'Покровитель' это один из тех редких примеров, когда фильм нелюбим как поклонниками Джеки, так и им самим. Как известно, это его вторая попытка пробиться на американский кинорынок. Первая была пятью годами ранее с 'Большой дракой'. Фильм хоть и принес прибыль, но звезду из Джеки Чана, увы, не сделал. Далее последовали эпизодические роли в двух частях 'Гонок Пушечное ядро' и только после этого, в начале 1985-го года, компания 'Golden Harvest' решила повторно отправить свою главную звезду покорять Запад. Вероятно гонконгцев тогда удовлетворило исследование американского кинорынка своим тамошним филиалом. Но так или иначе, данная попытка так же не увенчалась успехом.
По факту получился обычный проходной фильм. Нет, он не ужасен, но и хорошим его не назовешь. И возможно, тогда он казался совершенно бесполезным, а отыграть Чановскую роль мог любой (или почти любой) актер боевиков, но спустя время он определенно достоин находиться в фильмографии актера. Этакий серьезный парень, без своих фирменных гримас и клоунады, убивающий (и даже казнящий) преступников, бегающий в окружении многочисленных обнаженных женщин...Неужели все это не стоит того, чтобы посмотреть данное кино хотя бы ради любопытства? Ведь в дальнейшей карьере у Джеки не будет ничего похожего...Правда это как раз и стало одной из причин ухудшения взаимоотношений между Джеки Чаном и режиссером фильма Джеймсом Гликенхаусом. Но почему? Ведь отдельные элементы из вышеназванного можно встретить и в других работах Чана. Те же 'Мои счастливые звезды', в которых Джеки убивает, как холодным, так и огнестрельным оружием. И что самое интересное фильм был снят еще до 'Покровителя'. Или более серьезный 'Сердце дракона' (снятый после), в котором Джеки так же убивает многочисленными способами, и это пример лишь одного 1985-го года. Еще раньше, в фильме 'Особое задание', герой Джеки, аки-Рэмбо (не удивлюсь, если Сталлоне именно из него черпал идеи для IV части своей франшизы), расстреливает несколько десятков человек в одной сцене. Поэтому все недовольства Чана по поводу убийств и жесткости в 'Покровителе' не очень то и понятны. С обнаженной натурой, кстати, тоже не так все просто. В первых 'Доспехах бога' можно наблюдать грудь туземки, во второй части голые попы главных героинь и обтягивающее нижнее белье. Ну, а количество показа мужских пятых точек (как своей, так и чужих), начиная с того же 'Проекта А', путает окончательно...Или гонконгская обнаженка достойнее американской?
Но так или иначе, после окончания съемок Джеки был так раздосадован, разозлен, обижен, оскорблен, унижен, что сразу же принялся делать свой вариант фильма. То есть полностью вырезал матерщину, обнаженных девушек, а также неуместные, на его взгляд, эпизоды, некоторые из которых двигали сюжет и дополняли характеры персонажей. Так например герой Дэнни Айелло потерял свой шарм, а мрачную атмосферу фильма разбавили неуместные комедийные вставки, типа сцены в тренажерном зале. Нет, были конечно моменты, после удаления которых фильм совершенно ничего не потерял, вот только и лучше он не стал. А довольно грубая переозвучка еще больше усугубила ситуацию, в том числе и тем, что в гонконгской версии Джеки стал разговаривать чужим голосом. В остальном же, практически все доснятые сцены смотрятся довольно вычурно. Даже сцена боя на складе, выдержанная вроде бы в стилистике фильма, кажется совершенно необязательной. А финальная схватка Джеки с чемпионом мира по каратэ Биллом 'Супернога' Уоллесом...Многие пишут, что она стала лучше и динамичнее. И неудивительно, ведь так считает сам Джеки, а значит и многие его поклонники. Она действительно стала продолжительнее и разнообразнее. Но на деле и этот, и другие бои все равно производят удручающее впечатление. Только вот в американской версии они не выбиваются из общей атмосферы фильма, несмотря на свою 'неидеальность'. И хотя на досъем были призваны: сценарист Эдвард Тан, оператор Ю-Цоу Чунг, монтажер Питер Чун, с которыми Джеки впоследствии создал многие свои шедевры, а ему самому была предоставлена полная свобода творчества, хита так и не случилось. Всеобщего 'Ваууу' или хотя бы просто 'Ммм, неплохой фильм' его версия не вызвала, собрав в местном прокате немногим больше американской. Также стоит упомянуть и японскую версию фильма, которая помимо всего прочего содержит некоторые важные сцены оригинала и имеет неудачные дубли после титров.
Непосредственно же трюкового экшена в фильме не так уж и много, но все же посмотреть есть на что, как и в исполнении самого Джеки (во время той же погони за боссом массажного салона), так и в моментах его дублирования. Например, тот занимательный прыжок на мотоцикле выполнил ассистент постановщика трюков Ричард Эппер, что только доказывает его сложность и узкую специализацию. А вот боевую хореографию ставили уже Чановские каскадеры, многие из которых в дальнейшем войдут в его знаменитую команду 'Stunt Team JC'. Так что не такие уж и кабальные условия для Джеки были на съемках. Съемочная группа в основном состояла из азиатов, курировали проект, по большей части, люди с 'Golden Harvest'. А то, что Чан и Гликенхаус не сработались, неудивительно. Ведь Джеки был на тот момент одной из главных звезд Азии. Он хотел контролировать большую часть съемочного процесса, иметь практически безграничное влияние и запас времени, как это и было с его основными хитами в Гонконге. Но увы. Его непосредственное начальство предпочло в должности режиссера американца, также доверив ему написание сценария. Он всего лишь отрабатывал свой контракт, расторгать который никто не стал, и даже шантаж Чана в стиле 'или я, или он' ничего не дал. Поэтому ему приходилось терпеть и сниматься дальше. Примерно так же было в свое время с Ло Вэем, которого Джеки, как и Гликенхауса, впоследствии вспоминал 'добрым словом'. Но как бы там ни было, 'Покровитель' это одна из главных муз Джеки Чана за всю его карьеру. Ведь именно после него он снял свой ответ американцам в виде 'Полицейской истории', его лучшей работы по мнению многих и его в том числе. Позже это переросло в целую франшизу, насчитывающую 4 части, 1 спин-офф и несколько фильмов созданных на явном вдохновении. И несмотря на весь негатив полученный во время съемок, это обязательный опыт. Опыт, хотя бы в создании того же образа полицейского (второстепенные роли в фильмах Саммо Хунга не в счет). И после всего вышенаписанного хочется добавить только одно: не стоит сильно журить этот фильм, ведь он уже случился, и случился не зря.
Не первая попытка Джеки Чана завоевать американский рынок весьма наглядный пример абсолютного непонимания друг другом американских и китайских кинематографистов. До этого у Джеки была хорошая, недооцененная, на мой взгляд, 'Драка в Бэттл-Крик', гораздо более близкая ему, чем принято думать, попытка соединить 'Путь Дракона' с несерьезным подходом Чана к экшену. И две серии 'Гонок Пушечное ядро' - тоже, в общем-то, не плохих гоночных комедий, где, однако, Чан, во-первых, персонаж сильно второстепенный, во-вторых, не говорит ни слова и, в-третьих, вообще японец. Все эти фильмы были не столько творческой, сколько маркетинговой ошибкой и не смогли правильно преподнести азиатскую звезду №1 американскому зрителю, в массе своей консервативному и не очень-то жалующему иностранное кино.
Для 'Голден Харвест' же Америка была не паханным полем, на котором можно собрать воистину 'золотой урожай'. Вот только аналитики, работавшие в американском филиале кинокомпании, ни черта не разбирались ни в зрителях, ни в Чане, ни в причинах успеха последнего у первых. В результате их 'мудрых' исследований появился фильм 'Покровитель', который стал едва ли не худшим, что случилось с Джеки в 80-х, если не считать 'Бесстрашной гиены-2', впрочем, и в последней, снимавшейся в качестве 'откупа' для 'Триад', присутствуют шикарные трюки и хоть какой-то джекичановский дух, тогда как в 'Покровителе' этого нет как класса.
Плохой ли это фильм? Пожалуй, нет. Он плох именно как фильм Джеки Чана и сам Джеки выразил отношение к этому фильму вполне однозначно, постыдившись выпускать американскую версию в азиатский прокат. Как обычный боевик он даже довольно увлекателен. Неплохой жанровый образчик очень в стиле 80-х. Все приметы жанра и времени, все штампы собраны тут - от панков, грабящих в самом начале дальнобойщика, до диалогов, характеров, тем, голых девок, вечно орущего босса (пока еще, правда, белого) и финального чукалова в портовых доках. Пожалуй, если бы с мафией действительно разбирался Грязный Гарри, никаких вопросов не возникло. Брутальный боевик с брутальными героями, палящими направо и налево.
Смотреть можно, но при просмотре испытываешь неловкость от бесполезности в кадре Джеки Чана. У режиссера на руках был богатейший материал, самобытный, яркий, гениальный - алмаз! - причем уже ограненный многолетним опытом и десятком шедевров за спиной. Кажется, ну посоветуйся, послушай, попытайся понять - общее ведь дело делаете! Обеим сторонам выгодно, чтоб фильм получился.
Увы, Гликенхаус, как когда-то Ло Вэй, включил Наполеона и, если у Ло за плечами было несколько хитов, то снявший до этого пару боевичков Гликенхаус вообще непонятно с чего решил, что точно понимает жанр и знает, как в нем снимать. Фильм стал жертвой амбиций режиссера, потому что режиссерский диктат виден в каждом кадре.
Самое прекрасное в фильмах Чана - кто бы их ни снимал - они не могут существовать без Чана! Убери же Чана из 'Покровителя' - ничего не изменится! Рейнольдс, Иствуд, Сталлоне - сделали бы тоже самое не хуже, и даже лучше, поскольку смотрелись бы куда органичней. Здесь все эпизоды с Чаном очень натянуты, искусственны, и зачастую просто бессмысленны. Чан сражался с режиссером за каждый кадр, но того мало интересовали советы какого-то китайского выскочки. Связанный контрактом, Джеки был вынужден подчиняться. Результат - предсказуем.
Утративший свою органику Джеки Чан смотрится скованно, в роли хмурого и самодовольного нью-йоркского копа с револьвером наперевес и разговорами о тёлках он просто не знает, куда себя деть, дурацкий прямолинейный сюжет, лишенный иронии и юмора, красоты боевой хореографии и ярких человеческих отношений, буксует на каждом шагу, впадая из уныния в маразм и обратно, искры между Чаном и Айелло нет и действуют они одинаково, одинаково говорят и смысла в их дуэте нет никакого. И дело вовсе не в том, что Джеки не смотрится как серьезный герой. Смотрится. 'Криминальная история' это доказывает. Просто тут эта серьезность ни к месту и не ко времени, как космонавту - тяпка, и делать с ней абсолютно нечего. Как изменила героя смерть напарника? Никак. За что он борется? Ни за что. Как влияет на него то, что он китайский полицейский в стране оголтелого расизма? Никак. Что для него Гонконг? Ничто. Такой вот городской ковбой. 'Человек без имени'. Но и у того были свои цели...
Бои... Если в фильме есть Джеки, они просто не могут быть плохими! Но сломать выстроенную режиссером стену штампов, привычки, самодовольства и халтуры Чану не удалось. Вместо молниеносных изобретательных схваток какая-то гопническая возня. В финальных схватках это особенно проявляется. Против Чана поставили Билла Уоллеса, и - как же нелепо смотрелись попытки Чана изобразить, что тот представляет для него реальную опасность! Как в 'Смертельном оружии 4' бедняге Джету Ли пришлось, изнывая от скуки, делать вид, что Гибсон может его побить. Смех да и только! А драка на кране? Там, где китайский качок швыряет в Чана пустые коробки, а тот - очевидно, по приказу режиссера, - должен под них подставляться. Даже если не знать возможностей Чана, видно, что дубли явно неудачные и сам Джеки никогда в жизни не включил бы их в финальный монтаж!
Впрочем, фильм гибнет уже на стадии задумки - зачем американцам еще один герой? Китаец. И даже не Като, а просто герой... Брюс Ли был интересен именно своей загадочностью, чужеродностью, непонятными Западу ценностям, целями и совершенно не западной их реализацией. Тоже самое - в другом, ироничном варианте, сделал Чан через 10 лет. Страна эмигрантов поняла и приняла непонятного и непримиримого, интересного, загадочного, не понимающего законов мест, куда он приехал, оттого попадающего впросак, но все-таки - героя - со своей философией и темой, не идущего на компромиссы. Прикидывающийся, мимикрирующий под среду, такой же, как все герой был абсолютно не нужен, а время широты взглядов, готовности принимать чужое таким, какое оно есть - еще не наступило. 'Покровитель' был откровенной ложью, попыткой обдурить, извернуться, подстроиться и, как часто бывает, попыткой провальной.
В 'Покровителе' есть неплохие сцены, и его вполне можно посмотреть. Особенно более динамичную, местами переснятую и перемонтированную гонконгскую версию. Однако все равно понятно, что 'Покровитель' - Чану - как корове седло. И неудобно, и не красиво, и нелепо, и не идет, и катастрофически бессмысленно. Джеки тогда на Штаты и всех американских 'гениев' разозлился так сильно, что по возвращении в Гонконг стал снимать шедевры один за другим, как будто показывая, какими на самом деле должны быть боевики. А в Америку он пробился тогда, когда оба были к этому готовы. Наверное, просто всему свое время.
«Покровитель» меня довольно сильно разочаровал, хотел увидеть комедийный экшен наполненный различными трюками в исполнении Джеки Чана, а в итоге получил непонятный средненький боевик с серьезным Джеки Чаном с минимальным количеством слабых трюков.
Мне было не до конца понятно, зачем необходимо было ездить в Америку и начинать фильм со съемок в Нью-Йорке, если все остальное действие фильма разворачивается в родном для Джеки Чана Гонконге.
Сюжет фильма выглядит невнятным и скомканным. Многие действия героев не до конца были понятны.
Что касается трюков, поединков и стрельбы на экране в исполнении Джеки Чана, то здесь актер меня разочаровал больше всего. Потому что трюков было слишком мало, а те, что были, выглядели слишком просто и слабо, в сцене погони за катером они выглядели на фоне других трюков особенно убого. Поединки были исполнены ещё хуже, слишком они были не натуральными и выглядели театрально. Было заметно, что партнеры Чана по боям, наносят удары по воздуху, не задевая, Джеки Чана. Только, пожалуй, финальная битва выглядела достойно и интересно. А вот стрельба из пистолетов была очень эффектной и кровавой, что то же довольно неожиданно для фильмов с Джеки Чаном.
Джеки Чан тоже выглядел довольно неожиданно, мало того что он играл шаблонного полицейского, да и ещё и на протяжении всего фильма ходит с серьезным выражением лица.
Вывод: «Покровитель» - одноразовый боевик с серьезным Джеки Чаном в роли нью-йоркского полицейского бегающий по родному Гонконгу.
«Покровитель» стал очередной попыткой Джеки Чана завоевать американский рынок, но Чан и не подозревал, что признание в Голливуде произойдет еще только через десять лет. Перед «Покровителем» были ужасная и глупая «Драка в Бетл Крик» и далеко невнятный «Гонки Пушечное Ядро – 2», где помимо Джеки Чана снялся Берт Рейнолдс. Исправить положение Джеки попытался, снявшись у Джеймся Ги….в бескомпромиссном боевике-«Покровитель», так же российскому зрителю знакомый под названием Защитник. Как выяснится позже, фильм принес одни только расстройства.
В 80-х на Западе Джеки воспринимали как подопытного кролика, во первых он был азиат, а в Голливуде их особо не жаловали, и во вторых второго Брюса Ли им было не нужно. Поэтому Чану по большому счету не давали работать в полную силу. В итоге «Покровитель» наделенный жестокостью, обнаженкой и ужасным монтажом проваливается в прокате.
Джеки Чан был бы не Джеки Чаном, если бы не выполнял свою работа на все сто. После возвращения на родину, Джеки первым делом отправляется в монтажную и кромсает американский вариант ленты в клочья, делая тем самым нового «Покровителя». Что в итоге? В итоге Джеки Чан чуть ли не с нуля переделывает экшен, сцены драк, вырезает все сцены с обнаженкой, добавляет совершенно другие эпизоды и наконец, делает финальный поединок на складе против Билла Уоллеса динамичней и живее, а версия поединка снятая американцами полностью отличается от Чановской. В Версии Джеки Чана имеется еще забавная сцена драки в тренажерном зале и еще один бой на заводе.
Вроде дело сделано, можно выпускать, к сожалению и версия Джеки Чана осталась без внимания, но она по крайне мере была выполнена полностью в стиле знаменитого китайца, нежели американское недоразумение.
Как бы фильм не был плох, в нем есть что-то притягательное. Наверное, это полностью отсутствие юмора, так как «Покровитель» жесткий боевик, а таких в 80-х в карьере Джеки Чана не было. Сюжет скомканный, но в тоже время интересный. Помимо Джеки Чана можно выделить Денни Аейлло, который исполнил роль напарника Джеки. Рукопашных поединков не слишком много, а те, что имеются, поставлены далеко не в лучших традициях Чановских фильмов и даже перемонтаж не сделал их выразительней, кроме разве финальной схватки. Так же Джеки Чан будет бегать с пушкой, и ругаться матом.
Подводя итог всего выше сказанного, могу сказать, что «Покровитель» не совсем уж безынтересный. Тут есть все: и драки и перестрелки и обнаженные девушки (американская версия) и юмор (Версия Джеки Чана) подводит только сюжет, но и он на фоне всех выходяших в то время боевиков не кажется безнадежным.
Теперь выбор за вами, выбор какую версию лицезреть. Удручает одно, в России (пятом регионе) официально выходила только американская версия «Покровителя». Но спасает тоже только одно на торрент трекерах можно найти и версию Джеки Чана.
Уже привык к тому, что когда вижу имя Джеки Чана в титрах, это является гарантией для меня, что фильм будет хороший или как минимум неплохой. Но есть, оказывается, такой фильм, который я второй раз в жизни ни разу не посмотрю. Имя ему – «Покровитель».
Начать хотя бы с того, что это - дешевая подделка на другие американские боевики 70-80-х годов. Завязка уже стара как мир - вечно препирающийся с начальством коп, и его постоянно рассыпающийся тупыми шуточками друг – единственные, кто могут спасти невинную девушку. Фильм даже не пытается окунуть нас в криминальный мир Гонконга, заставляя нас смотреть на вечные похождения двух «главгероев», которые все время стремятся найти разгадку, когда нам она уже известна – кто умрет, кто предаст и чем все закончится. Диалоги содержат в себе чуть ли не прямые цитаты из других фильмов, многие сцены лишние, многие – затянуты... короче, если их всех вырезать – то, что можно назвать «фильмом», вместилось бы в 40 минут. Во время просмотра у вас также возникнет куча вопросов, ответы на которых – не дадут.
Текстовую роль актеры играют плохо, включая Чана, с трюками справляется, фактически, он единственный. Имею в виду те два фантастических прыжка в погоне за катером и его лазание по домам. А вот поединки, в первую очередь, плохо поставлены, ибо фильм, как я уже говорил, копирует другие, значит Джеки Чан дерется с противниками, которые слабее и медленнее за него, и традиционно сначала проигрывает, а потом театрально бьет всех. Порадовало хоть то, что его герою тут довелось стрелять из пистолета и убивать.
Кратко об остальном. Оператор, кажется, влюбился в 'панораму', и кучу времени посвящает сниманию домов, в которые вот-вот зайдут главные герои. В поединках и перестрелках любит снимать с таких ракурсов, чтобы ничего не было видно. Самые эффектные сцены (взрывы, etc.) угроблены плохим монтажом. Композитор получит от меня наибольшей похвалы за сносный саундтрэк, который все же сильно косит под музыку из других фильмов этого жанра и не привносит ничего нового. Хоть терпимо.
Надеюсь, мне не доведется смотреть этот фильм когда-нибудь ещё раз. И вам не советую. Потому что он не годится даже для того, чтобы просто убить время.
Практически во всех боевиках в карьере Джеки Чана присутствуют элементы комедии. Но в фильме 'Покровитель' эти элементы полностью отсутствуют.
По сюжету полицейский Билли Вонг, герой Джеки Чана, и его напарник, в исполнении Дэнни Айелло, должны найти и спасти в Гонконге девушку, дочь миллионера, похищенную в Нью-Йорке людьми наркобарона.
Можно сказать, фильм получился хорошим. Но некоторые сцены нужно бы срезать, ибо они выглядят глуповато. А так, других минусов не было замечено.
Что касается плюсов, то здесь их достаточно. Это и хорошая игра актеров, и красивые погони, драки, перестрелки, и неплохая режиссура, и замечательная музыка, атмосфера фильма. Поэтому фильм оставил много положительных впечатлений и в сон не тянет. Советую посмотреть фанатам Джеки Чана, а также любителям данного жанра. Думаю, фильм вполне заслуживает оценки...