'Шизофрения глубоко укоренилась в исландском характере. Все верят в эльфов, духов, привидений и троллей'.
Семнадцать лет назад я впервые в жизни посмотрел кино из Исландии. Это было время, когда мои розовые грёзы уже были еле осязаемы, и этот фильм обратил их в прах окончательно. Уж, раз всё так печально в благополучной маленькой Исландии, то какого чёрта я удивляюсь, что мне неуютно в огромной России?!
'Ангелы вселенной' - печальная история с искромётными клиническими монологами и диалогами про то, как хрупка человеческая душа. Все мы уверены, что абсолютно нормальны и психушка плачет по кому-то другому, а не по нам.
Я же, как исключение, могу честно признаться, что после близкого знакомства с клаустрофобией совершенно не считаю, что застрахован от 'дурки'.
После просмотра я не раз бегал по 'Горбушке' в поисках других творений Фридрика Тор Фридрикссона и CD-дисков группы Sigur Ros. Так сильно хотелось войти в ту же реку во второй раз. ..
'Ангелы вселенной' - маленький фильм с огромным сердцем. Очень жаль, что прокат его по всему миру был мизерным: ведь, попкорн под такое кино в рот не полезет.
'Я родился в день присоединения Исландии к НАТО и, каждый год, коммунисты протестуют против дня моего рождения.'
'Когда он попадает сюда, он думает, что он Гитлер. .. и требует цианистый калий для себя и Евы Браун.'
'У него в мозгах Китай. Поэтому, у него такой большой мозг.'
'Мы все равны перед богом. Даже, если мы больны. Мы ангелы. Ангелы вселенной.'
пи. си. Ещё раз: фильм опасен тем, что способен вызвать душевное беспокойство внутри вас.
После бурлескного и довольно оригинального «Острова дьявола» от Фридрикссона ожидаешь большего. Но «Ангелы вселенной» разочаровывают: на поверку фильм оказывается довольно унылой пародией на «Гнездо кукушки», в которой переживания фотогенично неприкаянных героев (особенно выделяется похожий на хиппующего Колина Фаррелла Балтазар Кормакур) выглядят какими-то игрушечными: им катастрофически не хватает веса и драматизма, словно бы фильм снимал подросток, пытаясь косить под взрослого, умудренного жизненным опытом человека. Претензии на социальные обобщения так и остаются претензиями, поскольку социальной жизни, как таковой, в «Ангелах» нет: почти все экранное время посвящено душевным терзаниям главного героя. Постоянно играющая музыка местами низводит фильм до патетической мелодрамы. Часть сцен сыграна неважно; из-за этого фильм периодически выглядит неубедительным, а иногда – страшно сказать – спекулятивно-сентиментальным. При всем при том в целом это неплохая картина, поскольку ее не совсем «честный» стиль выверен и сбалансирован в целом: Фридрикссон хороший режиссер, способный на многое. Но это не лучший его фильм и тем более не лучший исландский.
P.S. Любопытен эпизод, в котором герои запросто приходят в гости к президенту страны. Да, я знаю, что все население Исландии равно населению одного крупного подмосковного города, но действительно ли вот все так просто?
Ван Гогом можешь ты не быть, но сумасшедшим стать обязан
Палл – амбициозный молодой художник, отождествляющий себя с Ван Гогом. Но после того как родители девушки, с которой он встречался, запрещают им видеться, он становится всё более агрессивным и постепенно доходит до ручки. Палла помещают в психбольницу и начинают пичкать транквилизаторами. Среди новых друзей Палла по несчастью немало оригиналов.
Во-первых, Оли, возомнивший себя автором песен Beatles; во-вторых, Виктор, подражающий самому Гитлеру. Вместе с ними Палл совершает регулярные вылазки на свободу. Однажды они посещают один из самых дорогих ресторанов Рейкьявика, чтобы пообедать на халяву – с сумасшедших что возьмешь. В другой раз навещают самого президента Исландии. Но кратковременные просветления сознания лишь подчёркивают клинический диагноз, и со временем распад личности только усиливается…
Палл герой родился в тот день, когда Исландия вступила в НАТО, но он не стал от этого гражданином мира. Он слишком зациклен на своей непохожести, потому не считает нужным заниматься чем-то ещё, например, физическим трудом. На поверку, перед нами очередной «лишний человек», возомнивший себя гением. При таком раскладе ему не очень-то сопереживаешь, в отличие, например, от героя Джека Николсона из «Полёта над гнездом кукушки», с которым эта исландская картина имеет косвенную связь.
В основе фильма Фридрикссона роман его постоянного соавтора Эйнара Гудмундссона (брат которого сошёл с ума и покончил жизнь самоубийством) о борьбе человека с собственным безумием. Выразительнейшей в визуальном плане картине в большинстве случаев всё же не хватает истинного драматизма. Возможно, причина кроется в актёре Сигурдссоне, исполняющем Палла. У него интересная фактура, но не богатый артистический диапазон. Но это не помешало ему завоевать национальную кинопремию за лучшую мужскую роль.
Талантливый и атмосферный фильм детально показывает зигзаги шизоидного типажа личности главного героя, человека интересного, талантливого, но обреченного на конфликт с обществом, для которого такие люди, как Пол - неуместный раздражитель и постоянное напоминание о том, что за пределами их примитивного обывательского представления о жизни есть что-то еще. Может быть очень важное...
Такие опасны для протухшей общественной 'морали', таких надо упрятать в психушку и считать, что их не существует. Но можно ли спрятаться от себя самого? Очень интересно наблюдать сравнительное противопоставление художника-шизоида Пола и его друга, вынужденного выбирать скучную жизнь успешного по меркам общества дантиста, у которого есть денежная работа, хорошая машина, дом, жена, дети, но нет смысла, за которым он почему-то регулярно приезжает к Полу в психушку, а потом внезапно кончает жизнь самоубийством. Эта линия возможно самая главная в фильме.
Отмечу превосходный сценарий Эйнара Мар Гудмундссона, основанный на реальных событиях и качественную работу режиссера и оператора, они сумели построить очень качественную картинку и при этом она полностью подчинена неоднозначной идее. Актеры сыграли безупречно и это касается не только главных героев, но и тех, кто отыграл эпизоды. Авторам фильма удалось создать особую атмосферу, заполнить 100 минут отталкивающей и в то же время притягательной энергетикой безумия, сдвига по фазе, спровоцировать зрителя на взгляд внутрь себя...
В итоге - возможно лучший фильм на эту тему в истории кино, все его награды заслуженны и жаль, что этот шедевр не получил в 2000 году Оскар, как лучший фильм на иностранном языке, он был номинирован и основания для этого были.
Начальный эпизод с четырьмя конями, скачущими по воде во время прилива и сцену в ресторане с участием Пола и двух его товарищей, также пациентов клиники, Вы, наверное, запомните надолго... А музыка в фильме, это нечто особенное...
– Мне бы хотелось заполнить свою комнату твоими поцелуями, запереть ее, а ключ выбросить.
Картина исландского режиссера основана на новелле Эйнара Мар Гудмундссона, которая является частично биографической, так как судьба её главного героя повторяет судьбу брата писателя. Он за свою жизнь опубликовал восемь сборников стихов и подавал надежды как художник, но его измучила постоянная борьба с недугом. Несмотря на это, Паудльми сохранял прекрасное чувство юмора и прикладывал все усилия к тому, чтобы его болезнь воспринималась знакомыми как нечто обыденное. Обращение к столь неоднозначной теме принесло свои плоды. На родине фильм собрал целый букет наград, а через год завоевал премию «Prism» в Санта-Барбаре. Ну и так по мелочи: несколько призов МКФ в Карловых Варах, номинация на «Оскар» от Исландии.
Что же представляет собой исландская «кукушка»? В отличие от большинства тематических фильмов, здесь нет явно выраженных мотивов борьбы с собственной болезнью, неблагожелательно настроенным обществом или, на худой конец, с методами лечения. Картина насквозь пропитана духом одиночества, тоски, безысходности – тех вещей, от которых люди частенько бегут в объятия шизофрении.
Сигурдссон, на мой взгляд, с главной ролью справился неплохо. Между прочим, парень прослушивался на роль Дарта Мола в «Скрытой угрозе», а до этого много работал в театре (в числе прочих играл и шизофреников). Последнее, кстати, наложило определенный отпечаток на его игру. Для роли Пола Ингвар встречался с его друзьями, читал его стихи, а потом ездил по больницам, разговаривал с докторами и пациентами и постепенно, по его словам, «начал понимать пассивность шизофреников». Вот именно пассивность, а также резкие вспышки агрессии ему удались лучше всего. Если чего-то и не хватало, то это юмора, свойственного Паудльми – его заменяют причудливые истории, порожденные богатой фантазией Пола. Вообще, его диалоги до болезни просто шикарны: он говорит, как поэт-романтик или бродячий философ.
Из второстепенных персонажей хочется отметить Виктора-Гитлера с его оригинальными способами скоротать время.
– Виктор, что ты делаешь?
– Пытаюсь превратить себя в квадратный корень из двух.
Отмечу историю здорового (психически) друга Пола. Казалось бы, у него-то есть всё, что нужно для счастливой жизни - новая машина, любящая жена, стабильная работа. Но чего-то ему всё же не хватало. Возможно, лучше быть счастливым психом, телепатически общающимся с 'Битлз', чем несчастным 'нормальным человеком'? Но не все вольны выбирать...
Атмосферой «Ангелы» слегка напомнили «Прерванную жизнь», но в более пессимистичном варианте. Стоит ли смотреть? Наверняка. В конце концов, шизофрения – это то, на что лучше сто раз посмотреть в кино, чем один раз – в реальности.
Фридрик Тор Фридрикссон- пришедший в игровое кино из документалистики, единственный номинант на 'Оскар'('Дети природы'), в истории своей страны. Пьяница и дебошир в свободное от работы в кино время, он является главой(им лично созданной) 'Исландской Корпорацией Кино', крупнейшей скандинавской студии, сотрудничающей в частности с 'Zentropa Productions' Ларса Фон Триера(например- исландец был ассоциированным продюсером 'Танцующей в темноте').
Пол обычный парень, считающий себя поэтом и стучащий на барабанах. Неудачный роман с беспечной девицей из буржуазных верхов, ломает психику мечтателя верившего в 'настоящую любовь'. И из добродушного шутника, он превращается в параноика с приступами агрессии. Представляя всё большую опасность для собственной семьи, он будет отправлен(родителями) в психоневрологическую клинику, где сведёт знакомство с такими же, как и он сам беднягами, страдающими 'головной болью сердца'.
Своим шестым игровым фильмом 'Ангелы вселенной' режиссёр окончательно докажет материковой Европе, что Исландия- 'страна одиночество' с комплексом- 'края света', и его 'вечный герой'- неуживчивый человек заката 'старого доброго мира', способен только к рефлексии и саморазрушению. 'Жизнь- это повесть рассказанная идиотом'- этими словами герой знакомится со зрителем, и глядя на улыбку-оскал актёра Сигурдссона, ты испытываешь к нему чувство жалости, к которой неизменно примешивается страх.
Этот фильм вызывает абсолютно противоречивые чувства, при великолепных юмористических диалогах и уморительных ситуациях, в которые попадают герои, во всём действии сквозит, какая-то суицидальная безысходность. Бездна полная отчаянья в которой находятся пациенты психушки, пересекается комическими вывертами действующих лиц, вызывающими откровенный хохот. Постоянное же курение сигарет в кадре, выдаёт внутренний дискомфорт персонажей. Что есть одиночество(словно пытается сказать автор фильма)- это отсутствие вокруг тебя людей?..- Нет, одиночество- это пустота души...
При всех библейских аллюзиях картины: явления Христа- главному герою, с просьбой построить ковчег, или бегство от полицейских по поверхности воды(как и Иисус, герой ходит по ней), есть ли Бог в самом Поле, и способен ли он в первую очередь спасти себя самого, найдя Его в себе? В этом фильме все внутренние пространства помещений(ресторан, стены больницы) удивительно напоминают убранство церквей. И символичны виды оконных перекрестий, с лучами пробивающего сквозь них света, ложащимися на лицо героя, агонизирующего в душевных метаниях.
Сны. На дне их мы различаем безжалостную атаку реальности.
Удивительный фильм. Главный герой не такой как все, личность, отбившаяся от стада. Эта метафора всплывает в самом начале, в эпизоде с 4мя лошадями и в конце, подчёркивая печальность и драматизм ситуации.
Атаку реальности не смогли остановить ни художественная свобода, ни музыкальная.
Такое важное чувство, как любовь, точней боль от её гибели становится причиной срыва. Пол - человек прямой, резкий, в частности эти его качества не дают ему выковыриваться, опять войти в ряды общества и жить как все.
'Если бы Иисус появился сейчас - его бы точно поместили в психушку'.
Нормален ли Пол? В целом, если отбросить нажитую шизофрению. С точки зрения человеческих ценностей, морали, УМЕНИЯ И ЖЕЛАНИЯ ЛЮБИТЬ? Общество совсем не такое, каким видит его Пол. Такие люди к сожалению ломаются и психбольница может лишь отсрочить печальный исход.
Смотреть стоит, замечательная режиссура, особенно мне понравились сцены, связанные с библией.
Яркие персонажи, мелочи типа картины Ван Гога в столовой, тонкие размышления в диалогах, поэзия, обилие чудесных метафор, музыка, вот что на мой взгляд делает этот фильм столь удивительным и целостным.
Что случается с человеком, когда он ныряет на глубину любовного счастья? Изменение сознания? Весь мир кажется прекрасным. Созидание добра. И кажется, что никто никогда не пил из этой чаши любви, как ты и она. Любовь, как и любой наркотик - вызывает привыкание, только на каждого он действует по-разному, либо это уже привычка с ломками, либо постоянное увеличение дозы и достижение счастливых секунд. Но, как и всё остальное Любовь – это осколок боли, который ведет к разрушению. Саморазрушение.
Но не смотря ни на что. Прекрасней этого чувства нет ничего. И чем глубже в него погружаешься – тем больней становится.
Что если любовь станет не разделенной? Мы станем таким же Ангелом Вселенной, как Пол?
“Ангелы Вселенной` - ещё одно веское доказательство того, что любовь – это боль. Любовь, словно музыка. Эта музыка либо ласкает слух, либо сводит с ума. И потом вместо рая, мы будем упиваться последними мелодиями прошлого, ради того, что бы хоть чуть - чуть поймать момент той сладости, но всё уже давно не так. Вокруг тебя доктора, ремни, койки, таблетки, а ты живешь галлюцинациями, припадками, безумием. И в конце настолько закрываешься в своем сумасшествии, что выхода из него не будет. Говорят шизофрения – это болезнь. А чем любовь не болезнь? Любовь - прекрасна? Шизофрения такая же? Любовь делает прекрасной твою жизнь, шизофрения – сознание. Одно в основном последствие другого. Все мы пишем стихи, рисуем картины, пишем музыку, но в каком случае это получается действительно Гениально? Неразделенная любовь? Или сладкая ложа счастья для двоих?
p.s.
Загнанные в рамки своего мрачного сознания. Мы окажемся в могиле.
Снимать фильмы про сумасшедших или про то, как люди теряют рассудок, - всегда большой риск, и не всегда он окупается. Этот фильм - яркий пример того, как риск бывает неоправданным. Фильм затянут, неинтересен, многие сцены противны и эстетически неприятны. К сожалению, я не смогла найти фильм с русским переводом и пришлось смотреть с английскими субтитрами, конечно, может быть я немного недопоняла, но у меня все же сложилось впечатление, что и диалоги не были самой интересной составляющей.
В центре всего этого безобразия милый жизнерадостный паренек, любимец в семье, стучит на барабанах - в общем, мужчина мечта. Он начинает отношения с девушкой, не из его социального круга. Эта богатенькая вертихвостка, устав от своего андерграундного бойфренда, хладнокровно его бросила. После чего у нашего героя начинаются истерики, срывы, в общем, у парня сносит крышу. Он разрушает отношения в семье, переворачивает обеденный стол, в общем, хулиганит. И психушка открывает перед ним свои двери.
Там собирается очень странная компания, чего стоит только молодой человек утверждающий, что это он написал песни битлз и мысленно посылал их Леннону и Маккартни. Вся эта сумасшедшая тусовка по отдельности очень симпатичная, характеры действительно забавные, если, конечно, абстрагироваться от того, что это душевнобольные люди. Сюжет раскрывать не буду. Нет-нет. Единственное, что скажу, - заканчивается все более чем печально.
Насколько я слышала, 'Ангелы вселенной' называют самой главной картиной исландского кинопрома. Можно сказать, визитной карточкой я не согласна. Он скушен. Я бы никому не советовала тратить на него время.
Фильм начинается с демонстрации исландской размеренности, выраженной с помощью лёгкой депрессии. Однако эта депрессия не въедается в душу, а остаётся где-то на поверхности.
Главный герой (Пол) – художник и драммер, умеющий ходить по воде, однако сильно зависящий от социума. Он встречает девушку, не отвечающей его социальному положению, и влюбляется, однако классовое неравенство заставляет девушку отказаться от отношений с Полом.
После этого главный герой укрепляется в своей ненависти к окружающем людям и в своём превосходстве над ними.
«Ангелы Вселенной» – необычный фильм. Он заставляет вникать в события, не ощущая себя их участником или хотя бы непосредственным наблюдателем. У Вас есть возможность наблюдать за жизнью немного необычного человека с отчуждённостью от происходящего.
На протяжении всего фильма неприязнь к Полу обретает цикличность – неприязнь меняется местами с чем-то нейтральным. Мне осталась не очень понятной главная идея фильма. Что же пытались показать люди, причастные к его созданию? Неужели, разрушительную способность любви?