Собирая коллекцию фильмов с Джеки Чаном, часто сталкиваешься с разными названиями одной и той же картины. Начну с представления вариантов заглавий этой ленты. Оригинальное китайское название «Железная красотка», английские варианты: «Только отважные» (None But the Brave), «Девушка-кунфуистка» (Kung Fu Girl), «Атака девушек-кунфуисток» (Attack of the Kung Fu Girls) и, наконец, «Героиня» (The Heroine), под которым лента представлена здесь. Однако количество названий, к сожалению, не влияет на содержание.
После большого успеха фильма с Брюсом Ли «Яростный кулак», сценарист и режиссёр Ло Вэй не раз ещё возвращался к тематике китайского сопротивления в период японской оккупации. На смену Брюсу в кровопролитной борьбе пришла «гонконгская красотка» — звезда кунфу-фильмов Чэн Пэй-пэй. Она с большим старанием пыталась подражать легендарному актёру в поединках. Но в итоге лишний раз убеждаешься, что «второго Брюса Ли» быть не может. Джеки Чан, сыгравший здесь роль задиристого японца, также попытался тремя годами позже заменить Брюса Ли в картине «Новый яростный кулак», с подачи того же Ло Вэя. И снова ничего не вышло. В общем, эта лента, полная версия которой длится почти два часа, оказалась малоудачным, временами даже скучным, подражанием.
Да-да, в финале картины используется отрывок из поэмы Штрауса 'Так говорил Заратустра' - ну знаете, тот, который был ещё в 'Космической одиссее 2001' и 'Что где когда'. Этим Ло Вэй хотел либо сделать свою ленту чуть более возвышенной, либо сгладить тот факт, что концовку (да и как, впрочем, весь фильм, но концовку - в особенности) он, не мудрствуя лукаво, просто-напросто передрал из своего же незабвенного 'Кулака ярости'.
Поклонникам Джеки Чана - он появляется в фильме на 13-й минуте, начинает буянить из-за холодного супа, а затем благополучно вылетает из фильма благодаря кулакам и ногам Пэй-пэй Ченг, которая как раз-таки и играет ведущую роль. И надо сказать, очень меня заинтересовала эта дама - миловидная и дерётся как надо. Да, боевые сцены в картине поставлены весьма хорошо, но периодически возникают недолетающие кулаки и моменты, в которых герои сигают аки кузнечики, с лёгкостью запрыгивая на балконы и крыши - в гонконгском кино это норма, но в общем приземлённо-реалистичном ключе 'Героини' эти моменты немного выбиваются из общего ряда.
При этом с каких-то хренов в особо кульминационных драках фильма (бои с Капитаном и 'финальным боссом') героиню почему-то осознанно ослабляют - пару минут назад вынесшая двоих прытких бойцов и всю дорогу избивавшая народ толпами, теперь Ченг с трудом надирает зад остолопу, который отчётливо медленней неё и двигается, прямо скажем, как куль с пылью. Я понимаю, зачем это было сделано - чтобы во время битвы шло напряжение, а не было простое избиение мяса - но на деле надо было просто поставить на эти роли людей, умеющих драться и способной на равных соревноваться с нашей Чун Ли (реально, в некоторых моментах Ченг внешне напомнила мне её, да и присутствует здесь что-то наподобие быстрых ударов ногой, как и в игре).
В принципе, 'Героиня' - вполне смотрибельное и зрелищное кино, но всё портит жажда Вэя снять ещё один 'Кулак ярости' - это как если бы в какой-нибудь компьютерной игре поменяли модельку главного персонажа, пытаясь выдать это за другую игру (привет, пиратский 'Чёрный плащ 2' на Dendy и ещё больше 9000 примеров пиратского раздолья), или некто написал бы 'свою' книгу, просто-напросто взяв чужую и заменив имена персонажей (с наскоку не вспомню, но может такие прецеденты и случались). Пэй-пэй - молодец, но режиссёр, к сожалению, то ли не поспел за её прытью, то ли попросту не захотел.
'Кулак ярости' ударил Ло Вэю в голову. Точнее - успех этого классического кунг-фу шедевра, поднявшего ставки посредственного ремесленника на небывалую высоту. До сих пор спорят, чего в фильме больше - опытной руки видавшего виды режиссера или харизмы, мастерства и энергии молодой звезды Брюса Ли, кто в ответе за беспрецедентный успех - главная звезда фильма или его создатель. Большинство не беспочвенно утверждает, что 'Большого босса' и 'Кулак ярости' сделал Брюс, а для Ло Вэя, с которым он постоянно конфликтовал и зачастую действовал вопреки его воле, это была просто сказочная удача - внести свою лепту в создание культовой классики. Позже престарелый режиссер горестно вздыхал об 'открытых и взращенных им звездах' - Брюсе Ли и Джеки Чане, оказавшихся неблагодарными предателями и бросивших своего наставника. Наверное, он и вправду так думал, однако и Брюс, и Джеки отзывались о личности Вэя крайне недоброжелательно - скорее как о человеке, тормозившем их карьеры, нежели помогавшем их развитию.
Так оно или не так, но Ло Вэй оставил заметный след в истории фильмов с боевыми искусствами. Его главным качеством было, пожалуй, беспрестанное топтание на месте. Это он умел. Ярким всполохом были в его ровном, лишенной особой фантазии и изобретательности творчестве 2 картины с Брюсом Ли. Потом последний навсегда зарекся работать с Ло, но Вэй, случайно реновировавший свой за десятилетия законсервированный стиль, отступать не собирался. С той поры и до конца дней он снимал один и тот же 'Кулак ярости' - свой (или все-таки не свой?) лучший фильм, пытаясь снова и снова выехать на формуле успеха, которая однажды каким-то чудом оказалась у него в руках.
Брюс Ли умер. Вместо него Вэй ангажировал все новых и новых актеров и даже актрис, которыми пытался замазать громадную рытвину, неожиданно возникшую в гонконгском кино с потерей его главного флагмана. Нового 'Маленького Дракона' он целых 3 года пытался сделать из Джеки Чана. Однако потенциальная звезда с плохо скрываемым раздражением отбивалась от навязываемого образа и с маниакальным упорством обезьянничала в кадре, вызывая скорее смех своими ужимками и прыжками, нежели гордость студии и зрителей. Но еще до Джеки Чана Вэй клонировал Брюса Ли в женском облике, сняв в числе прочих и фильм 'Героиня'.
В 70-х в столице азиатского кино женщины занимали достаточно унизительное положение 'девочек для развлечений' или 'девочек для битья'. И даже популярнейшая Нора Миао, снимавшаяся в паре с самим Брюсом Ли, хоть и показывала иногда знание кунг-фу, в основном, скромно плакала в сторонке по убитым родственникам и восхищалась Брюсом. Первой настоящей экшн-звездой стала красавица Ченг Пей-Пей. Серьезность своих намерений она показала еще в уся-боевиках 60-х, среди которых был и 'Выпей со мной' выдающегося мастера Кинга Ху, ставший крупнейшим хитом проката. Сыгравшая там одну из главных ролей, юная Пей-Пей превратилась в звезду боевиков (хотя 'звездой' она была лишь для зрителей, как и на всех, на нее действовал стандартный семилетний контракт со стандартной ставкой и полным отсутствием какой-либо свободы) и на 'Шоу Бразерс' запустили сразу несколько проектов с ее участием.
По окончании контракта Пей-Пей ушла в 'Голден Харвест' уже всеазиатской знаменитостью, поэтому у Ло Вэя, как раз подоспевшего с новой версией 'Кулака ярости', особого выбора не было. Ченг Пей-Пей была единственной, кто мог своим присутствием спасти любой фильм в те годы.
Над придумыванием сюжета Ло не слишком мучился: снова действие переносится в Китай начала века, в котором властвуют японцы и продавшиеся им китайцы. Девушка-революционерка должна спасти лидера повстанческого движения и для этого проникает в тыл врага, прикинувшись сестрой одного из прояпонски настроенных военных чиновников.
Грациозная и изящная девушка с невинной улыбкой, ангельским личиком, прекрасными волосами, великолепной фигурой и длинными ногами, легко и завораживающе красиво порхает среди привычных декораций, смело вызывая на бой сразу несколько противников и одолевая их вопреки всякой логике. Все-таки очень приятно смотреть на красивую женщину, которая красиво дерется! Уже из-за этого фильм достоин просмотра.
Вполне способная составить конкуренцию великому Ли в харизме, лидерских качествах, талантливых перевоплощениях из милой девчонки в дикую и смертельно опасную пантеру, готовую драться за свои идеалы до последней капли крови, Пей-пей замечательно играла одну из многочисленных героинь китайского сопротивления, которые, как и у нас в недобрые военные годы, в изобилии водились на оккупированной китайской земле. В то, что такая девушка может быть лидером партизанского движения - вполне веришь. Быстрая, как ветер и жестокая как огонь, при этом очень женственная и действительно привлекательная, Ченг заставляет простить Ло Вэю досадно провисающую местами интригу и неуклюжие попытки заигрывать со зрительским патриотизмом.
Старательно копируя предыдущие удачные ходы, Ло устроил для Пей-Пей поединок в интерьерах самурайского дома и уронил негодяйского японца в пруд, заставил ее дать по щам Джеки Чану, который снова сыграл плохиша - в этот раз японского, вложил в ее уста несколько патриотических речей, убил всех ее друзей и родственников (чтоб мстила жестче) и сложил голову прекрасной революционерки на алтарь свободы. Нельзя сказать, что история совсем уж плоха, скорее Ло был плохим сценаристом, и на смену лаконичному повествованию 'Кулака ярости' пришел довольно путаный и сбивчивый рассказ 'Героини'. В итоге фильм с массой интересных героев, знакомых лиц и как всегда чудесных боев с середины уже начал надоедать и казался намного длиннее своего хронометража.
Зато Пей-Пей в драматичнейшие моменты жизни своей героини - в сцене расстрела ее друзей-партизанов или в финальных кадрах выглядит очень живописно и эпически-картинно. Все в ней эффектно: сухие, без слез, глаза, гордый взгляд, красиво устремленный вдаль, великолепная выдержка и какая-то просто королевская стать. Наверное, так и должно быть в героических экшенах, посвященных национальным героям. В наших фильмах о партизанах герои шли на смерть примерно так же.
Сейчас все это смотрится несколько чуждо, но ведь и понимание самого героизма деформировалось, не стоит забывать и о разнице менталитетов - многое в этом фильме кажется смешным, наивным, глупым. И все-таки очередная реинкарнация знакомого образа не выглядит беспомощной или жалкой. В первую очередь, благодаря артистичной и пластичной Пей-Пей. Ло Вэю, который, словно на фотосессии, запечатлел девушку в самом выгодном свете, мои редкие для этого режиссера аплодисменты - хотя бы за нее. И, конечно, я слишком люблю боевые искусства и атмосферу старого доброго гонконгского кино, чтобы ставить ему низкие оценки. Впрочем, фильм этот, хоть и не хватает с неба звезд, особой порицания точно не заслуживает, как и сколько-нибудь серьезной критики, впрочем.
Исторически так сложилось, что я не перевариваю фильмы в которых девушки дерутся и побеждают здоровых мужиков. И пусть мне рассказывают сказки о девушках каратистках, о бесстрашных амазонках и прочей ерунде, для меня это всегда будет мифом, на который мне в большинстве случаев не будет интересно смотреть. Конечно же есть сцены где девушки в драке смотрятся эффектно, вспомнить хотя бы Час Пик или финальный поединок в первой части Доспехов Бога. В этом фильме всё банально и глупо.
Джеки Чан здесь играет отрицательную роль и так же как и в Разборке в Гонконге, справляется с ней на отлично, хоть здесь он и появляется на порядок меньше.
Тематика фильма та же что и в Кулаке Возмездия. Всё крутится вокруг оккупации Китая, Японией. И так же как и в Кулаке, это скорее драма, хоть и боевых сцен здесь заметно больше. Режиссёр из Ло Вея откровенно слабый, поэтому финальная сцена, которая по задумке должна вызвать у меня скупую мужскую слезу, не вызвала абсолютно никаких эмоций. Я просто выключил телевизор и пошёл заниматься своими делами.