Замечательный и совершенно неоправданно позабытый фильм. Вероятно его современники испытывали к нему раздражение в силу его высокого бюджета (хвалить блокбастеры давно уже считается моветоном). Позже его всерьез обвиняли в расизме, в частности Рональд Берген. Но, обо всем по порядку.
Эстетика
Перед нами красивый, цветной, широкоформатный фильм, рассказывающий в легкой повествовательной форме непростую историю англо-саксонской парадигмы Нового Света. Рабство, индейцы, предательские сговоры и братоубийственные войны - все смешивается на фоне вполне романтичной и задорной любовной истории. Регулярное нахождение героев на самой грани, отделяющей их от небытия добавляет фильму шарма.
Расизм
Мало ли какое мнение на сей счет у Бергена. Не увидел я тут и намека на преимущество одной расы над другой. Да, индейцы тут показаны злобными и невежественными воинами, которые могут без зазрения совести убить женщину, невинных жителей. Но, некоторые британцы тут показаны не менее ужасными личностями. Более того, ключевая точка тут - жертва со стороны жены одного из колонистов. Индианка влюбленная в своего мужчину и понимая всю остроту создавшейся ситуации жертвует собой, чтобы доказать свои чувства.
К этому моменту нужно отнестись внимательнее. При всей невежественности, а именно такими и показывает де Милль индейцев, способность жертвовать собой показывает не только личное благородство, но еще и высокий уровень духовности. Пусть индейцы в фильме совсем лишены образования и агрессивны, но едва ли можно говорить, что на их фоне англичане выглядят более превосходящей расой. Как раз аккуратно и сфокусировано, что все - люди, вне зависимости от уровня образования, воззрений и цвета кожи.
Рабство
А вот тут де Милль настолько яростен и жесток, что нельзя не восхищаться храбрости. Привычный для кинематографа стереотип - рабство африканцев и 'хижина дяди Тома' тут нарушается. Обычной девушке из Британии, даже никогда и не бывавшей в Америке, предлагается заменить смертную казнь на пятнадцатилетнее рабство. Далее - на протяжении всего фильма мы понимаем насколько человеческая свобода хрупка и беззащитна. Подделка документов или отсутствие доказательств свободы грозит пожизненной химерой мучений.
Я полагаю, что сейчас тему подобного рабства, в котором мог оказаться любой человек планеты, вне зависимости от цвета его кожи, обсуждать не принято. А жаль, и фильм де Милля дает основу для дискуссий и подробных исторических споров.
Природа
Обратите внимание и на природу. де Милль показывает очень красочный мир американской глубинки. Водопады, реки, леса - все живописно, красиво и притягательно. Вскоре, именно такие пейзажи будут сопровождать творчество Генри Хатауэя.
Эротический подтекст
Нужно сказать и про это. Фильм неимоверно эротичен. Только вместо обнаженки, мы оказываемся в мире тайных намеков и провокаций, которые позже так умело будет использовать Хичкок в 'Марни' и других своих лентах. Нам конечно ни слова не говорят о той участи, которая ожидает женщину - рабыню, но безумная по своему накалу и содержанию сцена торга двух мужчин за героиню на корабле, показывает всю остроту момента и истинную природу желаний. Топор вонзается в платье Поллет Годдар, не разрывая его, а ограничивая подвижность героини - получается эффектно.
Но более всего тут удивительна реакция Годдар - ее глаза горят и видно, что сам факт торгов и регулярного повышения ставок, при всем отвращении, нравится ей. Поэтому наша героиня удивляется дарованной свободе. Впрочем, тут все дело в интерпретации.
Согласитесь, далеко не в каждом фильме героиня жертвует собой и отдается злодею, ради свободы своего возлюбленного. Получается, что скрытый эротизм присутствует и специально акцентирован.
Актеры
Фильм отличается превосходным кастингом. Что и говорить, если в главной роли серьезный Гэри Купер, находящийся на самом пике своей актерской формы, а в роли вождя индейцев - Борис Карлофф. Но, на первый план тут выходит Поллет Годдар, супруга Ремарка и Чаплина. Актрисе позволяется лидировать и часто выходить на первый план, с чем она изящно справляется.
Итог:
Однако, самое приятное, что несмотря на серьезные темы и пикантные моменты, фильм не теряет развлекательной сути, совмещая и жестокие фиксации убийств, рабства, расизма с моментами увлекательными и приключенческими. Для меня нет никаких сомнений, что 'Непобежденный' - один из самых лучших фильмов 1947 года (равно как и режиссура де Милля).
- За двойную продажу раба вешают. – Возьми мех, шее будет мягче.
В те времена, когда Запад был уже дикий, но так он еще не назывался, благородный капитан Холден решил выкупить белую рабыню Эбби, осужденную на четырнадцать лет рабства за убийство, чтобы она не досталась мерзкому типу Гарту, торговцу оружием, втихую вооружающим индейцев. Подарив свободу девушке, капитан Холден быстро удалился, однако Гарт, уничтожив вольную, забрал ее себе. Узнав об этом, капитан решает восстановить справедливость, но все карты путают индейцы, вышедшие на тропу войны.
Под названием «Непобежденный» (Непобедимый) здесь подразумевается мир тех людей, первопоселенцев, что хлынули из Старого Света в Америку за новой жизнью. Даже активность индейцев в снятии с них скальпов не могла остановить дух силы и свободы, веры в себя и в бога.
Вообще фильм длинноват, но зато охватывает большую часть разновидности жанров. Здесь и приключения и мелодрама, разговоры о любви и о политике, перестрелки один на один и батальные сцены. Конечно, нет нынешнего размаха, режет глаз миниатюрность и театральность происходящего, но в целом вполне неплохо. Актеры не халтурят, что в принципе в те годы было и невозможно. Картинка проста и красочна, а комбинированные съемки очень удачно состыкованы.
Гэри Купер и Полетт Годдар составили идеальную пару, заставив меня поверить в происходящее и сопереживать им. Похоже им самим понравилось то что они делали на экране, ну а зритель от этого только выиграл.