Как и любая иная страна, некогда бывшая крупной Империей, Италия никогда не отказывалась от захватнических амбиций, стараясь вернуть былое величие, отмеченное в истории великими боевыми и государственными достижениями Юлия Цезаря и прочих знатных мужей, заставивших весь мир с трепетом говорить о Риме. Стараясь следовать заветам предков, итальянские короли, включая Виктора Эммануила III, никогда не отказывались от интервенции в иные края, тем более что с постоянно меняющейся политической картой можно было всегда подгадать нужный момент и захватить новые территории, ранее отказывающиеся по доброй волей становиться бесправной провинцией. Пережив непростой период Первой мировой войны, которая зацепила своими отголосками каждый клочок Старого Света, Италия как и все уважающие себя государства вступила в Лигу Наций, прообраз ныне действующего ООН, однако руководители горделивой страны, среди которых оказался и небезызвестный Дуче Бенито Муссолини, не испытывали никаких иллюзий по поводу эфемерной миротворческой миссии организации по всей планете, так как ожесточенные конфликты продолжали вспыхивать по всему свету, и если вовремя не отстоять свою позицию, выгодной обстановкой может воспользоваться более расторопный конкурент. Таким образом в 1935 году вспыхнула Вторая итало-эфиопская война, призванная укрепить позиции Родины Муссолини в африканском регионе и тем самым приблизить восстановление Римской Империи, что ранее считалось не более, чем воспаленной фантазией некоторых зарвавшихся вождей. Неуклонно наступающие на независимую Эфиопию итальянские войска не знали пощады и стремительно приближались к победе. Не имея возможности противопоставить военной мощи европейцев ничего существенного, Эфиопия была вынуждена принять власть Муссолини и вместе с тем озаглавить своим Императором Короля Виктора Эммануила III. Столько кричащий случай интервенции не мог пройти мимо участников Лиги Наций, и хотя конфликт в Эфиопии был впоследствии смещен с ведущих сводок началом активного наступления на само понятие свободы Адольфом Гитлером и его Третьим Рейхом, преступления Муссолини в Африке ни коим случаем нельзя списывать со счетов, ведь помимо глобальных и всем известных масштабов они отметились и менее грандиозными, но тем не менее трагическими последствиями, носящими для многих людей горький личностный характер.
По окончании Второй мировой войны, когда мировое сообщество смогло взять небольшую передышку и рассмотреть сложившуюся обстановку трезвым взглядом, итало-эфиопский конфликт вновь оказался на всеобщем обозрении, а его исследователи во всех красках описали злодеяния фашистского режима Дуче, не имеющие срока давности. Король Италии, исполняющий церемониальную роль, сумел избежать наказание, а Муссолини же был казнен гораздо ранее, нежели начались серьезные разбирательства по части африканских событий 1935-36 годов. И тем не менее стараниями влиятельных историков и следователей была произведена ревизия давних событий, которые были широко освещены в средствах массовой информации. Не мог оказаться в стороне от столь кричащих разбирательств и Эннио Флайано, известный итальянский журналист, по долгу службы столкнувшийся с массой примечательных исторических событий. Уделяя особое внимание Второй итало-эфиопской войне, в 1947 году Флайано выпустил из печати роман собственного авторства под названием 'Время убивать', в котором отчетливо выразил позицию касательно конфликта, уходящего своими корнями гораздо глубже, нежели показывают газетные сводки. Изучив судьбы простых жертв конфликта, кадровых офицеров и простых солдат, коих Муссолини отправил на дорогу завоеваний, писатель решил показать ситуацию вне контекста разрушительных сражений, а сконцентрировался на судьбе одного человека, а именно итальянского военного, который оказался под испепеляющим жаром чужого солнца и был вынужден познать, что такое настоящий кошмар. Книга Флайано показало совершенно другие грани войны, и по прошествии времени, когда отголоски кровавых событий стали немного затихать, режиссер Джулиано Монтальдо взялся за работу над полноценной экранизацией 'Время убивать', проиллюстрировавшей мысли писателя, в коих просматривается самая разнообразная гамма неизменно острых эмоций и ощущений.
Сюжет фильма разворачивается в 1936 году, когда победы итальянской армии максимально приблизили полномасштабную капитуляцию Эфиопии. Главным героем истории становится лейтенант Энрико Сильвестри (Николас Кейдж), вынужденный находиться в распоряжении иностранного легиона и выполнять те задания, которые ему будут предписаны свыше. Однако знойная африканская страна наложила на Энрико слишком сильный отпечаток, и он более не в состоянии с адекватной точки зрения оценивать сложившуюся вокруг него обстановку. Испытывая откровенное неудовольствие, раздражающий дискомфорт и неудовлетворение, усугубленное незатихающей зубной болью, герой решает во что бы то ни стало отыскать врача и положить конец своим мукам. И тем не менее у коварной судьбы были на Энрико свои планы. Мало того, что грузовик, на котором он отправился в дорогу, терпит крушение, так ему на пути встречаются новые, не менее опасные приключения, заставляющие разочаровавшегося во всем и вся лейтенанта прикладываться к оружию. Оставляя по себе разрушения и боль, герой понимает, что его действия не несут ничего хорошего и рано или поздно отобьются на нем самом. Но далеко не всегда мы имеем возможность заглядывать в будущее и принимать обдуманные поступки тогда, когда это необходимо. Став заложником конфликта, закинувшего его в Африку, Энрико честно старается совладать со своими деяниями, только искупления окажется далеко не таким простым, как ему хотелось. Дорога боли и разрушений заставит его широко открыть глаза и увидеть, каким беспощадным иногда бывает мир и как порой непросто остаться в нем здравомыслящим человеком.
Решение автора первоисточника отказаться от демонстрации прямых военных преступлений Италии сыграло именно так, как он рассчитывал. «Время убивать» демонстрирует конкретную судьбу человека, ставшего пешкой системы, не разменивающейся по мелочам. И как раз это привлекло режиссера Джулиано Монтальдо к работе над полнометражным фильмом. Поместив в центр внимания лейтенанта Энрико Сильвестри, создатели тем самым показали аудитории, сколько много демонов может обитать внутри солдата, который вынужден нести службу, исполнять прихоти руководства и от этого терять свое истинное сознание, растворяющееся в кошмарной рутине, конца которой совершенно не видать. На экране то и дело происходят ужасающие события, вызванные присутствием военного на чужой ему земле, но как и его многочисленные жертвы, он сам никак не может выбраться из капкана, от чего в один момент решает отдаться течению судьбы и не принимать происходящее слишком близко к сердцу. Но чем дальше он идет, тем больше зла совершает. И если тот же Бенито Муссолини находится вдалеке от непосредственных последствий его деяний, то такие солдаты, как Энрико Сильвестри, каждый день должны видеть своими глазами смерть, издевательства и насилие, затуманивающие рассудок гораздо сильнее, нежели опиум.
Конечно, до конца оправдать действия главного героя не представляется возможным, ведь вопреки всем обстоятельствам вокруг он наделен умом и пониманием, однако гениальная игра Николаса Кейджа позволяет зрителю проникнуть внутрь головы Сильвестри и понять, каким образом он дошел до жизни жестокого убийцы, и если у него шанс хоть отчасти оправдаться за содеянное.
“Время убивать” это итальяно-французская постановка военной драмы по одноименному роману Эннио Флайяно о нелегкой судьбе лейтенанта Энрико Сильвестри (Николас Кейдж). Один необдуманный и неправильный поступок которого приводит к серии ужасающих событий, перевернувших его жизнь. Эдакое преступление и последовавшее за ним наказание.
Это военное кино не столько о самой войне или ужасах, которые могли бы происходить с героем в бою, сколько о драматичной судьбе одного человека, в которой война и военные действия служат лишь некими декорациями и фоном для развития сюжетной линии главного героя. По сути, войны, как таковой, в фильме нет, да она здесь и не нужна.
Во главу угла поставлены личностные отношения и переживания героя, прекрасно воплощенные на экране Николасом Кейджем и переданные режиссером Джулиано Монтальдо. Можно отметить также замечательное музыкальное сопровождение Эннио Морриконе, дополняющее атмосферу вначале тревожности, а затем и безысходности главного героя.
Времена тогда ещё молодой, но уже восходящей звезды, характерного актера Николаса Кейджа знаменуются достаточно простыми, но интересными картинами с его участием. “Время убивать”, как раз из той серии фильмов, достаточно простых в своем исполнении, но интересных и увлекательных.
Очень долгое время у меня было желание посмотреть какой-нибудь ранний фильм с Кейджем. Сначала думал, что это будет оскароносный «Покидая Лас-Вегас», но, по воле случая, на его месте оказалась франко-итальянская экранизация романа «Время Убивать».
Фильм показывает, что судьба иногда поступает с человеком не очень приятным образом. Один незначительный поступок приводит к другому, порождая новую цепь событий, новые возможности, новые радости и новую боль. Один незначительный поступок изменяет человека, заставляя его совершать поступки более значимые и более ответственные, чтобы в конце концов загнать себя в угол, оказавшись во власти неблагоприятных обстоятельств.
Можно сказать, что здесь действует поговорка «Все тайное становится явным». У героя Кейджа есть два пути: либо продолжать скрывать тайное до самого конца, либо раскаяться и отдать себя на праведный суд. Естесвенно, что сначала он выбирает первый вариант. Чего стоит хотя бы та сцена, где взрослый человек пытается узнать важную для себя вещь достаточно детским способом:
«Я задумал написать книгу о человеке, который приехал в Африку и случайно заразился какой-то болезнью. Скажем, проказой.»
Всё происходящее на экране воспринимается вполне естественно, особенно для тех, кто верит в судьбу. Остальные будут искать корень всех бед в самом человеке и тоже окажутся правы. Всё могло случиться иначе, но этого не произошло. Не всё ли равно, судьба это или человек, если прошлого уже не воротишь. Ни месть, ни раскаяние не способны вернуть к жизни, они могут лишь облегчить ту ношу, которую человек будет нести до самого конца.