всё о любом фильме:

Битлджус

Beetle Juice
год
страна
слоган«Проделки Факира из загробного мира»
режиссерТим Бёртон
сценарийМайкл Макдауэлл, Уоррен Скаарен, Ларри Уилсон
продюсерМайкл Бендер, Ричард Хашимото, Ларри Уилсон, ...
операторТомас Э. Экермен
композиторДэнни Элфман
художникБо Уэлш, Том Даффилд, Эджи Джерард Роджерс, ...
монтажДжейн Карсон
жанр фэнтези, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  17.9 млн,    Испания  909.7 тыс.,    Франция  628.5 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время92 мин. / 01:32
Что сделает пара непрофессиональных привидений, когда их добрую Новую Англию наводнят снобы из Нью-Йорка? Они наймут частного «био-экзорциста», чтобы изгнать пришельцев. И результат превзойдет все ожидания!
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
81%
35 + 8 = 43
7.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Буквальное название этого фильма — «Жучиный сок», так как имя «специалиста по экзорцизму живого» (Betelgeuse, русск. Бетельгейзе) по-английски произносится так же как и заголовок картины. Это просто игра слов.
    • В фильме использованы песни Гарри Белафонте.
    • Первоначальный сценарий был весьма мрачный и серьезный. Это должна была быть моралистичная драма о призраках людей, чьи души не смогли найти покоя на небесах.
    • В момент работы над фильмом Тиму Бёртону было всего 30 лет. Съемочный период Майкла Китона занял всего две недели. Его экранное время составило чуть более 17 минут.
    • Студии не понравилось название «Битлджус», вместо которого картину хотели назвать «Призраки дома» (House Ghosts).
    • В эпизодической роли регистратора в комнате ожидания небесной канцелярии снялась «мисс Аргентина» Патриция Мартинес (Patrice Martinez).
    • Вайнона Райдер первоначально отказывалась принимать участие в фильме, усмотрев в сценарии мотивы сатанизма.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В финале фильма Битлджус превращается в странное существо с каруселью на голове. На вершине карусели — смеющийся череп, который станет Джеком Скеллингтоном в «Кошмаре перед Рождеством» (1993).
    • еще 5 фактов
    Трейлер 01:32

    файл добавилCentral---House

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.5/10
    29-летний режиссёр Тим Бёртон, бывший аниматор, приумножил успех своей бурлескной фантазии «Большое приключение Пи-Уи» (1985), создав на сей раз фантастическую комедию о молодой супружеской паре Адаме и Барбаре Мейтленд из милого коттеджа в штате Коннектикут. После случайной смерти в автокатастрофе они возвращаются домой в качестве призраков и пытаются выселить из коттеджа новую семью при помощи «биоэкзорсиста» по прозвищу Битлджус, то есть Жучиный Сок. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 501 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Можно только позавидовать фантазии Тима Бёртона, который вот уже три десятилетия развивает любимые жанры фэнтези и ужасов — режиссер создает чудовищ и получает от этого удовольствие и прибыль.

    Молодая супружеская пара довольствуется жизнью в собственном доме на краю уютного американского городка. Очередная поездка за покупками заканчивается трагически, ведь семья отныне принадлежит к загробному миру. Этот фильм нельзя назвать культовым, но все, кто проникся этой историей еще в детстве или недавно, согласятся, что фильм является одной из лучших черных комедий в истории. В фильмах Бёртона можно забыть о реализме. Потусторонний мир здесь мрачен и в тоже время не пугает. Есть ощущения угнетения, но не более чем до следующей шутки в кадре. Интересно наблюдать за тем, как главные герои пытаются выжить из собственного дома новых хозяев. Это все слишком непохоже на все, что вы могли видеть раньше. Выраженный сарказм к серьезности темы — вот как это можно назвать. Тем не менее, общий тон повествования довольно темный и мрачный, особенно во второй половине фильма. Здесь реализовано много интересных идей. Слишком впечатлительным людям не стоит принимать происходящее близко к сердцу. Ведь перед нами развлекательное кино. Конечно, технически картина сильно уступает современным последователям жанра, но для истинных ценителей остается достойным экспонатом в домашней коллекции. У фильма звездный актерский состав, а игра Майкла Китона заслуживает отдельных хвалебных отзывов. Его героя вы не хотели бы пригласить к себе домой, но запоминается он крепко.

    Мало на что похожая мистическая комедия, пропускать которую крайне не рекомендуется. Титульный представитель кино 80-х.

    9 из 10

    21 августа 2012 | 15:53

    Битлджус, Битлджус, Битлджус!

    Скажу честно, что мультик про Битлджуса, который я смотрела в начальных классах, мне особо не нравился, даже временами вызывал отвращение. А вот веселенький, старенький, добренький, забавный фильм мне приглянулся.

    «Beetle Juice» — Комедийное фэнтези о жизни после смерти. Повествующее о супружеской паре, нелепо погибшей в автокатастрофе, которые очень не хотели делить свой дом с чужаками. Этот фильм — это очередной шанс для нас смертных прогуляться по фантазиям Тима Бёртона, веселясь и издеваясь над смертью.

    Картинка смотрится довольно легко, не режет глаз, а всё происходящее в кадре выглядит естественно. Спокойно и с удовольствием мы погружаемся в загробный мир любящей пары… Конечно, этому отлично способствует яркий, динамичный, с оттенком чудачества саундтрек. Который просто не мог остаться неупомянутым.

    Хорошие актеры и оригинальные образы — вот, визитная карточка фильмов Бёртона. «Beetle Juice» не исключение. Все герои (будь-то монстровидные мертвецы или глупенькие людишки) показаны с ярко выраженными характерами, что не может не привлекать. Я уж не говорю про «Самого красивого холостяка со времен Рудольфо Валентино», особо обворожительного в полосатой пижамке!

    Да, может быть, герой Майкла Китона и похож на пропитого бомжа-алкоголика, но ведь таким мы его и любим!!!

    Еще раз повторюсь, что это веселый, старый, добрый фильм, который, я надеюсь, никогда не состарится! Рекомендую к просмотру.

    8 из 10

    А теперь: домой, домой, домой!

    30 марта 2010 | 04:50

    Идеальная до тошноты парочка живет в огромном доме и все ей хорошо, вот только детишек нет, а соседи постоянно намекают, что дом надо продать, так как для двоих он великоват. В общем, так или иначе, но парочка погибает и выясняется, что жизнь после смерти есть, а потому быть им привидениями. Живые, понятное дело, этого не знают, и вот уже дом продан и в него вселяется совершенно циничная меркантильная семейка в составе папы-мамы и дочурки-гота. Начинается ремонт, и местная парочка привидений уже сходит с ума. Положение может спасти только главный выродок-спец среди привидений — Битлджюс.

    Хороший фильм хорошего режиссера с хорошими же актерами. Правда, главная парочка Болдуин — Дэвис сыграли как раз и слабовато, а в конце восьмидесятых оба были на пике (Джина Дэвис в следующем 89-м, а затем и в 1992 отхватит по «Оскару»). Но вот кто бесподобен в фильме — так это Майкл Китон (Битлджюс), именно он создал общий запоминающийся колорит фильма. А ведь есть еще и Джеффри Джонс, и будущая икона Голливуда и по совместительству воровочка, извините, клептоманка Вайнона Райдер (в фильме дочурка психованных родителей Лидия).

    «Битлджюс» оказался знаковым в первую очередь для самого Тима Бертона. В 88-м ему стукнул тридцатник, как раз тот возраст, когда пора оглянуться и задуматься, а что собственно ты из себя представляешь? Бертон как режиссер к концу восьмидесятых как раз особо ничего из себя не представлял, и самое главное, он сам это понимал. Были какие-то фильмы, но чего-то внятного, запоминающегося, что дает имя талантливому человеку, — вот этого не было. «Битлджюс» оказался и внятным, и запоминающимся и, что весьма важно, коммерчески успешным (бюджет 15 миллионов, а сборы только по Штатам превысили 70 миллионов, и это в восьмидесяте!). А потом уже все у режиссера «покатило» — в следующем году «Бэтмен», затем «Эдвард руки-ножницы», «Сонная лощина», «Крупная рыба»… Но первым камнем во дворце был «Битлджюс».

    Однозначно, это далеко не самый лучший фильм раннего Бёртона, но именно здесь уже виден уникальный и неподражаемый «потусторонний хоррор-стиль» режиссера. Уж если и подымать настроение, то именно под такие фильмы. Ну а диалоги здесь встречаются просто ядреные:

    - Мы очень несчастливы.
    - Еще бы, вы ведь мертвы…

    7,5 из 10

    10 ноября 2012 | 02:06

    Маленькая автобиографическая справка: когда-то в лихие 90-е, некий абстрактный мальчик по имени А., ещё не ведавший о потных радостях полового созревания и смеявшийся над чужими прыщами, посмотрел мульт-сериал «Битлджус». Тогда мальчик не знал о Тиме Бёртоне (что было исправлено лишь годы спустя), но мультик произвёл на мальчика неизгладимое впечателние — в особенности благодаря герою, такому Карлсону-зомби, который ел жуков, жил среди призраков-монстров и вообще хорошо проводил время. А затем мальчик А. познал прелести кинематографа… (и полового созревания, да).

    Маленькая историческая справка (она короче и нужнее): до «Битлджуса», у Бёртона уже был полнометражный дебют — «Приключения Пи-Уи», но именно «Битлджус» стал первым фильмом именно самого Бёртона. Почему? Ну…

    Перила превращаются в змей, двери ведут на планету Сатурн, населённую песчаными червями (привет, Фрэнк Герберт!), призраки выглядят зачастую нормальнее живых соседей по дому, а финал здорово смахивает на цирк. Проездом — бюрократия мира мёртвых, троллинг даун-шифтинга, современного «искусства» и готичной молодёжи, которая на Бёртоне, кажется, взращена.

    В самом деле, молодые супруги — недавно усопшие — Адам и Барбара (Алек Болдуин в роли не-засранца и Джина Дэвис) выглядят гораздо обычнее и приятнее, чем семейство, въехавшее в их дом после скоропостижной гибели первых. Судите сами: отец — бизнесмен, недавно разразившийся нервным расстройством и теперь постигающий таинства даун-шифтинга, мачеха — богемная мадам, якобы скульптор, принимающая пилюльки-по-рецепту, дочка (Вайнона Райдер) — одетая в чёрное, то ли гот (по облику), то ли эмо (по повадкам)… К тому же новоселы вовсе не поддаются испугу, повторяя за американцами из «Кентрвилльского привидения». Решение пригласить «био-экзорциста» Битлджуса (Майкл Китон) видится вполне здравым, в отличие от его поведения — спаситель оказался бесноват.

    Вместе с довольно злобной сатирой, Бёртон создал одного из самых запоминающихся своих персонажей — антагонист Битлджус проводит на экране от силы минут 15, но каждую секунду он делает что-нибудь — пошлит, корчится, кривляется, призывает демонов, яростно оттягивая на себя одеяло зрительского внимания (и симпатии). Все помнят «Маску» Джима Кэрри и Джоерка по версии того же Бёртона? Вот. Взбалтайте и смешайте, сделайте ещё круче. Конечно, в фильме есть уйма персонажей, но они скорее карикатуры на нас с вами, а фильм «Битлджус» так и остаётся театром одного актёра — Майкла Китона. Конечно, он очень неплохо сыграл героя в «Бэтменах», но тут ему просто дают повеселиться. На заднем плане — вроде бы центральные Болдуин-Дэвис-Райдер, но они смотрятся очень бледно, даже не смотря на высокий уровень игры. Болдуин и Джина Дэвис сыграли просто положительную пару, которая и обижать-то никого не хочет, Райдер — гениальное предвосхищение готической волны (и причёски Хелены Бонэм-Картер), не более того. В каком бы состоянии не пребывала карьера Китона в данный момент, для меня он всегда остаётся любимым кино-призраком!

    Впрочем, Бёртон всегда славился своей «визуальщиной» — с каждым разом его фильмы всё более напоминают книгу иллюстраций. «Битлджус» стал началом традиции. В фильме нет компьютерной графики (88-й, учтите), а большую часть работы выполняет покадровая кукольная анимация — позже, многие местные чудовища переехали в «Кошмар перед Рождеством». Стоит признать, что второй был более ярким в визуальном плане. Не сказать, что бы местный dance macabre был не запоминающимся, просто Бёртон явно был ограничен и форматом, и технологиями — поместите «Битлджуса» в современные съёмки получилась бы конфетка! А так — просто яркое, иногда слишком цветастое зрелище с заметными швами по краям. От похожих проблем страдает и саундтрек Дэнни Элфмана. Он просто не знает какую музыку ему писать — она то грустная, то грозная, то весёлая, но общности у композиций нет. В итоге запоминается лишь главная тема и финальное выступление Гарри Белафонте с его «Jump in the line!».

    Итог: не всегда идеальный, не всегда церемонящийся со зрителем цирк мертвечины и сатиры под предводительством лучшей роли Майкла Китона. Смотреть, но иметь в виду — Бёртон не всегда был опытен.

    17 марта 2012 | 15:04

    На мой взгляд, Битлджус является одним из лучших и удачных проектов Тима Бёртона. Забавная черная комедия в знаменитом режиссерском стиле — загробный мир, который населяют самые разные призраки и другая нечисть; мистика, мрачный стиль и все в этом роде.

    Актерский состав — это изюминка данной картины: Алек Болдуин, Джина Дэвис, Вайнона Райдер, Кэтрин О`Хара и многие другие. Отдельного внимания заслуживает всеми любимый Битлджус в исполнении Майкла Китона. Невероятная игра. Актер явно отнесся к своей роли с большим азартом. Его герой живой (хоть и мертвый), безбашенный, дикий (в каком-то смысле) и одновременно безумно харизматичный.

    Великолепно подобранная атмосферная музыка. Многие песни, если вы их раньше не слышали, обязательно запомнятся после просмотра. Грим жителей загробного мира разнообразный. Фантазия порой может воплощать в действительность нереальные образы. Мрачные декорации картины придают фильму более яркий оттенок незаурядности.

    Битлджус — веселый, легкий фильм, проверенный временем, который приятно раз за разом пересматривать.

    23 июля 2012 | 19:10

    Лучшее, на мой взгляд, кино Бертона. Среди всех фильмов этого, безусловно, талантливого человека выделяется именно «Битлджус». Кто-то писал, что здесь режиссер буквально выплеснул все свои находки, идеи и мощь постановщика впервые со времен дебюта — и я полностью с этим согласен. Кажется, еще ни в одном фильме Тим не снимал с большим азартом, чем здесь. Хотя я, конечно, и ошибаюсь.. но ведь первое впечатление самое сильное! По сути ведь это дебют Бертона в известном нам качестве режиссера готичных сказок, мрачных комедий и фантастики. Вышедший тремя годами ранее «Пи-Ви» был хоть и выполнен мелкими штрихами по-бертоновски, все же не был тем, чем стал «Битлджус».

    Начинается кино оригинально — со смерти молодоженов в упавшем с обрыва авто. Продолжается тем, что эти самые молодожены попадают в некое четвертое, а то и пятое измерение и с ними начинают происходить самые невероятные вещи. Выясняется, что они на самом деле призраки и находятся в пограничном мире между жизнью и смертью; в их дом между тем въезжает новая семья… В общем, за что Бертона никак не упрекнешь, так это за трепетное отношение к зрителям. Его кино смотреть интересно и оно интригует. Фильм отлично снят, стиля очень много — самого разнообразного. Актеры тоже очень здорово играют — видно, что им интересен проект, в котором они участвуют. Работа режиссера, в данном случае, тоже выполнена на довольно высоком уровне. Фильм отлично играет жанрами, переходит из одного в другое.

    Бертон в этом фильме показал мир мертвых очень странным, но отнюдь не мрачным. Было бы очень здорово, существуй этот мир, если бы он был таким. Сплошная веселуха, вместо ада или еще чего-то там… Такое, пожалуй, и отношение этого режиссера к кино. Еще я помню, смотрел в детстве мультфильм с аналогичным названием и героем, который недавно поглядел ради интереса. Как и ожидалось, он не прошел проверку временем).. в отличие от этого фильма. Шедевр:

    10 из 10

    16 октября 2012 | 22:44

    Фильм абсолютно в духе Тима Бартона. Готический, с черным юмором и всякими всевозможными и всеневозможными странностями. Как такой фильм может не понравится?

    Актеры на высоте. Особенно хочется отметить юную Вайнону Райдер — такая милашка! В юности она ничуть не хуже, чем сейчас.

    Не могу поставить ниже

    10 из 10

    5 апреля 2009 | 01:22

    Молодая супружеская пара, Адам и Барбара Мэйтленд, погибает в результате несчастного случая, после того, как их машина падает с моста в речку. Но души супругов застревают где-то на полпути в мир иной. Такое неопределённое местопребывание даёт им шанс наведаться обратно в родной дом в Коннектикуте, но теперь уже в образах призраков. Правда, супруги понимают это не сразу, лишь не увидев собственных отражений в зеркале. Кроме того, они находят дома учебник «Для недавно усопших», который учит их адаптироваться к новой «жизни».

    С тех пор, как Адам и Барбара стали «другими», за входными дверями в их коттедж образовался пугающий фантастический пейзаж с ползающими громадными червями (не иначе, как кивок «Дюне» Дэвида Линча). Но после кратковременного путешествия на небеса выясняется, что отныне Мэйтленды не имеют права покидать дом, в котором должны провести ближайшие 125 лет.

    Меж тем, в их коттедже поселяется эксцентричная, богемная семейка из Нью-Йорка, и бывшие хозяева решают во что бы то ни стало выжить непрошеных гостей. Новосёлов, однако, мало пугают непрофессиональные попытки призраков-неофитов навести на них ужас. Тогда бесплотные Адам и Барбара пытаются призвать на помощь воинственного анархиста и хулигана Битлджуса, одного из главных «авторитетов» загробного мира и лучшего специалиста по биоэкзорцизму, который с большим энтузиазмом берётся за дело…

    Уже во второй полнометражной режиссёрской работе 30-летнего Тима Бёртона в полной мере определились главные составляющие его авторского стиля. Beetlejuice — это мистико-сатирическая чёрная комедия, смесь из почти детской мечтательности и весьма специфического декаданского юмора, пародирующего фильмы ужасов. Добавим изощрённые спецэффекты и тягу постановщика к гротеску, как в декорациях, так и в работе с цветом, что обнаруживает связь с комиксами и делает его кино похожим на анимацию.

    Что любопытно: Майкл Китон, буффонадно играющий Битлджуса, всего лишь через год снимется у Бертона в принципиально иной роли — Бэтмена, где, по большей части, ему придётся скрывать своё лицо не под толстым слоем грима, а под маской. Из других актёрских имён обращает на себя внимание 17-летняя Уинона Райдер, сыгравшей Лидию — меланхоличную дочь новосёлов и единственную, способную видеть призраков.

    Данный проект обошёлся студии Warner Bros. всего в 15 миллионов долларов и почти пятикратно окупил себя в одной только Северной Америке: сборы позволили определиться на почётном одиннадцатом месте в национальном реестре в год выхода на экраны. Реноме фильма упрочил «Оскар», присужденный за оригинальный грим.

    23 января 2014 | 19:19

    Тим Бертон всегда отличался своим стилем. «Битлджус» — одна из тех лент, где стиль режиссера узнается практически сразу. Хороши ведущие актеры, но ленту крадет Майкл Китон. Вместе с «Бэтменом», это одна из лучших ролей Китона. Здесь сравнится с ним может только малышка Вайнона Райдер, которая здесь просто прелесть.

    Спецэффекты жутко устарели, но спасает фантазия и стиль режиссера. Юмора здесь полно. Радует, что все персонажи хорошо прописаны. Музыка великолепна, как и грим. Фанатам режиссера обязательно рекомендую к просмотру (хотя, наверное, я один впервые смотрю эту картину, потому что трудно представить фаната Бертона не смотревшего этот фильм). Странно, что это одна из первых работ Бертона. Ведь здесь настолько сформирован стиль режиссера, который почти не изменился к сегодняшнему дню (разве что Китон сменился на Деппа).

    8 из 10.

    27 июня 2007 | 15:56

    Снимающий с 13 лет режиссер-самоучка, мультипликатор и визуалист, поклонник вычурной готики и всего мистического, любитель оживлять детские кошмары и фантастические видения, гениальный сказочник и провокатор, одиозный и притягательный фрик, непревзойденный «сгуститель атмосфер», художник-карикатурист, современный городской сумасшедший, ученый и лжец, интеллектуал и псих, озорник-прикольщик и титан современного кинематографа, трогательный и страшный одновременно, культовый, но далекий от богемы, признанный и непонятый — да просто уникальный фантазер Тим Бёртон. Один из моих любимых режиссеров, полностью совпадающий в моем понимании с определением «кино-созидателя», отвечающий в моем понимании всем признакам настоящего киномага и эстета.

    Его большая карьера началась с успешного фильма «Большое приключение Пи-Ви», но во всем цвете своего взрослого мастерства он впервые предстал именно в картине «Битлджюс» — феерической взрывной фантасмагории, наэлектризованной энергией Майкла Китона, который, конечно же — лишь одно из проявлений самого Бёртона — озорника, провокатора, саботажника и оригинала.

    Именно таким и предстал сам фильм. Его называют шедевром, иконой готического стиля, культом среди черных комедий, забывая при этом, что Бёртон снимал вовсе не культ и шедевр. Просто он впервые получил солидные деньги для создания солидного фильма, и получил возможность вылить все, что копилось 30 лет в голове насмотревшегося кучу готических ужастиков, влюбленного в Мэри Шелли, Уайльда, По и Лавкрафта поклонника фантастики, комиксов, трэша и ужасов. Все эти образы из книг, фильмов, ночных кошмаров и комиксов только и ждали момента, чтобы выплеснуться на экран. В этом, по-моему, секрет долгожительства этой хаотичной, часто довольно бессвязной и нелепой, разбрызгивающей сочные краски и юморок с душком, картины. Сравните, например, с идущим вслед за «Битлджюсом» «Эдвардом Рукиножницы». Там уже нет хаоса, все планомерно, организовано, сдержанно и отшлифовано до филигранности. Но здесь все настолько подростково-очаровательно, энергично, любимо самим автором, что сам поневоле начинаешь любить всю ту мишуру, и получать от нее нескончаемое удовольствие, как от речи шепелявого оратора, взахлеб рассказывающего самый любимый свой анекдот. Анекдот, может и не смешной, но от того, как человек его рассказывает, какие подробности приводит, как счастлив от того, что наконец-то ему дали слово, что сам заливаешься смехом вместе с довольным рассказчиком.

    Отличие от такого рассказчика у Бёртона в том, что он все-таки намеренно сгущает краски и смешивает ингредиенты, умело манипулирует нашими собственными фантазиями, не менее умело управляет хаосом, творящимся на экране и четко дозирует жанры, поэтому от фильма ощущение вовсе не как от трэша или капустника. Отнюдь. Потом в голове остается довольно четкая картинка, отменное послевкусие и ощущение цельности. Как будто съел аккуратно приготовленный пирог, хоть и с занимательными кремовыми финтифлюшками на «фасаде».

    Собственно, это тоже мастерство режиссера — создать на экране феерию, уложенную в рамки проработанного стиля, пусть и граничащего с полным хаосом и абсурдом, но абсурдом правильным, закономерным, оттого и принимаемым зрителями на ура.

    «Битлджюс» — это как если бы Марк Твен писал о мертвецах. Уверенно, лаконично, с доброй иронией или злой сатирой, без самолюбования, но при этом так, что авторский почерк не спутать ни с кем другим. Создаваемый как «Изгоняющий дьявола» с точки зрения мертвецов» (выражение самого Тима), «Битджюс» родился на стыке «Кентервильского привидения», голливудской классики о чудовищах, столь любимой Бёртоном в детстве, комиксоидного стиля повествования, фильмов об экзорцизме, готики и новомодного нагромождения спецэффектов и кукол, возникшего благодаря «Звездным войнам», «Челюстям», и, конечно, не в последнюю очередь, мастерству Оза, Хенсона, Бейкера, Уинстона, «Темного кристалла», «Бесконечной истории», «Лабиринта» и др. знаковых лент.

    Здесь есть и замогильный юмор, и трогательная забота призраков друг о друге, и ёрничество по поводу всеобщей бюрократии — как в нашей, так и в загробной жизни, и многочисленные пародии, и слегка готичная атмосфера невсамомделишности, игры в призраков, и чудесные спецэффекты, заставляющие пересматривать некоторые моменты по несколько раз и, в свою очередь, тоже придающие фильму еще больше кукольности, ощущения шутливого сна. Заметьте, героев фильма не жалко, за них не страшно, да и что там — не страшно вообще. Сомневаюсь, что Бёртон хотел пугать. При тех же технологиях в «Американском оборотне» есть весьма страшные моменты. Нет, здесь важна именно игра, именно момент начала фильма, демонстрация макета городка (кстати, снова любимая Бёртоном крошечная провинция — главное, как и у Кинга, обитель мирового зла), иллюзия реальности, кукольный театр. Бёртон вовсе не собирается ограждать себя от условности происходящего и не нагружает себя реализмом. Наоборот, он с удовольствием демонстрирует эскизность, иллюзорность, пластмассовость обеих миров. Но это тоже правила игры.

    Сейчас почему-то стали говорить о «старении» фильмов 80-х из-за появления новых технологий в спецэффектах. У меня же именно такие спецэффекты вызывают щенячью радость. Даже роскошества «Аватара» не могут сравниться в моем понимании с изобретательностью и фантастическим трудолюбием художников, гримеров и мастеров по спецэффектам в классических жанровых картинах, пусть и попахивающих нафталином, но от того сердцу еще более милых.

    Актерский ансамбль в фильме интересен, хотя фильм, как вы понимаете, не актерский. Самая очаровательная Барби Голливуда, Джина Дэвис, была очень мила и привлекательна, а Алек Болдуин вполне неплохо играл тютю и очкарика, однако, большая часть критики в 80-х обрушилась именно на них. Бёртон оправдывал актеров тем, что на фоне скучной и обывательской четы Мэйтланд намного ярче смотрятся остальные мертвецы и проказы Битлджюса. Мне их игра понравилась. А Болдуин вообще удивил. Я уже и забыл, что он был когда-то не толстым и добрым. Последние лет 15 он вечный негодяй в фильмах самого разного пошиба.

    Главные открытия Бёртона здесь, конечно, Китон и Райдер. Последняя стала любимицей мрачновато-бесноватых режиссеров и их фантасмагорий. С первым сложнее. Хотя Китон и создал образ, ставший одним из самых тиражируемых в современном кино и все подряд превозносят его, мне именно он не слишком понравился. Его кривлянья и суета почему-то кажутся недоделанными, не слишком ему подходящими. На его месте хочется видеть Деппа, Керри, Николсона, Де Вито… Короче, тех, кого Бёртон еще сделает своими адептами, (жаль, без Керри). Китон энергичен и ярок, но не хватает ему сладкого оттяга, с которым в подобных ролях играют вышеназванные актеры.

    Озорная музыка Элфмана пришлась как нельзя более к месту, а визуальные изыски художника Бо Уэлша, мастера подбирать яркие, сочные, запоминающиеся цветовые гаммы, радовали глаз.

    Несмотря на суету и кажущийся хаос, «Битлджюс» — очень качественный кинематографический продукт. Тщательно выстроенный и смонтированный, безупречно художественно оформленный, очень красивый и стильный, он небезосновательно стал событием конца 80-х и сделал серьезную заявку на то, чтоб первым среди бёртоновских творений остаться в энциклопедии современной классики.

    10 из 10

    8 августа 2013 | 12:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>