Когда-то звезда киностудии Keystone Мэйбл Норманд могла спокойно снимать фильмы со своим участием (под патронажем Мака Сеннета), не ощущая практически никакой конкуренции со стороны других штатных актёров студии. Однако с появлением британца Чарльза Чаплина ситуация стала меняться. Поначалу молодой человек привыкал к новому виду искусства и делал то, что велели режиссёры. Но затем стал давать советы, спорить с создателями картин, как только фильмы с его участием стали приносить деньги студии. Известно то, что творческие разногласия между Мэйбл и Чарли были в самом начале его кинематографической карьеры. Однако постепенно его Бродяга стал получать всё больше экранного времени, что даже стал в какой-то момент наравне с героинями Мэйбл. Ярким таким примером служит фильм «Занятой день Мэйбл», где Чаплин сыграл привычного зрителям Бродягу, а Норманд - продавщицу ход-догов, у которой не очень хорошо идут дела с торговлей.
Это - типичная картина Keystone. Здесь все атрибуты комедий Сеннета: полицейские, драки, пощёчины, падение людей по принципу домино. Основных конфликтов здесь два (по количеству главных героев). Во-первых, Мэйбл пытается продать хот-доги, вступая в поединки с любителями поесть нахаляву. Во-вторых, Бродяга проникает на мероприятие (автогонки) «зайцем», вступая в стычки с полицейскими, а так же некоторыми посетителями. В какой-то момент оба персонажа встречаются и… начинается что-то невообразимое (но привычное для сеннетовских комедий).
И всё-таки есть в этом фильме определённое очарование. Ну хотя бы в сценах драк, где видно, что актёры двигаются как в танце (особенно, когда вращаются на месте). И здесь видна рука Чаплина, который и считал кино искусством тесно связанным с хореографией.
PS: кстати, именно здесь Чаплин впервые провернул свой фирменный трюк со шляпой-котелком, которую он прокатил по всей руке, а затем поймал.
Мэйбл Норманд (великолепная была актриса) в этом фильме играет продавщицу хот-догов. В поисках клиентов она проскальзывает на местные автогонки. Прошло буквально пару секунд, а Мэйбл уже залепила пощечину одному мужику на стадионе. Да еще и пендель ему отвесила, а все потому, что он решил с ней заигрывать. Не сказать что смешно, но немного забавно.
Спустя минуту Чарлуша Чаплин тоже приходит на автогонки. Хотел просочиться бесплатно (вот шельмец), но не получилось. Почему не получилось? Чарли устраивает драку и все равно проходит. За ним бегут полицейские. Начинается какая-то вакханалия. Все прыгают и падают. Я смотрю на фамилию режиссера, а потом одобрительно киваю головой. Все в порядке! Позже Чаплин пристает к девушкам (мешает им смотреть гонки), а потом даже залезает к одной в сумочку. Вот негодяй!
А чего я хотел? Это ведь студия “Keystone”! У руля уверенно стоит старик Мак Сеннет. Я вам врать не буду (сам плохо его знаю), но вокруг него ходили слухи (можно им не доверять), что он был суровым мужиком. Все актеры делали так, как хотел Мак Сеннет, потому что он (помимо режиссера) являлся продюсером. А хотел он только одного – это гонки с драками. Вот и Чарли заметив мужика, который ругался с Мэйбл (видать из-за плохих сосисок, а может из-за денег) решил в очередной раз вступить в драку.
Прогнав этого мужика Чарлуша кривляется перед Мэйбл, а сам ворует у нее сосиски. Вот это был очень смешной момент, но в целом ничего особенного. Все стандарты старика Сеннета на лицо. Немного побегали, немного подрались, пару пенделей получили. Все остались довольными, а может и нет (хотя кому какая разница). Ну, а если серьезно, то я отношусь к раннему Чаплину с большим уважением.
Да, градус бреда тут зашкаливает. Мэйбл с полицейским не видит Чаплина, а он стоит буквально в двух шагах. Но ведь именно из-за таких глупых зарисовок и появился великий гений, который стал самым лучшим комиком в мире. “Занятой день Мэйбл” не стал каким-то открытием для Чаплина и для всего кинематографа. Если интересен ранний Чарли, то посмотрите. Всем остальным рекомендую более позднего Чаплина…
P.S.
Сценарий к этому маленькому фильму (9 минут) Чаплин написал вместе с Мэйбл…
Не каждому везет преуспеть в торговли, ведь тут нужен сильный характер, целеустремленность и настоящий талант заставить людей купить твой товар, даже если он им не очень-то и нужен. Обладая этими качествами можно не переживать за прибыль. Но если на горизонте появляется пройдоха, который и сам не против прибрать к рукам аппетитный бизнес, тут уж вряд ли удастся найти компромисс.
Перед нами еще одна режиссерская работа талантливой Мэйбл Норманд. Эта история показывает один очень занятый рабочий день из жизни милой девушки, которая отчаянно пытается хоть немного компенсировать свой тяжелый и неблагодарный труд.
Главная героиня в поисках подходящего места для продажи хот-догов не зря решает, что проголодавшиеся зрители гонок не откажутся подкрепиться, не прерывая наблюдение за состязаниями. Казалось, что этой девушке уже улыбнулась удача, но хитрые зрители совершенно не заинтересованы в том, что бы платить за съеденный товар. И вот когда продавщица понимает, что сегодня не ее день, становится еще хуже. Мисс Норманд отлично сыграла столь неудачливую героиню, которая вызывает одновременно жалость, смех и восхищение своим упорством.
Основной же причиной проблем бедной Мэйбл оказывается герой Чарли Чаплина. Его персонаж в этом фильме является бродягой, который привык ни за что не платить. И хотя сначала он поддается благородному порыву защитить милую девушку от прожорливых дармоедов, вскоре он уже сам пытается забрать весь оставшийся вкусный товар. Их дуэт с Мэйбл получился просто взрывоопасным, чего только стоит одна сцена с их дракой.
Кинокартина за свое короткое экранное время не раз успевает вызвать улыбку. Ее создатели черпали вдохновение из повседневной жизни, которая многим из нас кажется скучной и серой. Но у Чарли и Мэйбл был настоящий талант обыграть даже самую обыкновенную ситуацию, как продажа хот-догов, столь интересно и ярко. Поэтому у них получилась замечательная и необычная короткометражная комедия.
Порой даже самая безобидная с виду работа может превратиться в настоящую катастрофу, если поблизости ошивается парень с котелком на голове и тросточкой в руках.
Мэйбл Норманд, выведшая в свет тогда еще никому не известное дарование - Чарли Чаплина - сняла фильм с незамысловатым названием 'Mabel's Busy Day'. По просмотру этой кинематографической зарисовочки, скетча понимаешь, что русские перевели фильм не совсем удачно. День у Мэйбл выдался не деловым, а занятым. Ведь, и в правду, она успела подраться и с участковым и с толпой зевак и даже с маленьким бродягой, который, к слову сказать, был представителем маргинальной среды, а если проще - вором. Но по-видимому нравы тогда были мягче, чем сейчас, как это не странно, потому что после всех драк Мэйбл уходит под руку со своим кавалером в котелке, ничуть на него не обидевшись.
Для любителей Чаплина и характерной веселой музыки начала XX века.
...Работа, труд, любой заработок, дабы иметь хотя бы корку хлеба, оставаться уверенным, что завтра, или на следующий день не ляжешь спать с пустым желудком, подогревали каждого человека времён начала 20 века к отчаянным, а порой - и опасным занятиям. Но известная нам по другим картинам Чаплина, красивая, но трудолюбивая Мэйбл, как видно из этого фильма, не прочь и заняться торговлей, тем более, если это распродажа булочек в общественных местах.
Итак, предвкушая прибыль, деньги и уже планируя, что может купить на эту выручку, Мэйбл уверенно продвигается на стадион, где обычно богачи смотрят гонки. Желая продать свой товар, Мэйбл и не подозревает, во что всё это может превратиться, а главное - если причиной всего этого будет маленький, невзрачный, просто щупленький мистер в шляпе-котелке и со смешными усиками. Переживания, неразбериха, побег покупателей или вызывание отвращения к тем самым булочкам - вот, каким бывает результат случайного вмешательства в процесс торговой сделки со стороны героя Чаплина. Вместе с этим человечком всё погружается в настоящий хаос, разрушения и неразбериху, в которой, по прошествии немного времени вовлекаются все, находящиеся в радиусе 50 метров.
Яркая, смешная, да и, просто интересная история, которая способна вызвать в человеке настоящую бурю эмоций, на первом плане которых - некое сожаление, печаль о голодных годах, бедности и нищенском существовании народа, а уж после - незаменимый аспект чаплиновских фильмов - это зажигательный, продолжительный, и временами даже безумный смех. Да, всего 15 с немногим минут этого прекрасного короткометражного фильма Чаплина способны вовлечь, занять и унести с собой и зрителя, и его разум и сердце, приковав взгляд к герою Чаплина и растерянной Мэйбл, пытающейся всеми силами бороться со сложившейся ситуацией.
В конце-концов, ничего путного так и не выходя из того самого 'делового дня', Мэйбл, сокрушённая и расстроенная, вынуждена признать поражение, но не всё так плохо - ведь у Маленького бродяги есть сердце, есть душа, и он, что бы ни случилось, готов и всегда сможет предложить руку помощи. Замечательный, самоотверженный, смелый и решительный персонаж, который удачно сочетает в себе эти качества, и в то же время способен смешить, радовать и веселить зрителя. Безусловно, это идеал экранного героя, носящего маску балагура и избавителя одновременно. Удачная, несомненно, ещё одна очень яркая и успешная роль Чаплина, которую актёр смог исполнить с огоньком, рвением и приложив максимум усилий для того, чтобы его персонажу поверили, с ним радовались и печалились - а разве по-другому реагировать можно? Думаю, всё же нет!..