всё о любом фильме:

Тайна Келлс

The Secret of Kells
год
страна
слоган«Turn the darkness into light»
режиссерТомм Мур, Нора Туми
сценарийФабрис Циолковски, Томм Мур
продюсерДидье Бруннер, Джеймс Флинн, Томм Мур, ...
композиторБруно Куле
художникРосс Стюарт
монтажФабьен Альварез-Жиро
жанр мультфильм, фэнтези, приключения, семейный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
Франция  162.9 тыс.,    США  79.7 тыс.,    Великобритания  15 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время75 мин. / 01:15
Номинации:
На дворе 9 век. В ирландской глубинке спряталось старинное аббатство Келлс, руководит им авторитарный Настоятель. Воспитанный им племянник-сирота по имени Брендан — мальчик славный и способный. Ему 12 лет, и он вместе с другими монахами старательно трудится над укреплением стен аббатства для защиты от набегов викингов.

Новая полная приключений жизнь ждет Брендана с прибытием Брата Эйдана, знаменитого мастера-иллюстратора и хранителя необычной незаконченной книги с иллюстрациями. Брат Эйдан принимает мальчика под свое крыло и посвящает его в искусство иллюстрации, пробуждая невероятный интерес и удивительный талант.
Рейтинг мультфильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
91%
72 + 7 = 79
7.6
в России
75%
3 + 1 = 4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 66 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Для большинства русских людей Ирландия — это далекая, загадочная и малознакомая страна. Ее мифы и легенды остаются вне поля зрения школьных, да и университетских программ, а об исторических датах в жизни республики нам известно и того меньше.

    Именно недостаток знаний о культурном наследии и традициях этого северного государства побудил меня к просмотру «Секрета Келлов», а в дальнейшем к элементарному восполнению смысловых пробелов, возникших у меня после знакомства с мультфильмом.

    Сюжет строится вокруг реально существующего артефакта — Келлской книги — своего рода национального сокровища Ирландии. Книга Келлсов содержит тексты четырех Евангелий, но ее настоящая культурная ценность — это обилие искусных иллюстраций, многие из которых можно разглядеть только при помощи лупы. По одной из многих версий Книгу начали писать монахи острова Иона ориентировочно в 9 веке. После разрушения монастыря викингами, старцам все же удалось сберечь книгу и перевезти ее в ирландское аббатство Келлс, где работа над рукописью продолжилась.

    Эту легенду в мультфильме дополняют несколько вымышленных персонажей со своими внутренними конфликтами, мягкий, тонкий и ненавязчивый юмор, и линия с противостоянием викингам, которая добавляет мультфильму динамизма и драматизма.

    В картине присутствует и практически миядзаковская история о хозяйке леса — озорной фее Эшлинг, которая может принимать обличия разных животных. Её имя в переводе с ирландского означает «сон», «видение». Неуловимая, как тень, Эшлинг помогает главному герою выполнить его миссию.

    Кот по имени Пангур Бан, прибывший в Келлс вместе с монахом Эйданом, тоже имеет свой исторический прототип. В средние века некий монах посвятил своему белому коту Пангуру шуточное стихотворение.

    Все эти сюжетные ходы, переплетение мифов, фактов и вымышленных деталей, подчинены одной цели: показать превосходство красоты и духовности над жестокостью и мирскими страхами. Так же подчеркивается важность сохранения и передачи знаний: «Книга не должна быть укрыта за стенами, она должна быть доступна людям, чтобы те обрели надежду в темные времена» — это главная идея данной анимационной ленты.

    Подобно реальной Келлской книге, визуальная составляющая мультфильма не менее важна, чем его смысловое наполнение.

    Герои нарисованы геометрично, практически схематично, но при этом, они настолько харизматичные, в них столько души и эмоций, что они могут запросто заткнуть за пояс многих персонажей трехмерной анимации. Взять хотя бы Пангур Бан — удивительно грациозного кота с ярким, своенравным характером. Как он выглядит: половина круга — голова, два треугольника — ушки, два кружочка — глазки, круг с двумя перекрещивающимися линиями — нос и рот. Прорисовка — проще некуда. Восхищаешься, как можно было при помощи таких сухих фигур создать нечто настолько изящное, настолько «кошачье». Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что глаза у Пангур Бан разного цвета. Следуя распространенному поверью, кот становится своеобразным талисманом главного героя, принося ему удачу во всех странствиях и приключениях.

    Упрощенный вид персонажей с лихвой восполняется обилием кельтских орнаментов, витиеватостью и изощренностью линий пейзажа. Было приятно узнать, что иллюстрированные страницы Книги, показанные в мультфильме, точно повторяют страницы реальной Келлской книги, которая хранится в библиотеке Дублина. Многие элементы иллюстраций и орнаменты оригинала были использованы авторами анимационной картины при прорисовке ландшафта и интерьера помещений.

    Это все делает «Секрет Келлов» «мультфильмом, выполненном в стиле книги», а в сочетании с ирландскими музыкальными мотивам, некоторые из которых просто зачаровывают своей мелодичностью, создается волшебная атмосфера, погруженности во время, культуру и нравы страны.

    Мой вердикт: «Секрет Келлов» — мультфильм, такой же самобытный, как Ирландия — требует от зрителя наличия определенной информационной базы. Дети без помощи старших вряд ли уловят глубокий смысл, заложенный создателями в свое творение. Мультфильм скорее для взрослых, для настоящих ценителей нестандартной анимации, оставляющей после просмотра много вопросов и приятное ощущение подъема душевных сил.

    28 июля 2010 | 23:55

    «Тайна Келлс» — это именины сердца для визуала. Настолько красивого мультфильма я не видела очень давно — он легко оставляет позади и японские мультфильмы с их нежными, тщательно прорисованными задними планами, и американские ленты с их любовью к ярким краскам и роскошным пейзажам.

    «Тайна Келлс» невероятно хорошо нарисована. Особая прелесть в том, что это сделано не просто хорошо — это сделано стильно, в каждом кадре — ирландские мотивы. Причем, несмотря на единый стиль, там есть прямо диаметрально противоположные картины: залитый солнцем вековой лес, полный спокойной радости и природной красоты, и нападение викингов, которые выглядят практически демонами, единой темной монолитной силой.

    А вот с сюжетом хуже. С одной стороны, он довольно прямолинейный и простой. С другой — очень иносказательный. Разумеется, нельзя воспринимать его дословно, речь идет не об одной книге, на алтарь создания которой люди кладут свои жизни. Однако стоит заменить эту книгу на понятие искусства в целом, и всё сразу становится на свои места.

    В этом, пожалуй, и состоит основной минус «Тайны Келлс». Если взрослый легко поймет метафору, то ребенку, пожалуй, будет сложно объяснить, почему ради картинок в одной книжке человек может бросить, например, своих близких, особенно тогда, когда они ранены и находятся в опасности. Иными словами, мультфильм красочный, но детским его назвать сложно. Да и взрослым, привыкшим к прямолинейному Диснею, может быть скучно.

    8 из 10

    15 апреля 2015 | 21:44

    Это детский фильм, про становление мужской идентичности. Про то как надо преодолевать запреты, и как справляться со страхами, навеянными от наставников.

    Наш герой, маленький мальчик, но он растёт и делает то что другим не под силу. И даже когда его прямой наставник, аббат, не верит в его способности. Паренёк не отчаивается, а движется вперед. К победе и поискам себя.

    Он открывает удивительный лес с его магическими способностями, он открывает в себе силы, могущие разрушение иллюмината демона. Он преодолевая много трудностей, возвращается в аббатство уже как настоящий мужчина.

    25 февраля 2014 | 00:14

    С анимацией в последнее время дела обстоят не слишком то и хорошо, и проблема здесь вовсе не в том, что рисованные и кукольные мультфильмы нынче редкость, а наиболее популярны именно компьютерные. Просто во многих современных работах в данном жанре попросту нету души. И зачастую нету оригинальности, а лишь чужие идеи, пережёванные много-много раз. А мораль если и есть, то она или слишком явная и навязчивая, или наоборот, неясная и расплывчатая настолько, что даже взрослый зритель, не то чтоб ребенок, вряд ли что-то для себя вынесет.

    Тайна Келлс — анимационный фильм, сделанный при помощи флэш-анимации, который является приятным исключением среди череды многих других мультфильмов. Он красивый, оригинальный и неглупый. Правда, я вряд ли узнал бы о нем, не будь у него номинации на «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм». И, хоть и было изначально ясно, что победы ему, при таких-то конкурентах, не видать (а победили традиционно Pixar, со своим «Вверх»), но номинация сделала главное — обратила внимание зрителя на эту замечательную сказку.

    Здесь нам рассказывают историю 12-летнего послушника Брендана, который живет вместе с другими монахами за стенами аббатства Келлс. Они возводят высокие стены что бы защитится от викингов, сжигающих деревни и уничтожающих все вокруг. И однажды к ним приходит путник — легендарный иллюстратор Брат Эйдан, который бежал из своей деревни. Ему нужно укрытие, еда, постель, хотя есть у него и куда более важная задача — закончить книгу, которую он пишет, и которая и принесла ему высокую известность. И он выбирает мальчика к себе в помощники.

    С этого и начинается, собственно, сюжет. Мальчик выполняет поручения Эйдана, зачастую рискуя своей жизнью ради завершения книги, и открывает для себя много нового, приобретает опыт и знания. Сам же мультфильм в это время радует достойным техническим исполнением. Визуально — очень красиво и интересно, хоть и плоско (у нас тут все таки флеш-плеер и отсутствие огромного бюджета). Анимация приятная, красок много. Музыка лишь грамотно дополняет магическую, сказочную атмосферу.

    Но, как я и заявлял выше, этот мультфильм не просто красивый и необычный, но и неглупый, с ненавязчивой, легко читаемой моралью. И она сводится не только к тому, что книги — необходимая вещь, несущая в себе свет. «Тайна Келлс» также о том, что всегда стоит смотреть в будущее, а не только думать о настоящем. И о том, что двигать людьми в жизни должен не страх или ненависть, а стремление к познанию и самосовершенствованию. Что до моей оценки этому маленькому (продолжительность — жалкие 75 минут) шедевру, то она колеблется между 9 и 10, но я округлю ее в большую сторону.

    10 из 10

    1 сентября 2013 | 16:33

    Основной причиной подлинного расцвета мультипликации, который мы наблюдаем на рубеже веков, является, на мой взгляд, всё же не технический прорыв, в том числе в области компьютерной генерации образов. Аниматоры из разных стран одарили нас целым миром, поразив многообразием (по сути, преодолев превалирующее влияние диснеевской школы) художественных решений и с лёгкостью освоив большую форму (полный метр). Косвенным свидетельством серьёзности явления можно считать и введение специальной категории Американской академией кинематографических наук и искусств, в которую по итогам 2009-го года наконец-то попали пять произведений. Правда, «Тайна Келлс», очень скромно прошедшая в заокеанском прокате (где кассовые сборы составили $0,686 млн.; немногим больше ($0,921 млн.) они оказались и во Франции, что для покрытия производственных затрат в €6,5 млн., конечно, недостаточно), всё же уступила заветную статуэтку картине «Вверх» (созданной в Голливуде и пользовавшейся немалым зрительским спросом), хотя и с успехом демонстрировалась на ряде киносмотров.

    Дебютант Томм Мур и сорежиссёр Нора Тауми покоряют продуманным и богатым изобразительным решением, в котором угадывается влияние средневековой иконописи и, разумеется, иллюстраций самой Книги Келлс — манускрипта, посвящённого событиям четырёх новозаветных Евангелий и считающегося величайшим культурным раритетом Ирландии. По ассоциации вспоминается такой уникальный эстетический эксперимент, как «Сеча при Керженце» /1971/ Ивана Иванова-Вано и Юрия Норштейна, вдохновлённый фресковой живописью XIV-XVI веков. Но духом эпохи пронизан, создаётся впечатление, не только каждый кадр: огромное значение имеет своеобычный ритм повествования, задаваемый музыкой Брюно Куле, тоже, судя по всему, искусно стилизованной. И даже присутствие столь необычного персонажа, как плутоватый белый кот Пангур Бан не следует поспешно объявлять подражанием тому же Диснею или Хаяо Миядзаки (Дзи-Дзи в «Ведьминой службе доставке» /1989/), поскольку материализовался из ирландской поэмы, сочинённой неизвестным монахом в IX столетии, которая служит фоном для заключительных титров.

    «Тайна Келлс» продолжает традицию вдумчивого, уважительного постижения культурного наследия Средневековья, преодолевая устаревшие представления о беспросветной жестокости и отсталости того времени. Авторам удаётся передать остроту бытийного конфликта, в котором стремление к самосохранению, элементарному выживанию перед угрозой извне, парадоксальным образом сочетается в сознании просвещённых монахов с глубинной жаждой знаний, с тягой к прекрасному, а христианство переплетается с языческими верованиями, персонифицированными в таинственной девочке-фее Эшлинь. И подобно выдающемуся произведению признанного медиевиста Умберто Эко (кстати, блестяще экранизированному) работа Мура и Тауми завершается высоким посланием, обращённым — хочется сказать, сквозь тьму веков — в современность, звучащим волнующе и как никогда актуально.

    8 из 10

    22 сентября 2012 | 16:26

    Решил недавно ознакомиться с данным мультфильмом. Сильно понравилась последняя работа Томма Мура, посему и данное его творение упускать я не решился.

    И теперь хочу сказать вам, что думаю по поводу «Тайна Келлс».

    Сюжет довольно не обычен, что радует. Конечно, случаев, когда основное действие разворачивается вокруг той или иной книги, можно счесть много, посему в данной ипостаси тут ничего нового. Но вот время и антураж, в котором это всё выполнено — ох, такого мне ещё видеть не приходилось. Нам рассказывают историю мальчика Брендана, живущего в эпоху, когда Викинги нападали на селения да города по всему миру, оставляя за собой лишь кучи пепла и горестные сердца выжавших. Собственно, эти «Сыны Войны» и являются здесь главными антагонистами. Так вот, наш главный герой, то бишь Брендан, мечтает оформлять рукописные труды. А главной целью он избрал величайшую книгу тех времён — Книгу Иона. Но для особой книги — особые чернила. И вот, чтобы раздобыть их, он отправляется в «небольшое» путешествие за Стены города Келлс, в дремучий лес, где встречается девочку — Хозяйку леса…

    Это даже не сюжет скорее. Так просто начинается мультфильм. А дальше я больше ничего говорить не буду, потому как желаю сообщить, что считаю: вам нужно посмотреть данное творение.

    Оно меня ни в коем случае не разочаровало.

    Первая работа Томма, для меня, столь же хороша, как и его «Песнь моря».

    Она также наполнена этим всепроникающим волшебством, которым прямо таки лучится картинка. Всё визуальное оформление хронометража выполнена в таком ключе, чтобы зритель, по большей мере ребёнок, ни на секунду не потерял ощущения сказочности, чего-то неприкасаемо чудесного, такого яркого и незабываемого. И это работает! Например я почти ни разу не «терял» атмосферы за все 75 минут.

    Мультфильм подаёт правильные идеи и мысли под правильным и понятным, что важно, «углом». Красоту природы, значимость книг, необходимость имения истинных, искренних друзей, что всегда помогут как действием, так и советом — на данные темы мультфильм «рассуждает» и «общается» со зрителем, раскрывая их, давая сделать выбор. По-моему — это правильно и очень хорошо, особенно если вспомнить, для какой аудитории подобное создаётся.

    Да, может не всё тут будет приемлемо для детей. Как, например, я не думаю, что некоторые особенно мрачные сцены с Викингами стоит показывать особо маленьким зрителям, или же метафоры со сражениями во тьме со своими собственными страхами, существующими в воображении, будут понятны этим самым зрителям… Но всё-таки подобного здесь совсем немного, даже более скажу: мизер, еле-еле заметный. А вот что довольно заметно, так это будто некая не законченность. Ну, хотя здесь спорный случай, ибо идёт и «открытый» финал для некоторых, и не завершённая история для других. Посему именно в данном пункте всё зависит от зрителя. Кому-то захочется фантазировать на эту тему дальше, а кто-то возжелает большей конкретики — и вряд ли это зависит от возраста. К кому отношусь я? Думаю, больше всё-таки к первым.

    Почему?

    Потому что мне не хочется покидать столь волшебный мир. Да, наверное я бестолковый мечтатель, но ведь всем надо хоть иногда помечтать — этот мультфильм просто «разворачивает» перед вами столь благодатную почву для подобного деяния, что волей не волей, а в «облаках витать» начинаешь… По крайней мере так было со мной.

    В общем. «Тайна Келлс» — это прекрасный мультфильм, имеющий свой особый, волшебный в исполнении стиль, а также наполненный дельным, понятным каждому, смыслом. Я ещё не раз его пересмотрю — это точно. Вам же я советую его посмотреть, коль не видели. А коль видели — вам уже решать…

    P.S. Что ж. Оба творения Мура меня очень и очень порадовали, потому буду ждать очередных его работ. Уверен: он ещё не раз себя покажет. Спасибо за внимание.

    28 июля 2015 | 23:56

    Мультфильм вызывает восхищение и море удовольствия от просмотра, но об этом чуток попозже, давайте все по порядку…

    О чем мульт или краткий пересказ

    На дворе 9 век нашей эры, в Ирландии все бы до отлично, жили бы все хорошо да счастливо, но вот есть одна небольшая загвоздка — Викинги. Везде где они не пройдут наступает полное разрушение и смерть всего живого в округе, это что-то вроде чумы, которые не знают как остановить. Но эта истории немного о другом, в лесной глуши есть небольшая деревенька, где все под руководством Настоятеля отстаивают круговую стену, в надежде что это остановит Викингов.

    У настоятеля есть племянник, который еще совсем юный ребятишка, жизнь которого начинает кардинально меняться с приездом знаменитого иллюстратора Брата Эйдана. Который замечает скрытый талант иллюстрирования в мальчишке, и начинает потихоньку подталкивать Брендана на раскрытие его таланта. Самому же мальчишке это становится тоже интересно, но чтобы обучаться мастерству, ему приходится нарушать различные запреты и нарушать правила, тут то и начинаются приключения…

    Восхищение да и только

    Данный мультфильм по «Интересности» переплюнет как минимум половину полнометражных мультфильмов с многомиллионным бюджетом вышедших на большой экран. Поэтому сравнивать его с различными 3D мультяшками большого экрана, нет никого желания, им до него еще ой как далеко. Однако по ощущениям и эмоциям можно вполне сравнимо с короткометражными мультфильмами, которые всего 5-6 минут могут вызвать огромное количество радости, или грусти, ненависти или восхищения. Тут же это длиться почти полтора часа.

    Отличная компоновка всех достоинств правильно передает эмоции и ощущения, но самое главное что мне понравилось, это то что они могут быстро их менять, с одних на другие, и это вполне неплохо получается.

    Сюжет

    К сожалению сюжет большинства мультфильмов настолько предсказуем и убог, что смотря эти мультфильмы можно около 90% действий персонажей сидеть и предугадывать без каких-либо проблем.

    Но выше написанное никак не относиться к данному мультфильму, да сюжет не удивит вас очень сильной запутанной историей, но он и не убог, я бы сказал что это некая золотая середина. Он прост, но он вас не разочарует.

    Впечатления

    Мультфильм отличный, однако мне кажется дети до 11-12 лет, могут просто не полностью понять мультфильм. Так же хотелось бы отметить что по моему лучше его смотреть дома одному, или в небольшой компании, чем в кинотеатре на большом экране.

    9 из 10

    29 марта 2010 | 16:35

    Есть старый фантастический рассказ о том, как в далеком будущем молодой супружеской паре врачи предрекли, что, судя по данным генетического анализа их дочь будет гениальным музыкантом. Кем она и стала. Чтобы возненавидеть музыку, которой ее пичкали с детства. Чтобы, освободившись от родительской опеки, уже никогда больше не играть. И, наконец, чтобы стать единственным человеком, способным услышать звуки льющиеся из космоса и написать их. Выбор всегда за нами, но зачастую, мы не в праве выбирать. Талант — это и проклятие.

    Фильм — пестрая смесь символов, порой легко угадываемых, а иногда оставляющих в сознании только смутный образ чувства. Чувства Зла, Добра, Справедливости и многих, многих других, граница между которыми, зачастую, так тонка и расплывчата, что переступить черту ничего не стоит. Краски, музыка — все преследует одну цель — никакой цели. Книгу можно сохранить, можно уничтожить. И в том, и в другом случае найдутся те, кто будет счастлив. Можно прятаться, можно бежать, можно убивать во благо, можно просто рисовать — иной раз кисть сильнее клинка. Противоречия всюду. Это — реальная жизнь, которой нигде не бывает так много как в сказке. Смотрите. Живите. Выбирайте.

    27 февраля 2012 | 22:56

    Страх смерти, страх одиночества, страх нищеты или критики…

    Можно бесконечно долго перечислять все то, что отравляет жизнь, и как ни странно, вносит в неё — ценность. У каждого есть это нечто — что сидит где-то в районе сердца еще со времён детских кошмаров и периодически напоминает о себе и мучает. Но не все потеряно! Есть способ победить свой страх — для этого достаточно взглянуть ему в глаза. Как?..

    «Ты должен внести Свет во Тьму»

    У маленького мальчика Брендана хватило мужества. И его наградой за это стал талант художника.

    На протяжении просмотра всей этой картины — не покидает ощущение иллюзорности. Да ведь это же сон! Детский. Порою страшный в своих чудовищных и зловещих проявлениях, как самые темные мысли или безумная черная пустота под кроватью. Порою добрый и светлый, как объятие лучшего друга. Или то самое чувство, что рождается в груди, когда созерцаешь что-то безумно красивое.

    Понимаете? Четкое разделение на добро и зло, на хорошее и плохое, белое и черное. Свойственно только и только — детской душе.

    Поэтому, если Ваш внутренний ребенок уже вырос, не смотрите этот мультфильм, он не для Вас.

    А теперь, что касается сюжета. Ирландия 9-го века. Именно такая, которую донесли до нас легенды и сказания. То есть — сказочная. Сказочный лес, красочный мир. И маленький мальчик 12 лет, искренно жаждущий приключений, а правильнее было бы сказать, пытающийся найти себя. Воспитанный его дядей — авторитетным Настоятелем аббатства, строгим, несколько жестоким. Как потом выясняется, еще и способным пожертвовать собой, чтобы защитить тех, кто ему дорог. И да! Какая Ирландия без волшебства? Приготовьтесь встретиться с лесной феей, с неким древним Змеем, живущим, как и положено, в мраке темной пещеры, с волшебством древней Книги «несущей свет людям» — в это тяжелое время нашествия викингов, олицетворяющих собою разрушающее зло.

    Угловатая и необычная (и всего лишь 2D!) анимация поначалу режет глаза и кажется чуть ли не уродливой, и уж точно совсем не естественной и вымученной. Но только поначалу! Поражает богатство красок, когда настолько привычное для нас дерево или даже лицо человека — теряя свою обычную форму — приобретает намного большее за счет правильно подобранной гаммы. Ту самую сказочность, которую ищет каждый ребенок. И здесь находит.

    Тревожная, волшебная кельтская музыка — за это отдельное спасибо французскому композитору Бруно Куле.

    Не люблю длинно строчить. В этом фильме затрагивается слишком много важных тем. Проблема справедливости и самопожертвования, поиска художественного таланта, проблема дружбы и элементарного послушания старшим…

    Выбирать Вам. И мечтать тоже.

    10 из 10

    29 января 2013 | 23:50

    Тонкими линиями, кельтскими узорами, вне законов перспективы, отменяя стройность пространства, молодые ирландские режиссеры Мур и Твоми создали независимый анимационный фильм, который стал в один ряд с пиксаровским «Вверх». Обе картины были представлены на «Оскаре-2010», и киноакадемики по привычке выбрали насквозь рыночное, со всех сторон объемное и вполне миленькое детище студийного гиганта. Но «Тайна Келлс» вовсе не нуждается в признании миллионов, ибо это такая вещь в себе, обращающаяся к событиям столь давним, что они уже кажутся фантастическими.

    Картина фактически реконструирует историю создания Келлской книги — одного из самых значительных памятников христианской культуры IX века. Однако сейчас известно только, где и, возможно, кто ее написал, сведения же о событиях, сопутствовавших этому, весьма смутны и даны только в общей панораме эпохи. От нее же и отталкивается сюжет. Земля охвачена пламенем и залита кровью норманнских набегов.

    Люди спасаются в последней цитадели — аббатстве Келлс. Его настоятель строит огромную защитную стену. Главный герой, юный монах Брендан, очень боится выходить за пределы монастыря. Однажды туда прибывает старик Эйдан, который на острове Ионы начал иллюстрировать книгу Евангелий. Для того чтобы завершить эту работу Брендан вынужден выйти за ворота Келлс и отправиться в лес на поиски чернильных орешков, из которых Эйдан должен сделать зеленую краску. По пути на Брендана нападает стая волков, но фея Эшли спасает его и помогает найти нужное растение.

    Стиль анимации сродни наскальным рисункам, примитивным, возможно, аляповатым. Однако в них чувствуется воздух древности. Так же и «Тайна Келлс», вышедшая всего пару лет назад, подобна старой гравюре, от которой веет мудростью времен. И забавный, часто гротескный, очень сказочный сюжет как раз способствует отстраненному взгляду на минувшее. С другой стороны на фильм накатывает языческая волна. Она проникает на экран тонкой вязью кельтских узоров, вездесущей магией, мрачными поверьями и волшебным действом. Тут становится совершенно непонятно, как теми же простыми картинками, которыми показана, например, погоня за гусем, авторам удается создавать ощущение ирреальности, пограничности бытия, лежащего между миров, перетекающих друг в друга тихой песней и парящими духами.

    «Тайна Келлс» с детской искренностью, сюрреалистической графикой и веселым задором существует одновременно в трех измерениях. Бытовой юмор соседствует с исторической трагедией, а между ними пролегают народные сказания. Именно эта тройственность как в анимации, так и в содержании составляет поразительное обаяние фильма. В выводе же — неоспоримое: не только высокие стены и острые мечи спасли культуру Европы, ее сохранили люди, в которых все-таки было что-то святое. И, пожалуй, эта человеческая святость куда выше святости богов.

    Келлская книга относится к так называемым иллюминированным Евангелиям, которые имели богатую обложку и сложно расписанные страницы. Они хранились на алтарях и читались во время торжественных богослужений. Но чаще всего священник не считывал текст с книги, а произносил его по памяти. Сама же книга служила величественным и прекрасным декором. Тем более в иллюминированных рукописях иногда не дописывали строки и никогда не проставляли главы. Интересно, что это же преобладание символа над практическими приспособлениями проявилось и в мультфильме. Аббат воздвигает неприступные стены, которые могут стать реальной защитой от норманнов, а молодой монах одержим написанием книги, способной дать людям надежду и спасительную веру. «Тайна…» прочно связана с рисунками Келлской книги. Некоторые кадры мультфильма отсылают к конкретным фолио (листам), другие же переносят изображения рукописи на экран.

    2 мая 2011 | 12:49

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>