Если бы фильм итальянского режиссера Марчелло Бальди вышел на экраны сегодня, он немедленно был бы подвергнут анафеме за пропаганду «расизма», «фашизма» и прочих нетолерантных ужасов. А как иначе, если в этом невинном якобы фэнтези благородный герой с точеным «римским» профилем сражается с ордами чернокожих дикарей, несущих смерть и разрушение цивилизованным европейцам, а в спину ему собираются ударить смуглые предатели с длинными пейсами на висках! Не-е-ет… Без Гитлера с Геббельсом тут явно не обошлось! А еще режиссер наверняка тайком почитывал «Протоколы Сионских мудрецов», спрятавшись под одеялом с фонариком.
Шутки шутками, но одной из причин того, что «Марс, Бог Войны» известен сегодня гораздо меньше, нежели иные европейские пеплумы 50-х – 60-х годов, вполне вероятно, является его сомнительная с современной точки зрения идеология. Хотя, скорее всего, снимая фильм, его авторы ни о чем таком даже не задумывались. В конце концов, в 1961-м году большинство стран Африки еще национально не освободились, неонацисты тихо сидели по норам, а израильтянам хватало работы по отлову фашистов настоящих, а не интернетных. В-общем, некому было кричать на всех углах, какой синьор Бальди нехороший и нетолерантный человек. Люди просто без всякой задней мысли смотрели волшебные приключения мускулистого супергероя, разбрасывающего сонмы врагов одной левой, а то, что враги эти имеют отличный от него внешний вид – так на то они и враги.
В те годы мифологические персонажи разгуливали по экранам целыми толпами. Эней, Ахилл и прочие Гераклы едва ли не оккупировали кинотеатры, так что появление в этой компании Марса едва ли кого-нибудь удивило. Бог Войны, как и ряде других пеплумов, предстал в образе американца Роджера Брауна, чье мужественное лицо и мускулистый торс как нельзя лучше подходили для изображения воинственного Марса. Естественно, на Землю небожитель отправился в облике смертного; само собой, тут же безнадежно влюбился и принялся воевать за свою любимую, со всем пылом героя фэнтези-боевика сражаясь с чудовищами, дикарями и просто негодяями.
Впрочем, несмотря на фигуру протагониста, особо крупных боевых действий бюджет ленты не позволял. Обошлись пятнадцатиминутным сражением войска завоевателя Афро с защитниками города Телбии с использованием разумного количества статистов. Все остальное время Марс приключался персонально, в камерном варианте: проникал в храм весталок, прорывался из запертого подлыми пейсатыми злодеями города, побеждал гигантскую хищную росянку Фаганто и тому подобное. Его смертный помощник, прохиндей-торговец Фрикко, как и положено спутнику героя в фэнтези – хитроват, жуликоват, немного трусоват, но в целом симпатичный парень, отвечающий в фильме за юмор. Прекрасная Дафна тоже обладает всеми признаками фэнтезийной принцессы: красива, благородна и отважна – словом, такова, чтобы Герой ринулся спасать ее не думая о последствиях.
Несмотря на откровенную схематичность персонажей (что делать, сказка – она сказка и есть), приключения их выглядят весьма динамично, сюжет – занимательно, а некоторые герои (например, дочь царя Гекуба или глухонемая Майя, возлюбленная Фрикко) даже оригинально. Правда, пытаться найти здесь какие-то отсылки к реальной мифологии едва ли возможно. В отличие от, например, «Легенды об Энее» Джорджо Вентурини или «Гнева Ахилла» Марино Джиролами, экранизировавших с разной степенью точности конкретные античные сюжеты, Бальди снимал фэнтези-историю. В этом «Марс, Бог Войны» ближе к многочисленным лентам о приключениях Геракла. Но едва ли для развлекательной ленты это можно счесть недостатком. А вот откровенно слабые актерские работы, среди которых в лучшую сторону можно отметить разве что Фрикко в исполнении Данте Ди Паоло, конечно, свидетельствуют не в пользу картины. Впрочем, это стало бедой для многих пеплумов той поры. Не секрет, что снимались они поточным методом, часто в одних и тех же декорациях, с участием одних и тех же, намертво приклеивших к себе маски, актеров.
«Марс, Бог Войны» – не хуже и не лучших прочих подобных лент. Неплохое развлечение на полтора часа для всей семьи. Повод вспомнить старое доброе кино, не знавшее проблем «толерантности» и «расовых квот», да и просто отдохнуть.