы видели взрослого Маленького Принца, с бородой и с морщинами? Теперь Принц переселился в Японию и стал профессором математики. И все бы ничего, только несколько лет назад он попал в страшную аварию, повредил свой мозг и после этого в его памяти стали удерживаться события лишь последних 80 минут. Но чувство красоты и зоркости он не утратил.
В этом фильме имя Маленького Принца не упоминается. Но картина пронизана настроением как раз таки книги Антуана Экзюпери. «Гармония целого в отдельном и есть прекрасное… Важно лишь настоящее… Важные вещи мы должны видеть сердцем…» Все эти истины японский профессор постиг благодаря математике, он влюблен в неё и в числа. Он считает, что цель математики – установить истину. Он умеет видеть мир. Он может научить вас этому.
Это история любви, которую рассказывает школьный учитель по прозвищу Root (что значит – арифметический корень), на вид – совсем юный парень, едва закончивший академический курс, история его любви к математике, которую он хочет передать своим ученикам.
В неспешном доверительном разговоре молодой наставник обращается к временам двенадцатилетней давности, когда его мать устроилась работать к состоятельной даме, чтобы управляться по хозяйству в доме, где проживал пожилой брат её мужа, профессор математики, пострадавший когда-то в автокатастрофе, отчего его память могла хранить события не более восьмидесяти минут.
Каждые восемьдесят минут начинался новый отсчет времени, времени реальной жизни, в которой замыкалось существование этого умного человека, оставляя за его пределами все, что было до и, что будет после. В его памяти осталась только математика и любимая женщина, такой, какой он её видел много лет назад, не замечая теперь, как постарела живущая рядом жена его умершего брата.
Молоденькой домработнице надо было быть не просто по-японски исполнительной, но и невероятно терпеливой, чтобы каждый день начинать с одного и того же разговора со своим новым подопечным, объясняя ему, кто она и зачем к нему пришла, отвечая на один и тот же вопрос, наперед зная реакцию математика.
В этих каждодневных расспросах профессора раскрывается удивительная красота науки, проступающая сквозь отстранённые символы и знаки, связывая математику с отношениями и свойствами характеров человека, обнаруживая дружественность не только среди людей, но и между разными числами.
Действие периодически возвращается в школьный класс, где начинающий наставник продолжает свой вдохновенный монолог – рассказ о математике, иллюстрируя его невероятно красивыми примерами почти вселенского масштаба. А былое вновь возникает конфликтом между влюбленной в свою работу старательной домохозяйкой и ревнующей её к своему беспомощному возлюбленному домовладелицей, которая не смогла разделить с ним привязанности к любимому делу, как и не сумела научиться жить в коридоре времени из восьмидесяти минут.
Японская мудрость любовью к «скучному предмету» соединила одержимого наукой ученого, терпеливую и заботливую труженицу, уставшую от разочарований женщину и десятилетнего мальчика, открывая каждому из них свой путь в счастливое будущее, успевая показать лаконичную красоту живописной природы, яркие характеры и противоречивые отношения людей, дополняя самозабвенную игру актёров тонкими оттенками музыкального звукоряда.
Маленькие штрихи - в мимолётных деталях, глубина - в переосмыслении героями цели и смысла своего существования, позволяющем профессору и его подруге, вопреки ограниченным возможностям, взять максимум, что дает настоящая жизнь, проживая её без оглядки на прошлое и будущее, ценя эти восемьдесят минут, как и следующие за ними другие.
Остается лишь завидовать тем благодарным ученикам, кому достался такой талантливый сэнсей. Хочется любить и терпеть, приходя к взаимопониманию, хочется видеть красоту вокруг: в природе, в людях и безликих математических формулах, также как и профессор, поражаясь изяществу уравнения Эйлера, находя в нем картину падающей в бескрайнем небе одинокой звезды.