- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Хроники закрытого показа продолжаются. Режиссёр Евгений Евтушенко снял своё видение и свой биографический этап в роковой для Советского Союза год. Картина наполнена духом прошлого времени, которое и веет ностальгией, и уделяет внимание таким деталям, которые сейчас кажутся обычными, и ставит напряжённые эпизоды заговора в одно время с радостными минутами. Минутами детства некоторых ребят.
Фильм разделяется на цветное и чёрно-белое повествование, переход которого ознаменует кончину вождя. Пока перед зрителем мальчишки, знакомящиеся с первым поцелуем, влюблённый мальчик Женя, читающий стихи про душевные порывы. Одновременно с сочетанием прекрасного среди тёмных улиц шаркает хулиганская шпана, таинственный незнакомец, пародирующий Чарли Чаплина – всё выполнено в таком ракурсе, что создаётся впечатление обычной текучести, но на самом деле шпионаж и заговоры уже пускают корни в стабильность страны.
Дача Сталина, где Иосиф Виссарионович отсчитывает часы, веет шпионажем, мраком и томным ожиданием. Удивляют встречи иностранных граждан, тайные «ищейки», предатели и подстроенные смерти. На фоне трагического события режиссёр позволяет всплыть многим секретным операциям, вводя сомнительных для правительства личностей, чтобы вскоре попрощаться с ними. В картине весьма двояко отражаются власть и убийства с любовью и душевным полётом. Но стоит только одной стороне перейти на другую, то взрослая составляющая бьёт со всех сторон.
Поэт Евгений читает про «Дело врачей», которое было отражено у Алексея Германа в «Хрусталёв, машину!», за что поэта осуждают. В тоже время, лысый решала улаживает дела по ликвидации сомнительных лиц. Вся атмосфера пронизана ожиданием неизбежного, а радио каждый раз уведомляет граждан о самочувствии Сталина. Роковой момент, который ознаменует переход на чёрно-белую съёмку, каждый гражданин Советского Союза встречает по-своему. В этом и заключается отражение народа на экране – не важно, кто, чем занят, когда всех объединяет одно горе.
После смерти фильм начинает тормозить в плане развития сюжета. Евгений Евтушенко таким образом передаёт общую какофонию, общую истерию, смешивая индивидуумов с общей толпой граждан. Мнения и положительные, и отрицательные находят сторонников после смерти правителя, но силы власти никуда не ушли. Поиск врачевателей, виновных в смерти, заставляет людей идти на крайние меры, от рассуждений справедливости до простых действий властей, которым нужно кого-то обвинить.
Страшные кадры ажиотажа и общей паники говорят о людях, которым Сталин был роднее отца. Режиссёр показывает безумных людей, неугомонную толпу, которая сметает всё на своём пути. В такой суматохе главный герой с девочкой Элей выделяются своим романтическим контрастом, мечтая о счастливом будущем. Приёмы режиссёра находить в кромешной тьме и суматохе место для прекрасного, заслуживают уважения.
Собственно сам поэт-режиссёр Евтушенко в роли скульптора передаёт общий блик всем знаменитым личностям, своего рода подводя итог, что никто не вечен, что какими бы не были правители, вожди, сильные мира сего – все люди смертны! «Дело врачей» сейчас имело место, но что будет потом? Культ личности сохранялся до самого захоронения Сталина, но отголоски вождя всё ещё веяли опасными последствиями. Пока политики размышляли о будущем страны, мирные граждане тосковали по уходу исторической личности.
Финал ленты резко и драматично переносит счастливое настоящее в мрачное будущее, не оставляя никаких попыток что-либо исправить. Так поэт Евгений становится взрослым, а аллегории и смены кадров «счастье-горечь» показывали непостоянство этого мира: траурная музыка на похоронах сменяется веселыми нотками девочки на шаре! Удивительно, но даже в самых тёмных временах люди сохраняют радость и веру в светлое будущее.
Высказывание за весь народ у режиссёра вышло хорошо, но иной раз кадры утомляли общее повествование. Показать каждую категорию граждан и их реакцию на смерть Сталина – опасное и ранее преступное деяние, поэтому картина ждала своего часа.
|
прямая ссылка
10 мая 2022 | 03:42
Я - Электрификация, а я - Элс (энгельс, ленин, сталин) Так в середине фильма представляются друг другу подростки. И так это и было! Были даже девушки-Даздрапермы, да-да! Это всего лишь расшифровывалось, как Даздравствует Первомай... Сюр! Полный сюр был...
Удивительно, что фильм выдающегося русского, советского поэта (всего лишь один из двух в его режиссёрской карьере) остаётся до сих пор (а темы влюблённости во власть режима, во власть диктатора - как никогда актуальны, к сожалению в нашей стране) почти забытым и, как вижу, мало оцененным!
Очень жаль. Картина имеет масштаб полотна, и полотна качественно сотканного: здесь показан и взгляд изнутри: тех граждан, что вынуждены были жить, нет -- ВЫЖИВАТЬ при режиме ГУЛАГА, но смиряясь с ним (!); взгляд тех, кто нашёл неимоверные силы противостоять режиму, оказавшись даже в пыточных камерах застенков НКВД (герой Алексея Баталова - одна из последних его ролей), так и 'иностранный' взгляд на ту нашу действительность. Снято объёмно! Да, чёрно-бело, но это разве нужно объяснять (?) - вся действительность была тогда чёрно-белой, ужасающе серой, пугающе безликой. Вот на чём строился СССР, корни которого так усердно сейчас прячут современные правители, ибо любая тоталитарная система всегда объясняется в любви к другой тоталитарной системе.
А ещё фильм про то, что до сих пор засекречено количество людей, погибших (раздавленных своими же соотечественниками и машинами с НКВД-шниками) на похоронах диктатора!)
Посмотрите этот фильм! Во-первых, это будет полезно для исторического знания, которое здесь представлено, как есть; во-вторых, как удивительную работу ПОЭТА, который вдруг стал режиссёром на минуту; в-третьих, как знаковость времени, которую нельзя забывать, если мы хотим идти в будущее, а не скатываться в средневековье...
'Если бог это видит, то, как он это позволяет...' - последние слова героя Алексея Баталова!
Евтушенко - БРАВИССИМО!
Действительно, 'поэт в России -- больше, чем поэт!'
|
прямая ссылка
10 декабря 2017 | 17:16
Фильм Евгения Евтушенко «Похороны Сталина».
Драматическая история о потере веры в коммунистические идеалы и о трагической первой любви, рассказанная молодым парнем, будущим великим поэтом нашего времени.
Если внимательно посмотреть, да подумать поймёшь, это не столько история из жизни конкретного человека, сколько история страны, история поколения история рождения нового, свободного человека.
1953 год. Мальчик Женя, пишет стихи, сталкиваясь с одной стороны с местными хулиганами, с другой стороны живёт жизнью обычного мальчишки того времени. Именно в это время арестовывают его отца. И это же время совпадает с смертью Сталина. А потом события будут разворачиваться в калейдоскопическом порядке, житейские мелочи и житейские драмы, разные люди, разные судьбы. А посредине всего светопредставления, точней свистопляски будет труп Сталина.
И вся история будет, неумолимо стягивается неразвязным узлом, страшнейшей давкой на Трубной, /как потом в говорили Трупной/, площади и на Рождественском бульваре. Монстр и после своей смерти никак не мог насытится людской кровью.
В тот день предположительно погибло несколько тысяч человек, /точные данные до сих пор засекречены/.
Фильм поэта Евтушенко, выстроен так же, как и его поэзия, тот же рваный ритм, та же философия, та же надежда пополам с безысходностью. И конечно же, стихи, стихи,…
Стихи это тот нерв, та точка отсчёта, когда человек стаёт не просто свидетелем трагедии, а её обличителем. Когда все причины, и первопричины складываются в правильном порядке и всё стаёт ясно. Ясно, но не просто.
Не просто потому как государственная машина продолжает работать и коммунистическая партия остаётся коммунистической партией, и Гулаг продолжает наполняться бесплатной рабочей силой. И это не всё. Есть и много желающий вернуться в то время, /кому-то в то время жилось неплохо/.
Герои фильма много рассуждают о счастье.
Счастье, ключевой элемент коммунистической идеологии. Все будут счастливы. Да принципе оно так, если представить себе страну в виде гигантского сумасшедшего дома, как в анекдоте, рассказанном тёткой мальчика Жени.
Оканчивается фильм ближе к девяностым. Страна была если не в предчувствии гражданской, то в предчувствии больших перемен точно. Евтушенко читает стихи про Сталина. Толпа, огромная толпа вокруг. И все чего-то ждут.
Счастья.
И вот уже новый век, уже 2015 год. А счастья всё нет. И правителей сколько сменилось, а счастья, того самого всенародного всё нет. И будет ли в обозримом будущем?
А может и от нас чего зависит?
|
прямая ссылка
01 января 2015 | 18:26
|
|