всё о любом фильме:

Тайна Келлс

The Secret of Kells
год
страна
слоган«Turn the darkness into light»
режиссерТомм Мур, Нора Туми
сценарийФабрис Циолковски, Томм Мур
продюсерДидье Бруннер, Джеймс Флинн, Томм Мур, ...
композиторБруно Куле
художникРосс Стюарт
монтажФабьен Альварез-Жиро
жанр мультфильм, фэнтези, приключения, семейный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  162.9 тыс.,    США  79.7 тыс.,    Великобритания  15 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время75 мин. / 01:15
Номинации:
На дворе 9 век. В ирландской глубинке спряталось старинное аббатство Келлс, руководит им авторитарный Настоятель. Воспитанный им племянник-сирота по имени Брендан — мальчик славный и способный. Ему 12 лет, и он вместе с другими монахами старательно трудится над укреплением стен аббатства для защиты от набегов викингов.

Новая полная приключений жизнь ждет Брендана с прибытием Брата Эйдана, знаменитого мастера-иллюстратора и хранителя необычной незаконченной книги с иллюстрациями. Брат Эйдан принимает мальчика под свое крыло и посвящает его в искусство иллюстрации, пробуждая невероятный интерес и удивительный талант.
Рейтинг мультфильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
72 + 7 = 79
7.6
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 66 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Решил недавно ознакомиться с данным мультфильмом. Сильно понравилась последняя работа Томма Мура, посему и данное его творение упускать я не решился.

    И теперь хочу сказать вам, что думаю по поводу «Тайна Келлс».

    Сюжет довольно не обычен, что радует. Конечно, случаев, когда основное действие разворачивается вокруг той или иной книги, можно счесть много, посему в данной ипостаси тут ничего нового. Но вот время и антураж, в котором это всё выполнено — ох, такого мне ещё видеть не приходилось. Нам рассказывают историю мальчика Брендана, живущего в эпоху, когда Викинги нападали на селения да города по всему миру, оставляя за собой лишь кучи пепла и горестные сердца выжавших. Собственно, эти «Сыны Войны» и являются здесь главными антагонистами. Так вот, наш главный герой, то бишь Брендан, мечтает оформлять рукописные труды. А главной целью он избрал величайшую книгу тех времён — Книгу Иона. Но для особой книги — особые чернила. И вот, чтобы раздобыть их, он отправляется в «небольшое» путешествие за Стены города Келлс, в дремучий лес, где встречается девочку — Хозяйку леса…

    Это даже не сюжет скорее. Так просто начинается мультфильм. А дальше я больше ничего говорить не буду, потому как желаю сообщить, что считаю: вам нужно посмотреть данное творение.

    Оно меня ни в коем случае не разочаровало.

    Первая работа Томма, для меня, столь же хороша, как и его «Песнь моря».

    Она также наполнена этим всепроникающим волшебством, которым прямо таки лучится картинка. Всё визуальное оформление хронометража выполнена в таком ключе, чтобы зритель, по большей мере ребёнок, ни на секунду не потерял ощущения сказочности, чего-то неприкасаемо чудесного, такого яркого и незабываемого. И это работает! Например я почти ни разу не «терял» атмосферы за все 75 минут.

    Мультфильм подаёт правильные идеи и мысли под правильным и понятным, что важно, «углом». Красоту природы, значимость книг, необходимость имения истинных, искренних друзей, что всегда помогут как действием, так и советом — на данные темы мультфильм «рассуждает» и «общается» со зрителем, раскрывая их, давая сделать выбор. По-моему — это правильно и очень хорошо, особенно если вспомнить, для какой аудитории подобное создаётся.

    Да, может не всё тут будет приемлемо для детей. Как, например, я не думаю, что некоторые особенно мрачные сцены с Викингами стоит показывать особо маленьким зрителям, или же метафоры со сражениями во тьме со своими собственными страхами, существующими в воображении, будут понятны этим самым зрителям… Но всё-таки подобного здесь совсем немного, даже более скажу: мизер, еле-еле заметный. А вот что довольно заметно, так это будто некая не законченность. Ну, хотя здесь спорный случай, ибо идёт и «открытый» финал для некоторых, и не завершённая история для других. Посему именно в данном пункте всё зависит от зрителя. Кому-то захочется фантазировать на эту тему дальше, а кто-то возжелает большей конкретики — и вряд ли это зависит от возраста. К кому отношусь я? Думаю, больше всё-таки к первым.

    Почему?

    Потому что мне не хочется покидать столь волшебный мир. Да, наверное я бестолковый мечтатель, но ведь всем надо хоть иногда помечтать — этот мультфильм просто «разворачивает» перед вами столь благодатную почву для подобного деяния, что волей не волей, а в «облаках витать» начинаешь… По крайней мере так было со мной.

    В общем. «Тайна Келлс» — это прекрасный мультфильм, имеющий свой особый, волшебный в исполнении стиль, а также наполненный дельным, понятным каждому, смыслом. Я ещё не раз его пересмотрю — это точно. Вам же я советую его посмотреть, коль не видели. А коль видели — вам уже решать…

    P.S. Что ж. Оба творения Мура меня очень и очень порадовали, потому буду ждать очередных его работ. Уверен: он ещё не раз себя покажет. Спасибо за внимание.

    28 июля 2015 | 23:56

    Недавно отсмотрел емериканскую поделку «Как приручить дракона», про викингов и, собственно, драконов. Не сказать, что был впечатлён. Всё стандартненько, сплошные клише, следы которых создатели судорожно пытаются запутать. Молодцы, чё (уныло). А следом вценил вот ЭТО (кстати, тоже отчасти про викингов). И это ЭТО после прошлого опуса кажется чуть ли не шедевром, глотком свежего воздуха, старым добрым ретро или чем-то типа того. Во-первых он рисованный. У меня этот пункт всегда выступает особым предпочтением, во времена упрощений и наводнения рынка компьютерными Пиксарами. Во-вторых сразу и не скажешь, что тема про каких-то там монахов, пишущих книгу типа Библии с иконами, способна так увлечь. Но ирландцы, при помощи французов, отнеслись к этой важной для их истории рукописи со всей ответственностью, и создали отличную сказку, много чего напоминающую, и в то же время по-хорошему оригинальную, т. к. главным героем на протяжении всего мульта остаётся именно Келлская книга. Правда с резких смен настроений не совсем понятна ориентация создателей, больно уже середина вышла стрёмная, чуть ли не Андрея Рублёва дали с монголами. Дети могут и стремануть. Так что я всё-таки рассматриваю Келлс с позиции подростка. Юмор здесь по-хорошему простяцкий, без кривляний, музыка традиционная, а главное анимация, которая меня лично главным образом держала все 75 минут. Персонажи забавно нарисованы (все ходят с прищепками на ушах, или пирсингом, как вам будет угодно), природа иконизированна (по другому и сказать сложно), а викинги нарисованы таким абсолютным злом, что самому страхово становится. Вспомнился даже старый мульт Дона Блата «Секрет Н. И. М. Х.», где тоже мрачняка давали отнюдь не слабо. Чёт мне такие викинги больше по душе пришлись.

    И не забудем упомянуть змейку из тетриса, как математический выверенный продукт, и меня лично вернувшую к анимэхе Кристальный Треугольник.

    Под конец всей этой местами намеренно нафантазированной катавасии, остаётся единственный, но очевидный вопрос: что же это за книга то такая, и что в ней такого архи важного? Хотя, по сути, недосказанность, это очень по-европейски. Википедия под рукой, други, дерзайте.

    Ну а в финале останется последний вопрос — атеистический, который уже каждый решит для себя.

    10 из 10

    10 июня 2011 | 23:50

    Если бы я был несколько менее дипломатичен, то вполне мог счесть целесообразным, назвать этот мультипликационный фильм европейской интерпретацией «Принцессы Мононоке» Хайао Миядзаки. Все же параллелей можно провести заметное количество. Однако, в чем не откажешь «Секрету Келлов» так это в самобытности. Очаровательная в своей прямоте и неуклюжести ирландская грация в обрамлении причудливых узоров, разительно отличается от выверенного до последнего штриха рисунка японского аниматора.

    История о животворящей силе красоты, спасающей разбитые сердца, требующей жертв не прямо, но косвенно, об упрямстве, силе духа, волшебстве, в конце концов. Самая настоящая сказка для детей и взрослых, но, простите, это художественное произведение никак не соотносится с тщедушными попытками отечественных аниматоров выдать адаптированную, тематически оформленную, версию «PG Porn» за сказочные приключения.

    Карикатурность персонажей и непосредственность в принятии решений, упрощает рассказ до стилистики народного творчества, где гениальность опирается на простоту, а фабула прячется в самом очевидном. Мультипликация также несет на себе определенный налет эклектичности, имея в своем арсенале как редуцированные пейзажи и образы, так и сложные, изобилующие множеством мелких деталей узоры и анимацию.

    После просмотра на ум невольно приходят слова Марка Твена, где он сетует на то, что иной раз невозможно описать словами увиденное, что слова будто «нарисованное пламя». Так вот, данная история прекрасно соотносится с этим выражением и в определенной степени даже иллюстрирует его.

    8 из 10

    13 февраля 2010 | 18:18

    Страх смерти, страх одиночества, страх нищеты или критики…

    Можно бесконечно долго перечислять все то, что отравляет жизнь, и как ни странно, вносит в неё — ценность. У каждого есть это нечто — что сидит где-то в районе сердца еще со времён детских кошмаров и периодически напоминает о себе и мучает. Но не все потеряно! Есть способ победить свой страх — для этого достаточно взглянуть ему в глаза. Как?..

    «Ты должен внести Свет во Тьму»

    У маленького мальчика Брендана хватило мужества. И его наградой за это стал талант художника.

    На протяжении просмотра всей этой картины — не покидает ощущение иллюзорности. Да ведь это же сон! Детский. Порою страшный в своих чудовищных и зловещих проявлениях, как самые темные мысли или безумная черная пустота под кроватью. Порою добрый и светлый, как объятие лучшего друга. Или то самое чувство, что рождается в груди, когда созерцаешь что-то безумно красивое.

    Понимаете? Четкое разделение на добро и зло, на хорошее и плохое, белое и черное. Свойственно только и только — детской душе.

    Поэтому, если Ваш внутренний ребенок уже вырос, не смотрите этот мультфильм, он не для Вас.

    А теперь, что касается сюжета. Ирландия 9-го века. Именно такая, которую донесли до нас легенды и сказания. То есть — сказочная. Сказочный лес, красочный мир. И маленький мальчик 12 лет, искренно жаждущий приключений, а правильнее было бы сказать, пытающийся найти себя. Воспитанный его дядей — авторитетным Настоятелем аббатства, строгим, несколько жестоким. Как потом выясняется, еще и способным пожертвовать собой, чтобы защитить тех, кто ему дорог. И да! Какая Ирландия без волшебства? Приготовьтесь встретиться с лесной феей, с неким древним Змеем, живущим, как и положено, в мраке темной пещеры, с волшебством древней Книги «несущей свет людям» — в это тяжелое время нашествия викингов, олицетворяющих собою разрушающее зло.

    Угловатая и необычная (и всего лишь 2D!) анимация поначалу режет глаза и кажется чуть ли не уродливой, и уж точно совсем не естественной и вымученной. Но только поначалу! Поражает богатство красок, когда настолько привычное для нас дерево или даже лицо человека — теряя свою обычную форму — приобретает намного большее за счет правильно подобранной гаммы. Ту самую сказочность, которую ищет каждый ребенок. И здесь находит.

    Тревожная, волшебная кельтская музыка — за это отдельное спасибо французскому композитору Бруно Куле.

    Не люблю длинно строчить. В этом фильме затрагивается слишком много важных тем. Проблема справедливости и самопожертвования, поиска художественного таланта, проблема дружбы и элементарного послушания старшим…

    Выбирать Вам. И мечтать тоже.

    10 из 10

    29 января 2013 | 23:50

    Основной причиной подлинного расцвета мультипликации, который мы наблюдаем на рубеже веков, является, на мой взгляд, всё же не технический прорыв, в том числе в области компьютерной генерации образов. Аниматоры из разных стран одарили нас целым миром, поразив многообразием (по сути, преодолев превалирующее влияние диснеевской школы) художественных решений и с лёгкостью освоив большую форму (полный метр). Косвенным свидетельством серьёзности явления можно считать и введение специальной категории Американской академией кинематографических наук и искусств, в которую по итогам 2009-го года наконец-то попали пять произведений. Правда, «Тайна Келлс», очень скромно прошедшая в заокеанском прокате (где кассовые сборы составили $0,686 млн.; немногим больше ($0,921 млн.) они оказались и во Франции, что для покрытия производственных затрат в €6,5 млн., конечно, недостаточно), всё же уступила заветную статуэтку картине «Вверх» (созданной в Голливуде и пользовавшейся немалым зрительским спросом), хотя и с успехом демонстрировалась на ряде киносмотров.

    Дебютант Томм Мур и сорежиссёр Нора Тауми покоряют продуманным и богатым изобразительным решением, в котором угадывается влияние средневековой иконописи и, разумеется, иллюстраций самой Книги Келлс — манускрипта, посвящённого событиям четырёх новозаветных Евангелий и считающегося величайшим культурным раритетом Ирландии. По ассоциации вспоминается такой уникальный эстетический эксперимент, как «Сеча при Керженце» /1971/ Ивана Иванова-Вано и Юрия Норштейна, вдохновлённый фресковой живописью XIV-XVI веков. Но духом эпохи пронизан, создаётся впечатление, не только каждый кадр: огромное значение имеет своеобычный ритм повествования, задаваемый музыкой Брюно Куле, тоже, судя по всему, искусно стилизованной. И даже присутствие столь необычного персонажа, как плутоватый белый кот Пангур Бан не следует поспешно объявлять подражанием тому же Диснею или Хаяо Миядзаки (Дзи-Дзи в «Ведьминой службе доставке» /1989/), поскольку материализовался из ирландской поэмы, сочинённой неизвестным монахом в IX столетии, которая служит фоном для заключительных титров.

    «Тайна Келлс» продолжает традицию вдумчивого, уважительного постижения культурного наследия Средневековья, преодолевая устаревшие представления о беспросветной жестокости и отсталости того времени. Авторам удаётся передать остроту бытийного конфликта, в котором стремление к самосохранению, элементарному выживанию перед угрозой извне, парадоксальным образом сочетается в сознании просвещённых монахов с глубинной жаждой знаний, с тягой к прекрасному, а христианство переплетается с языческими верованиями, персонифицированными в таинственной девочке-фее Эшлинь. И подобно выдающемуся произведению признанного медиевиста Умберто Эко (кстати, блестяще экранизированному) работа Мура и Тауми завершается высоким посланием, обращённым — хочется сказать, сквозь тьму веков — в современность, звучащим волнующе и как никогда актуально.

    8 из 10

    22 сентября 2012 | 16:26

    Это детский фильм, про становление мужской идентичности. Про то как надо преодолевать запреты, и как справляться со страхами, навеянными от наставников.

    Наш герой, маленький мальчик, но он растёт и делает то что другим не под силу. И даже когда его прямой наставник, аббат, не верит в его способности. Паренёк не отчаивается, а движется вперед. К победе и поискам себя.

    Он открывает удивительный лес с его магическими способностями, он открывает в себе силы, могущие разрушение иллюмината демона. Он преодолевая много трудностей, возвращается в аббатство уже как настоящий мужчина.

    25 февраля 2014 | 00:14

    Выход в российский прокат «Тайны Келлс» — это уже очень странная история. Трудно понять логику «премьеры». В остальном мире мультфильм показывали ровно год назад, и тогда это было подогрето оскаровской интригой («Тайна» шла в номинации на лучшую анимацию, которую предсказуемо взял пиксаровский «Up»). В России ситуация не вполне ясная — Оскар вроде как прошел, событием года мультфильм тоже не стал, да и в сети его скачать можно было еще с февраля 2010. В свете этого встает еще более насущный вопрос: «А почему же тогда андерсоновского «Фокса» не показали?»

    «Келлс» — очень проходная история, ирландский фольклор со всеми вытекающими. Зеленый клевер, лес зеленый, в лесу живет странный дух (сразу напрашивается параллель с Эли из «Впусти меня»), за лесом вроде как христианское аббатство, в котором живут буддийский дедушка, исполинских размеров чернокожий монах, ортодоксально-православного вида послушник и вроде как собственно аббат (в красной, естественно, одежде, рыжий и вроде как плохой). Однако религиозная толерантность тут возводится в кратные степени еще и тем, что каждый из них, так или иначе, верит в духов, призраков. Казалось бы на этом можно было бы остановиться и гнать откровенный цирк Монти Пайтона, балансируя на грани ксенофобии и разумной деликатности. Цирка, тем не менее, нет. Причем даже малейшего приближения в сторону юмора дуэт режиссеров не делает (ну ладно, гуся они там гоняют в первой сцене, но это не очень смешно — раз, и два — кроме этого гуся даже улыбнуться негде детям).

    Основное действие рассказывается Муром и Туоми с таким серьезным выражением лица, будто ты не сказку смотришь, а мультфильм, основанный на реальных событиях. Псевдокатолическая паства большую часть времени возводит стену, причем аллюзии с Аланом Паркером возникают сразу же (так нет же, тут еще марши «черных викингов» вклеены — у них что, совести совсем нет?), остальные персонажи с суровой морщинкой промеж бровей рисуют книгу, напоминающую скорее опыты художников школы ЛСД разве что в национальных ирландских цветах и сюжетах.

    Наблюдая за всем этим, очень четко понимаешь, что твой внутренний ребенок уже давно спит. Ему хотелось убивать волков, плыть через моря к далеких берегам и спасать принцессу. А вместо этого мне предлагают собирать ягоды, победить главного монстра в игру «змейка» и рисовать бабочек.

    20 января 2011 | 22:13

    Для большинства русских людей Ирландия — это далекая, загадочная и малознакомая страна. Ее мифы и легенды остаются вне поля зрения школьных, да и университетских программ, а об исторических датах в жизни республики нам известно и того меньше.

    Именно недостаток знаний о культурном наследии и традициях этого северного государства побудил меня к просмотру «Секрета Келлов», а в дальнейшем к элементарному восполнению смысловых пробелов, возникших у меня после знакомства с мультфильмом.

    Сюжет строится вокруг реально существующего артефакта — Келлской книги — своего рода национального сокровища Ирландии. Книга Келлсов содержит тексты четырех Евангелий, но ее настоящая культурная ценность — это обилие искусных иллюстраций, многие из которых можно разглядеть только при помощи лупы. По одной из многих версий Книгу начали писать монахи острова Иона ориентировочно в 9 веке. После разрушения монастыря викингами, старцам все же удалось сберечь книгу и перевезти ее в ирландское аббатство Келлс, где работа над рукописью продолжилась.

    Эту легенду в мультфильме дополняют несколько вымышленных персонажей со своими внутренними конфликтами, мягкий, тонкий и ненавязчивый юмор, и линия с противостоянием викингам, которая добавляет мультфильму динамизма и драматизма.

    В картине присутствует и практически миядзаковская история о хозяйке леса — озорной фее Эшлинг, которая может принимать обличия разных животных. Её имя в переводе с ирландского означает «сон», «видение». Неуловимая, как тень, Эшлинг помогает главному герою выполнить его миссию.

    Кот по имени Пангур Бан, прибывший в Келлс вместе с монахом Эйданом, тоже имеет свой исторический прототип. В средние века некий монах посвятил своему белому коту Пангуру шуточное стихотворение.

    Все эти сюжетные ходы, переплетение мифов, фактов и вымышленных деталей, подчинены одной цели: показать превосходство красоты и духовности над жестокостью и мирскими страхами. Так же подчеркивается важность сохранения и передачи знаний: «Книга не должна быть укрыта за стенами, она должна быть доступна людям, чтобы те обрели надежду в темные времена» — это главная идея данной анимационной ленты.

    Подобно реальной Келлской книге, визуальная составляющая мультфильма не менее важна, чем его смысловое наполнение.

    Герои нарисованы геометрично, практически схематично, но при этом, они настолько харизматичные, в них столько души и эмоций, что они могут запросто заткнуть за пояс многих персонажей трехмерной анимации. Взять хотя бы Пангур Бан — удивительно грациозного кота с ярким, своенравным характером. Как он выглядит: половина круга — голова, два треугольника — ушки, два кружочка — глазки, круг с двумя перекрещивающимися линиями — нос и рот. Прорисовка — проще некуда. Восхищаешься, как можно было при помощи таких сухих фигур создать нечто настолько изящное, настолько «кошачье». Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что глаза у Пангур Бан разного цвета. Следуя распространенному поверью, кот становится своеобразным талисманом главного героя, принося ему удачу во всех странствиях и приключениях.

    Упрощенный вид персонажей с лихвой восполняется обилием кельтских орнаментов, витиеватостью и изощренностью линий пейзажа. Было приятно узнать, что иллюстрированные страницы Книги, показанные в мультфильме, точно повторяют страницы реальной Келлской книги, которая хранится в библиотеке Дублина. Многие элементы иллюстраций и орнаменты оригинала были использованы авторами анимационной картины при прорисовке ландшафта и интерьера помещений.

    Это все делает «Секрет Келлов» «мультфильмом, выполненном в стиле книги», а в сочетании с ирландскими музыкальными мотивам, некоторые из которых просто зачаровывают своей мелодичностью, создается волшебная атмосфера, погруженности во время, культуру и нравы страны.

    Мой вердикт: «Секрет Келлов» — мультфильм, такой же самобытный, как Ирландия — требует от зрителя наличия определенной информационной базы. Дети без помощи старших вряд ли уловят глубокий смысл, заложенный создателями в свое творение. Мультфильм скорее для взрослых, для настоящих ценителей нестандартной анимации, оставляющей после просмотра много вопросов и приятное ощущение подъема душевных сил.

    28 июля 2010 | 23:55

    На ирландских землях бушуют варвары. Одно за другим поселения оказываются разграбленными и сожжёнными дотла. Настоятель Келлах аббатства Келлс возводит неприступные каменные стены вокруг монастыря, чтобы уберечь от жадных варваров свое поселение. В это время в аббатство приходит Эйдан, чудом уцелевший монах с острова Иона. С собой он приносит главное сокровище — книгу, которая представляет немалый интерес для народов Ирландии. Заинтересовавшийся великим наследием, сирота Брендан, вызвался помочь Эйдану в завершении рукописи…

    Премьера анимационной картины «Тайна Келлс» состоялась в 2009 году в рамках Берлинского международного кинофестиваля. Собрала огромное количество наград в Европе (приз зрительских симпатий в Эдинбурге, победу на British Animation Awards). В 2010 картина номинировалась на премию «Оскар» в категории лучший анимационный фильм, но уступила более раскрученной в мировом прокате картине «Вверх» от студии Pixar. В январе 2011 года в России «Тайна Келлс» была показана в ограниченном прокате компанией RUSCICO. При скудных по нынешним меркам затратах на создание картины всего восемь миллионов долларов картина не набрала в прокате даже миллиона.

    «Тайна Келлс» — анимационная картина, в создании которой принимали участие студии из Бельгии, Франции, Ирландии (Vivi Film, Les Armateurs, France 2 Cinéma, Cartoon Saloon). В основу сюжета легло сказание о создании знаменитой Келлской книги — одного из самых красивых памятников кельтской культуры. Изящно расписанная узорами и иллюстрациями книга сейчас хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине. История, рассказанная авторами, является самой распространенной (всего три варианта событий): книга сначала была написана на острове Ионы, а затем и в аббатстве Келлс ирландскими монахами в IX веке.

    Следуя основным историческим событиям, авторами рассказана приукрашенная художественная история с выдуманными персонажами с вплетением в сюжет как духов злых, так и добрых и углублением в языческие корни самой Ирландии. И история эта не глупа, обладает своей определенной глубиной, которую в силу осведомленности зрителя, каждый поймет по-своему.

    Основной герой картины — осиротевший мальчик Брендан личность творческая и мечтательная, но волею суровых реалий занимающийся не тем, что ему мило. Постоянно, следующий наказам своего сурового настоятеля, он занимается только тем, что по-настоящему важно для всего аббатства и, что позволит решить главную проблему в лице варваров. Но в тоже время мальчик очень интересуется иллюстрированием книги и рассказами монахов о неком священном писании. Во многом проблематика картины кроется именно, в способности противостоять навалившимся проблемам, в ряде которых постоянные набеги жестоких и кровожадных варваров. И если настоятель Келлах находит решением всех проблем в постройке стены, то Брендан противостоит жестокости и невежеству, создавая истинно духовное творение. В итоге, второе преобладает над первым. В то время как все мирское в момент может быть разрушено и разграблено, духовное, выполненное с познанием всех трудностей и разрешением своего внутреннего конфликта, поиска творческого пути (в картине победа над змеем и способность через особый кристалл рисовать более изощренные фигуры, а также завершение книги) может жить вечно, передавая мудрость потомкам.

    Эта же проблематика переплетается с внешним конфликтом, между укоренившимся мировоззрением настоятеля и еще не окрепшим мировоззрением Брендана, давая возможность зрителю прочувствовать всю трудность пути, нагнетая обстановку вокруг героев картины, которая в дальнейшем выльется роковыми последствиями.

    По современным меркам картина не выдерживает прямой конкуренции от работ именитых студий. Выполненная в старомодном ключе, без пресловутых 3D технологий (в некоторых сценах всё же они есть), выглядит для современного зрителя архаично. Простенькие пейзажи соседствует здесь с такими же просто нарисованными персонажами, приводящиеся в движение при помощи flash анимации. Но за скромной картинкой лежит потрясающе запоминающийся мир, наполненный мелкими деталями и диковинными текстурами. Особый стиль, состоящий из хитросплетенных линий и геометрических фигур, подаренный зрителю художником, позволяет воспринимать это произведение как нечто самобытное. Невероятные впечатления рождаются при первом посещении леса, где соединения этих линий и фигур возведено в Абсолют. Из простых, тянущихся вверх контуров появляются витки и закорючки, переплетаясь и сливаясь, внезапно превращаются в ветки на кроне деревьев. Математически выверенное симметричное построение определенных объектов и плоское изображение мира и интерьеров только добавляют притягательность и шарм произведению. А необычная цветовая гамма с выразительными оттенками и яркими цветами прекрасно дополняет и без того причудливый стиль. Иногда, солнечные и радостные оттенки уступают место нарочно темным и угрюмым вкраплениям ярко красного и становятся олицетворением кровопролитных набегов варваров. Музыка за авторством известного французского композитора Бруно Куле в это время сменяется на тревожный средневековый мотив с отрывисто звучащей скрипкой и грубым барабанным боем. Мелодии, созданные для сопровождения каждого кадра, прекрасно работают с визуальным рядом и дают проникнуться атмосферой ирландской глубинки. А завершающая «Cardinal Knowledge», так и вовсе вносит позитивный настрой своими бодрыми ритмами и заливисто звучащей флейтой. Намекая, в общем-то, что саундтрек можно и купить в дополнение к фильму.

    Особое место авторы картины, а это Томм Мур и Нора Твоми, уделили символизму, который так распространён в подобных произведениях. Так имена персонажей имеют свой определенный подтекст. Например, имя кота Эйдана (Пангур Бан) взято из древнеирландской поэмы VIII века, написанной монахом и посвященной его коту, а имя «лесной феи» Aisling дословно означает «воображение» и отсылает к названию ирландского поэтического жанра «эшлинг», описывающего видения лирического героя, в которых перед ним предстает прекрасная женщина. Конечно, это самые распространенные факты, но наивысшее удовольствие доставляет самостоятельный поиск отсылок к ирландской истории. Неопытный глаз и без особых усилий начнет замечать некоторые интересные детали. Например, в некоторых сценах появляется разделение на арки, а кадр порой обрамляется геометрическим орнаментом с каллиграфической точностью повторяющий узор, выполненный в самой книге.

    У картины как у наследия ирландских корней имеется ровно одна проблема: человеку не знакомому с ирландскими сказаниями и преданиями, уловить особый колорит и смысл всего происходящего будет трудновато. Соответственно удобный просмотр на диване уходит в прошлое, уступая место слепому штудированию справочников по ирландскому искусству. Но особо эрудированному и терпеливому зрителю всё увиденное покажется на своём месте.

    Только все это никак не сказалось на прокате картины, что дает понять, люди просто посмотрели на картинку, особо не вникая в смысл заложенный авторами картины. Томм Мур во многом вдохновлялся Миядзаки, это главный герой духовно растущий, и заигрывания с национальным колоритом, но в отличие от мэтра ясного и простого повествования, у Мура получилось немного сумбурный ход событий с конечной мыслью, до которой не каждый добрался, через всё великолепие форм и оттенков. Конечно, можно винить в этом плохую рекламную кампанию.

    22 июня 2012 | 02:10

    Эта вещь — действительно нечто особенное среди анимационных фильмов последнего времени. Непохожее, непонятное, серьезное, очень красивое, немного старомодное и ужасно трогательное. В конце становится даже немного неловко за себя, и за то, что включиться было тяжело, и за то, что перестроиться с режима посмотреть-отдохнуть получается не сразу, и за то, что необычный сюжет довольно быстро утекает из памяти, оставляя только следы воспоминаний о персонажах — девочке-светлячке, юном быстроногом послушнике, огромной рыбине…

    Но самое главное, все абсолютно душевно, добротно, ручками сделано, тонкие переливы красок от Франции, суровость, прямота и некоторая мрачность Ирландии, и каждый кадр можно вырезать и сколлажировать цветной бумагой. Добавьте к описанию игру со светом, живым, проливающимся среди «бумажных» плоских деталей, или клубящийся среди них же туман, и будет примерно то. Полагаю, должно понравиться и уважающим мультипликацию как таковую, и скажем любителям фраевского Ехо (завитушки, декорации, растеньица!), и вообще всем, кто в состоянии вынести сюжетную нагрузку. Не лишено повествование, впрочем, и доли юмора, совсем простенького и ненавязчивого.

    Спасибо.

    21 января 2013 | 01:31

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>