всё о любом фильме:

Огни рампы

Limelight
год
страна
слоган«It will move you to love, laughter and tears»
режиссерЧарльз Чаплин
сценарийЧарльз Чаплин
продюсерЧарльз Чаплин
операторКарл Штрусс
композиторЧарльз Чаплин
художникЭжен Лурье, Riley Thorne
монтажДжо Инге
жанр драма, музыка, ... слова
зрители
Франция  6.13 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время137 мин. / 02:17
Стареющий клоун Калверо спасает от самоубийства соседку — девушку-танцовщицу, вынужденную из-за болезни покинуть балетную труппу. Так начинается эта дружба-любовь, которая, по мнению Калверо, не может иметь продолжение — слишком велика разница в возрасте…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
25 + 1 = 26
8.0
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм был запрещён к показу в США до 1972 года.
    • В фильме Чаплин снял практически всех своих родственников. Сын Сидней Чаплин снялся в роли музыканта Невиля. Другой сын — Чарльз Чаплин (младший) снялся в роли полицейского в пантониме. Дети — Джеральдина Чаплин, Майкл и Джозефина — в роли детей на улице. Получили роли даже сводный брат Уилер Драйден (роль доктора) и жена Уна О’Нил.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • «Огни рампы» во многом автобиографичный фильм Чаплина. Чаплин показывает дни своей молодости, когда он работал артистом мюзик-холла в Лондоне и жил в пансионах. Отец Чаплина, так же как Кальверо, страдал алкоголизмом и умер в возрасте 37 лет. Но прототипом Кальверо был комик Фрэнк Тинней, а не отец Чаплина.
    • еще 1 факт
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене, где Калверо обедает, одновременно беседуя с Терезой Эмброуз, он вытирает рот салфеткой, сворачивает ее и кладет на тарелку, стоящую слева от него. Через минуту салфетка уже лежит на столе, рядом с его правой рукой.
    Трейлер 02:17

    файл добавилPutnik777

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    «Время — великий писатель. Особенно хорошо у него получаются концовки».

    По идее, чем дальше творения тем должно быть как-то хуже, нас к этому приучило современное киноискусство. Но нет, пока творчество великого Чарльза Чаплина меня продолжает радовать, причем полностью все творчество. Казалось бы, ну как можно один за другим создавать шедевры, это же не реально. Но Чаплин своей работой доказывает, что такое более, чем возможно. Я, конечно, не знаю, какими окажутся «Король в Нью-Йорке» и «Графиня из Гонконга», но надеюсь, что они не подведут. Особенно у меня надежда на первый названный, а вот второй может и подвести, все-таки, Чаплин там не играет, он впервые полностью за кадром будет (только в маленьком эпизоде появится), но возраст берет свое, конечно. Что касается фильма, о котором идет речь, то это на самом деле еще один шедевр, который не оставит никого равнодушным после и во время, собственно говоря, просмотра.

    Сразу же хочется сказать, что перед нами самый серьезный фильм Чарльза Чаплина. От силы нам позволяют пару раз слабо посмеяться, потом мы можем только в некоторых моментах улыбаться, но не из-за веселых моментов, а из-за доброты, счастья, радости. А так в основном на протяжении всего хронометража мы с вами с трудом будет сдерживать слезы. Да, действительно перед нами очень жизненная картина, которая так и доносит нам все свои истинные краски через экран. Нам в полной мере показана грустная, горькая жизнь со всеми переживаниями, волнительными моментами, слезами, унынием, которые временами разбавляются радостью, смехом, улыбками, радостными моментами. А вообще, эта лента такая же, как и сам Чарльз Чаплин. По сути, Чаплин снял картину о самом себе. «Огни рампы», как подытоживающая черта, ведь именно после этого фильма ему пришлось уехать из США из-за конфликтов с правительством. Если говорить откровенно, то Чарльза просто изгнали из страны.

    «Меня пугает вид крови, но она течет в моих жилах»

    С чего же я решил, что Чарли снял картину о себе? Ну, не конкретно, о себе, здесь она о клоуне Кальверо. Но, говорим Кальверо, а подразумеваем Чаплин. Это же нарочно сделал и сам Чарльз. Перед нами будто постаревший, потерявший славу и аудиторию Маленький Бродяга. Ведь Маленький Бродяга, это главный образ Чаплина всей его жизни. В этом действе он просто пришел официально с нами проститься. Сам Чаплин очень долгое время добивался признания, популярности и ему тяжело далась независимость. В «Огнях рампы» же он говорит свою финальную яркую речь перед изгнанием из страны, которая стала для него родной и горячо любимой. Говорит Чаплин эту речь с помощью персонажа Кальверо, который является таким неким автопортретом и вся его жизнь имеет нотки настоящей жизни Чарльза С. Чаплина.

    А кто же такой этот Кальверо? Как вы уже поняли, это состарившийся клоун. Раньше у него было все, о чем можно только лишь мечтать. У клоуна была слава, у него было признание, была популярность, его просто обожала публика всех возрастов без исключения. При каждом появлении на сцене публика буквально захлебывалась в аплодисментах, рукоплескали все, не жалея своих ладоней. А однажды вдруг все затихло. У Кальверо было все, а теперь ничего не осталось. Его стали отталкивать, его не воспринимали, от его шуток больше не смеялись, представления покидали, не досмотрев его номер до конца. Из-за чего это случилось? Не ясно точно. Может, сменилось поколение, и сменилась публика, ее уровень. Может, просто Кальверо уже стал совсем не тот. Так или иначе, но клоун впал в отчаянье, впал в депрессию, он запил. Кальверо опустил руки, он стал самым настоящим банкротом, который с трудом оплачивает свою комнату.

    Однажды случается так, что возвращаясь домой навеселе, он вдруг спасает девушку от самоубийства. А действительно, куда ей было спешить? Девушку зовут Терри, и она давно уже не верит в себя. Она бывшая балерина, которая ненавидит этот мир, ненавидит себя, ненавидит людей в этом мире. Ей неясно, зачем ее спасли. Кальверо принимается постепенно возвращать девушку к жизни, приводить ее в порядок.

    Эта лента полна философии. Эта философия доносится из уст постаревшего Кальверо практически с каждой речью. Знаете, если захотеть чему-то научиться, понять этот мир, сделать для себя какие-то выводы, разработать взгляды, то нужно просто слушать героя Чарльза Чаплина. Все, что он говорит, таит в себе такой огромный смысл, что просто диву даешься, не можешь поверить, что это слова самого Чаплина. А это на самом деле так. Он учит нас любить жизнь, не делать поспешных выводов, не поддаваться спешке при принятии разнообразных решений.

    Чарльз Чаплин во всех своих проектах чем-то удивляет. Безусловно, мы все давно привыкли к его замечательному актерскому мастерству, а здесь он лишний раз без особого напряжения доказывает, что он Талант с большой буквы (жаль, что не бывает букв еще больше). В этом проекте он немного больше дает времени своей режиссуре, своим приемам, он не все время уделяет себе и своему персонажу, он достаточно времени предоставляет другим своим героям. Сценарий в этом фильме, это вообще нечто невероятное, здесь настолько хорошо прописаны все персонажи без исключения, что просто диву даешься. Но самое главное, это музыка, звучащая в картине. Постоянно сомневаешься насчет того, что Чаплин сочинил эти произведения или нет. И это заставляет восхищаться талантами Чарльза. Написать такой саундтрек самостоятельно, это просто дорогого стоит. От многих музыкальных тем бегут мурашки по коже, он самый настоящий человек-оркестр.

    По поводу игры Чарльза Чаплина я уже сказал, она великолепна. Очень понравилась красавица Клер Блум, которая сыграла Терри. Девушка полностью отдала себя роли, выложившись на все 100%. Порадовал другой гений немого кино и великий актер Бастер Китон, который исполнил роль помощника Кальверо в финальном выступлении. Поражаешься тому, как Китон мог играть одними лишь глазами. Еще особо отметил бы сына Чарльза Сидни Чаплина, который тоже оказался отличным актером.

    Итак, перед нами один из самых грустных фильмов Чарльза Чаплина. Мне почему-то раньше родители постоянно говорили, что звуковые ленты Чаплина не удались. Знаете, я до сих пор удивляюсь тому, кто им сказал такую чушь? Лично меня еще не подвела ни одна работа великого Мастера. Советую эту картину к просмотру абсолютно каждому. Смотрите классический кинематограф.

    23 августа 2010 | 13:38

    «Огни рампы»-это шедевр, которого еще не видывал кинематограф. Это печальная история жизни старого клоуна, которая переплетается с жизнью молодой танцовщицы. Их любовь-это нечто трогательное и трагическое. Смотреть на все это спокойно просто невозможно.

    В фильме старый клоун Калверо рассказывает о моментах в своей жизни, о том, как дорога была для него сцена и публика. О том, как он счастлив, когда загораются огни рампы. Персонаж Чаплина неимоверно мудр и умен, он философ, который рассуждает на очень сложные темы, который может дать совет во многих сложных жизненных ситуациях.

    Наряду с этим идет судьба молодой балетной танцовщицы, чья карьера оборвалась из-за болезни. Эта девушка полностью отдана танцам, но, к сожалению, она больше не может танцевать.

    И, как это обычно бывает, люди встречаются, люди влюбляются. Так же и тут. Но увы, эта любовь-нечто запретное.

    Так всего не рассказать… Этот фильм-потрясен. Каждый должен его видеть…

    10 из 10

    31 марта 2010 | 22:58

    Это первый фильм из фильмографии Чарли Чаплина, который я посмотрел и что же я о нём думаю. Это один из самых лучших фильмов Чарльза Спенсера Чаплина!Это одна из самых лучших картин в истории кинематографа!Это великолепный фильм который надо смотреть!Но обо всём по-порядку.

    Первое-сюжет. Старый безработный клоун Калверо спасает от самоубийства молодую балерину по имени Тереза. Калверо ухаживает за ней, отговаривает от мыслей о суициде и благодаря ему Тереза вновь обретает смысл жизни. Позже Тереза влюбляется в Калверо, но он считает что между ними кроме дружбы, ничего быть не может. Сюжет прост как две копейки но меня он тронул за душу.

    Второе-актёрская игра. Чарли Чаплин доказал, что он не только талантливый комик, но и талантливый драматический актёр. Его игра выше всяких похвал. Клер Блум также вызывает одни положительные эмоции.

    Третье-диалоги. Диалоги тоже прекрасны. Что не скажи так сразу крылатая фраза. Например

    «Ваша жена ничего не ест.»
    «Такая жена клад для бедного человека.»

    Четвёртое-комедийные элементы. Как и в любом фильме Чаплина здесь есть комедийные элементы. Перечислять не буду сами посмотрите.

    И ещё… Чаплин не только показывает нам прекрасную историю о любви, но анализирует своё творчество в своём фильме. Ведь фильм во многом автобиографичен и в нём Чаплин как бы подводит итог своей карьере.

    Я могу сколько угодно говорить об этом замечательном фильме, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Этот фильм должен входить в список фильмов, которые нужно обязательно посмотреть.

    9 из 10

    1 августа 2012 | 20:25

    Театральные подмостки дают талантливым актерам ценный шанс стать известными и любимыми публикой. Вот только что бы долго удержатся на этой вершине, нужно много лет угадывать желания публики, вкусы которой меняются слишком быстро. И тогда эти бесценные и дорогие сердцу подмостки, где прошла вся жизнь актера, становятся ловушкой, что не отпускает до конца.

    Последние фильмы великого Чарли Чаплина наполнены глубоким смыслом и безграничной грустью за прошлым. Переживания его персонажей не столько выдуманы, сколько взяты из собственного опыта, от чего кинокартина становится более живой, а образ Чарли более настоящим. Главный герой кинокартины — стареющий клоун Кальверо не может отпустить сцену, потому что она остается единственным, ради чего он прожил свою жизнь. Именно сцена вдохновляла его и делал его счастливым. А когда он перестал быть интересен публике, то быстро оказался один на один с пустым, тихим залом. И эта тишина разбивает ему сердце.

    В центр кинокартины Чаплин ставит драму человека, который не может отпустить прошлое, ведь эти воспоминания о былом успехе — это все, что у него остается. Но даже с разбитым сердцем, Кальверо предстает перед зрителем настоящим героем. Потому что он, не смотря на минутные слабости, не перестает бороться. Он пытается вернуться, напомнить о себе, выбраться из замкнутого круга и вновь почувствовать, что он нужен зрителю. Чарли снова восхищает своей игрой, он отдает своему персонажу все силы, эмоции. Он играет так, как никогда еще не играл. Снова его пронзительный грустный взгляд всего лишь за несколько секунд вызывает искренние слезы. Чарли дарит зрителю столько чувств, что еще больше влюбляешься в его творчество. И в отличие от своего персонажа, ему не приходится выступать перед пустым залом. Ведь его фильмы всегда найдут своего зрителя.

    И, конечно же, история не обходится без прекрасной дамы, которая влюбляет в себя одинокого клоуна. Чарли всегда по-своему преподносил зрителю это необыкновенное чувство. Теперь любовь оказывается запрещенным плодом — его избранница значительно моложе и вся жизнь ее впереди, потому Кальверо не желает держать ее рядом с собой, что бы она не жалела потом о своем выборе. Актриса Клер Блум так тонко воплощает свою героиню Терезу. Она спасает сердце клоуна, а он спасает ее жизнь. Одна из самых романтических и в то же время трагических любовных историй, показанных Чаплином.

    Никогда, наверное, еще фильм о клоуне не был таким не смешным. Даже чудесное комедийное выступление его на большой сцене совершенно не вызывает радостную улыбку, как это случалось с более ранними работами Чарли. Зрительный зал от всей души веселится с трюков, то приходит понимание — это выступление не начало нового этапа, а красивое завершение. Все в жизни приходит концу.

    «Зато, какое это счастье, если люди смеются от души и до тебя, как волны, доносятся раскаты смеха…»

    Дарить людям веселье — что может быть более благородным занятием? Вот только после спектакля зрители покинут зал, замолкнет оркестр и погаснет свет. А немолодой клоун все еще будет развлекать и показывать замечательные трюки, вкладывая в них всю свою душу. Но уже никто этого не увидит.

    18 декабря 2010 | 15:58

    Если придете минут через 10 в мою аптеку, я вам дам лекарство.

    Для меня?

    Для нее, конечно.

    Я очень люблю поздний период творчества Чарли Чаплина. Его поздние фильмы самые душераздирающие во всей его фильмографии. Прекрасная ГРАФИНЯ ИЗ ГОНКОНГА. Великий КОРОЛЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ. Безумный МЕСЬЕ ВЕРДУ. Эти фильмы, золотое достояние кинематографа. Это кино останется навсегда со мной. Но есть один фильм, который стоит ближе ко мне на одну ступень. Этот фильм называется…

    ОГНИ РАМПЫ (я люблю этот фильм)

    Это самый мой любимый фильм из позднего Чарли Чаплина. ОГНИ РАМПЫ душераздирающая история клоуна, который абсолютно случайно спасает молодую балерину от самоубийства. Этот фильм может быть самый личный фильм Чарли Чаплина. Взгляд на все свое творчество. Это прекрасно.

    Этот фильм идет два часа. А когда его смотришь, кажется что он идет две минуты. Чарли Чаплин был гением. Многие его сравнивали с Бастером Китоном. Мне кажется сравнивать двух великих людей очень глупо. В фильме ОГНИ РАМПЫ играет Бастер Китон. Чарли пригласил его и дал ему удивительную роль. Когда я увидел двух старых комиков на сцене, слезы сразу потекли из моих глаз. Я никогда не думал, что увижу этих актеров в одном фильме. Но Чарли превратил мою мечту в реальность.

    Этот фильм мне кажется должен посмотреть каждый человек, который любит и уважает классику кинематографа. Сейчас таких сильных драм в кинематографе просто нет. Посмотрите этот фильм обязательно. Чарли Чаплин снял один из самых своих сильных фильмов. Это кино нужно забирать себе в коллекцию, даже не раздумывая.

    Спасибо.

    В конце всегда я вижу эти огни.

    10 из 10

    1 сентября 2009 | 16:03

    Непревзойденно! Восхитительно! — можно бесконечно продолжать эту вереницу самых восторженных откликов, благо позволяет великий и могучий…

    Но только смогут ли они вобрать в себя весь тот смысл и с должной силой передать действительное воздействие «Огней рампы», отныне и навсегда моего любимейшего фильма?

    Великий комик — кто он?

    Кто не смеялся над его гримасами и танцем с булочками?Кто не знает этой удивительнейшей походки, словно идут не ноги, а пружины чистого оптимизма?

    Его задачей было дарить улыбки и развлекать, радовать публику, какой бы она не становилась: «В каждом человеке есть свое величие, но толпа… — это безмозглое чудовище, которое само не знает, чего оно хочет». Но герой Чаплина Кальверо напрасно твердит Терезе о своей нелюбви к театру, при всех неудачах и забывчивости рампы, театр — это его дом: «я ненавижу вид крови, но она течет в моих жилах».

    Перед нами не комедия, не трагедия, а… жизнь «настоящего артиста». В ней есть головокружительный юмор и подлинный пафос драмы. Жизнь Кальверо — жизнь самого Чарльза Чаплина. Артист воспевает зрителю любовь к жизни, и мы вдруг узнаем, какой ценой это достается самому артисту. Когда перед твоими глазами разворачиваются такие подвиги на сцене и за кулисами, нельзя не верить, что жизнь прекрасна несмотря ни на что.

    31 марта 2010 | 20:22

    Это один из тех немногих фильмов, которые смотришь на одном дыхании. Описанная история запретной любви показана так, настолько позволяла тогда цензура (Кодекс Хейса), но из-за политических причин «Огни рампы» были запрещены в США аж до 1972 года. И, несмотря на это сам Чаплин позже писал, что его фильм смотрели тайком, а музыку из фильма транслировали на радио, не называя автора. Вот такая сильная была и есть любовь к его фильму. И есть за что любить Огни рампы! Здесь есть хорошая, теплая музыка, живые персонажи, атмосфера театра и сцены, прекрасная не только режиссерская, но и балетная постановка. Беря сюжет со своего личного опыта: отношения Терри к Кальверо напоминают отношения Уны О’Нил и Чаплина, Чаплин показывает дни своей молодости, когда он работал артистом мюзик-холла, он сумел передать свои чувства через музыку, фразы главных героев и их мимику. Весь фильм пропитан лирической грустью о прошлой большой славе, где все его любили. Кальверо это во многом сам Чаплин, которого затравили власти и журналисты в Штатах, который уже не молод и не успевает за новыми веяниями моды. Как и Кальверо Чаплин не теряет надежды после скандального Месье Верду и решает показать этим критикам чего стоит Чаплиновское кино. Как для Кальверо, который поплатился жизнью за любовь зрителей, для Чаплина этот фильм оказался последним выпущенным в США. Видимо предчувтсвуя свою судьбу Чалин создал этот удивительно грустный, лиричный и жизненный фильм. А финальная сцена говорит о том, что Чаплин, прекрасно понимая, что скоро он оставит сцену, не перестанет снимать, борясь за любовь зрителей.

    Один из лучших фильмов Чаплина, который не оставит никого равнодушным. Смотрите, переживайте и любите жизнь.

    10 из 10

    16 марта 2014 | 14:06

    Печальный клоун смешит кого-то
    Ведь быть веселым — его работа.
    Хочу бежать, но боюсь споткнуться -
    Глаза печальны, слова смеются…

    Fleur


    «Огни рампы». Наверное, у каждого именитого режиссера найдется подобный фильм. Фильм, через который пропущена настоящая не надуманная живая боль. Боль за окружающих, боль за родных, боль за самого себя, боль которую уже невозможно держать в себе. «Огни рампы» — не только последний фильм Чаплина до позорного (не для него, а для людей это обеспечивших) изгнания и не только история печального клоуна и неуверенной в себе балерины, это скорее некие подведения итогов жизненного и творческого пути самим Чаплином. История, пропитанная насквозь печалью, которая иногда умело скрывается за ободрительными речами, веселыми гримасами и показной беззаботностью. Печаль, которую хочется утопить в стакане, но которая все так же непотопляема. Печаль по тому, что ты уже неспособен любить и еще большая печаль оттого, что кто-то еще любит тебя. Мы причиняем боль тем, кого любим, но, делая это, причиняем себе еще большую.

    Вы никогда не задумывались о судьбе престарелых и выброшенных на обочину жизни артистов, спортсменов, писателей? Часто ведь человек, полностью отдавший себя какому-либо делу, оказывается просто неприспособленным к обычной жизни. Их можно сравнить с бывшими заключенными, отбывшими многолетнее заточение, — вот он входит в реальный мир и ничего в нем не узнает, смотрит волком на окружающих. И если последнего, зачастую, ждет либо обратная «ходка», либо логичный итог в виде пьяной драки и медленная смертью в грязной подворотне с ножом под ребром, то первого возродит в нашей памяти в лучшем случае, статья в желтой прессе под типичным заголовком в рубрике «От нас ушел…»

    Чаплин, безусловно, Великий Комик, но даже великий комик иногда устает смешить обывателя по ту сторону экрана или сцены, и хорош тот зритель, который сумеет выслушать эту исповедь. А жизнь подсказывает нам, что исповеди людей столь веселой профессии бывают иногда самыми печальными в мире. Если вы запомнили Чаплина озорным бродяжкой в «Огнях большого города», то в других «Огнях…» вы рискнете его даже не узнать, насколько же он постарел и осунулся, насколько же стал серьезным, но, главное, насколько потускнели его глаза. Были причины на это, безусловно, были. Даже кинопленка не в состоянии сдержать эту боль.

    Экранный Кальверо и есть его автопортрет. Потрет с очень серьезно сгущенными красками и упадочными настроениями. У него большое имя. Было. У него целые залы, полные зрителей. Были. Он дарил веселье людям. Когда-то. А что сейчас? Его пинают власть имущие, на него снисходительно смотрят бывшие соратники, он зол сам на себя, он потерял гордость вместе с возможностью смешить и верой в лучшее. Он банкрот во всех смыслах. И все это сейчас. Поэтому так грустно. В подобных ситуациях столь ранимые люди как раз наиболее нуждаются в нашей поддержке. А что делаем мы. Зачастую, поступаем как та бездушная толпа, покинувшая зал, прервав представление глупыми смешками и оставив его наедине с пустым залом.

    А вместо этого стоит всего лишь, порой даже неискренне, улыбнуться, подбодрив сомневающегося клоуна, досидеть до конца, несколько раз плеснуть в ладони, одобрительно похлопать по плечу, тем самым как бы сказав: «Брось сомневаться, это временная неудача, все пройдет». Неужели это так сложно сделать?! Хорошо, когда такие найдутся, и условный Кальверо сумеет доиграть свой номер и найти в себе силы сыграть заключительный бенефис. Если же нет — забвение, депрессия и некролог на последней страницы заштатного издания.

    Мало найдется чаплиновских фильмов, где бы остальных актеров хотелось хвалить не меньше самого Чарли. Это, во-первых, касается, конечно же, Клер Блум, сыгравшая ту самую балерину, которую Кальверо, будучи навеселе, спас от самоубийства, да еще и принял ее за девушку не самого тяжелого поведения. Это и Бастер Китон — еще одна звезда немого кино, появляющийся в ключевом эпизоде фильма. Этот его слегка недоуменный взгляд запомнится надолго. Очень символично смотрятся две звезды немого черно-белого кино во времена вступившего во всю силу звукового цветного кино, на театральной сцене с немым старомодным номером. Это и родственники Чаплина, среди которых особенно стоит выделить сына Чарли Сидни. Это и Найджел Брюс в роли «вечно на плаву» Постанта. Самые мелкие роли продуманы и исполнены на высшем уровне. Ощущение будто вместе с костюмом Маленького Бродяги за кадром осталось и больше Чаплина-режиссера. Словно по Фрейду, неиспользованная энергия его неотъемлемого образа перешла в режиссерское мастерство, которое достигло, возможно, самого пика в его карьере.

    Все время фильма нас сопровождает прекраснейшая музыка, написанная им же. Сложно поверить, что написал ее не композитор-классик, а человек-оркестр Чаплин, как пренебрежительно любят отозваться некоторые горе-«киноманы», сетуя на слишком частое упоминание одной и той же фамилии в титрах и язвящие по этому поводу направо и налево. Впрочем, не про них речь сейчас, тем более, такие персоны упоминания не достойны. А о том, что очень злая ирония, нет, не судьбы, а злосчастных киноакадемиков, что свой единственный «болванчик» великий режиссер своей страны получил за музыку к фильму. Я смеюсь в лицо тем людям, которые награждают Чаплина за музыку, а Кубрика за спецэффекты. И дело не в том, что музыка плоха или спецэффекты никудышные. Они прекрасны, как и фильмы, в которых были использованы, но это больше похоже на глумление, чем на какое-либо признание заслуг, не находите?

    В «Огнях рампы», если так можно сказать, несколько концовок, и вот после каждой из таких хочется сказать, что вот он отличный финальный аккорд, не стоит дальше продолжать. И только когда режиссер подводит нас к истинной концовке, понимаешь, что другого финала у самого грустного фильма Чарли Чаплина быть в принципе не могло.

    Вот таким я был раньше и таким я буду теперь всегда…

    17 марта 2009 | 03:45

    Рампа освещает широкую сцену, ослепляет тени на кулисах, выгоняет их прочь со щелей роскошных декораций, но — не с лица старого одинокого паяца, взгляд которого уставился в бездну пустого зала. Растрепанная темень приторно дышит ему в ноздри, пожирает его сущность, слизывает холодные капли пота с напудренного лба и щек. Неожиданно мелькнула мысль: это же сон! Воистину, нет для актёра страшнее кошмара, чем немота пустых стульев.

    Когда-то Кальверо был самым успешным комедиантом в Лондоне, его имя украшало любые театральные постеры. Публика безумно аплодировала ему, судорожно хватаясь за живот и хохоча с каждой удачной выходки. Но всему приходит конец, и горячий полдень славы сменяется горьким сумраком забвения. Да и Кальверо уже не тот: его незаурядный талант беззаботно смешить толпу, это «безмозглое чудовище, которое само не знает, чего оно хочет», отрухлявел в реке жизненных разочарований и погас вместе с юностью и молодецким задором. Живая легенда вынуждена едва сводить концы с концами, играя во второсортных спектаклях под псевдонимом. Но вдруг в его жизни появляется юная балерина Терри, которая убедила себя, что у нее ревматизм, и стремившаяся поэтому покончить с собой. Кальверо спасает девушку и дает ей приют. Впоследствии между ними зарождаются чувства, но разница в возрасте — слишком весомое препятствие, чтобы на него не обращать внимания…

    Свет и мрак, оптимизм и пессимизм, вера и отчаяние, мужество и страх, популярность и забвение, жизнь и смерть, — между этими противоположными полюсами скитаются души комика и танцовщицы. Интересно наблюдать за изменениями неподкупных настроений главных персонажей, особенно в моменты, когда они по очереди задыхаются от отчаяния и уныния, а затем вдыхают друг в друга глоток свежего, обнадеживающего воздуха. Действительно, животворный свет рампы почему-то озаряет только одного из них — Терри или Кальверо — так, будто в театре кто-то решил сэкономить на электричестве. Поседевший клоун уже не верит в свой успех, ностальгически вспоминая годы своей молодости. Волшебная балерина потеряла смысл жизни, внушив себе, что она неспособна ходить. Кальверо исцеляет Терри своим оптимизмом и чувством юмора. Терри вдохновляет Кальверо своей преданностью и верой в его силы. «Что ни говори, жизнь — неплохая штука, если её не бояться», — скажет как-то протагонист.

    Основная доминанта ленты — боль. Выныривая из самых сокровенных глубин души, она пронизывает каждую реплику или жест главных героев, хотя иногда и маскируется под личиной смеха и беззаботности. Старому комедианту с каждым днем становится все труднее веселить людей, и осознание того, что ты уже не так востребован, как прежде, а впоследствии тебя бесславно выбросят за дверной косяк и забудут, приносит в сердце неописуемую печаль и тоску. Кальверо, чтобы хоть не упасть лицом в грязь перед привередливой публикой, топит свои переживания в рюмке, что временно лишает его боли. Он не может ответить взаимностью Терри — не потому, что она ему не нравится, а потому, что слишком бережет ее и любит, чтобы погубить ее молодость печатью своей старости. От этого страдают оба, а еще — скромный и галантный пианист Невилл, который сохнет по прима-балерине королевского театра. Такое впечатление, что все в этом фильме соткано из конфликтов: чувства и долга, старости и молодости, радости и страдания, комедии и драмы. «Какая грустная обязанность — смешить людей», — неожиданно отмечает Кальверо. Да, он отдал сцене всю свою жизнь, но он ее не только любит, но и люто ненавидит, о чем тоже открыто говорит. А мотивация этого оксюморона очень проста. Выражаясь фигурально, Кальверо терпеть не может вида крови, но она же течет в его жилах.

    То, чем отличается этот фильм от других в репертуаре Чарли Чаплина — это его автобиографичность. Кальверо во многом — это сам Чаплин. Стареющий мастер здесь превзошел самого себя, достигнув вершины трагикомизма, заставляя самых откровенных циников смеяться сквозь слезы и плакать сквозь смех. Финальный бенефис Кальверо — это бенефис великого Чарли, «маленького бродяги» с тростью и в котелке, который, кажется, понял, что пора подводить итоги.

    Рампа освещает широкую сцену и улыбающееся лицо старого паяца. В этот вечер зал переполнен: аншлаг спровоцировало новое выступление легендарного Кальверо, вернувшегося на сцену после длительного перерыва. Не сон ли это? Публика радуется, рукоплещет стоя, она смеется и просит еще. «Я бы ещё сыграл, да в барабане застрял», — говорит клоун, в очередной раз появившись на просцениуме, чтобы собрать свой урожай аплодисментов. В груди у него щемит как никогда раньше. Воистину, нет для актёра большего счастья, чем благодарность удовлетворенной толпы.

    24 сентября 2014 | 14:04

    Если вы не видели этого фильма — вы, пожалуй, не видели самого трогательного, зрело трогательного фильма величайшего актера 20-го века!

    Чарли Чаплин не снимал плохих фильмов, но этот шедевр — одно из гениальнейших творений великого актера, режиссера, сценариста, композитора — где он гениально предстал во всех этих ипостасях — потрясающе прочувствованый сценарий, великолепная режиссура, гениальная игра, удивительная музыка…

    Это великолепно, потому что это — Чаплин, немного другой, но все же тот самый Чаплин — человеколюбие, доброта, надежда — все еще просвечивают этот фильм, не пришла еще на смену трогательности «Огней рампы» злая сатира «Короля в Нью-Йорке», поэтому все еще хочется плакать, глядя на беднягу Кальверо, а не гневно сжимать кулаки, как на «Короле в Нью-Йорке»!

    О чем этот фильм? Да обо всем! Об Американской мечте — лживой и мелочной, о непостоянстве славы, о безнадежности, о жизни… О жизни в стране, которая легко возносит людей на Олимпы славы, делает звездами и героями, и так же легко расправляется о ставшими ненужными или неугодными…

    Чаплин тоже был таким изгнанником, прославившим американское кино, но изгнанным из Америки… «Для них имя Кальверо — яд!» — скажет он в фильме; но ядом было для них и имя Чаплина, всегда остававшегося честным человеком.

    Когда смотришь этот фильм, понимаешь, что Чарли пропустил его сквозь свою душу, взглянул на свою жизнь со стороны, попытался переосмыслить свою великую карьеру, и, видимо, постиг разочарование. Оказалось, что все, что он делал, становится ненужным людям.

    Но мы то знаем — это неправда. Его фильмы также нужны людям, они более, чем когда либо способны дарить радость, тепло и свет, потому что кино такого уровня не может устареть!

    20 октября 2005 | 16:57

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>