всё о любом фильме:

Аватар

Avatar
год
страна
слоган«Это новый мир»
режиссерДжеймс Кэмерон
сценарийДжеймс Кэмерон
продюсерДжеймс Кэмерон, Джон Ландау, Брук Бретон, ...
операторМауро Фиоре
композиторДжеймс Хорнер
художникРик Картер, Роберт Стромберг, Ник Бассетт, ...
монтажДжеймс Кэмерон, Джон Рефуа, Стивен Е. Ривкин
жанр фантастика, боевик, драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
DVD в США
зрители
США  97.3 млн,    Китай  27.6 млн,    Великобритания  16.5 млн, ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
ре-релиз (РФ)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время162 мин. / 02:42
Номинации (2):
Джейк Салли — бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу. Несмотря на немощное тело, Джейк в душе по-прежнему остается воином. Он получает задание совершить путешествие в несколько световых лет к базе землян на планете Пандора, где корпорации добывают редкий минерал, имеющий огромное значение для выхода Земли из энергетического кризиса.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.90 (904 050)
ожидание: 86% (38 873)
Рейтинг кинокритиков
в мире
83%
244 + 49 = 293
7.5
в России
69%
9 + 4 = 13
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Первый фильм, кассовые сборы которого в прокате составили более 2 миллиардов долларов.
    • Любопытен тот факт, что у аватаров людей пять пальцев, тогда как у жителей Пандоры всего четыре.
    • В разговоре с Джейком Салли полковник вскользь упоминает, что участвовал в операциях американского военного контингента в Венесуэле и Нигерии и чудом остался жив. Следовательно, действие фильма происходит уже после вторжения США в эти страны. Обе они в нашей реальности богаты нефтью и прочими минеральными ресурсами.
    • 21 августа 2009 года было объявлено «всемирным днем Аватара». В этот день по всей планете состоялись показы 15-минутного фрагмента картины.
    • События картины разворачиваются на Пандоре, спутнике со средой, похожей на земную, вращающемся по орбите планеты-гиганта Полифемуса в системе Альфа Центавра-А.
    • Изначально Джеймс Кэмерон планировал выпустить картину на экраны в 1999 году. Однако, учитывая сложность и масштабность спецэффектов, которые собирался создать Кэмерон, бюджет фильма должен был составить около $400 миллионов. Даже несмотря на гигантский кассовый успех «Титаника» (1997) ни одна студия не могла позволить себе выделить такие средства. Проект лег на полку, где находился около 10 лет.
    • Майкл Бин претендовал на одну из ролей в фильме. Он несколько раз встречался с Джеймсом Кэмероном. Однако Джеймс не хотел, чтобы фильм ассоциировался у зрителей с «Чужими» (1986), т. к. Сигурни Уивер уже подписала контракт на съёмки.
    • Кэмерон придумал сюжет фильма и написал первую версию сценария в 1995 году.
    • Для фильма Кэмерон разработал специальную технологию, которая позволяла во время съёмок видеть на экране мониторов компьютерных персонажей вместе с живыми актерами.
    • Премьера фильма была перенесена с лета на декабрь 2009. Однако задержка объясняется вовсе не техническими сложностями в производстве картины, а возможностью дать кинотеатрам лишнее время подготовиться к 3D релизу фильма.
    • Фильм состоит на 40% из живой съемки и на 60% из реалистичной компьютерной графики.
    • В оригинальном сценарии Кэмерона листва растений была такой же синей, как кожа На’Ви, но в конечном счете он решил использовать зеленый цвет для большей реалистичности.
    • Большая часть эпизодов фильма с натуральным движением снималась в Веллингтоне, Новая Зеландия, где были возведены огромные декорации. Это было похоже на настоящее масштабное строительство. Для конструирования декораций была создана огромная субструктура с использованием более чем 150 строителей-подрядчиков.
    • Реальные декорации включают в себя Комнату связи, где установлены подобия саркофагов, при помощи которых сознание человека переносится в тело аватара, Биолабораторию — помещение для работы ученых и место хранения резервуаров с амниотической жидкостью, в которых находятся тела аватаров, достигшие состояния зрелости за время шестилетнего путешествия с Земли на Пандору; Центр управления, представляющий собой центральную нервную систему базы «Врата Ада», и военный бастион Armor Bay, где хранятся костюмы усиленной подвижности и вертолеты.
    • Кэмерон позвал в команду Пола Фроммера (Paul Frommer), лингвиста Университета Южной Калифорнии, для того чтобы тот придумал язык На`Ви, синекожих обитателей планеты Пандора. Для того, чтобы облегчить режиссёру выбор, Фроммер записал на диктофон множество звуковых образцов. Кэмерон остановил свой выбор на абруптивных согласных и отрывистых фразах, слегка напоминающих сдавленную речь. На составление одной только грамматики ушло несколько месяцев. Фроммер раздал актёрам «Аватара» брошюру «Говорим на На`Ви» и начал обучать их правильному произношению на новом языке. Кэмерон также приглашал к сотрудничеству и других экспертов — астрофизиков, профессора музыки, археолога. Эти специалисты рассчитали плотность атмосферы Пандоры, а также учредили трёхчастную структуру ладов в музыке инопланетян.
    • Для создания фильма потребовалось около 1-го петабайта дискового пространства (1024 терабайта)… Для сравнения — все спецэффекты «Титаника» заняли в 500 раз меньше, около 2-х терабайт.
    • На совещании перед решающей битвой полковник Куоритч (Стивен Лэнг) объявляет, что операция по усмирению пандоранцев получила кодовое название «Шок и трепет» (англ. Shock and awe). Так называлась военная доктрина американского контингента на Ближнем Востоке, разработанная специально для вторжения в Ирак.
    • Ещё до выпуска фильма, в эпизоде «Танцы с гномами» мультсериала «Южный парк», появилась сатира на историю создания и сюжет фильма.
    • На роль Джейка студия планировала пригласить Мэтта Дэймона или Джейка Джилленхола, но Кэмерон отстоял кандидатуру Сэма Уортингтона.
    • Газ, используемый военными для усмирения На`ви, называется СМ-20. В фильме «Чужие» (1986) (также режиссера Джеймса Кэмерона и главной героини Сигурни Уивер), Васкес предлагает использовать CM-20 нервно-паралитический газ, чтобы атаковать улей Чужих.
    • Сэм Уортингтон был приглашен на кастинг по телефону. Тот кто звонил, не сказал ему ни одного слова о сюжете и даже не раскрыл имени режиссера. Сэм был разочарован, так как думал что это очередная трата времени.
    • Джоди Фостер расcматривалась для роли доктора Грейс Августин.
    • Год никогда не указывали в фильме, но видеоблог Джейка показывает 2154 год. Финальная битва состоялась в августе 2154, 200 лет со дня рождения Джеймса Кэмерона.
    • Первая фраза «Аватара», которую слышали все земляне после прибытия на Пандору, — «Вы больше не в Канзасе!» — происходит от английской идиомы not in Kansas anymore — «больше не в привычной обстановке, не дома». Это выражение появилось в 1939 году, после выхода на экраны фильма «Волшебник страны Оз» (1939), когда Дороти, очутившись в стране Оз, произносит: «Toto, I’ve a feeling we’re not in Kansas anymore» («Тотошка, я чувствую, что мы больше не в Канзасе»).
    • еще 21 факт
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 27847 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Наконец-то и я посмотрел его.. Теперь весь на впечатлениях будто на иголках в хорошем смысле :). О том про что рассказывает и показывает нам фильм не знает наверно только ленивый ибо.. он просто везде :) Все.. о нём говорят, все показывают и пишут. Все спешат поведать нам о новом творении Джеймса Кэмерона.. и фильм определённо стоит всего этого внимания! Он невероятно красив и прекрасен с точки зрения картинки и не смотря на вторичность и общую предсказуемость сюжетных поворотов он смотрится увлечённо и всё те же ожидаемые повороты всё таки заставляли моё сердце стучать быстро-быстро от хлынувшей эйфории или сжиматься печалясь. В этом как и во всех фильмах есть достоинства и минусы (хотя последние не значительны и не критичны для фильмов такого плана, после просмотра они как-то теряются) Вышла очень красивая и трогательная история..

    Люди как обычно выступают в роли бессовестных тиранов.. убивают, разрушают пользуясь беззащитностью племён, палят со своих пушек попивая при этом кофеёк и завывая «ну-ка сделаем им больно». А за что же ? И снова так стыдно за свой народ становится. Ну кто же нам даёт такое право, кто нам позволяет надевать маску палача, убивать и сжигать дома только лишь ради своих потребностей. Это вполне отражает поведение людей настоящих.. убиваем свою мать нацеливаемся на чужую, рвём в клочья. но.. поскольку в фильме не все едины своими убеждениями а на планете Земля это хорошо поддерживается то надежда есть.. интересно лишь куда мы успеем докатится прежде чем поймём ценность вещей которые убиваем.

    Очень понравилась романтическая линия.. представители разных миров встречаются и.. и что-то происходит. что-то необычное, неестественное но чёрт возьми такое прекрасное. Да, опять же по отношению к сюжету и кинематографу эта идея не нова и мы это знали. Но как же исчерпать чувство на котором вертится целый мир.. здесь он будет спасён)

    Ну и конешно же ПАНДОРА. Прекраснейшее зрелище! Невероятно красивая местность, обилие интереснейших представителей флоры и фауны.. Волшебное люминесцентное свечение казалось бы всего что только можно представить в ночных лесах, парящие где-то в небе острова со своими маленькими лесами и водопадами, это всё просто не поддаётся описанию.. Всё вокруг выглядит очень впечатляюще и правдоподобно.. каждая деталь, листочек и травинка притягивает тебя своим естественным очарованием. Так и хочется самому влезть на один из этих летающих кусков горной породы и ощутить рой мурашек на теле перед открывающимся видом на Пандору..

    Спасибо мистеру Кэмерону и всем тем людям стараниями которых этот фильм мы смогли увидеть..

    10 из 10

    26 декабря 2009 | 18:14

    Можно долго описывать достоинства этого фильма, потому что это воистину лучшее, что довелось мне посмотреть в этом году… Говорить можно долго и восторгаться снова и снова. Но я скажу лишь несколько слов. Восхитительно то, КАК Нави боролись за свою землю, за свою веру, за свою любовь, то как бесстрашно они бросались на безжизненные машины, спасая то что ОНИ ЛЮБЯТ… то, что люди скоро совсем потеряют благодаря одной лишь своей алчностью. ВЫ полюбите эти восхитительные существа, они такие настоящие. Как бы хотелось стать частью их мира.

    Это фильм, который НУЖНО увидеть, прочувствовать каждый его момент, каждое мгновенье, пережить с героями их НЕПОДДЕЛЬНЫЕ чувства.

    Фильм, который поражает настолько, что не нужно громких слов, его нужно просто УВИДЕТЬ своими глазами. Это восхитительная, превосходная, шикарная картина… Посмотрите обязательно и вы разделите мои эмоции.

    Я поставила высший балл, но если бы можно было я бы поставила намного больше.

    10 из 10

    P.S. За свою родину нужно бороться как и за свою любовь и свою веру. Добро всегда победит. Я стала сильнее любить жизнь…

    18 декабря 2009 | 19:46

    Фильм неплохой, сюжет не нов, для меня финал финал фильма был предсказуем.

    Больше запомнились спецэффекты, которых в фильме хватало.

    Сам мир Пандора не оказался для меня таким откровением, было ощущение, что где-то это я уже это видел, много есть фильмов-сказок с похожими мирами, да и животные, немного оттуда-немного отсюда. Разочаровал меня своей «простотой».

    Вообще, фильм не ждал, поэтому, наверное проще делиться мыслями, да и писатель из меня никакой.

    Короче, фильм посмотреть стоит, смотрел в 3Д, хотя потом показалось, что и на простом сеансе (без очков) фильм смотрелся, думаю не велика разница, хотя думаю, сэкономленная сотня после просмотра фильма не в 3Д пригодилась бы!

    Короче, решайте сами, стоит идти или нет, Я бы сходил на Вашем месте только из-за того, что это АВАТАР, хотя второй раз возможно и схожу на него, но только из-за того, что моей подруге он очень понравился и она хотела бы на него ещё раз сходить.

    7,5 из 10

    16 декабря 2009 | 22:32

    Посмотрев фильм ‘Аватар’ мне сразу же вспомнилась не менее шедевральная картина ‘Куда приводят мечты’, в которой был представлен мир моей мечты без всего что у нас есть, но с тем что могло бы быть. Вы только представьте, если бы не было миром правил чистый разум и гармония. Но все люди по разному представляют эталон жизни и мира в целом. А в этом фильме был показан мой идеал…

    Фильм `Аватар` выходит далеко за грани кинематографа. Это приключение, в котором принимаешь участие и разумом и подсознанием и ты, не замечая, изъезженный сюжет понимаешь, что он прекрасен. Посмотрев фильм вы будто побываете на этой вымышленной планете «Пандора» и вновь захотите вернуться туда.

    В фильме показано самое главное, чего не хватает нам, это единства с природой, единства с миром. Это кино как урок жизни, в котором есть все: любовь мужчины/к/женщине и неважно что абсолютно разные расы, уважение к друзьям, правильное отношение к себе. И что самое приятное — это очень красивое зрелище. Именно так и нужно изображать подобные фильмы.

    Это-шедевр.

    10 из 10

    1 мая 2010 | 00:48

    Уже изначально Джеймс Кэмерон заявлял, что хочет перевернуть своим «Аватаром» весь кинематограф. Любого другого тотчас закидали бы шапками, но ведь Кэмерон сделал это уже дважды — своим «Терминатором» и «Титаником». Скажу честно, я вроде верил, но сомневался. И, заходя в битком наполненный зал кинотеатра я чувствовал недюжинное волнение: «А вдруг не понравиться?» Кэмерон всегда был моим любимым режиссёром и я боялся, не переоценил ли он свой новый труд.

    Как же я был глуп!!! И как мне теперь стыдно за все сомнения!

    Я никогда НИКОГДА в жизни не видел фильма красивее! Мне хотелось плакать, смеяться, я забыл обо всём и уже к середине фильма мысленно твердил — «Я хочу туда…» И это не просто красивая обёртка. Кэмерон, как обычно, нашёл те нужные струны человеческой души, чтобы рассказать нам новую историю.

    Выйдя в морозную ночь я смотрел на мои любимые огни города и разочаровался в них. Вся пестрота нашего мира тускнеет на фоне «Аватара», как зебра рядом с калейдоскопом. Стало горько и больно… Жаль нас.

    Спасибо, Вам, Джеймс!

    10 из 10

    18 декабря 2009 | 23:53

    Когда я впервые узнал об аватаре я подумал, что фильм будет основан на графике и основной упор будет сделан на неё… но как бы не так! Фильм основан на чувствах и игре героев! Спецэффекты и графика тут на втором плане.

    Я не смотрел фильм в кинотеатре как это многие сделали, а я его скачал в TS качестве и вот что я скажу: даже когда я смотрел его в таком качестве у себя на экране монитора, сидя за компьютером, я был настолько восхищён этим фильмом, что мне даже в конце хотелось немного плакать! Смотря фильм я также и обращал внимание на графику, но в таком качестве её было трудно разглядеть, но я понимал, что всё это было бы на высшем уровне, если бы я смотрел фильм в кинотеатре!

    В фильме также присутствует качественный актёрский юмор и этот юмор был сделан как раз в тех местах в которых я не ожидал (сделан он был на высшем уровне). Сюжет фильма тоже на высоте (не зря Джеймс Кэмерон потратил на фильм 10 лет) — упор был сделан на то, чтобы люди поняли и ценили мать-природу, но и чтобы они понимали и уважали интересы других! Мать (дерево Эйвы) — так называли жители Пандоры свою мать-природу и верили в неё! Где то в середине фильма главный герой (Джейк Салли) сказал, что мы (люди) потеряли свою мать — вот это было как раз к месту… люди действительно разучились ценить природу.

    Теперь про игру актёров: Аватары были совсем как люди, но при этом они были и аватарами одновременно, идейность сделать этих синих жителей Пандоры похожими на людей сработала на 100%. Актеры со свой обязанностью справились. Аватар это великий фильм — все 162 минуты я просто кайфовал от просмотра. Теперь мне только осталось ждать, когда выйдет DVD этого замечательного фильма, чтобы посмотреть его ещё раз.

    В общем, хочу сказать огромное спасибо Джеймсу Кэмерону — это ещё один его шедевр, который наверно тоже, я надеюсь, войдёт в историю, как фильмы Терминатор, Титаник и другие…

    В этом фильме есть всё: Сюжет, Графика, исполнительное мастерство, Драматизм, и многое другое… — всё это было сделано на 10 баллов!

    Моя оценка 10 из 10!

    «Также не стоит забывать, что фильм планируют снять как трилогию, если сборы во многом окупят бюджет» — а так оно и есть, так что ждём!

    9 января 2010 | 21:31

    Довелось сходить вчера на «Аватар». Знала сразу, что многого ожидать не стоит. Красивый коммерческий фильм, больше и слов то в голову не лезет. Безусловно, компьютерная графика на высоте, спецэффекты захватывают дух. Такую историю с удовольствием можно смотреть всей семьей, ничего, кроме яркой картинки не запомнится. Впрочем, как и в предыдущих, не менее впечатляющих фильмах Кэмерона. Ему удается снимать самые прибыльные картины, но почему то вложить в них какой-нибудь небанальный сюжет он забывает.

    Сейчас, когда всех потянуло на сказки о будущем, показ «Аватара» начался очень даже кстати. 2154 год, освоение новой планеты Пандора, синие существа-коренные жители, и, как всегда, мыльная история о любви. Благодаря ей побеждены варвары, в роли которых выступают земляне. И вот тут у меня промелькнула идея, что неслучайно большинство людей принимает именно облик злых существ, гонящихся за наживой. В фильме можно разглядеть борьбу между современной модернизированной цивилизацией и верованиями наших предков, ведь они очень похожи на племена Нави. Ставшее корыстным и алчным нынешнее общество забывает все духовное, что досталось от предшественников. Безжалостно пытаясь разрубить природные связи планеты, они хотят найти дорогой минерал и выручить за него миллионы. У меня возникает вопрос, почему режиссер не довел свой замысел до конца. И тут же всплывает ответ. Цель картины — зрелищность. Она достигнута. В результате смесь деталей из видеоигр и неоконченная жалкая мысль…

    19 декабря 2009 | 21:27

    Недавно шла по улице и думала, какой самый худший фильм что я смотрела. Думала, думала и поняла что это Аватар, хотя большинство его считают одним из хороших фильмов… но и большинство может ошибаться.

    Сюжет: Мои одноклассники считают его самым оригинальным за всю историю создания фильмов. Но когда смотрела я у меня было постоянное чувство что я это где-то уже видела. И я очень долго хохотала когда открыла кинопоиск и посмотрела на строчку Если вам понравился этот фильм, не пропустите. А ведь правда, сюжет под копирку из Покахонтас, такие же лупоглазые инопланетяне как и в Битва за планету Терра и такой же мир как и в Долина папоротников. Еще раз убедилась что снимать нечего вот и решили скопировать всего понемногу… ладно бы фильмы какие нибудь, но мультики…

    Сами Аватары не знаю точно правильно ли я выразилась, но речь пойдет о синих инопланетянах. Довольно харизматические персонажи, но все похожи, синие и с большими желтыми глазами, худые не в меру и с USB портами на голове.

    Пандора: как сказано выше, похожа планета на мультик Долина папоротников. Все растение живые и могут цапнуть. Поражает непрактичность этого мира. Тревожил вопрос зачем лошади шесть ног?, для меня этот феномен приравнивается к рыбе с крыльями. Красиво, но это все уже где-то было, либо просто модифицировано с нашего реального мира. Чистый пример это гиены и динозавры, которые присутствовали в фильме, только самую малость измененные внешне.

    Юмор: типичный американский (если их «шутки» можно назвать юмором). За весь просмотр фильма даже не разу не улыбнулась. Пытались сделать их оригинальными, что само сабой, не получилось.

    Джеймс Кэмерон славен своим Титаником и Терминатором, как в аватаре получился хороший конец, для меня остается загадкой, от Кэмерона такого не ожидала.

    Итог: одного просмотра хватило с головой, пересматривать даже через 5 лет не стану, ибо могу посмотреть с чего этот фильм списан. Советовать смотреть не стану лично мне не понравилось, слишком уж он похож на все остальное.

    3 из 10

    15 мая 2010 | 16:37

    Если честно, Аватара я по настоящему ждал лишь последние 4 месяца, до этого как-то спокойно относился, привлекало лишь то, что этот фильм будет снимать Кэмерон. В этом году я ждал выстрела от 2012, и после просмотра был вполне доволен, однако только после просмотра Аватара я смог оценить ту огромнейшую разницу между этими фильмами и насколько велика мощь этого уникального фильма.

    Я впервые не буду вдаваться в подробности, анализировать актёров, сюжет, съёмки и прочее по отдельности. По моему этого даже не нужно, так как это творение нужно оценивать целостно.

    Видимо, очень давно Джеймс Кэмерон продумывал и прожёвывал этот фильм. Не даром со времён Титаника, мы по сути от него ничего не видели, а прошло ведь, не много — не мало 12 лет уже. В этом фильме есть всё. От жестокости до романтики. От ярких красок прекрасного, до тусклых цветов людской повседневности. От духовности, до жажды наживы. От здравого смысла, до фанатичной бессердечности. От добра, до зла. В общем от всего, до всего.

    Снято великолепно — это ничего не сказать. Каждый кадр фильма продуман. Это хочется смотреть не отрываясь. Качество спецэффектов — уровень будущего кинематографа. Игра актёров на высшем уровне.

    Это новый мир! Причём новый мир не просто феэнтезийного писателя, а фэнтезийный мир кинорежиссёра. Аналогов я вспомнить не могу. Кроме того, этот мир необычайно красив и романтичен. О нём уже можно говорить много. А какой простор новых фантазий будет для этого мира!

    Короче говоря — это потрясающе! Я не помню, когда у меня было столько положительных эмоций после просмотра кинофильма.

    Аватар, я говорю с уверенностью, уже вошёл жирным шрифтом в историю мирового кинематографа.

    10 из 10 (если бы мог, поставил бы 11)

    19 декабря 2009 | 23:22

    Сейчас спорить бесполезно: «Аватар» Джеймса Кэмерона — это больше, чем фильм. Это феномен в массовой культуре, проламывающий все установленные ранее рекорды, собирающий небывалые деньги и за считанные дни взлетающий на первые позиции в списки самых лучших, самых популярных и вообще самых-самых. Не то, чтобы это неожиданно: рекламная кампания у фильма была проведена безукоризненно, а потому к часу Х каждый человек знал, что именно выходит 17 декабря 2009 года, что создал режиссер и в какие кинотеатры надо идти, чтобы получить от проекта максимальную отдачу. Не знали потенциальные зрители лишь одного: что Кэмерон снимет фильм не для них.

    По ходу просмотра не раз и не два становится ясно: режиссеру все равно, какие изменения произошли в кинематографе и культуре вообще за последние 20 лет, ему все равно, на какие награды будет представлено его детище (а на «Оскары» фильм, вне всякого сомнения, будет номинирован), ему все равно, что скажут скептики и хулители. Кэмерон снимал фильм для себя и для своего поколения. Для тех, кто в конце 1970-х — начале 1980-х годов определял будущий облик американского фантастического кино: для Джорджа Лукаса, маскировавшего картофелины под астероиды, для Ридли Скотта времен «Чужого» и «Бегущего по лезвию», для Стивена Спилберга, любовно прятавшего резиновую куклу своего E.T. в шкаф девятилетнего мальчика Эллиота. Для всех тех, кто мечтал создавать полноценные киномиры. Они мечтали — Кэмерон создал.

    Это было непросто. Это требовало долгих лет ожидания. Но результат того стоил: место действия фильма — планета Пандора — абсолютно самостоятельная реальность по ту сторону экрана, со своей экосистемой и неоднородным ландшафтом, разнообразной флорой и фауной. Причем поражает прежде всего детальность проработки: к примеру, Кэмерон позаботился обо всех возможных представителях пищевых цепочек в животном мире: на Пандоре можно увидеть насекомых, пресмыкающихся, травоядных, мелких хищников, крупных хищников (как наземных, так и летающих). Разумеется, наибольшего внимания удостоилась вершина местной эволюции — раса синекожих гигантов На’Ви. В фильме она обладает своей культурой, своей религией и своим полностью работоспособным языком, к работе над которым Кэмерон привлек профессоров-лингвистов. На Пандоре все находится на своем месте, будто бы она взаправду формировалась миллиарды лет, а не была создана на компьютере. Во многом, именно поэтому через некоторое время испытываешь определенный шок от понимания того, что в «Аватаре» нет ни единого не-виртуального растения — настолько реальным кажется созданный Кэмероном и его художниками мир.

    Разумеется, свою роль в этом играет и невиданный технологический уровень исполнения фильма. Пожалуй, «Аватар» впервые в полной мере демонстрирует, для чего существует 70мм-пленка, шестиканальный звук, сверхвысокие разрешения, технологии 3D и IMAX. Сложно сказать, насколько все это повлияло на эффект присутствия — тут у каждого зрителя отдельные критерии и отдельные деления на шкале «верю — не верю». Но невозможно отрицать то, что кинематограф еще не видел подобного искусственного освещения, подобной анимации виртуальных живых существ, подобной проработки мимики и подобных волос. Поверьте, волосы — это один из самых сложных искусственно-создаваемых объектов. Не врет «Аватар» даже в том, в чем фальшь уловить легче всего — глаза. У На’Ви совершенно правдоподобные глаза и взгляд, который по проникновенности легко сравнить с человеческим. Когда-то кто-то из кинематографистов, как помнится, сказал, что боится того дня, когда искусственно-созданные существа будут восприниматься столь же реальными, сколь и живые актеры. 17 декабря 2009 года этот человек наверняка поседел.

    Впрочем, столь много сил отдав прогрессу технологическому, Кэмерон, как уже было сказано, плевать хотел на прогресс сюжетный. Он сам во всех интервью признает, что снимал старомодное кино, и в этом предельно честен. История «Аватара» верна духу тех самых фантастических 80-х, когда за основу сюжета брались архетипичные мифы. Главный герой — простой земной морпех — прибывает в новый мир — на планету Пандора — который ему поручают исследовать, войдя в ряды местного населения, для чего его кладут в капсулу-компьютер, которая позволяет ему управлять выращенным из его генов клоном-На’Ви. Герой приземляется, по воле случая отбивается от группы ученых, остается на ночь один на один с враждебным миром, встречает прекрасную туземку, приходит с ней к планетарному начальству и, после холодного приема, начинает учиться культуре и языку аборигенов. Со своей стороны земное начальство, стремящееся наложить руки на расположенные под главным поселением На’Ви запасы бесценной руды, требует ежедневных отчетов, но герой, разумеется, чем дальше, тем больше симпатизирует местным жителям.

    Как уже можно было понять, сюжет «Аватара» не просто состоит из штампов, он и есть один большой штамп родом из голливудских приключенческих фильмов 80-х или из диснеевских мультиков 90-х (что, на самом деле, почти одно и то же). Но, при этом, шаблонность достигает такого уровня, что количество незаметно переходит в качество: фильм кажется не произведением, остро страдающим от недостатка оригинальных идей, а намеренной антологией приключенческого жанра. «Аватар» закрывает эту тему так же, как 2009 год закрывает первое десятилетие XXI века.

    Кэмероновская режиссура — еще один привет коллегам по эпохе. Во главе всего стоит зрелищность. Нет, не так: Зрелищность, с большой буквы. В кадре постоянно что-то производит впечатление, что-то взрывается, что-то переливается всеми цветами радуги, что-то завораживает размахом. Конечно, в некотором смысле, Кэмерон очевидно мухлюет: действие ключевых эпизодах фильма разворачивается в воздухе, а воздух, как известно, является самой зрелищной стихией на свете. К слову, традиционное голливудское 20-минутное финальное побоище разворачивается — двойной мухлеж! — одновременно в небе и на земле.

    Можно представить, что чувствует зритель по истечении двух с половиной часов хронометража. И даже если кто-то уйдет разочарованным, ожидая чего-то большего от сюжета (таких людей немало), стоит только представить, сколько сил и сколько фантазии ушло в этот фильм, чтобы со временем признать его лучшим представителем традиционного Голливуда. Той старой приключенческой школы, которой Джеймс Кэмерон, используя современные технологии, сделал самый красивый фасад на сегодняшний день, тем самым исполнив мечты своих оскароносных коллег и сделав лучший рождественский подарок как им, так и себе.

    9 из 10

    1 февраля 2010 | 16:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>