Перед нами итальянская стилизация под Джона Форда. Шутка, ли? Марио Бава замахнулся на американскую классику и сделал кино выдержанное в эстетике 'Дилижанса', предвосхищающее развлекательный 'Шалако'. С каждой минутой ожидание дешевого эксплуатационного фильма угасает - придраться не к чему. Четкая работа оператора, безупречно выбранные планы, достойная игра актеров. Отсутствие их звездности уравновешивается излишним количеством общих планов. Фактурные актеры прекрасно дополняют зрелище. Кстати, самое важное - фильм лаконичен и имеет достойный сюжет. Все это делает его очень конкурентоспособным, даже с фильмами Джона Форда (нередко невнятно растянутыми и похожими один на другой).
Ну а подтекст сюжета метафорично совпадает с известным рассказом 'Паутинка' Акутагава Рюноскэ. Помните ведь: бандит попадает в ад и за то, что сохранил жизнь пауку получает возможность подняться на его паутинке в рай. Только вот, за ним по этой нити могут подняться и другие... В фильме рассказывается о том же. Ворованные деньги счастья не принесут, и главный герой придет к этому несмотря на все соблазны. Это его Путь. ради того, чтобы обналичить одну расписку она примыкает к воинской части, участвует в нескольких заварушках и становится настоящим мужчиной после тотального ганфайта с племенем индейцев. Кстати, находит и себе женщину. Пройдя все это он понимает тщетность денег. Вот Вам и 'паутинка' от Марио Бава.
Очень достойное, хотя и непритязательное, кино. Причем по жесткости вполне сопоставимо с работами Пекинпа. Не верите - вспомните несколько выстрелов в спину в упор. Так в Голливуде не снимали, американское кино и в те годы было более шаблонным. А вот Марио Бава ненавязчиво показал, что и в жанре вестерна мог сделать не одно свершение. Видимо его предназначение было иным.
7 из 10