Спасибо фильму, что познакомил с молодым актером Полом Дано, который в мастерстве, похоже, не уступает своему напарнику - ветерану Голливуда Роберту де Ниро. Как всегда, блистательно сыграла и обворожительная Джулианн Мур, хотя и не главную роль. В ленте искренне и убедительно показано 'дно' американского мегаполиса, на которое нетрудно скатиться, но нелегко из него выбраться. В картине есть чему поучиться - воле, оптимизму, товариществу, рассудочности... Фильм полон впечатляющих эпизодов, но наиболее яркие, на мой взгляд, те, что связаны с ночлежкой, где молодой герой вынужден трудиться, а его отец прозябать невольным клиентом.
Заниженная оценка этого фильма - очередное доказательство тому, что жанр драма - не для всех (как и триллеры). 'Быть Флинном' - это картина, основанная на реальных событиях, ключевая роль которой, является игра актеров.
Роберт Де Ниро, я думаю, как актер, в этом фильме открылся так, как не открывался давно. Снимаясь в боевиках, он играл отлично, но в этом фильме, как истинный Де Ниро. Пол Дано - отличный актер, которого я видел в таких фильмах, как '12 лет рабства', 'Маленькая мисс счастье' и еще несколько. Это первый фильм, из тех что я видел, где он играет главную роль. Его приглашают играть в отличных фильмах не из-за того, что он как-то или чем-то выделяется. Его приглашают из-за актерских навыков и таланта. Конечно, на фоне Де Ниро я не увидел в его игре ничего невероятного, но записать его имя у себя в голове и следить за его фильмами дальше он меня заставил.
Сюжет фильма начинается тогда, когда Ник Флинн (Пол Дано) хочет устроится работать в приюте для бездомных. Его спрашивают, какая у него семья, а он отвечает - 'мама умерла, а от отца уже 18 лет нет вестей'. Через некоторое время ему звонит отец, просит помочь собрать вещи. Отец Джонатан Флинн (Де Ниро), писатель, который постоянно твердит о книге-шедевре и говорит сыну, что есть куча мест, где его ждут. Затем Ник встречает своего отца среди бомжей, что его и шокирует. С этого момента начинается, так называемый цунами эмоций, который окутывает зрителя по причине невероятного Де Ниро и хорошо смотрящегося возле него Пола Дано.
Объяснить этот фильм так же можно одним предложением. 'Быть Флинном' - это сложный фильм, который легко смотреть.
Жизнь Николаса Флинна нельзя было назвать простой и беззаботной с самого детства. Своего родного отца Джонатана, напризнанного гения литературного пера, он практически не знал, а мать постепенно погружалась в мир депрессии. Спустя долгие 18 лет в жизнь Ника внезапно врывается его родной отец и жизнь обоих чудовищно осложняется.
Фильм 'Быть Флинном' 2012 года является экранизацией мемуаров известного американского поэта Ника Флинна, рассказавшем в них о себе, о своем отце и поиске своего творческого источника. Режиссер Пол Вайц, более известный по комедийным картинам 'Мой мальчик' и 'Американский пирог', предстал в данной картине как сильный драматический режиссер. 'Быть Флинном' - жесткая и бескомпромиссная социальная драма, показывающая всю адскую сущность обитания на дне общества, показывающая деструктивные родственные отношения и раскрывшая под новым углом тему творческих поисков и полярных взглядов.
Роберт Де Ниро гениально сыграл Джонатана, создав образ по-настоящему отрицательного и разрушающего все на своем пути персонажа. Отлично сыграл Ника Пол Дано, создавший не менее противоречивый образ человека, склонного к саморазрушению и деградации. Среди второстепенных персонажей особо следует выделить Джулианну Мур и Оливию Тирлби.
Композитор Дэймон Гоф написал к фильму очень гнетущий и депрессивный саундтрек, еще больше усиливающий впечатление от картины.
Я рекомендую этот тяжелый для восприятия фильм всем поклонникам драм и ценителям творчества Роберта Де Ниро и, думаю, картина Вас не разочарует и заставит о многом задуматься.
'Вот это подарок!' - сказал я своей жене, когда нашел этот фильм. Хотя многое стояло в очереди на просмотр, я не мог отодвинуть Роберта Де Ниро дальше самого ближайшего места. В последние годы далеко не все, где появлялся Роберт, нравилось. Картины были разные и не всегда удачные. Я бы выделил
'Любовь: Инструкция по применению', 'Everybody's Fine', причем сходство с последним просто очевидно. Семейная драма, хитросплетения семейных отношений, проблема выбора, причем речь главным образом идет о выборе отношения к жизни - сломает ли отдельно взятого человека череда обстоятельств, или же он найдет в себе силы пережить тяжелые времена. Но этот фильм безусловно понравился.
'Быть Флинном' чем-то возвращает нас и к 'Китайскому кофе', где проблема 'свободного художника' освящалась довольно емко. Разница только в некоторых аспектах. Тут и там мы видим столкновение миров и последствия, которые вызваны ими. Оторванность от реальности приводит к социальному дну, к ночёвке 'на вентиляторах'.
Джонатан Флинн(Де Ниро) - отец семейства, потерял ту грань, где вымысел переходит в собственную реальность, в которую начинаешь верить, и тем самым обрек себя на падение и деградацию. Все обстоятельства его жизни приправлены ложью, и истину установить невозможно, если она не показана нам на экране.
Сначала Джонатана высиляют из квартиры, затем он теряет работу, потом он оказывается в приюте, где и встречает своего сына.
Ник Флинн(Пол Дано) - сын, человек, находящийся на распутье, определяющийся кто он в этом мире. Дела его идет с переменным успехом. И вот, когда всё вроде как образуется, и он находит себе работу, он встречает там отца, едва успев адаптироваться к этой самой работе. Этот 'приятный сюрприз' изменил жизнь обоих раз и навсегда. Сначала сын впадает в депрессию, начинает падать,
но внутренний стержень вытащит его и бездны. Он же зарядит на борьбу и отца,
который в конце концов сможет вытащить свою жизнь из штопора.
Так или иначе, но именно эта встреча не позволила отцу и сыну остаться на этой ступени навсегда. Разные эмоциональные состояния, которые ими двигали, вытолкнули их и направили дальше по жизни. Ник получил возможность реализовать свой литературный талант, ну а Джонатан обрел место, где будет продолжаться работа над 'Наёмным убийцей'.
Фильм не рассказывает нам о блестящей светской жизни с дорогими платьями, машинами с функцией климат-контроля и спутниковым TV, он приводит страшные примеры того, что происходит день за днем под нашими окнами, обозначая нам ту точку, после которой человек оказывается 'за чертой' - во всех смыслах этого слова. И она, точка эта, не приходит в жизнь как-то торжественно и мрачно, она будто бы проплывает мимо, тихо и неспешно, так, что любой из нас в состоянии её заметить, сделать выбор...какой? Это уже дело каждого. Приятно было увидеть тот конец, который нам заготовили создатели картины.
Быть может, это вовсе и не изображение какой-то отдельной истории в картине Пола Вайца, не демонстрация сюжетных линий, а проецирование романа, написанного одним из Флиннов, того, кто на самом деле существует, а не является плодом воображения, сводящего концы с концами отца или окончательно запутавшегося в этой жизни сына. Возможно, что они оба лишь персонажи книги, да и только. Выдернутые накопители пожелтевших страниц одного печатного произведения из тысячи, что никому не будет нужно, оно потеряется во времени и найдется где-то в кладовой некоей семьи, чья история могла быть много краше, чем ситуация двух Флиннов.
Истоки всегда забываются, человек был, а затем его не стало, и то или иное имя на устах может совершенно внезапно прозвучать только раз в отведенные сто лет от какого-то дальнего родственника. У писателей же есть редкий дар увековечить себя и своих близких в книге, которая возможно и будет в чьем-то дряхлом шкафу лишь сборщиком многочисленной пыли, зато навсегда останется носителем ценных строк памяти, позволяя существовать и дальше.
Так или не так, но однажды стареющий Джонатан Флинн после 18-летнего отсутствия вдруг имел честь внезапно объявиться в жизни своего сына Ника. Персонаж, воплощённый Робертом Де Ниро, особо не задумываясь, не зная и о возможном наличии манер, о должном поведении на тот случай, если отец решается показать себя сыну, которого однажды бросил, он просто вторгается к Нику, взяв на вооружение породистую наглость. После единственной встречи судьба ввела в действие функцию повтора и стала соединять родных друг с другом, делая это из раза в раз.
Отец всегда будет оставаться твоим отцом, каким бы он ни был скотиной, и это не зависит от того, хочешь ты его знать или нет, желаешь ему смерти или сохраняешь нейтралитет. Человек в исполнении Де Ниро со словами: “Мы созданы для того, чтобы помогать кому-либо” – это просто как собирательный образ в эмоционально-вбивающимся прямо в память исполнении, что без стука вошел на территорию Ника Флинна с лицом Пола Дано (который к слову общего вида в фильме тоже не испортил), и оставил след в повседневности.
А тут и навалившиеся трудности старого горе-писателя с выделяющимся шедевром, даже заглавия которого никто в глаза не видел. И все поехало как по обкатанной в зимнюю пору горке: выселение, увольнение, холодная улица, ночлежка для бездомных. Но помощником всегда остается мечта, что вырабатывает дополнительное тепло замерзающему телу. И герой Де Ниро сможет из последних сил выдать экспрессивное выражение лица, внушающее уверенность не только ему самому, но и сыну вместе с окружающими.
Картина Пола Вайца задается целью просто поведать одну-единственную ситуацию из жизни Флиннов, что окрасилась в кричаще-красный цвет, требующий поддержки. Отцу и сыну довелось встретиться именно тогда, когда они были обоюдно необходимы. Фильм не претендует на то, чтобы в глазах зрителей выглядеть вымытым порошком до солнечного блеска, он без всякого сокрытия демонстрирует самые низы не с точки зрения этажей, а с точки зрения жизненного положения, не боясь повернуться той частью лица, которая больше всего испачкана грязью.
Ник Флинн никогда не знал своего отца Джонатана Флинна. Джонатан Флинн никогда не знал своего сына Ника Флина. Но один Флинн всегда знал, что где-то поблизости есть другой. Кто из них главный герой фильма Пола Вайца и существует ли в действительности второй – загадка, ответ на которую скрыт не в сюжетных коллизиях, а в интонации сюжета, в характеристиках его персонажей – немного шаблонных, навязчиво книжных, вполне реалистичных.
Пол Вайц играя на поле соплеобразующей присказки про торжество семейных ценностей выворачивает жанровую схему, выкидывая всё предсказуемое, всё слёзовыделяющее, ставя в угол рассказа тему «проклятого дара». Насколько велик талант обоих Флиннов нам неизвестно, зато сценарий точно передаёт несомненную веру героев в собственное искомое бремя избранных. Выражают они это по-своему. Роберт Де Ниро со всей грандиозностью преподносит Джона в излюбленной психопатической манере, смачно извергая ругательства и саркастичные мудрости. На его фоне не теряются, сдержанные в исполнении, Пол Дано и Джулианна Мур.
Оба Флинна – литераторы. Старший – самодовольный враль, считающий себя наряду с Твеном и Сэлинджером гением прозы. Младший – забитый скромник с претензией на поэтический дар. У первого проблемы с алкоголем. У второго с наркотиками. Один – мошенник, отсидевший в тюрьме, маргинал, расист, гомофоб, мизантроп, деградировавший до бомжевания. Второй – малахольный добряк с другом негром, с другом геем, с девушкой отвергающей оральный секс, работающий с этой девушкой в приюте для бездомных. В этом месте их пути пересекаются, сталкивая жалкого, но свободного духом, старика с благородным, но пассивным, юнцом. Разбитая жизнь Джонатана и перспективный путь Ника имеют слишком много общих черт. Контрастные характеры переплетаются причудливостью закадровых пояснений, странностью воспоминаний и общим чувством вины за смерть матери одного и жены другого.
Быть Флинном – это быть отцом себе равного или быть сыном себе подобного. Постоянная передача эстафеты рассказчика от Ника к Джонатану как проиллюстрированная в фильме сцена с бейсболом, где юный герой получает подачу от разных дружков матери, но собственный мяч адресованный настоящему отцу бросает в никуда. Недвусмысленный намёк на иллюзорность реальности, на её сугубо литературное происхождение. Кто же создал эту реальность, кто из двух Флиннов – лучший рассказчик. Тот, кто придумывает справочник, чтобы придумать телефонный номер своего сына или тот, кто отвечает на звонок придуманного отца.
Как и главные герои истории, фильм не пытается нравиться всем и каждому. Вайц не грузит, набившими оскомину, объяснениями причин и следствий. Потому что в причинах не бывает виноватых и невинных. Потому что следствия не сводятся к пошлым раскаяниям и сладким всепрощающим слёзам. Потому что жизнь не такая, как в книжках Твена и Сэлинджера. Том Сойер и Холден Колфилд живут в снах, а не в твоей жизни. Жизни рваной и внезапной. В которой, сегодня ты свысока взираешь на бродягу, а завтра ночуешь с ним в одной ночлежке для отбросов. Пока в духовке хранится твой несуществующий незаконченный роман, ты получаешь награду за сборник несуществующих, оформленных в книжку, стихов. Один из хэппи-эндов ложный и нелепый, как многократно повторенное слово, как многократно прокрученное в голове прошлое, в котором у тебя нет отца, в котором у тебя нет сына, в котором твоя мать мертва, в котором твоя жена призрак. Вину нужно оправдать, а несуществующие элементы придумать, записать, зарифмовать. Необходимо жениться и сделать ребёнка, чтобы передать ему зыбкое право «быть Флинном». Быть человеком, который не будет презирать себя за то, что он Флинн, за то, что он сын своего отца.
Фильм основывается на книге мемуаров американского писателя и поэта Ника Флинна, в которой он, в частности, описывает свои болезненные отношения с отцом, обладающим неуёмным скверным характером. Пол Вайц, режиссёр легендарного 'Американского пирога', стал обдумывать возможность экранизации книги восемь лет назад, и за это время, похоже, несколько запутался в том, что же он хочет показать на экране. Не знаю, как обстояли дела в первоисточнике, но фильм выглядит весьма поверхностно, и на реальную историю из жизни совсем не тянет.
Ник Флинн (Пол Дано) рос практически без отца - тот либо сидел в тюрьме, либо отсутствовал по другим причинам, что, в том числе, не лучшим образом сказывалась на психическом состоянии матери Ника (Джулианна Мур). Джонатан Флинн (Роберт Де Ниро), самопровозглашённый гений пера, не вызывает абсолютно никакой симпатии у зрителя. Самовлюблённый, грубый и озлобленный - Де Ниро рисует образ идеально. Однако, сценарий не заботится о том, чтобы объяснить, чем всё это мотивированно - мы видим лишь вызывающее поведение Джонатана, но у персонажа нет глубины, нет жизненной истории, что делает его неестественным. Сценарий лишь подразумевает какие-то оправдания для него - но они остаются за кадром. Повзрослев, Ник хочет писать, как и его отец, но дико боится быть похожим на него. Они не общаются много лет, до того момента, как Джонатан неожиданно звонит ему с просьбой выручить его из затруднительной ситуации, причём, сделать это немедленно. Здравомыслящий человек, считающий, что отец, фактически, не принимал никакого участия в его воспитании, и что от него в жизни было больше вреда, нежели пользы, вероятнее всего этот звонок бы просто проигнорировал. Но Ник, почему-то, покорно едет по названному адресу. Так случается их первая встреча за долгие годы, далеко не последняя.
Между тем, персонаж Дано также выглядит каким-то неестественным; его характер и жизненная позиция не раскрыты в полной мере. Он совершает какие-то хаотичные действия по жизни, и назвать его привлекательным персонажем также нельзя. В фильме множество вставок из детства Ника, но они, по сути, практически не добавляют образу полноты - то, что он рос без отца и это сказалось на его мировосприятии мы знаем с самого начала, знаем и про его мать, куда всё это её приведёт - но это, собственно и всё. Здесь очень поверхностные и не проработанные образы - а ведь фильм основывается на истории реальных людей. Увы, глядя на экран, в это верится с трудом. Ситуация осложняется, когда закоренелый алкоголик Джонатан теряет работу и жильё, и начинает посещать ночлежку для бездомных, куда совсем недавно Ник устроился работать. Оба постепенно деградируют - Джонатан более явно, скатываясь по социальной лестнице всё ниже; Ник менее стремительно - он начинает потихоньку употреблять наркотики и также сильнее налегает на бутылку, и ему становится сложнее себя контролировать. Линия 'падения' Ника, кстати, прорисована совсем невнятно, и не производит необходимого эмоционального эффекта. Зато Джонатан отжигает по полной, как будто специально делая всё возможное, чтобы все окружающие от него отвернулись. Повторюсь - сценарий оставляет в тени его мотивы и не даёт ответа на вопрос, чем обусловлено его эгоистичное поведение. Отец с сыном продолжают холодную войну. Джонатан всячески пытается напомнить ему, что в его венах течёт отцовская кровь, от чего тот приходит в ужас и бешенство.
А что же в итоге? Да ничего особенного - мир, любовь, и другие семейные ценности. Вайц неуклюже подводит зрителя к ожидаемо банальному финалу, который вряд ли способен похвастаться важными откровениями о проблемах семейных взаимоотношений. В персонаже Де Ниро нет ровным счётом ничего, за что мы могли бы его уважать, поэтому позиция Ника кажется сомнительной. Да и вообще, история выглядит как полуторачасовой спектакль с картонными куклами, не имеющий ничего общего с реальностью.