К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Эту песню мне не забыть до конца дней. Я отчётливо помню, как слушал её на излёте детства в каком-то фильме. Мои руки аккуратно расставляли на паласе каре и эскадроны солдатиков для очередного Бородинского сражения, а откуда-то сверху на меня «падал» кленовый лист…

А совсем недавно, ранним субботним утром, на телеканале «Культура», пропустив первые минуты, я смотрел фильм детства уже обладателем «вечного» паспорта. С экрана со сцены ещё молодой 40-летний, но уже такой талантливый, Николай Караченцов снова «осыпал» меня рыжим кленовым листом.

Вроде бы банальный музыкальный фильм! Ан, нет!!!

Персонаж Караченцова, такой популярный и маститый советский эстрадный певец начала 1980-х, буквально сходя с подмостков, становится таким простым и нормальным человеком, готовым ради исполнения маленького одолжения перечеркнуть даже свои рабочие планы. (Вы можете себе такое представить!? Лично я – нет. Впрочем, может, действительно, тогда люди были из другого теста.)

Но оказывается, что процесс доставки неказистых солдатиков (даже я, большой любитель военной миниатюры, на таких никогда бы не польстился!) в громадном деревянном футляре может привести к таким фундаментальным последствиям в жизни героя.

Всего три штриха, три встречи, три истории планомерно и целенаправленно выводят заплутавшегося в жизни «счастливчика» на настоящую твёрдую дорогу «к себе».

Вроде бы, упавшая на голову ваза в квартире зашуганной спекулянтки и хук в челюсть от жениха на разрушенной помолвке готовят нас к ещё более тяжёлому продолжению…

Но вот третий, конечный адресат, в исполнении обворожительной Натальи Сайко, проницательностью сердца, теплотой души и слова переворачивает всё «с головы на ноги» – никакие комфорт, удобства и выгоды ничего не стоят, если они получены в результате предательства самых близких и родных тебе людей.

P.S. Чуть не забыл! Героиню Лии Ахеджаковой, не находящей себе места в прямом и переносном смысле слова, безусловно, безмерно жаль. Ведь многие из нас волею судьбы могли и могут оказаться на её месте.

P.P.S. Странная штука – человеческая память. Я, порой, начисто забываю, что было на прошлой неделе, а вот особую, не передаваемую словами, атмосферу просмотренного затылком лет 35 тому назад фильма «Маленькое одолжение» прекрасно помню. И все эти диалоги, в которых в каждом втором предложении невероятная по глубине мысль Виктории Токаревой. И мудрые стихи Леонида Дербенёва с изумительной по простоте и мировосприятию музыкой Максима Дунаевского останутся со мной навсегда:

Кленовый лист, кленовый лист,
Ты мне среди зимы приснись…

10 из 10

09 апреля 2024 | 09:09
  • тип рецензии:

Да, этот фильм из разряда драмы, следовало бы перенести в ненаучную фантастику. Почему? Да потому, что в реальности события фильма фантастичны. Чтобы известный артист, сам по себе, в день выступления с концертом, свободно разгуливал по городу в поисках трёх однофамилиц, само по себе фантастично. Чтобы получать по голове то ли статуэткой, то ли кулаком без последствий - тоже. Но под покрывалом фантастики, в фильме огромное количество правды, обыкновенной жизненной правды, даже истины. И этим фильм подкупает. Через 10 - 15 минут просмотра уже забываешь о нереальности событий, и видишь пред собой один за одним, те самые сюжеты, которые мы сами часто проживаем и переживаем. И этим фильм подкупает и остаётся в памяти. И дело не в песнях, которые имеются в фильме, а именно в этом.

24 декабря 2022 | 21:18
  • тип рецензии:

Как это принято в нашей стране, во время празднования юбилея любимого артиста основные телеканалы соревнуются в том кто больше покажет фильмов с его участием. Правда показывают только проверенные, пользующиеся успехом у зрителей картины. А вот фильмы выпадающие из 'общего ряда' - оставляют для так называемых 'нишевых' каналов.

Вот и в эти дни, когда страна отмечала 70 летие Николая Караченцова, я и посмотрел на одном из таких каналов 'Маленькое одолжение' (показ проводился как и положено нашему ТВ, в ночное время), посмотрел - и был приятно поражён.

Снятый на 'Молдова фильм' - а это в советском кинематографе была киностудия даже не второго, а скорее третьего ряда, фильм поразил уже забытой советской наивностью (в хорошем смысле слова), чистотой (даже поцелуи не настоящие - а лишь обозначены), и лёгкостью восприятия. И это притом что затронутая тема рано или поздно встаёт перед каждым из нас.

Во многом это заслуга сценария написанного Викторией Токаревой. Сценарий вроде бы прост - перед нами два дня гастролей известного артиста в маленьком провинциальном городе. И случайная просьба передать маленькую посылку. И именно эта посылка является тем самым ключом - которым Валентин Озерников откроет заржавевший замок которым он 12 лет назад закрыл свою душу.

На мой взгляд режиссёр намеренно сделал поезд одним из героев своего повествования. Ведь именно в вагонном купе мы часто выкладываем самое сокровенное, что нас тяготит и тревожит своим случайным попутчикам (странно, но ни в самолётах, ни в автобусах такого не происходит - там скорее хочется чтобы никто не мешал, и не тревожил).

Довершает картину душевная опустошённость Валентина, ему до чёртиков опостылели эти бесконечные поездки, провинциальные гостиницы (кстати режиссёр показал их антураж почти без прикрас - чего стоит кипятильник для варки супа! ), и разлад с женой в семье, который он тщательно скрывает. И поиски таинственной Галины Митрофановой становятся лишь поводом соскочить с наезженной колеи.

Соскочить чтобы вновь стать самим собой, а не быть лишь картинкой на календаре.

И хочется верить что ему это удастся, и однажды он постучит в скромный домик, где в саду живёт слепой старый ворон. Кстати сцена объяснения в любви одна из лучших в фильме. Всего-то прикосновение рук, пара фраз, и взгляд Натальи Сайко, никакой эротики - но всё понятно без слов.

Жалко только что планы по нахождению самого себя возможны только в кино, в настоящей жизни нам некогда, мы заняты, и даже звонки родителей для нас часто лишь помеха (отрывают время!), и поэтому большинство привычно бубнят 'Вот наступит понедельник, новый месяц, год...' Бег на месте продолжается. Се ля ви.

9 из 10

31 октября 2014 | 10:37
  • тип рецензии:

Советскую классику нельзя ориентировать по возрастным категориям. Она во все времена для всех, ведь подлинные человеческие истории касаются каждого в любом возрасте.

Этот фильм прекрасен в своей простоте. Простая житейская ситуация, которая могла произойти с любым человеком, вплоть до сегодняшнего дня, и близкие каждому ситуации - разлука, расставания, одиночество, переживания, но самое главное это большие сердца, которыми наделены все герои этой истории. Потрясающая актерская игра, настоящие оценки, хоть и драма, а смеялась до слез. Потому что все узнаваемо, все жизненно, и поэтому столь интересно. Как меняется главный герой. Вот это целый путь, который мы можем пройти вместе с ним, сопереживать и учиться вместе с ним.

Я в восторге от этого фильма, конечно, рекомендую каждому, сделайте себе маленькое одолжение - посмотрите это замечательное советское кино.

10 из 10

29 октября 2014 | 01:52
  • тип рецензии:

Совсем недооцененный посетителями сайта 'Кинопоиска' фильм, и судя по количеству поставленных оценок наврядли искушенный современным киноискусством зритель заставит себя посмотреть картину 1984 года производства СССР. Но, может быть, прочитав мою рецензию, кто-нибудь все же решится.

Перед нами картина с глубоким смыслом про обычных людей в обычном городе, куда главный герой известный эстрадный артист (Николай Караченцов) приезжает с очередными гастролями, будучи уже уставшим от бесконечной славы. Дабы хоть как-то поменять свое мировоззрение он решает самостоятельно выполнить то самое 'маленькое одолжение', о котором попросил его незнакомец в поезде по дороге на гастроли. Стоить отметить и год выпуска фильма - 1984 г., перестроечная угнетающая атмосфера тут присутствует, и это видно во всем - как одеты люди, как они друг на друга смотрят да и дело происходит все осенью. Унылая пора...

Ключевой успех этой картины - это Николай Караченцов, его голос, музыка Максима Дунаевского и тексты песен Леонида Дербенева. Я слышал очень известную песню 'Кленовый лист' в исполнении Николая Караченцова, но вот то, что эта песня из этого фильма узнал, только при его просмотре.

Я не стал бы советовать смотреть фильм молодому поколению, не совсем им будет понятен тот смысл, что заложил туда режиссер картины и великолепные актеры, ведь помимо Николая Караченцова в нем играют Лия Ахеджакова и Татьяна Догилева. Может я и ошибаюсь, но 'Маленькое одолжение' - картина для моей возрастной категории (28-35), когда есть еще время подумать и начать все заново.

9 из 10

15 сентября 2013 | 12:16
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: