К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Абсолютная смерть есть неуслышанность» (М. Бахтин)

Седеющий русскоязычный таджик с голосом и эмоциональным развитием подростка решает в свой сороковой день рождения «совершить переворот в жизни». И вот он браво хватает руль самопального белоснежного кабриолета, за неимением торта шлёпает горящие свечи (40 штук!) прямо на приборную панель и обзванивает всех своих то ли бывших, то ли нынешних, устраивая им хитроумную очную ставку в танцевальном зале, где в свободное от шашней время неубедительно подрабатывает хореографом. Что характерно — любит он всех четверых: и кучерявую, и страшненькую, и смазливую, и старую, — одновременно и по одному шаблону, вот только они этому почему-то оказываются не рады и начинают поочерёдно уплясывать от него в пасмурное осеннее никуда.

Фильм, как говорит Мохсен Махмальбаф ртом своего лирического героя, — об одиночестве. Структурно представляя собой мини-антологию из четырёх лав-стори с единым мужским звеном, «Секс и философия» пытается вещать о недолговечности счастья языком танца и метафоричной патетики. Но получается, к сожалению, скорее комично, чем грустно. Неловкая улыбка появляется практически сразу — когда к протагонисту со звучным именем Джон подсаживаются жутко акцентящие старуха и слепой баянист, брови неконтролируемо ползут вверх от вливаемой в телефон патоки вроде: «Приходи со своей небесной любовью», — а когда режиссёр начинает шарашить лобовым символизмом, всё становится откровенно смехотворно. Гротескный ключ от обшарпанного дансинга (читай — ключ к сердцу Джона) в полкило весом; корявые деревянные статуи (памятники его любовным отношениям) со страшными рожами; нелепо машущие руками (улетающие на свободу) и подпрыгивающие азиатки…

А ведь многое могло сложиться и удачнее — не будь лента снята по принципам «кино без бюджета», которое иранец делать любит и по которому даже устраивает мастер-классы в разных точках планеты. Как социальная позиция художника, привыкшего противостоять исламской цензурной паутине, его подход понятен и где-то даже вызывает уважение. Но форма в кинематографе не настолько условна, чтобы ею можно было просто так взять и пренебречь, имея в своём распоряжении на этот раз неплохие деньги. И воинствующий непрофессионализм актёров, оттеняемый постперестроечной дешевизной кадра, сводит на нет все потуги постановщика совместить реализм хронотопа и тотальный романтизм нарратива. В результате неуёмная возвышенность оборачивается ходульностью, косплей Сауры — вариацией клипа «Мои х..» группы «Ленинград», а топорное подражание Кесьлёвскому — продолжением художественного метода Эльдара Богунова, который своим ютубовским «Призраком-2» наверняка тоже хотел сказать что-то красивое и важное.

Пожалуй, оптимальной формой для «Секса и философии» была бы книга. Именно там плоские экранные аллегории — например, четыре возлюбленные как четыре этапа амурной жизни женщины — могли бы обрести нужную выпуклость. Там трогательно наивный поэтизм речей в духе «Маленького принца» не разбивался бы о тривиальность окружения и о неловко выговоренное «это шо за шо?». Там предложение понюхать чужие туфли или приём ванны из парного молока (так вот куда ушли бюджетные доллары!) с последующим упаковыванием девушки в газету не выглядели бы настолько анекдотичными. И Хайям не переворачивался бы от криво отыгранных аллюзий, и мгновения счастья, засекаемые Джоном на секундомере, можно было бы проживать вместе с ним… Ну, если нормально написать, конечно. С точки зрения киноязыка фильму абсолютно нечем похвастать, кроме разве что искусного четырёхминутного дубля с панорамой пустынных улиц, где пара экзальтированных героев никак не может поделить зонтик.

В общем, философия завалена, несмотря на финальный твист, позволяющий аудитории немного погерменевтить над предыдущими полутора часами. Однако, что обидно, с заявленным в названии сексом всё ещё хуже. Наверное, дотошные, но оттого не менее великие аятоллы и возмутились бы женщинам в майках, игривому соитию ладоней и — шок! — поцелую в объективе, но вот не столь бородатая публика вынуждена досадливо искать вероятные символы в вагинально раскрашенном граммофоне или воске, двусмысленно заляпавшем спидометр. Так заголовок ленты довершает разочарование, оборачиваясь эпатажной обманкой. Ведь в том же «Сексе и Дзен» был как минимум китаец с трансплантированным конским членом (не говоря уже о сценах с применением оного), тогда как у местного Джона из суперспособностей только слащавая персидская физиономия и сомнительный магнетизм. И если критик Волобуев в своё время писал, что Махмальбаф тут «раскрылся», то даже как-то боязно смотреть, что режиссёр снимал до этого. Стремясь говорить со зрителем аж на трёх языках: русском, таджикском и фарси, — претенциозный иранец так и не находит с ним языка самого важного — общего. Шум слишком велик, и потому вслушиваться, увы, нет никакого желания.

Так о чьём же одиночестве фильм?

13 января 2016 | 22:11
  • тип рецензии:

Я удивлен, что этот фильм кому-то действительно нравится. По-моему, он ужасно скучный, дешевый, к тому же до жути пафосный и претенциозный. Никогда бы не взялся смотреть его, если бы он не попал в иранскую программу SFF. Хотелось выключить уже через минут 20, но я все-таки переборол себя, чтоб оценить справедливо.

Представьте себе, что ваш бывший любимый говорит, что был счастлив с вами ровно 2 часа 14 минут и 38 секунд, например. Скорее всего, Вы бы подумали, что он просто идиот. Вы были бы правы. Разве адекватный человек станет ходить с секундомером и измерять моменты, когда он был счастлив, как главный герой этого фильма?! В общем, если вы любите постоянно рефлексирующих мужчин, то этот фильм будет определенно в вашем вкусе. Я не люблю, когда кашу размазывают по тарелке, поэтому мне сюжет вообще не понравился с самого начала, когда хореограф отмечал свой день рождения в машине, в которой зажег 40 свечей. Суть сводится к тому, что он созвал всех своих девиц, дабы еще раз предаться унылым любовным воспоминаниям.

Историю первой любви со стюардессой я героически терпел, несмотря на неубедительную актерскую игру, слащавые фразочки вроде: 'Забери хоть весь воздух, но подари мне улыбку', и постоянный вопрос: 'А помнишь?', который повторили раз 20, наверное. Но во второй истории диалоги становятся еще хуже, потому что половина реплик на таджикском языке. Вроде по ответным репликам понятна суть, но все равно раздражает, когда делают неполный дубляж. Если так нужна таджикская речь тут, то сделали бы на нее субтитры хотя бы. Но в третьей истории абсурдность диалогов достигает своего апогея. Привожу в пример разговор врача и пациента:

- Что вы сегодня ели?
- Молоко.
- Сколько раз был стул?
- Один раз.
- Один раз? Это же нормально.
- Один раз, но с утра и до вечера.

Это и есть та философия из названия фильма?! В прочем, разноцветные туфли и разговор по мобильному телефону водителя и пассажира - это не меньшая глупость. А теперь подходим к главному вопросу: 'А в чем же мораль сей басни?'. Все эти пафосные изречения про любовь обесцениваются, потому что в фильме не было никакой любви. Я ее не увидел. Это какая-то странная теория для оправдания собственной распущенности. И мне даже не жалко главного героя, потому что проблема была у него в голове. В общем, ничего не понравилось: ни сюжет, ни образы, ни актерская игра, ни режиссура. Совершенно не в моем вкусе.

1 из 10

19 июня 2013 | 23:51
  • тип рецензии:

'Запомни как бьется твое сердце и сохрани на секундомере. Пусть хотя бы минуту в году, так бьется твое сердце, иначе секундомер сломается'

Не люблю мелодрамы, а когда узнала что смотрю фильм производства Франция- Иран - Таджикистан, вообще очень огорчилась, предрассудки. Но! С каждой минутой просмотра я тонула в удивительной реальности, в метафорах, в атмосфере.

Фильм начинается с того, что Герой решил отметить свой 40й день рождения один, на улицах города, с зажженными в машине 40 свечами. Он нашел уличного баяниста и старушку и позвонил любимой женщине... Одной из любимых женщин.

Оказывается, у него есть секундомер, который он включает, тогда, когда от любви бьется его сердце. Он так измеряет сколько настоящих часов было в его жизни. Сюжет построен на том, что Герой решил рассказать своим женщинам, сколько счастья у него было с каждой из них в секундах, и назначить им общую встречу. Согласитесь, смелый ход: )

Каждый кадр этого фильма удивителен, но специфичен. Атмосфера авторской съемки, редко такое встретишь в современном кино. Огромный плюс оператору и монтажеру. Танцы, танцы, много танцев, таких самобытных и хорошо отснятых. Красивые женщины, красивые истории любви. Женщины разные, в разном возрасте, на разных этапах жизненного пути. Создатель фильма показывает все прелести отношений с женщинами, на разных этапах их жизни. Фильм можно разбивать на цитаты и смаковать их. Ответы на насущные вопросы, такие яркие и живые рассуждения и диалоги.

Но, то что меня действительно покорило в этом фильме это его финал! Это действительно то, что стоит посмотреть)) Все осуждения мужчин, сразу уходят) Здорово! Мои аплодисменты!

'Значение имеют только воспоминания о любви, то что можно измерить секундомером'.

'Нет большой любви, это все маленькие вспышки'.

'Скоро может случиться так, что большой любви вообще не будет. Я всю жизнь искал любовь... Пусть каждый зажжет свою свечу одиночества'


В фильме конечно есть минусы, например, на мой взгляд слишком много мыслей, обособленной философии. Да и секса с философией в традиционном понимании, в фильме нет.

Но в целом для меня фильм - открытие) Желаю всем приятного просмотра, стоит отбросить все свои стереотипы о производителе фильма и посмотреть 'Секс и философию'. Вы не пожалеете.

15 января 2013 | 17:07
  • тип рецензии:

Картина больше похожа на гимн одиночеству, чем на размышление на заявленную тему. И когда режиссер выстраивает все откровение через встречу главного героя со своими возлюбленными в разные периоды жизни, то это больше напоминает не прощальное признание в любви, или осознание своих чувств с каждой из них, ну, или с одной и той же в разном возрасте, если рушить метафору, которая крайне слабая из-за невзрачности характеров четырех героинь, а разочарование, что ему не удалось понять себя в этой любви. То есть здесь одиночество не как познание себя, а нечто мальчишеское и с формой сожаления, подобной тому, что не удалось вставить, не удалось полюбить, не удалось почувствовать, не удалось открыть, и тому подобное. В связи с этим всем, фильм столь меланхоличный и немного надуманно поэтичный. Хотя тут можно посмеяться надо мной - 'как поэтизм может быть надуманным?'. Но романтика в принципе штука выдуманная, а, кроме того, в первую секунду своего рождения я заранее обсмеял все свои выводы и сочинения, поэтому я спокоен.

Не вижу смысла выстраивать схему размышлений 'секс-философия-любовь', опять же, потому что режиссер прямым текстом говорит лишь о мужчине 40 лет, осознающем свои привязанности-любови в срезе одиночества. Возможно, Махмальбаф как-то ассоциирует это очищение от любовной обманности с общепринятым кризисом 40 лет для мужчины. Но, по мне так, главный герой не делает для себя открытий ни в чем, а лишь признает косвенно свою беспомощность перед пониманием себя, так как ограничивается двумя-тремя понятиями, через которые ему запомнились отношения с его женщинами (женщиной). То есть подводит итог своим скитаниям по дамам сердца, по своему миру. И тогда как раз возникает вопрос к человеку с такой потрясающей фонетической фамилией, чей медитативный 'Крик муравьев' до сих пор у меня в голове, - 'зачем этот поэтизм, если все выводы главного героя упираются в него самого и его одиночество, где изменение жизни, о котором в начале говорит водитель с сорока свечками, расплавленными на приборной доске?'.

Художетвенно фильм притягателен, но это будет глубочайшее погружение в познание меланхолии одиночества - там тебе и твоя музыка, и кучи осенних и осенне-зимних интонаций, старая машина, красивые женщины прошлого, улыбающиеся старики и еще сотни таких сводящих с ума образов, которые опустошают. А если бы это как-то облагораживало, можно было бы картиной умываться по вечерам, чтобы не было так плохо в собственной жизни, но режиссер что-то снимает для себя и подчеркивает какие-то свои мотивы грусти, а не исследует человека как такового. Это и огорчает. Но не так, чтобы 'бекать' и 'фукать', конечно.

10 февраля 2011 | 16:45
  • тип рецензии:

...'нет такой профессии' - скажете Вы, однако главный герой Вам возразит...

Всю жизнь он искал любовь, те самые стуки сердца, заставляющие радоваться - жить, а прожил-то он совсем ничего - всего 19 часов за 40 лет. Четыре женщины, четыре встречи, четыре расставания и каждая внесла в эти 19 часов свою лепту, свой подарок... свои чувства.

Он их любил и будет любить, каждую по-своему, он не врал... вероятно его искренность и подкупала, настолько искренне, настолько открыто, что даже расставания вызывали улыбку.

Фильм наполнен красивой музыкой, национальными танцами, осенними пейзажами - действительно хорошая работа оператора Ибрахима Гафори.

Что касается диалогов на персидском языке, которые не были переведены, могу сказать, что здесь перевод и не нужен, все ясно и без слов, в этом фильме многое символично, здесь нужно видеть нечто большее чем просто действия или поступки, здесь нужно видеть атмосферу отношения.

ОН не для всех.

30 октября 2010 | 00:09
  • тип рецензии:

Хореограф в день своего сорокалетия собирает всех женщин, которых он когда-то любил, чтобы разобраться в причинах своего одиночества. Он, поочерёдно, начинает разговаривать с каждой из женщин. Вместе они вспоминают историю знакомства, их взаимоотношения и причины расставания.

Хореограф хочет не зря прожить жизни, поэтому пытается испытать всю гамму чувств. Он, с помощью, секундомера измеряет всё то время, когда он был счастлив. Это попытка доказать себе, что прожил не зря, оборачивается для него в другую сторону, он понимает, что его жизнь менее насыщенна чем у бабочки.

Четыре лишь кажутся такими разными, на самом деле Махмальбаф изобразил одну женщину на разных этапах её жизни. Отношения с этими девушки были разными. Но чем больше эти отношения были ориентированы на физическую близость, чем на духовную, тем меньше любви в них оставалось. Все знакомства были случайным стечением обстоятельств. Любовь ли это. Скорее мимолётное увлечение. В современном мире любовь и физическая близость стали почти синонимами. Фильм Махмальбафа совсем об обратном.

Если сравнить двух классиков иранского кино – Мохсена Махмальбафа и Аббаса Кияростами, то можно заметить, что Кияростами строит своё повествование на диалогах, в то время как Махмальбаф уделяет большое внимание изобразительному аспекту. В этом фильме очень хороша работа оператора Ибрахима Гафори. Красивые пейзажи, интересные приёмы радуют глаз. Хочется отметить и монтаж, переходы от воспоминаний к разговору сделаны плавно и почти незаметно.

Несмотря на наличие слова “секс” в названии, в фильме нет ничего сколько-нибудь пошлого. Но в консервативном Иране его запретили. Неудивительно, что Махмальбаф давно снимает фильмы за пределами своей родины.

Этот красивый и поэтичный фильм об истинных ценностях. О том, что такое настоящая любовь, и как тяжело её найти в современном мире и не перепутать истинные чувства с мимолётным увлечением.

9 из 10

21 августа 2009 | 12:26
  • тип рецензии:

Фильм очень красивый, потому что там очень много женщин. Главный герой пытается найти себя через общение с женщинами, потому что красивей и мудрей существ на свете еще не придумано.

Однако женщины не дают полностью познать себя, потому что более загадочного существа, чем женщины, не бывает.

Фильм сопровождает очень красивая музыка, а также стихи и диалоги на персидском языке, что только делает еще фильм красивей. Язык любви понятен на всех языках.

04 августа 2009 | 22:39
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: