Фильм о малоизвестной, но трагичной судьбе китайской актрисы немого кино Жуань Линъюй от Стэнли Квана - это настоящая, синефильская услада для глаз. Состоящий из интервью и мнений съемочной группы, а также импровизаций на тему воспоминаний об утраченных навсегда копий фильмов. У фильма была печальная судьба: продюсеры подрезали оригинальную копию примерно на 40 минут, благо сохранившиеся на австралийском телевидении копии 154 минутной версии дожили до наших дней. Мэгги Чун, снимавшаяся в простеньких боевиках и комедийных ролях, после громкого успеха на Берлинале стала получать предложения сыграть сильные, драматические роли, на пике которых снялась у Кар Вая. Часто задается вопрос: была ли бы популярна Жуань, если бы не ее самоубийство в 25 лет? Съемочная группа приходит к выводу, что чтобы получить такую популярность спустя 60 лет, нужно умирать в самом рассвете своей карьеры, оставив после себя много недосказанности.
Личная жизнь Жуань так же холодна, как и проблески творческого подъема. Единственная кто может искренне обнять актрису это ее приемная дочь. Жуань хрупка и ей приходится в прямом смысле содержать мужчину и дарить ему подарки, лишь бы он хоть иногда был рядом и делал вид что она ему небезразлична. Когда речь заходит о войне Японии и Китая, о политике - задумчивый взгляд Линъюй устремлен куда-то в бездну; она как будто предчувствует губительный конец. Переворотным моментом становится ее желание сыграть в трех женщинах и сменить амплуа аристократичной девушки на пролетарскую, в угоду веяниям времени. Перемены затрагивают не только творческий путь, но и личное пространство Линъюй. При благосклонном принятие трех женщин в прессе мы слышим от ее современников, что новое окружение и мужчина доведут ее до края пропасти, следом начинается падение.
Посредством воссоздания съемок фильмов тех лет, Кван показывает нам о трагическом прошлом актрисы, раннюю потерю отца и матери. Мозаика постепенно складывается в общую картину одиночества и отстранённости. Не знаю насколько корректны сравнения с Марлен Дитрих, но у обеих получаются лучше всего роли трагичных женщин. Однако сравнение весьма не дурное, ибо Жуань в подобных ролях хрупка, нежели Марлен, стержень и стойкость которой наблюдались в подобных ролях.
Самый знаменитый из сохранившихся фильмов с участием Жуань считается “Богиня”, и здесь тон тоскливости и безысходности картины усиливается, постепенно подводя нас к финалу. Окончательно добивают актрису перемонтаж новых женщин, оскорбивших журналистов. Актриса так и осталась не понятой, не испытав при этом настоящего счастья. Исход под грузом политической конъектуры и пустотой в личной жизни приводит к закономерному результату.
Квану удалось снять уникальную кинокартину и воссоздать утраченные отрывки фильмов, дополнив все это так необходимыми для понимания того времени и жизни Линъюй интервью современников актрисы и творческого коллектива фильма. Для нашего зрителя подобные фильмы это далекий край в ход, который будет доступен после безоговорочной любви к истории кино.
Этот фильм можно расценивать, как мемуары одной женщины, мемуары актрисы немого кино. Кинокартина биографическая и снята достойно, поэтому свою кинематографическую ценность она имеет. Режиссер Стэнли Кван в 1991 году снимает биографическую драму, основанную на жизни, карьере в кино и трагедии актрисы Жуань Линъюй.
Перед нами загадочная история этой женщины глазами героев, которую изучают ее жизнь. Мы видим современную актрису, которая должна сыграть ее. Она полностью отдается своей роли и познает сущность Жуань Линъюй, но героини не дает покоя один вопрос, почему актриса на пике своей популярности, играя в китайском немом кино и любима миллионами зрителей, свела счеты жизни и покончила собой…
Кино получилось атмосферное и красивое, притягательное умиротворенное. Смотря его, полностью погружаешься в историю, и она околдовывает тебя, погружая в загадочное зачастую суровое, зачастую красивое немое кино, в котором играла актриса. Это заслуга режиссера. Картина снята оригинальна и ни на что не похожа. Я получил удовольствие от просмотра этого фильма.
Гонконгская актриса Мэгги Чун исполняет главную роль. Она замечательная актриса, и я люблю много фильмов с ее участием. В этой кинокартине можно еще раз убедиться в ее чистой и проникновенной игре. Было приятно идти по этой загадочной истории с Мэгги Чун. Что-то есть в этом фильме притягательное и непростое, что меня и зацепило, и это снова заслуга режиссера. Биографические фильмы необходимо снимать по особенному, и Стэнли Квану это удалось. Картина необычная, и кстати было оценена отдельно номинацией от Берлинского кинофестиваля, а Мэгги Чун в свою очередь стала лауреатом этой награды, как лучшая актриса, что приятно подчеркнуть.
Фильм не для всех. Оно для тех, кто любит что-то глубокое и атмосферное, тонкое и скрытое ото всех. Биографическая драма «Актриса» - картина для истинных киноманов и ценителей чего-то незаурядного и тонкого, «другого кино». Я это кино оцениваю положительно и говорю ему «да». Спасибо!
Жуань Линъюй – знаковая фигура в истории китайского кинематографа, она воплощала собою целую эпоху, веху в его развитии. Молодая и талантливая актриса, восточная Грета Гарбо немого кино, ушедшая из жизни, будучи на пике славы и популярности, своей жизнью и смертью заставляет людей возвращаться назад, в те времена, когда она жила, любила, страдала, играла свои лучшие роли. Под обаяние ее личности попал и режиссер Стэнли Кван, снявший не просто биографический фильм, с его некой неопровержимостью и логичностью, потому что основные факты и события из жизни героя изменить нельзя, в силу того что они реально происходили, можно только реализовать это с разных точек зрения и выразить свое мнение, в этом смысле Кван пошел еще далее, он обратился к форме обсуждения, когда актеры, не просто играли свои роли, а выражали свое мнение по тому или иному поводу, обсуждали мотивацию поступков своих героев, и эти кадры он чередует с игровыми сьемками, документальной хроникой, диалогами между собой и актерами. Фильм немного похож на лоскутное одеяло, тем, что черно-белое изображение меняется на цветное и наоборот, на черно-белой пленке сняты интервью с исполнителями ролей, таким образом, лучше передаются их эмоции, которые они выражают в ответ на вопросы, будь то смех Мэгги Чун или недоумение Лоуренса ЭнДжи
Жуань Линъюй прошла путь от прислуги до первой примы китайского кино. В ее жизни были три мужчины, которые повлияли на всю ее судьбу - это муж, благодаря родственникам которого она попала в киноиндустрию, богатый покровитель и режиссер. Взаимоотношения с ними образуют центральную ось картины, вокруг разворачиваются все события фильма, создается пересечение линий, в центре которого оказывается актриса.
Актерский ансамбль подобран великолепно – здесь и Мэгги Чун, Тони Люн Ка Фай, и Карина Лау. Они не просто играли, а пытались проникнуть внутрь, разобраться в жизненной истории своего персонажа. Мэгги Чун получила за этот фильм приз за лучшую женскую роль на Берлинале.
Особенно запомнился эпизод когда Жуань Линъюй играла последнюю сцену в фильме Новые женщины, она расплакалась, потом показали Тони Люна, который играл режиссера, он сидел рядом и хотел приподнять одеяло под которое забилась актриса и не смог, из-за его спины вдруг возникла съёмочная группа и сам Стэнли Кван, получилось кино про то как снимают другое кино.
Любителям биографических лент, людям интересующимся историей мирового кинематографа, поклонникам азиатских фильмов рекомендуется к просмотру.