Вольная интерпретация рассказа Эдгара По 'Береника' воплотилась в шедевр атмосферного хоррора. Для того, чтобы призрачные события достигли полного расцвета, зрителю требуется продолжительное время ожидания, но оно того стоит. И, как уже все говорили, Барбара Стил великолепна и завораживающа этом красиво снятом чёрно-белом кино с достойнейшими декорациями и музыкальным сопровождением. Трагическая судьба душ, запертых в Замке Крови, увлекательна даже при многократном пересмотре, и можно опять и опять без устали исследовать роковое место и его мрачные секреты вместе с главным героем - молодым писателем, который на пари проводит там ночь.
Хоррор от Антонио Маргерити. План #2 (Танец смерти)
В этой рецензии я пишу, что режиссером этого фильма является лишь Антонио Маргерити. Это близко к истине. Известно, что первоначально это был проект Корбуччи. Он готовил его и планировал сам снять. Но обстоятельства изменились и лента была передана для постановки его другу - Антонио Маргерити. А Корбуччи ограничился лишь съемками одной из сцен. Это была сцена убийства одной из женщин (кого именно, тут уж раскрыть не могу, дабы не получить обвинения в спойлере). Но, догадаться несложно и без моих комментариев.
Теперь перейдем к рассказу о фильме. Прежде всего перед нами отменный сценарий. Присутствие в обычной истории ужасов Эдагара Аллана По, как действующего персонажа, придает ей веса. Удачным решением является и сжатие истории до одной ночи, которую в качестве спора нужно провести главному герою в особняке.
Одна только десятиминутная сцена осмотра особняка вводит зрителя в транс. Вместе с главным героем у нас нет оснований не смотреть скептически на безлюдное пространство и не выискивать в пустом доме нечто неизведанное. Именно так сталкивается рациональное в человеческой психике с иррациональным. Самый простой осмотр помещения превращается в значимую часть ленты.
Много добрых слов можно сказать и в адрес операторской работы. Этот фильм снят так, что совсем не замечается тот факт, что интерьеры ограничиваются лишь несколькими залами. Даже то, что герои фильма ходят из комнаты в комнату преподносится так, будто происходит нечто куда более значительное.
Если же говорить о содержании ленты, то лента в некоторой мере является предтечей кубриковского 'Сияния'. Те же самые оживающие и прокручивающиеся образы былых преступлений, та же самая созерцательность, тот же самый пустующий - наполненный духами дом, та же самая нарастающая атмосфера безумия. Нарратив тут на втором плане - точность и выразительность визуальных решений, безукоризненность каждого кадра, резкость черно-белых штрихов делают этот фильм одним из выдающихся образцов своего жанра. Хотите поспорить? Тогда просто сравните этот фильм с его римейком, который снял тот же Маргерити в 1971 году. Качественно другие визуальные решения при абсолютно сходном сюжете сводят все к банальному, скучному действу.
Это был не только успех Маргерити. Безупречные декорации создал Оттавио Скотти. Этот тот самый художник, который помогал делать один из самых красочных фильмов 50-х годов - 'Чувство' Лукино Висконти. Ну а блуждающая на фоне этого средневекового убранства Барбара Стил выглядела как настоящая потусторонняя величина.
Так что, перед нами лишь на первый взгляд простое и непритязательное кино. Используя исторически понятные для жителей Европы образы нам предлагается весьма изысканное метафизическое приключение по ту сторону реальности. Смысловая структура ленты весьма пластична. Это приближает работу Маргерити к постмодернизму, допуская любые возможные смысловые деконструкции.
Я был уверен, что фильм мне обязательно понравится. Классика итальянской кинематографической готики с Барбарой Стил в одной из главных ролей. Но что-то сразу пошло не так. Возникло ощущение, что создатели уж очень хотели понравиться европейскому или даже американскому зрителю, но не родному итальянскому! Знаете, такое же странное ощущение возникает на песенном конкурсе «Евровидение», когда исполнители из разных стран поют какую-то «среднюю песню» на неродном для них английском языке.
Американский писатель Эдгар Алан По впервые приезжает в Англию. К нему ради интервью приезжает журналист Алан Фостер. В кабаке за одном столом с По оказывается лорд Томас Блэквуд. Когда Фостер начинает высмеивать рассуждения американского гостя о возможности существования после смерти, Блэквуд предлагает журналисту пари. Фостер должен провести ночь в фамильном замке лорда в Провиденсе, где, как говорят, поселились призраки, и еще ни одному человеку не удалось наутро выйти оттуда живым. Фостер принимает вызов. И, как мы понимаем, зря.
Забавно, что замок оказался в Провиденсе. Возможно, это дань еще одному великому сочинителю страшных историй - Говарду Филлипсу Лавкрафту, который в большинстве своих рассказов местом действия выбирал родной Провиденс. Но казус в том, что это – американский, а не английский город.
В фильме много скрипов, шорохов, теней, внезапно появляющихся персонажей, потухающих не к месту свечей… Но всё уж как-то слишком предсказуемо. Корбуччи и Маргерити пытаются подражать черно-белым американским ужастикам, но им не хватает стиля. Да и многовато накладок. Например, у мертвой красавицы сердце уже несколько лет как не бьется, а грудь всё еще вздымается.
Повторить атмосферу первоисточников не получается, а создать свою – не хочется. В общем, жаль, что история обитателей страшного замка меня не зацепила.
следовательно, самое поэтичное в мире - смерть прекрасной женщины.
К предыдущей рецензии хочется добавить, что в фильме присутствует очень много поэзии: в кадре, в монологах, в декорации, в постановке света, в игре актеров. Но в этой эстетичности отсутствует пафос и напыщенность, что само по себе уже достижение в данном жанре, все воспринимается естественно (включая монологи главных героев).
Очень красивый фильм, который я бы назвала не столько классическим фильмом ужасов, сколько воплощением (некогда очень модного в эпоху романтизма) готического романа на экране.
Викторианские леди были бы в восторге.
Приемы, которые могут рассмешить любителей фильмов ужасов - не смешны по причине того, что они не пугают, а создают цепь ощущений, из которых и происходит атмосфера сюжета.
Фильм будет интересен всем, кто любит Э. А. По, фильмы Хичкока (особенно черно-белые), нуар, готические романы, а также всем киноведам.
'Танец смерти' ('Danza Macabra' aka 'Castle of Terror'). 1964 год.
Один из лучших образцов итальянских готических ужасов 60-ых. Журналист поспорил на круглую сумму, что проведет целую ночь в старинном особняке, который местные считают проклятым. Поначалу он не замечает в огромном здании ничего подозрительного, обычный заброшенный дом - только пыль и паутина по углам. Но неожиданно он встречает странную женщину, утверждающую, что она - хозяйка этого поместья и всегда жила здесь. И тут началось...
Очень атмосферный фильм. Сейчас, возможно, многие его сюжетные повороты и собственно 'пугательные' сцены могут показаться кому-то смешными (неудивительно, многие из них уже вошли в категорию 'клише и штампы фильмов ужасов'). Но мне, как любителю хоррор-классики (европейского хоррора, в частности) кино пришлось крайне по душе. Ну и, не в последнюю очередь, благодаря Барбаре Стил: ее присутствие - уже достаточная причина, чтобы посмотреть фильм.