Перед нами пример высоколобой сценарной постановки. Тут всем руководит немного 'перекрученный' сценарий, наполненный псевдо глубокими размышлениями о современности. Не что иное, как синтетика - все вроде верно, доступно и даже эффектно. Но при просмотре ленты невозможно скрыть фальшь и нагромождение слоев...
Итак... Начинается все с уличного изнасилования. Преступность выходит за все границы допустимого. Нам показывают беззащитную девушку, которой толком никто не может ничем помочь.
Потом мы переходим к знакомству с героем Депардье. Он предлагает решение - дрессировку собак. И кажется, что жизнь на некоторое время преображается. Насильники терпят поражение. Но...
Тут происходит интересный поворот. Внимание неожиданно переходит к выходцам из Африки. Нам показывают их фрустрацию и беззащитность. Так тема городского насилия развивается. Да и к сторонникам-собачникам активной защиты возникает много вопросов.
Это выдает весьма сбивчивый и противоречивый концепт. Режиссер задает множество линий, но большая их часть так и не раскрывается. Так, появление африканцев и все последующие события с ними оказываются лишь обозначенными, но не раскрытыми. Интимность героини и ее собаки тоже остается без раскрытия. Вопросы уличной преступности и собак тут проносятся в большей степени лишь намеком и конкретной фактологией.
Лишь взаимодействие с подонком-насильником оказывается в полной мере раскрыто. Но, в таком разрезе лента спускается к самому заурядному эксплуатационному кинематографу. Весь философский посыл оказывается лишь прочерчен.
Можно отметить также памятное трио: Николь Кальфан - Виктор Лану - Депардье. Каждый из актеров вполне убедителен в своей роли и достаточно уверено, возвышено, справляется с задачей. Но они будто на своей волне. Их участие украшает ленту, но не возносит ее на высокий уровень. В небольшой роли можно рассмотреть необыкновенно яркую Фанни Ардан.
В провинциальный город в надежде на тихую спокойную жизнь приезжает Анри Ферре, доктор из Парижа. Но как выясняется, с городом он слегка ошибся: в нем очень высок уровень насилия и грабежей, а на женщин по ночам нападает маньяк с чулком на голове. Полиция не в силах навести порядок, и все больше людей заводят себе собак для охраны. Берут их из питомника господина Мореля, который сам занимается дрессировкой. Но, решая проблему безопасности хозяев, собаки порождают другую. Люди начинают обращаться к доктору Ферре с ранами и укусами, а бывают даже смертельные случаи. В итоге жители делятся на два лагеря: те, у которых есть собаки, и те, у кого их нет, особенно по принципиальным мотивам. Конфликт достигает апогея, когда жертвой собаки становится мэр города. И теперь его место, вероятнее всего, займет Морель. Доктор уверен, что это был не несчастный случай, но комиссар полиции его уверенности не разделяет. Ребята из старших классов создали тайный «Клуб покусанных» и ведут с собаками партизанскую войну. Город и его жители хранят много тайн, распутать которые решает доктор с помощью своей подруги Элизабет, школьной учительницы и недавней жертвы маньяка-насильника. После нападения она тоже завела собаку, и постепенно доктор стал замечать, как что-то меняется в ней, в ее характере. И не в лучшую сторону.
Французский режиссер, сценарист и писатель Ален Жессюа, в фильмах которого с удовольствием снимались звезды первой величины, в своей картине «Собаки» продолжил исследовать излюбленную тему: социально-нравственные проблемы современного общества. И, как и в других своих фильмах, он использует приемы гиперболизации и иносказательности, мягко введенные в сюжет. Жессюа как бы подносит увеличительное стекло к каким-то узловым точкам истории, чтобы выделить их для более тщательного, детального и вдумчивого рассмотрения, делая эти моменты в своих фильмах более крупными и значимыми, чем в реальности. И если в его более раннем фильме «Лечение шоком» действие происходит в клинике, где богатые проходят курс омоложения по новой методе, когда органы для эликсира берут у гастарбайтеров из обслуги этой же клиники, то здесь мы видим город, объятый насилием. А собаки, которые должны были стать «лекарством», оказываются хуже, чем сама «болезнь», приводя лишь к эскалации насилия и разделяя горожан на избранных, кто обладает собаками, и всех остальных.
Сама тема содержания собак в городе весьма злободневна на протяжении всей истории человечества. И сегодня в СМИ часто проскакивают сообщения, что бойцовая собака напала на человека, чаще всего на ребенка. Или что бродячие собаки, сбившись в стаю, терроризируют городские окраины и пригороды. А когда смотришь многочисленные ток-шоу, посвященные этой теме, слушаешь все эти пламенные речи защитников собак, посещает одна мысль – почему они, так яро любящие собак, почти всегда не любят людей? Говорят, что собаки похожи на своих хозяев. Значит ли это, что хозяева похожи на своих собак? И поэтому людей они воспринимают как потенциальную угрозу, как цель, как врага, на которого всегда нужно быть готовым напасть. Как говорит в фильме Морель, замечательно сыгранный Жераром Депардье: «Умение укусить – это другая сторона общения».
Сам Морель считает взаимоотношения в собачьей своре идеальными и для человеческого социума. Надо быть сильным, умным, быстрым. А самое главное – нужно уметь как можно больнее кусать, чтобы стать вожаком стаи, а потом отстаивать этот статус, не жалея тех, кто слабее и сентиментальнее. И нужно уметь такими жертвовать, чтобы стая была сильной. В сцене, когда Морель играет с собакой у реки, разговаривает с ней и с нежностью и страстью повторяет: «Я люблю тебя», он общается с ней не как с домашним любимцем и даже не как с женщиной, а как с высшим существом, с божеством.
Собаки помогают и ему чувствовать себя всемогущим, сильным, независимым. Он сам создает в городе то общество, какое считает идеальным, и в каком хотел бы жить. Тем, кто приходит к нему за собаками и дрессировкой, он говорит: «Не бывает злых собак, бывают злые хозяева». И поэтому он «дрессирует» и хозяев тоже, чтобы они воспитывали в собаках те качества, которые нужны ему для построения идеального общества.
Противостоит Морелю доктор Ферре и еще небольшая группа горожан, которая постепенно становится все меньше и меньше. В отличие от сторонников Мореля, они плохо организованы и зависимы от его клики. Обе противоборствующие группы заявляют, что борются с насилием, но насколько разнятся их методы и результаты! По ночам улицы патрулируют люди с собаками, но жители все равно не чувствуют себя в безопасности. Скорее всего, потому, что патрульные считают себя не защитниками города, а его безраздельными и безусловными хозяевами.
Очень показательна сцена предвыборного собрания в мэрии, когда во время речи докладчика входит все больше граждан с лающими собаками. И очень быстро в зале остаются только они, а собачий лай заглушает растерянного оратора, кричащего: «Это невыносимо!». Кому нужны эти скучные речи, законы, правила? Отныне город будет жить по их собственным правилам, которые люди-собаки будут диктовать всем. Их противники без собак слишком слабы и сентиментальны, они слишком далеки от тех идеалов, к которым стремится Морель. А значит, ими легко можно пожертвовать. Идеальное общество будущего не предназначено для слабых…
- Не бывает злых собак, есть только злые хозяева...
Практически все свои фильмы Ален Жессюа снимает на злобу дня. Это не пустое кино для развлечений. Эти картины вскрывают насущные проблемы общества. Можно сказать, что это и авторское кино, ведь всё в них - от режиссуры до сценария, а иногда и музыки (как в 'Лечении шоком'), полностью придумано Жессюа. Может поэтому в свое время его так высоко ценил Ален Делон и даже снялся у него в двух фильмах. Кстати использование в фильме негритянских напевов явно тоже идея Жессюа.
Конечно, в своем сценарии, режиссер показывает проблему в несколько утрированном виде (собаки здесь везде, даже в ресторанах). Но думаю картина однозначно опередила своё время, достаточно посмотреть, что сейчас творится на улицах - разгул преступности, мода на бойцовских собак. А ведь собака как оружие, в руках злого хозяина тоже убийца. Это как заряженное ружье, рано или поздно обязательно должно выстрелить. И где та грань которую нельзя переходить, грань отделяющая человека от животного?
Порадовало так же, целое созвездие замечательных французских актеров - Фанни Ардан, Виктор Лану, Пьер Вернье. Но больше всех потрудился Жерар Депардье. И хотя внешне игра его была не особенно выразительной, для Жерара сняться в этом фильме уже само по себе, было решительным поступком. Когда-то на него натравили овчарку, дело окончилось больницей и память об этом давила его день ото дня. К чести Депардье, дабы преодолеть свой страх, он согласился сниматься без дублера. Лечение шоком...?